Оглавление
Аланы: легенды, факты и современность
Если не только человек, но и этнос жив, покуда о нем помнят, то этот народ и сегодня живее живых. Журналисты пишут о нем статьи, исследователи изучают традиции осетинов – потомков великих воинов тех времен, режиссеры (в частности, Темина Туаева) снимают фильмы про аланов. Подобный интерес обусловлен не только участием этноса в этногенезе других наций, но и своеобразием их культуры.
Современники оставили немало описаний аланов и их обычаев. Описывали как весьма привлекательных и сильных людей. Среди характерных черт культуры отмечают культ воинской доблести, сочетающийся с презрением к смерти, и богатую обрядность. В частности, немецкий путешественник И. Шильтбергер оставил развернутое описание свадебного обряда, придававшего большое значение целомудрию невесты и первой брачной ночи.
Язык аланов, к сожалению, дошел до нас весьма фрагментарно, однако сохранившегося материала достаточно, чтобы отнести его к скифо-сарматским. Прямым носителем диалекта является современный осетинский.
Хотя в историю вошло не так много известных аланов, их вклад в историю несомненен. Если кратко, то они со своим боевым духом были первыми рыцарями. По мнению ученого Говарда Рейда, в основе легенд о знаменитом короле Артуре лежит то огромное впечатление, которое произвела на слабые государства раннего Средневековья военная культура этого народа.
Их поклонение обнаженному мечу, безукоризненное владение оружием, презрение к смерти, культ благородства заложили фундамент позднейшего западноевропейского рыцарского кодекса. Американские ученые Литтлтон и Малкор идут дальше и полагают, что и образом священного Грааля европейцы обязаны нартскому эпосу с его волшебной чашей Уацамонгой.
Споры вокруг наследия
Родственная связь с осетинами и аланами не подвергается сомнению, однако в последние годы все чаще звучат голоса тех, кто полагает, что такая же связь есть и с ингушами, или шире – вайнахами.
Можно по-разному относиться к аргументам, которые приводят авторы подобных исследований, но нельзя отрицать их пользы: ведь попытки разобраться в генеалогии народов позволяют по-новому прочесть малоизвестные или забытые страницы истории родного края. Возможно, дальнейшие археологические и генетические исследования позволят дать однозначный ответ на вопрос, чьими же предками являются аланы.
Этот очерк хотелось бы закончить несколько неожиданно. Знаете ли вы, что сегодня в мире живет около 200 тыс. алан (точнее, их частично ассимилированных потомков)? Современности они известны как ясы, живут в Венгрии с XIII в. и помнят о своих корнях. Хотя язык ими давно утрачен, они поддерживают контакты со своими кавказскими родственниками, вновь обретенными ими более чем через семь столетий. А значит, в истории этого народа рано ставить точку.
предков карачаево-балкарцев
Еще в первом веке аланы были известны на Северном Кавказе, в Приазовье и даже Придунайских степях Европы, в нижней Паннонии, где некогда размещалась Малая Скифия. В 378 году подчиненные гуннам аланы вторглись в составе гуннских полчищ в пределы Римской империи. 9 августа 378 г. под Адрианополем объединенное войско алан и гуннов наголову разгромило римскую армию и положило конец всемирному господству империи. С этого исторического момента и гунны, и аланы безраздельно господствуют во всей европейской политике вплоть до усиления Хазарского каганата. Известны имена таких аланских каганов (ханов), как Гоар, Буюргур, Сарос, Кандак. В 50-х годах Vвека аланский хан Кандак покорил Малую Скифию (Добруджу)
Очень важно отметить, что современник этих событий историк Иордан называет алан Кандака термином «Керти алан», т.е. «Истинные аланы»
Историки-алановеды не смогли объяснить этот термин, потому что не прибегали к помощи карачаево-балкарского языка. Аланские вожди неоднократно оказывали помощь Византии в ее борьбе с Ираном и другими варварскими племенами, — вандалами, готами и др. Мы уже говорили, что византийцы уже использовали алан как буферный заслон от азиатских кочевников – авар, хазар, половцев и т.д.
Огромным полем раздора между Византией и Ираном был регион Кавказа. И здесь начатые еще в первом веке походы алан в Закавказье и на Ближний Восток с успехом продолжались позднее вплоть до X-XI веков. Аланы неоднократно помогали Армении, Грузии в их борьбе с иноземными захватчиками – арабами, персами и др. Очень интересно, что армянские источники называли этих защитников аланами, а грузинские овсами, осами. Таким образом, эти два этнонима ставились в один ряд и отождествлялись.
