Законы драконта в афинах — общая характеристика, особенности и применение

Оглавление

Драконт

Драконт (Drakon, род. п. Drakontos) — древнейший афинский законодатель,
составивший около 621 года до н. э. свод законов, представлявших первую запись
норм обычного права. Сохранилась только часть законов Драконта, относящаяся к
убийствам, которая воспроизводится в афинской надписи 409-408 годов до н. э.
(IG, I2, 115). В ней проводится различие между умышленным и неумышленным
убийством, устанавливаются наказания за убийства. Законодательство Драконта,
отражающее острую борьбу демоса с господством родовой аристократии, несмотря на
всю его жестокость (по словам афинского оратора 4 века Демада, законы Драконт
написаны «не чернилами, а кровью»), несколько ограничило судебный произвол
аристократии и таким образом облегчило положение рядовых афинян. Некоторые
ученые (например, немецкий ученый К. Ю. Белох) считают Драконта мифической
фигурой, связывая его имя с древнейшими культами Аттики. Такая точка зрения явно
гиперкритична.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская
энциклопедия. 1973—1982. Том 5. ДВИНСК — ИНДОНЕЗИЯ. 1964.

Драконт (VII в. до н.э.) — афинский законодатель. Согласно
античной традиции, в 621 г. Драконта выбрали на должность архонта-эсимнета. Ему
было поручено пересмотреть и записать действующие в Афинах законы. По его имени
записанные им законы получили название «драконтовых законов». Они сохранились не
полностью.
Законы Драконта славились своей суровостью и даже жестокостью. За всякое
воровство, даже незначительное, полагалась смертная казнь. Законы Драконта о
наказании за убийство призваны были заменить институт родовой мести.
Преследование убийцы оставалось, однако, делом рода убитого. Для примирения с
убийцей требовалось согласие близких родственников. Ответственность за убийство
нес только убийца, а не весь род. К ответственности привлекался также и человек,
подстрекавший к убийству. В законах Драконта убийства делятся на несколько
категорий: умышленные, неумышленные, совершенные в состоянии обороны. Особое
место занимают убийства соблазнителя матери, жены, дочери или сестры; сюда же
отнесены убийства в результате несчастных случаев и при спортивных состязаниях.
Умышленные убийства подлежали суду ареопага и наказывались смертью, причинение
телесных повреждений — изгнанием. Дела о неумышленных убийствах поручались
специальной коллегии, состоявшей из пятидесяти одного члена из представителей
родовой знати старше пятидесяти лет. Наказанием за неумышленное убийство было
изгнание. В случае примирения с родственниками убитого убийца мог возвратиться
из изгнания, при этом запрещалось требовать с него выкуп. Убийства с целью
самообороны, к которым причислялась и защита собственности, наказанию не
подлежали.
С именем Драконта связаны также законы, контролировавшие поведение афинских
граждан. Один из таких законов налагал наказание за бездеятельность и праздную
жизнь.
Законы Драконта являются первым писаным законодательством в Афинах.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В.
350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности.
Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Источники:

Хрестоматия по истории Древнего мира, т. 2, М., 1951, с. 112, 113 (Сведения о
Д. Павсания, Аристотеля и афинская надпись 409-408).

Литература:

Бузескул В. П., История афинской демократии, СПБ, 1909;

Ledl A., Studien zur älteren athenischen Verfassungsgeschichte, Hdlb., 1914;

Costanzi V., Le costituzioni di Atene e di Sparta, Bari, 1927.

Отсутствие письменных законов в Древней Греции

В те времена, когда жил аристократ Драко, в Древней Греции применялись устные законы, которые находились под контролем правящего класса. Аристократы использовали правовую систему в своих интересах, а это было довольно несправедливо по отношению к другим гражданам. В Афинах той поры не было письменных стандартов, которые были бы одинаково применимы к представителям всех слоёв общества. Было невозможно разрешить какую-либо ситуацию или спор.

У судей не имелось руководств по вынесению тех или иных приговоров. Также не существовало судебных прецедентов, согласно которым можно было бы опротестовать приговор. Поэтому жертвы сами несли ответственность за отмщение или компенсацию за несправедливое решение суда. Родственники несправедливо осуждённых не могли даже потребовать возмещение ущерба, поэтому они сами пытались отомстить обидчику.

