Оглавление
Суть, содержание и значение земской реформы Александра II
Суть земской реформы
Согласно предложенному плану, из числа жителей губернии избирались земские собрания, которые, в свою очередь, назначали земские управы. По сути, земская реформа была аналогична городской, только круг выборщиков здесь был ограничен всей губернией, а не отдельным городом. При этом власть земских собраний и управ была ограничена – они не имели права общаться между собой, и полиция им не подчинялась. Кроме того, губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить исполнение любого постановления земского собрания, хотя на практике такое случалось нечасто. Если описать содержание земской реформы Александра II кратко, то получится следующее: император повелел наделить местным самоуправлением губернии, рассудив, что они лучше справятся со своими делами, чем плохо знакомые с особенностями регионов столичные чиновники. При этом реформа вводилась в действие не одновременно по всей стране, а постепенно, причём до некоторых районов Российской империи она и вовсе не дошла. А в двух регионах, в Бессарабии и в области Войска Донского, эти преобразования были сперва приняты, а затем вообще отменены. Впрочем, значение земской реформы всё равно оценивается историками положительно, несмотря на то, что продержалась она недолго, до 1890 года. В период контрреформ Александра III многие законы, принятые его отцом, Александром II, были пересмотрены или отменены, так как этот правитель отличался крайней консервативностью.
Изменения судебных органов
Судебная реформа Александра 2 1864 года меняла главное – иерархию судов и их полномочий. Причем система была переделана полностью. В результате сформировалась такая система:
В государственном масштабе создавался главный судебный орган – Сенат. Он состоял из двух частей: мировые суды и общие
Первые рассматривали дела меньшей степени важности, вторые – все остальные. Низшей судебной единицей становился мировой судья
Это единоличная должность в небольшом населенном пункте.
Мировые судьи объединялись в мировой съезд, он охватывал, как правило, территорию уезда.
Для более важных дел в масштабах губернии создавались окружные суды.
Окружные суды объединялись в судебные округа в границах всей империи. Во главе этих округов стояли судебные палаты.
Для управления судебными палатами в Сенате было создано два департамента: уголовный и гражданский. Однако в конце 1860-х годов Сенат стал полноценным судебным государственным органом империи.
Кроме создания новой иерархии судов были созданы новые институты:
- Суд присяжных. Был создан институт присяжных заседателей, который принимал участие в вынесении судебного приговора. Попадание в суд присяжных было ограничено несколькими цензами: оседлости (нужно было жить в указанной местности минимум 2 года), возраста (от 25 до 70 лет), а также имущественный (иметь собственность на сумму не менее 2 тысяч рублей).
- Институт адвокатуры. Теперь на судебном заседании у обвиняемого появилась возможность использовать адвоката.
- Институт нотариуса. В его ведение переходило рассмотрение документов, установление их подлинности и прочее.
Большинство судебных должностей становились выборными и имели органичный термин пребывания на должности (от 3 до 5 лет). Однако для расследования политических преступлений сохранялась жандармерия. Также император оставлял за собой право вмешательства в рассмотрение важных судебных дел.
Новые принципы судебного процесса
Благодаря судебной реформе Александра 2 судебный процесс в Российской империи был перестроен на совершенно новые принципы:
- Суд приобрел состязательный характер. Он заключался в соперничестве между адвокатом и прокурором. Вину или правоту подсудимого нужно было доказывать на судебном процессе. Интересный факт: после проведения данной реформы на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство.
- Суд стал открытым. Только в особо редких случаях вход на судебное заседание был ограничен. В большинстве случаев могли прийти представители общественности и СМИ.
- Было ограничено использование смертной казни (решение об этой мере наказания принимали только Сенат и военный суд), а также полностью отменялись телесные наказания.
Кроме того, благодаря реформе судебная система России стала иметь единый централизованный характер, а суды избавились от пережитка средневековья, то есть сословности. Все сословия России получали равные перед законом права.
Последствия реформы и ее значение
Судебная реформа Александра 2 была одним из важнейших начинаний императора. Сложно переоценить значимость этого изменения в стране, поскольку та система правопорядка, которая была заложена в 1864 году использовалась вплоть до Революции. Более того, именно эта система (ее основные принципы и институты) применяется и по сей день (разумеется, с изменениями и учетом реалии текущих дней).
