Афанасий никитин: первый русский в индии (краткая биография великого путешественника)

Оглавление

Персия и Индия

Никитин продолжает свои записи и в Персии, о которой у него записано мало впечатлений. Из города Рея он пошел к Кашану, пробыл там месяц и отправился в Найин, потом в Йезд, а затем объявился в крупном портовом городе Лара, населенном мореплавателями и купцами, стоявшем на берегу «Индийского (Аравийского) моря». Здесь на последние деньги он приобрел породистого жеребца и решил плыть в Индию, чтобы выгодно его продать. Путешествие из Лара в Чаул, порт на западе Индии обошлось Афанасию в сто рублей и длилось шесть недель.

И вот Индия, в которой он провел почти 4 года, занимает в записках знаменитого путешественника огромную часть. Он был буквально очарован разнообразием и экзотичностью культур, людей, традиций и товаров. На своем коне он около месяца добирался до Джунира, а затем еще несколько недель ехал в Бидар, подробно описывая все, что встречал по дороге. Кроме того, в его дневнике множество размышлений о боге, религии, записи молитв и обрядов. Никитин был первым «белокожим» человеком, описавшим удивительного зверя – обезьяну.

Афанасий огорчался, что «на Русскую землю здесь нет товара», рассказывая о продаваемых слонах, рабах и тканях. Описывал разительный контраст между роскошью, в которой живут индийские «бояре» и жуткой нищетой обычного люда. Он исследовал храмы индийских богов, подробно описав традиции и устои местной религии. В это время в дневнике путешественника появился и географический путеводитель, с указанием расстояний между городами, перечнем товаров и политическим устройством каждого города.

Краткая биография

История сохранила крайне мало информации о годах жизни исторического деятеля, благодаря которому на Руси стало известно много интересного о заморских землях. Первые записи с упоминанием купца относятся к периоду его путешествия на Восток.

Известно лишь, что Афанасий Никитин был рожден в середине 15 века в городе Тверь. Его отцом был простой крестьянин, однако Афанасию удалось крепко встать на ноги и начать вести торговлю. В молодом возрасте он успел повидать много стран, где он налаживал торговые связи.

Рис. 1. Афанасий Никитин.

Никитин – это не фамилия, а отчество путешественника, поскольку в те далекие времена фамилий попросту не существовало. Примечателен и тот факт, что тверской купец официально носил отчество, в то время как в Московском княжестве такое право принадлежало лишь представителям высшей знати.

Афанасий Никитин краткая биография

К сожалению, сохранились лишь скудные данные о рождении Афанасия, его родителей и детстве. Предположительный год рождения – 1433 год. В 1468 году русский путешественник Афанасий Никитин совершил «хождение за три моря», какие именно – Черное, Каспийское и Аравийское. В ходе экспедиции он побывал в Африке, в странах Востока, Персии и Индии и описал увиденное в книге «Хождение за три моря».

Афанасий Никитин в путешествие отправился из Твери. С собой он вез русские товары в надежде выгодно их продать в поселениях вблизи Каспийского моря. Случилось так, что в устье Волги тверского купца ограбили астраханские татары. Но это грустное событие не заставило его вернуться домой, тем более, что украденный товар был взят им в долг. Никитин принял твердое решение отправиться в заморские страны, дабы заработать денег для возвращения за товар долгов. Прежде всего, он посетил Баку, после перекочевал на юг, изучая местные языки и занимаясь торговлей. Приблизительно в 1469 году Афанасий добирается до крупного порта – Ормуз, который был своенравной точкой пересечения торговых путей Индии, Малой Азии, Китая и Египта. Потом было несколько лет путешествий по Индии.

Поскольку в книге «Хождения» имеется достаточно большое количество арабско-персидской лексики и мусульманских молитв, то некоторые исследователи выдвинули мнение, что пребывая в Индии, тверской путешественник принял веру ислам. Хотя он сам во всех своих записях это дело опровергал. Когда Никитин решил возвращаться на родину, то его путь лежал через Трапезунд и Персию.

Афанасий посетил Кафу в Феодосии. Но добраться домой Никитину так и не удалось, он скончался под Смоленском в 1475 году.