Чтобы прекратить гражданские войны, основанные на мести, афиняне стали думать, каким образом это можно решить. Они стали собирать специальные собрания и издавать собственные постановления. Но и это не решило проблемы, так как председатели часто получали взятки. Таким образом, крупные землевладельцы и политическая верхушка довольно часто использовали своё положение, решая судебные вопросы. Поэтому перед афинскими гражданами встала проблема написания законов, которые нельзя было бы трактовать по-разному. Это позволило бы и беднякам предстать перед судом, в котором судьями были бы не только аристократы. Нужен был прописанный свод законов, защищающий всех, не взирая на богатство, положение в обществе и власть.

Драконтовская республика

Вероятнее всего, политический строй Афин, соединяемый с именем Дракона, — не более как сохранённая им форма правления, раньше выработанная жизнью. Наделяя всё афинское гражданство без различия состояния и происхождения политическими верховенством, Солон только увенчал здание, многие части которого изготовлены были уже задолго до него. Ко времени Драконта наступил переход натурального хозяйства к денежному, образовался класс граждан не знатных, но зажиточных, отвоевавших себе у родовой знати активное участие в управлении. Драконтовская республика была последней, плохо удавшейся попыткой удержать в стороне от власти и в экономической зависимости от меньшинства многолюднейший и беднейший класс малоземельных и безземельных афинян. Должностным лицом Драконт не был, как, например, Солон — архонтом; записаны были только законы Драконта, а не основания того политического устройства, которое приурочивалось к его имени.

Судебная система в древности

В 7-м веке до нашей эры жители древней Аттики (место расположения Афин), как известно, продолжали жить по древнейшим законам своего рода. Для современного человека такое поведение и ценности могут показаться каким-то изуверским кошмаром. Но что примечательно, в тот отрезок времени в Аттике уже отсутствовала царская власть, что дало дорогу к власти начальников, или архонтов, которые избирались среди числа самых знатных и богатых людей.

Если рассматривать правление Афин в тот период, то можно выделить всего девять властителей. Среди них один был самым главным, к нему обращались как к архонту-эпониму. Он был первым человеком в полисе (городе), после него шел архонт-басилей, занимавшийся вопросами религии и обрядов, за ним – архонт-полемарх, ведавший военными делами. Шесть же остальных архонтов-фесмофетов должны были руководить городскими магистратурами и следить за исправностью выполнения норм закона и слаженной судебной деятельностью.

Закон и право

Особенности содержания афинских законов, их сосредоточенность на своего рода общинно-полисных ценностях имели своим основанием особое, неполитическое общее понимание Закона и Права. Закон служит не государственной власти, а выражает нравственно-обязательный порядок – в этом его содержание, в этом и предназначение.

Право могло быть двух родов, согласно общегреческому представлению. Как широкое понятие – Themis – это воплощение воли богов; оно именно присутствует в природе, пронизывает собою угодный богам общественный порядок. Такому понятию должны соответствовать между собою отношения между народами, между разными слоями населения в полисе, отношения между властвующими и подвластными, отношения в роде и семье. Как более конкретное понятие – Dike – это и собственно юридическая норма, и вместе с тем моральное предписание о добродетели. Чисто юридического представления о законах, о праве в Древней Элладе не существовало: право и законы одновременно обозначали и справедливость с точки зрения религиозной и полисной морали.

Юридическое предписание, закон – только приложение требований всемирного порядка. Выражены эти предписания могут быть в нескольких видах. Первый – ретра – взаимное обещание, например, законодателя и народа, двух родов по отношению друг к другу, двух народов; этот закон имеет фундаментальное значение и не может быть ни отменен, ни переменен. Второй – themos – глобальное правило, установление какого-то определенного свойства (о браке, о государстве, о значении какого-то лица); такой смысл имели большинство конкретных предписаний, установленных Дракон том или Солоном. Третий – псефисма – индивидуальное решение, клятва, законодательный акт, принятый органами полисного народовластия. Главная задача этого вида – регламентация деятельности магистратов, чтобы они не нарушали прав граждан. Однако преклонения перед законами, безусловного предпочтения их другим формам права в греческом правосознании не было: закон – только один из путей к наилучшему порядку и не всегда самый совершенный: «И только вследствие того обстоятельства, что решение одних вопросов может быть подведено под законы, а других не может, приходится недоумевать и исследовать, что предпочтительнее: господство ли наилучшего закона или господство наилучшего мужа, – так как вопросы, обычно требующие обсуждения, не могут быть заранее решены законом».

