Оглавление
Философ Соловьев о Святой Руси
«Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе (la belle France, la gloire du nom français); англичанин с любовью говорит: старая Англия (old England); немец поднимается выше и, придавая этический характер своему национальному идеалу, с гордостью говорит: die deutsche Treue .
Что же в подобных случаях говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он ее прекрасной или старой, говорит ли о русской славе или о русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к родине, говорит только о «святой Руси». Вот идеал: и не либеральный, не политический, не эстетический, даже не формально-эстетический, а идеал нравственно-религиозный». (В.С. Соловьев. «Любовь к народу и русский народный идеал», 1884).
Постоянный адрес страницы:
Оставить свой комментарий
« Предыдущая запись
использованная литература
Процитированные работы
- Карлсон, Мария (1996). «Гностические элементы в космогонии Владимира Соловьева». В Корнблатте, Джудит Дойч; Густафсон, Ричард Ф. (ред.). Русская религиозная мысль . Мэдисон, Висконсин: University of Wisconsin Press . С. 49–67. ISBN 978-0-299-15134-8.
- Чоран, Самуэль (1977). Владимир Соловьев и рыцарство Богородицы Софии . Ватерлоо, Онтарио: Издательство Университета Уилфрида Лорье .
- Дам, Гельмут (1975). Владимир Соловьев и Макс Шелер: попытка сравнительной интерпретации . Советика. 34 . Перевод Райт, Кэтлин. Дордрехт, Нидерланды: Springer . ISBN 978-90-277-0507-5.
- Джейкобс, Алан (2001). «Бахтин и герменевтика любви». В Felch, Susan M .; Контино, Пол Дж. (Ред.). Бахтин и религия . Переосмысление теории. Эванстон, Иллинойс: издательство Северо-Западного университета . С. 25–46. ISBN 978-0-8101-1825-6.
- Корнблатт, Джудит Дойч (2009). . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета . ISBN 978-0-8014-7479-8.
- Косталевский, Марина (1997). Достоевский и Соловьев: Искусство целостного видения . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета . ISBN 978-0-300-06096-6.
- Лосский, Н.О. (1951). История русской философии . Нью-Йорк: Издательство международных университетов (опубликовано в 1970 г.). ISBN 978-0-8236-8074-0.
- Милош, Чеслав (1990). Вступление. Война, прогресс и конец истории: три разговора, в том числе краткий рассказ об Антихристе . Соловьев Владимир. Хадсон, Нью-Йорк: Lindisfarne Press . ISBN 978-1-58420-212-7.
- Пауэлл, Роберт (2007) . Учение Софии: появление божественного женского начала в наше время . Грейт-Баррингтон, Массачусетс: Lindisfarne Books. ISBN 978-1-58420-048-2.
- Соловьев, Владимир (2008). Яким, Борис (ред.). Религиозная поэзия Владимира Соловьева . Перевод Якима, Бориса; Магнус, Лори. Сан-Рафаэль, Калифорния: Semantron Press . ISBN 978-1-59731-279-0.
Софиология
Соловьев составил философию, основанную на эллинистической философии (см. Платон , Аристотель и Плотин ) и раннехристианской традиции с элементами буддизма и еврейской каббалы ( Филон Александрийский ). Он также изучал гностицизм и работы гностика Валентина . Его религиозная философия была синкретичной и объединила философские элементы различных религиозных традиций с православным христианством и его собственным опытом Софии .
Соловьев описал свои встречи с сущностью Софией в своих произведениях, таких как « Три встречи» и « Лекции о божественности» . Его слияние было вызвано желанием примирить и / или объединить с православным христианством различные традиции, основанные на концепции соборности русских славянофилов . Его русская религиозная философия оказала очень сильное влияние на движения русского символизма того времени. Его учение о Софии, задуманное как милосердная объединяющая женская мудрость Бога, сравнимая с еврейской Шекиной или различными традициями богини, Русская Православная Церковь Заграницей сочла ересью , а Московский Патриархат — необоснованной и неортодоксальной .
Прекращение преподавательской деятельности
Переломным для мыслителя стал 1881 год. Тогда всю страну потрясло убийство революционерами царя Александра II. Что в этих условиях сделал Соловьев Владимир? Философ прочел публичную лекцию, в которой заявил, что необходимо помиловать террористов. Этот поступок наглядно продемонстрировал взгляды и убеждения Соловьева. Он считал, что государство не имеет права казнить людей, даже в ответ на убийство. Идея о христианском всепрощении заставила писателя пойти на этот искренний, но наивный шаг.