Это интересно: 3820,Пустыня Сахара: изучаем со всех сторон

Смерть путешественника

Осенью 1474 года Афанасий Никитин умер под Смоленском, добираясь домой. Его трагическая смерть хранит в себе несколько загадок: неизвестно, направлялся герой домой в Тверь или же собирался в Москву. Неясна и причина смерти. По мнению историков, скорее всего, она носила насильственный характер.

Афанасий при жизни даже не подозревал, что его путешествие внесет настолько огромный вклад в развитие географической науки. В 1475 году записки Никитина были переданы спутниками-купцами Василию Момыреву. Текст рукописи внесли в летописный свод 1489 года. Его записи можно встретить и в Троицком сборнике XV века.

Описание путешествия вызвало значительный интерес у историка Карамзина. Отрывки из содержания дневника были опубликованы в «Истории государства Российского». Записи Никитина собраны и в дальнейшем изданы под названием «Хождение за три моря». Именно это произведение приобрело колоссальную известность.

Вклад в науку

Главный вклад Афанасия Никитина связан с развитием географии как науки: он стал одним из первых людей, совершивших путешествие в Турцию и Персию, а также первым европейским купцом, ступившим на земли Индии.

Если кратко, то в общей совокупности Никитин посетил 57 городов. Пройденный им маршрут на контурной карте очень впечатляет тех, кто желает ознакомиться с подробностями его путешествия. Описания жизни местных жителей этих стран и городов позволили в подробностях узнать о народах других стран. Афанасия можно назвать не только выдающимся путешественником, но и потрясающим писателем, навеки увековечившим свое имя в истории.

Странности странствия

Загадка вторая.

Год 1466-й. Истекает седьмая тысяча лет от сотворения мира, как считали тогда. «В те же лета некто именем Афонасий Никитин сын Тверитин ходил за море», — скажет летопись.

Афанасий не оставил записи, в какое время года отправился он в путь. Скорее всего, было это в самый разгар весны, когда Волга полностью освобождается от льда, берега одеваются в прозрачную зелень, а птицы возвращаются из далеких чужих краев. Навстречу им — «встречь солнцу» — уходили из Твери на вольные волжские просторы ладьи торговых людей.

В Александровской слободе до наших дней сохранились двери храма XV века, которые отворял сам Афанасий Никитич, чтобы «в святом Спасе златоверхом» молиться о благополучии в пути. Но только ли молиться приходил в храм Афанасий?

«Пошел я от святого Спаса златоверхого, с его милостию, от великого князя Михаила Борисовича и от владыки Геннадия Тверского и от Бориса Захарьича на низ, Волгою», — отметил в своих листках Афанасий.

В другом летописном варианте «Хождения» есть такие слова: «Взял напутствие я нерушимое и отплыл вниз по Волге с товарами». От кого же эти «милости» и «напутствие нерушимое»? И что это за «напутствие»?

Вот что говорят исторические документы. Еще в 1447 году московский князь Василий Васильевич был свергнут и ослеплен своим соперником Димитрием Шемякой. Тверской князь Борис Александрович вмешался в московскую политическую смуту и отправил на помощь ослепленному Василию «сильных своих и крепчайших воевод», одним из которых и был «Борис Захарьич». Тверской князь с воеводами добился быстрой победы над Шемякой. Союз Твери и Москвы был скреплен обручением сына Василия, малолетнего Ивана, будущего Ивана Третьего, с дочерью князя Бориса. Тверской князь торжествовал: на московском престоле его ставленник, слепой Василий, а его семилетний сын «опутан красною девицею пяти лет от роду».

Придворные летописцы уже называли князя Бориса «царем», и, по их словам, он был уже «царским венцом увезяся». Но все свершилось не так, как хотелось бы тверскому князю Борису Александровичу. Последние годы правления Василия Темного и первые годы княжения Ивана Третьего ознаменовались сокрушительным наступлением Москвы на соседей-соперников.

В 1461 году «властную московскую руку» ощутила и Тверь. В этом году умирает тверской князь Борис, и на престоле — его сын Михаил Борисович, который отнюдь не собирается отдавать свое княжество под московскую опеку. И хотя грамоты московский и тверской князья заключили, что будут «жить в дружбе и согласии», и всяк управлять своими землями, и помогать друг другу в борьбе с врагами — с Ордой, Польшей да Литвою, но не верят великие князья грамотам договорным.

