Оглавление
Встреча с Алексеем Грибовым
Конечно, выбраться молодому человеку из провинции было непросто. Определяющей в биографии актера Андрея Мартынова стала встреча с актером Алексеем Грибовым из МХАТ, который приехал в Иваново с гастролями.
Герою нашей статьи в тот момент было 16 лет. Он лично явился к знаменитости в гостиницу, попросив о прослушивании. Поразившись дерзости мальчишки, столичный гость не отказал.
В назначенный час Андрей пришел с подготовленным монологом. Грибов даже не стал его дослушивать, спросив, понимает ли школьник смысл текста. Парень принялся убеждать, что так и есть, но был неубедителен.
Грибов взял дело в свои руки, продемонстрировав, как на самом деле нужно было исполнить этот монолог. Настырный юноша ему понравился, поэтому мэтр поделился с ним несколькими профессиональными секретами. Для Мартынова эта встреча имела решающее значение. Общение со знаменитостью вдохновило его, дало веру в свои силы.
Запомнил ее и Грибов. Вскоре после возвращения в Москву он прислал Андрею телеграмму, приглашая попробовать себя на вступительных экзаменах.
Послеперестроечное время
После перестройки, казалось бы, актер не становится менее востребованным. Его роли: Виктор в «Телохранителе» (1991 г.), музыкант Троицкий в «Крысином углу» (1992 г.), журналист Павел в «Твоя воля, Господи!» (1993 г.). Он снимается и в иностранных фильмах: венгерском «Хомо новус» (1990 г.), в роли официанта во французском «Джой в Москве» (1992 г.), турецком «Вагоне» (1993 г.). Его приглашают и украинские режиссеры на роли Лерика в «Игре всерьез» (1992 г.) и Виктора в «Золоте партии» (1993 г.). Но постепенно поток ролей становится все меньше и меньше, и все это уже не сравнится с той огромной популярностью, которая была у Александра Сергеевича ранее.
В 1999 году Мартынов принимает участие в фильме «Поворот ключа», в 2002 году — в «Ледниковом периоде», а в 2008 году — в роли олигарха Реутова в продолжении детектива «Псевдоним Албанец-2».
Громкий скандал в театре
Неприятный инцидент, так сильно повлиявший на судьбу актера, произошел в 1994 году. Тогда режиссер Андрей Гончаров ставил в театре спектакль по пьесе Островского «Бешеные деньги». Были задействованы звездные артисты: Наталья Гундарева, Александр Лазарев, Армен Джигарханян. У Александра Мартынова была главная роль.
Полным ходом шли репетиции, ожидалась премьера. Билеты были распроданы. Режиссер проводил финальную репетицию. Собрались все, кроме Мартынова. Попытки связаться с ним ни к чему не привели – актер просто не брал трубку. За три часа до начала показа вызвали актера Лобоцкого, который должен был заменить Мартынова.
Черный топ или блузка — новый яркий тренд на весну 2021: просто и стильно
Исследование показало, что человекоподобные инопланетяне могут быть на Земле
«Пришел мужик в СССР покупать автомобиль»: смешной советский анекдот
У главного героя в этой постановке много диалогов. Но Лобоцкий справился с ролью блестяще. Спектакль был спасен.
Мартынов появился в театре лишь спустя несколько дней. Он как ни в чем не бывало заявился в кабинет к Гончарову и представил ему свою версию столь стремительного исчезновения. Он сказал, что ездил в Швейцарию, чтобы заключить контракт с Голливудом на съемки. Чаша терпения режиссера была переполнена. Он всегда уважал актера. Но здесь Гончаров рассвирепел и велел его уволить. Больше о Мартынове в театре никто не слышал.
Фильмы
Первые роли в кино Александр Мартынов сыграл в студенческие годы. Ему достались яркие образы в исторической драме режиссера Исидора Анненского «Татьянин день» с Людмилой Максаковой в главной роли, в детском детективе «Пассажир с «Экватора» и драме «Трое». Вкус славы артист ощутил в 1972 году, когда покинул стены Школы-студии МХАТ. Александру предложили сняться в спортивной драме Валерия Кремнева «Право на прыжок».