Лекция привела к скандалу. О ней стало известно на самом верху. Министр внутренних дел Лорис-Меликов написал новому царю Александру III докладную записку, в которой убеждал самодержца не наказывать философа ввиду глубокой религиозности последнего. Кроме того, автор лекции являлся сыном уважаемого историка, когда-то бывшего ректором Московского университета. Александр в своем ответе назвал Соловьева «психопатом», а его ближайший советник Константин Победоносцев счел провинившегося перед троном «безумным».
После этого философ покинул Санкт-Петербургский университет, хотя формально его никто не увольнял. Во-первых, дело было в шумихе, а во-вторых, писатель хотел больше сосредоточиться на книгах и статьях. Именно после 1881 года начинается период творческого расцвета, который пережил Соловьев Владимир. Философ писал без остановки, так как для него это был единственный способ заработка.
Популярное за 7 дней
О силе молитвы «Да воскреснет Бог»
26.09.21 23:09
Два признака прихода антихриста назвал на допросе священномученик Николай Цветков
28.09.21 21:33
Какие ошибки может допустить на исповеди человек по отношению к священнослужителю?
24.09.21 11:48
Почему Бог назван Богом?
29.09.21 13:56
Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
23.09.21 13:12
Женщин всегда не пускают в алтарь или есть исключения?
24.09.21 09:32
Минорная живопись Эндрю Уайета
28.09.21 12:00
Феодора Александрийская: 3 предостережения от блудного греха
24.09.21 09:48
Чудо природы – разноцветные скалы Чжанъе Данксиа
23.09.21 12:38
Священный Синод РПЦ: Патриарх Варфоломей более не имеет права представлять себя лидером мирового Православия
24.09.21 16:36
«Смысл любви»
Что еще оставил после себя Владимир Соловьев? Богочеловечество (его главная концепция) была развита в цикле статей «Смысл любви», изданном в 1892-1893 гг. Это были не разрозненные публикации, а части одного целого произведения. В первой статье Соловьев опровергал идею о том, что любовь является только способом размножения и продолжения человеческого рода. Далее писатель сравнивал ее виды. Он подробно сопоставил материнскую, дружескую, половую, мистическую любовь, любовь к Отечеству и т. д. При этом он коснулся природы эгоизма. Для Соловьева любовь является единственной силой, способной заставить человека переступить через это индивидуалистское чувство.
Показательны оценки других русских философов. Например, Николай Бердяев считал данный цикл «самым замечательным, что было написано о любви». А Алексей Лосев, который стал одним из главных биографов писателя, подчеркивал, что Соловьев считал любовь способом достичь вечного всеединства (а значит, и богочеловечества).
Понятие Софии
Согласно идее философа, принцип всеединства Бога и человека можно реализовать в Софии. Это пример идеального общества, основанного на христианской любви к ближнему. Рассуждая о Софии как о конечной цели развития человечества, автор «Чтений» также затронул вопрос мироздания. Он подробно описал собственную теорию космогонического процесса.
Книга философа Владимира Соловьева (10 чтение) приводит хронологию возникновения мира. Вначале была Астральная эпоха. Писатель ассоциировал ее с исламом. Далее следовала Солярная эпоха. Во время нее возникло Солнце, тепло, свет, магнетизм и другие физические явления. На страницах своих трудов теоретик связал этот период с многочисленными солярными религиозными культами античности – верой в Аполлона, Осириса, Геркулеса и Адониса. С появлением на Земле органической жизни началась последняя, Теллурическая эпоха.
Этому периоду уделял особенное внимание Владимир Соловьев. Историк, философ и теоретик подчеркнул три наиболее важных цивилизации в истории человечества
Эти народы (греки, индусы и иудеи) первыми смогли предложить идею об идеальном обществе без кровопролития и других пороков. Именно среди иудейского народа проповедовал Иисус Христос. Соловьев относился к нему не как к отдельному человеку, а как к личности, сумевшей воплотить в себе всю человеческую природу. Тем не менее философ считал, что в людях заложено гораздо больше материального, чем божественного. Воплощением этого принципа стал Адам.
Рассуждая о Софии, Владимир Соловьев придерживался идеи о том, что у природы есть собственная единая душа. Он считал, что человечество должно уподобиться этому порядку, когда у всех людей есть нечто общее. Эти взгляды философа нашли еще одно религиозное отражение. Он был униатом (то есть выступал за единство церквей). Существует даже точка зрения, что он принял католицизм, хотя она и оспаривается биографами из-за отрывочности и неточности источников. Так или иначе, но Соловьев был активным сторонником объединения Западной и Восточной церкви.
