Жорж санд

Оглавление

Творчество второй половины 30-х годов

В 1835 году Санд сближается с республиканцами, с утопическими социалистами. Ее начинает интересовать не только духовная свобода человека в сфере чувств, но и социальная свобода. Так определяется главная тема романов Санд последующего десятилетия.

Альтруистическое морализаторское начало в творчестве Жорж Санд получает особый стимул с середины 30-х годов, когда писательница начинает активно осваивать социально-реформаторскую идеологию своего времени. “Социализм” Жорж Санд, особенно на этом этапе, далек от классовой определенности, это сочувствие к бедным и угнетенным вообще, мечта о единении всех людей и сословий как противовес индивидуализму и эгоизму; оттого она откликается прежде всего на социализм христианский (Ламенне) и утопический (сен-симонизм). Проблематика сословного и классового неравенства ее еще пугает своей взрывчатостью (“Андре”, 1835), и она поначалу предпочитает ограничиваться сферой чувства, обращаясь прежде всего к теме любви, разрушающей сословные перегородки. Здесь единение, даже вопреки всем препонам, наиболее представимо для ее чувствительного сердца, ибо даже если умирают любящие (как в “Валентине”), не умирает их любовь, она остается неопровергнутым заветом. Обращение же к идее людского единения в более широком плане порождает пока расплывчатые и художественно неубедительные мистико-спиритуалистические видения в духе христианского социализма Ламенне (“Спиридион”, 1839).

Роль просветительских элементов в творчестве Жорж Санд

Существенная роль просветительских элементов в мировоззрении и творчестве Жорж Санд, как и у Гюго, выражается не только в общих идеях просвещения народа и общества, в дидактическо-воспитательной установке, но и в самой художественной структуре произведений. Если в отвлеченных рассуждениях писательницы и ее героев могут очень остро и проницательно ставиться вопросы социальных отношений, то в самих сюжетах романов, в их образной системе эти отношения, как правило, приподняты над реальным положенном дел, идеализированы в просветительско-утопическом духе. 

Например, народные персонажи у Жорж Санд не только обладают естественным и безошибочным нравственным чувством, способностью глубоко любить и страдать, но и обнаруживают уже благоприобретенную в процессе самообразования, весьма высокую эстетическую и мыслительную культуру. Галерея таких образов была начата уже в «Валентине» (Бенедикт) и продолжена в образе Пасьянса, знающего Гомера, Данте, Тассо и Оссиана (“Мопра”), в образе Пьера Гюгенена в «Странствующем подмастерье». В то же время, изображая блудных сынов и дочерей аристократии и буржуазии, Жорж Санд заставляет их мучительно тяготиться своим высоким положением, жаждать «опрощения», возвращения к патриархальному бытию; эта идейная тенденция лежит и в основе постоянной жорж-сандовской темы любви между мужчиной и женщиной, принадлежащими к разным сословиям. Тема «проклятия богатства», имеющая высокий нравственный и объективно резкий антибуржуазный смысл (как в «Грехе господина Антуана»), иной раз предстает уж совсем иллюзорно-наивной в своей утрированности, как в романе “Мельник из Анжибо», героиня которого считает себя вправе ответить на любовь неимущего человека лишь после того, как разорилась сама.

В других романах критика общества становится подчас весьма конкретной, как в социологических рассуждениях героев в романе «Грех господина Антуана». В предисловии к собранию сочинений 1842 г.. полемизируя с «доводами консерваторов, что не следует говорить о болезни, если вы не нашли от нее лекарства», Жорж Санд, по сути, прибегает к художественной логике реализма с ее акцентом на «диагностике» болезной современного общества.

Но в основе своей творчество Жорж Санд остается, конечно, романтическим: во всяком случае, она сама охотней и чаще осознавала его таковым, ставя перед искусством задачу «поиска идеальной правды»; она вполне признавала за своими современниками-реалистами – Бальзаком, Флобером — право изображать людей «такими, какие они есть», но за собой решительно оставляла право изображать людей «такими, какими они должны быть».

