Оглавление
Церемония награждения победителей конкурса «Пленэр. PRO-движение» и торжественное открытие осеннего художественного пленэра
27 сентября 2021 года в Волоколамском городском округе Московской области (село Ярополец), состоялась церемония награждения победителей Всероссийского детского художественного конкурса «Пленэр. PRO-движение» и торжественное открытие осеннего художественного пленэра для 150 детей из Москвы и регионов РФ.Организаторами мероприятия выступили Фонд поддержки и развития Московской центральной художественной школы при Российской академии художеств и старейшее образовательное учреждение России для одаренных в изобразительном искусстве детей и подростков — Московская центральная художественная школа при Российской академии художеств.
Академия сегодня
Академия стала настоящей кузницей кадров, и из ее стен вышла целая плеяда выдающихся мастеров живописи, скульптуры и архитектуры с мировым именем. Фамилии Брюллов, Кустодиев, Рерих, Шишкин, Стасов у всех на слуху и все эти мастера — выпускники Академии.
Она и сейчас является передовой художественной школой с непререкаемым мировым авторитетом. Только сегодня – это уже Санкт-Петербургский Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Здание находится по адресу Университетская набережная, 17.
Академический музей находится в этом же здании и открыт для посещения каждую среду, пятницу, субботу и воскресенье с 11.00 до 19.00. В четверг он открывает свои двери с 12.00 до 20.00.
Есть бесплатные обзорные экскурсии:
- среда – 15.00;
- суббота – 16.00;
- воскресенье – 14.00.
Ближайшие станции метро – Василеостровская и Спортивная-2.
Академия художеств предлагает сегодня дневную и вечернюю форму обучения на 5 факультетах и открыта для всех талантливых любителей изобразительного искусства.
Музей Академии
Почти сразу после основания Академии, в 1758 году был создан музей – «Академический музеум». Граф Шувалов подарил Академии около 100 картин, рисунков и скульптур из личной коллекции и этим положил начало богатству музея. Его примеру последовали многие знатные коллекционеры, и скоро это стало доброй традицией.
Сейчас музей насчитывает свыше 50 000 экспонатов и считается одним из самых значительных музеев страны. Его экспозиции располагаются на трех этажах в помещениях так называемого «циркуля». Это анфилада залов, выходящих своими окнами на радиусный внутренний двор.
Первый этаж – коллекция высококачественных слепков с произведений античной и европейской скульптуры и архитектуры.
Второй этаж – собрание лучших работ выпускников Академии и копии с оригинальных полотен художников эпохи Возрождения.
Третий этаж – экспозиция архитектурных моделей знаменитых зданий Санкт-Петербурга. Здесь можно увидеть Смольный, Исаакиевский собор, здание Биржи и модель здания самой Академии.
Поначалу экспонаты музея использовались исключительно в образовательных целях для обучения, но с 1859 года он становится открытым для доступа посетителей.
Выставка «Даши Намдаков. Трансформация» в Российской академии художеств
Выставочные залы Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21)
Даты проведения: 8 — 19 сентября 2021 г.
Место проведения: Выставочные залы Российской академии художеств (Пречистенка, 21).Российская академия художеств представляет выставку произведений народного художника Республики Бурятия, заслуженного художника Российской федерации, академика РАХ, почетного члена Академии рисунка во Флоренции Даши Намдакова «Трансформация». В камерной экспозиции представлены произведения скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, которые наиболее ярко отражают этапы творчества этого самобытного мастера.
Даши Намдаков – один из представителей современного, активно развивающегося искусства Бурятии. В 2000 году в Иркутском художественном музее прошла первая персональная выставка художника. В тот период сложился неповторимый стиль мастера. Автор обращается к историческому и анималистическому жанрам станковой пластики, которые обогащает новым видением формы и запоминающимися композициями. Даши с любовью и интересом исследователя использует формы и декор стиля «скифо-сибирского анимализма»: фрагменты золоченой бронзы, детально выполненные предметы вооружения всадников, костюма. Работа в мастерских в итальянском городе Пьетрасанта позволяет мастеру обогатить скульптуру разными оттенками природной бронзы – от темно-синих до карминных. В более поздний период в материалах для скульптур кроме бронзы появился природный камень, обработанный специальными станками.