А в Твери слухи поползли — опоили смертельным зельем в Москве великую княгиню Марию, родную сестру князя Михаила Борисовича. И будто от полуночи до света являлся круг на небе, и Ростовское озеро «целых две недели страшно выло всякую ночь».

Что же предпримет тверской князь? Следит за всем этим московская «служба государева» во главе с дьяком Василием Мамыревым. Знал дьяк — «или оставит трон князь Михаил, или защитит себя».

Так вот от кого «получает милость» — «охранную грамоту» — Афанасий Никитич — от самого великого князя тверского, который ведет тайную войну за престол с великим князем московским и государем всея Руси Иваном Васильевичем. И от владыки Геннадия, епископа Тверского. И помогает Афанасию в делах его «сильнейший и крепчайший из воевод Борис Захарьич».

Такая милость просто немыслима даже для знатного купца! И знали люди дьяка Мамырева — не простой купец идет в чужие земли — посланник Твери плывет вниз по Волге. Свободен пока путь Афанасия, охраняют его предприятие волжские города.

«Пошел на Углич, а с Углича на Кострому, к князю Александру с грамотой великого князя, и отпустил меня свободно. Также свободно пропустили меня и на Плесо в Нижний Новгород… Проехали свободно Казань, Орду, Услан, Сарай…»

Везде свободно, без податей, без пошлин. И естественно, опять возникает самый важный вопрос, самая главная загадка странствия — что же за «напутствие нерушимое» ведет его в трудный и опасный путь? Какая тайна скрывается в «Хождении за три моря»? И сможем ли мы, спустя пять с лишним веков, разгадать ее или, по крайней мере, выдвинуть свою версию? Но до этого еще так далеко, как далек сам путь странника.

Открытия Афанасия Никитина

Купец из Твери оказался в Индии задолго до прибытия туда представителей европейских государств. Морской путь в эту страну был открыт португальским купцом Васко да Гама на несколько десятков лет позже, чем туда пришел русский торговый гость Афанасий Никитин. Что он открыл в далёких землях и почему его записи представляют для потомков такую ценность?

Хотя коммерческая цель, которая побудила первопроходца на столь опасное путешествие, не была достигнута, результатом странствий этого наблюдательного, талантливого и энергичного человека явилось первое реальное описание неведомой далёкой страны. До этого в Древней Руси сказочная страна Индия была известна лишь по легендам и литературным источникам того времени.

Человек XV века увидел легендарную страну своими глазами и сумел талантливо рассказать об этом своим соотечественникам. В своих записях путешественник пишет о государственном строе Индии, религиях местного населения (в частности о «вере в буты» — так Афанасий Никитин услышал и записал имя Будды, священное для большинства жителей Индии того времени).

Он описал торговлю Индии, вооружение армии этой страны, рассказал об экзотических животных (обезьянах, змеях, слонах), местных нравах и представлениях индийцев о морали. Записаны им и некоторые индийские легенды.

Русским путешественником описаны также города и местности, в которых он сам не побывал, но о которых слышал от индийцев. Так, он упоминает Калькутту, остров Цейлон и Индокитай, места, которые в то время были ещё совершенно неизвестны русскому человеку. Сведения, тщательно собранные первопроходцем, позволяют нам сегодня судить о военных и геополитических устремлениях индийских правителей того времени, состоянии их армий (вплоть до числа боевых слонов и количества колесниц).

Его «Хождение за три моря» было первым текстом подобного рода в русской литературной словесности. То, что он не описывал только лишь святые места, как это делали паломники до него, придаёт сочинению неповторимое звучание. В поле его внимательного зрения попадают не объекты христианской веры, а люди с другой религией и другим укладом жизни. Его записки лишены какой-либо официальности и внутренней цензуры, и этим особенно ценны.