Естественен для Жорж Санд именно тон, взятый в “Индиане”, «Валентине», «Консуэло», «Жаке»; знание жизни сердца, сочувствие к гонимым и страждущим, будь то в сугубо личном или социальном смысле, всеобъемлющая и ничем не смущаемая отзывчивость, активная мечта об идеальном человеке и человечестве — вот то, что подняло эту писательницу — при всей поспешности и случайности многих из бесчисленных написанных ею вещей — к вершинам духовной культуры века, сделало властительницей дум и заставляло даже самые скептические умы приносить ей — порой как бы и невольную — дань уважения и восхищения.

Жорж Санд

В 1833 году Жорж Санд познакомилась с молодым поэтом Альфредом де Мюссе. Несмотря на разницу в возрасте, их охватила страсть. Поэт переехал в квартиру баронессы и стал с ней жить. В том же году Жорж закончила свой новый роман «Лелия». Первый экземпляр был прочитан возлюбленным писательницы. Мюссе пришёл в восторг и даже помог Санд, написав богохульные стихи для Стенио.

«Лелия» вызвала бурю в литературном обществе Парижа. Главная героиня, во многом похожая на Жорж, вела себя, по мнению общества, непристойно, борясь за собственное счастье. Особенно жёстко критиковал новое произведение журналист Капо де Фёйид: «В тот день, когда Вы откроете книгу «Лелия» закройтесь в своём кабинете (чтобы никого не заразить). Если у вас есть дочь и вы хотите, чтобы душа её осталась чистой и наивной, отошлите её из дому, пусть она играет в саду со своими подругами». Позднее писательница отредактирует роман.

Отношения с Мюссе продолжались до 1834 года. Этот роман лёг в основу сюжета книги «Она и он», вышедшей в 1859 году.


Альфред де Мюссе. (mirfaces.com)

В 1835 году баронесса серьёзно задумалась о разводе со своим мужем. В этом она положилась на адвоката Луи Мишеля, страстного республиканца, мысли которого оказали значительное влияние на формирование политических взглядов Жорж Санд. В начале 1836 года суд рассмотрел заявление писательницы и принял решение оставить детей матери. Но возникшие при разделе имущества разногласия привели к тому, что Казимир Дюдеван решил обжаловать решение суда. Благодаря стараниям адвоката Санд получила Ноан и стала воспитывать дочь.

В 1830-х писательница познакомилась с известным музыкантом-романтиком Ференцем Листом, и эта встреча переросла в настоящую дружбу. По возвращении в Женеву он написал своё «Фантастическое рондо», посвящённое господину Жорж Санд. Она не осталась в долгу и скоро написала «Контрабандиста» — «лирическую сказку», которая была вдохновлена музыкой Листа.

Композитор познакомил Санд с известным аббатом де Ламенне. Его грубые манеры, крайняя степень упрямства и странная одежда — всё это покорило её, и уже скоро она стала его поклонницей и сторонницей. Чтобы спокойно общаться с аббатом, Санд сторонилась некоторых своих знакомых и вступала в споры с критиками. Неудивительно, что, когда Ламенне решил начать издавать собственную газету «Монд», она предложила ему свою помощь: «Он так добр, я так его люблю, что отдам ему столько крови и чернил, сколько он потребует».

В результате этого творческого сотрудничества появились «Письма к Марси». В их основу была положена собственная переписка Санд с Элизой Туранже, бесприданницей. Однако после «Шестого письма», затрагивавшего проблему равенства полов, испуганный аббат закрыл журнал.


Фенерис Роберт де Ламенне. (meisterdrucke.ru)

В 1848 году Жорж Санд организовала вместе с Пьером и Луи Виардо газету «Ревю Индепендент», где позже опубликовала несколько своих произведений: «Орас», «Консуэло» и «Графиня Рудольштадт».