Выставка в залах Российской академии художеств позволяет проследить основные этапы творческого пути Намдакова. В экспозиции представлена станковая пластика разных лет: «Воспоминание о будущем» (2001), «Утро» (2006), композиция «Виктория» (2014), анималистические образы серии «Восточный календарь» (2015) и многие другие. Дополнят экспозицию произведения графики, декоративно-прикладного искусства и панорамные фото известных монументальных композиций автора: «Царская охота» (2013, Кызыл), «Трансформация» (2019, Красноярск), «Отец Байкал» (2019, Ольхон)
Выставка в залах Российской академии художеств – важное событие в творческой жизни Даши Намдакова. За каждыми из произведений – многие годы раздумий и каждодневного труда автора
Зритель сможет ознакомиться с экспериментами Д.Намдакова с материалом, формой и, конечно же, с цветом.Дашинима Намдаков родился в 1967 году в Забайкалье. В 1988 году поступил в Красноярский государственный художественный институт, где его наставниками были Л.Н. Головницкий, Ю.П. Ишханов, А.Х. Боярлин, Э.И. Пахомов. Сейчас скульптор — лауреат Государственной премии Правительства Российской Федерации в области культуры, Государственной премии Монголии. В 2007 году за работу в качестве художника над фильмом Сергея Бодрова-старшего «Монгол» Даши получил премию «Ника» в номинации «Лучшая работа художника», Национальную премию кинокритики и кинопрессы «Белый слон» и премию Национальной академии киноискусств и наук России «Золотой Орёл». Творчество Намдакова высоко оценено профессионалами и ценителями искусства со всего мира. Его произведения экспонировались в Государственном Эрмитаже, Пекинском музее мирового искусства, в галереях Halcyon (Великобритания), National Arts Club (США), находятся в музеях и частных коллекциях в России, Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Финляндии, Японии, США, Тайване.
Управление информации (пресс-служба) РАХ на основе релиза Арт-фонда Даши Намдакова
СМИ о выставке:Телеканал Культура. Выставка «Трансформация» открывается в залах Российской Академии художеств(эфир от 08.09.2021, 11:30).Музеи России. Выставка «Даши Намдаков. Трансформация» в Российской академии художеств Культура.РФ. Выставка «Даши Намдаков. Трансформация»KudaGo. Выставка «Трансформация»ГородЗовёт. Выставка «Даши Намдаков. Трансформация»Афиша. Даши Намдаков. ТрансформацияGallerix. Выставка «Даши Намдаков. Трансформация»Минкульт РФ. Выставка «Даши Намдаков. Трансформация»АртМосковия. Выставка произведений Даши Намдакова «Трансформация» открывается в Российской академии художествФотослужба ТАСС. Выставка «Даши Намдаков. Трансформация» в Российской академии художеств
версия для печати
История Академии
Эту истину прекрасно понимал Петр I и еще в 1690-х годах высказывал мысль о необходимости воспитания своих собственных мастеров живописи и архитектуры.
С этой целью в 1715 году он основал в Петербурге рисовальную школу при городской типографии, а в 1724 году император издал указ об «Академии наук и знатных художеств».
Преподавание живописи сначала велось в рамках созданной Академии наук, но вскоре стала понятна необходимость развития изобразительного искусства в более широких масштабах.
Реализация этой идеи стала возможной только в эпоху правления Елизаветы Петровны, дочери великого государя. Фаворит императрицы граф И.И. Шувалов в соавторстве с М. В. Ломоносовым разработали концепцию академии.
Шувалову удалось убедить государыню в необходимости ее создания, и с ее разрешения, в 1757 году он обратился в Сенат с предложением о формировании в России нового учебного заведения.
В ответ на это предложение Сенат издал указ об учреждении «Академии трех знатнейших художеств» и 6 ноября 1757 года государыня подписала указ. С тех пор этот день считается днем создания знаменитой колыбели российского изобразительного искусства. Три «знатнейшие художества» представляли собой живопись, скульптуру и архитектуру — именно по этим дисциплинам велось обучение в академии.
