От камня в руке до смартфона в кармане: 10 этапов развития человечества

Оглавление

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

  • В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд. 
  • В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.
  • В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах. 
  • В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.
  • С 1980 года дети стали обучаться 11 классов. Введена система поощрения в виде медалей. 
Педагогика советского периода складывалась в тяжёлые времена для народа, но шла по восходящей линии. Именно в советское время сложилась система обучения, которой мы пользуемся по большей части до сих пор.

↑ Императоры России 19 века

Эта эпоха насчитывает пять царей:

  • Павел I
  • Александр I
  • Александр II
  • Александр III
  • Николай II.

Павел I возглавил страну в 1796 году. Он запомнился всем новаторской идеей централизации власти и убрал некоторые привилегии для дворян. Был ярым противником революции во Франции, но в итоги заключил мирный договор с Бонапартом. Был убит в результате заговора.

Александр I правил с 1801 года. Его политика благоприятно влияла на развитие страны. Александр выбрал в союзники Францию и Великобританию, но входил в коалицию, которая не поддерживала революцию во Франции, но с 1807 по 1812 был близок с Французским руководством и вел активную политику с данной страной. Воевал с Турками и Шведами и обе войны были успешными. После войны 1812 года был представителем России в антифранцузской коалиции.

Александр II сел на трон в 1855 году и отменил крепостное право, проведя множество исторических реформ. После восстания Поляк взял другой курс в политике, который одабривали большинство граждан. За свое царствование присоединил огромные территории и участвовал в русско-турецкой войне. На него покушались целые четыре раза, но на пятый раз был все таки убит.

Второй сын Александра II был Александр III и именно он взошел на престол в 1881 году и почти сразу же понизил налоги. Во второй половине 80-ых Александр увеличил полномочия полиции и увеличил ее роль в государстве. Так же он запомнился всем тем, что заключил с Францией мирный договор и присоединил земли Средней Азии.

Последним Российским императором был Николай II, который всем запомнился своей целеустремленностью и характером. Во время его правления был огромный скачок в экономическом и промышленном плане. Но поражение России в войне с Японией посеяло семя революции и в результате данное событие повлекло убийство царя и всей его семьи.

Период устойчивого развития СССР: Оттепель и Перестройка

В 1953 году умирает Сталин, и новым коммунистическим лидером СССР становится Никита Хрущев. При нём 4 октября 1957 года на орбиту был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года в космосе побывал первый человек, и им стал гражданин советского союза Юрий Гагарин.

Но в 1960—х годах, после многих лет роста напряжённости в советско-американских отношениях и увеличения ядерного потенциала с обеих сторон, СССР и США столкнулись с Карибским кризисом. Соединённые Штаты разместили в Турции и Италии ракеты средней дальности, которые могли долетать до территорий СССР. В ответ Советский Союз разместил своё ядерное вооружение на Кубе, что, в свою очередь, угрожало безопасности американцев.

Переговоры Никиты Хрущева и Джона Кеннеди по урегулированию Карибского кризиса

Итогом Карибского кризиса (16—28 октября 1962 г.) стал вывод американских ракет с территорий Турции и Италии, а также вывод ядерного вооружения СССР с территории Кубы. В конечном счёте Карибский кризис стал большей неудачей для Советского Союза, чем для США. Из-за этого и многих других ошибок Хрущев постоянно подвергался критике и был вынужден подписать заявление об отставке в 1964 году.

Место Никиты Хрущёва занял Леонид Брежнев, продолжая так же как и его предшественник предпринимать тщетные попытки остановить гонку вооружений.

Тем не менее советско-американские отношения продолжали ухудшаться, особенно когда 12 декабря 1979 года руководством СССР было принято решение о вводе советских войск в Афганистан.

В 1984 году место Леонида Брежнева занял Юрий Андропов, которого, в свою очередь, сменил Константин Черненко. Он также задержался на посту главы ЦК КПСС не на долго, и в 1985 году к власти пришел Михаил Горбачев. Горбачев ввел экономическую политику под названием «перестройка», которая предполагала ослабление государственного контроля над экономикой. Но реформы Горбачёва не смогли радикально улучшить тяжёлое положение советской экономики.

