Работы архитектора а.н.воронихина

Оглавление

Константиновский дворец

Многострадальный «русский Версаль в Стрельне», которым Пётр I мечтал утереть нос французам, за свою многовековую историю успел и обветшать, и сгореть. Перешёл он в конце XVIII века к цесаревичу Константину Павловичу в удручающе обветшалом состоянии. Современники вспоминали: «на плитовых террасах и помостах укоренились толстые берёзы и осины: в окошках свистел ветер. Путешественник бежал сих печальных мрачных мест или останавливался единственно для вопрошания эха, которое три раза ответствовало из развалин».

Однако новый владелец не стал предаваться печали, а призвал к работам всесильного Воронихина, приказав отреставрировать здание, сохраняя облик дворца, каким он был при жизни Петра I. Таким образом, архитектор оставил неприкосновенными фасады, но видоизменил планировку самого дворца, создав лестничные спуски с Большой террасы в Нижний парк. Неизвестно, какой шедевр зодчества мог родиться из задумок Воронихина, но завершению работ помешал грандиозный пожар 1803 года, который уничтожал отделку большинства помещений. Впоследствии брат Константина император Александр I выделил из бюджета внушительные средства на восстановление дворца, но в 1805 году Воронихина отстранили от работ, а на его место позвали архитектора Луиджи Руска, который поставил конечную точку в работе своих предшественников, трудившихся над Константиновском дворцом на протяжении всего XVIII века, став человеком, отреставрировавшим дворец и придавшим ему законченный вид.

В 2000 году дворец с окружающими землями площадью более 140 гектаров был передан на баланс Управления делами Президента. Фото: Commons.wikimedia.org / Ghirla

Счастливый билет Андрея Воронихина

Мальчиком Андрей Воронихин
поступил в обучение к местному иконописцу Гавриле Юшкову, одному из последних мастеров некогда знаменитой строгановской школы. В 1777 году мы уже обнаруживаем его в Москве, среди учеников В. И. Баженова и М.Ф. Казакова.

В 1779 году Андрей Воронихин отправился в Петербург, в распоряжение графа Александра Сергеевича Строганова (тот приходился барону Александру Николаевичу Строганову двоюродным братом), которому суждено было сыграть важнейшую роль в судьбе самородка. Живя в его дворце на Невском проспекте, крепостной художник пользовался всеми правами домочадца и абсолютным доверием своего хозяина, даровавшего в 1785 году Воронихину вольную — аккурат перед тем, как отправить его вместе со своим сыном Павлом (Павел Строганов был тринадцатью годами моложе Андрея Никифоровича, но между ними сложилась преданная дружба) и его ученым гувернером Жильбером Роммом в путешествие по югу России.

В 1786 году «триумвират» пустился в новое путешествие — на этот раз по Европе; оно продлилось четыре года. В Париж они попали в 1789 году, к началу революции. Павел Строганов (под именем Поля Очера) и Ромм стали яростными якобинцами.

Русский революционер по указу разгневанной Екатерины II, узнавшей о его «проделках», в 1790 году был вызван в Россию. Вместе с ним, разумеется, вернулся и Воронихин. Для Андрея Никифоровича парижское «сидение» оказалось по-настоящему судьбоносным — революционные вихри его занимали мало, он с головой погрузился в изучение современной архитектуры, окончательно определившись в своем жизненном кредо: он будет архитектором!

Шереметьевский дворец на Фонтанке

В 1801 году граф Николай Шереметев возвращается из Москвы и решает прочно обосноваться в Петербурге. К этому моменту во дворце уже вовсю шли строительные работы под началом архитектора Ивана Старова, которого граф всегда привлекал к отделке интерьеров. Однако после женитьбы на своей крепостной Прасковье Ковалёвой, он задумывается о более радикальной смене декораций и привлекает к строительству Джакомо Кваренги и Андрея Воронихина.