→ Александр Мартынов в фильме «Право на прыжок»
В увлекательном фильме, музыку к которому написал Альфред Шнитке, Александру Мартынову досталась главная роль – легендарного олимпийского чемпиона по прыжкам в высоту Виктора Мотыля. В кинодраме, вышедшей на широкие экраны в апреле 1972 года, собрался цвет советского кинематографа. В ленте снялись Татьяна Васильева, Владимир Заманский, Юрий Соломин, Ивар Калныньш.
Спустя два года зрители увидели Александра Мартынова в военном 5-серийном детективе Юрия Кавтарадзе «Совесть»: актер сыграл главного персонажа – следователя Ковецкого. Вместе с ним на экране появились Всеволод Сафонов, Анатолий Ромашин и Дальвин Щербаков.
→ Александр Мартынов в фильме «Антонина Брагина»
Среди заметных телепроектов 1970-х годов, в которых задействован Мартынов, — спортивная драма «Такая она, игра», телеспектакль «Чао!», поставленный Александром Ширвиндтом, и драма «Антонина Брагина». В производственной драме «Пробивной человек» Александр Мартынов сыграл главного персонажа Сергея Петухова, начальника автобазы.
1980-е артист открыл главными ролями в короткометражке «Гость» и мосфильмовском детективе «Расследование», где собрались звезды советского кино Андрей Мягков, Владимир Самойлов и Михаил Кононов. Женская половина актерской труппы представлена Натальей Фатеевой, Ларисой Удовиченко и Майей Булгаковой.
→ Александр Мартынов в фильме «Миллионы Ферфакса»
В начале 1980-ых на экраны вышли культовая мелодрама Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» и 3-серийный детектив «Петля». В первом фильме в героя Мартынова – комбата Миронова – влюблена героиня Натальи Андрейченко. Романтический сюжет, вплетенный в военную драму, привнес в картину яркие ноты.
В середине 1980 годов зрители увидели еще два ярких проекта, где появился Александр Мартынов. В ноябре 1985-го, в Праге состоялась премьера 4-серийной военной драмы «Битва за Москву» режиссера и сценариста Юрия Озерова. Актер сыграл командующего Западным военным округом Ивана Копеца. В следующем году драму увидели в Берлине. Это наиболее яркая роль Александра Сергеевича в 1980-ых.
→ Александр Мартынов в фильме «Битва за Москву»
В том же 1985-ом зрители посмотрели социальную драму «Дикий хмель». Мартынову досталась центральная роль – редактора фабричной газеты Бурова. Трудные для страны и кинематографа 1990-е сказались на занятости актера в кино: фильмография Александра Мартынова прирастает новыми проектами лишь в начале 1990-ых. Артист снялся в эпизоде культовой комедии «Кин-Дза-Дза!», мелодраме «Темные аллеи», детективе «Убийство на Ждановской».
Кинодрама «Твоя воля, господи!» и сериал Юрия Озерова «Трагедия века» вышли на телеэкраны в 1993 году. В первой ленте Мартынов сыграл повесу-журналиста, у которого развиваются непростые отношения с героиней Светланы Рябовой. Во второй режиссер собрал созвездие актеров. Михаил Ульянов, Николай Олялин, Юрий Яковлев, Эммануил Виторган и Лев Дуров – лишь часть актерской труппы фильма.
→ Александр Мартынов в фильме «Твоя воля, господи!»
В новом веке любимый миллионами актер ушел в тень. Его преданным поклонникам остается лишь вспоминать о блистательной игре и замечательных фильмах с участием Александра Мартынова. В 2008 году артист порадовал телезрителей появлением в сериале «Псевдоним «Албанец». Мартынов появился во втором сезоне проекта, сыграв олигарха Андрея Реутова.
Театральная карьера
В 1973 году Александр Мартынов поступил на службу в театр имени В. Маяковского. Здесь он работал вплоть до 1994 года. Ему довелось сыграть десятки ярких и запоминающихся ролей. В частности, ему достались ключевые образы в постановках «Родственники», «Беседа с Сократом» и «Соловьиная ночь».