Борис Ельцин и Михаил Горбачев

При Горбачёве также была начата политика гласности, ослабляющая цензуру и разрешающая либерализацию средств массовой информации. В 1986 году в Украинской ССР произошла авария на Чернобыльской АЭС. Об этой поистине ужасной катастрофе сначала было решено умолчать, чтобы не провоцировать панику в обществе, но потом власти поняли, что сокрытие информации вызывает абсолютно противоположную реакцию у граждан, и было принято решение рассказать жителям страны о случившемся.

Однако для Горбачева было очевидно, что в такой ситуации правительство быстро становится объектом критики, особенно с появлением радикальных реформистов, таких как Борис Ельцин, возглавляющий Московский городской комитет партии, и нонконформистов, таких как Андрей Сахаров, физик-нобелевский лауреат, общественный деятель, правозащитник и народный депутат СССР.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России. 

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

  • Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось 1 год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища. 
  • Уездные училища принимали мальчиков 7-8 лет. Учёба шла 2 года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.
  • Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.
  • Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге. 

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

  • Мальчики высших сословий принимались в лицей с 10-12 лет. Срок обучения был 6 лет.
  • Изучали разные предметы — физику, химию, языки, рисование, политику. 
  • Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее. 

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

  • Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет. 
  • Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.
  • Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.
В XIX веке проведена масштабная реформа образования в России. Появились привилегированные учебные заведения (лицеи,гимназии, университеты), в которых обучались будущие дипломаты и служащие.

Ситуация в деревне

Очень важными для понимания ситуации в русской деревни конце 19 — начале 20 века, являются события 1893 года. В этот год был принят закон, ограничивающий право общины на передел земли. Теперь землю делили 1 раз в 12 лет. Что это значит? Каждые 12 лет земля делилась заново. То есть община забирала земельный участок у одного крестьянина и отдавала другому. Часть историков говорит о малой значимости этих событий, но это не так. Земельный вопрос всегда на Руси стоял очень остро и большинство бунтов, восстаний и революций случалось именно из-за земельного вопроса. Наилучшим образом представляют значимость закона 1893 года последующие события. Достаточно прибавлять по 12 лет, что убедить в этом. Получаются следующие даты:

  • 1905 (1893 + 12) — первая революция
  • 1917 (1905 + 12) — февральская и за ней октябрьская революция
  • 1929 (1917 + 12) — начало коллективизации

Из-за особенностей передела очень страдало сельское хозяйство. Смысла вкладываться в землю не было. Все равно через 12 лет этот участок отдадут другому. Поэтому нужно было за 12 лет выжать максимум, а дальше пусть другой хозяин думает о восстановлении урожайности земли. И такая точка зрения была массовой!

Еще раз хочу подчеркнуть годы передела земли: 1905, 1917, 1929. Это важнейшие года русской истории, и если их рассматривать без учета специфики передела земли — понять реальные события в русской деревне в России начала 20 века невозможно. Ведь подавляющее большинство населения были крестьяне, а их кормит земля. Поэтому в буквальном смысле слова — крестьяне за землю были готовы убивать.

Третий период

Демократические тенденции в литературе, только начинавшие зарождаться во втором периоде, в эти годы приобретают все большую силу. В это же время происходит борьба «западников» и «славянофилов», набирает обороты журналистика, которая впоследствии будет оказывать огромное влияние на весь историко-культурный процесс. Периодизация русской литературы этого этапа характеризуется продолжением революционных идей, утопическим социализмом и появлением темы «маленького человека». Литераторы работают в жанрах социальной повести, социально-психологического романа, физиологического очерка.

Сэмюэл Морзе – телеграф и код Морзе

Прежде чем Сэмюэл Морзе (Samuel Morse) стал известным изобретателем, он зарекомендовал себя как успешный художник. Когда ему было отказано поместить его картину на одну из внутренних панелей купола здания Капитолия США, он решил отказаться от живописи и сосредоточился на других темах, которые заинтересовали его: электричество и телеграф.

Он изобрел код Морзе, код точек и тире, который по-прежнему является стандартом для передачи данных. Сэмюэл Морзе знаменит как изобретатель телеграфа и считается одним из крупнейших вкладчиков в развитие коммуникаций в XIX веке. Он родился 27 апреля 1791 года в Чарлстауне, штат Массачусетс, США и умер 2 апреля 1872, в возрасте от 80 в Нью-Йорке, США.