В результате реформа 1864 года решила одну из главных проблем – субъективность судей. Если раньше судья мог на закрытом заседании (без обвиняемого, его адвоката, присяжных и других) единолично принять решение, часто даже спорное, но безоговорочное, то теперь появлялись не только надзорные органы, но и новые правила судебной системы, что реально позволяло обвиняемому защищаться, а не уповать только на милость судьи.
Судебная реформа стала одним из лучших редикальных и демократических преобразований в России, который были проведены в 1860-1870 года.
Значение реформ Александра Второго
В результате реформ, проведенных императором Александром Вторым, в России сложилась экономическая инфраструктура, обеспечивающая промышленный подъем, поставивший страну в один ряд с другими великими державами мира, а так же начало складываться гражданское общество
Династия Романовых
- Михаил Федорович 1613-1645
- Алексей Михайлович 1645-1676
- Федор Алексеевич 1676-1682
- Софья 1682-1689
- Иоанн V Алексеевич 1682-1696
- Петр I Алексеевич 1682-1725
- Екатерина I 1725-1727
- Пётр II 1727-1730
- Анна Иоанновна 1730-1740
- Анна Леопольдовна 1740-1741
- Иоанн VI 1740-1741
- Елизавета Петровна 1741-1761
- Пётр III 1761-1762
- Екатерина II 1762-1796
- Павел I 1796-1801
- Александр I 1801-1825
- Николай I 1825-1855
- Александр III 1881-1894
- Николай II 1894-1917
- Факты из истории династии Романовых
Внедрение изменений
Первым делом были разрушены общины. Это специальные образования, в которых крестьяне жили единым коллективом и трудились над выполнением общих задач. Проблема заключалась в том, что они работали во благо помещиков, не имея собственных больших наделов. То есть рабочие не сильно думали о результатах своей работы.
Согласно указу правительства от 9 ноября 1906 года, крестьянин мог покинуть общину бесплатно. При этом у него сохранялась выделенная земля.
Столыпин видел смысл земской реформы в следующем:
- Люди в общине массово подвергались влиянию революционных пропагандистов.
- Крестьянин с собственной землёй зависит от результата своей работы. Поэтому он не будет думать о революции, а начнёт заботиться об увеличении урожая.
- Сохранение помещичьей земли от передела путём отвлечения внимания народа. Одновременно с этим крестьянин получал то, что ему было нужно.
Реформирование должно было привести к появлению фермерских хозяйств, которые частично напоминали бы современные. Планировалось, что в стране возникнет большое количество мелких землевладельцев, самостоятельно развивающих свою отрасль.
В первое время из общины выходили немногие. По сути, это были либо богатые крестьяне, либо бедные. Первые покидали общину, так как они и так все имели для самостоятельной работы на себя. Бедные выходили для получения отступных денег. Зачастую через некоторое время они возвращались.
Последствия реформ
Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:
- Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
- Заложены основы формирования гражданского общества. Население получило больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
- Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.
Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ
Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:
- Отсутствие коммуникаций. Россия огромная страна и передвигать по ней армию очень тяжело. Николай 1 для решения этой проблемы начал строительство железной дороги, но этот проект не был реализован по причине банальной коррупции. Деньги, предназначавшиеся на строительство железной дороги, соединяющие Москву и Причерноморье, попросту были разорваны.
- Разногласие в армии. Солдаты и офицеры не понимали друг друга. Между ними была целая пропасть как сословная, так и образовательная. Усугубляло ситуацию то, что Николай 1 требовал сурового наказания солдат за любую провинность. Именно отсюда идет прозвище Императора среди солдат – «Николай Палкин».
- Военно-техническое отставание от западных стран.
Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане
Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению
Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.
История
Земская реформа 1864 г. имеет историю, уходящую к правлению Александра I, когда он заказал Сперанскому проект системы самоуправления. Сперанский справился с задачей: он создал проект системы самоуправления, ориентированный на нужды населения. Схематично это выглядело так: внизу — волостные думы. Избиратели отбираются не по сословному принципу, а по имущественному цензу. На собраниях избираются делегаты в уездную думу. Уездные думы выбирают делегатов в губернию; губернские — делегатов в Государственную думу.
