Оглавление
Содержание программы
Примечательно, что учебников самой Л.Г. Петерсон в УМК «Перспектива» нет: в 2009 году Министерство образования и науки РФ исключило их из программы со странной формулировкой: «содержание не способствует формированию патриотизма у школьников». Несмотря на многочисленные требования учителей и родителей вернуть математику Петерсон, сейчас её заменяет курс Г.В. Дорофеева.
Учебники программы «Перспектива» выпускает издательство «Просвещение». В состав УМК входят:
Изучение иностранных языков:
- Английский язык¹ «Английский в фокусе» («Spotlight») 1–4 классы. Авторы: Быкова Н.И., Дули Д., Поспелова М.Д., В. Эванс«Звёздный английский» («Starlight») 1–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Баранова К.М., Дули Д., Копылова В.В., Мильруд Р.П., В. Эванс.Английский язык 2–4 классы. Авторы: Алексеев А.А., Смирнова Е.Ю., Э. Хайн и другие.Английский язык 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Верещагина И.Н., Бондаренко К.А., Притыкина Т.А., Афанасьева О.В.
- Немецкий язык¹Немецкий язык 2–4 классы. Авторы: Бим И.Л., Рыжова Л.И., Фомичева Л.М.«Вундеркинды Плюс» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Захарова О.Л., Цойнер К.Р.
- Французский язык¹ «Твой друг французский язык» 2–4 классы. Авторы: Кулигина А.С., Кирьянова М.Г.«Французский в перспективе» 2–4 классы: углублённое изучение. Авторы: Касаткина Н.М., Белосельская Т.В., Гусева А.В., Береговская Э.М.
- Испанский язык¹ 2–4 классы. Авторы: Воинова А.А., Бухарова Ю.А., Морено К.В.
¹ — эти учебники также входят в УМК «Школа России».
Учебные курсы дополняют хрестоматии, словари, тетради для самостоятельных и проверочных работ и цифровые носители с обучающими видео, презентациями и программами для мультимедийной доски.
Для учителей разработаны «технологические карты» уроков — электронные методические пособия, которые содержат:
- цели и задачи уроков,
- планируемые результаты,
- алгоритмы ведения уроков,
- связи с другими школьными предметами,
- материалы для проверочных работ.
Рубрики новостей
- 16K
- 1D X
- 3D
- 4К
- 5D mark 2
- 5D mark III
- 8K
- A6700
- Adobe Premiere Pro
- After Effects
- Apple
- Aputure
- Autel Evo II
- Axibo
- Blackmagic
- Blackmagic RAW
- BMPCC6K Pro
- Canon
- Canon 90D
- Canon EOS M
- Canon G7X Mark III
- Canon M6 Mk. II
- Canon EOS M200
- CR-S700R
- Disney
- DIY
- DJI
- DJI FPV
- DJI Mavic 3
- DJI Mavic Air 2
- DJI Mavic Mini
- DJI Mavic NEW
- DJI Mini 2
- DJI OSMO Mobile 3
- DxOMark
- Easyrig
- Edelkrone
- EOS R
- EOS R 8К
- EOS-1D C
- FAA
- Fimi X8 Mini
- follow focus
- Ford v Ferrari
- Fujifilm
- Fujifilm X-T4
- GoPro
- GoPro Max
- Gudsen Moza
- HERO 8
- Insta360
- Insta360 ONE R
- Insta360 ONE X2
- iPhone 11 Pro
- Iphone 11 Pro Max
- JibON
- Kickstarter
- KineRAW
- Laowa 24mm f/14 Probe Lens
- Leica
- Leica SL2
- making of
- MC Mini
- Mocha Pro 2020
- Moment
- Moondog Labs
- Moza AirCross 2
- Moza Mini MX
- Moza Mini-P
- Moza Slypod
- NAB
- Nicon Z8
- Nikon
- Nikon D6
- Nikon Z50
- Nikon Z6
- Nikon Z6
- Nikon Z7
- NVIDIA
- Opkix One
- Panasonic
- Platyball
- PortKeys
- PortKeys Universal Handle
- ProRes Raw
- RED
- Ronin 2
- Ronin S2/SC2
- Ronin-S
- Ronin-SC
- Samsung
- SANDMARC
- Saramonic
- Saramonic Blink500
