Оглавление
Военная служба
В 1916 году знакомых Хлебникова потрясла невероятная новость: Велимира, известного всем пацифиста, призвали в действующую армию. Беспрерывная муштра и прочие «прелести» военной жизни стали для поэта непосильным испытанием, о чем он поспешил уведомить родных в письме от 4 июня 1916 года: «Я в мягком плену у дикарей прошлых столетий. Писем давно не получаю. 1 посылку получил и 20 рублей. Больше ничего. 15 мая была комиссия, и меня по милости капитана Супротивного назначили в Казань на испытание в Казанский военный госпиталь. Но я до сих пор не отправлен. Я много раз задаю вопрос: произойдёт или не произойдёт убийство поэта, больше – короля поэтов, Аракчеевщиной? Очень скучно и глупо».
Перевод в «чесоточную команду» несколько облегчил жизнь поэта. Муштры здесь не было, но казарменная атмосфера угнетала беднягу. В один прекрасный день на имя Д. Петровского пришла открытка, в которой Хлебников написал: «Король в темнице, король томится. В пеший полк девяносто третий, я погиб, как гибнут дети». Почувствовав в этих строчках безысходную тоску, Петровский взял с собой все деньги, что у него были (15 рублей) и поехал навестить погибающего «короля».
В связи с приездом брата (так представился визитер) Хлебникову дали короткий отпуск. Приятели погуляли, потом Петровский и Татлин устроили совместное выступление, на котором Велимир прочитал антивоенный доклад «Чугунные крылья». Было в его отстранённости от действительности что-то от блаженного. Взводные, которым приходилось ставить Хлебникова под ружьё в сапогах с гвоздями, признавались Д. Петровскому, что невольно испытывали угрызения совести от того, что заставили страдать этого «чудака» и «грязнюху», не способного даже правильно застегнуть шинель и совершенно не переносящего вида крови. Когда же они узнали о том, кем является их странный товарищ и какова его роль в литературе, пренебрежение сменилось уважением.
Об увольнении из армии Хлебников хлопотал беспрестанно, но все его письма оставались без ответа. Стараниями друзей он ненадолго был признан умалишённым и 3 месяца провел провёл в астраханской больнице среди душевнобольных. За это время поэт подготовил к публикации и отправил издателю несколько статей и стихотворений. В ноябре 1916 года Хлебникова отправили рядовым в саратовский пехотный полк. В творчестве 1914-1916 г.г. наблюдаются антивоенные настроения: своё неприятие насилия Велимир выразил в поэмах «Берег невольников» и «Война в мышеловке». Постепенно отрицание войны перерастает в мечты об идеальном Государстве времени, которое Хлебников описывает в утопической декларации «Труба марсиан».
Только после Октябрьской революции поэт окончательно простился с солдатчиной. В последние годы военной службы он дважды переболел тифом и дважды побывал в плену, причём, как в красном, так и в белом (его, никогда не имевшего при себе документов, подозревали то в шпионаже, то в дезертирстве).
Странное поведение деятеля
До сих пор ведутся споры по поводу психического здоровья Хлебникова. Одни утверждали, что юный прозаик помешался на своих интересах, чем и оправдывают его странное, чудаческое поведение. Кто-то, наоборот, говорил, что этот человек просто своеобразен, отчего ему удавалось создавать действительно шедевральные работы.
Описывали деятеля так: «Он был непрактичным, но при этом горел творчеством. Готов был жертвовать последними штанами ради создания новой работы». И действительно, многие отмечали, что их вводило в ступор внезапное появление поэта в мешковине вместо штанов, а порой и вовсе в одном нижнем белье. У него практически не было денег на новую одежду, поэтому на всех вещах были протертые дыры, а ткань выглядела так, словно ею мыли полы. Некоторых людей это настолько удивляло, что они из жалости шили писателю вещи из старых занавесок. Такой поступок сделала Рита Райт, которая не могла наблюдать за тяжелой жизнью Хлебникова.
Личная жизнь
Хлебников не женился, но женщины в его жизни присутствовали. Он, как и многие поэты, был влюбчив. В ряд вдохновлявших Хлебникова муз ставят Анну Ахматову, в которую Велимир был безответно влюблен. Она же называла поэта «безумным, но изумительным».