Но в реформе Александра II данный проект претерпел значительные изменения: например, не было волостных дум, где должно было преобладать крестьянство, не было и Государственной думы – земство кончалось на уровне губернии и, таким образом, не было преемственности, хотя именно это подразумевалось: главным аргументом в поддержку реформы было убеждение, что местные условия хорошо знают только постоянные жители региона, а посылаемые чиновники точно осуществляют программу, полученную в центре, без учёта местной специфики.
Г. Мясоедов «Земство обедает»
Но власть не хотела делиться властью и ограничивала земство только определенными задачами, о чем мы скажем ниже. Общие вопросы жизни страны затрагивать земствам запрещалось вплоть до роспуска собрания при нарушении этой установки.
Основные положения земской реформы
Принятием земской реформы центральная власть собиралась упорядочить самоуправление в губерниях. В 1864 г. Александром II было подписано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», регламентирующее образование земских управ и собраний путем проведения выборов с участием всех сословий.
Были созданы три курии избирателей:
- выборные от сельских общин;
- городские избиратели;
- уездные землевладельцы.
В основу разделения на курии легли следующие признаки:
- расовый;
- национальный;
- имущественный.
В курию землевладельцев могли избираться жители губернии, в собственности которых было от двухсот десятин земли, предприятия или другая недвижимость, стоимостью от пятнадцати тысяч рублей или приносящая годовой доход от шести тысяч рублей. В эту же курию включали уполномоченных, представлявших организации и собственников земли, владеющих от одной двадцатой ценза курии.
Курия избиралась купцами, собственниками заведений торговли или предприятий, годовой оборот которых составлял от шести тысяч рублей, и недвижимости стоимостью от пятисот рублей в провинции до трех тысяч рублей в столицах губерний.
Крестьянская курия выделялась многостепенными выборами:
- в селах выбирались представители для волостных сходов;
- в волостных сходах избирались выборщики;
- выборщики участвовали в избрании гласных для уездных земских собраний.
Получается, что в земствах были представлены все сословия. Председательствовать на съездах могли исключительно предводители дворянства. Предполагалось создание земских управ.
Земства преимущественно занимались хозяйственными вопросами:
- взимали налоги на местные нужды;
- открывали городские и деревенские санчасти;
- обучали местных жителей на курсах;
- нанимали медицинский персонал;
- строили и содержали больницы и школы;
- содержали дороги и т.д.
Введение земств было постепенным. В конце семидесятых годов 19-го века только 34 губернии в Российской империи имели свои земства. В среде помещиков-консерваторов созревала идея об упразднении земств, которые стали местом сбора демократической интеллигенции. Ее главными приоритетами были образование и здравоохранение. Земства сыграли важную роль в строительстве новых дорог. Благодаря их деятельности крестьяне начали постепенно изучать агрономию, что способствовало увеличению урожаев.
Крестьянская реформа
- Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
- Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
- Земля предоставлялась крестьянской общине
- Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
- По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
(крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.) - До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)
- Расположение крестьянских наделов определял помещик
- Крестьянин получал— личную свободу,— независимость от помещика;— право переходить в другие сословия;— право самостоятельного вступления в брак;— свободу выбора рода занятий;— право защиты своих дел в суде.— самостоятельно совершать сделки— приобретать и распоряжаться имуществом;— заниматься торговлей и промыслами— участвовать в выборах местного самоуправления
Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя
Реформа городского самоуправления
Для ускорения развития городам не хватало местного самоуправления, общегосударственные мероприятия часто не соответствовали потребностям конкретной местности.
«Городовое положение» от 1870 года позволило создать органы местного управления, в обязанности которых входило благоустройство улиц, развитие инфраструктуры, решение продовольственных проблем и другие вопросы, касающиеся жизни определенного города.
Была создана Городская дума, избираемая раз в 4 года. Стать её членом мог любой горожанин. Дума занималась сбором налогов и назначением управленцев в городе. Средства поступали в размере 1% от доходов промышленных и торговых предприятий. 40% этих денежных ресурсов тратилось на устройство города. Остальные 60% уходили на содержание полиции, тюрем, пожарных служб, солдатских казарм.
По результатам реформы города получили больше самоуправления, в местные органы попадали представители всех сословий. Однако, содержать эти органы управления город должен был на собственные средства, что для маленьких городов было существенной проблемой.
