Оглавление
Франко Моретти — Дальнее чтение
Итальянский литературовед Франко Моретти, вероятно, уже обеспечил себе место в истории изучения литературы, а его концепция «дальнего чтения» вышла далеко за пределы литературоведческого сообщества. Это одна из самых многообещающих инициатив последнего времени, которая претендует на то, чтобы ответить на действительно «большие» вопросы: как происходит развитие литературы в целом на протяжении длительных периодов истории? Как появляются и распространяются новые литературные формы?
«Дальнее чтение» противопоставляется «пристальному», в котором главное внимание уделяется трактовкам и деталям великих произведений. Моретти использует эволюционные механизмы и мир-системный анализ, а также автоматические методы обработки огромного количества текстов, чтобы ставить и проверять масштабные гипотезы о развитии европейской и мировой литературы
При этом Моретти пытается быть учёным-кентавром: точные, количественные методы анализа у него сочетаются с живым и метафоричным языком.
Эрик Ауэрбах — Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе
Работа, опубликованная в 1946 году, — классика для всех современных филологов. Главный вопрос, который занимает Ауэрбаха — то, как формы изображения действительности в литературе менялись на протяжении истории; как искусство училось воспринимать и объяснять мир. Книга состоит из отдельных очерков, но по сути представляет собой единое произведение, которое до сих пор остаётся одним из самых впечатляющих по замыслу, глубине и широте охвата материала.
Автор книги — немецкий филолог, специалист по истории романской литературы — описывает не только литературу как таковую, но и её окружение. Социальная психология, политика, повседневная жизнь, быт и формы досуга — всё это входит в его анализ. «Мимесис» — это про то, как реальность преломляется в сознании писателя, чтобы стать художественной реальностью. Книга поможет перепрочесть свои любимые произведения новыми глазами — глазами историка.
Владимир Набоков — «Лекции по русской литературе» и «Лекции по зарубежной литературе»
Лекции, которые читал тогда уже знаменитый писатель-эмигрант для американских студентов в сороковые-пятидесятые годы. Среди его героев — Гоголь, Достоевский, Толстой, Диккенс, Флобер, Пруст, Кафка и другие авторы, без которых не обходится ни один курс по истории литературы. Отличие набоковских лекций от многих других — в его неповторимом стиле, яркости формулировок и внутренней убедительности.
Лекции, впрочем, не претендуют на беспристрастное изложение — о Набокове из них можно узнать едва ли не больше, чем о других писателях. Точные наблюдения учёного здесь сочетаются с личными вкусами и предпочтениями — так, Достоевский у Набокова оказывается «отечественным Пинкертоном в мистическом одеянии». Многие высказывания не лишены эпатажа, но это делает лекции ещё увлекательнее.
Михаил Бахтин — Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса
Классическая работа русского философа и теоретика, которая раскрывает народные корни одного из главных достижений ренессансной культуры — романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле. Бахтин показывает, как в этом произведении разворачивается противостояние официальной и народной культуры, переворачивающей нормы и отрицающей средневековую «одностороннюю серьёзность».
Смех у Бахтина — динамическое, освобождающее начало. Книга о Рабле, которая была написана ещё в 1930-е годы, а впервые опубликована в 1965 году — это и ответ на вызовы времени, и великолепная историко-культурная работа, чтение которой захватит даже современного читателя, далекого от литературных штудий.