Акмеизм

Оглавление

Терминология движения

Название акмеизма в литературе происходит от греческого слова «akme», что в переводе на русский означает расцвет. По мнению основоположников творчества, символизм, переживающий в 1912 г. кризис, требовал прихода нового цветущего направления, обобщающего творчество поэтов-предшественников. Особенности и признаки акмеизма:

  1. Самоценность жизненных явлений и конкретных вещей.
  2. Облагораживание природы.
  3. Художественное преобразование несовершенных жизненных явлений.

Символизм, в отличие от акмеизма, имеет общие характеристики с музыкой:

  • загадочность;
  • многозначность.

Николай Гумилев в акмеизме

Хотя многие исследователи настаивают, что акмеизм был одним из наиболее сплоченных течений начала двадцатого века, другие, напротив, утверждают, что говорить стоит скорее о содружестве очень разных и по-своему талантливых поэтов. Однако одно остается бесспорным: большинство собраний проходили в «Башне» Вячеслава Иванова, а литературный журнал «Гиперборея» издавался на протяжении пяти лет — с 1913 по 1918 год. В литературе акмеизм занимает совершенно особое место, будучи отделенным и от символизма, и от футуризма.

Рассмотреть все внутренне разнообразие данного течения будет удобно на примере таких ключевых фигур, как Ахматова и Гумилев, которые были женаты с 1910 по 1918 год. Эти два поэта тяготели к двум принципиально различным типам поэтического высказывания.

Николай Гумилев с самого начала своего творчества избрал путь воина, первооткрывателя, конкистадора и инквизитора, что нашло отражение не только в его творчестве, но и в жизненном пути.

В своих текстах он использовал яркие выразительные образы дальних стран и вымышленных миров, идеализировал многое в окружающем его мире и за его пределами, и в конце концов за это поплатился. В 1921 году Гумилев был расстрелян по обвинению в шпионаже.

Основные представители акмеизма

Акмеисты издавали журналы «Аполлон» и «Гиперборей».

О.Мандельштам

Так, О.Мандельштам в статье «О природе слова» восхищался «Номинализмом » русского языка.

В отличие от символистов  поэты-акмеисты в России не мыслили циклами, мифами, всевозможными сцеплениями. Они стремились к освобождению поэзии от общих мест, дезинтеграции поэзии.

Общим для них было и освобождение от избыточной исповедальности.

Формула акмеизма по Гумилеву

Или у Мандельштама:

Такое единство в теории не исключало особенностей творческого развития каждого, кто причислял себя к этому литературному направлению в культуре Серебряного века— русскому акмеизму.

Так, в поэзии О.Мандельштама нет концентрации на образе лирического героя. Его поэзия долго была чужда идейное определенности. В разные годы в его поэзии своеобразно преломлялись различные мировые культурные пласты (готика, эллинизм, Петербург).

Лирическое Я поэта скрывается в подтексте, в смысловой атмосфере поэтических текстов. Мандельштам выдвинул тезис о поэтическом зодчестве. Слово как некий камень, который положен в основу здания поэзии.
Первый сборник стихов поэта так и назывался — «Камень». Предметность стихов Мандельштама всегда связана с настроением персонажа. Наряду с камнем поэтизируются музыка, мир идей, архитектура. Мир поэта чужд мистике или символу. Предельная ясность и вещность – вот характеристики этого мира («Прекрасен храм, купающийся в мире…», «Notre Dame»).

А.Ахматова и акмеизм

Стихи ранней Ахматовой — это мир звучаний и красок, запахов и веса («Смуглый отрок бродил по аллеям…»). Стихи предельно ясные: простота видения, мир предметов, который окружает лирическую героиню, разговорный характер поэтической речи, монологичность, тяготение к сценичности стиха, при этом главным становится лаконизм сюжета («Проводила друга до передней…»). В то же время Ахматова чужда в поэзии гедонизма и «божественной физиологии».