Главные результаты
Итоги земской реформы имели большое значение для государства. Внутри Российской Империи впервые происходили такие масштабные изменения. В течение семи лет реформа принесла такие результаты:
- Посевные площади увеличились на 10%. В некоторых регионах это значение достигло 150%. Там покидало общины большинство крестьян.
- Продажа зерна за границу увеличилась. От мирового экспорта российская доля в урожайные годы составляла до 40%.
- Количество закупаемой сельскохозяйственной техники возросло в 3,5 раза.
- Промышленность росла на 8,8% ежегодно. Россия стала лидером по темпам роста.
Но всё же реализовать все идеи Столыпину не удалось. У крестьян оставалась традиция ведения хозяйства коллективно.
Финансовая реформа
Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства
- Бюджет государства составлялся в министерстве финансов, утверждался государственным советом, а затем императором
- Бюджет начал публиковаться для ознакомления общественностью
- Все министерства должны были ежегодно составлять сметы с указание всех статей расходов
- Были созданы органы государственного финансового контроля – контрольные палаты
- Винный откуп был заменен акцизными марками и были созданы местные акцизные управления, которые выдавали акцизы.
- Налогообложение было разделено на косвенные налоги и прямые налоги
Основные реформы Александра II
Значимыми во время правления Александра II были преобразования:
- Крестьянская реформа, 1861;
- Финансовая реформа, 1863;
- Реформа образования, 1863;
- Земская реформа, 1863;
- Судебная реформа, 1864;
- Реформа государственного самоуправления, 1870;
- Военная реформа, 1874.
Реформой, которая способствовала бы изменению социального и политического положения Российской империи, была отмена крепостного права. Так же остро стоял вопрос изменения военного уклада. С решения этих проблем и начал свою деятельность Александр II в первые годы своего правления.
Крестьянская реформа
Обсуждение путей решения крестьянского вопроса началось с 1857 года. Были созданы местные дворянские комитеты, которые были обязаны предоставить проекты освобождения крестьян для своих губерний. В процессе работы над проектами помещики стремились выставить наиболее выгодные для них условия.
В 1859 году все местные предложения перешли в рассмотрение Редакционной комиссии, задачей которой было составить единый законопроект для всей страны. Во главе комиссии стоял Я. И. Ростовцев. Создавая Положение вместе с другими либерально настроенными чиновниками, он стремился учитывать интересы крестьянства.
В 1860 году проект подвергся цензуре со стороны правительственных сановников, поэтому в итоговом документе интересы помещиков стояли не первом плане.
19 февраля 1861 года императором было подписано «Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости». Основными пунктами были следующие:
- отменялась вотчинная власть помещика над крестьянином (вмешательство в личную и хозяйственную жизнь);
- крепостные стали «временнообязанными» – временно сохранялись оброк и барщина (9 лет);
- крестьянин должен был выкупить в течение 9 лет у помещика землю, заплатив 20% от её стоимости;
- остальную стоимость земли необходимо было выплачивать государству в течение 49 лет.
Данное Положение не привнесло ожидаемую свободу в жизнь крестьянства. Площади выделенных земель часто были меньше тех, которые ранее выделялись помещиками. Участки предоставлялись малоплодородные или в местах со сложными для хлебопашества условиями. Средств на выплату за надел не было, поэтому в счёт погашения долга приходилось отрабатывать на землях, принадлежащих помещику. На разработку своего участка у многих не оставалось ни времени, ни сил. Цена, выплачиваемая помещику и государству за землю, была завышена. На момент полного погашения выкупа, крестьянин платил втрое выше её реальной стоимости.
Ликвидация военных поселений
Одним из первых шагов на пути к восстановлению военной мощи империи стало упразднение военных поселений. Данные образования были созданы в годы правления Александра I с целью улучшить комплектование армии и укрепить положение военнослужащих во время несения службы и после отставки. Однако, они не оправдали ожиданий. В поселениях царила жёсткая дисциплина и надзор начальства над всеми сферами жизни. Проведение сельскохозяйственных работ строго регламентировалось вне зависимости от погодных условий и необходимости. Военнослужащие не были приспособлены к качественному возделыванию земель, поэтому часто их хозяйства приходили в упадок. Всё это привело к недовольству и периодически возникающим бунтам в поселениях.