Рассказ об Афанасии Никитине и его открытиях — видео

 

https://youtube.com/watch?v=lfd3U7RvZMY

https://youtube.com/watch?v=QStNtreBSHE

Почему Афанасий Никитин вернулся домой

Ещё в Дербенте во время крушения у Афанасия погибли все церковные книги. В чужеземной стороне Афанасий, как мог, придерживался христианских постов и праздников. Держался за веру, как за якорь среди множества религий и богов. Видел, что есть земли обильные, где «всё есть и всё дёшево». Есть земли засушливые, есть богатые жемчугом. Но пришёл к выводу, что нет другой такой земли, подобной Руси и, в конце концов «надумал пойти на Русь». Вариант остаться жить в Индостане Афанасий Никитин не рассматривал.

К тому времени Персия оказалась в междоусобной войне. Дорога, которой он пришёл, сделалась опасной. Тогда сторговался он за два золотых и сел на корабль. И месяц плыл по Аравийскому морю до Ормуза. Дальше он двигался на северо-запад через древний Иран (Персию), не приближаясь к охваченному войной побережью. Путь его прошёл через Сирию, Турцию и Грузию.


Феодосия (Кафа), развалины крепости. Здесь стоит памятник Афанасию Никитину

Так дошёл он до прибрежного города Трапезунда, чтобы пересечь третье, Чёрное море. Удалось это не сразу. Дважды отчаливал корабль от пристани, но сильный ветер сносил его и заставлял вернуться в гавань. 15 дней пережидали мореплаватели непогоду.

Наконец, по Чёрному морю подошёл корабль к Балаклаве, Гурзуфу, а потом к Кафе (Феодосии). По Днепру с попутным торговым караваном доплыл герой до Киева, а затем достиг Смоленска. Возможно, Афанасий простудился в дороге и ослабленный путешествием организм не выдержал нагрузки. В 1472 г. Афанасий Никитин умер, не дойдя до Смоленска. Из имущества при нём было только несколько исписанных его рукой тетрадей.

Странствия


Карта с маршрутом путешествий Афанасия Никитина. Изображение: https://pretich2005.narod.ru

Финансы были необходимы Никитину как воздух. Отправиться ни с чем на Русь он никак не мог. Его обнадежили, что в этих местах процветает торговля между Русью и местным населением, однако, по словам самого Никитина «…вышло, что нет ничего на нашу землю… пошлины большие да на море разбойников много…». Из Дербента Афанасий попал в Баку, а оттуда в Персию и пересёк её всю. Местные купцы привлекли его рассказами о богатой и процветающей Индии, поэтому путешественник решил отправиться туда. 

В 1471 году Никитин оказался в индийском порту Чаул, что на юге Индии. Он посетил города Пали, Умри, Чунар (Джуннар). В Джуннаре он вновь попал в опасную ситуацию — некий хан вознамерился взять у него жеребца. Однако, когда он узнал, что тот не мусульманин, а русский поставил такое условие — и жеребца не брать, и доплатить, но чтоб Афанасий принял ислам. Если же не согласится — голова с плеч, дал на размышления 4 дня. Путешественнику помог Магмет Хоросанец — Никитин попросил его за себя, чтоб тот уговорил хана не заставлять его становиться мусульманином. Все разрешилось в пользу Афанасия Никитина — ему удалось выйти из этой ситуации, сохранив и жеребца, и собственную голову.

В 1472 году пропутешествовал к священному у индусов храму богини Парвати. Некоторые исследователи предполагали, что Никитин принял в Индии ислам, чтобы обезопасить себя во время путешествия. Из записок самого Афанасия мы понимаем, что это маловероятно — он защищал православную веру даже перед лицом смерти, взять ту же встречу с ханом в Джуннаре. Однако в целях безопасности в мусульманских областях путешественник часто представлялся именем Юсуф Хоросани.

В 1473 Никитин отправился на западное побережье Индии, попал в город Дабхол. Оттуда он вознамерился морским путем попасть в арабское государство Ормуз, что располагалось на острове в Персидском заливе. Однако погодные условия помешали ему это сделать — он оказался у берегов Восточной Африки (у границ современного Сомали). Через Маскат он всё-таки добрался до берегов Ормуза, а уже оттуда через территорию современного Ирана попал в черноморский порт Трабзон (ныне это Турция). Здесь местный паша конфисковал у путешественника драгоценные камни, который тот вез с собой из Индии.