Биография

Семья

Прадедом Авроры Дюпен был Мориц Саксонский. В 1695 году Мария Аврора фон Кёнигсмарк (1662—1728), сестра Филиппа фон Кёнигсмарка, убитого по приказу курфюрста Ганновера, выясняя причины гибели брата, познакомилась с курфюрстом Саксонии, будущим королём Польши Августом Сильным и стала его любовницей. В 1696 году она родила сына Морица, любовники расстались ещё до появления на свет ребёнка. Мария Аврора поселилась в аббатстве Кведлинбург, создав там популярный светский салон.

Морица Саксонского, у которого с раннего возраста было влечение к военному делу, воспитывал отец. По его настоянию Мориц совершил пешее путешествие по Европе в самых суровых условиях: он нёс с собой военное снаряжение и питался лишь супом и хлебом. В тринадцать лет он уже участвовал в сражении и получил офицерский чин. Начав свою военную карьеру у отца, Мориц Саксонский служил в России и во Франции, отличившись в войне за австрийское наследство.

В 1748 году одна из любовниц Морица Мари де Верьер (настоящая фамилия Ренто) родила дочь Марию-Аврору (1748—1821). Так как Мари де Верьер не была верна Морицу, маршал не включил её и дочь в своё завещание. Мария-Аврора обратилась за покровительством к племяннице Морица дофине Марии Жозефине. Её поместили в женский монастырь Сен-Сир и назначили пособие в восемьсот ливров. Мария-Аврора считалась дочерью неизвестных родителей, её положение отпугивало потенциальных претендентов на её руку. Она вторично обратилась к дофине с тем, чтобы ей позволили называться «внебрачной дочерью маршала Франции графа Морица Саксонского и Мари Ренто». Актом парламента Парижа отцовство было утверждено. В 18 лет Мария-Аврора вышла замуж за пехотного капитана Антуана де Орна. Он получил место коменданта эльзасского городка Селесты. Супруги прибыли к месту назначения де Орна через пять месяцев после свадьбы, на следующий день сорокачетырёхлетний де Орн заболел, через три дня он умер. Мария-Аврора поселилась в монастыре, а позднее, из-за недостатка средств переехала в дом матери и тётки. В тридцать лет она вышла второй раз замуж за представителя главного откупщика податей в Берри Луи-Клода Дюпен де Франкёй — бывшего любовника своей тётки Женевьевы де Верьер. Дом супругов Дюпен был поставлен на широкую ногу, они много тратили на благотворительность, интересовались литературой и музыкой. Овдовев в 1788 году, Мария-Аврора вместе с сыном Морисом переселилась в Париж. В 1793 году, считая, что в провинции жизнь более безопасна, Мари-Аврора купила усадьбу Ноан-Вик, располагавшуюся между Шатору и Ла Шатром. Поначалу госпожа Дюпен, называвшая себя последовательницей Вольтера и Руссо, сочувствовала революции. Её отношение к событиям изменилось, когда начался террор, она даже подписалась на 75 тысяч ливров в фонд помощи эмигрантам. За свою принадлежность к дворянству в декабре 1793 года госпожа Дюпен была арестована и помещена в монастырь Английских августинок. Её освободили после событий 9 термидора, и в октябре 1794 года она уехала с сыном в Ноан.

Детство и юность

Морис Дюпен (1778—1808), несмотря на классическое образование и любовь к музыке, избрал карьеру военного. Начав службу солдатом во времена Директории, офицерское звание он получил в Итальянскую кампанию. В 1800 году в Милане познакомился с Антуаннеттой-Софи-Викторией Делаборд (1773—1837), любовницей своего начальника, дочерью птицелова, бывшей танцовщицей.

Они зарегистрировали брак в мэрии 2-го округа Парижа 5 июня 1804 года, когда Софи-Виктория ждала их первого общего ребёнка, — у Мориса был внебрачный сын Ипполит, Софи-Виктория имела дочь Каролину.