Для самого Н.Гумилева акмеизм – это пафос героического, культ мужского риска, мужества, отвага, утверждение высокого пафоса жизни. Гумилев всегда точен в деталях. В то же время он, как и многие акмеисты обращен к предыдущим векам мировой культуры («Падуанский собор», «Пиза»). При этом в отличие от Блока, который, например, в Италии увидел закат былого величия, у Гумилева – это жизнеутверждающие, яркие и чистые краски.

Наша презентация

https://youtube.com/watch?v=nkOXG8IrQYU

Значение русского акмеизма

Судьба русского акмеизма, как и многих литературных направлений, характеризующих Серебряный век русской культуры, во многом трагична.

Акмеизм при всей декларации ясности, жизнеутверждения должен был отстаивать себя в борьбе. Долгие годы советской истории об этих поэтах практически не говорили. Судьба многих акмеистов в России трагична. Н.Гумилев расстрелян, В.Нарбут и О.Мандельштам уничтожены. Трагическая судьба выпала на долю А.Ахматовой.

В то же время, по выражению американского профессора-русиста О.Ронена, вместе с акмеизмом был похоронен «платиновый век» русской поэзии.

Истоки акмеизма

Акмеизм – русское литературное движение начала XX века. Акмеизм пришел на смену символизму, в его основе – ясность мысли и точность выражений.

Теоретики и самые яркие представители направления: С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Серебряный век русской литературы породил несколько крупных поэтических течений, старейшим из которых был символизм. К 1910 году назрел его кризис, поэзия символизма утрачивала актуальность, связь с реальностью, становилась академической.

Поэты Сергей Городецкий и Николай Гумилев, в прошлом символисты, в 1911 году объединились в «Цех поэтов», чтобы создать новую школу стиха и собрать вокруг себя молодых последователей.

Термин «акмеизм» (расцвет, пик) по одной из версий предложен в 1912 году Вячеславом Ивановым, по другой – придуман Николаем Гумилевым. Движение имело второе наименование – «адамизм», не получившее широкого распространения.

Программу нового направления в стихосложении огласили в артистическом кафе Санкт-Петербурга «Бродячая собака».

Среди претензий к программным статьям отцов-основателей «Наследие символизма и акмеизм» (Гумилев) и «Некоторые течения в современной русской поэзии» (Городецкий): несоответствие теории и практики, несходство между собой творческих методов самих акмеистов.

Акмеизм

Новое модернистское течение, акмеизм, появилось в русской поэзии в 1910-х гг. как противопоставление крайнему символизму. В переводе с греческого, слово «akme» означает высшую степень чего-либо, расцвет, зрелость. Акмеисты выступали за возвращение образам и словам их первоначального значения, за искусство ради искусства, за поэтизацию чувств человека. Отказ от мистики – это и было главной чертой акмеистов.

Для символистов – главное ритм и музыка, звучание слова, то для акмеистов — форма и вечность, предметность.

В 1912 г. поэты С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам, В. Нарбут, А. Ахматова, М. Зенкевич и некоторые другие объединились в кружок «Цех поэтов».

Рис. 3.  Николай Гумилев (Источник)

Рис. 4. О.Э. Мандельштам (Источник)

Основоположниками акмеизма были Н. Гумилев и С. Городецкий. Акмеисты называли свое творчество высшей точкой достижения художественной правды. Они не отрицали символизма, но были против того, что символисты уделяли так много внимания миру таинственного и непознанного. Акмеисты указывали, что непознаваемое, по самому смыслу этого слова, нельзя познать. Отсюда стремление акмеистов освободить литературу от тех непонятностей, которые культивировались символистами, и вернуть ей ясность и доступность.   Акмеисты старались всеми силами вернуть литературу к жизни, к вещам, к человеку, к природе. Так, Гумилев обратился к описанию экзотических зверей и природы, Зенкевич – к доисторической жизни земли и человека, Нарбут – к быту, Анна Ахматова – к углубленным любовным переживаниям.