«Три разговора»
За годы своего творчества философ написал десятки книг, лекционных курсов, статей и т. д. Но, как и у каждого автора, у него был последний труд, который в итоге стал подведением итогов многолетнего пути. На чем остановился Владимир Сергеевич Соловьев? «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» – так была названа книга, написанная им весной 1900 года, незадолго до смерти. Она была издана уже после ухода автора из жизни. Поэтому многие биографы и исследователи стали рассматривать ее как творческое завещание писателя.
Философия Владимира Сергеевича Соловьева, затрагивающая этическую проблему кровопролития, основана на двух тезисах. Война – это зло, но даже она может быть справедливой. В качестве примера мыслитель привел пример предупредительных походов Владимира Мономаха в половецкую степь. С помощью этой войны князь смог спасти славянские поселения от разрушительных набегов степняков, чем оправдал свой поступок.
Во втором разговоре на тему прогресса Соловьев отметил эволюцию международных отношений, которые стали строиться на мирных принципах. В то время самые могущественные державы действительно стремились найти баланс между собой в стремительно меняющемся мире. Однако сам философ уже не увидел кровопролитных мировых войн, вспыхнувших на руинах этой системы. Писатель во втором разговоре подчеркивал, что основные события в истории человечества происходили на Дальнем Востоке. Как раз тогда европейские страны делили между собой Китай, а Япония встала на путь резкого прогресса по западному образцу.
В третьем разговоре о конце мировой истории Соловьев с присущей ему религиозностью утверждал, что, несмотря на все положительные тенденции, в мире сохраняется зло, то есть Антихрист. В этой же части философ впервые использовал термин «панмонголизм», который позже стали применять его многочисленные последователи. Это явление заключается в консолидации азиатских народов против европейской колонизации. Соловьев верил, что Китай и Япония объединят свои силы, создадут единую империю и изгонят чужаков из соседних регионов, в том числе из Бирмы.
Возвращение в Россию. Построение собственной философской системы
Осенью 1876 года Соловьев возобновил свои лекции по истории древней философии в Московском университете, но курс его продолжался недолго.
В 1877 году его назначили членом Ученого комитета Министерства народного просвещения. Он переехал в Петербург, где прожил с небольшими перерывами четыре года.
Самым значительным духовным событием этого периода жизни Соловьева было его сближение с Ф. М. Достоевским. Они познакомились еще в 1873 году, но настоящая дружба между ними началась только в 1877 году. А.Г. Достоевская, жена писателя, полагала, что Соловьев был прообразом Ивана из романа «Братья Карамазовы».
Влияние Достоевского на Соловьева сказывается на первом же его публичном выступлении в Петербурге в 1877 года– речи «Три силы», прочитанной в апреле в заседании Общества любителей российской словесности.
В 1877 году в «Журнале министерства народного просвещения» появилось незаконченное исследование Соловьева «Философские начала цельного знания». Это – первый набросок философской системы; начертана схема, намечены основные вехи, разработаны вчерне главные отделы: философия истории, логика и метафизика.
«Чтения о Богочеловечестве» (1878)
В 1878 проходили публичные лекции (носившие характер проповеди) Соловьева религии в Соляном городке в Петербурге.
«Старая традиционная форма религии,
-по мнению Соловьева,-исходит из веры в Бога, но не проводит этой веры до конца. Современная внерели-гиозная цивилизация исходит из веры в человека, но и она не проводит своей веры до конца; последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры – вера в Бога и вера в человека – сходятся в единой, полной и всецелой истине Богочеловечества ».
«Критика отвлеченных начал» (1877-1880)
Начиная с 1878 года Соловьев усиленно работал над своей докторской диссертацией, отдельные главы которой печатались в «Русском вестнике».
Летом 1878 года ездил с Достоевским в Оптину Пустынь. Конец семидесятых годов – время наибольшей духовной близости между Соловьевым и Достоевским.
Защита Соловьевым докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» состоялась в Петербургском университете 6 апреля 1880 года.
В предисловии автор определяет свое понимание «отвлеченных начал»: «Это суть частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится
». Этим «отвлеченным началам» Соловьев противополагал идею «положительного всеединства» в жизни, знании и творчестве.
После получения докторской степени Соловьев читал лекции в Петербургском Университете и на Бестужевских курсах в качестве приват-доцента.