Даты истории России 20 век

Начало Событие Окончание
1903 2-ой съезд РСДРП (прошел в Брюсселе и Лондоне)  
1904 Русско-Японская война 1905
9 января 1905 Кровавое воскресенье  
9 декабря 1905 Восстание в Москве 19 декабря 1905
1906 Начало аграрной реформы Столыпина  
1 сентября 1917 Россия была провозглашена Республикой  
3 марта 1918 Подписание Брестского мирного договора  
30 декабря 1922 Подписаны документы об образовании СССР (Союза Советских Социалистических Республик)  
21 января 1924 Владимир Ленин (Ульянов) погиб  
1924 Принята первая Конституция СССР  
18 сентября 1934 СССР был принят в Лигу Наций  
1 декабря 1934 В Ленинграде был убит С.М. Киров. В дальнейшем это послужило началом массовых репрессий.  
23 августа 1939 Подписание пакта Молотова-Риббентропа о ненападении между Германией и СССР  
1 сентября 1939 Начало Второй Мировой Войны  
30 ноября 1939 СССР начинает войну против Финляндии  
13 марта 1940 СССР и Финляндия подписывают мирный договор  
16 июня 1940 РККА (Красная Армия) вступает в Прибалтику  
28 июня 1940 РККА вступает на территорию Бессарабии и Северной Буковины  
22 июня 1941 Начало Великой Отечественной Войны (Германия вторгается на территорию СССР) 9 мая 1945
7 июля 1941 Киевская оборонительная операция (начало войны) 26 сентября 1941
10 июля 1941 Битва за Смоленск 10 сентября 1941
8 сентября 1941 Начало обороны Ленинграда – одно из знаковых событий периода ВОВ  
30 сентября 1941 Оборона Москвы 5 декабря 1941
6 декабря 1941 Контрнаступление под Москвой (часть обороны столицы) 10 января 1942
17 июля 1942 Оборона Сталинграда 19 ноября 1942
28 июля 1942 Подписан знаменитый приказ «Ни шагу назад!», он известен под номером 227  
29 ноября 1942 Советские войска приступили к освобождению Украины  
5 июля 1943 Курская битва (Курская дуга) 23 августа 1943
6 ноября 1943 РККА освободила Киев  
19 ноября 1942 Разгром немцев под Сталинградом (один их этапов битвы) 2 февраля 1943
18 января 1943 Произошел прорыв блокадного Ленинграда  
28 ноября 1943 Тегеранская конференция 1 декабря 1943
17 марта 1991 Референдум о сохранении СССР (76,4% голосов за сохранение)  
12 июня 1991 Борис Ельцин победил на выборах Президента РСФСР (57,3% голосов)  
8 декабря 1991 Подписаны «Беловежские соглашения»  
25 декабря 1991 Михаил Горбачев снимает с себя функции Президента СССР  
сентябрь 1993 Б.Н. Ельцин подписывает указ о проведении конституционных реформ  
3 октября 1993 Вооруженные столкновения в Москве. Обстрел «Белого дома» 4 октября 1993
декабрь 1994 Вооруженные силы РФ были введены в Чечню для наведения конституционного порядка  
31 декабрь 1994 Штурм города Грозный  
1996 Российская Федерация принята в Совет Европы  
1998 Российская Федерация входит в «Большую восьмерку»  
сентябрь 1999 Контртеррористическая операция в Чечне (начало второй чеченской компании)  
март 2000 Владимир Владимирович Путин избран президентом России  

Это все даты по истории России, которые должен знать каждый человек, считающий Россию своей Родиной. Ведь знать историю — необходимость, которая дает понимание о том, кем мы являемся на самом деле, а также для понимания тех уроков, которые преподносит нам история. Эти основные даты периодически обновляются.

Население страны

Разнообразные природно-климатические условия в регионах страны оказали влияние на численность населения. Самыми густонаселенными были европейская часть и юг России. По данным переписи, на начало века общая численность населения составляла около 41 млн человек. Эта цифра значительно выросла к концу столетия в основном из-за присоединения других территорий.

В центральных губерниях плотность населения в несколько раз превышала этот показатель в районах Сибири и Дальнего Востока, где земли оставались практически пустынными.