1 июля 1804 года в Париже Софи-Виктория родила девочку, названную Авророй. Мать Мориса долго не хотела признавать неравный брак сына, рождение внучки смягчило её сердце, но отношения между свекровью и невесткой остались холодными. Весной 1808 года полковник Морис Дюпен, адъютант Мюрата, принимал участие в Испанской кампании. Беременная Софи-Виктория последовала за ним вместе с дочерью. Здесь 12 июня Софи-Виктория родила сына Огюста. 8 сентября того же года семья покинула страну вместе с отступающими войсками и вернулась в Ноан. В дороге дети заболели: Аврора выздоровела, мальчик умер. Через четыре дня после возвращения Морис погиб в результате несчастного случая во время прогулки верхом: лошадь в темноте наскочила на груду камней.

«Консуэло»

Дилогия «Консуэло» и ее продолжение — роман «Графиня Рудольштадт» — занимают особое место в творчестве писательницы. Это, пожалуй, наиболее яркое проявление ее гения. Главная героиня, певица Консуэло, обладает чудесным голосом и учится музыке у маэстро Порпора, а среди других персонажей также присутствует композитор Иосиф Гайдн. Атмосфера романа во многом напоминает «Крейслериану» Э.Т.А. Гофмана, однако история любви Консуэло развивается на подвижном авантюрном фоне: судьба забрасывает ее то в старинный замок в Богемии, где действует тайное братство «Невидимых», то ко двору прусской императрицы Марии-Терезии, а в конце Консуэло выбирает долю цыганки и странствует по дорогам Европы. Ее возлюбленный, вещий безумец граф Альберт Рудольштадт, проповедует утопические и мистические идеи Яна Гуса; прототипом для его образа послужил, согласно некоторым интерпретациям, поэт Адам Мицкевич. Деятельность «Невидимых» воссоздана на основе описаний масонских обществ XVIII века, однако в эпилоге, когда Жорж Санд вкладывает в уста своих героев философские рассуждения о социальной справедливости, эта утопия оформляется в аллегорическом ключе как тайна, открытая для всех: «Они удаляются по усыпанной золотистым песком тропинке, по лесной тропинке, принадлежащей всем».

Баронесса Дюдеван

После смерти бабушки Аврора переехала к матери в Париж, где вскоре, опять же по настоянию матери, вышла замуж за барона Казимира Дюдевана. Довольно быстро стало понятно, что между супругами пролегает пропасть. Нести бремя брака становилось всё тяжелее, и Аврора оставила мужа, не получив формально развода.


Жорж Санд. (albumimag.wordpress.com)

В начале 1830-х баронесса Дюдеван писала в дневнике: «Революция продолжается непрерывно, как заседания палаты. Кругом штыки, мятежи, руины, а все живут так весело, как будто сейчас мирное время. Мне это очень нравится». В один год вышли «Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Введение во Всеобщую историю» Мишле и пьеса «Антони» Дюма.

Аврора со своими новыми друзьями, среди которых был Жюль Сандо, с радостью приветствовала всё новое. Чтобы окончательно освободиться от «женского рабства», девушка стала носить мужское платье: редингот, шляпу, шерстяной галстук и сапоги.

Порвав с прошлым, баронесса оказалась лишена средств — ей нужно было самостоятельно зарабатывать. Она пробовала работать в библиотеке и писать портреты, но не особенно преуспела. Настоящее удовольствие Авроре приносило писательство — у неё уже был готов роман «Эме».

Благодаря рекомендации Аврора смогла познакомиться с Гиацинтом Табо де Латушем, который «создал больше авторов, чем произведений». Он привёл на французский Парнас Гёте, учил Бальзака и стал посмертным издателем работ Адре Шенье. Именно Латушу баронесса читала свой первый роман. «Я не нашёл тут и намёка на успех», — таков был вердикт. Несмотря на советы оставить писательство и вернуться домой, она устроилась на работу газету Латуша.