Самый известный спектакль с участием артиста — «Кошка на раскаленной крыше». В нем он сыграл вместе с Аллой Батлер и Светланой Немоляевой. Режиссеры-постановщики Андрей Гончаров и Юрий Иоффе создали настоящее чудо! Спектакль пользовался огромным успехом у театралов. Впоследствии его экранизировали и показали всей многомиллионной аудитории Советского Союза. Это закрепило успех нашего героя на театральном поприще.
Далее последовали работы в постановках «Рудин», «Ярость», «Москва. Чистые пруды» и других. Для многих Александр стал любимым актером. Он с удовольствием демонстрировал свой талант перед театральной публикой.
Фильмы
Мало кому удается начать творческую биографию с шедевра, однако Мартынов в числе таких счастливчиков. В борьбе за главную роль в фильме «…А зори здесь тихие» начинающий артист обошел Георгия Юматова и Вячеслава Тихонова. Первый не вписался в типаж героя, а второго увела Татьяна Лиознова сниматься в «Семнадцати мгновениях весны». Кандидатуру Мартынова поначалу не одобрил сам Васильев, но последнее слово осталось за постановщиком Станиславом Ростоцким.
На съемочной площадке Андрей работал с сокурсницей Ольгой Остроумовой и коллегой по Московскому ТЮЗу Екатериной Марковой, сыгравшей Галю Четвертак. Позднее режиссер предложил Мартынову роль в картине «Белый Бим Черное Ухо».
«Зори» имели оглушительный успех, заняли призовое место на Венецианском фестивале, а «Оскар» уступили только картине «Скромное обаяние буржуазии» Луиса Бунюэля.
Новую волну популярности актеру принес образ Кирьяна Инютина в одном из первых советских сериалов «Вечный зов». На этот раз худсовет утвердил Андрея без проб. Съемки проходили в глухой башкирской тайге, и местные хулиганы воспользовались отсутствием благ цивилизации — напали на Мартынова в темноте и пытались ограбить. В течение нескольких дней гримерам приходилось старательно прятать следы побоев на его лице.
Мучился артист не напрасно. Зрители завалили студию письмами с требованием снять продолжение. Немалых усилий стоило Андрею сыграть в 2-й части безногого инвалида. Перед сценой собирания милостыни в поезде он даже выпил немного алкоголя, чтобы совладать с эмоциями.
Впоследствии фильмографию Мартынова дополнили детектив «Следствие ведут ЗнаТоКи. Несчастный случай», социальная драма «Последний шанс», историческая лента «Василий Буслаев», мелодрама «Мы жили по соседству».
КГБ СССР вручил ему ведомственную награду за работу в приключенческой ленте «Синдикат-2», Госпремию имени братьев Васильевых актер получил за исполнение главной роли в драме «Факты минувшего дня».
Еще одна знаковая работа — в эпопее Юрия Озерова «Битва за Москву». Андрей перевоплощался в Малюту Скуратова в фильме «Царь Иван Грозный», спасителя Ким Ир Сена в военной картине «Секунда на подвиг», физика-ядерщика в байопике «Николай Вавилов».
С возрастом ставшему солидным мужчине (рост 174 см, вес 85 кг) поручали роли министров, генералов, как в «Ледниковом периоде», «Черной метке», «На углу у Патриарших».
В 90-е Мартынов занялся озвучиванием иностранных лент. Eго голосом говорят Лиам Нисон, Брайан Кокс, Филипп Нуаре, Робби Колтрейн, Джефф Бриджес и еще десятки звезд Голливуда и европейского кинематографа.
По словам коллег-ровесников, Андрей Леонидович — человек необычайно эрудированный, прекрасно знающий историю, особенно военную. Сам он говорил, что не любит современное российское кино за «бутафорию, невежество, заштампованность и нежелание режиссеров выходить за привычные рамки».