Историческое российское призвание: русская идея
Концепция о всеединстве была применена философом в разработке так называемых «русских идей». «Русская идея», согласно его воззрениям, представляет собой историческую российскую миссию, которая может быть сформулирована следующим образом: «Что составляет предназначение русских людей? Где смысл в их историческом бытии?».
Судьбу русских людей, по Соловьеву, определяет факт того, что они являются христианами, исходя из чего, в их национальной идее должно находиться стремление вхождения в общую структуру мира христиан. Согласно мыслям автора, России необходимо пройти данный путь, реализующийся в самопожертвовании для благополучия и иных народов, совместно с самоотречением – отказом от собственной самобытности (которую он называл в качестве национального эгоизма), при подчинении идеям других людей.
В отказе от национальной эгоистичности прежде всего предполагается отречение от православия, совместно с присоединением к общей христианской церкви.
Замечание 1
Дискутируя с Ф. М. Достоевским, Соловьев отмечал следующее: «Высшей целью России, Федор Михайлович, является совсем не то, что вы считаете – смещение Европы с исторической арены при доведения до мира новых идей и слов, а в служении и помощи для европейского возрождения, путем вливания туда свежих славянских сил, способствуя, тем самым формированию там новых, более полных, чем сейчас, жизненных форм – вот в чем состоит подлинная Российская миссия, поскольку для себя она может лишь оставаться в прозябании».
Согласно взглядам В. С. Соловьева, Россия не внесла никакого вклада в мировой запас информации ни в науке, ни в философии, а русская литература также находится в фазе регресса. При этом, высказывания о литературе были адресованы Ф. М. Достоевскому. Вместе с тем, такая низкая оценка русской литературы была им дана в эпоху творчества Льва Толстого и других выдающихся авторов.
Свои религиозно-философские воззрения, Соловьев выстраивал в рамках идей того, что К. Победоносцевым было определено в качестве «болезни нашего времени» – создание различных концепций, которые далеки от реальных проблем, совместно с желанием выстраивать жизнь в данном ключе.
Концепции любых мыслителей необходимо анализировать с учетом их сильных и слабых сторон, в которых есть сильная связь. Последователями В. С. Соловьева были выделены позитивные основы в его идеях, которые способствовали построению на них целых философских направлений.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Философия Владимира Соловьёва[ | ]
Основной идеей его религиозной философии была София — Душа Мира, понимаемая как мистическое космическое существо, объединяющее Бога с земным миром. София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно, замысел Бога о мире. Этот образ встречается в Библии. Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в теократии она воплощается.
- Теософия — дословноБожественная мудрость . Она представляет собой синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье.
- Теургия — дословнобоготворчество . Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.
- Теократия — дословновласть Бога , то, что Чаадаев называл совершенным строем. «Теократическую миссию» Соловьёв возлагал на Россию, при этом сохраняя симпатии католицизму. Теократия заключается в «истинной солидарности всех наций и классов», а также в «христианстве, осуществлённом в общественной жизни».
На философию Соловьёва оказали большое влияние идеи русского религиозного мыслителя Николая Фёдорова. Соловьёв считал Фёдорова своим «учителем и отцом духовным», называл гениальным мыслителем.
Биография
Лисин Владимир Сергеевич родился 7 мая 1956 года в Иваново.
В 1978 году окончил Сибирский металлургический институт в Новокузнецке по специальности «Литейное производство черных и цветных металлов».
В 1984 году завершил аспирантуру украинского НИИ металлургии.
В 1990 году окончил обучение в Высшей коммерческой школе при академии внешней торговли.
В 1992 году завершил курс по специальности «Экономика и управление» в Академии народного хозяйства.
В 1996 году окончил докторантуру Московского института стали и сплавов (МИСиС). Доктор технических наук, доктор экономических наук.
Профессор кафедры проблем рынка и хозяйственного механизма Академии народного хозяйства при Правительстве РФ.
В 1975 году работал электрослесарем на угольной шахте в объединении «Южкузбассуголь».
В 1978 году работал подручным сталевара, заместителем начальника цеха НПО «Тулачермет».
1986: Замгендиректора Карагандинского металлургического комбината
С 1986 года работал заместителем главного инженера, заместителем генерального директора Карагандинского металлургического комбината (Казахстан).
1993: Член СД ряда металлургических предприятий
В 1993 году вошел в состав советов директоров ряда российских металлургических предприятий:
- ГМК «Норильский никель»,
- Братский алюминиевый завод
- Новокузнецкий алюминиевый завод,
- Магнитогорский металлургический комбинат
- Новолипецкий металлургический комбинат (с 1996 года).