В это же время дебютировал Жюль Сандо, возлюбленный Авроры. Первой его работой стала статья, в написании которой участвовала баронесса Дюдеван. Однако её имя как соавтора не было указано. Дело было в том, что свекровь запретила невестке использовать свою фамилию при издании книг. Аврора осмелилась предложить прочитать данный текст Латушу, и он ему очень понравился.

Время шло, и творческий дуэт завершил свой новый роман — «Роз и Бланш» о жизни монахини и актрисы, в котором Латуш увидел только подражание старым романтикам. По его настоянию, в книге появилось большое количество шуток. Роман пользовался успехом и довольно быстро разошёлся.

Баронесса Дюдеван начинала работать над новой книгой уже в одиночку. Её «маленький Жюль» заболел чахоткой и не мог принимать участие в создании произведения. Однако черновики будущей «Индианы» он оценил довольно высоко. Роман был практически закончен, когда влюблённых начал волновать вопрос авторства. Сандо не хотел, чтобы над чужим произведением стояло его имя. В то же время Аврора не могла подписаться ни Дюдеван, ни Дюпен, так как её родственники были против. Решение оказалось довольно простым: девушка оставила фамилию Санд, изменив Жюля на Жоржа

Для неё особенно важно было использовать мужское имя, так как она хотела избавиться от мысли о рабском положении женщины.

Первый печатный экземпляр «Индианы» оказался в руках требовательного Латуша. Он быстро пролистал его и вынес свой вердикт: «Позволь! Это же подражание; школа Бальзака! Ну, конечно, подражание! Конечно, Бальзак!» Аврора смолчала. На следующий день она получила письмо от Латуша, в котором тот искренне раскаивался и просил прощения. Просидев за чтением романа всю ночь, редактор осознал, что сильно заблуждался.

Когда книга вышла из печати, во всех газетах начали появляться восхищённые отзывы читателей и критиков. Бальзак в числе первых написал, что роман Жорж Санд «является редакцией правды против фантастики, современности — против Средневековья, личной драмы — против тирании исторического жанра». Даже Гюстав Планш, выступавший против Гюго, поставил её выше мадам де Сталь. Успех был безоговорочным.

Личная жизнь

Между матерью и дочерью время от времени происходили ссоры. Однажды между ними разразился серьезный конфликт – Софи-Виктория заставляла Санд выйти замуж за человека, который был ей отвратителен. В случае неповиновения, мать обещала заточить дочь в монастырь.

Жорж Санд осознала, что избавиться от «заботы» матери ей поможет только замужество. Еще при жизни о ее любовных похождениях слагали легенды. Ей приписывали романы с известными литераторами Парижа.

Завистники заявляли, что по причине нереализованного в полной мере материнского инстинкта, Санд подсознательно встречалась с мужчинами значительно младше ее. Кроме этого ходила молва о ее любовных отношениях с актрисой Мари Дорваль.

Жорж Санд и Фредерик Шопен

Жорж только один раз состояла в официальном браке. Ее мужем, с которым она прожила около 14 лет, был барон Казимир Дюдеван. У супругов родились сын Морис и дочь Соланж. Данный брак было трудно назвать счастливым.

Это объяснялось тем, что Казимира совершенно не интересовали книги, музыка, политика и другие подобные сферы. Вместо этого мужчина предпочитал общаться с соотечественниками, которые не тяготились интеллектуальными вопросами.

Это привело к тому, что Санд начала часто впадать в депрессию отмечая, однако, что ее муж был честным человеком и прекрасным отцом для ее детей. Они долгое время пытались сохранить брак, но разные взгляды на жизнь оказалась выше желания воспитывать детей в полной семье.

Жорж Санд не скрывала собственной любвеобильной натуры. У нее были романы с поэтом Альфредом де Мюссе, и композиторами Ференцем Листом и Фредериком Шопеном. Отношения с Шопеном оставили глубокую рану в сердце писательницы.