Академия была учреждена при Московском университете, куратором и основателем которого был Шувалов. Он же стал и первым ее Президентом. В виду скудного бюджета занятия поначалу проводились в Петербурге в его собственном особняке на Садовой.
Мечтая получать новые заказы от императорского двора, педагоги хотели совместить приятное с полезным. Это и решило дело – академия оказалась в Санкт-Петербурге.
Граф стал идейным вдохновителем и организатором академии. Именно он пригласил из Европы талантливых педагогов и набрал первых учеников. На его средства осуществлялось их обучение и содержание в стенах заведения. Лучшие ученики начали отправляться на стажировку к известным европейским мастерам живописи и архитектуры.
В 1762 году на российский престол взошла Екатерина II, и это принесло академии существенные перемены. Императрица серьезно относилась к теме просвещения и развитию наук в государстве, и это нашло отражение в ее первых указах.
В ноябре 1764 года государыня утвердила «Привилегию и Устав Императорской академии художеств» и Академия получила статус Имперской
Она стала самостоятельным обучающим заведением и оказалась под пристальным вниманием государыни
Екатерина II посчитала, что Академия заслуживает достойного здания в соответствии со своей значимостью и выделила для строительства большой участок на Васильевском острове на набережной Невы.
В 1763 году профессор архитектуры Ж. Б. Валлен-Деламот и директор академии архитектор А. Ф. Кокоринов разработали проект нового здания.
Пожелание императрицы было учтено, и в 1764 году она подписала проект нового шедевра архитектуры. Весной этого года была создана специальная «Экспедиция строения академического здания», которую возглавил архитектор А. Ф. Кокоринов.
Руководство строительством здания было возложено на нового президента Академии И. И. Бецкого, сменившего на этом посту графа Шувалова (отправлен в отставку).
Для начала строительства были созданы все условия, и 7 июля 1765 года состоялась торжественная закладка первого камня в фундамент здания. Была организована торжественная церемония с участием петербургской знати и высших чинов академии. Императрица лично заложила символичный порфированый камень в фундамент под звуки праздничного оркестра и залпы орудий с двух императорских яхт.
В результате, в 1788 году появилось величественное здание, ставшее одним из первых городских сооружений, возведенных в стиле раннего классицизма. Оно настолько велико по размерам, что для полного его обозрения лучше перейти на другую сторону Невы и уже отсюда, с Английской набережной по достоинству оценить открывшийся великолепный вид на это творение.
Архитектура и внутреннее убранство Академии
В плане здание представляет собой правильный квадрат с огромным радиусным центральным двором, называемым «циркулем» и четырьмя дворами по углам строения.
В архитектуре здания впервые обозначился переход от стиля барокко к лаконичному и величественному классицизму.
Новаторской было и само предназначение сооружения. Впервые, это был не храм и не дворец, а учебное заведение. Этой теме соответствует и вся планировка строения.
Внутренние дворы по периметру опоясывают корпуса в три этажа, предназначенные для учебных и жилых целей. В них располагались учебные классы, спальни воспитанников, квартиры преподавателей и апартаменты Президента Академии.
Главный фасад здания, выходящий к Неве, впечатляет выступающим центральным портиком с двойными колоннами, между которыми возвышаются великолепные копии античных шедевров – статуи Геркулеса и Флоры.
Портик завершается огромным куполом, который венчает скульптурная композиция «фигура Минервы в окружении трех художников». Выступающие портики с колоннами по углам здания придают ему еще большей величественности.
Здание Академии выглядит нарядным. Это касается и внешнего вида, и интерьеров многочисленных залов. Они разнообразны по размерам и оформлению, но их все объединяет единая композиция сооружения.
Многие залы оформлены с особенной роскошью. Например, вестибюль первого этажа и парадная лестница считаются архитектурными шедеврами, а Рафаэлевский и Тициановский залы – поражают воображение.
На протяжении всех отделочных работ оформлением интерьеров занимались ученики Академии, среди них были известные живописцы и скульпторы.