Афанасий Никитин в названиях

  • подводная гора Афанасия Никитина в Индийском океане (минимальная глубина над вершиной — 1549 м, координаты: 3°00′ ю. ш. 83°00′ в. д.HGЯO), открытая советскими учёными в 1961 году на основании исследований в 31-м и 33-м рейсах НИС «Витязь»;
  • набережная Афанасия Никитина — в Твери;
  • переулок Афанасия Никитина — в Феодосии;
  • улица Афанасия Никитина — в Феодосии;
  • улица Афанасия Никитина — в Чебоксарах;
  • улица Афанасия Никитина — в Одессе;
  • теплоход «Афанасий Никитин»;
  • «Афанасий Никитин» — фирменный пассажирский поезд ОАО «РЖД»;
  • «Афанасий Никитин» — Airbus A320 ОАО Аэрофлот-Российские Авиалинии бортовой номер VP-BQU;
  • «Афанасий Никитин буги» — песня группы Аквариум;
  • «Афанасий» — пиво, которое производится в Твери с 1994 года; на этикетке изображён купец.

Открытие памятника Афанасию Никитину в Индии

Афанасий Никитин маршрут

Маршрут начался в Твери. На двух судах по Волге спустились они через Нижний Новгород до Астрахани. Астрахань была центром Астраханского ханства, которое образовалось после распада Золотой Орды. Это уже была приграничная территория крупных держав. Около города Тарки одно судно потерпело крушение. Дальше через Персидские земли по городам Дербент, Баку, Кашан, Йезд, Ормуз направился к Индии. Где-то после Дербента маршрут становится сухопутным, а после Ормуза пересаживаются на попутные суда. Всего в Дербенте наш путешественник был три раза.

Такое долгое и сложное путешествие невозможно осуществить без влиятельной поддержки в каждой стране. Видимо у Афанасия были хорошие друзья в каждой стране.

В Индии, уже одиночная экспедиция прошла по городам Диу, Бидар, Парват, Дабул. От Дабула на судах-попутках по турецким городам до города Тавриз. Затем Трапезунд и через Черное море в Киев, который был центром Киевского удельного княжества. Затем Смоленск, часть Великого княжества Литовского и только потом долгожданная Тверь.

Ранние годы

Известно, что Афанасий родился в крестьянской семье в Твери где-то в начале 15 века. Точная дата рождения неизвестна. С юных лет он участвовал в купеческих морских «походах», посетил Византию, Крым и Литву, причем по какой-то причине товары он вез на одном корабле, а сам путешествовал на другом, взяв с собой целый сундук книг.

Удивительным является то, что упоминается в летописях этот предприимчивый крестьянский сын не иначе как «Афанасий, Никитин сын» – то есть это не фамилия путешественника, а его отчество, которое дозволялось носить только знатным людям в русских княжествах. Это и некоторые другие факты дают возможность предположить, что наш герой был не столько купцом, сколько полномочным послом великого Тверского князя.

Это было сложное время для Руси, раздробленной на три княжества – Тверское, Московское и Рязанское, и три республики – Псков, Вятка и Новгород. В 1462 году трон московского княжества занял Иван III Васильевич, который, как и его потомок, более известный в истории, получил прозвище Грозный. Он буквально утопил соседей в крови, огнем и мечом пытаясь объединить республики и княжества под своей дланью.

Индия

Из Персии, из Порта Ормуз (Гурмыз) Афанасий Никитин отправился в Индию. Путешествие Афанасия Никитина по Индии продолжалось предположительно 4 года: от весны 1468 до начала 1472-го (по другим данным — 1474-го). Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Он немало удивлялся увиденному в неизвестных ему доселе землях, делясь этими наблюдениями:

И тут есть Индийская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякый год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. … А жонки ходят голова не покрыта, а сосцы голы; а паропки да девочки ходят наги до семи лет, сором не покрыт.

Именно описание пребывания в Индии занимает большую часть дневника А. Никитина. Фото tvercult.ru

Обычаи и уклад жизни индусов переданы в «Хожении за три моря» детально, с многочисленными деталями и нюансами, которые подмечал пытливый взгляд автора. Подробно описываются богатые пиры, выезды и военные действия индийских князей. Хорошо отражена и жизнь простого народа, а также природа, животный и растительный мир. Многому из увиденного А. Никитин давал свою оценку:

Да о вере же о их распытах все, и оны сказывают: веруем въ Адама, а буты, кажуть, то есть Адамъ и род его весь. А веръ въ Индеи всех 80 и 4 веры, а все верують в бута. А вера с верою ни пиеть, ни ястъ, ни женится. А иныя же боранину, да куры, да рыбу, да яйца ядять, а воловины не ядять никакаа вера.