Стремление к природе, к «земле» привело акмеистов к натуралистическому стилю, к конкретной образности, предметному реализму, что определило целый ряд художественных приемов. В поэзии акмеистов преобладают «тяжелые, увесистые слова», количество имен существительных значительно превосходит количество глаголов.

Произведя эту реформу, акмеисты в остальном соглашались с символистами, объявив себя их учениками. Потусторонний мир для акмеистов остается истиной; только они не делают его центром своей поэзии, хотя последней иногда не чужды мистические элементы. Произведения Гумилева «Заблудившийся трамвай» и «У цыган» сплошь пронизаны мистицизмом, а в сборниках Ахматовой, вроде «Четок», преобладают любовно-религиозные переживания.

Стихотворение А. Ахматовой « Песня последней встречи»:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

1911

Рис. 5. А. Ахматова (Источник)

Акмеисты возвратили бытовые сцены.

Акмеисты ни в коем случае не являлись революционерами по отношению к символизму, никогда себя таковыми и не считали; они ставили своей основной задачей только сглаживание противоречий, внесение поправок.

В той части, где акмеисты восстали против мистики символизма, они не противопоставили последнему настоящей реальной жизни. Отвергнув мистику как основной лейтмотив творчества, акмеисты начали фетишизировать вещи как таковые, не умея синтетически подойти к действительности, понять ее динамику. Для акмеистов вещи реальной действительности имеют значение сами по себе, в статическом состоянии. Они любуются отдельными предметами бытия, причем воспринимают их такими, какие они есть, без критики, без попыток осознать их во взаимоотношении, а непосредственно, по-звериному.

Основные принципы акмеизма:

• отказ от символистских призывов к идеальному, мистической туманности;

• принятие земного мира таким, какой он есть, во всей его красочности и многообразии;

• возвращение слову первоначального значения;

• изображение человека с его истинными чувствами;

• поэтизация мира;

• включение в поэзию ассоциаций с предшествующими эпохами.

Рис. 6. Умберто Боччони. Улица уходит в дом (Источник)

Акмеизм просуществовал не очень долго, но внес большой вклад в развитие поэзии.

Философские основы и особенности акмеизма

Одной из первых работ, посвященных изучению сущности акмеизма, стала статья М Кузьмина «О прекрасной ясности». В качестве основных принципов нового литературного течения автор назвал:

  • противостояние неопределенности и зыбкости символистских идей;
  • теоретики акмеизма провозглашали необходимость обращения искусства к социальной реальности, делая акцент на самоценности явлений социального и природного миров.

В отличие от символистов и представителей других литературных течений начала прошлого столетия, акмеисты ставят в центр мироздания и творчества человека как бесконечно значимое, единственное выражение сути бытия, как ценность, обладающую уникальностью, наличием возможностей творческого преобразования действительности. Философско-антропологическая концепция акмеизма во многом перекликается с философской концепцией Л. Н. Толстого, для которого любое состояние человеческой души и тела всегда наполнено смыслом. Лирические герои акмеистов, как и толстовские герои, живут в гармонии с природой, окружающими людьми, в единстве и неразрывной связи со всем, что их окружает, четко осознавая цели, к которым стремятся, свое место в жизни, смысл бытия.

Замечание 1

Бытие для акмеистов – не отвлеченная бесконечность Вселенной, но непосредственность бытия человека.

Яркими сторонниками данного литературного направления являлись Н. Гумилев, О. Мандельштам, которые видели в качестве задач своего творчества, в том числе, и реабилитацию реального бытия, обесцененного, по их мнению, их непосредственными предшественниками – символистами.

Эстетическая зрелость поэзии

За все время своего существования поэзия претерпела множество различных течений и направлений. В первом десятилетии 20 века в противовес символизму в русской поэзии сформировалось новое модернистское направление — акмеизм. В переводе с греческого, этот термин означает высшую степень, вершину, зрелость, расцвет.