Придя к власти, Александр II отправил Д. Столыпина в южные поселения для оценки обстановки. Получив донесение флигель-адъютанта о результатах поездки, император в 1857 году принял решение о ликвидации военных поселений и передачи их в управление министерства государственных имуществ.
Плюсы и минусы земской реформы Александра II
Основные плюсы и минусы земской реформы
Плюсы
Несмотря на все отрицательные стороны, польза от земских преобразований всё же была. Если кратко, то они действительно хорошо поспособствовали укреплению региональной экономики, улучшению образования и медицины, да и в целом государственный аппарат стал более эффективным, так как у него отпала необходимость самолично решать разные мелкие вопросы регионов. К тому же многие граждане восприняли земскую реформу Александра II позитивно, видя к ней ещё один шаг в сторону демократии и укрепления конституционного строя.
Минусы
Многие историки считают значение земской реформы скорее негативным для страны. Причина тут одна: она была недостаточно хорошо продумана, хотя, конечно, идея изначально была очень прогрессивной. Во многом этот минус был обусловлен тем, что император попытался забрать часть власти из рук общегосударственных высших чиновников, отдав её чиновникам местным, но первые этому воспротивились, не желая этой самой властью делиться. В результате земские собрания и управы получили весьма ограниченные полномочия, а также возможность решения лишь ограниченного круга задач
При этом попытка обсуждения земскими собраниями вопросов государственной важности могла запросто привести к роспуску собрания и другим неприятным последствиям
Реформа образования
Реформирование образования проводилось в несколько этапов и на всех уровнях:
- 18 июня 1863 – принят «Университетский указ»;
- 14 июля 1864 – «Положение о народных училищах»;
- 18 ноября 1864 – «Устав гимназий и прогимназий».
Начальные школы
Особенностью реформы начального образования стало разрешение частным лицам и общественным учреждениям создавать школы. Срок обучения составлял 3 года. Появились такие типы образовательных заведений:
- воскресные;
- церковноприходские;
- частные;
- земские;
- государственные.
Средняя школа
Основным звеном среднего образования были гимназии. Они делились на 2 типа:
- Классические. Занимались подготовкой учеников к поступлению в университет.
- Реальные. Готовили учеников к поступлению в технические учебные заведения.
В гимназиях обучение длилось 7 лет. Историки говорят о делении людей того времени на сословия с учетом полученного ими образования: классические гимназии – высшее образование, реальные гимназии – торговцы и промышленники.
Стать учеником гимназии мог человек любого сословия. Однако, обучение было платным, что фактически перекрывало доступ части населения к получению среднего образования.
1862 год считается датой появления первых женских гимназий. Программа в таких заведениях отличалась. Но впервые в истории России женщины получили право на образование.
Высшее образование
Принятие Университетского устава было началом всех образовательных реформ Александра II и установило их хронологию – 1863-64 года. Университеты получали автономию и право избирать ректора и декана своим советом профессоров. Представители этих должностей имели право:
- принимать на работу и увольнять преподавателей;
- утверждать программу обучения;
- формировать учебные планы и дисциплины;
- решать финансовые вопросы.
Женщинам предоставлялась возможность получить высшее образование. Для этого создавались высшие женские курсы. Они были расположены в Москве, Казани, Киеве и Петербурге.
Проведенные реформы были направлены на формирование всеобщего образования. Однако, реальные результаты были достигнуты только в сфере начального образования. Для большей части населения среднее и высшее образование оставалось недоступным, в связи с высокой платой за обучение.
Причины военной реформы Милютина
В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.
Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:
- Необходимость нормализации затрат на армию, поскольку Россия тратит большие деньги на армию, которая является не достаточно боеспособной.
- Наличие рекрутских наборов, из-за чего страдает качество военных российской армии.
- Из предыдущего пункта вытекает следующая проблема: обучать рекрутов должны были офицеры запаса, из-за чего отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв».
- Отсутствие учреждений военного образования, как результат около 70 процентов офицеров не имели военного образования!
- Неразвитость сети государственных учреждений, которые осуществляют контроль за призывом, оснащение армии и т.д.
- Большое количество армии, часть из которого находится без действия. Необходимо увеличить резервные войска, тем самым уменьшаться регулярные. В случае войны будет возможность в кратчайшие сроки призвать резерв.
Ход Земской реформы
Главным документом стало «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». В нем указывалось каких именно губерний коснутся изменения (то есть не всех и сразу) и порядок формирования данных органов управления. Назывались они — «земствами» и являлись выборными.