- Saramonic Blink500 Pro
- Saramonic UwMic9s
- Screen X
- Sharp
- Sigma
- Sirui
- Sirui Swift M1
- Sirui Swift P1
- SONY
- Sony
- Sony A7R IV
- Sony A9 II
- Sony Airpeak
- Sony FX3
- Sony GP-VPT2BT
- Teradek
- TikTok
- V-Coptr Falcon
- Varavon
- VooDoo
- VR
- Xiaomi
- Xiaomi FIMI Palm
- Xiaomi FiMi X8 SE
- Xiaomi Mi Mix 4 Pro Max
- Xiaomi Mi Mix Alpha
- Yuneec
- Yuneec E30Z
- Yuneec Mantis G
- Yuneec Typhoon H3
- Zero Zero Robotics
- Zhiyun Crane 2S
- Zhiyun Crane 3S
- Zhiyun Smooth-Q2
- Zhiyun SMOOTH-XS
- Zhiyun-Tech
- Аксессуары для смартфонов
- Анимация
- Анонс
- Аудио
- Бикоптер
- Биография
- Вертолеты
- Видео
- Видеоредактор
- Видеоэффекты
- Видоискатель
- Визуальные эффекты
- Война миров
- Грим
- Дроны
- Дымка
- Звук
- Зеленая миля
- Игры пристолов
- Камера для Дронов
- Кино
- Кино 2019
- Киноафиша
- Кинокадр
- Кинокамера
- Кинооператор
- Кинооператоры
- Кинопроизводство
- Композитинг
- Кран
- Макросъемка
- Матрица 4
- Маяк
- Мониторы
- Монопод
- Монтаж
- Нейросети
- Новинка
- Новинки
- Новое британское кино
- Новости
- Новый год
- Обвес
- Обзор
- Обновление прошивки
- Оборудование
- Объективы
- Операторский кран
- Охотники за привидениями
- Подводная съемка
- Практика
- Приемы в кино
- Программное обеспечение
- Радиопетличка
- Радиосистемы
- Режиссеры
- Ремейк
- Роботы в кино
- Роджер Дикинс
- Рождество
- Свет
- Светофильтры
- Слайдер
- Смартфоны
- События
- Солярис
- Софт
- Спецэффекты
- Стабидизация видео
- Стабилизаторы
- Стабилизаторы камеры
- Стабилизация видео
- Стабилизация изображения
- Старое кино
- Стедикам
- Сценарий
- Съемка автомобилей
- Т34
- Телефоны
- Технологии в кино
- Трейлер
- Трюки
- Уроки
- Фильтры для объективов
- Фото
- Фотоаппараты
- Фотокамеры
- Художник по гриму
- Хэллоуин
- Цвет в кино
- Цветовая коррекция
- Черная вдова
- Штативы
- Штатная головка
- Экшн камеры
- Эффекты
- Юмор
В каких сферах применяют цифровые технологии?
- Практически в любом бизнесе используют CRM, онлайн-сервисы для удаленной работы, хранения и работы с клиентской базой, управления бухгалтерией и товарного учета. Все больше компаний используют большие данные и аналитику, основанную на них, чтобы развивать бизнес и наращивать клиентскую базу.
- В образовании используются гаджеты и программы для дистанционного обучения, подготовки и выполнения домашних заданий, составления презентаций, программирования и творческих задач. Виртуальная и дополненная реальность помогают лучше воспринимать материал и делают обучение более интерактивным. ИИ-алгоритмы помогают с профориентацией и учебным процессом.
- В медицине цифровые технологии помогают быстрее находить новые лекарства и вакцины, точнее ставить диагноз даже на ранних стадиях, собирать аналитику для прогнозирования заболеваний, проводить онлайн-консультации и даже операции с применением AR и роботов.
- В ретейле «цифра» упрощает процесс поиска и заказа товаров, управления складом и доставкой. Анализ поведения покупателей и данные о перемещении по торговым залам помогают оптимизировать пространство магазина. Голосовые помощники и чат-боты обрабатывают запросы с максимальной скоростью, а офлайновые магазины уже начинают работать без касс и продавцов — при помощи камер и алгоритмов распознавания лиц.