Наверное, поэтому актер соглашается участвовать в проектах, имеющих серьезную литературную или исследовательскую основу. В 2004 году Мартынов снялся в приключенческой картине «Богатство», экранизации романа Валентина Пикуля, с Олегом Табаковым и Сергеем Никоненко в главных ролях.
Спустя 6 лет Андрей Леонидович принял приглашение Виктора Мережко «поиграть лицом» в драме «Сонька. Продолжение легенды». Это 2-я часть сериала о знаменитой воровке Соньке Золотой ручке. Правда, режиссер отметил, что название фильма себя оправдывает. Жизнь женщины по возвращении с каторги, ее отношения со взрослыми дочерьми — выдумка.
Фильмы
Первым фильмом в карьере Александра Сергеевича стал «Татьянин день», снятый в 1967 г. В следующем году он участвовал в съемках художественной ленты «Пассажир с «Экватора», исполнив роль вожатого.
В 1970 г. Мартынову досталась одна из основных ролей в картине «Трое». В ней рассказывалось о жизни трех парней, каждый из которых выбрал свой жизненный путь.
Спустя 2 года Александра утвердили на главную роль в фильме «Право на прыжок». Ему удалось великолепно сыграть чемпиона по прыжкам в высоту, который однажды попал в автомобильную аварию.
Его герой нашел в себе силы, чтобы восстановиться от травм и отправиться на чемпионат мира.
В 1974 г. Александр Мартынов снялся в детективном мини-сериале «Совесть», где ему вновь досталась основная роль. На этот раз он преобразился в инспектора МУРа. После этого актер участвовал в съемках еще нескольких фильмов, играя второстепенных персонажей.
В 1980 г. Мартынов появился в детективе «Расследование». В этой картине снимались такие артисты как Андрей Мягков, Наталья Фатеева и Герман Качин.
Спустя 3 года состоялась премьера культовой мелодрамы «Военно-полевой роман», в которой он сыграл майора Миронова.
Позже Александр Сергеевич снялся в военной драме «Битва за Москву» в роли генерала Копеца. Эта картина получила настолько большую популярность, что была показана в Берлине.
После этого Мартынов получил основную роль в драме «Дикий хмель», сыграв редактора газеты Андрея Бурова.
После распада СССР многие актеры остались без работы, поскольку страна переживала не самые лучшие времена. Тем не менее, в период биогарфии 1991-1993 гг. Мартынов снялся в 11 картинах, в числе которых были «Темные аллеи», «Игра всерьез» и «Дрянь».
После участия в телесериале «Поворот ключа», вышедшего на экраны в 1999 г., актер исчез из кинематографа почти на 10 лет.
В 2008 г. телезрители увидели Александра Мартынова во втором сезоне многосерийной ленты «Псевдоним «Албанец», в образе олигарха Андрея Реутова.
Факты, указывающие на предумышленное убийство
Патологоанатомы из НИИ Склифосовского заключили, что во рту у Евгения Мартынова было обнаружено немалое количество нашатырного спирта. Но ведь его же не пьют! Для приведения человека в чувство достаточно капельки нашатыря на кусочке ваты, а у певца одежда прямо-таки источала резкий запах аммиака! Однако в заключении о причине смерти указана сердечная недостаточность.
Брат покойного сделал вывод, что Евгений Мартынов умер именно от отравления:
«Причиной плохого самочувствия Жени послужило то, что его умышленно отравили. Может, водка попалась «паленая», или же в рюмку ему чего-то добавили, чтобы он отрубился и его можно было обчистить. До приезда милиционеров брат все еще дышал и нужно было просто вызвать скорую, а не проводить неумелую реанимацию. Разве можно было вливать в живого человека нашатырь вместо того, чтобы просто дать понюхать?! Неужели они не знали, что аммиак вызывает сильнейший отек слизистой оболочки, блокируя дыхательные пути?!».