Здание решают отреставрировать в модном в те годы стиле классицизм, а Воронихин приступает к внутренней отделке помещений, уничтожая «Плитошную» и «Китайскую» комнаты, снимая деревянные панели и штофы, и устанавливая новые печи и камины. Стены интерьеров отделывают искусственным мрамором, а в саду строят Манеж.

Нужно отметить, что именно с приездом Николая Шереметева усадьба становится одним из негласных увеселительных мест в столице. Негласных оттого, что хоть хозяин Фонтанного и являлся обер-камергером двора Павла I, его фактическая супруга Прасковья Жемчугова, (к слову, одна из самых выдающихся певиц того столетия), не являлась его законной женой и едва ли Павел I мог одобрить морганатический брак одного из своих приближённых.

Дворец Шереметевых («Фонтанный дом») является памятником архитектуры Федерального значения. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

Казанский собор

Когда в 1801 году архитектор приступил к строительству собора, ставшего впоследствии одной из самых значительных высот в его карьере, он столкнулся со всевозможными слухами и неприятными пересудами, которые преследуют каждого, кто посмел вырваться из низов навстречу почитанию и славе. То злые языки поговаривали, что проект был украден у архитектора Василия Баженова, который был создан им для Дома инвалидов в Париже, то злопыхатели утверждали, что идея строящегося собора и часть неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлёвского дворца — это одно и то же здание, вышедшее из-под руки всё того же Баженова. Разумеется, не последнее место в перешёптываниях относительно архитектора сыграло его происхождение

Однако даже если Воронихин и обращал внимание на сплетни, то на его работе это никак не сказалось: работы кипели, живописцы Шебуев, Егоров, Иванов и Брюлло рисовали образа, рабочие облицовывали пудожским камнем фасады, а сам архитектор становился одним из самых знаменитых людей в городе

Удалось ли Воронихину целиком воплотить свой проект в жизни? Едва ли. По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой — с южного фасада, а также получить колокольню и дом для клира. Впрочем, последнему есть любопытное объяснение. Когда в 1800 году создаётся «Комиссия о построении Казанской церкви», Павел I получает письмо, в котором сообщается о необходимости построить колокольню и дома для священнослужителей. Император незамедлительно даёт категорический ответ: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему». Что ж, хозяин-барин, и Воронихин спорить не стал. Колокола разместили в проёмах на колоннаде собора, а представители духовенства получили обитель на углу Невского проспекта и Казанской улицы.

По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой — с южного фасада. Фото: Commons.wikimedia.org / Antonu

Это интересно: Биография и факты: Театр и любовь Вивьен Ли

Семья

В среде современников архитектора ходили слухи о том, что он являлся внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова от связи с коми-пермячкой Марфой Чероевой, однако ныне живущие родственники зодчего (в частности, игумен Александр (Фёдоров) — прапрапраправнучатый племянник Воронихина) опровергают это предположение.

  • Отец — Никифор Степанович Воронихин
  • Мать — Пелагея Ивановна
  • Племянник — Воронихин, Николай Ильич, рязанский губернский архитектор.
  • Племянник — Воронихин, Алексей Ильич, скульптор-модельер Императорского фарфорового завода.

Однако многим биографам архитектора версия родства со Строгановыми кажется очень вероятной, так как граф Александр Сергеевич Строганов, по этой легенде приходившийся ему дядей, взял его в свой дом на воспитание не случайно, зная, во-первых, об истинном его родителе, а во-вторых, о художественных дарованиях мальчика. Собственный его отец, барон Александр Николаевич, если следовать этой версии, не мог взять его к себе и дать вольную, так как и мальчик, и его мать являлись крепостными графа Строганова.

В 1801 году Воронихин женился на 31-летней Марии Фёдоровне Лонд (1770 — 23 января 1822) — англичанке и чертёжнице, проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. Чтобы заключить семейный союз, Воронихину пришлось собрать огромное количество различных бумаг, так как Мэри Лонд исповедовала другую веру и не хотела сначала переходить в православие, а Синод не давал разрешения на брак православного человека и протестантки. После свадьбы молодожёны покинули дом Строгановых и переехали в собственную квартиру. У супругов было шесть сыновей, двое их которых умерли в детстве, а остальные прожили недолго: Александр (11.01.1804); Александр (23.02.1805), Павел (15.07.1806), Константин (29.04.1807—14.05.1807), Владимир (19.09.1808). Потомства после себя они не оставили.