Портрет Велимира Хлебникова
Нежные чувства футурист испытывал к харьковским коллегам – сестрам Синяковым, к Вере Будберг и Ксане Богуславской. О любви его стихи «Люди, когда они любят», «Тело кружева изнанка…», «Опыт жеманного».
Женщины, которая бы полюбила Хлебникова – бездомного, неустроенного и нищего, не нашлось. Его лирикой восхищались, называли гением и чудаком, но связывать с ним жизнь не решались.
Влияние
В литературных кругах его творчество воспринималось положительно, однако консерваторы, входящие в круг людей, приближённых к власти, всегда негативно относились к его работам. Однако влияние Хлебникова было настолько велико, что оно переродилось в творчестве таких писателей, как Хармс, Тихонов, Заболоцкий и Введенский.
Самым важным было то, что он дружил с такими знаменитыми поэтами и писателями как Владимир Маяковский, Лиля Брик, Борис Пастернак, Валентин Катаев и многими другими. Именно они после его смерти подготовили и издали «Неизданный Хлебников», а также «Собрание сочинений», в котором было представлено всё творчество писателя как для детей, так и для взрослых.
Рекомендации
- Также романизированный Велемир и Хлебников, Хлебников, или же Хлебников.
- ^
- Джеймс Р. Рассел, «Черный дервиш армянского футуризма», Журнал арменоведческих исследований, 10
- ^
- Кук, Раймонд (1987). . Издательство Кембриджского университета. п..
- Хлебников, Велимир (1985). Дуглас, Шарлотта (ред.). Король времени: Избранные произведения русского футурианца. Перевод Шмидта, Пол. Издательство Гарвардского университета. п. 39.
- Собрание сочинений Велимира Хлебникова: письма и теоретические труды (Издательство Гарвардского университета, 1987; ISBN ), п. 33, п. 98.
- ^
-
Браун, Кларенс (1993-01-01). . Пингвин. ISBN .
велимир.
- Хлебников Велимир, Змеиный поезд: Поэзия и проза, переведенный Гэри Керном, Ричардом Шелдоном, Эдвардом Дж. Брауном, Нилом Корнуэлл и Лили Фейлер. Под редакцией Гэри Керна, с введением Эдварда Дж. Брауна. (Анн-Арбор: Ардис, 1976), 338 стр. ISBN 0-88233-177-9 (ткань), ISBN 0-88-233-178-7 (мягкая обложка).
- Хлебников Велимир, Король времени (Шмидт, Пол, пер.; Дуглас, Шарлотта, ред.) Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1990. ISBN 0-674-50516-6
- Маккей, Джон. Надпись и современность: от Вордсворта до Мандельштама. Блумингтон: Издательство Индианского университета, 2006. ISBN 0-253-34749-1
Детство и юность
Борис Хлебников родился 28 августа 1972 года, в столице России. Борис рос и воспитывался в среднестатистической и не приближенной к творчеству семье. Его мать трудилась в области физики, тогда как отец изучал труды философов. Известно, что, будучи школьником, мальчик не делал особых успехов в учебе: Борис недолюбливал русский язык и литературу, но рьяно увлекался биологией.
Поэтому неудивительно, что у юноши, который относится к предметам избирательно, в дневнике бывали и «двойки». Зато увлечение наукой о живых существах и их взаимодействии с окружающей средой сказалось и на будущем Бориса: после получения аттестата о среднем образовании Хлебников продолжил заниматься биологией.
Борис Хлебников в молодости
Возможно, Борис Игоревич стал бы таким же успешным ученым, как Чарльз Дарвин или Иван Павлов, но судьба внесла свои коррективы: проучившись два года на биолога, Хлебников выбрал творческую стезю и поступил на кинематографический факультет ВГИКа. Такое решение пришло к молодому человеку случайно, потому что в то время он стал ходить в Музей кино и обзавелся заветной мечтой стать режиссером.
Поднявшись над частностью
Ещё больше поражают предсказания Велимира Хлебникова, касающиеся науки и техники. Тут ведь нельзя провести исторические параллели и использовать ранее предложенные кем-то закономерности. У него свой подход. Так, в своём фундаментальном труде — трактате «Доски судьбы» — он математически обосновывает: многие процессы происходят параллельно, как в общественной жизни, так и в научно-технической сфере.