Процесс академического образования был рассчитан на 15 лет с трехлетним обучением в каждом из пяти квалификационных классов. Воспитанники обучались искусству живописи, скульптуры и архитектуры по прекрасным образцам из музея Академии, богатого великолепными шедеврами мирового значения.
Факультеты
Наименование структурного подразделения |
ФИО руководителя структурного подразделения |
Адрес местонахождения структурного подразделения |
Адреса электронной почты структурного подразделения |
Положение о подразделении |
Телефон структурного подразделения |
Факультет архитектуры |
Смелков Николай Олегович Декан |
Университетская наб. 17 |
Положение |
+7 (812) 3236429, |
|
Кафедра архитектуры |
Попов Владимир Васильевич Заведующий кафедрой |
Университетская наб. 17 |
3236429@gmail.com |
Положение |
+7 (812) 3236429 |
Кабинет архитектуры |
Румянцева Ирина Вячеславовна Руководитель |
Университетская наб. 17 |
3236429@gmail.com |
+7 (812) 3236429 |
|
Учебная лаборатория строительных и декоративно-отделочных работ |
Семенов Борис Владимирович Руководитель |
Университетская наб. 17 |
3236429@gmail.com |
+7 (812) 3236429 |
|
Учебная лаборатория технических средств проектирования и компьютерной графики |
Северов Михаил Юрьевич Руководитель |
Университетская наб. 17 |
3236429@gmail.com |
+7 (812) 3236429 |
|
Кафедра инженерно-строительных дисциплин |
Гришин Сергей Федорович Заведующий кафедрой |
Университетская наб. 17 |
3236429@gmail.com |
Положение |
+7 (812) 3236429 |
Кафедра истории и теории архитектуры |
Пунин Андрей Львович Заведующий кафедрой |
Университетская наб. 17 |
3236429@gmail.com |
+7 (812) 3236429 |
|
Факультет графики |
Раздобурдин Максим Андреевич Декан |
Университетская наб. 17 |
f-tgrafika@mail.ru |
+7 (812) 3236659 |
|
Кафедра графики |
Башкирцев Юрий Владимирович Заведующий кафедрой |
Университетская наб. 17 |
f-tgrafika@mail.ru |
Положение |
+7 (812) 3236659 |
Учебная лаборатория высокой и плоской печати |
Муськин Михаил Ефимович Руководитель |
Университетская наб. 17 |
f-tgrafika@mail.ru |
+7 (812) 3236659 |
|
Факультет живописи |
Чувин Александр Валентинович Декан |
Университетская наб. 17 |
dekanatzhivopisi@mail.ru |
+7 (812) 323-74-61 |
|
Кафедра рисунка |
Могилевцев Владимир Александрович Заведующий кафедрой |
Университетская наб. 17 |
dekanatzhivopisi@mail.ru |
+7 (812) 323-74-61 |
|
Кафедра живописи и композиции |
Песиков Владимир Симонович Заведующий кафедрой |
Университетская наб. 17 |
dekanatzhivopisi@mail.ru |
+7 (812) 323-74-61 |
|
Кафедра реставрации живописи |
Бобров Юрий Григорьевич Заведующий кафедрой |
Университетская наб. 17 |
dekanatzhivopisi@mail.ru |
+7 (812) 323-74-61 |
|
Учебная лаборатория физико-оптических методов исследования |
Худяков Никита Алексеевич Руководитель |
Университетская наб. 17 |
dekanatzhivopisi@mail.ru |
+7 (812) 323-74-61 |
|
Учебная лаборатория техники и технологии станковой живописи |
Скородумова Наталия Антоновна Руководитель |
Университетская наб. 17 |
dekanatzhivopisi@mail.ru |
+7 (812) 323-74-61 |
|
Учебная лаборатория техники и технологии монументальной живописи |
Попов Виктор Сергеевич Руководитель |
Университетская наб. 17 |
dekanatzhivopisi@mail.ru |
+7 (812) 323-74-61 |
|
Методический отдел |
Елизарова Елизавета Михайловна Руководитель |
Университетская наб. 17 |
dekanatzhivopisi@mail.ru |
+7 (812) 323-74-61 |
|
Факультет скульптуры |
Новиков Андрей Александрович Декан |
Университетская наб. 17 |
irikos@mail.ru |
+7 (812) 3237398 |
|
Кафедра скульптуры |
Свешников Валентин Дмитриевич Заведующий кафедрой |
Университетская наб. 17 |
irikos@mail.ru |
+7 (812) 3237398 |
|
Учебная лаборатория скульптуры |
Газдина Вера Алексеевна Руководитель |
Университетская наб. 17 |
irikos@mail.ru |
+7 (812) 3237398 |
|
Факультет теории и истории искусств Деканат дневного отделения ФТИИ |
Грачева Светлана Михайловна Декан |