- В сфере искусства и развлечений цифровые технологии открывают неограниченные возможности для игр, покупки и чтения книг, прослушивания музыки и просмотра Full HD видео онлайн, на стриминговых сервисах. Нейросети участвуют в создании музыки, живописи и книг, а виртуальные актеры и музыканты заменяют настоящих.
- На производстве с помощью технологий автоматизируют отдельные линии и целые заводы, разрабатывают новые модели и материалы, следят за безопасностью и экологией, прогнозируют отказы оборудования, предотвращают брак и травмы, оптимизируют рабочее время и ресурсы.
- В общепите цифровые технологии участвуют в сборе и распределении заказов, приготовлении блюд, контроле за количеством и сроками хранения продуктов и даже помогают находить новые точки с максимальным трафиком.
Топ-15 цифровых технологий по итогам 2020 года
Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ составил рейтинг самых перспективных цифровых технологий за 2020 год. В процессе подготовки эксперты использовали систему интеллектуального анализа больших данных iFORA, которая содержит более 500 млн документов: научные публикации, аналитика рынков, доклады международных организаций, правовые документы и др.
Топ-15 наиболее значимых технологий:
- Глубокое обучение.
- Сверточные нейросети.
- Компьютерное зрение.
- Обучение с подкреплением.
- Обработка естественного языка.
- Беспилотные автомобили.
- Рекуррентные нейросети.
- Трансферное обучение.
- Генеративные состязательные сети.
- Системы поддержки принятия решений.
- Смарт-контракты.
- Распознавание речи.
- Квантовый компьютер.
- Федеративное обучение.
- Автономная робототехника.
Как видно из рейтинга, подавляющее большинство технологий имеет отношение к искусственному интеллекту, нейросетям и машинному обучению. Но это далеко не единственная сфера, которая определяет развитие технологий сегодня.
Перспектива в педагогике
В свое время известный педагог Макаренко, занимаясь воспитанием подростков, говорил о важности определения его. Перспектива в этом аспекте — то, что должно или может произойти, наступить вслед за настоящим, это дальнейший ход каких-либо событий
И в этом смысле говорят о перспективе близкой, средней или далекой.
Готовя учеников к самостоятельной жизни, педагог учит их ставить цели осознанно. Мысли о походе в кафе с друзьями, одноклассниками после занятий – это близкая перспектива, которая связана лишь с личной заинтересованностью. И она не требует особых размышлений.
Средняя перспектива – это уже постановка целей на достижение в ближайшем будущем. Например, это может быть совместная с классом подготовка к какому-нибудь конкурсу. Поставленная цель требует распределения ролей в коллективе и определения алгоритма подготовки.
И, наконец, продумывание действий для достижений долгосрочной цели, отодвинутой во времени – это далекая перспектива, которая требует определения и формулирования всех задач, позволяющих достичь цели. Например, успешное окончание школы требует значительных усилий и решения многих задач.
Перспектива в фотографии
Каждому фотографу важно, чтобы его фотографии как можно более точно передавали картины окружающего мира. Зритель, который никогда не был в горах, должен увидеть впечатляющую объемность скал и горных вершин
На плоском листе мастер фотосъёмки отобразит уходящую вдаль цепочку торосов северного моря или ведущую к горизонту череду песчаных барханов. Такой приём позволяет органам зрения воспринимать не только пространственное разделение различных предметов, но и их взаимосвязь друг с другом. Перспектива в фотографии необходима, иначе снимки будут казаться плоскими и безжизненными.
Что такое драйверы и барьеры
Ольга Шаева:
Драйверы — самое размытое понятие в трендвотчинге, после тренда. Драйвер — какой-то значимый фактор, определяющий скорость и направление развития тренда. Часто драйверами бывают технологии. Насколько технология зрелая, что она может и какой у нее потенциал, — все это определяет то, насколько быстро развивается тренд.
Ольга Еремина:
Драйверы помогают развиваться тому или иному тренду. Например это может быть положительная реакция общества, которая способствует более быстрому развитию тренда.
