Хронологическая таблица основных событийвнешней и внутренней политикиво время правления великого князя владимира i свястолавича(святой

Оглавление

Биография 3

История нашей Родины рассказывает о страшных событиях и о славных делах наших предков, учит современников не совершать ошибок. Биография Владимира Красное Солнышко лишнее подтверждение этому.

В первые годы правления характер юного Владимира, внука княгини Ольги отличается жестокостью, многочисленным прелюбодеянием, растлением малолетних. После победы над Ярополком, Владимир на главной площади Киева строит огромное святилище, где помещает языческих идолов. Главному богу Перуну, Владимир повелевает придать свой облик. Проявляется гордыня и все дозволенность повелителя. По мере взросления, буйный характер Владимира успокаивается, приходит мудрость.

Он понимает, что многочисленные языческие боги не способствуют укреплению власти. Вспоминается, как бабка княгиня Ольга проводила христианские обряды. В 987 году на совете бояр князь Владимир объявляет о «крещении Руси по греческому закону». Кроме того принятие христианства обещало усиление дружбы с Византией.

Крещение Руси.

Владимир Святославович решает жениться на сестре византийских императоров Анне. Девушка соглашается на сватовство, при условии что Владимир примет христианство. Пока Анна по морю добиралась до земель жениха, с ним случилась беда. Князь внезапно ослеп. Встревоженная невеста посоветовала немедленно креститься жениху. Во время обряда зрение вернулось к Владимиру. Уверившись в Иисуса Христа, киевский владыка повелел крестить народ свой, в первую очередь своих сыновей и ближних бояр. Характер владыки Руси меняется. Своих прежних женщин Владимир освобождает, даже Рогнеде прощает ее попытку убить мужа. Единственной женой остается византийская принцесса Анна, с которой он венчается.

Княжич увлекается рукописанием, церковным учением. Единственной заботой повелителя становится укрепление и безопасность земель русских, он завоевывает территории на Северном Кавказе, по берегам Волги, Каспия. Народ чувствует милость и заботу о себе, называет князя Красным Солнышком. Для укрепления христианской веры строится величественный храм Пресвятой Богородице, на горе Афон приобретается скит для русских монахов. Отдает в пользу церкви десятую долю всех своих доходов. Для просвещения народа вызывает в страну греческих священнослужителей, создается специальное учебное учреждение. Издает новый церковный Устав, получивший название «Кормчая книга». Начинается массовое просвещение и крещение жителей страны. Во многих уголках Руси строятся православные храмы. Последние годы правления Владимира Красное Солнышко можно считать спокойными, военные походы совершались только для отражения атак печенег. По границам своего государства, правитель построил города крепости.

Потомки князя чтут его заслуги перед государством,15 июля считается днем памяти властителя. Сегодня князю Владимиру стоит красивый памятник в Москве. Вот так из бунтаря и блуда, приняв православие Владимир Святославович стал мудрым правителем, совершил множество славных дел для своего народа.

Для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Детство и начало правления князя

Достоверно дата его рождения не установлена. Историки относят это событие, приблизительно к 960 году. Владимир был сыном Святослава, внуком Игоря и правнуком основателя династии – Рюрика. Мать его, Малуша, была ключницей у его бабки – княгини Ольги и наложницей Святослава.

Родился будущий князь всея Руси в небольшой деревушке, близ Пскова, как считают историки. Первые годы своей жизни он и провел там со своей матерью. Позже он попал в Киев и воспитывали его княгиня Ольга и его дядя по матери – Добрыня (он был воеводой).

Святослав, потерпев поражение в походе на греков, по возращении домой был убит печенегами. А уезжая, он поделил меж своих отпрысков владения. Ярополка оставил он княжить в Киеве, Олега – над древлянами. А Владимиру достался Великий Новгород.

После гибели Святослава меж его старшими сыновьями, Ярополком и Олегом, завязалась война. В результате ее Олег гибнет, а Ярослав присоединяет к Киевским землям владения брата.

Собирался пойти он и на Новгород. Владимир бежал оттуда. Но, спустя 2 года, он возвращается с целой ратью наемных варягов. Он намерен убить брата. Киевскив воевод, поставленных Ярополком в Новгороде, он отправляет к нему с этой вестью. К Владимиру примыкают и новгородцы.

Решил Владимир посвататься к дочери полоцкого князя – Рогнеде. К ней уже сватался Ярополк. А Владимиру она отказала, назвав его сыном рабыни. Это сильно оскорбило князя и в ярости он громит Полоцк, убив его князя и сыновей, и увозит с собой Рогнеду.

Оттуда сразу же направляется он к Киевским землям. Брат его бежит. Позже, он будет убит.

978 год. Владимир объявляет себя князем киевским.

Это интересно: 219,Владимир Путин (биография)

Дети Владимира и Рогнеды

Изяслав I Владимирович

Изяслав I Владимирович

(980/981 — 1001)

Подробнее

Старший сын Владимира Крестителя и Рогнеды стал родоначальником династии князей Полоцка, где Изяслав княжил в 989-1001 годах. Остались лишь отрывочные сведения о князе.

Спустя 100 лет после его смерти летописец, желая объяснить причину вражды между потомками Владимира, занимавшими Киев, и теми, которые занимали Полоцкое княжество, приводит предание о покушении Рогнеды на жизнь Владимира и о спасении её от смерти сыном Изяславом. Тем не менее, по совету с боярами Владимир дал Изяславу с Рогнедой область отца последней (Рогволода), то есть Полоцкую, в которой отстроил для них город Изяславль (ныне Заславль). Изяслав восстановил разрушенный Полоцк, перенеся его на более высокое и неприступное место в устье реки Полота, на её левый берег. Вероятно, что на первых порах регентшей при нём была его мать Рогнеда.

Ярослав Владимирович Мудрый

Ярослав Мудрый.Портрет из Царского титулярника, 1672г.

(978 — 1054)

Биография Ярослава
Раздел по Ярославу

Второй сын Владимира Крестителя и Рогнеды. Согласно легенде, был свидетелем попытки отца казнить мать за покушение на убийство. Ещё в детстве был направлен отцом сначала в Ростов, а затем в Новгород.

С 1014 года отношения между отцом и сыном испортились. Ярослав отказался выплачивать положенную дань с Новгорода и начал собирать войска для предстоящей войны, однако вскоре Владимир разболелся и умер.

После смерти Владимира Ярослав вступил в кровопролитную междоусобную войну со своим братом Святополком Окаянным в которой в результате четырёх лет противостояния смог одержать верх. Затем Ярославу предстояло столкнуться с претензиями на часть отцовского наследства от другого брата — Мстислава Тмутараканского.

Несмотря на внутренне- и внешнеполитические проблемы, Ярослав Мудрый не только смог удержать власть в государстве, но и расширил его границы, укрепил защиту от набегов кочевников, а также смог поднять авторитет государства среди других стран Европы. Период правления Ярослава считается расцветом Киевской Руси.

Всеволод Владимирович

(983/984 — до 1013)

В 988 году киевский князь Владимир Святославич покорил город под названием Лодомер (Lodomer) на землях волынян и бужан на правом берегу реки Луги. Князь назвал город своим именем и передал в управление одному из своих сыновей — Всеволоду. Так третий по старшинству сын Рогнеды от Владимира получил в удел Волынь с центром во Владимире.

Существует несколько версий относительно судьбы князя: Д. Лихачёв поддержал гипотезу Брауна о тождественности Всеволода с Виссавальдом, которого Сигрид Гордая сожгла в бане; Браун считал, что варяжское окружение подбило мальчика на разрыв с отцом и вывезло в Швецию (к тому времени Всеволоду могло быть 11-12 лет); Войтович считает версию Брауна маловероятной.

Предслава Владимировна

(ок. 983 — после 1018)

Подробнее

Одна из старших дочерей великого князя Владимира Крестителя. В междоусобной борьбе братьев-Владимировичей в 1015—1019 годах выступала на стороне брата Ярослава Мудрого.

Предслава была образованной девушкой — впоследствии она будет известна благодаря своим письмам. Жила и росла Предслава вместе со своей матерью, а затем сёстрами в сельце Предславином, получившем название по её имени.

В 1015 году умер великий князь Владимир Святославич, что ознаменовало начало борьбы за власть между его сыновьями. В более поздних и ряде иностранных источников упоминается, что Болеслав I Храбрый, призванный на помощь Святополком для захвата Киева в 1018 году, сделал Предславу своей наложницей и силой увез в Польшу. После этого в летописях её имя не упоминается.

Премислава Владимировна

(неизвестно — 1015)

Информации практически не сохранилось. Существуют косвенные свидетельства, согласно которым эта дочь Владимира и Рогнеды в 1000 году вышла замуж за Ласло Лысого — герцога Венгрии, владеющего землями между реками Марош и Гран.

Мстислава Владимировна

(978/987 — неизвестно)

Упоминается Мстислава в числе трёх дочерей Владимира, взятых в наложницы королём Польши Болеславом I Храбрым в 1018 году. Согласно предположению польского историка Лябуды, в Польше захваченные дочери Владимира Святого (вместе с Предславой было захвачено несколько её сестёр) жили во дворце на Ледницком острове, и их не принуждали принимать католичество.

Междоусобицы

В 972 году, когда князь Святослав умер, Киев перешел во власть его старшего сына Ярополка. И между братьями разгорелась нешуточная война. Владимир и Олег объединили свои силы и двинулись на земли Киевские. Однако в 977 году их постигла неудача. Отступая во время боя с Ярополком, князь Олег свалился в ров и был раздавлен лошадьми. Владимир с остатками войска сбежал в Норвегию к своему покровителю королю Хакону Могучему. Так Русью стал править князь Ярополк.

Однако князь Владимир вместе со своим верным помощником Добрыней набрал войска в Скандинавии и вернулся на родину. Первоначально он сверг наместника Ярополка и воцарился в Новгороде. Затем покорил Полоцк, который поддерживал в то время Киев. Владимир убил правителя Рогволода и двух его сыновей, а его дочь Рогнеду, которая считалась невестой Ярополка, насильно сделал своей женой. А затем с большим варяжским войском он двинул на Киев и подчинил его. Теперь уже Киевский князь, Владимир Красное Солнышко обманом заманил, а затем и убил своего брата Ярополка. Его беременную жену сделал своей наложницей.

Хронология жизни и деятельности Владимира

980 Языческая реформа
981-982 Подчинил вятичей
984 Подчинил радимичей и хорватов
985 Поход против Дунайской Болгарии, мирный договор с ней.
988 Принятие христианства
989-996 В Киеве построена Десятинная церковь (первая)- Успения Богородицы.
989 Храм Святой Софии в г.Новгороде.
992, 995 Битвы с печенегами
1010 Основание г. Владимира.

Владимир Святой с крестом в руках изображён на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде, открытом в 1862 году. Автор — скульптор Микешин М.О. Народ выразил так своё уважение к этому правителю Киевской Руси.

Память о Владимире Святом на Руси

  • Много былин сложено о периоде княжения Владимира. Именно в его правление прославились былинные богатыри Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич.
  • В 1782г. Екатерина Вторая учредила Императорский орден Святого Владимира 4-х степеней.
  • Много памятников Владимиру: в Киеве, Белгороде, во Владимире, в Коростене и даже в Лондоне.
  • В честь Владимира назван залив в Японском море.
  • Карпов А.Ю. написал роман «Владимир Святой» в 1997г.
  • Сняты фильмы о Владимире: в 1993 г. « Владимир Святой», режиссёр Ю.Тимошевский, в 2006г. мультфильм « Князь Владимир».

На сайте можно найти и другие портреты исторических деятелей.

Владимир Святославич. Путь к киевскому престолу

Владимир был сыном рабыни, пленной древлянской княжны (согласно одной из гипотез), и великого киевского князя Святослава. Перед своим последним походом Святослав разделил Русское княжество между сыновьями: Киевская земля отошла Ярополку, Древлянская — Олегу, Новгородская — Владимиру.

После смерти князя в бою с печенегами между братьями развязалась смертельная битва за трон. В схватке с Ярополком пал Олег. Владимир, понимая, что и его ждет подобная участь, снарядив ладью, бежал из своих владений в Скандинавию.


Владимир и Рогнеда. (wikipedia.org)

За два года жизни в варяжских землях, состоявших в основном из военных походов, характер конунга Вальдемара, как звали Владимира в Скандинавии, окончательно сформировался. К храбрости и жестокости молодого князя добавились хитрость и терпение. Владимир ждал своего часа. И дождался. Когда к нему пришли новгородские гонцы с просьбой нанять лучшую дружину и свергнуть киевских наместников, посаженных Ярополком, ответ князя был лаконичен: «Пойдите и скажите моему брату, что Владимир идет на тебя».

Краткая история правления князя Владимира

Князь Владимир Святой

Будущий князь Владимир Святославич родился приблизительно в 962 году. Мальчик являлся внебрачным сыном киевского князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши. И хотя, согласно языческим древним обычаям статус ребёнка в социуме определялся по отцовской линии и династические права, таким образом, не ущемлялись, но обидное прозвище «робичич», то есть рабский сын, ещё долго тяготело над Владимиром.

Спустя восемь лет он становится новгородским князем. Наставником в правлении Новгородом над молодым князем был поставлен Добрыня, его дядя и воевода.

Происхождение князя Владимира

Восшествие на престол в 978 году

После кончины в 972 году великого князя Святослава править Киевской Русью стал Ярополк. Через три года между сыновьями Святослава начинается междоусобная борьба, в итоге которой вначале погибает древлянский князь и брат Владимира Олег, а потом и сам Ярополк. Таким образом, восхождение на киевский престол Владимира было омрачено братоубийством. В 978 году он становится единоличным правителем Руси.

За время своего правления Владимир неоднократно вёл войны с соседями: ходил на вятичей, воевал с поляками, завоевал земли ятвагов и радомичей, открыв путь к Балтике, а также сумел одолеть волжских болгар и подчинить хорватов.

Являясь ревностным язычником, князь то и дело возводил новые богатые по убранству капища и ставил идолов, которым нередко приносились и кровавые людские жертвы. Однако, с разрастанием христианской веры по Руси и в том числе в княжеской дружине, Владимир начал испытывать сомнения в верности веры.

Установление христианского вероисповедания на Руси

Вскоре князь решает установить в Киевской Руси единоверие, сплотив тем самым население и показать миру цивилизованность его государства. Среди нескольких популярных религий Владимир решил выбрать христианство. Историки отмечают этот выбор, как самую удачную политическую княжескую реформу. Ведь, таким образом, Русь становилась намного ближе Византии, что несло немалые блага и развитие обществу.

После своего крещения и принятия имени Василий в 987 году князь приказывает возводить церкви и храмы. Учёные полагают, что сам процесс христианизации Киевской Руси проходил довольно мирно, ведь на тот момент многие были знакомы с христианством.

Внутренняя политика данного правителя отличалась созидательным новаторским характером. Владимир возводил каменные города, укреплял границы и первый начал чеканить на Руси серебряные и золотые монеты.

Религиозная реформа 980 года

Внутренняя политика князя Владимира

Князь скончался 15 июля 1015 года.

Монумент князю Владимиру

Последние статьи

  •   5 правил жизни итальянцев, которые делают их счастливыми сегодня, 10:22
  •   Почему подружка Фокса и главная жена Абдуллы была обречена на роли второго плана: Творческая судьба Татьяны Ткач сегодня, 09:36
  •   Как копии лоджий Ватиканского дворца, созданные по проекту Рафаэля, оказались в Эрмитаже Санкт-Петербурга 29.09.2021, 23:16
  •   Как жена Николая II стала изгоем в Российской империи, и Почему ее винят во всех бедах императорской семьи 29.09.2021, 21:17
  •   Как разводились на Руси простолюдины и великие князья со времён язычества до христианства 29.09.2021, 18:58
  • +1   Как проводят отпуск первые лица США и их семьи: Редкие кадры разных лет 29.09.2021, 17:42
  •   Как складываются отношения цивилизации с племенами, которые живут в изоляции и не идут на контакт 29.09.2021, 15:17
  •   Где возникают самые длинные в мире волны и легко ли на них кататься серфингистам 29.09.2021, 14:21
  •   Тотальная атака и 46 лет тревожного счастья: Андрей Вознесенский и Зоя Богуславская 29.09.2021, 11:46
  •   8 русских исполнителей, которых слушают за рубежом 29.09.2021, 10:55

Все статьи

Крещение Древней Руси

В своем стремлении укрепить личную власть князя и государственность, Владимир задумывается о необходимости принятия всеми единой веры. Изначально, он рассчитывал на то, что славяне откажутся от остальных языческих богов и будут поклоняться одному Перуну, идол которого он воздвиг в Киеве. Но на местах простые язычники не понимали того, почему им нельзя просить защиты и у других богов, рассматривая Перуна, не как верховного бога, а как одного из многих. Это духовно и политически разобщало языческие племена, создавало повод для конфликтов. У Владимира же была совершенно иная цель. Так появилась идея о необходимости крещения Киевской Руси, она же была причиной религиозной реформы, проведенной ранее.

Начало правления

Год рождения Владимира не зафиксирован в летописях, он приблизительно отсчитывается от года рождения его старшего сына. Считают, что князь родился в 960 году в селе Будятине, куда была сослана его мать Малуша Любечанка. Великая княгиня Ольга, жена Святослава, разгневалась на нее за прелюбодеяние со Святославом.

Владимир вскоре после рождения был отправлен в Киев на воспитание к своему дяде, брату Малуши, Добрыне Любечанину. По славянским обычаям ребенок рабыни (робичич), признанный отцом, мог быть полноправным наследником.

Владимир начал править Новгородом в 970 году. До совершеннолетия, наступавшего на Руси в 14 лет, его опекал Добрыня. Старшие братья, Ярополк Святославич Киевский и Древлянский князь Олег, после смерти отца начали враждовать. Дружина Ярополка победила в братоубийственной усобице под городом Овручем. Олег, которому не было еще и 20 лет, погиб. Владимир, испугавшись, бежал в земли варягов. Там он набрал войско, с которым вернулся в Новгород.

Полоцк оставался верным Ярополку, княжившему в Киеве. Владимир захватил город и жестоко убил семью правившего там князя Рогволда, оставив в живых только дочь Рогнеду, невесту Ярополка. Он насильно взял ее в жены, оскорбленный ее отказом. Жестокость Владимира и Добрыни, подтолкнувшего племянника к убийству, была спровоцирована пренебрежением к низкому происхождению «робичича».

С варяжским войском и новгородской дружиной Владимир двинулся на Киев. Осадив город, он пустил слух о готовящемся мятеже, подкупил воеводу Ярополка, который уговорил его бежать. Но укрывшись в маленьком городке на реке Рось, Ярополк был обманут и убит пособниками брата.

Из «Повести временных лет» известно, что князь Владимир стал править Киевом в 980 году, однако историки склонны считать годом начала княжения 978-й.

Крещение Руси

Предание гласит, что в 983 году, после удачного военного похода, Владимир решил принести человеческую жертву языческим богам. Было решено выбрать ее при помощи жребия, который пал на юношу Иоанна. Отец юноши Феодор, будучи христианином, не хотел отдавать сына и начал осуждать языческих идолов и славить христианскую веру. Тогда обозленная толпа язычников убила Феодора и его сына. Это были первые христианские мученики на Руси, память святых мучеников Феодора и сына его Иоанна празднуется 25 (12 по старому стилю) июля.

Как повествуют летописи о «выборе вер» («испытании вер»), к князю в Киев в 986 году приходили посольства от разных народов, призывавшие обратиться в их веру. Сначала пришли волжские болгары мусульманской веры и хвалили Магомета, потом иноземцы из Рима от папы проповедовали латинскую веру, а хазарские евреи – иудаизм. Последним, согласно летописям, прибыл проповедник, присланный из Византии. Он стал рассказывать Владимиру о православии. Чтобы понять, чья вера лучше, князь Владимир отправил девять посланников. Послы побывали в тех странах, откуда приходили проповедники. Возвратясь в Киев, они рассказали князю все, что видели, и хвалили православную веру греческую. Однако Владимир не сразу принял христианство.

В 988 году он захватил Корсунь (ныне территория города Севастополя) и потребовал в жены сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, братья прислали в Корсунь Анну. Там же, в Корсуни, Владимир с дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания. В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II.

Возвратившись в Киев в сопровождении корсунских и греческих священников, Владимир крестил своих сыновей от предыдущих жен в источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Массовое крещение киевлян произошло у места впадения в Днепр реки Почайны. Летописи гласят: «На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, малые дети же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте…» Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, в 988 году.

Вслед за Киевом постепенно христианство пришло в другие города Киевской Руси: Чернигов, Волынский, Полоцк, Туров, где создавались епархии. Крещение Руси в целом затянулось на несколько столетий – в 1024 году Ярослав Мудрый подавил восстание волхвов во Владимиро-Суздальской земле (аналогичное восстание повторилось в 1071 году; тогда же в Новгороде волхвы противостояли князю Глебу), Ростов был крещен только в конце XI века, а в Муроме сопротивление язычников новой вере продолжалось до XII века.

Укрепление государственности Киевской Руси: первые реформы

Владимир, позже прозванный народом Красным Солнышком, сделал многое для укрепления государственности Киевской Руси и завершения процесса объединения всех восточнославянских племен. Уже через год после утверждения в Киеве, он присоединяет к Киевской Руси города Перемышь и Червен (Польша), и вновь накладывает дань на вятичей.

Едва утвердившись в Киеве, Владимир проводит сразу две реформы – духовную и территориальную. Первая религиозная реформа на Руси (вторая реформа – крещение Руси), касалась изменений в порядке поклонения языческим богам и выдвижения на первое место среди них Перуна, целью второй (первой налоговой реформы на Руси) стало укрепление княжеской власти на местах.

В отличие от своей бабушки Ольги Владимир оставался язычником. По его приказу в центре Киева воздвигли статуи (идолы) 6 славянских языческих богов, среди которых были – Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибог, Семаргл и Мокош. Главным богом князь провозгласил Перуна. Эти действия имели огромный успех среди соплеменников князя, подобно ему все еще остававшихся язычниками. По задумке Владимира Киеву отводилась роль духовного центра всей языческой Руси.

Опасаясь новой смуты между князьями, Владимир направляет в города своих наместников. Понятие «племенной великий и светлый князь», правивший независимо от воли князя киевского и находившийся у него лишь в формальном подчинении, исчезает. Наместники Владимира княжеской властью не обладали, но имели право:

  • судить;
  • поддерживать внутренний порядок с помощью местной дружины;
  • собирать налоги.

Должность наместника была почетной (приносила доход и уважение), получить ее могли лишь особо приближенные к князю лица. В Новгороде, Турове, Полоцке, Ростове, Муроме, Пскове и других значимых политических центрах Руси в качестве наместников присутствовали сыновья Владимира со своими советниками. Главное отличие наместника от простого князя состояло в том, что при желании Владимир мог сместить неугодное ему лицо с занимаемого поста и заменить боле покладистым. Появление в отдаленных от Киева местах преданных Владимиру людей способствовало централизации государства. Княжеская власть значительно увеличилась.

Как и при Ольге и Святославе, основной формой сбора дани являлось полюдье. Исключением являлись случаи, когда дань собиралась «от плуга», с каждой семьи (по количеству взрослых мужчин), а не с целого селения.

Новые законы Владимир принимает после согласования со специально созданным советом. Членами совета являлись старшие дружинники и старейшины, представляющие разные города. Смертной казни на Руси введено не было, преступники наказывались вирой (денежное возмещение за нанесенный ущерб).

Укреплению древнерусской государственности способствует закладка новых городов и проведение денежной реформы на Руси. После похода на вятичей и присоединения к Руси двух польских городов, Владимир велит заложить город Владимир-Волынский.

По образцу византийской монеты чеканятся первые русские монеты – золотые (златники) и серебряные (сребники). В собственных монетах нужды не было, но чеканка денег всегда воспринималась, как признак суверенитета государства. На каждой такой монете был изображен сам князь и надпись «Владимир на престоле».

Серебряные монеты. Личный знак Владимира на монете  

Обращение в христианство

Стремление духовного объединения восточно-славянских народов подвигает Владимира задуматься о новой вере, единой для всей страны. Также, язычество не давало понимания в вопросах о неравенстве между властвующей династией и обычными людьми. Кроме того, мировое признание Древней Руси и развитие международных связей было не возможно без отказа от языческого идолопоклонства и принятия одной из мировых религий.

В 986 году Владимир Святославич созывает совет, на котором выслушивает представителей от различных вероисповеданий: иудаизма, ислама, европейской протестантской церкви и византийского христианства. Последнее показалось ему наиболее подходящим для славян, тем более что его бабка – Княгиня Ольга – приняла христианство ранее.

Ещё одной причиной избрания христианской веры стало следующее событие. В 987 году византийский император Василий Второй обращается к Киевскому князю за военной поддержкой для подавления мятежников под управлением Варды Фоки. Взамен, Владимир просит в себе в жёны царевну Анну, сестру византийского императора. Та соглашается на брак лишь после крещения Владимира.

После принятия христианства Великим князем и его дружиной, обряды по крещению проходят по всей стране. Если в Киеве христианство принимают спокойно, то в иных городах, в том числе Новгороде, язычество приходиться изгонять насильственно. Как говориться: крещение огнём и мечом.

Князь Владимир Святославич: происхождение и биография

Зайти стоит издалека, еще от отца будущего правителя киевского. Убежденный язычник, носивший на лысой голове чуб на одну сторону, отчаянный боец и могучий ратник, но не много смыслящий в дипломатии, князь Святослав, согласно дошедшим до нас сведениям из летописей, имел троих сыновей. Матери первых двух (Ярополка и Олега) неизвестны, но многие думают, что родила их знаменитая угорская (венгерская) принцесса Предслава, упомянутая еще в военно-торговом договоре с Византией 944 года. Матерью младшенького, Владимира, стала ключница Малуша.

Важно

Точных данных о том, кем была Малуша Любечанка нет, однако известно, что у княгини Ольги она была ключницей. Якобы ее привез Игорь из военного похода на Византию еще девочкой и подарил любимой супруге в качестве помощницы и рабыни. Ольга полюбила девушку, словно родную дочь, сделала ее собственной милостницей, а потом и подарила в качестве наложницы Святослава Игоревича. По преданию, она являлась родной сестрой Добрыни, который стал прообразом второго былинного богатыря, после Ильи Муромца.

Происхождение

Точный год рождения Владимира Святославича неизвестен, «Повесть временных лет» почему-то не указывает таких- сведений, но историки пытаются высчитать ее хотя бы приблизительно. Есть сведения, что батюшка князя Святослав родился в 942 году, а его старший отпрыск появился на свет году в 977-ом. Из этого можно сделать вывод, что приблизительным годом рождения самого Владимира наиболее вероятно является 960-ый.

Относительно места рождения будущего крестителя всей Руси, тоже сведения достаточно ненадежны. К примеру, Никоновская, а также Устюжская летописи называют село Будутин или Будятин. Однако датируются эти документы только шестнадцатым веком, то есть за пять-шесть сотен лет после вышеозначенных событий. Знаменитый российский историк, нумизмат и палеограф Дмитрий Иванович Прозоровский считал, что Малуша была отослана в эту деревню именно потому, что забеременела от Святослава во грехе, то есть вне брака.

Будучи уже на то время ярой приверженкой христианства, да еще и крещеной, Ольга не могла потерпеть такого позора. О локализации деревни, в которой родился будущий Красно Солнышко, известно мало. Некоторые считают, что это деревня Будник, неподалеку от Пскова, другие называют Будатин, что под Гомелем. Кроме того, в непосредственной близости к Владимиру-Волынскому имеется село Будятычи, которое тоже вполне могло стать место ссылки для опальной ключницы.

Немного по-другому рассказывает и видит эту историю Юрий Дыба. Он считает, что родился Владимир в 962 году. Перед этим бабушка его Ольга написала королю Оттону I Великому, который и прислал ей миссийного епископа Адальберта. Он приехал, но язычник Святослав отнесся к этому крайне негативно, он никогда не поддерживал стремление матери в христианство, считая это предательством веры предков. Князь решил уничтожить миссию, а потому и отослал беременную Малушу в деревню, чтобы не навредить малышу. Когда епископ удирал из Киева, практически все его соратники были убиты, да он и сам чудом спасся, до конца жизни впоследствии называя Русь адом на земле

Получается, что предосторожность действительно мела смысл

Личные качества

Дальнейшая судьба ключницы Малуши, после рождения сына Владимира, достоверно неизвестна. Говорят, что прожила она долгую и счастливую жизнь и даже имеются свидетельства этого. Так в «Саге о йомсвикингах» конца десятого века рассказывается история, будто есть такой король Владимир в земле Гардарике, и есть у него старая мать, которая уже ходить не может, из-за чего ее и носят в креслах. Однако ум имеет крепкий и чистый, а также обладает даром предвидения. Она якобы в большой годовой праздник делает предсказания, которые всегда сбываются.

Как бы там ни было, но малыша Владимира отправили в Киев, на воспитание к его бабушке Ольге. Однако это не значит, что за ребенком бегали мамки да няньки, вовсе нет. Жизнь в Древней Руси была сурова и там некогда было разводить сентименты. К воспитанию самого младшего княжича подключили дядю, то есть родного брата ее матери Добрыню. Именно он стал первым другом, защитой, опорой и надежным плечом для Владимира на долгие годы.

Мальчик подрастал умным, смекалистым, задорным, а также обладал достаточно амбициозным характером. Он считал, что отец обделил его и Олега, распределив княжения таким образом, что в Киеве сидел Ярополк, который совершенно этого не заслуживал. ОН прекрасно владел оружием и всегда был вместе со всеми в охоте и сражении. За спинами друзей и ратников не прятался, но и бездумно на смерть не шел.

Начало правления Владимира

Юный Владимир, под присмотром Добрыни, был посажен во главе новгородских земель в 970 году. В Киеве правил Ярополк, который после смерти Святослава идёт войной на Олега, своего кровного брата. Убийство Олега заставляет Владимира бежать в скандинавские земли, где в течение 3 лет молодой князь набирает большое войско варяг, с которым возвращается править в Новгород. Братоубийство Ярополка омрачает приход молодого княжича на Киевское правление.

Чтобы укрепить своё положение, Владимир берёт в жёны, против её воли, дочь варяжского князя Рогволда – Рогнеду. Кроме неё, князь берёт в жёны ещё нескольких наследниц соседствующих областей: в те времена перемирие и торговые отношения между странами «закреплялись» браками между наследниками правящих династий. Такой брак служил гарантией о ненападении.

Рогнеда

Всего, на протяжении всей жизни, Владимир Святославич женился 7 раз. От него родилось 20 детей: 12 мальчиков и 8 (по некоторым источникам 9) девочек. После принятия христианства, женой Великого княжича была византийская принцесса Анна.

Престол киевский

  • В Новгород Владимир Святославович вернулся через три года с варяжским войском. Изгнав посадников старшего брата, наказал им передать Ярополку, чтобы тот готовился к войне.
  • Прежде чем идти на Киев, Владимир стал набирать союзников, и по совету своего наставника Добрыни отправил сватов к дочери правителя Полоцка — Рогнеде. Она, будучи уже сговорена за Ярополка, ответила Владимиру решительным отказом. При этом велев передать, что никогда не выйдет замуж за сына рабыни.
  • Через некоторое время, Владимир напал на Полоцк и завоевал его. Его правитель Рогволод и два его сына были убиты, а Рогнеду он взял в жёны. Затем с войском, состоящим из жителей Новгорода и варягов, Владимир Святославович пришёл к Киеву и осадил его.
  • Увидев рать младшего брата у ворот, Ярополк заперся в городе, но потом, испугавшись восстания киевских жителей, бежал в небольшой город — Родень, где его на переговорах, по приказу Владимира, варяги закололи мечами.
  • Сев на трон в Киеве ориентировочно в 978 году, князь Владимир, отправил варяжское войско, требующее за своё участие в войне собрать деньги с киевлян, на службу в Константинополь, оставив из них при себе только избранных воинов.

Итоги и результаты внешней политики

  • Усилив варягами своё войско князь победил в междоусобице, а затем обманул и изнал часть наёмников.
  • После столкновения с волжскими булгарами был заключен мир, присходил обмен посольствами и в 1000 был заключён выгодный договый договор.
  • На хазар был совершён поход, однако закрепиться в низовьях Волги не получилось.
  • Начавшееся противостояние с Польшей при жизни Владимира протекало успешно, однако после смерти князя поляки воспользовались междоусобицей, чтобы вернуть часть завоёванных им земель
  • Владимир смог временно остановить натиск печенегов путем строительства оборонительных валов, основания городов-крепостей и переселения северных племён для охраны границ.
  • Ради заключения первого династического брака между правящими домами Руси и Византии Владимир сделал христианство государственной религией, помог правителю Констнтантинополя подавить восстание Варды Фоки и совершал походы против дунайских болгар. Войдя в число христианских государств Русь преодолела цивилизационную изоляцию, греческая культура активно начала проникать в жизнь славян, а греки рассчитывали не опасаться язычников-русов.