Ссср накануне великой отечественной войны — положение и подготовка страны

Оглавление

Финская война

Подписав в 1939 году соглашение о дружбе с Германией, к Союзу присоединились территории Западной Белоруссии и Западной Украины, Белостокская область. После Польши присоединилась Финляндия. Осенью этого же года Союз предъявил последней несколько ультиматумов, основными были аренда полуострова Ханко и создание новой границы на Карельском перешейке. Задачей правительства было обеспечить безопасность Ленинграду и закрыть для кораблей возможного противника прохода в Ботнический залив.

Когда Финляндия отказалась от этих условий, была объявлена война. Наступление советских войск, которое преследовало цель продвижения вглубь территории противника, было неуспешным. Швеция, Великобритания, Франция, Америка помогали финнам патронами, военной техникой.

Самые жесткие сражения проходили на линии Маннергейма, которая перекрывала Карельский перешеек. Части Красной Армии несли огромные потери. Лишь в начале весны 1940 года войска под предводительством Тимошенко прошли на территорию противника. Невзирая на то, что Франция и Великобритания пообещали Финляндии военную помощь, страна попросила мира. С учетом мирного соглашения Финляндия отдавала Карельский перешеек и участок Ладожского озера.

Советско-финская война негативно отразилась на внешнем политическом положении Союза. Результаты военных действий побудили финское правительство выступить в 1941 году на германской стороне против РСФСР. Другим следствием была увеличившаяся убежденность Гитлера в несостоятельности советских войск. Германия начала подготовку «блицкрига».

Западные границы

Внешние политические успехи помогли передвинуть западную границу Союза, обезопасивши этим промышленные центры, находящиеся в Европе. Одновременно с этим после начала Великой мировой появились и отрицательные последствия этого быстрого расширения территорий.

Оборонительные конструкции на старой границе убрали, но установить новые не успели. В результате репрессий тыл, который прикрывал новую границу, был слаб. Еще более длинная была и советско-германская граница, которая в 1941 году являлась основным пунктом для наступления Германии.

Но самая серьезная ошибка была сделана советским правительством в оценке времени предстоящей войны. Легкость использования плодов раздела Европы на отдельные участки влияния между Союзом и Германией давала возможность Сталину рассчитывать, что войну с соседом получится оттянуть как минимум до 1942 г.

Результатом таких просчетов было то, что Сталин не верил доносам разведки о подготовке к нападению германских войск. Причем СССР накануне войны, невзирая на задержку оплаты Германией, продолжал полноценно выполнять обязательства по поставкам в страну-агрессора продовольственных и стратегически важных товаров.

Всевобуч во время Великой Отечественной

Руководство системой всевобуча во время Великой Отечественной войны было возложено на Главное управление всеобщего военного обучения при Наркомате обороны СССР. На местах военным обучением будущих призывников занимались военкоматы, которым подчинялись начальники военно-учебных пунктов, созданных на предприятиях, в организациях и колхозах.

С 1 октября 1941 года к обучению приступили около 2,5 млн будущих призывников. Прошедшие подготовку в рамках всевобуча советские граждане массово вступали в народное ополчение. В Москве за короткий срок было сформировано 15 дивизий народного ополчения, в Ленинграде — десять дивизий и 14 отдельных артиллерийско-пулемётных батальонов.

Также по теме

«В нечеловечески тяжёлых условиях»: как блокадный Ленинград стал символом стойкости в борьбе с нацизмом

80 лет назад началась блокада Ленинграда нацистскими войсками и их союзниками. Она продолжалась почти 900 дней и унесла жизни, по…

Стандартная программа подготовки будущего призывника была рассчитана на 110 учебных часов и пять месяцев занятий. Она включала в себя огневую, тактическую и строевую подготовку, рукопашный бой, сапёрное дело, ознакомление с уставами. Самым крупным по объёму курсом была огневая подготовка. Те, кто проходили военное обучение, должны были научиться пользоваться стрелковым оружием и гранатами, перебегать, переползать и окапываться на поле боя, использовать особенности местности и бороться с бронетехникой противника.

«Ценность программы всевобуча заключалась в том, что она была заточена под подготовку человека к конкретной войне, к боевым действиям», — заявил Юрий Никифоров.

По словам экспертов, обеспечить полное прохождение программы было не всегда возможно. В прифронтовых областях срок обучения сокращался до одного месяца. Во время боёв на подступах к Ленинграду, программу военного всеобуча в городе сократили до 42 часов.

  • Всеобщее военное обучение ополченцев в парке «Сокольники». Москва, 1941 год

Помимо военных дисциплин, в рамках всевобуча при необходимости изучался русский язык. Был даже подготовлен специальный учебник. С начала войны и до лета 1943 года русский язык по линии всевобуча изучали 486 тыс. человек.