Университетская наб. 17 |
ftii@artspb.net |
(812) 328-01-13 |
|
Деканат заочного отделения ФТИИ |
Резницкая Ольга Александровна Зам. декана по заочному обучению |
Университетская наб. 17 |
ozo@artspb.net |
(812) 323-65-38 |
|
Кафедра русского искусства |
Леняшин Владимир Алексеевич Заведующий кафедрой |
Университетская наб. 17 |
ftii@artspb.net |
(812) 328-01-13 |
|
Кафедра зарубежного искусства |
Леняшина Наталия Михайловна Заведующий кафедрой |
Университетская наб. 17 |
ftii@artspb.net |
(812) 328-01-13 |
|
Межкафедральная учебная лаборатория: «Художественный информационный центр» |
Васильева Мария Альбертовна Руководитель |
Университетская наб. 17 |
ftii@artspb.net |
(812) 328-01-13 |
|
Общеинститутские кафедры |
Университетская наб. 17 |
||||
Кафедра гуманитарных и философских наук |
Акимова Наталья Николаевна Заведующая кафедрой |
Университетская наб. 17 |
kaffil-iir@mail.ru |
||
Кафедра иностранных языков |
Павлова Татьяна Владимировна Заведующая кафедрой |
Университетская наб. 17 |
foreign-l-dep@yandex.ru |
||
Кафедра физического воспитания |
Кейран Татьяна Анатольевна Заведующая кафедрой |
Университетская наб. 17 |
Здание Императорской Академии художеств
Здание Императорской Академии художеств
Учебные классы открылись в 1758 г., первый выпуск состоялся в 1762. В 1764 императрицей Екатериной II был утвержден устав и штаты академии, которая получила статус Императорской. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания.
В 1888 г. закончилось строительство каменного здания Академии на берегу Невы по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова.
Здание Академии художеств должно было стать символом новой архитектуры, в наибольшей степени свидетельствуя об изменениях в государственной архитектурной политике начала царствования Екатерины Великой. Первоначальный проект Блонделя был переделан со значительным увеличением объёмов архитекторами Валлен-Деламотом и А. Ф. Кокориновым.
В 1764 г. при Академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов — историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном. При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему — «программу». С 1767 награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.
В 1802 г. при президенте А. С. Строганове Академия играла главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы. Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве. Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.
Исаакиевский собор
Авторами росписей Исаакиевского собора были 22 художника, среди них В.К.Шебуев, Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов.
Двенадцать росписей исполнены Федором Антоновичем Бруни и его учениками.
Ф.А. Бруни
Ф.А. Бруни
Фёдор Антонович Бруни (1799-1875) — русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля.
Фёдор Бруни (настоящее его имя было Фиделио) родился 10 июня 1799 года в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве.
Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.
За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряной медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса. Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно отправил сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию. Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора.
Роспись потолка Исаакиевского собора. Ф. Бруни «Страшный суд»
Во второй половине XIX в. Академия художеств считалась главной в России школой художественного образования. В ней работали И.Е. Репин, В.Е. Маковский, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи и другие известные художники.
Музей Академии художеств за время своего существования собрал уникальную коллекцию мировой и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей. На основе этой коллекции в 1895 г. был основан Русский музей императора Александра III.