Фильмография
Фильмы с участием Андрея Мартынова:
1972 — А зори здесь тихие
1973 — Следствие ведут ЗнаТоКи
Несчастный случай
1973 — Вечный зов
1973 — Топчанская республика
1976 — Город с утра до полуночи
1977 — Белый Бим Чёрное ухо
1978 — Последний шанс
1978 — Капитанская дочка
1978 — Исчезновение
1981 — Крепыш
1981 — Гори гори ясно
1981 — Через Гоби и Хинган
1981 — Факты минувшего дня
1981 — Синдикат-2
1982 — Василий Буслаев
1982 — Владивосток, год 1918
1982 — Мы жили по соседству
1982 — Безумный день инженера Баркасова
1983 — Здесь твой фронт
1984 — Через все годы
1984 — Сильная личность из 2 «А»
1984 — Без права на провал
1985 — Битва за Москву
1985 — Внимание! Всем постам…
1985 — Секунда на подвиг
1988 — Гулящие люди
1990 — Николай Вавилов
1991 — Непредвиденные визиты
1991 — Царь Иван Грозный
1992 — Удачи вам, господа!
1997 — Волшебный портрет
1997 — Царевич Алексей
1998 — Му-му
1999 — Президент и его внучка
2002 — Ледниковый период
2003 — На углу, у Патриарших-3
2003 — Не привыкайте к чудесам
2003 — Чёрная метка
2004 — Богатство
2010 — Сонька. Продолжение легенды
Детство и юность
Александр Мартынов родился 25 июля 1948 года в Кишиневе. Еще в раннем возрасте у него наблюдались артистические способности.
Несмотря на то, что никто из членов его семьи не интересовался театральным искусством, сам он неоднократно участвовал в школьных спектаклях и прочей художественной самодеятельности.
Окончив школу, Александр поступил в МГУ на географический факультет. Будучи студентом университета, он часто посещал московские театры.
В данный период биографии Мартынов серьезно размышлял о своем будущем, в котором видел себя только актером. После окончания МГУ он решил поступить в Школу-студию МХАТ, где учился до 1972 г.
Фильмы
Первые роли в кино Александр Мартынов сыграл в студенческие годы. Ему достались яркие образы в исторической драме режиссера Исидора Анненского «Татьянин день» с Людмилой Максаковой в главной роли, в детском детективе «Пассажир с «Экватора» и драме «Трое». Вкус славы артист ощутил в 1972 году, когда покинул стены Школы-студии МХАТ. Александру предложили сняться в спортивной драме Валерия Кремнева «Право на прыжок».
Александр Мартынов в фильме «Право на прыжок»
В увлекательном фильме, музыку к которому написал Альфред Шнитке, Александру Мартынову досталась главная роль – легендарного олимпийского чемпиона по прыжкам в высоту Виктора Мотыля. В кинодраме, вышедшей на широкие экраны в апреле 1972 года, собрался цвет советского кинематографа. В ленте снялись Татьяна Васильева, Владимир Заманский, Юрий Соломин, Ивар Калныньш.
Спустя два года зрители увидели Александра Мартынова в военном 5-серийном детективе Юрия Кавтарадзе «Совесть»: актер сыграл главного персонажа – следователя Ковецкого. Вместе с ним на экране появились Всеволод Сафонов, Анатолий Ромашин и Дальвин Щербаков.
Александр Мартынов в фильме «Антонина Брагина»
Среди заметных телепроектов 1970-х годов, в которых задействован Мартынов, — спортивная драма «Такая она, игра», телеспектакль «Чао!», поставленный Александром Ширвиндтом, и драма «Антонина Брагина». В производственной драме «Пробивной человек» Александр Мартынов сыграл главного персонажа Сергея Петухова, начальника автобазы.
1980-е артист открыл главными ролями в короткометражке «Гость» и мосфильмовском детективе «Расследование», где собрались звезды советского кино Андрей Мягков, Владимир Самойлов и Михаил Кононов. Женская половина актерской труппы представлена Натальей Фатеевой, Ларисой Удовиченко и Майей Булгаковой.