Чем конкретно занимался Афанасий Никитин, чем питался, каким образом добывал средства к существованию — об этом можно только догадываться. Во всяком случае, сам автор нигде этого не уточняет. Можно предположить, что коммерческая жилка в нем сказывалась, и он вел какую-то мелкую торговлю либо нанимался служить к местным купцам. Кто-то сказал Афанасию Никитину, что в Индии в большой цене породистые жеребцы. За них якобы можно выручить хорошие деньги. Он привез с собой в Индию жеребца:

И яз грешный привезлъ жеребца в Индийскую землю, и дошелъ есми до Чюнеря богъ далъ поздорову все, а стал ми во сто рублев.

А в том в Чюнере ханъ у меня взял жеребца, а увядал, что яз не бесерменянин — русинъ. И он молвит: «Жеребца дам да тысящу златых дам, а стань в веру нашу — в Махмет дени; а не станеш в веру нашу, в Махмат дени, и жеребца возму и тысячю златых на голове твоей возму»…. И господь богъ смиловался на свой честный праздникъ, не оставил милости своеа от меня грешнаго и не велелъ погибнути в Чюнере с нечестивыми. И канун Спасова дни приехал хозяйочи Махмет хоросанецъ, и бил есми ему челом, чтобы ся о мне печаловал. И он ездил к хану в город да меня отпросил, чтобы мя в веру не поставили, да и жеребца моего у него взял. Таково осподарево чюдо на Спасовъ день.

Продолжение следует

Булат Рахимзянов

Справка

Булат Раимович Рахимзянов — историк, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, кандидат исторических наук.

  • Окончил исторический факультет (1998) и аспирантуру (2001) Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина.
  • Автор около 60 научных публикаций, в том числе двух монографий.
  • Проводил научное исследование в Гарвардском университете (США) в 2006—2007 академическом году.
  • Участник многих научных и образовательных мероприятий, в их числе — международные научные конференции, школы, докторские семинары. Выступал с докладами в Гарвардском университете, Санкт-Петербургском государственном университете, Высшей школе социальных наук (EHESS, Париж), университете Иоганна Гуттенберга в Майнце, Высшей школе экономики (Москва).
  • Его вторая монография «Москва и татарский мир: сотрудничество и противостояние в эпоху перемен, XV—XVI вв.» недавно вышла в санкт-петербургском издательстве «Евразия».
  • Область научных интересов: средневековая история России (в особенности восточная политика Московского государства), имперская история России (в особенности национальные и религиозные аспекты), этническая история российских татар, татарская идентичность, история и память.

Экспедиции

Афанасий Никитин, как опытный купец, стремился расширить торговлю в нынешней Астрахани. Мореплаватель получил разрешение тверского князя Михаила Борисовича III, поэтому Никитина рассматривали как тайного дипломата, однако исторические данные не подтверждают эти догадки. Получив поддержку первых государственных лиц, Афанасий Никитин отправился в дальний путь из Твери.

Мореплаватель поплыл через реку Волгу. Первоначально путешественник остановился в городе Клязин и отправился в монастырь. Там он получил благословение у игумена, а также помолился Святой Троице, чтобы путешествие сложилось благополучно. Далее Афанасий Никитин отправился в Углич, оттуда в Кострому, а затем в Плес.

По словам путешественника, маршрут проходил без препятствий, однако в Нижнем Новгороде экспедиция мореплавателя затянулась на две недели, так как там купец должен был встретиться с послом Ширванского государства Хасан-беком. Первоначально Никитин хотел присоединиться к русскому посольству Василия Папина, но тот уже уплыл на юг.

Беда случилась, когда команда Афанасия проплывала мимо Астрахани: мореплавателей настигли татарские разбойники и разграбили корабль, а одно судно и вовсе утонуло.

Дальше потерявшие товар купцы отправились на двух кораблях в город-крепость Дербент.