Однако нельзя считать, что аланы и асы не преследовали в этих походах свои цели. Как и всякий другой кочевой народ, они, защищая оседлых землевладельцев Закавказья от набегов персов и арабов, сами также обогащались за счет тех же народов. История их взаимоотношений полна кровавых столкновений и мирных культурно-экономических контактов.
Взаимоотношения алано-асов с народами Закавказья и Ближнего Востока часто носили и кровнородственный характер, обогащались взаимными династическими браками. Особенно активизируются взаимоотношения алано-асов и Закавказья при царях Дургул-эле и Худдане. Дочь Худдана – Бурдухан была матерью грузинской царицы Тамары. Ее воспитательницей была сестра Бурдухан – Русудан, т.е. тетка Тамары. Таким образом, можно уверенно сказать о тесных родственных отношениях царствующих родов предков балкаро-карачаевцев – асов-алан и Грузии.
Мощь алано-асского государства значительно упала с расцветом Хазарии и вновь возросла с середины X века, с падением Хазарского каганата в 965 году, после поражения от русских дружин.
Имя
Аланы были зарегистрированы иностранными наблюдателями с I века н.э. под похожими именами: латинское : Alānī ; Греческий : Ἀλανοί Alanoi ; Китайский :阿蘭 聊 Аланляо ( Пиньинь ; Алан + Лю ) во 2 веке,阿蘭 Алан в 3 веке, позже Алангуо (阿蘭國); Парфянский и среднеперсидский аланан (множественное число); Арабский Алан (единственное число); Сирийский Аланай ; Классический армянский аланк » ; Грузинские аланети («страна аланов»); Иврит Алан (мн. Аланим ). Более редкие латинские варианты написания включают Алауни или Халани . Название сохранилось и в современном осетинском языке как Аллон .
Этноним Аланом является диалектным вариантом Старого иранскому * Aryana , сам происходят от корня Arya -, что означает « ариец », общее самоназвание индоиранских народов . Вероятно, он использовался в ранней истории аланов с целью объединения разнородной группы племен посредством обращения к общему, предковому «арийскому» происхождению. Как и имя Ирана (* Aryānām ), прилагательное * aryāna , по-видимому, связано с Airyanəm Waēǰō («участок арьев»), мифической родиной ранних иранцев, упомянутых в Авесте .
Некоторые другие этнонимы также носят название аланов: Rhoxolāni («Яркие аланы»), ответвление аланов, чье имя может быть связано с религиозными практиками, и Alanorsoi («Белые аланы»), возможно, конгломерат аланов и Аорси . Личные имена Алан и Ален (от латинского Alanus ), возможно, были завезены поселенцами-аланами в Западную Европу в первом тысячелетии нашей эры.
Аланы также были известны на протяжении своей истории под другой группой родственных имён, включая вариации Аси , Ас и Ос ( румынские Яссы или Олани , болгарский Узи , Венгерский Яс , русский Ясы , грузинский Оси ). Именно это имя лежит в основе современного осетинского .
Вторжение татаро-монголов и их влияние на историю крымских алан
В первой половине XIII века на Кавказе и в Крыму проходят глобальные геополитические процессы, оказавшие значительное влияние на историю как крымских, так и кавказских алан. Если до XIII века крымские аланы прослеживаются только археологически, то со времени татаро-монгольского нашествия о них начинают писать и многочисленные письменные источники. По мнению археолога И. Н. Храпунова, это свидетельствует о том, что какая-то часть кавказских алан переселилась в это время в Крым из опасения перед татаро-монголами.
Некоторые источники сообщают нам о том, что татары не просто опустошили территории, на которых проживали крымские готы и аланы, но и подчинили себе эти народы. Марино Санудо в письме французскому королю Филиппу VI от 13 октября 1334 года сообщал о том, что среди народов, зависящих от татар, есть также проживающие в Крыму готы и немногочисленные аланы. Около 1290 года византийский историк Георгий Пахимер упоминал о том, что аланы и готы переняли одежду и обычаи татар, а также стали их союзниками. В этом свидетельстве можно видеть, как закладывается основа для последующего объединения крымских готов, алан и греков в единую общность, известную под названием «таты».