Творческие люди, а особенно поэты, чаще всего далеки от таких понятий как скромность. Практически каждый считает себя гением или, по крайней мере, великим талантом. Вот таким образом группа молодых поэтов, связанных между собой не только творчеством, но и личной дружбой, возмутилась жесткой критикой одного из них — Николая Гумилева и создали свое собственное объединение с несколько ремесленным названием «Цех поэтов».

Но уже в самом названии проскальзывает желание выглядеть не просто любителями лирического поэтического жанра, а быть ремесленниками, профессионалами. Акмеисты выпускали журналы «Гиперборей» и «Аполлон». Там печатались не только стихи, но и велась полемика с поэтами других направлений в жанре прозы.

поэты акмеисты фото

Идейные вдохновители акмеизма Николай Гумилев и Сергей Городецкий публиковали в этих журналах своего рода программные манифесты нового поэтического течения.

Основные понятия акмеизма

  • Поэзия должна выражаться ясным и понятным слогом;
  • реальность и жизненность чувств и поступков гораздо важнее выхолощенных, идеализированных, надуманных и чувственных понятий;
  • застывшие символы не должны преобладать над человеческим мировоззрением;
  • необходимо полностью отказаться от мистического кредо;
  • земная жизнь полна многообразия и красочности, которую необходимо приносить в поэзию;
  • поэтическое слово должно звучать точно и определенно — каждый предмет, явление или поступок должен быть озвучен четко и понятно;
  • человек с его подлинными, первозданными, даже можно сказать биологическими эмоциями, а не выдуманными, прилизанными и лакированными чувствами и переживаниями — вот достойный, герой настоящей поэзии;
  • акмеисты не должны отвергать прошедшие литературные эпохи, а взять из них эстетически ценные принципы, иметь неразрывную связь с мировой культурой.

Основой фундамента в своей поэзии акмеисты считали Слово. Костяк первого состава “Цеха поэтов” составляли не просто близкие по своей идеологии поэты, но и люди, связанные между собой узами дружбы. Впоследствии имена этих поэтов вошли в Золотой фонд русской литературы.

Мандельштам в кругу акмеистов

Особняком в среде молодых поэтов стоял Осип Мандельштам, отличавшийся от своих соплеменников особым чувством исторического момента, за которое и поплатился, погибнув в дальневосточных лагерях.

Наследие великого поэта дошло до наших дней лишь благодаря поистине героическим усилиям его преданной супруги Надежды Яковлевны Мандельштам, которая хранила рукописи своего мужа на протяжении нескольких десятилетий после его смерти.

Стоит отметить, что подобное поведение могло стоить Надежде Яковлевне свободы, ведь даже за хранение рукописи врага народа полагалось серьезное наказание, а его жена не только сохраняла, но и копировала, а также распространяла стихи Мандельштама.

Поэтика Мандельштама отличается субъектом, тщательно вписанным в контекст европейской культуры. Его лирический герой не только обитает в тяжкое время сталинских репрессий, но и в мире греческих героев, странствующих по морям. Возможно, свой отпечаток на творчество поэта наложило обучение на историко-филологическом факультете университета.

Разговор о том, что такое акмеизм для русской культуры, не может обойтись без упоминания о трагических судьбах главных его представителей. Как уже говорилось, Осип Мандельштам после ссылки был отправлен в ГУЛАГ, где пропал без вести, а его жена долгое время вынуждена была скитаться по разным городам, не имея постоянного жилья

Первый муж и сын Ахматовой тоже провели долгие годы в заключении, что стало важной темой в текстах поэтессы

Небольшое описание стиля

Акмеизм в литературе всегда отличался чувственностью, склонностью к анализу человеческих чувств и переживаний. Поэты, которые написали свои труды в данном стиле, были достаточно конкретными, не использовали метафор и гипербол. Как полагают современные литераторы, подобные характеристики появились как бы в противовес ранее существовавшему символизму, который, в свою очередь, славился неясностью образов, полным отсутствием конкретики и точности. В то же время акмеисты придавали значение только высшим человеческим потребностям, то есть описывали духовный мир. Им была чужда политическая или социальная тематика, агрессивность и тому подобное. Именно поэтому их стихи так легко воспринимаются, ведь о сложных вещах они пишут очень просто.