Александр Мартынов в фильме «Миллионы Ферфакса»
В начале 1980-ых на экраны вышли культовая мелодрама Петра Тодоровского «Военно-полевой роман» и 3-серийный детектив «Петля». В первом фильме в героя Мартынова – комбата Миронова – влюблена героиня Натальи Андрейченко. Романтический сюжет, вплетенный в военную драму, привнес в картину яркие ноты.
В середине 1980 годов зрители увидели еще два ярких проекта, где появился Александр Мартынов. В ноябре 1985-го, в Праге состоялась премьера 4-серийной военной драмы «Битва за Москву» режиссера и сценариста Юрия Озерова. Актер сыграл командующего Западным военным округом Ивана Копеца. В следующем году драму увидели в Берлине. Это наиболее яркая роль Александра Сергеевича в 1980-ых.
Александр Мартынов в фильме «Битва за Москву»
В том же 1985-ом зрители посмотрели социальную драму «Дикий хмель». Мартынову досталась центральная роль – редактора фабричной газеты Бурова. Трудные для страны и кинематографа 1990-е сказались на занятости актера в кино: фильмография Александра Мартынова прирастает новыми проектами лишь в начале 1990-ых. Артист снялся в эпизоде культовой комедии «Кин-Дза-Дза!», мелодраме «Темные аллеи», детективе «Убийство на Ждановской».
Кинодрама «Твоя воля, господи!» и сериал Юрия Озерова «Трагедия века» вышли на телеэкраны в 1993 году. В первой ленте Мартынов сыграл повесу-журналиста, у которого развиваются непростые отношения с героиней Светланы Рябовой. Во второй режиссер собрал созвездие актеров. Михаил Ульянов, Николай Олялин, Юрий Яковлев, Эммануил Виторган и Лев Дуров – лишь часть актерской труппы фильма.
Александр Мартынов в фильме «Твоя воля, господи!»
В новом веке любимый миллионами актер ушел в тень. Его преданным поклонникам остается лишь вспоминать о блистательной игре и замечательных фильмах с участием Александра Мартынова. В 2008 году артист порадовал телезрителей появлением в сериале «Псевдоним «Албанец». Мартынов появился во втором сезоне проекта, сыграв олигарха Андрея Реутова.
Гастроли МХАТа
Поворотным моментом в биографии актера Андрея Мартынова стали гастроли труппы МХАТа, которые приехали в Иваново во главе с народным артистом СССР Алексеем Грибовым.
В тот момент герою нашей статьи было 16 лет. Он набрался решительности, чтобы позвонить Грибову в гостиницу, попросить организовать ему прослушивание. Опытный актер, много повидавший в своей жизни, был поражен такой дерзостью и согласился.
Мартынов с подготовленным заранее монологом пришел к московскому гостю и начал зачитывать материал. Грибов вскоре прервал Андрея, спросив, понимает ли тот текст, который перед ним разыгрывает. Убедить в этом знаменитость Мартынову не удалось.
Грибов продемонстрировал, как в действительности нужно было сыграть этот этюд, поделившись с молодым человеком несколькими профессиональными секретами. Позже сам Алексей Николаевич с теплотой вспоминал эту встречу, которая ему запомнилась надолго. Более того, в тот же день познакомил Андрея с другим известным артистом МХАТа Николаем Алексеевым. А когда труппа вернулась в Москву, он прислал Мартынову телеграмму, в которой пригласил попробовать силы на экзаменах в одном из столичных театральных вузов. Мартынов так и поступил, окончив школу, поехал завоевывать столицу.
Афробит и библиотека
«На открытии „Сверстника“ не было привычного угара — уже на входе все поняли, что атмосфера здесь намного более спокойная, чем в „Ровеснике“», — рассказывает Коля Аветисян, сооснователь и главный музыкальный куратор обоих заведений. В кафе на Менделеевской обещают не ставить ни Пугачеву, ни инди-рок: «Мы решили, что здесь будет музыка, которая не подходит под формат „Ровесника“, но тоже нам нравится — джаз, фанк, афробит». В целом хозяев можно понять: ну кто из диджеев не сталкивался с вечной дилеммой — угодить вкусам толпы или ставить то, что хочешь сам. Коля и Саша пытались ставить фанк и афробит в «Ровеснике», однако там не зашло — ровно по той же причине, по которой не мог зайти обжаренный кофе, изысканные коктейли и большая винная карта.