Ольга Шаева:
Барьер — это значимый фактор, препятствующий развитию тренда сейчас. Они могут быть разными: например, незрелость технологий или неготовность людей.
Ольга Еремина:
Что-то, не укладывающееся в общепризнанные нормы современного мира, может стать крупным барьером и затормозить или даже остановить развитие тренда.
Илья Литвиненко:
Драйвер может быть одновременно и барьером. Драйверы и барьеры лежат в одной плоскости и связаны обратными петлями, которые могут усиливать и гасить возникающие последствия.
Например изменение климата — барьер для использования и наращивания привычных технологий или процессов в энергетике, производства продуктов питания (сельское хозяйство, рыбный промысел и т.п.). Появляется потенциальное возникновение голода, перебоев в энергетике. В то же время изменение климата — драйвер для поиска новых решений и технологий в энергетике — возобновляемых источников, средств накапливания и распределения. Появляются решения для минимизации грядущих или потенциальных рисков.
Экономика инноваций
Дмитрий Халин: «Децентрализация станет драйвером развития умных городов»
Правило третей
Является упрощенной версией «золотого сечения» и заключается в разбиении плоскости на 9 равных прямоугольников. Если в композиционный центр входит один объект, то его (объект) следует расположить в центральном прямоугольнике ближе к одной из вертикальных сторон. Если значимых элементов несколько, они размещаются в вершинах прямоугольников, а линия горизонта обычно располагается на одной из горизонтальных линий. Правило третей подходит как для создания симметричной, так и ассиметричной композиции.
Как правильно строить композицию и вести работу «от пятна». Почему следует отказаться от штриховки в рисунке и каким образом создается воздушная перспектива. Как сделать изображение объемным и добиться тонкой игры полутонов. При каких условиях гармоничные оттенки рождались сами собой, и за счет чего в картине возникает внутреннее свечение. Эти и многие другие нюансы технологии оптических просветов, основанной на технике Старых мастеров, вы узнаете из книги, скачать которую можно по этой ссылке.
Принципы простой перспективы
Сначала проведите на всей странице три параллельные друг другу горизонтальные линии. Центральная линия должна быть расположена немного ближе к верхней линии, чем к нижней. Эта центральная линия (1) представляет собой уровень глаз, который всегда будет линией горизонта. Остальные — верхняя горизонталь (2) и нижняя горизонталь (3).
Теперь проведите вертикальную линию от верхней горизонтали к точке схода и затем к нижней горизонтали (6). Зафиксируйте точку на линии уровня глаз и соедините два конца проведенной вертикальной линии с этой точкой, которая называется точкой схода (4). Эти две линии являются верхней линией перспективы (5) и нижней линией перспективы (7). Теперь у вас получился треугольник, соединяющий три горизонтальные линии и одну вертикальную.
Затем нарисуйте две вертикальные линии, параллельные первой вертикали (одну справа (9) и одну слева (8)), которые будут пересекать две линии, идущие к точке схода.
Теперь вы можете стереть линии построения и оставить лишь видимый твердый блок, например, коробку или здание, причем линия горизонта проходит позади этого объекта. В итоге вы получили трехмерное изображение объекта, которое выглядит достаточно убедительно.
Направление взгляда и движения в кадре
Наш мозг привык читать слева направо, так же мы обычно оцениваем и любое изображение, любую картину. Поэтому считается, что смысловой центр лучше располагать в правой части фотографии. Таким образом взгляд и главный объект на картине как бы движутся навстречу друг другу. Такой прием способствует созданию гармонии в кадре.
!!!НО: если мы хотим показать много воздуха и пространства вокруг героя, его лучше расположить слева.
Снимая движущийся объект (автомобиль, идущего человека, летящую птицу), всегда оставляйте свободное пространство впереди объекта. Чтобы ему было куда идти. Эта же рекомендация касается взгляда в портрете. Оставляйте место с той стороны, куда смотрит герой, чтобы его нос не упирался в границы кадра.
!!!НО: если вы хотите передать безысходность, усталость, ограниченность, угнетенность, пусть герой снимка идет в никуда и пусть его взгляд упрется в край кадра.