Путешественники не могли вернуться на родину, так как их ждали долговые обязательства за то, что те не сохранили товар, который был закуплен на государственные деньги в кредит. Некоторые из моряков, у которых хоть что-то осталось дома, возвратились на Русь, остальные люди Никитина разошлись в разные стороны, кто-то остался в Шемахе, некоторые отправились на работу в Баку.

Афанасий Никитин надеялся улучшить материальное положение, поэтому решил отправиться в плавание в сторону юга: из Дербента неунывающий мореплаватель отправился в Персию, а из Персии добрался до оживленного порта Ормуза, который представлял собой пересечение торговых путей: Малой Азии, Индии, Китая и Египта. В рукописях Афанасий Никитин называл этот порт «пристанищем Гурмызьским», знакомый на Руси поставками жемчуга.

Прозорливый торговец в Ормузе узнал, что оттуда поставляют редких жеребцов, которых не разводят в индийской стране, и там они дорого ценятся. Купец приобрел коня и с надеждой сбыть товар по заоблачной цене отправился на евразийский материк в Индию, территория которой хоть и была тогда на картах, но оставалась неизведанной европейцами.

В город Чаул Афанасий Никитин приплыл в 1471 году и прожил в незнакомом государстве три года, однако не возвратился на родину. Русский путешественник детально описал быт и устройство солнечной страны в своих рукописях.

Афанасий удивлялся тому, как индийские жители ходят по улице: женщины и дети гуляли нагими, а у князя были покрыты покрывалом бедра и голова. Но зато чуть ли не у каждого человека были золотые украшения в виде браслетов, что удивляло русского купца. Никитин не понимал, почему индийцы не могут продать драгоценные украшения и купить одежду, чтобы прикрыть наготу.

Также его впечатлило, что население Индии было большое, и почти каждая вторая жительница страны ожидала ребенка.

В Чауле Афанасий не продал жеребца по выгодной цене, поэтому в начале весны мореплаватель отправился в самую глубинку Индии. Купец добрался до северо-западной крепости Джуннар, где встретился с Асад-Ханом, ее хозяином. Наместнику понравился товар Афанасия, однако он возжелал заиметь коня бесплатно и отнял его силой.

В ходе разговора Асад узнал, что русский путешественник исповедует иную религию и обещал вернуть животное с золотом в придачу, если купец примет ислам. Наместник дал Никитину 4 дня на раздумья, в случае отрицательного ответа Асад-Хан пригрозил русскому купцу смертью.

По книге «Хождения за три моря» Афанасия Никитина спас случай: наместнику крепости встретился знакомый старик Мухаммед, перед которым правитель показал милость и отпустил чужеземца, вернув коня. Однако историки спорят до сих пор: принял Афанасий Никитин магометанскую веру или же остался верен православию. Такие сомнения оставил купец из-за оригинальных записок, которые были насыщенны иноземными словами.

Также Никитин удивлялся обычаям Индии и экзотическим животным, в чужеземной стране он впервые увидел змей и обезьян. Путешествие в невиданные края было красочным и ярким, но Афанасий остался недоволен, ведь торговой выгоды купец так и не увидел.

По словам мореплавателя, солнечная страна торговала красками и дешевым перцем – нечего было увезти на родину, чтобы получить прибыль. Индийское пребывание Никитина было интересным, но бедным: продажа единственного коня обошлась купцу в убыток и наложением штрафа.

Путь по Волге до Каспия

Весной 1466 г., погрузив товары на ладьи, Афанасий Никитин вышел из родной Твери. Доплыл до Калязина и Углича. Оттуда без препятствий добрался до Костромы. Затем прошёл несложный участок до Нижнего Новгорода. Об этой части путешествия по Волге Афанасий в своём дневнике не пишет никаких примечательных подробностей. Без происшествий добрались купцы до Казани, а потом и до столицы Золотой Орды — Сарая. Везде имела пропускную силу охранная великокняжеская грамота.


Афанасий испросил благословения у игумена Макария в монастыре Святой Троицы в Калязине. Монастырь затоплен в 1940 г. при создании Угличского водохранилища

В устье Волги располагался древний город Хазтарахан (Астрахань), где восток торговал с западом. Здесь произошла с караваном первая крупная неприятность. Местные «поганые татарины», промышлявшие разбоем, пообещали провести несведущих купцов безопасным путём по рукаву Волги до устья. Обманом вывели суда на мель, после чего напали и разграбили товар.