Большой проблемой всевобуча на начальном этапе войны стала острая нехватка учебно-боевого оружия. Например, в Ключевском районе Алтайского края 1078 человек нужно было подготовить к службе в Красной армии, используя при этом всего пять винтовок. Производство учебного оружия и оборудование городков для занятий налаживалось самими рабочими промышленных предприятий на местах.

  • Бойцы всевобуча идут по улице Москвы, возле стадиона «Автомобилист». СССР, Москва
  • РИА Новости

С 1942 года в рамках военного всеобуча началась массовая подготовка снайперов, автоматчиков, пулемётчиков, истребителей танков, миномётчиков и стрелков из противотанковых ружей. А с 1943 года при подготовке в рамках всевобуча был сделан упор на обучение будущих призывников наступательным действиям.

По мере освобождения от нацистов оккупированных территорий на них разворачивалась сеть военно-учебных пунктов. По словам экспертов, вопреки историческим мифам, призывников из освобождённых областей и республик старались тщательно подготовить к участию в боевых действиях ещё до начала службы в Красной армии. Опытные сотрудники всевобуча оказывали новым коллегам методическую помощь. Например, московский горвоенкомат взял шефство над военно-учебными пунктами Киева.

  • Великая Отечественная война 1941—1945 гг. Блокада Ленинграда. Резервы отправляются на фронт
  • РИА Новости

«Всевобуч сыграл в нашей стране огромную роль. И если удаётся сформировать, вооружить и послать на фронт новые формирования, то это происходит только потому, что люди приходят в армию, уже кое-что знаючи», — говорил во время войны первый секретарь Московского обкома ВКП(б) Александр Щербаков.

За годы Великой Отечественной войны подготовку по программам всевобуча прошли почти 6,5 млн стрелков и свыше 1,5 млн бойцов-специалистов. Общая численность выпускников подразделений всевобуча и Осоавиахима оценивается историками примерно в 18 млн человек.

  • Организация всеобщего военного обучения

«Всевобуч сыграл важнейшую роль в годы Великой Отечественной войны. Молодые люди массово шли на фронт, имея определённую подготовку», — заявил Михаил Мягков.

По словам экспертов, во многом благодаря тщательно разработанной системе подготовки будущих призывников профессионализм действий Красной армии стремительно возрастал.

«Воевать стали не числом, а умением

Подготовка военных кадров, и в том числе всевобучем, — это важное слагаемое нашей победы в Великой Отечественной войне», — подытожил Юрий Никифоров

СССР и страны Восточной Европы

Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация — Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г.— ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточно-европейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Бол1а-рией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х — начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности — таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И. В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И. В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

Основные причины ВОВ

Истоки войны находятся в непримиримой вражде между господствующими государствами. Германское руководство хотело вернуть потерянные по Версальскому соглашению земли. Японское и итальянское правительство, которое было недовольно итогом Первой мировой, ориентировалось на своего нового союзника — Германию. Также их союзниками являлись некоторые европейские страны:

  • Венгрия;
  • Финляндия;
  • Болгария;
  • Словакия;
  • Румыния.

Руководство этих государств присоединилось, как оно считало, к лагерю будущих победителей.

Гитлер использовал их стремление покончить с советской властью. Так обеспечивались выгодные для Германии условия, чтобы развязать войну. Такой же бесполезной была и политика польского правительства, которое участвовало с Германией в разделе Чехии, но при этом рассчитывало на активную помощь Франции и Великобритании при нападении гитлеровских войск.

СССР накануне Второй Мировой рассчитывало проводить бои на землях агрессора. Победа Советского Союза могла начать процесс краха «капиталистического мира». Сталин, перед войной договорившись с Гитлером, надеялся за счет наращивания экономического потенциала, военной силы и внешних политических маневров присоединить в состав СССР потерянные во время гражданской войны страны бывшей царской России.

Все этапы можно разделить на четыре периода, которые описаны в таблице:

Начало (1939−1941 годы) Расширение территорий Союза, завоевательные войны Италии и Германии в Европе и Африке, установление гитлеровской гегемонии в Европе
Расширение военных масштабов (1941−1942 годы) Нападение фашистов на Союз и Японии на Америку
Перелом в процессе войны (1942−1943 годы) Крах наступательных действий Германии, усиление партизанских движений на захваченных землях. В это время Союз превзошел Германию по производству военной техники
Окончание войны (1944−1945 годы) Освобождение европейских стран от фашистов, полный разгром немцев

Проблема исторической памяти

Н. В. Гоголь «Тарас Бульба». Тарас считал, что сыновья, Остап и Андрий, получат полное воспитание лишь после боя. Им надо было ощутить боевую мудрость. Тогда они смогут стать достойными наследниками. Но Андрий изменил своему роду, забыл свое историческое наследие. Изменив родне, он забыл родные места. А ведь это история, его история. Испокон веков сложилось, что его гордый народ защищал себя от любых атак и был един. Эту память поколений разрушил герой, следуя зову сердца. Тарас не выдержал измены и убил сына. Трагедия была неминуемой, ведь Ивану, не помнящему родства (так наши предки прозвали людей, которые разорвали связь поколений), презирающему прошлое, нет места в будущем.