На фотослете-2019 Наталья Прядко проводила воркшоп на азиатскую тему. Было отснято много кадров в разных ракурсах. Но журнал Vogue опубликовал именно тот кадр, в котором сборщица риса упирается в край кадра. Такая композиция передает ощущение усталости, большого объема проделанной работы, трудного пути, который остался позади. И нет просвета впереди. Непростая история. Сравните этот кадр с другими фото из серии.
Аксонометрическая перспектива
Более известна как аксонометрическая проекция. В отличие от линейной перспективы, в ней отсутствуют точки схода. Все линии, параллельные в реальности, остаются параллельными и на рисунке. Это даёт ощущение пространства без уменьшения пропорций удалённых предметов.
Если вы, к примеру, создаёте набор иконок с аксонометрической перспективой, то для соблюдения его целостности следует различать виды этой перспективы:
- изометрическая — все три оси имеют одинаковую степень искажения относительно реальных пропорций;
- диметрическая — искажение одинаковое по двум осям;
- триметрическая — искажение разное по всем трём осям;
- фронтальная — одна из плоскостей изображается без искажений.
Где применяется?
Изначально — в чертежах, хороша для конструктивного изображения предметов. В пиксель-арте, для лучшей чёткости диагональных пиксельных линий, и в плоском дизайне, так как не нарушает стилистику плоскости. Также свойственна живописи средневекового Китая.
Основы перспективы в рисунке
Вот основные понятия, используемые в теории:
- точка схода;
- главный луч зрения;
- линия горизонта;
- предметная плоскость;
- картинная плоскость;
- угол зрения.
Прежде чем начать выяснять, что все это значит, давайте немного отвлечемся и вспомним, например, грамматику. Никто, кроме разве что специалистов, особенно не интересуется грамматикой. Мы признаем, что это помогает нам лучше выразить себя (при условии, что нам не нужно тянуться к учебнику, прежде чем мы осмелимся открыть рот). Мы спрягаем глаголы и строим предложения полностью автоматически, не думая об этом. Мы можем сделать это, потому что мы слышали те же самые грамматические конструкции буквально тысячи раз.
То же самое и с перспективой. Сама по себе наука перспективы мало интересует большинство из нас. Мы заинтересованы в ней только в той мере, в какой она может помочь нам лучше рисовать. Другими словами, есть два пути приближения к перспективе: научный или теоретический путь и практический путь. С теоретическим подходом вы узнаете набор абстрактных правил, и можете быть уверены, что это вам очень быстро надоест.
Поэтому, имеет смысл подойти к вопросу художественной перспективы с практической точки зрения.
Конечно, можно было бы обойтись совсем без перспективы, но это было бы не совсем верно. Перспектива — самый мощный путь для придания реализма и глубины вашим рисункам, что делает их более живыми и естественными. Без нее художественные инструменты в вашем распоряжении (а значит, и ваши результаты) будут ограничены, и вот почему.
Перспектива — это скрытый, но жизненно важный элемент пейзажа, объекта или портрета. Это, на самом деле, оптическая иллюзия, которая применяется ко всему, что вы видите. Помните, что рисунок — это не то же самое, что скульптура. Перед вами стоит задача воспроизвести на плоском листе бумаги то, что на самом деле обладает третьим измерением: глубиной. Итак, перспектива — это всего лишь оптическая иллюзия, применяемая ко всему, на что вы смотрите. Вот почему мы должны знать немного о том, как наш мозг выстраивает картинку.
Исторически художникам потребовалось некоторое время, прежде чем они пришли к соглашению насчет перспективы. Многие средневековые произведения искусства очень красивы, но они показывают вещи такими, какие они есть, а не такими, какими их видит глаз.
Посмотрите, например, на эту иллюстрацию. Шахматная доска видна без рельефа, но фигуры на доске изображены в профиль и повернуты в направлении, в котором они установлены на доске. Колонны развернуты под каким-то странным углом. И женщины довольно любопытно расположены. Другими словами, в одной картине есть несколько разных «точек зрения», и это, скорее, отталкивает.