В «Положении» закреплялись их основные функции. К ним относились: содержание зданий за счет земств, благотворительность, строительство церквей, страхование, управление торговлей, промышленностью, контроль над народным хозяйством и многие другие. Кто имел право голосовать? Только мужчины, достигшие возраста 21 год. Кроме того, избирателями являлись три курии: земледельческая (помещики), крестьянская (сельские жители) и городская (часть собственников). Проведение выборов осуществлялось один раз в три года.
Подробнее о способах формирования органов в истории 19 века расскажут таблицы.
Формально у земств были полномочия: они казались самостоятельными и независимыми. На деле — всем управлял губернатор. Он мог отменить любое их решение. Власти опасались, что местные жители могут объединяться по политическим соображениям и поэтому такое действо было строго запрещено. Разрешалось лишь заниматься локальными проблемами, не более.
Другими словами, центр не хотел делить многие полномочия с регионами, старался наложить как можно больше ограничений. Но при этом на каждом собрании местные ломали голову над тем на какие деньги добиваться поставленных целей — из государственного бюджета им ничего не полагалось. Приходилось собирать налоги и воплощать все хозяйственные функции своей местности.
В целом, земствами удалось развить образование, хозяйство, построить дороги — у государства, однозначно, не получилось бы. К концу 19 века формируется так называемая земская интеллигенция — передовые люди своего времени, которые хотели прогресса для страны на местном уровне.
Император Александр Второй Освободитель
Чуть позже была проведена и городская реформа 1870. Она была схожа с земской. Предпосылками было то, что городская реформа, проведенная еще Екатериной Великой, устарела: она ведь была «заточена» по сословное деление общества. С отменой крепостного права сословия стали размываться в классы. Поэтому и нужно было менять городское самоуправление.
К функциям городских властей относились благоустройство дорог и улиц, организация праздничных торжеств, финансовые вопросы, обеспечение жителей продовольствием, обеспечение общей безопасности. Они были закреплены в «Городовом Положении». Органами управления были определены городское избирательное собрание, дума и городская управа. Они наделялись правом управления на четыре года. Было избрание «гласных». Другими словами, это участники собраний, которые имели решающий голос. Реформа также положительное повлияла на многие города. Заметно развилась инфраструктура, так как городские власти научились эффективно вкладывать средства в нуждающиеся отрасли.
Плюсы и минусы городской реформы Александра II
Плюсы
- Экономика окрепла, потянув за собой торговлю и промышленность. Как известно, к концу царствования Александра II Российская империя в вопросах экономики всё равно сильно отставала от европейских держав, но могло бы быть и хуже.
- Появилось бессословное избирательное право. Не без ограничений, конечно же, но для страны, в которой ещё и десяти лет не прошло с момента отмены крепостного права, и это был уже значительный прогресс.
- Ускорилось развитие капитализма. А это, как известно, прямой путь к дальнейшему укреплению экономики, ведь в конце XIX века Россия была в основном аграрным государством.
Минусы
- Горожане получили возможность участвовать в политической жизни города, но равноправием тут и не пахло. И если ограничение по возрасту для выбора в городскую думу (25 лет), отсутствие судимостей и прочих прегрешений хорошо понятны, то другие моменты одобрить никак нельзя. Так, для того, чтобы избираться в думу, нужно было пройти имущественный ценз (то есть надо было быть достаточно обеспеченным человеком), а возглавлять думу не могли евреи, что было явной дискриминацией. При этом доля не-православных в думе не могла превышать 30%.
- Возникли трудности в решении городских проблем различными правительственными структурами. Полицией, например, и пожарными, так как по итогу городской реформы Александра II содержать эти структуры обязаны были сами города, а с этим возникали определённые трудности.
Судебная реформа
В результате великих реформ Александра II весь аппарат судебной и исполнительной власти был переделан настолько, что от прежней его версии почти ничего не осталось. Были созданы две ветви судов, мировые и общие, каждая из которых разделялась на две инстанции, и обладала разными полномочиями. Важный момент: судебная власть в результате реформы была полностью отделена от административной. В результате суд стал более быстрым, эффективным и прозрачным, а судебное следствие было отделено от полицейского.
Читать подробнее: судебная реформа Александра II