показать содержание

Уголовное право «нового поколения»

Как известно, законы Драконта отражали прогресс в развитии, происходившем в афинском обществе. Благодаря его своду законов появилось четкое деление убийств на предумышленные, непредумышленные, а также совершенные в процессе обороны. Отдельной категорией считались преступления, которые касались лишения жизни соблазнителей жен, сестер, матерей и дочерей. Семейное право в законах Драконта занимало одну из второстепенных линий его законодательства. В отдельную категорию были отнесены убийства, совершенные во время спортивных игр и соревнований, а также произошедшие в результате несчастного случая. Все же главной задачей археопага было рассматривать исключительно умышленные преступления, которые повлекли за собой человеческие жертвы.

Соответственно, совершение таких убийств требовало суровой меры наказания – смертной казни. Неумышленные убийства являлись прерогативой специальных коллегий, которые состояли из эфетов. Все члены коллегий должны были быть не старше 50 лет. К «случайному» убийце применяли меру наказания помягче – изгнание виновного. Штрафы и прочие меры наказания применялись в отношении граждан, совершивших ряд других преступлений.

Стоит упомянуть, что законы Драконта действовали наиболее эффективно в делах, связанных с преодолением крайне распространенной в то время в Афинах кровной мести. Самосуд находился под строгим запретом. С введением новых правил ответственность за совершенное убийство ложилась только на того, кто его совершил, а не как прежде – на все его семейство. Более того, наказанию подвергался и человек, подстрекавший виновного на убийство.

Отмена

Большинство историков утверждают, что все законы Драконта действовали на территории полиса вплоть до 594 г. до н. э., пока свои реформы не стал проводить Солон — афинский аристократ и преуспевающий купец. Он отменил большинство правил, установленных в 621 г. до н. э., однако оставил те, которые касались самозащиты и непредумышленных убийств. Стоит отметить, что сам Драконт, несмотря на свои строгие законы, в древности пользовался большим уважением, а его имя и сейчас стоит в одном ряду с лучшими мировыми законодателями.

Драконовские меры, законы
Первый законодатель Афинской республики Драконт (VII в. до н. э.) прославился чрезвычайно суровыми законами. Смертную казнь он предусматривал даже за относительно безобидные проступки, например, за кражу овощей с соседского огорода. Эти установления были столь суровы, что многие современники Драконта говорили, что свои законы он пишет не иначе как кровью.
Иносказательно:
постановления, решения, законы и меры наказания, суровость которых несообразна со здравым смыслом (неодобр.).

  • — средства измерений, предназначенные для воспроизведения физ. величин заданного размера…

    Физическая энциклопедия

  • — представляют количественное познание всякого рода величин. Для того, чтобы количественно познать величину того или другого предмета, мы обыкновенно сравниваем данный предмет с другим, который принимаем за единицу…

    Справочный коммерческий словарь

  • — средства измерений, предназначенные для воспроизведения физ. величин заданного размера. М. используют как эталоны, образцовые или рабочие средства измерений…

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • — стимулирующие инвестиции — налоговые льготы, прямые дотации и т.д.По-английски: Investment incentivesСинонимы: стимулирующие инвестицииСм. также: Инвестиционная политика &nbsp…

    Финансовый словарь

  • — законы в США, направленные на борьбу с мошенничеством на рынке ценных бумаг. Получили свое название на том основании, что ценность сомнительных акций сравнивается с ценностью небесной голубизны…

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • — Так называют непомерно суровые законы по имени Дракона, первого законодателя Афинской республики…
  • — Первый законодатель Афинской республики Драконт прославился чрезвычайно суровыми законами…

    Словарь крылатых слов и выражений

  • — без ме/ры Счастлив…

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • Толковый словарь Ушакова

  • — или ДРАКОНОВЫ ЗАКОНЫ. см. закон…

    Толковый словарь Ушакова

  • — или ДРАКОНОВЫ ЗАКОНЫ. см. закон…

    Толковый словарь Ушакова

  • — без ме́ры нареч. качеств.-обстоят. разг. 1. В большом количестве. отт. Очень много. 2. перен. В высшей степени, предельно в своём проявлении; безмерно, чрезмерно, чрезвычайно, очень…