Две испанские дамы играют в шахматы. Из книги Альфонсо X Мудрого, 1283 г.
Эта персидская средневековая миниатюра является еще одним примером частичного отсутствия перспективы. Здесь несколько различных точек зрения объединены в одну картину. И мы замечаем, что люди и лошади на дальнем плане такие же большие, как и те, что расположены ближе к нам. В перспективе они, конечно, будут меньше.
Мужество Джалаледдина. Масуд ибн Осмони Кухистани, «Тарихи Абулхайр», 1541г.
А на этой фотографии дорога, кажется, становится все меньше и меньше, когда она отдаляется от нашего взгляда. На самом деле, конечно, ширина всегда одинакова – в противном случае не было бы достаточно места для автомобилей!
Линейная перспектива, пример
При взгляде на это фото создается впечатление, что два рельса в конечном итоге объединились вместе. Визуально говоря, это правда, но только визуально. Разум и глаз находятся в постоянном конфликте: разум подсказывает мозгу: «эти рельсы параллельны и горизонтальны». Глаз отвечает: «как видите, рельсы поднимаются к небу и становятся тоньше к вершине». Мозг говорит: «рельсы всегда параллельны, иначе поезда сошли бы с рельсов».
Линейная перспектива, пример
Но если мы хотим научиться хорошо рисовать, нам нужно перестать «думать о мире», а вместо этого начать слушать, что говорят нам наши глаза. Как вы увидите, всегда трудно забыть наши знания о вещах, когда мы пытаемся их расшифровать. И все же мы должны научиться концентрироваться исключительно на зрительном восприятии. Вы сталкиваетесь с пейзажем, простирающимся перед вашими глазами к горизонту. Ваш мозг регистрирует глубину, которая движется от переднего плана вдаль. У вас нет проблем в размещении, с определением того, что вы видите слева и справа на соответствующих сторонах листа бумаги. Но как вы собираетесь визуализировать глубину?
Как произвести впечатление глубины
В изобразительном искусстве для создания оптической иллюзии применяются разные трюки, такие как наложение двух рисунков, использование тени, рельефа и, конечно, перспективы. Также возможно совмещение нескольких методов. Два наиболее часто выбираемых художниками — рельеф и перспектива. При совместном использовании они придают удивительное ощущение реалистичности рисунка.
Куда бы вы ни посмотрели, вы «бросаете» визуальный луч в этом направлении. Луч перемещается по прямой от вашего глаза к центру изображения, которое он воспринимает и перемещает глазами. Прицеливайтесь с воображаемой винтовкой по мишени. Главный луч зрения (ваш визуальный луч) соответствует траектории полета пули. Точка, в которой пуля достигает цели, называется точкой схода.
Прямая линейная перспектива, пример
Наше зрение более или менее коническое. То есть, когда мы смотрим в определенном направлении, ширина нашего зрения составляет около 20 сантиметров на переднем плане и несколько сотен метров на дальнем. Чем дальше вы смотрите, тем шире поле вокруг точки схода. В зависимости от ориентации нашего визуального луча, объекты кажутся искаженными для наших глаз, подчиняясь законам оптики и перспективы.
Поэтому, когда вы начинаете рисовать, важно определить высоту и ориентацию вашего визуального луча и сохранить его. Это означает выбор единой точки зрения
Если вы пропустите эту точку и объедините несколько точек зрения, ваши объекты и фигуры будут казаться очень нереалистичными, рисунок начнет «разваливаться».
Представьте себе горизонтальный диск, расположенный вокруг головы на уровне глаз и простирающийся до бесконечности. Этот диск дает представление о главном элементе перспективы: плоскости горизонта.
Плоскость горизонта — это воображаемая линия, расположенная на уровне глаз и уходящие в бесконечность. Вы, конечно, увидите только ее часть — горизонтальную линию, расположенную на 360°. Эта линия называется линией горизонта. Теперь предположим, что вы передвигаете себя вместе со своим воображаемым диском к береговой линии. Это то, что вы увидите. Можно заметить, что линия точно разделяет ландшафт между небом и водой, сливаясь с тем, что мы обычно называем горизонтом.