Подавляющее число граждан являлось сельскими жителями. Но картина начала меняться с ростом промышленного производства. К середине века городское население выросло вполовину, и это главное достоинство начавшегося процесса капитализации.

Исходя из этой особенности, национальному вопросу в нашей стране всегда уделялось повышенное внимание. Чтобы многоконфессиональная и многонациональная страна оставалась единой, правительство проводило политику, исключающую сепаратизм и притеснение малых народов на всей своей территории.

Классы Нового времени: эволюция общества

Развитие предпринимательства существенным образом трансформировало состав и род занятий европейского общества. В невыгодном положении оказались дворяне — класс, который к началу 15-го века уже не представлял единого военно-служилого сословия. В нём выделилось так называемое старое дворянство, жившее на доходы от своих имений и военной службы. Однако развитие товарно-денежных отношений и неспособность аристократов приспосабливаться к меняющимся реалиям привели к тому, что большинство поместий были разорены и проданы за долги, а представители древнейших дворянских родов Европы становились титулованными бедняками. В большинстве случаев старая аристократия искала выход из сложного материального положения с помощью придворной службы, хотя жизнь при дворе, как известно, требовала немалых расходов.

В непростую ситуацию были поставлены и мелкопоместные дворяне. Полное отсутствие свободных земель делало бессмысленными рыцарскую службу и вассальные отношения. Феодальные держания дробились, в результате чего младшие сыновья в семьях часто оставались без наследства.

Для иллюстрации этого факта достаточно вспомнить юного, гордого гасконца д’Артаньяна, который, имея в кармане 15 золотых монет, отправился покорять Париж.

Персонажу романа Александра Дюма-отца, так же как и его историческому прототипу, повезло — обоим удалось сделать блестящую военную карьеру. Однако такая судьба была скорее исключением, чем правилом. Тысячи безземельных дворян, приверженцев старых рыцарских идеалов, становились участниками военных авантюр и колониальных войн и обыкновенно гибли на поле боя или в колониях, страдая от неизвестных болезней.

Занятие торговлей и предпринимательством для большинства дворян, живших под девизом «душу — богу, сердце — даме, жизнь — государю, честь — никому», было делом недостойным и постыдным, поэтому многие из них предпочитали либо прозябать в нищете, либо гибнуть в войнах, но только не трудиться.

Но у каждого правила есть исключение. Среди дворян нашлись и такие, кто смог приспособиться к меняющимся условиям. Эти новые дворяне, или по-английски джентри, умело использовали в своих имениях все преимущества земельной ренты, внедряли новые сельхозкультуры, выступая таким образом в роли предпринимателей. Это сближало их с выходцами из неблагородного третьего сословия, которые в условиях бурного развития торговли и мануфактур заняли в обществе ведущую позицию.

Бюргеры, буржуа или, как их именовали во Франции, дворяне мантии в середине 17-го века часто становились героями комедий Мольера. Старое дворянство потешалось над ними, высмеивало их уровень образования и манеры. Однако со временем презрительное отношение к буржуазии сменилось почтением. Владея солидными капиталами и часто одалживая деньги незадачливым правителям, крупные торговцы и банкиры стали играть при королевских дворах ключевую роль.

Самая незавидная участь досталась крестьянам и бедным горожанам, которые в результате разложения и уничтожения поземельной общины превратились в наёмных работников. Отсутствие земли, орудий труда и капитала заставило их идти в батраки к фермерам или устраиваться на работу в мануфактуры, продавая единственное, что у них было — собственный труд.

Видя безвыходное положение наёмных рабочих, предприниматели заставляли их трудиться по 16−18 часов в сутки всю неделю, выплачивая при этом грошовую зарплату.

Так со временем сложилась совершенно новая структура общества: пролетариат (самая многочисленная, но бесправная группа) и буржуа — класс собственников-управленцев.

От пара к двигателю внутреннего сгорания

XIX век стал революционным в области транспортных технологий. Многими из них в усовершенствованном виде люди продолжают пользоваться до сегодняшнего дня и, без сомнения, будут эксплуатировать их ещё многие годы. Необычные изобретения той поры носили принципиальный, основополагающий характер, определяя векторные направления движения технической цивилизации.