Поиск новых товаров — одна из главных мотиваций для путешествий

Путешественник побывал во многих городах. Около восьми месяцев он находился на территории прикаспийской области Персии – Мазендерану, жил в Амоле, Чапакуре и Сари. Главной причиной пребывания в Мазендеране было, вероятно, необходимость в торговых делах.

Афанасий Никитин искал новый путь торговли для Руси. Но прежде чем познакомиться с условиями рынка и приобрести товар из первых рук, требовались средства. И Никитин, торгуя, задержался в Персии. У него не было состояния для того, чтобы путешествовать в отдаленной стране, поэтому он поехал как купец. Наиболее ценным товаром в Индии считались кони, поэтому Никитин отправился в Таром.

Вклад в науку

Главный вклад Афанасия Никитина связан с развитием географии как науки: он стал одним из первых людей, совершивших путешествие в Турцию и Персию, а также первым европейским купцом, ступившим на земли Индии.

Если кратко, то в общей совокупности Никитин посетил 57 городов. Пройденный им маршрут на контурной карте очень впечатляет тех, кто желает ознакомиться с подробностями его путешествия. Описания жизни местных жителей этих стран и городов позволили в подробностях узнать о народах других стран. Афанасия можно назвать не только выдающимся путешественником, но и потрясающим писателем, навеки увековечившим свое имя в истории.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

Весной 1468 года Никитин снарядил два судна, чтобы начать торговлю в новых землях. Его маршрут пролегал через Волгу и Каспий, где на местных рынках особенно ценились дорогие русские меха.

Но под Астраханью корабли были практически полностью разграблены татарами. Разоренные купцы не могли вернуться на родину, поскольку многие из них закупали товар на продажу в долг, и по возвращении домой их ожидала долговая яма. Им ничего не оставалось, как отправиться по свету в поисках лучшей доли.

Взял курс на юг и Никитин: добравшись до Дербента, а после и до самой Персии, купец направился к оживленному порту Ормуз, который был точкой пересечения многих торговых путей Востока.

Рис. 2. Порт Ормуз.

Путешественник узнал, что в Индии особенно высоко ценятся породистые жеребцы. На последние деньги он приобрел скакуна, надеясь выгодно его продать индийским торговцам и разбогатеть. Так в 1471 году Никитин оказался в Индии, которая к тому времени уже была на картах, но по-прежнему оставалась малоизученной страной.

Литосфера Земли – закономерности развития, из чего состоит верхняя твердая оболочка

В течение трех последующих лет русский купец путешествовал по Индии. Соскучившись по родине, он запасся индийскими товарами и двинулся в обратный путь. Однако в одном из портов все его товары были арестованы. Перезимовав в Феодосии, Афанасий Никитин вновь двинулся в путь, но весной 1475 года скончался по дороге домой.

Участники экспедиции «По следам Афанасия Никитина» посетили Волгоград

Экспедиция повторяет маршрут известного тверского купца, путешественника и писателя, в XV веке открывшего для России Индию. Она инициирована директором Культурного Центра им. Дж. Неру г-ном Абхаем Тхакурой при содействии администрации Тверской области.

Старт автопробега был дан в Твери у памятника Афанасию Никитину. В отличие от известного купца, который добирался до Индии по воде, экспедиция следует по «шёлковому пути» на трёх автомобилях.

Четырнадцать путешественников, в числе которых Советник по финансам Министерства путей сообщения Индии в отставке Фалгуни Матилал, известный фотограф Ашок Дилвали, танцовщица Хари Васудеван, доктор Раджендра Джайн, кинорежиссёр Раджеш Джала и другие, намерены преодолеть за 35 дней более 12 тысяч км по России, Турции, Ирану и Объединённым Арабским Эмиратам. Они уже проехали Тверь, Москву, Нижний Новгород, Казань, Самару, Саратов. В Волгограде члены экспедиции посетили музей-панораму «Сталинградская битва» и мемориальный комплекс на Мамаевом Кургане.

Впереди путешественников ждут Элиста, Астрахань и Сочи. Об этом сообщает пресс-служба областной администрации.