Акмеизм как литературное направление

Акмеизм возник в противовес символизму и, можно сказать, в недрах символизма, потому что молодые будущие поэты-акмеисты учились у символистов стихотворной технике. Они читали свои стихи в «башне» Вяч. Иванова, выслушивали критические замечания старших коллег и поначалу не думали о том, что образуют новое литературное направление. Но неприятие символистских теорий сначала объединило их в «кружок молодых», а затем они вообще отделились от символистов и организовали «Цех поэтов», начали издавать свой журнал «Гиперборей». Именно там они печатали свои статьи о новом литературном течении, свои стихи. На одном из заседаний «Цеха поэтов» в 1912 году и было решено объявить о создании нового поэтического течения. Из двух предложенных названий – акмеизм и адамизм – прижилось первое. В его основе лежит древнегреческое слово, означающее «вершина, высшая степень чего-либо». Такой вершиной акмеисты считали своё творчество.

Акмеистами были такие поэты, как Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, Михаил Лозинский, Владимир Нарбут и др.

Это литературное течение просуществовало недолго, так как детально разработанной философско-эстетической программы не было создано, да и рамки единого поэтического направления оказались тесны для таких талантливых поэтов, какими были Гумилёв, Ахматова, Мандельштам. К началу Первой мировой войны произошёл раскол акмеизма, и хотя затем предпринимались попытки возродить объединение (в 1916 году второй «Цех поэтов», в 1920 – третий), акмеизм так и не стал ведущим поэтическим направлением.

Найдено научных статей по теме — 15

Акмеизм и символизм: соотношение социально-философских идей

Зеленков Родион Николаевич

В статье акмеизм и символизм рассматриваются как полярные мировоззренческие системы. Раскрывается позитивное мировоззрение акмеизма, основанное на признании единства мира, ценности природы и человека.

В. С. Соловьёв и акмеизм: метафизика и поэзия красоты

Серова Наталья Викторовна

Рассматриваются эстетические воззрения В.С. Соловьёва и акмеистов на образ воплощенной в мире красоты. Обосновываются выдвинутые В.С. Соловьёвым положения о проявлениях красоты в мире как признаках его духовного преображения.

ПРЕОДОЛЕВШАЯ АКМЕИЗМ: литературная тактика Лидии Хаиндровой периода эмиграции

Арустамова Анна Альбертовна, Марков Александр Викторович

Статья посвящена исследованию лирики Лидии Хаиндровой, одного из самых ярких поэтов русской эмиграции в Китае, и ее соотношению с поэтикой акмеизма.

Образы Собора и Башни как архетипические ключи к тайнам акмеизма

Ёлшина Татьяна Алексеевна

В статье исследуются образы Башни и Собора как бинарные антиномические основания, структурирующие художественный мир акмеизма; дается анализ того, как Николай Гумилев и школа акмеизма через интеллектуальные аналогии прошлого искал

Виды цитирования и трансформация цитат (на материале лирики акмеизма)

Кравцова А. А.

Данная статья посвящена исследованию явления цитирования в поэтическом тексте (на материале стихотворений поэтовакмеистов). В статье описаны основные виды цитат -эксплицитные, имплицитные и трансформированные.

«Образы Италии» в «Поэме без героя», или ахматовская «История» акмеизма

Серова М.

The article presents Anna Akhmatova’s poetic view on the history of acmeism, which, in our opinion con­tradicts the historical and literary approach.

Египетский текст в поликультуре акмеизма

Леонтьева Анна Юрьевна

Статья посвящена формированию египетского текста в восточном сверхтексте акмеизма. Египетский текст рассматривается в контексте эстетики акмеизма и творчества отдельных поэтов.