Д. С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Писатель рассуждает, что ничто в мире не проходит бесследно. Взять, к примеру, мятый бумажный листок. В следующий раз он сомнется почти также, по тем же линиям

Если человек не хочет хранить память о прошлом, то он не осознает важности каждого момента, любой жизненной истории. История – это не одни завоевания, войны, новые открытия

История – это наше наследство от сотен людей, которые жили и умирали ради того, чтобы передать нам частицу своего опыта. Мы должны ценить и уважать этот дар, иначе нам будет сложно двигаться вперед.

Главные этапы кратко

СССР накануне 2 мировой войны поучаствовала в некоторой агрессии на Польшу, поделив её с нацистской Германией. Дальше ситуация по плану Сталина должна была стабилизироваться, но Гитлер не стал ожидать, когда другая держава подготовится ещё лучше, поэтому летом 1941 нанёс первый удар.

Всё это можно поделить на 4 периода:

  • 1939−1941 гг., когда Германия и Италия совместно выступали против Европы и Северной Африки;
  • 1941−1942 гг., нападение Германии на СССР, Япония параллельно атаковала США, блицкриг не удался и всё перешло в статус затяжных боевых действий;
  • 1942−1943 гг. — момент перелома военных действий, укрепление Антигитлеровской коалиции, военное производство набрало полную силу;
  • 1944−1945 гг. — освобождение оккупированных территорий, укрепление положения СССР и США в мировой политике.

Наибольшую роль в переломе военных действий сыграла международная мобилизация экономики. Во-первых, США полностью перевели свой рынок на новую модель, из-за чего мощности производства стали зашкаливать, во-вторых, Германия, несмотря на длительное превосходство в производстве техники и прочих военных припасов, стала сдавать, в том числе из-за регулярных бомбардировок заводов.

Огромное влияние имели партизанские движения на оккупированных территориях, не дававшие приспособить их для получения ресурсов и постройки новых заводов.

Кульминационным моментом было использование ядерного оружия против Японии. Если бы не этот сдерживающий фактор, война продлилась бы намного дольше. Эта страна всерьёз намеревалась бороться до потери последнего бойца. Существует теория, что единственная причина сдачи Японии — страх за жизнь Императора, который в их культуре является божественным олицетворением.

Складывание Антигитлеровской коалиции

Уже в июне-июле 1941 г. начались переговоры между министрами иностранных дел СССР и Великобритании, США. В это время было сформировано главное положение: все три страны будут вместе воевать против Германии и её союзников, то есть оформилась антигитлеровская коалиция.Было два главных условия существования и совместных действий этого союза:

1. Недопущение сепаратных переговоров союзников с немцами.

2. Германия должна была быть побеждена до конца – до подписания капитуляции.

Некоторые договоры между СССР, Великобританией и США были заключены ещё в 1941 г. Летом 1941 г. США и Великобритания подписали Атлантическую хартию, которая была основана на общих принципах антигитлеровской коалиции, но некоторые пункты не устроили премьер-министра Великобритании, У. Черчилля.

Переговоры между союзными государствами шли достаточно долго. Период с июля 1941 г. по июнь 1942 г. называется складыванием антигитлеровской коалиции. Завершающим этапом складывания коалиции были договоры по совместной борьбе против фашистов в мае-июне 1942 г.СССР с США, а затем с Великобританией. Но, кроме того, за год, с июля 1941 по июнь 1942 гг., было оговорено очень многое, в частности: помощь, которую союзники оказывали СССР, война против Германии и её союзников до победного конца и  полной и безоговорочной капитуляции Германии, открытие второго фронта. Ещё в июле-августе 1941 г. британцы говорили о втором фронте, который они собирались открыть в Западной Европе, чтобы с двух сторон воевать против Германии. Но в то время второй фронт так и не был открыт.  

Расширение территорий

Рассматривая кратко накануне мировой войны Советский Союз, нужно выделить то, что секретные соглашения с гитлеровской Германией дали возможность Сталину с легкостью произвести последующие территориальные расширения. Вход в состав СССР Эстонии, Латвии, Литвы, Северной Буковины, Бессарабии был следствием использования мероприятий военного и политического давления.

В 1939 году Союз предлагает странам Прибалтики заключить соглашение о взаимной помощи. Давление на соседние государства усиливалось организацией на границе с Эстонией огромной армией советских войск, она значительно превосходила силы эстонских вооруженных сил.