Юность

Когда девочке исполнилось 14 лет, бабушка, как тогда было принято, отправила ее в пансионат при монастыре на обучение. Здесь впечатлительная Аврора прониклась интересом к неведомому духовному миру. У нее был цепкий ум, и она с упоением зачитывалась доступными в обители книгами.

А в это время у ее бабушки случился первый удар. Испугавшись, что в случае ее смерти юная наследница пойдет по стопам матери, Мария-Аврора решает срочно выдать ее замуж и забирает из монастыря.

Однако сколь ни юным было это дитя, замужеству по расчету она воспротивилась весьма решительно, и вскоре Мария-Аврора отказалась от своих планов. С этих пор биография Жорж Санд писалась на просторах истории уже ее собственным твердым почерком.

Таким образом, шестнадцатилетняя богатая наследница вернулась в свое имение в Ноан, где и проводила время за чтением книг модных на то время Шатобриана, Паскаля, Аристотеля и других философов.

Юная Аврора очень любила ездить верхом. Она облачалась в мужское платье и совершала длительные прогулки в окрестностях Ноана. В те времена это считалось возмутительным поведением, однако девушке не было дела до праздных пересудов.

Литература

Получив определенную известность на литературном поприще Санд стала автором таких романов, как «Валентина», «Лелия» и «Жак». Читатель по достоинству оценил талант Жорж, поставив ее в ряды демократических романтиков.

Во второй половине 1830-х годов девушка начала проявлять интерес к сенсимонистам, которые требовали политических и социальных реформ, устранения привилегий, получаемых при рождении, отмены права наследования, введения всеобщего образования и т. д.

Это вдохновило Жорж Санд к созданию ряда произведений. В романе «Мопра» (1837) прослеживалась критика романтического бунтарства, а в «Орасе» (1842) прозвучало развенчание индивидуализма.  Отдельного внимания заслуживают ее книги «Консуэло» и «Графиню Рудольштадт», изданные в 1843 г.

В них автор превозносил творческий потенциал обычных людей, а также уделял внимание пафосу национально-освободительной борьбы. К тому моменту биографии Санд уже имела репутацию известного литератора, что позволило ей иметь финансовую стабильность и независимость

Жорж Санд приложила руку к печати левореспубликанских журналов и помогала популяризировать творчество рабочих поэтов. В собственных книгах она создала серию крайне негативных образов представителей буржуа, за что нередко подвергалась нападкам.

Во время Второй империи в творчестве Жорж стали прослеживаться антиклерикальные идеи, как реакция на политику Луи Наполеона. Ее книга «Даниелла» (1857), на страницах которой содержались нападки на католичество, вызвала эффект разорвавшейся бомбы.

Скандальный роман привел к закрытию газеты «Ла Пресс», в которой он издавался. В последующие годы биографии Жорж Санд оставила общественную деятельность, начав создавать произведения в духе своих первых романов: «Снеговик», «Жан де ля Рош» и «Маркиз де Вильмер».

Санд достигла больших высот в литературе, вследствие чего ей высказывали свое восхищение Бальзак, Достоевский, Гюго, Тургенев, Дюма-сын, Некрасов, Белинский и многие другие деятели.

Фридерик Шопен

После лета 1837 года Жорж Санд разными способами старалась завязать отношения с молодым и талантливым Фридериком Шопеном. Сначала Жорж, носившая мужское платье, произвела на музыканта очень плохое впечатление: «Какая несимпатичная женщина эта Санд! Она действительно женщина? Я готов в этом усомниться…». Но познакомившись с писательницей поближе, Шопен понял, что влюбился в неё.

Вместе они провели время на Майорке, где музыкант намеревался поправить своё здоровье. Бытовые неурядицы и ухудшение состояния Шопена (диагноз — горловая чахотка) вынудили пару раньше срока вернуться в Ноан, где попытались начать совершенно новую жизнь, «полную тёплого уюта, почти патриархальную».