Теперь представьте, что вы поднялись на самую высокую кокосовую пальму на острове и посмотрите, прошел ли естественный горизонт ниже диска, который вы держали на уровне глаз. Вы заметите, что это не так. Горизонт, горизонтальная плоскость, линия горизонта и ваш глаз поднимаются и опускаются вместе
Важно помнить, что линия горизонта всегда находится на уровне глаз
То же самое и с фотографией. Горизонт поднимается вместе с камерой.
Плоскость горизонта художника, связанная с его точкой зрения, определяет высоту естественного горизонта. Когда вы выбираете высоту горизонта на рисунке, вы определяете эту точку зрения для любого, кто смотрит на картину. Ваш выбор определит, находится ли зритель в доминирующей ситуации по отношению к субъекту.
Если вы смотрите на изображаемую фигуру сверху вниз, то вы как бы доминируете над ней.
Центрированная композиция, линия горизонта, расположенная на средней высоте, придает изображению симметрию, которая убирает человеческий аспект.
В случае, если точка зрения находится снизу, изображаемое доминирует над вами. Оно как бы приобрело определенное господство, и вы, в каком-то смысле, в его власти.
Таким образом, перспектива в рисунке — это не просто инструмент для точного представления чего-то, это также средство для расширения вашего художественного словаря. Но не нужно путать точку зрения с композицией. Одна и та же сцена, рассматриваемая с одного и того же места, может быть нарисована по-разному, это вопрос эстетического выбора. Точка зрения определяет перспективу, тогда как композиция «задает рамку».
Андрей Рублёв. Святая Троица.
Андрей Рублёв. Святая Троица. 1425. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.
Глядя на икону Рублева “Святая Троица”, мы сразу замечаем одну особенность. Объекты на ее переднем плане изображены явно НЕ по правилам прямой линейной перспективы.
Если провести перспективные линии у левой подставки для ног, то они соединятся далеко за пределами иконы. Это так называемая ОБРАТНАЯ линейная перспектива. Когда дальняя часть объекта шире той, что ближе к зрителю.
А вот перспективные линии подставки справа никогда не пересекутся: они параллельны друг другу. Это АКСОНОМЕТРИЧЕСКАЯ линейная перспектива, когда предметы, особенно не очень удлиненные в глубину, изображаются с параллельными друг другу сторонами.
Почему Рублёв так изобразил объекты?
Академик Б. В
Раушенбах в 80-х годах XX века исследовал особенности человеческого зрения и обратил внимание на одну особенность. Когда мы стоим очень близко к предмету, мы воспринимаем его в легкой обратной перспективе или же не замечаем никаких перспективных изменений
А значит, либо ближайшая к нам сторона предмета кажется слегка меньше дальней, либо его стороны видятся одинаковыми. Это все относится и к наблюдательной перспективе.
Кстати, именно поэтому дети чаще рисуют предметы в обратной перспективе. И мультики с таким пространством они тоже воспринимают легче! Видите: предметы из советских мультфильмов изображены именно так.
Об этой особенности зрения художники интуитивно догадывались ещё задолго до открытия Раушенбаха.
Так, мастер XIX века построил пространство, казалось бы, по всем правилам прямой линейной перспективы
Но обратите внимание на камень на переднем плане. Он изображён в легкой обратной перспективе!
Карл Фридрих Генрих Вернер. Эрехтейон, портик кариатид. 1877. Частная коллекция. Holsta.net.
Художник использует в одной работе и прямую, и обратную перспективы. И в общем-то, Рублёв делает то же самое!
Если передний план иконы изображён в рамках наблюдательной перспективы, то на заднем плане иконы здание изображено по правилам… прямой перспективы!
Как и античный мастер, Рублёв работал интуитивно. Поэтому там две линии глаз. Мы смотрим на колонны и вход в портик с одного уровня (линия глаз 1). А вот на потолочную часть портика – с другого (линия глаз 2). Но это все же прямая перспектива.
А теперь перенесёмся в XVII век. К этому моменту линейная перспектива была очень хорошо изучена: со времён Леонардо прошло более 100 лет. Посмотрим, как ее применяли художники той эпохи.