Развитие наземного транспорта

Первая половина девятнадцатого века стала золотой эпохой пара. Двигатель, основанный на использовании этого агрегатного состояния воды, был создан ещё в XVIII веке, но наиболее полную реализацию получил уже в следующем столетии. Изначально использующийся на фабриках, заводах и мельницах, в 1804 году он встал на колёса. Учёный, ставший автором одного из самых великих изобретений человечества — железной дороги, носил имя Ричард Тревитик и был родом из Англии.

И хотя его изделие было маломощным и сил его хватало лишь на то, чтобы перемещать в пространстве само себя и маленькую тележку с пассажирами, был открыт принцип передвижения по рельсам. Уже через 10 лет миру представили практичный локомотив «Блюхер» Джорджа Стефенсона, и далее паровоз стал развиваться по пути увеличения мощности. В третьей четверти столетия были изобретены пневмотормоз и железнодорожная автосцепка.

Получил дальнейшее развитие и автомобильный транспорт. От паровой самоходной машины, появившейся в 1769 году, пришлось отказаться в силу её неуправляемости. Но с начала XIX в. разворачиваются изыскания в области двигателей внутреннего сгорания. В первой половине в качестве топлива пробовался газ, но удовлетворительных результатов добились инженеры, использовавшие бензин. Прорыв пришёлся на конец века:

  • 1874 год — изобретаются четырёхтактный двигатель внутреннего сгорания (пока газовый) и бензиновый карбюратор;
  • 1879 — Джордж Селден патентует автомобиль;
  • 1885 — появление первого коммерческого аппарата Отто Бенца и мотоцикла (Даймлер, Майбах);
  • 1886 — Готтлиб Даймлер усовершенствует бензиновый двигатель и оснащает его турбокомпрессором собственной разработки;
  • 1893 — распылительный карбюратор венгров Яноша Чонки и Доната Банки;
  • 1895 — дизельный двигатель.

Покорение водных пространств

В области кораблестроения обессмертил своё имя Роберт Фултон, создавший первую флотилию (3 боевых единицы) подводных лодок «Наутилус» и в 1807 году поставивший гребное колесо с паровым двигателем на небольшое пассажирское судно.

В это же время другой изобретатель Стивен Джонс создавал проект корабля с гребным винтом, но этому предвидению суждено было реализоваться несколько позже. А пока символом прогресса на море стал пароход с колесом. В 1819 году парусник «Саванна» с паровым двигателем пересёк Атлантику, а в 1938 — судно «Сириус» преодолело тот же путь только за счёт силы пара.

Рубеж 50−60-х годов ознаменовался широким внедрением гребного винта и появлением цельнометаллических монстров уничтожения — броненосцев. С их спуском на воду начался закат многовековой истории парусников. Тогда же были изготовлены механическая подлодка и самодвижущаяся торпеда.

С увеличением мощности и манёвренности судов пришла пора и последних великих географических открытий. В конце концов на земле не осталось суши, на которую не ступала бы нога исследователя. Карта мира приняла окончательный вид, и теперь только время вносит в неё свои изменения.

Начало освоения шестого океана

Мечта о покорении неба сопутствовала человечеству с незапамятной древности. К XIX столетию никого уже не удивляли монгольфьеры и шарльеры — неуправляемые воздушные шары, наполненные газом или паром.

Они использовались Наполеоном в разведывательных целях, в русской и австрийской армиях предпринимались неудачные попытки применять их в качестве бомбардировщиков. Но зависимость от ветра делала эти эксперименты малоэффективными.

С 1850-х годов начинается активный поиск возможностей управления воздухоплавательными аппаратами. В 1852 был совершён удачный полёт на дирижабле конструкции Жиффара, снабжённом паровым мотором и винтом. Вершиной этих изысканий стало появление в 1900 году цеппелинов (жёстких дирижаблей), способных перевозить большое количество пассажиров и грузов и оснащённых бензиновыми двигателями внутреннего сгорания.

Между этими научными открытиями в 1877 году был осуществлён успешный запуск первого в мире беспилотного вертолёта с паровым двигателем. Это произошло в Милане. Конструкция инженера Энрико Форланини поднялась на 13 метров, где оставалась в течение 20 секунд.

Великая Отечественная война (1941—1945) и послевоенные годы

Войска вермахта пересекают границы СССР (22 июня 1941 г.)