Биография

  1. В 1777 году граф отправил Андрея среди других самых талантливых учеников школы на обучение в Москву. В течение двух лет юноше преподавали главные архитекторы этого периода — Матвей Казаков и Василий Баженов. Андрей овладевает живописной техникой, пишет портреты и подрабатывает, выполняя небольшие заказы по восстановлению фресок и росписей в храмах.
  2. В 1779 году Воронихин перебрался по настоянию графа Строганова в Санкт-Петербург. Александр Сергеевич услышал об успехах юноши от его учителей и пригласил его поселиться в Строгановском дворце. Ему была отведена своя комната и мастерская, молодой человек мог продолжать изучение живописи и архитектуры в богатой дворцовой галерее и обширной библиотеке графа. Александр Сергеевич регулярно устраивал вечера для любителей искусств, благодаря которым Воронихин имел возможность погрузиться в творческую среду столицы.
  3. Живя во дворце с семьей графа, Андрей знакомится с его сыном Павлом. Молодые люди разделяли любовь к искусству, много времени проводили вместе и стали хорошими друзьями. В 1785 году граф Строганов дает своему крепостному вольную и организовывает молодым людям поездку по России с воспитателем Павла Шарлем-Жильбером Роммом. В пути друзья работали над циклом пейзажей«Путешествующий по России живописец».
  4. Через год граф отправляет художников с Роммом за границу. Они побывали в Германии, Швейцарии и Франции. Воронихин в это время, помимо занятий изобразительным искусством, берется за изучение механики и математики.
  5. В 1789 году друзья остановились для учебы в Париже. Андрей Никифорович к этому времени окончательно решил посвятить себя архитектуре и усердно взялся за занятия, большую часть времени проводя в библиотеках и за чертежами.
  6. В городе художников застала разразившаяся Французская революция, в которой молодые восторженные люди сразу приняли участие. Однако граф Строганов, встревоженный революционными событиями, потребовал их возвращения домой. Ему пришлось послать в Париж родственника Николая Новосильцева, который и вернул Павла с Андреем в Россию. Их учитель же, француз по национальности, остался на родине. Он стал одним из ведущих революционных деятелей, вошел в Национальный конвент и был казнен на гильотине в 1795 году.
  7. В России Воронихин начинает профессиональную карьеру архитектора. Его первой работой стала перестройка дворца его покровителя. В здании произошел пожар, и граф поручил Андрею Никифоровичу восстановить поврежденные части и обновить оформление дворца, построенного Растрелли в стиле барокко. Воронихин переделал здание, придав ему сдержанный и благородный классический вид.
  8. Таким же путем он преобразовывает загородные дома Строганова на Черной речке и в Калужской губернии. Попутно он продолжает заниматься живописью и пишет картину«Вид картинной галереи в Строгановском дворце», которая позже попала в постоянную экспозицию Эрмитажа.
  9. Андрей Никифорович получает звание профессора живописи Академии художеств, а после написания«Вида Строгановской дачи» в 1797 году становится академиком перспективной живописи.
  10. В 1799 году Воронихин принял участие в конкурсе на проект церкви в Санкт-Петербурге. Император Павел I хотел построить в столице собор по примеру римского Собора Святого Петра. В грандиозном проекте хотели принять участие все знаменитые архитекторы того времени, в том числе иностранцы, но победил в нем Андрей Никифорович.
  11. Воронихин разрабатывает чертежи, и в 1801 году начинается постройка Казанского кафедрального собора. Строительство длится 10 лет, и по его завершении архитектор получает ордена Святой Анны 2-й степени и Святого Владимира 4-й степени, а также ему назначается пожизненная пенсия.
  12. Одновременно Воронихин занимается другими проектами. В 1800 году он проектирует колоннады Петергофа, за что удостоен звания академика архитектуры. С этого года он начинает преподавать в Императорской Академии.
  13. В Павловске Воронихин строит Розовый павильон и украшаетмостамиландшафт дворцово-паркового ансамбля. В 1803 году берется за реставрацию пострадавшего от пожара Павловского дворца. При этом его роль в оформлении не ограничивалась внешней архитектурой, а включала также интерьеры, дизайн мебели и освещения.
  14. В 1806 году берется за осуществление другого крупного проекта в Санкт-Петербурге — постройку здания Горного кадетского института. После завершения своих двух главных петербургских работ в 1811 году Воронихин посвятил себя преподаванию. Оставшиеся годы своей жизни он вел архитектурный класс в Академии художеств.
  15. Андрей Никифорович умер 5 марта 1814 года в Петербурге.