    Толковый словарь Ефремовой

  • — …

    Орфографический словарь-справочник

  • — Разг. Экспрес. 1. В очень большом количестве, очень много. С полсотни человек, имеющие много денег, ели и без меры пили вино. Опьянённые вином, они пели песни. 2. Очень сильно, безгранично…

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • — Книжн. 1. В большом количестве, слишком много. 2. Очень сильно, безгранично. ФСРЯ, 243; БМС 1998, 372…

    Большой словарь русских поговорок

  • — исключительно, мучительно, необыкновенно, смертельно, чрезвычайно, очень, до боли, весьма, бесконечно, беспредельно, крайне, безмерно, необычайно, невообразимо, жестоко, чудовищно, безгранично,…

    Словарь синонимов

Отмена

Однако недолговечными оказались и законы Драконта. Солон – преуспевающий купец и афинский аристократ пришел ему на смену. Как утверждают многие историки, меры Драконта действовали на территории Афин вплоть до 594 года до нашей эры, того самого года, когда Солон стал проводить свои реформы. Этот аристократ отменил много правил, но сохранил те, что касались непредумышленных убийств и самозащиты.

Законы Драконта в Афинах — общая характеристика, особенности и применение на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Политическая деятельность

В сочинении Аристотеля «Афинская полития» Драконт предстаёт политическим реформатором, признавшим политическую полноправность за всеми афинянами, способными служить на собственном иждивении в тяжело вооружённых войсках. В политию Драконта входили народное собрание из 401 человека, ареопаг, архонты, стратеги, пританы и прочие должностные лица, назначаемые жребием; граждане делились на классы по имуществу и по праву избираемости на должности. Относящаяся к этому предмету глава «Политии» сохранилась в рукописи с пробелами; при этом её автор не располагал документальными сведениями о столь далёкой древности. Кроме того, никакой другой писатель не упоминает о драконовской конституции — показания «Политии» находятся, по-видимому, в противоречии с замечанием самого Аристотеля в другом его сочинении («Политике»), что законы Драконта превзошли существующее государственное устройство.

Законы писались кровью

Если говорить о законах Драко, то они первоначально писались на деревянных дощечках. Содержание их мог прочитать любой грамотный грек. Философ Аристотель говорил, что все эти законы были написаны человеческой кровью. Конечно, это можно воспринимать в буквальном смысле, но и метафорические толкования также уместны к ним.

Ещё один древнегреческий писатель Плутарх утверждал, что даже за кражу фруктов или овощей, например, яблока или капусты, наказанием была смертная казнь. Что касается должников, то кредитор мог их сделать своими рабами за неуплату долга.

Древний автор говорил, что, когда Драко спросили, почему именно смертная казнь должна быть наказанием за большинство преступлений, он ответил, что малые правонарушения именно этого и заслуживают, а за большие он не придумал другое наказание. Таким образом, с пролитием большого количества крови преступников в Афинах наступило правосудие. Поэтому законы Драко называют «драконовскими» и «кровавыми».

Расшифровка древних записей

Кроме деревянных табличек с записями кодекса законов, просуществовавших более 2-х столетий, были ещё и каменные скрижали. Высеченные на них записи были более долговечны, так как камень был более прочным материалом, чем дерево.

Нанесённые на деревянные дощечки тексты могли со временем выгорать или смываться водой, а сами пластины – сгореть. Сохранять их веками было довольно проблематично. Поэтому большинство первоначальных текстов законов Драко, написанных на дереве, не дошли до наших дней. Об их существовании современные люди узнали лишь от Аристотеля.

Сейчас ученые пытаются при помощи новых технологий обнаружить и расшифровать некоторые записи на каменных стелах.

Исследователи их Корнельского университета применяют для этого флуоресцентное рентгеновское изображение. С использованием этого процесса они пытаются высветить сохранившиеся следы пигмента, который использовался для нанесения знаков при высечении.

Часто эти пигменты содержат сульфиды и оксиды металлов. Таким образом можно будет получить изображение древнего текста.

Равенство всех перед законом

Законы Драко сделали граждан всех классов, социальных классов или материального достатка равными перед законом, и наказания для всех без разбора были одинаково жестокими. Но примерно через 50 лет многие законы Драко были отменены или заменены, только законы об убийствах не повлияли на эти изменения. Новый свод законов был составлен в 594 г до н.э. Солоном Афинским.