Аксиология повседневных вещей в поэтике акмеизма

Кихней Любовь Геннадьевна, Меркель Елена Владимировна

Статья посвящена философии и поэтике быта в картине мира акмеизма. Выдвигается положение об аксиологическом уравнивании быта и бытия в акмеистической эстетике.

Федор Сологуб в критическом наследии акмеизма

Слободнюк Сергей Леонович

В статье представлен опыт интерпретации критических портретов Ф. Сологуба,созданных Н. Гумилевым и О. Мандельштамом.

Философия искусства акмеизма

Занегина Анастасия Анатольевна

Статья посвящена философско-эстетическому феномену, который Николай Гумилев назвал эйдолологией. Эйдолология это образомоделирующая сфера и онтологический принцип акмеизма.

Мифосемантика пространства в поэзии акмеизма

Меркель Елена Владимировна

В статье рассматривается категория пространства в поэзии ведущих представителей русского акмеизма:А. Ахматовой, Л. Гумилева, О. Мандельштама.

Принципы акмеизма

  • незамутненный взгляд на жизнь, человека, видимый мир
  • определенность образов, слов, предметность тем
  • структурность, организованность, четкость поэтических форм
  • преодоление символизма, абстракции, эстетства, декаданса
  • лирика повседневности, жизнеутверждающий пафос

Стихи акмеистов отличались стройной композицией, точностью рифм, логичностью, были понятны даже неискушенному читателю.  Темы их были гуманистичны, в центре их стоял человек и его творческое преобразование мира.

Они умели писать об обыденных вещах, простых радостях, воспевать здоровье души и тела, природу, воодушевлять на труд и подвиги, героизировать прошлое человечества. Акмеизм больше тяготел к архитектуре, скульптуре, чем к музыке, к равновесию познаваемого и непознаваемого.

Среди наиболее известных книг приверженцев нового движения следует назвать сборники «Чужое небо» и «Колчан» Гумилева, «Ива» и «Цветущий посох» Городецкого, «Вечер» и «Четки» Ахматовой, «Камень» Мандельштама (книга выходила трижды, дополняемая новыми стихами), «Четырнадцать стихотворений» Михаила Зенкевича.

Творчество А. Ахматовой

Творчество А. Ахматовой выступает ярким образцом воплощения принципов акмеизма, в результате чего в произведениях каждая деталь повседневности приобретает особый смысл, одновременно реализует ряд функций. Посредством обращения к художественным деталям Ахматова передает самые сложные психологические переживания своих героев.

Будничный образ лирической героини позволяет создать эффект жизненной и эмоциональной подлинности, превращает произведение в автобиографическую исповедь, вписывает повседневные детали в бытие лирической героини.

Вновь посредством обращения к повседневной детали, старому рукомойнику, потерявшему прежний вид и блеск, отражается эмоциональное состояние лирической героини: сам рукомойник преображается не столько под солнечными лучами, сколько под влиянием радостного состояниями героини.

Бытовые ситуации и картины приобретают психологическую многоплановость благодаря их соотнесенности с интенциями лирической героини.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в основании акмеизма как литературного течения – философско-антропологические восприятие человека как универсальной и единственной ценности, органично вписанной и в бытие, и в быт. Под влиянием особого философского мировосприятия акмеистов их произведения приобретают особую детализацию, рельефность изображения.