Фредерик Шопен. (hellenicaworld.com)

На зиму они обычно переезжали в Париж. Здесь Шопен приходил в ужас от знакомых и друзей Жорж: ему не нравились «толпы невоспитанных мужчин», которые, «стоя перед ней на коленях, объяснялись ей в любви, затягиваясь табаком и брызгая слюной» (по воспоминаниям Элизабет Барет Браунинг). Несмотря на самоотверженное служение Санд, Шопен был очень ревнив и не был готов делить любовь женщины даже с её детьми. Покинув Ноан после очередной ссоры, музыкант тем самым поставил точку в этом романе.

Влияния на литературу

Песок шьет, пока Шопен играет на фортепиано, в гипотетической реконструкции картины Делакруа 1838 года « Портрет Фредерика Шопена и Жоржа Санд»

Федор Достоевский «много читал в многочисленных романах Жорж Санд» и перевел ее La dernière Aldini в 1844 году, но «к своему ужасу обнаружил, что произведение уже вышло на русском языке». В зрелом возрасте он выражал неоднозначное отношение к ней. Например, в своей новелле « Записки из подполья» рассказчик ссылается на чувства, которые он выражает так: «Я начинаю с этого момента в европейских, необъяснимо высоких тонкостях а-ля Жорж Санд».

Английская поэтесса Элизабет Барретт Браунинг (1806–61) написала два стихотворения: «Жорж Санд: желание» (1853) и «Жорж Санд: признание». Американский поэт Уолт Уитмен назвал роман Санда « Консуэло» своим личным фаворитом, и продолжение этого романа, «Графиня де Рудольштадт» , содержит по крайней мере пару отрывков, которые, похоже, оказали на него самое непосредственное влияние.

В первом эпизоде «Увертюра» на пути Свана -The первый роман Марселя Пруста «s В поисках утраченного времени последовательность-молодой, обезумевший Марсель успокаивается его мать , как она читает от Франсуа ле Чампи , роман , который ( поясняется) был частью подарка его бабушки, в который также входили La Mare au Diable , La Petite Fadette и Les Maîtres Sonneurs . Как и во многих других эпизодах, связанных с искусством в « À la recherche du temps perdu» , это воспоминание включает комментарий к произведению.

Сэнд также упоминается в эссе Вирджинии Вульф «Собственная комната» вместе с Джорджем Элиотом и Шарлоттой Бронте как «все жертвы внутренней борьбы, как доказывают их труды, безуспешно пытающиеся скрыть себя, используя имя мужчины. . »

Часто литературные ссылки на Жорж Санд можно найти в « Одержимости» (1990) А.С. Байатта и в пьесе « Путешествие» , первой части трилогии Тома Стоппарда « Побережье утопии » (2002). Жорж Санд появляется в « Зорро» Изабель Альенде , по-прежнему нося ее настоящее имя, как молодая девушка, влюбленная в Диего де ла Вега (Зорро).

Упоминание книг автора:

Цитаты из книг автора

Индиана

<p>… неразделенная любовь так же отличается от любви взаимной, как заблуждение от истины; собственная восторженность и пылкость настолько ослепляют нас, что мы принимаем такое увлечение за сильное и истинное чувство, и только позднее, вкусив блаженство настоящей любви, мы узнаем, как мы обманывались.</p>

Консуэло

<p>Я боюсь говорить вам о себе, так как могу запутаться в своих мыслях и опять напугать вас своим бредом.</p>Консуэло

Индиана

<p>Сильные и страстные натуры в минуты опасности становятся выносливыми и выказывают чудеса стойкости, но слабые и вялые люди неспособны на такой душевный подъем.</p>

Индиана

<p>Самый честный человек — тот, кто мыслит и действует лучше других, но самый могущественный — тот, кто умеет лучше других писать и говорить.</p>

Индиана

<p>в слезах иных женщин таятся более горькие укоры, нежели в проклятиях других.</p>полковник

Все рецензии