Фильмы в 1970-е
Еще в студенческие годы нашему герою удалось сняться в кино. Сначала он появился в исторической драме «Татьянин день». затем ему довелось сыграть в детской картине «Пассажир с «Экватора». После этого его задействовали в драме «Трое».
Однако успех пришел к актеру Александру Мартынову в 1972 году, когда он снялся в ленте «Право на прыжок». Главным героем фильма был легендарный Олимпийский чемпион Виктор Мотыль. Именно его предложили сыграть Александру. И тот отлично справился с поставленной задачей! Кроме того, ему довелось появиться в одном кадре с Татьяной Васильевой, Юрием Соломиным, Владимиром Заманским, Иваром Калныньшем.
После этого артист продолжил активно сниматься. Через три года ему вновь доверили главную роль. На этот раз он изобразил следователя Ковецкого в детективе «Совесть». Ему удалось создать интересный и живой образ работника милиции.
В 1970-х наш герой был очень востребован. Он снялся в еще нескольких нашумевших проектах. Это спортивная драма «Такая она, игра!», а также фильмы «Анастасия Брагина» и «Пробивной человек». Все эти картины заслужили благосклонные отзывы зрителей и критиков.
Дебют на большом экране
Для актера Андрея Мартынова первая же роль в кино оказалась звездной. За год до его выпуска из театрального вуза в журнале «Юность» появилась повесть Бориса Васильева под названием «…А зори здесь тихие».
Это была чувственная и пронзительная повесть, рассказывавшая о трагической судьбе женского отряда зенитчиц во главе со своим старшиной. Когда Мартынов читал это произведение, он был еще студентом ГИТИСа. Примерно через год он узнал о планах режиссера Станислава Ростоцкого экранизировать это произведение.
На главные женские роли было решено пригласить начинающих, но талантливых актрис. Из них только Ольга Остроумова к тому моменту была уже достаточно известной и популярной. А вот на роль старшины Ростоцкий планировал пригласить Георгия Юматова. Тот был не против, но в ходе проб выяснилось, что у него совершенно иной типаж.
Требовался актер, который сможет перевоплотиться в незамысловатого и крепкого вологодского мужика. Юматов же был явно городским. Другим претендентом считался Вячеслав Тихонов, но тому пришлось отказаться, так как начались съемки в «Семнадцати мгновениях весны» у Татьяны Лиозновой.
Об актере Андрее Мартынове внезапно вспомнила помощница режиссера Зоя Курдюмова. Интересно, что первоначально его кандидатуру не одобрил Васильев, которого пригласили к участию в проекте, прислушивались к его мнению. И сам режиссер Ростоцкий настороженно относился к вчерашнему выпускнику ГИТИСа. Андрей был слишком моложавым, ему же требовался герой, который был бы на порядок старше.
Его все-таки пригласили на пробы. Мартынов так мечтал получить эту роль, что долго боролся с психологическим барьером, перед камерой поначалу был слишком зажатым и скованным. Однако создатели картины согласились на то, что ему нужно дать второй шанс. Через две недели после повторных проб художественный совет утвердил героя нашей статьи на главную роль.
Сами съемки начались только в 1971 году. Планировалось, что картина будет состоять из двух серий, но несмотря на это, все съемки было решено закончить за одно лето. Те, кто участвовал в рабочем процессе, вспоминают, что это была изнурительная работа. Трудиться приходилось по 18-20 часов в сутки, чтобы успеть все, что было запланировано.
В результате работа была проделана успешно. По кинематографической традиции премьерный показ картины состоялся в селе Сяргилахта, расположенном неподалеку от тех мест, где были сняты практически все сцены. Затем фильм показали в Петрозаводске, так как снимали его на территории Карелии, только после этого — в советской столице. В 1972 году военная драма вышла на экраны кинотеатров СССР. Ее посмотрели 132 миллиона человек.