Это интересно: 41,Английская буржуазная революция 17 века — объясняем по порядку

Поэты акмеисты

  • Сергей Городецкий — родился в 90-х годах 19 века. Получил прекрасное образование в подлинно интеллигентной семье, где основными ценностями считалась мораль, культура и образование. Ко времени создания акмеизма был известным поэтом.
  • Николай Гумилев — личность необыкновенная и талантливая, романтик с очень мужественной внешностью и тонкой душой. С юных лет он пытался утверждаться как личность и найти свое место в этой непростой жизни. Очень часто это желание перерастало из позиции в позу, что может и привело к раннему и трагическому уходу из жизни.
  • Анна Ахматова — гордость, слава, боль и трагедия русской поэзии. Поэтическая душа этой мужественной женщины родила пронзительные слова о великом таинстве любви, поставив ее стихи в ряд прекрасных творений бессмертной русской литературы.
  • Осип Мандельштам — поэтически одаренный юноша, тонко чувствующий искусство. Стихи по его собственному выражению, обуревали его и звучали в нем музыкой. Дружбу с Николаем Гумилевым и Анной Ахматовой считал наиважнейшей удачей своей жизни.
  • Михаил Зенкевич, поэт и переводчик, единственный из основателей акмеизма, дожил до 80-х годов 20 столетия, благополучно избежав репрессий и гонений.
  • Владимир Нарбут — молодой поэт принадлежал к кругу посетителей Башни Всеволода Иванова, горячо воспринял идею акмеизма.

Творчество писателей

Один из основателей акмеизма — Николай Гумилев. Он прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. Много странствовал, совершил несколько экспедиций в Северо-Восточную Африку. В его стихотворениях присутствуют восточные образы, прослеживается тяга к экзотике, открытию новых миров. Он часто описывал в произведениях свои конкретные впечатления от путешествий.

Другой характер носит акмеистическая поэзия Анны Ахматовой. Она одухотворяет мир предметов и поразительно точно воспроизводит психологический настрой своих героев с помощью предметов. Ее стихотворения предельно лаконичны и имеют отточенные формулировки.

Осип Мандельштам передает вещественный мир через культурные образы: готические башни, древнегреческие корабли, ветхозаветные  персонажи. Его поэзия насыщена представлением о хрупкости человеческой жизни. Маленький человек перед лицом безликой вечности — одна из его основных тем.

Сергея Городецкого называют представителем натуралистического крыла акмеизма. В его стихотворениях — мечта о первобытном рае и об обретении единства человека с природой.

Интересно творчество Владимира Нарбута. Он уходит от привычной для акмеистов эстетики и изображает мир безобразных вещей.

Слава акмеистов в период их существования

Когда появился акмеизм в литературе, первые сводки о нем люди прочитали в журнале «Гиперборей», который выпускался под редакцией знакомых нам поэтов. Кстати, в связи с этим нередко акмеистов также называли гиперборейцами, которые боролись за новизну и красоту отечественного искусства. Затем последовал ряд статей, написанных практически каждым участником «Цеха поэтов», в которых раскрывалась суть данного смыл существования и многое другое. Но, несмотря на рвение к работе и даже на дружбу всех поэтов, которые стали основоположниками нового веяния в искусстве, акмеизм в русской литературе стал угасать. К 1922 году «Цех поэтов» уже прекратил свое существование, попытки его возобновления оказались тщетными. Как полагали тогдашние литературные критики, причиной провала стало то, что теория акмеистов не совпадала с практическими намерениями, и окончательно оторваться от символизма им все-таки не удалось.

В 1911 году в среде поэтов, стремившихся создать новое направление в литературе, возникает кружок “Цех поэтов”, во главе которого становятся Николай Гумилёв и Сергей Городецкий.

Возникновение акмеизма.

«Акме»

пик, цветение, расцвет.

Акмеизм



литературное течение, противостоящее

символизму

и возникшее в начале

XX века

в

России

. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова

.

Воплощение поэзии ясности, вещности

Цель творчества

Отношение к реальности

Полное приятие реальности

Стремление придать слову определенное точное значение

Отношение к слову

Интерес к предшествующей культуре, ее традициям

Отношение к предшествующим культурам

  • Предметность, точность

  • Сюжетность

  • Стремление к диалогу

  • Чёткость, стройность композиции

  • Воспевание красоты жизни, утверждение вечных ценностей

    .

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Представители.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Николай Гумилёв

Откуда я пришел, не знаю…

Не знаю я, куда уйду…

Я вздрагиваю от холода,-

Мне хочется онеметь!

А в небе танцует золото,

Приказывает мне петь.

Томись, музыкант встревоженный,

Люби, вспоминай и плачь,

И, с тусклой планеты брошенный,

Подхватывай легкий мяч!