Равные среди Лучших
По свидетельствам китайских хронистов это было «божественное войско», воины которого имели «сердца тигров и волков». Летописцы Поднебесной назвали их «усуни», монголы – «асуты», иберийцы – «осы и овсы», русские звали их «ясы».
По мнению историка Вернадского, правящая элита восточных славян-антов имела аланские корни. Имя бабушки Чингисхана Алан-Коа переводится как «прекрасная аланка», а тяжелая панцирная конница была позаимствована монголами именно от кавказских аланов.
В XIII веке великая Алания встретит своего последнего врага – монголов и скифы дадут свой последний бой. Он будет самым ожесточенным для империи Чингисхана на Западе.
Вандалы в Африке, вандалы в Испании
Обновлённый союз племён уже представлял опасность для местной испано-римской знати и императорского трона. Наиболее активные участники процесса Великого переселения народов, вандалы слыли агрессивным и независимым племенным союзом германцев. За годы длительной миграции от берегов Балтики до Испании за вандалами закрепился статус отъявленных мародёров и грабителей. Их совершенно не интересовали плодородные почвы и скот — они искали войны и грабительские рейды.
Города Бетики подчинились варварам, как и Тарраконская провинция в 422 году. Теперь перед племенным союзом открылись перспективы грабительских рейдов по Мавритании и Балеарским островам.
Грабежи вандалов. (heritage-history.com)
Видя опасность у своих рубежей, комит Африки Бонифаций в 429 году предлагает вандалам заключить договор и присоединиться к его вооружённым силам взамен на зерно и землю. Но римский полководец довольно быстро понял, что совершил роковую ошибку: в мае того же года вандалы под руководством конунга Гейзериха переходят через Гибралтар и начинают повальный грабёж местного населения. По разным подсчётам, орда в 50−80 тысяч вторгается в североафриканские провинции Римской империи. Варвары осаждают Гиппон-Реги, который имел особое значение. Вандалы исповедовали христианство арианского толка и считали своим долгом взять крепость, в которой находился Блаженный Августин. Бонифаций скрылся в Италии, а епископ Гиппона Аврелий Августин скончался во время штурма города.
Король Гейзерих. (heritage-history.com)
В 435 году двор в Равенне наконец обращает внимание на тяжёлое положение своей периферии и предлагает вандалам и аланам новое соглашение: Нумидия, Мавритания Ситифенская и северо-западные области Проконсульской Африки достаются варварам. Те, в свою очередь, обязуются охранять лимес от берберских племён и осуществлять контроль за поставками провианта на Апеннинский полуостров
В 439 году договор был нарушен по инициативе варваров: вандалы приступили к штурму Карфагена. Овладев побережьем и флотом, орда Гейзериха могла осуществлять грабительские рейды на Сицилию и Южную Италию. В итоге Рим сдался: в 442 году вандалы были освобождены от статуса федератов и получили полную независимость. Алано-вандальское королевство в Северной Африке стало первым свободным государством варваров.
Остатки непокорённых свевов в Испании после ухода вандалов начали активно теснить римское население. От их ударов пострадали жители Бетики, Галлеции, Лузитании и Картахенской провицнии. С 440 по 446 год со свевами беседовал императорский двор, сменив гнев на милость. В конечном итоге руками вестготов и бургундов свевы были обезврежены в 456 году. Систематические грабежи и отсутствие хозяйственной жизни подкосили оставшуюся часть свевов, которая растворилась в готском королевстве в Испании.
Территория алана-вандальского королевства. (heritage-history.com)
Королевство вандалов: причины упадка
Новое государство на севере Африки — алано-вандальское королевство —можно было охарактеризовать паразитическим. В особенности это проявлялось во взаимоотношениях с местным населением. Определяющим был религиозный аспект: большинство исповедовало ортодоксальную ветвь христианства. Об этом нам хорошо рассказывает «История гонений в африканских провинциях» епископа Виктора из Виты. Захват храмов негативно сказался на отношениях восточной половины империи и королевства вандалов в VI веке. Да и внутри самой королевской фамилии было не всё так гладко: король Хунерих провёл ряд репрессий против своих родственников. Система налогообложения в молодом государстве находилась в упадке.
Режим, который был установлен вандалами на севере Африки, носил откровенно деспотичный характер: всем своим поведением вандалы давали понять, что они абсолютные хозяева этой территории. Тем не менее, дальнейшее развитие вандальского государства затормозилось. Воспользовавшись политическим кризисом в королевстве, Юстиниан в 534 году при помощи своего верного полководца Велизария наносит финальный удар по вандалам. Королевство аланов и вандалов просуществовало чуть более 100 лет, так и не оставив особых следов в истории.
Готаланы: свидетельство Иосафата Барбаро
К началу XV века внутри православной общины Крыма начинают происходить интеграционные процессы, в ходе которых местное аланским население начинает смешиваться с греческим и готским. Яркое свидетельство о смешении готов с аланами оставил венецианский купец Иосафат Барбаро (1413-1494). Описывая Крым и его регионы, Барбаро локализовал Крымскую Аланию рядом с Крымской Готией, а также разъяснил, что в результате смешения алан и пришедших вслед за ними готов появилась новая смешанная этническая общность «готаланы»: «Первыми в этом месте были аланы, затем пришли готы; они завоевали эти страны и смешали свое имя с именем аланов. Таким образом, ввиду смешения одного племени с другим, они и называют себя готаланами».
Мода на «аланское»
Представьте себе граждан Рима, которые начали подражать варварам. Нелепой кажется одна мысль о том, что римлянин, одетый в шаровары на сарматский лад, отрастил бороду и рассекает на низкорослой, но быстрой лошади, стараясь соответствовать варварскому образу жизни. Для Рима V века нашей эры это не было редкостью. Вечный город буквально «накрыла» мода на все «аланское». Перенимали все: воинское и конное снаряжение, оружие; в особенности ценились аланские собаки и кони. Последние не отличались ни красотой, ни ростом, но славились своей выносливостью, которой приписывали чуть ли не сверхъестественный характер.
Пресытившиеся материальными благами римские патриции искала отдушину во всем простом, естественном, примитивном и, как им казалось, близком к природе. Варварская деревня противопоставлялась шумному Риму, античному мегаполису, а самих представителей варварских племен идеализировали настолько, что следы этой «моды» легли в основу последующих средневековых преданий о куртуазных рыцарях. Нравственные и физические преимущества варваров были излюбленной темой романов и повестей того времени.
Неприступная крепость
Но взятие аланских крепостей станет самым самым долгим делом империи Чингисхана. Древнюю горную крепость сарматов Баб-Ал-Лан монголы будут осаждать целых 12 лет…
Последним очагом сопротивления царства станет столица Магас, где царский род Хаса I запрется с остатками армии, ополчения и горцев. Великий Киев падет за 9 дней, могучий Владимир – за 3 дня. Магас выдержит 1,5 месяца осады. В наказание — монголы уничтожат столицу и ее защитников.
С падением Магаса и последнего аланского царя, погибнет древняя Алания. Кавказ поделят улус Джучи(Золотая Орда) и улус Хулагу. Аланская тяжелая кавалерия потрясет сердце монгол и станет их дворцовой гвардией. 1000 алан будут личным резервом Батыя в Европе уже в 1240 году.
Позже в своем китайском улусе Хубилай развернет уже 2 аланских конных тумэна в 20 000 копий. В 1268 году его аланы храбро покажут себя при покорении южного Китая и внесут свою роль в создание империи Хубилаев. Дворец арабского улуса Хулагу будут охранять 400 алан. Аланская конная гвардия будет с чингизидами до конца. Но как далеко от Родины.
Сам Кавказ не сдастся. Горцы и непокоренные аланы уйдут в горы. Будут сопротивляться так жестоко, что монголам придется 147 лет держать на Кавказе целый тумэн (10 000 сабель).
Смеяться без шума, без звона!Умереть без жалкого стона!Умеющий плакать сухими слезами!Таков человек рождённый горами!
В огне сопротивления чужеземной власти, появятся современные народы Кавказа с их укладом жизни и религией. Кровь алан будет течь в жилах осетин, кабардинцев, ингушей и чеченцев. Но война на Кавказе теперь будет вечной…
PS. Любопытная альтернатива просматривается. А если бы аланам всё же удалось разгромить тумены Субедея и Джебе? Тогда не было бы Калки. А без победы на Калке пошли бы монголы на запад?
Вопросы. Ответов на них у меня нет.
Великое переселение народов: вандалы, аланы и свевы идут!
31 декабря 406 году по льду Рейна вандалы, аланы и свевы идут на прорыв римского лимеса, чтобы попасть в Галлию. Федераты из племени франков — единственные, кто оказал сопротивление этой орде. Римским полководцам было не до того: в Италию шли готы, опустошая все провинции на своём пути.