22 июня 1941 года нацистская Германия под предводительством Адольфа Гитлера напала на СССР, нарушив тем самым Пакт Молотова-Риббентропа, заключённый 28 сентября 1939 года — документ, обеспечивающий дружественные отношения между Советским Союзом и Германией.

Советская армия была не готова к внезапному нападению немцев, поэтому до ноября 1942 года СССР был вынужден отступать и сдавать позиции.

Коренной перелом в ходе военных действий наступил 19 ноября 1942 г., когда началась операция по советскому контрнаступлению под Сталинградом. Такое резкое изменение в балансе сил объяснялось быстрым ростом военных и экономических ресурсов Советского Союза.

С июля по декабрь 1941 г., из опасных регионов было эвакуировано около 2 593 предприятий. Помимо этого, с ноября 1941 года СССР присоединился к программе Ленд-лиза (госпрограмма США, в рамках которой американцы поставляли своим союзникам боеприпасы, военную технику, провизию).

Таким образом, в годы войны США доставили в СССР 301 тыс. тонн алюминия (при собственном производстве СССР 283 тыс. тонн), 404 тыс. тонн меди (при 534 тыс. тонн советского производства), 2077 млн банок мясных консервов (при 432,5 млн банок производства СССР), также в Советский Союз поставлялись взрывчатка, самолёты, военные автомобили, топливо и многие другие ресурсы.

Благодаря мужеству и героизму советских воинов нацистская Германия была повержена, Европа спасена. Вторая Мировая война стоила Советскому Союзу очень дорого — за 4 года войны страна потеряла около 27 млн человек.

Знамя Победы над Рейхстагом

По итогом войны в советской зоне влияния оказались страны Восточной Европы, включая восточную часть Германии — ГДР, вторая половина побежденного государства — ФРГ располагалась в зонах американской, британской и французской оккупации. Советский Союз продолжал попытки экспансии на запад, но война практически разрушила его внутреннюю экономику.

После Второй мировой войны возник конфликт между США и Советским Союзом. Сталин и американский президент Гарри Трумэн спорили о будущем Восточной Европы. Известная как Холодная война, эта напряженность продолжалась вплоть до до 1980-х годов. Обе стороны занимались наращиванием вооружений.

Конфликт разгорелся с новой силой, когда Соединенные Штаты с западноевропейскими странами в апреле 1949 года инициировали подписание Североатлантического договора, объединяющего западные государства в мощный оборонительный союз НАТО. Тогда Советский Союз был вынужден создать аналог НАТО, объединив страны Восточной Европы подписанием Варшавского договора в 1955 году.

Романтизм

Это одно из самых противоречивых явлений русской литературы «Золотого века». Уже более полутора столетий ведутся споры о том, что же лежит в его основе, и сколько-нибудь признанного определения этому течению пока никто не дал. Сами представители данного направления делали акцент на своеобразии литературы каждого отдельно взятого народа. С этим мнением нельзя не согласиться – в каждой стране романтизм приобретает свои черты. Также, давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, стоит отметить, что практически все представители романтизма ратовали за общественные идеалы, однако делали это по-разному.

Представители этого течения мечтали не о том, чтобы улучшить жизнь в ее частных проявлениях, а о полном разрешении всех противоречий. У многих романтиков в произведениях преобладает настроение борьбы со злом, протеста против царящей в мире несправедливости. Также романтикам свойственно обращение к мифологическому, фантастике, народным сказаниям. В противовес направлению классицизма серьезное влияние уделяется внутреннему миру человека.

Деление по Пушкину

Некоторые исследователи (разумеется, пушкинисты) предлагают иной принцип периодизации русской литературы 19 века: до Александра Сергеевича Пушкина и после него.

А посему наиболее разумным представляется принцип периодизации русской литературы, описанный самым первым и являющийся основным у исследователей – то есть хронологический.

Русская литература 19 века
Годы Литературное направление
1800-1825 Столкновение различных стилей
1830-е Романтизм и реализм
1840-е – 1850-е Идеализм
1860-е Реализм, поэты-романтики
1870-е Реализм, писатели-народники
1880-е Критический реализм
1890-е Критический реализм, пролетарская литература

Представленная выше таблица «Периодизация русской литературы 19 века» поможет нам ориентироваться в данном вопросе.