Так вот она, настоящая

С таинственным миром связь!

Какая тоска щемящая,

Какая беда стряслась!

Что, если, вздрогнув неправильно,

Мерцающая всегда,

Своей булавкой заржавленной

Достанет меня звезда?

О.Э.Мандельштам

Смерть

Настанет час, когда меня не станет,

Помчатся дни без удержу, как все.

Все то же солнце в ночь лучами грянет

И травы вспыхнут в утренней росе.

И человек, бесчисленный, как звезды,

Свой новый подвиг для меня начнет.

Но песенка, которую я создал,

В его трудах хоть искрою блеснет.

Обновлено: 12.10.2019

103583

Структура направления

При анализе акмеизма используются черты пространственных трехмерных направлений (живопись, архитектура, скульптура). Стихи акмеистов, в отличие от символистов, наполнены красотой, точностью, простым изложением. Основные слова передают тот смысл, который в них заложил поэт.

В стихах нет сравнительных оборотов, преувеличений, метафор. Принцип лирики — отсутствие агрессии, политики, социальных вопросов. На первой позиции находился духовный мир людей. Стихотворения состоят из кратких предложений, которые легко воспринимаются слухом, быстро запоминаются. Для сравнения с символистами, акмеисты были сплоченными между собой. У них отсутствовала конкретная литературная платформа со стандартами, на которые могли опираться единомышленники при создании произведений.

Несмотря на сплочённость и дружбу единомышленников, между Городецким и Гумилёвым возник конфликт. В 1914 году школа распалась. Из её наследия можно выделить 10 выпусков журнала «Гиперборей». Взгляд Гумилёва продолжили следующие молодые поэты:

  1. Николай Оцуп.
  2. Георгий Иванов.
  3. Георгий Адамович.

Западноевропейские современники считают, что уникальная особенность акмеизма заключается в зарождении и получении развития движения только на территории России. Явление оказало значительное влияние на последующее развитие отечественной поэзии. К заслугам представителей акмеизма относится изобретение тонкого и особенного способа передачи духовного мира персонажей.

Акмеизм в русской литературе

Акмеизм – литературное течение, характерное только для русской литературы. Этой уникальностью акмеизм ещё более интересен. В настоящее время интерес к акмеизму, возможно, тем и обусловлен, что с ним связаны судьбы и творчество поэтов-акмеистов, оказавших огромное влияние на поэзию ХХ века.

Заслуга акмеистов в том, что они нашли особенные, тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние души героя передавалось движением, жестом, перечислением вещей, которые порождали множество ассоциаций. Такая «материализация» переживаний характерна для многих стихов Анны Ахматовой.

Поэтический гений Ахматовой проявляется в выборе и размещении деталей, которые рождают смысловую глубину текста. Соседство деталей часто бывает неожиданным. Сообщениям о действиях и чувствах лирических героев сопутствуют описания природы или пространства города с его архитектурой, образы мировой литературы, упоминания о событиях истории, об исторических героях. По силе воздействия стихи Ахматовой являются действительно вершиной поэзии, и в них смысл названия «акмеизм» становится справедливым.

Черты акмеизма как литературного направления

Ими считаются:

  • декларация разрыва с символизмом
  • преемственность с предшественниками
  • отказ от символа как единственного способа поэтического воздействия
  • «самоценность каждого явления» в творчестве
  • отрицание мистического
  • краеугольный камень акмеизма – имена Шекспира. Рабле, Ф.Вийона, Т.Готье, а также поэзию И.Анненского
  • соединение в творчестве внутреннего мира человека с «мудрой физиологичностью»
  • «одежда безупречных форм» (Н.Гумилев).

Русские акмеисты в большей степени, чем символисты, уходили в круг чисто литературных задач. В отечественной  классике и в мировой литературе они выбирали то, что в философии творчества было связано со стихией непосредственной жизненности, в круг «неполитизированной» культуры, в поиски поэтического слова.