В 1993 году получил статус партнера Trans World Group (TWG), контролировавшей крупнейшие предприятия российской черной и цветной металлургии.
1996: Покупка 13% НЛМК
В 1996 году купил 13% НЛМК и с 1998 года при поддержке менеджмента занял пост председателя совета директоров, на который впоследствии неоднократно переизбирался.
Занимал пост председателя совета директоров Саяногорского алюминиевого завода.
2000: Член правления РСПП
В 2000 году избран в состав правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
В 2001 году подписал договор с председателем совета директоров Нижнетагильского металлургического комбината (НТМК, куда входит объединение «Евразхолдинг») Александром Абрамовым о создании некоммерческого партнерства «Консорциум ‘Русская сталь». Выступил президентом-председателем управляющего комитета партнерства.
2007: Покупка 14% в банке «Зенит»
В 2007 году у члена совета директоров банка «Зенит» Игоря Аванесяна приобрёл 14,42% его акций. Сделка проведена между двумя офшорами — Silener Management (представлял интересы Лисина) и Haltmar Financial (представлял интересы Аванесяна), последний вышел из состава акционеров «Зенита». Судя по капитализации банка в РТС (1,75 млрд долл.), этот пакет мог обойтись Лисину в 250 млн долл.
2008: Создание транспортного холдинга UCL
С 2008 года владелец зарегистрированного в Голландии транспортного холдинга Universal Cargo Logistics Holding, в состав которого входит более 40 предприятий в 16 городах России, в том числе, морские порты Санкт-Петербурга, Таганрога и Туапсе.
2009: Покупка «Объединенных медиа» за 23,5 млн долл
В 2009 году структуры господина Лисина завершили сделку по приобретению у Аркадия Гайдамака и топ-менеджеров 100% «Риндек Групп Лтд», которая выступает единственным владельцем холдинга ООО «Объединенные медиа» (основной актив — радио Business FM). Цена покупки определена в размере 23,5 млн долл. Владимиру Лисину еще принадлежит группа «Румедиа», включающая радио- и телестанции в Липецке.
2011: Глава СД ОСК, состояние $24 млрд — №1 в России
В 2011 году избран главой совета директоров ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».
В рейтинге русскоязычной версии Forbes «Богатейшие бизнесмены России — 2011» занимает первое место. Состояние Владимира Лисина оценивается в 24 млрд долл.
2018: Крупнейшее состояние в России — $19,1 млрд
Согласно русскоязычной версии журнала Forbes, Владимир Лисин — #1 в рейтинге издания «200 богатейших бизнесменов России 2018» с состоянием $19,1 млрд.
2021: Состояние — $26,2 млрд
6 апреля 2021 года журнал Forbes опубликовал ежегодный рейтинг самых богатых людей планеты. Состояние Владимира Лисина оценено в $26,2 млрд, он занял третье место в рейтинге. Подробнее здесь.
Отношение к католичеству[ | ]
Существует версия, что Владимир Соловьёв в феврале 1896 года в Москве приобщился к католической церкви, приняв причастие из рук греко-католического священника отца Николая Толстого. Свои симпатии к католицизму Соловьёв обосновывал приверженностью «Вселенской церкви», где православие лишь выражает «Восточную церковь». Акт Крещения Руси он именует принятием Евангельской жемчужины, покрытой «византийской пылью». Само «папство» Соловьёв считал «положительным началом», а «апостольский престол» в Риме — «чудотворной иконой вселенского христианства» («Россия и Вселенская Церковь», 1889). К числу преимуществ католицизма Соловьёв причислял его наднациональный характер и преемство от апостола Петра. Раскол Церквей, по мысли Соловьёва, является результатом «партикулярной» деятельности «партии православных-антикафоликов» (IX—XI века). Защищая «православное папство» древней Церкви, он говорил о «мнимом православии» Византии, где цезаропапизм представлял собой «политическое арианство». К числу особенностей антикафолического православия Соловьёв причислял отрицание роли Логоса в исхождении Святого Духа, отрицание непорочности Девы Марии, отрицание юрисдикции римского первосвященника.
Однако
- Василий Розанов в статье «Размолвка между Достоевским и Соловьёвым» (1906) писал: «В конце жизни, в глубокую минуту бессилия, он высказал, что отказывается от примирительных между православием и католичеством попыток, а умер крепким православным человеком. Таким образом, подозрение в сильной его католической окрашенности падает само собою».
- Евгений Трубецкой указывал: