Оглавление
Небольшое предисловие
Скандинавия ассоциируется с массой вещей — иногда вызывающих сомнительные ощущения, но чаще тёплых и приятных. Например, теплеет ли у вас в груди при упоминании имени Ганса Христиана Андерсена? Наверняка да. А Альфреда Нобеля? Скорее да, чем нет.
Тёплые ощущения у нас вызывают разговоры о скандинавской рок- и поп-музыке. ABBA, Roxette, Army of Lovers и многие другие герои наших колонок в разное время — все они родом из самых северных демократий Европы. И для всех них родные языки — это языки, происходящие от гневного бормотания берсеркеров в пылу битвы и вне её.
Было бы странно, если бы с таким историческим бэкграундом со временем на этих заснеженных территориях не появилось особое направление метала, представителей которого хлебом не корми, а дай только в Валгаллу на полном скаку с секирой заскочить.
Метал в Скандинавии — это не просто метал. Это образ жизни, продукт экспорта и экономический ресурс. Метал-групп там очень много, целый пантеон, и далеко не все попадут в этот обзор — для этого нужна энциклопедия. Поступим так: я буду давать небольшую историческую справку о команде, добавлю к ней песню на свой выбор — ровно для того, чтобы заинтересовать вас, и буду переходить к следующему номинанту. Начнём с Sabaton, хотя они во многом отношении далеко не первые. В историческом плане, например.
Sabaton
На втором десятилетии XXI столетия при упоминании скандинавского метала первым на ум приезжает на танке Sabaton. И это неудивительно: кажется, в наших краях нет более популярной тяжмет-группы из Скандинавии. Секрет этой группы в том, что слушают её далеко не одни идейные металлисты. Sabaton очень грамотно и с пользой для человечества эксплуатируют военную тему, а военно-историческая тема в наших краях объединяет гораздо больше людей, чем некогда поразивший воображение грохот метала.
Герб шведского города Фалуна намекает нам на давнюю и бесповоротную победу феминизма на севере — три знака, обозначающих женский пол, возвышаются над кирпичной кладкой. Удивительно, но именно здесь появилась группа, взявшая себе название в честь латного ботинка.
Герб Фалуна.
Казалось бы, как можно назвать группу в честь обуви? Ну, это смотря какая обувь, — а рыцарский латный ботинок, мало того что металлически звучит (сабатон!), так им еще и пришибить можно при случае. В общем, достойно.
Sabaton не появился на пустом месте. Костяк группы стал профессиональным в разных составах, среди которых — Stormwind (кстати, первая шведская метал-банда, игравшая на Каннском фестивале), Nocturnal Rites (это вообще уже почти ветераны) и Evergrey. Учитывая не последнюю роль поклонников Aeon в формировании будущей группы, можно считать, что фирменный стиль Sabaton формировался во всеядном плавильном котле. Тут и дэт, и неоклассик, и многое другое, а вот на выходе у нас получилась просто бомба.
Sabaton атакует!
Sabaton стал выводить традиции военных песен металлистов на совершенно новый уровень и смог это сделать достойно. Что ни альбом — то не только качественный метал, но и масса информации к размышлению. К своим текстам они относятся весьма щепетильно. Фэнтези там и не пахнет, зато рвутся снаряды, лавой несётся кавалерия, а мимо уха пролетает истребитель. Красота, да и только.
Про Sabaton стоит как-нибудь рассказать отдельно: уж слишком они хороши. А пока для тех, кто ещё не слышал об этих шведах, песня про море из сингла Bismarck 2019 года рождения. Одноименная.
Storm
В Скандинавии на диво много прекрасной музыки — уж не знаю, кто в этом виноват: может быть, тролли, а может быть, система образования и государственная политика
И есть несколько команд, которые я, как чистопородный металлист, обойти вниманием права не имею, хотя они по разным причинам не особо известны
В первой части обзора (да-да, будет и вторая) я просто обязан дать ссылку на единственный альбом норвежской группы Storm. Это, кстати, первый не шведский состав в этой подборке, а то вы ещё заподозрите меня в шведопоклонничестве.
Nordavind (1995):
https://youtube.com/watch?v=EgxxC7DCR2w
Чем он примечателен, кроме музыкантов, которые принимали участие в его создании и записи? А это, чтобы вы понимали, не последние люди в метале — Fenriz (Darkthrone), Satyr (Satyricon) и Кари Руэслоттен (The 3rd and the Mortal).
Типичная норвежская буря
Storm пели настоящие норвежские песни викингов, врубив при этом на полную свои метал-примочки. Такой подход даёт им право называться настоящими пионерами: никакого английского языка, никакого влияния заокеанских мастеров, полностью местный домотканый продукт с голосами целеустремленных викингов и их спутниц.
К слову, вокалистка проекта Кари Руэслоттен после записи вдруг открестилась от проделанной работы, сказав, что её обманом заставили спеть несколько песен с содержанием, нелояльным к христианской церкви (что для викинг-метала нормально). Дескать, она не хотела петь ничего, чтобы содержало в текстах какой-то экстрим, а после записи чувствовала себя подавленной. И вообще, забудьте люди о том, как я пела эти нечестивые ноты!
Коллеги по проекту лишь посмеялись над этими заявлениями и пожали плечами. К сожалению, на этом буря и стихла. Музыканты разошлись по своим родным группам, а нам остаётся лишь перевернуть эту яркую страницу в истории скандинавского метала.
Ну и дождаться второй части обзора, в которой будет немало интересного.
Amon Amarth
В разговоре о викинг-метале не упомянуть об Amon Amarth будет некрасиво.
На данный момент это один из наиболее успешных представителей стиля, сумевший пробиться на вершины металлического олимпа благодаря своей напористости. Во всех смыслах.
Название свое группа взяла не в германо-скандинавской мифологии, а в легендариуме Толкина. На эльфийском синдарине это словосочетание обозначает «Роковую гору», Ородруин.
Группа родом из пригорода шведской столицы с русским названием Тумба поначалу называлась Scum. Было это в далеком 1992 году. Видимо, название «сволочь из тумбы» было не очень удачным — даже первое демо, записанное уже под современным названием, не было выпущено лейблом. Настолько оно показалось слабым.
Видимо, группа потеряла надежду пробиться на родной земле, поэтому для выпуска дебютного и, надо сказать, вполне удачного альбома Sorrow Throughout the Nine Worlds они обратились к лейблу Pulverised из бананово-лимонного Сингапура. Так в 1996 году викинги основали свою колонию в Юго-Восточной Азии. После чего, заручившись, вероятно, поддержкой Одина, Тора и прочих скандинавских божеств, группа сумела прорваться в самые первые ряды представителей викинг-метала.
Специализированный отряд Амон Амарт
В музыкальном отношении они по-прежнему больше играют мелодичный дэт-метал, с двумя бочками, гитарным шквалом и гроулинговым вокалом. Но с тематикой тут все ясно: стопроцентный викинг-метал. Доказательством послужит клип на песню Shield Wall («Стена щитов») из альбома Berserker (2019).
Bathory
Томас Форсберг, взявший себе псевдоним Куортон Сет, был основателем и практически единственным постоянным участником группы-легенды, которая стала путеводной звездой блэк- и викинг-метала. Можно даже сказать, что последний и появился благодаря этой группе.
Куортон после очередного шабаша (нет)
Это была группа, в исполнении которой тема викингов заиграла в метале новыми и яркими красками. Настоящий культ с большим числом последователей, создатель канона викинг-метала и поныне непревзойденная в своем роде метал-вершина. Про мир и цветочки Bathory не пели, потому что на викингском севере редок мир, а цветы прячутся под снегом. Ну вот я и передал идеологию группы. Только у меня это вышло не очень серьёзно, а у Куортона это получалось монументально.
Bathory провёл блестящий марш от сырого блэк-метала до эпического, одухотворённого викинг-метала. При этом о команде ходили разные небылицы вроде того, что её единственный музыкант живёт в пещере в лесу и на завтрак предпочитает младенцев. На самом деле всё было прозаичнее: Куортон Сет с трудом находил деньги на запись и записывался в суровых условиях. Были они в некотором смысле пещерными: в одном из своих лучших альбомов вокал ему приходилось записывать в ванной комнате, да ещё и на коленках, чтобы звук был поприличнее. Бывало, что альбомы записывались в гаражах, в которых шёл ремонт. Получалось так, что эпические вещи писались среди разного хлама.
Куортон вечно фигурировал в прессе и оказывался на фотографиях в одиночку. Да и по жизни он был творцом-одиночкой. Создав без преувеличения одну из важнейших и авторитетных команд в истории блэк- и викинг-метала, Томас Форсберг так же в одиночестве и скончался. В своей квартире в Стокгольме он умер от сердечной недостаточности в возрасте 38 лет. Говорили, что в то лето в городе стояла невыносимая жара.
Человек умер, оставив после себя громадное музыкальное наследие — от оголтелых риффов первых альбомов до по-северному размеренных аккордов из Hammerheart. Это один из моих любимых альбомов в метале в целом, а первая его песня входит в мой персональный топ-5 лучших песен метала за всю историю.
Я очень надеюсь, что вы проникнетесь творчеством этого коллектива. С этой целью я хочу поделиться с вами единственным клипом Bathory. И песня, и клип посвящены теме христианизации Скандинавии. История этого клипа — сюжет для неплохого кино. Судите сами: чтобы найти бюджет на съемки, Куортон распродал часть своей виниловой коллекции. На полученную сумму он и съёмочная группа построили под Стокгольмом целую деревню викингов, были созданы костюмы и доспехи, а в море было вылито двести литров бензина, чтобы его можно было снять горящим. Съемки длились две напряженные недели, Куортон обменял одиннадцать кг своего веса на четырнадцать часов видеоматериала.
После такого стресса у него не было ни времени (на носу было европейское турне) ни желания заниматься монтажом. А вернувшись из турне, Куортон с ужасом узнал о своевольстве оператора, который решил сам смонтировать видеоклип, взял на себя рассылку по лейблам и уехал вместе с отснятым материалом в неизвестном направлении.
Говорят, что Форсберг был настолько расстроен произошедшим, что так и не посмотрел этот клип на песню One Rode to Asa Bay с альбома 1990 года Hammerheart.
А мы посмотрим обязательно:
https://youtube.com/watch?v=eWxfeUi6y_0