Биография

Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян, принадлежавших графу А. С. Строганову. С раннего детства проявил способность к рисованию. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова

Талант юноши привлёк внимание Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. В 1777 году за счёт графа отправлен учиться в Москву, где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков

С 1779 года Воронихин работал в Петербурге, проживая в Строгановском дворце.

С 1784 по 1790 год совершил четыре поездки по России и Западной Европе. В 1786—1790 годах изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии. В заграничных путешествиях был в числе сопровождающих сына графа, Павла Строганова, покинувшего Россию для завершения образования. В 1785 году (по другим данным, в 1787 году) Воронихин получил от Строганова отпускную, став таким образом свободным.

К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795—1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).

Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств.

Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге — здание Горного кадетского корпуса (позже института, 1806—1811). И здесь мастер давал архитектурное решение в неразрывной связи с задачей ансамбля. Место, отведенное для строительства находилось на берегу Невы, у самого входа в город со стороны моря. Архитектурной доминантой его стал мощный двенадцатиколонный портик, возникающий словно пропилеи на морском пути в столицу.

В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

  • Памятная монета Банка России, посвящённая 250-летию со дня рождения А. Н. Воронихина. 2 рубля, серебро, 2006 год

  • Надгробие А. Н. Воронихина

Семья

Со своей будущей женой Воронихин познакомился в доме Строгановых, где она служила гувернанткой. Мария Федоровна Лонд была отличной чертежницей и помогала архитектору в работе. Будучи англичанкой, она исповедовала протестантскую веру, из-за чего пара сначала не могла получить разрешение на брак. Однако после длительной бумажной волокиты им удалось пожениться в 1801 году.

После этого супруги оставили семью Строгановых и поселились в собственном доме. В семье родилось шестеро сыновей, но все они умерли детьми, и Воронихины не оставили потомков.

А.Н.Воронихин с женой Марией Фёдоровной и с детьми

Литература

  • Аплаксин А. Казанский собор. — СПб., 1911;
  • Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. — Л.-М.: Гос. изд. литературы по стр-ву, арх-ре и стр. материалам, 1963
  • Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. — Л.: Лениздат, 1971. — (Зодчие нашего города)
  • Панов В. А. Архитектор А. Н. Воронихин. — М., 1937;
  • Шуйский В. К. Андрей Воронихин // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / сост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — С. 19—38. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8.
  • Коничев К. И. Повесть о Федоте Шубине. Повесть о Воронихине / Художник Н. И. Васильев. — Л.: Советский писатель. Ленингр. отд-ние, 1973. — С. 308—527. — 100 000 экз.
  • Кузнецов С. О. Диалог Франческо Растрелли и Андрея Воронихина в истории Строгановского дворца в кн.: Новейший путеводитель по Строгановскому дворцу. — СПб., 1995 и в кн.: Архитектура мира. Материалы конференции «Запад-Восток: Искусство композиции в истории архитектуры». Ред.-сост. Н. Смолина. — М., 1996. — С. 44—51.
  • Кузнецов С. О. Новые материалы о творчестве Андрея Воронихина в первой половине 1790-х годов // Петербургские чтения 99. Ред. коллегия под пред. Т. А. Славиной. — СПб., 1999. — С. 555—559.
  • Кузнецов С. О. Греческий сад графа Строганова // Русская галерея. — 2000. — № 1-2. — С. 74—77.
  • Кузнецов С. О. «Сочинить хорошенький кабинет». Собрание дома Строгоновых // История Петербурга. — 2001. — № 2. — С. 66—71
  • Кузнецов С. О. Дворец и его архитекторы // Наше наследие. — 2001. — № 59-60. — С. 34—45
  • Кузнецов С. О. Строгановская дача: «Одиссея на Черной речке» // Наше наследие. — 2002. — № 61. — С. 15—20
  • Кузнецов С. О. Братцево // Наше наследие. — 2002. — № 61. — С. 39.
  • Кузнецов С. О. Казанский собор // Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в трех томах. Том II. Девятнадцатый век. Книга третья. — К.-Л. СПб., 2004. — С. 36—38.
  • Кузнецов С. О. Прорубить окно на восток. Алхимический зал Строгоновского дома // Реликвия. — 2005. — № 4. — С. 44—49.
  • Кузнецов С. О. Не хуже Томона. Государственная, меценатская, собирательская деятельность рода Строгоновых в 1771—1817 гг. и формирование имперского облика С.-Петербурга. — СПб.: Нестор, 2006. — 447 с. — ISBN 5-303-00293-4.
  • Кузнецов С. О. Дворцы и дома Строгоновых. Три века истории. — М.-СПб.: Центрполиграф; МиМ-Дельта, 2008. — 319 с. — ISBN 978—4.
  • Кузнецов С. О. Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари. — М.-СПб.: Центрполиграф, 2012. — 558 с. — ISBN 978-5-227-03730-5.
  • Кузнецов С. О. Строгоновский сад. О почти исчезнувшем памятнике. — СПб.: Коло, 2012. — 304 с — ISBN 978—5.
  • Кузнецов С. О. Строгоновский дворец: архитектурная история. — СПб.: Коло, 2015. — 320 с. — ISBN 978-54462-0015-3.
  • Цалобанова В. А. Усадьба Марьино: два начала. 1811—2011. — СПб., 2011. — 53 с. — ISBN 978—8.
  • Цалобанова В. А. Военная судьба первых владельцев усадьбы Марьино в рисунках и переписке отцов и детей 1805—1815 годов. // Художественный вестник. — СПб., 2015. — № 2. — С. 5—58. — ISBN 978—3.
  • Цалобанова В. А. Братья Воронихины: две судьбы в истории русской культуры. // Художественный вестник. — СПб., 2017. — № 4 (юбилейный). — С. 5—56. — ISBN 978-5-85902-149-9.

Воронихин Андрей Никифорович, русский архитектор

Воронихин Андрей Никифорович (1759-1814), русский архитектор. Представитель классицизма. До 1785 крепостной графа А. С. Строганова, отпущенный затем на волю. С 1777 учился в Москве перспективной и миниатюрной живописи, а также архитектуре (у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова), с 1779 — в Петербурге. В 1786-90 в Швейцарии и Франции изучал архитектуру, механику, математику, естественные науки. С 1800 преподавал в петербургской АХ. Ранние архитектурные работы Воронихина (отделка интерьеров Строгановского дворца, 1793, и Строгановская дача на Чёрной речке в Петербурге, 1795-96; дом в усадьбе Городня Калужской губернии, 1798) отличаются ясностью композиции, изяществом и утончённостью деталей. В дальнейшем Воронихин создал новый простой и строгий тип общественного здания, в своём архитектурном образе выражающий мощь и величие государства. Поисками большого монументального стиля отмечено наиболее выдающееся произведение Воронихина — Казанский собор в Ленинграде (1801-11), положившее начало созданию крупных городских ансамблей на Невском проспекте. Градостроительное начало играет основную роль и в последующих работах Воронихина — здании Горного института с монументальной колоннадой, обращённой к Неве и акцентирующей въезд в город с моря (1806-11), неосуществлённых проектах Исаакиевского собора в Петербурге (1808-10) и храма Христа в Москве (1813). Воронихин участвовал в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе (ныне Петродворец; начало 1800-х гг.) и Павловске (1802-08), усадьбы Братцево (ныне в черте Москвы; начало XIX в.). Всем сооружениям этого периода, выполненным в принципах русского ампира с применением новых, облегчённых конструкций и естественных строительных материалов, присуща большая архитектурно-художественную выразительность, достигаемая ясностью пространственной композиции, контрастом больших гладких плоскостей стен с колоннадами, скульптурой и крупным, сочным орнаментом. Большое значение имела деятельность Воронихина в области декоративно-прикладного искусства; проекты мебели, осветительных приборов, стёкол, каменных и фарфоровых ваз создавались им в органическом сочетании интерьера с архитектурой.

Лит.: Г. Г. Гримм, Архитектор Воронихин, Л.-М., 1963.

  • Воронин Николай Николаевич

  • Вотье Беньямин

Родительская категория: Биография

Категория: Краткая биография

Биография

Андрей Воронихин родился в Новом Усолье, на Урале, в семье крепостных крестьян, принадлежавших графу А. С. Строганову. С раннего детства проявил способность к рисованию. Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова

Талант юноши привлёк внимание Строганова, в 1800—1811 годах бывшего президентом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В 1777 году за счёт графа отправлен учиться в Москву, работал в «команде» В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. Затем, с 1779 года в Санкт-Петербурге числился «домашним рисовальщиком» графа Строганова, проживая в Строгановском дворце. В 1786 году освобождён от крепостной зависимости и в том же году послан для обучения вместе с молодым Павлом Строгановым в Швейцарию и Францию.

С 1789 года Воронихин изучал архитектуру, механику и математику в Париже. Однако молодые люди оказались втянутыми в революционные события во Франции, поэтому приказом императрицы Екатерины II в декабре 1790 года были срочно отозваны домой. Более Воронихин не выезжал за границу, но много и плодотворно работал в Санкт-Петеребурге.

В 1800 году Воронихин получил звание академика архитектуры за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года был профессором Академии художеств.
Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Андрей Воронихин — мастер самоучка

В Россию в 1790 году приехал сложившийся зодчий — и это при том, что никакого систематического образования Воронихин не получил, так и оставшись гениальным самоучкой.

Вскоре ему представился случай применить свои знания на практике — сгорел великолепный . Александр Сергеевич Строганов поручил переустроить погибшие в огне интерьеры именно Воронихину. На все слова о неопытности последнего граф отвечал: «Этот справится: есть у него талант, есть трудолюбие, честность!»
И тот справился, возродив внутреннее убранство в стиле классицизма.

В 1797 году ему было присуждено звание академика перспективной живописи, архитектором он был «признан» в 1800 году, а профессором архитектуры в Академии художеств стал в 1802 году, когда уже строился спроектированный им Казанский собор.

Наследие А.Н.Воронихина

Графическое наследие зодчего, в которое входят сотни чертежей, рисунков, акварелей, подготовительных эскизов, выполненных карандашом или тушью, говорит о Воронихине как о художнике, обладавшем характерной техникой мягкого, размытого штриха

Разрабатывая свои замыслы на бумаге, зодчий серьезное внимание уделял как композиции в целом, так и мельчайшим ее деталям. Это и обеспечивало его произведениям то великое единство стиля, к достижению которого Воронихин постоянно стремился

В 2019 году была юбилейная дата — 260 лет со дня рождения А.Н.Воронихина. Это стало еще одним поводом оглянуться назад, вновь оценить глубину таланта и влюбленность в свое дело архитектора, достигшего мастерства не только за счет природной одаренности, но и в значительной степени благодаря осознанию своего жизненного предназначения, подкрепленному вдохновенным трудом.

А.Н.Воронихин.Проект Исаакиевского собора.1813 г.А.Н.Воронихин.Проект храма, посвященного победе 1812 года. 1813 г.А.Н.Воронихин.Проект моста в виде руин.А.Н.Воронихин.Проект фонтана у Пулковской горы.