Руководства прибалтийских стран уступили и подписали соглашение. С учетом этого договора в 1940 году на их территории разместились части Красной Армии (68 тысяч военных), это превосходило всю численность этих государств вместе взятых.

В начале лета 1940 года, когда армия англо-французских союзников терпела неудачи, правительство Советского Союза предъявило Прибалтике обвинение во враждебной деятельности относительно Красной Армии. Так как Запад не мог оказать помощь в то время, прибалтийское руководство вынужденно было согласиться с введением в их страны дополнительных частей советских войск.

Митинги при поддержке советских войск позволили сменить правящее руководство. В процессе парламентских выборов смогла одержать победу прокоммунистическая партия. По новому законодательству Эстония, Латвия и Литва в 1940 году входили в состав Союза. В этом же году Молдавская АССР была принята в союзную республику, Северная Буковина перешла под управление Украинской ССР.

Начало холодной войны

С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. «Холодная война» — такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х — начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального периода холодной войны были В. М. Молотов, а с 1949 г.—А. Я. Вышинский.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы Второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления холодной войны стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами. На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.

Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международного контроля за выполнением этого решения.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40—50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-Демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И. В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

Зимняя война с Финляндией

Финляндия обрела долгожданную независимость в тот момент, когда в России к власти пришли большевики. Обособившись, финны уже на следующий год начали вторгаться в русские земли и аннексировать приграничные территории.

Перед Второй мировой войной русско-финская граница проходила слишком близко от таких стратегически важных объектов, как Ленинград и Мурманск. Советский Союз предлагал Финляндии обменяться территориями, в частности советское правительство интересовал Карельский перешеек с линией Маннергейма, аренда ряда островов в Финском заливе и размещение военной базы на полуострове Ханко. Финны от сделки отказались.

26 ноября 1939 года произошел инцидент, послуживший поводом для разрыва договора о ненападении и развязывания войны между СССР и Финляндией. Советские пограничники были обстреляны артиллерией неподалеку от села Майнила, в результате чего 4 человека погибли, еще несколько получили ранения.

На следующий день Молотов направил в Хельсинки требование отвести войска от границы на 20-25 км, однако финская сторона заявила, что непричастна к событиям 26 ноября и рассматривает выстрелы в Майниле, как несчастный случай на советской заставе. Уже через 2 дня дипломатические отношения между странами были разорваны, и Красная армия пошла в наступление. Многие современные историки считают Майнильский инцидент чистой воды провокацией со стороны СССР.

Советско-финская война продолжалась с 30 ноября 1939 года по 13 марта 1940 года и закончилась заключением мирного договора, по которому все территориальные претензии СССР были удовлетворены. Советский Союз получил полный контроль над акваторией Ладоги и повысил безопасность Мурманска. К СССР отходила вся территория Карельского полуострова, Сортавала, Салла и Выборг. В итоге Ленинград оказался на безопасном расстоянии от границы, что исключало его захват сходу в случае иностранного вторжения.

Выводы

В 1964–1985 гг. отношения СССР со странами Запада претерпевали противостояние, затем разрядку, а затем новый виток холодной войны. Со странами Восточной Европы в это время были в общем неплохие отношения, но внутри этих стран зрело недовольство политикой СССР и его влиянием на них. С остальными странами мира у Советского Союза были хорошие отношения, не считая некоторых кризисных явлений и афганского кризиса. Таким образом, несмотря на все успехи во внешней политике СССР, в середине 1980-х гг. в ней наметились серьёзные проблемы.

Домашнее задание

  1. Назовите основные аспекты отношений СССР и стран Запада в период 1964–1985 гг. Чем определялась такая внешняя политика СССР?
  2. Почему во взаимоотношениях Советского Союза и стран Восточной Европы прослеживались кризисные явления во время правления Л.И. Брежнева?
  3. Какими были взаимоотношения СССР и стран Востока, стран третьего мира?
  4. Какова была причина того, что международные отношения СССР со многими странами в 1980-х были испорчены?

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Список рекомендованной литературы

  1. Арнольд Дж., Берт Дж., Дадли У. Пламя холодной войны: Победы, которых не было / под ред. Питера Цуроса (англ.) русс., пер. Ю. Яблокова. М.: АСТ, Люкс, 2004.
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России XX – начала XXI в. 9 класс. М.: Просвещение, 2012.
  3. Измозик В.С., Журавлева О.Н., Рудник С.Н. История России. 9 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012.
  4. Лавренов С.Я., Попов И.М. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. М.: ACT, Астрель, 2003.
  5. Ляховский А.А. Трагедия и доблесть Афгана. М.: Искона, 1995.
  6. Шестаков В.А. Раздел V. От СССР к современной России // История России: в 2 т. / Под ред А.Н. Сахарова. М.: АСТ, Ермак, Астрель, 2005.