Однако Драко считается первым законодателем в Древней Греции, первым проложившим путь к равенству всех перед законом. После принятия его кодекса кровная месть, длившаяся десятилетиями, в которой участвовали все более глубокие поколения враждующих семей, закончилась. По «драконовскому» кодексу правители находились у власти на законных основаниях в соответствии со статьей закона.

Демократия в Афинах началась именно с «драконовских законов», это нужно помнить и ценить первый депутат Драко. В конечном итоге это помогло узаконить политическую власть аристократии, что позволило им укрепить свой контроль над землей и бедными.

  • Об авторе

Нина Кузнецова

Главный редактор , youtesla.ru

Более 30 лет я занимаюсь наукой и технологиями. Товарищи советовали мне делиться самым интересным на просторах интернета. Изучение нового и неопознанного это моя жизнь, узнавайте самое интересное со мной.

  Как выглядел мегаполис 2000 лет назад?

Килоновская смута

К концу 7-го века население в Афинах пришло к пониманию того, что существовавшая на тот момент юриспруденция должна претерпеть модификации. Первой причиной, послужившей появлению мыслей о судебной реформе у тогдашней власти, стали смутные времена, требовавшие более строгого наказания за вторжение в личное пространство и посягательство на частную собственность. Вторая причина выразилась во всевозрастающем недовольстве народа произволом, создаваемым судьями-аристократами. Последние на выдумку не скупились и творили все, что им заблагорассудится. Так, например, они могли толковать законы настолько искусно, что мало кто мог им противоречить.

Историки полагают, что среди факторов, значительно повлиявших на развитие и создание новых судебных правил, был одно немаловажное событие, получившее название «Килоновская смута». Считается, что приблизительно в период с 634-го по 624 г

до нашей эры именитый аристократ Колон попытался силой захватить власть в полисе, однако его попытки не увенчались успехом. Произошло это благодаря вмешательству людей, принадлежавших к аристократическому роду Алкмеонидов. Они настигли его, и расправа их была настолько жестокой, что не пощадили даже тех, кто прятался у алтарей божеств. В итоге все бунтовщики были буквально казнены на месте. Их богохульство возмутило афинян. Такой произвол Алкмеонидов и их пренебрежение святынями стали залогом всеобщего пренебрежения по отношению к ним, ведь с тех пор они были прокляты по законам Афин.

Новое законодательство

После Килоновского заговора, который в случае победы мог бы привести к власти тиранов, эвпатриды были обязаны хоть как-то продемонстрировать свою государственную деятельность. Именно поэтому афинское право было решено усовершенствовать. Эту работу поручили одному из шести архонтов-фесмофетов. Выбор пал на Драконта, так как он пользовался большим уважением в обществе и был добросовестным и энергичным человеком. Всю необходимую работу он проделал в течение 621 г. до н. э. И как результат, на свет появились законы Драконта.

До сих пор считается, что этот документ был первым письменным судебным правом, действующим на территории Афин. Хотя это утверждение весьма спорно. Было бы правильнее сказать о первом дошедшем до наших дней письменном законодательстве, так как обычно любые правила являются лишь переработкой уже когда-то существовавших до этого норм. Примером в данном случае может послужить утверждение Аристотеля, что еще в 80-х годах того же столетия архонты-фесмофеты уже занимались подобной работой.

Главным достижением обновленных норм стали более четко сформулированные обязанности чиновников, а также принципы и порядок их избрания на должности. Хотя свод законов Драконта и содержал в себе некоторые статьи о политической структуре государства, однако они не были главными в данном сборнике, о чем говорит и его название — «Обычаи».

Основой новых норм являлись более четко прописанные штрафные санкции за разного рода правонарушения. Некоторые законы Драконта, вне всякого сомнения, выглядят излишне жестокими. Взять хотя бы такой невинный проступок, как кража фруктов или овощей, а ведь за него полагалась смертная казнь! А вот убийство вора, совершенное с целью самозащиты или возврата своего имущества, преступлением и вовсе не считалось. полагалась за убийство, поджог и осквернение святыни. Драконт даже предусмотрел такую норму, которая кажется совершенно бессмысленной, — наказание за убийство неодушевленных предметов.