Тем не менее, орда из аланов, вандалов и свевов попала в Галлию и двинулась на юг.
Переселение варваров. (todayifoundout.com)
Дойдя до Пиренеев в 411 году, племена распределили территорию полуострова между собой: вандалы осели в будущей Галисии и Бетике, свевы заняли океаническое побережье, а аланы разместились в Картахенской и Лузитанской провинциях. Местная знать не встревала в конфликты с новыми соседями, видя в них заслон от других варваров.
Тем не менее, императорский двор в Равенне не был рад поселенцам: в 416 и 418 гг. готы, выполняя пункты своего договора с империей, нанесли несколько поражений аланам и вандалам в Испании. Аланы потеряли своего предводителя Аддака и подчинились конунгу вандалов, которому сдались и побеждённые свевы.
Язык
Древний язык аланов был восточно-иранским диалектом, либо идентичным, либо, по крайней мере, тесно связанным с древними восточно-иранскими языками. Это подтверждается сравнением слова, обозначающего лошадь, в различных индоиранских языках и реконструированного аланского слова, обозначающего лошадь:
Язык | Принадлежность | Лошадь |
---|---|---|
Аланинский | *спа | |
Хотанский | Северо-восточный иранский | а śś a |
осетинский | Северо-восточный иранский | efs |
Вахи | Северо-восточный иранский | Яш |
Ягноби | Северо-восточный иранский | жерех |
Авестийский | Юго-восточный иранский | спа |
Белуджи | Северо-западный иранский | жерех |
Курди | Северо-западный иранский | жерех, hesp, засов |
Медиана | Северо-западный иранский | спа |
Древнеперсидский | Юго-западный иранский | как |
Среднеперсидский | Юго-западный иранский | жерех |
Персидский | Юго-западный иранский | асб |
санскрит | Индоарийский | ашва |
Зачем воины деформировали черепа?
Однако некоторые аланские обычаи были римлянам не по душе. Они не приняли моду на удлиненный череп и распространенную у аланов искусственную его деформацию. Хотя для современных историков именно эта особенность облегчает работу по определению территорий проживания аланов.
- Ученые находят захоронения с длинными черепами, благодаря которым легче проводить оценку мест обитания воинствующих людей.
- По утверждению руководителя краеведческого музея Пятигорска, в ту давнюю эпоху до 70% аланов имели длинные черепа.
Как достигали необычной формы черепа?
Для изменения формы головы, деткам сразу после рождения, пока не окрепли черепные кости, очень туго бинтовали головы, используя повязку, изготовленную из кожи и украшенную бусами, разноцветными нитками, подвесками.
Снимали их только после того, как укрепятся кости.
Зачем был нужен удлиненный череп?
Одна версия утверждает, что деформирование черепа влияло на возможности мозга. Жрецы благодаря этому быстрее погружались в транс. Эту традицию переняла позже местная аристократия. Вскоре это стало модой.
Сарматы — Скифы
Сарматы пришли на берега Азовского и Каспийского морей во 2 тысячелетии до н.э. Для древних греков скифы и сарматы были названием одного народа. Это были народы одного этноса, говорившие на схожем языке. Сарматы довольно быстро создали крепкое государство на обширной территории.
В Северном Причерноморье осели сарматские племена аланов. Они проникли на Кавказ, вплоть до Турции. Конец господству сарматов пришел во II-II вв. н. э. Сначала готы, потом пришли с Востока гунны.
Большая часть сарматов присоединилась к ним и ушла в Европу. Остальные в виде аланских племен укрылись в долинах Кавказа. Под защитой гор и немногочисленных проходов.
Так и возникло Аланское царство на Северном Кавказе, или Алания. Государство не имело сарматской мощи, но в регионе было сильнейшим. И частично христианским.
Аланы и готы
В IV-VI веках начинает происходить смешение ираноязычных алан с другими воинственными варварскими племенами, также проживавшими в Крыму. Особенно тесные узы связывают их с германоязычными готами. В могильниках возле Мангупа, Чуфут-Кале, Лучистого, Артека, Суук-Су, Эски-Кермена, Пантикапея и др. в типичных для алан склепах и подбойных могилах начинают производиться захоронения с характерным для готов женским костюмом, в гарнитур которого входила пара фибул, скреплявших на плечах верхнюю одежду, и пояс с массивной пряжкой с изображением головы орла. Этот костюм крымские аланы восприняли от готов. Тем не менее, тот факт, что захоронения производились в типичных для алан склепах, а также, зачастую, с аланским обрядом деформации черепа, заставил большинство ученых предполагать, что в проживавших в горном Крыму смешанных алано-готских общинах численное большинство принадлежало все же аланам.
ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ С ДРУГИМИ НАРОДАМИ
О генетической связи аланов с массагетами писали Л. Нечаева и Д. Мачинский, о связях аланов с усунями — В. Сентмартен, Э. Шарпентье, Р. Фрай и Н. Лысенко. Последний считал аланов потомками населения владений Усунь и Кангюй. Р. Блайхтайнер писал о связи аланов с саками. По мнению Г. Вернадского, аланы были частично связаны с юэчжами, а правящая их династия была из усуней. Аланы были сильнейшим из сарматских племен и были отличны от асиан, но потом слились с ними. Т. Сулимирский считал аланов арьергардом ираноязычных племен, которые двигались на запад под давлением хунну. И. Маркварт называл восточных аланов потомками верхних аорсов, которых, в свою очередь, считал потомками массагетов. В. Струве считал, что аланы тождественны с массагетами-дахами, которых сопоставляет с саками за Согдом и саками за морем древнеперсидских царских надписей. В. Миллер и В. Кулаковский связывали аланов со скифами. Эту точку зрения принял и Н. Берлизов. М. Абрамова говорила о скифском этапе в формировании осетин и аланов.
А. Туаллагов предполагает, что усуни были частью аланского объединения. Аланы заняли Яньцай во время кангюйского завоевания Яньцая. Движение аланов на запад он связывает с активизацией внешней политики княжества Согюй. Аланы также были представлены юэчжийскими группами тохаров и асиев. Этноним тохар он сопоставил с этнонимом дигор. Нижнедонские курганы аланов имели много общего с памятниками зубово-воздвиженского типа, а те, в свою очередь, с памятниками юэчжей. А. Скрипкин считает, что предки аланов были частью сарматских племен и приняли участие в продвижении сако-массагетов на восток, а потом появились в составе юэчжей в Центральной Азии. Они находились в близких отношениях с аорсами и формирование аланов как этноса происходило в южноуральских и приаральских степях. Окончательно же аланы сформировались в сако-массагетской среде.
А. Наглер и Л. Чипирова считали, что термин «аланы» использовался для обозначения правящей верхушки у сарматов. Похожее мнение высказал М. Щукин, который считал аланов дружинной прослойкой у сарматских племен.
Касательно времени появления аланов на Северном Кавказе среди ученых не было единого мнения. В. Миллер относил это событие к І в. н. э. В. Виноградов считал, что аланы появились в регионе сразу после аорско-сиракской войны 49 г. н. э. По мнению Б. Раева, аланы появились на Кавказе между 49 и 65 г. н. э. Ю. Гаглойти утверждал, что аланы приняли участие в иберо-албано-парфянском конфликте 35 г. н. э. Он не исключал и участия аланов в Митридатовых войнах в І в. до н. э. и при этом считал роксоланов частью аланов. В. Кузнецов говорил, что аланы принимали участие в событиях 35 г. н. э., и считал, что те происходили от массагетов, которые на рубеже эр расселились до Кавказа. С точкой зрения о 35 г. н. э. как времени появления аланов на Кавказе согласен и С. Перевалов. Сарматы, упомянутые в источниках, могли быть только аланами, поскольку применяли новую тактику лобовой кавалерийской атаки с пиками и мечами. М. Щукин считал, что римляне получали известия об аланах еще во время правления императора Августа. По мнению А. Туаллагова, аланы появились в Восточной Европе во ІІ в. до н. э. Он не отделяет роксоланов от аланов. Первый поход на Южный Кавказ — в 69 г. до н. э. На Нижнем Дону находился политический центр Алании. Аланскими городищами были поселения на Нижнем Доне, на Кубани и в Приазовье. Правящей была династия Аравелианов. Новая волна аланов пришла в середине І в. н. э. центральноазиатскими пришельцами, которые устанавливают свое господство от Дона до Волги и Кубани. С этим населением можно связать получение широкой известности этнонима «аланы». Этот этноним вытесняет другие, ранее известные.