Его предсказания — это отнюдь не какие-то фантазии или мечты о будущем: Хлебников подводит доказательную базу, предлагая свою аргументацию, математические выкладки.
В начале XX века он предложил волновую теорию света. Более того, всей Вселенной! Это была квинтэссенция его разработок в области естественных наук и математики. Он умел подняться над частными фактами и сделать фундаментальный вывод. Да, тогда волновую теорию света Хлебников не мог подтвердить экспериментально — это сделали годы спустя другие учёные.
Фурор среди специалистов произвёл в 1915 году его доклад «О колебательных волнах 317-ти», где проанализирована связь между скоростью света и скоростями Земли. Иными словами, Хлебников предложил свой взгляд на классическую механику Ньютона, обратившись к скорости вращения Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. «А всё-таки это гениально!» — так ответил скептикам один уважаемый профессор, присутствовавший на лекции.
Пять лет спустя Хлебников опять опередил время, обосновав теорию волновой природы электрона. Поразительно, но к этому открытию известный французский учёный-физик Луи де Бройль пришёл лишь годы спустя. Более того, пульсацию Солнца, о которой говорил Хлебников, открыли вообще в конце 1970-х годов!
Полная биография — Хлебников Велимир
Хлебников Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885–1922), русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства.
Родился 28 октября (9 ноября) 1885 в Малодербетовском улусе Астраханской губернии в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи, позже участвовал в научных экспедициях в Дагестан, вместе с братом в 1905 совершил самостоятельное научное путешествие на Урал.
Первое из его сохранившихся стихотворений начиналось строкой «О чем поешь ты, птичка в клетке. » Мать Велимира Хлебникова посвятила себя воспитанию пятерых детей, которые благодаря ей получили хорошее домашнее образование, приобрели вкус к литературе, живописи и истории.
В связи со служебными обязанностями отца семья часто переезжала. В 1897 Хлебников пошел в 3‑й класс Симбирской гимназии, затем семья переехала в Казань, где будущий поэт окончил гимназию и в 1903 поступил в университет. В годы учебы писал стихи и прозу, занимался живописью, математикой, биологией, химией, философией, изучал японский язык. Университетские профессора считали его многообещающим натуралистом.
Сам же Велимир Хлебников в 1904 писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут: «Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с пространством, он создал геометрию чисел. Он нашел славяний, он основал институт изучения дородовой жизни ребенка…».
В 1908 Хлебников приехал в Петербург и поступил в университет — сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический (оставив учебу в 1911). Сблизился с кругом символистов, посещал «среды» Вяч. Иванова и «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где встречался с акмеистами. Хлебникова сближал с символистами интерес к мифологии, русской истории и фольклору (именно в кругу Вяч. Иванова он получил древнее славянское имя Велимир). Однако уже в эти годы у Хлебникова появились отличные от символистов и акмеистов взгляды на природу слова. С 1905, тяжело переживая поражение России в русско-японской войне и поражение Первой русской революции, он пытался вывести числовые законы Времени, влияющие на судьбы человечества.
В 1908 в журнале «Весна» было опубликовано первое стихотворение Велимира Хлебникова «Искушение грешника». Тогда же состоялось его знакомство с В. Каменским, Д. Бурлюком и др. членами группы «Гилея», к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц. Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который называл «будетлянством». Его стихи вошли в футуристический сборник «Садок судей» (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышло еще несколько поэтических и теоретических книг Хлебникова — «Ряв!», «Творения 1906–1908» и др.
Знаменитый сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912) наполовину состоял из стихов Велимира Хлебникова — «Кузнечик», «Бобэоби пелись губы…» и др. Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы «Маркиз Дэзес» (1909–1911) и поэмы «Журавль» (1909) был ориентирован на разговорную речь. В «Пощечине общественному вкусу» была напечатана составленная Хлебниковым таблица «Взор на 1917 год», в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал «падение государства».
В 1912 была издана книга Велимира Хлебникова «Учитель и ученик», в которой он изложил основы будетлянства как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу «заумного языка», разработанного им совместно с поэтом А. Крученыхом и воплощенного в их общей поэме «Игра в аду» (1912). В общем сборнике Крученыха и Хлебникова «Слово как таковое» (1913) о «зауми» было сказано, что она пользуется «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями». По определению Хлебникова, в «зауми» происходит «сопряжение корней» слов, первоначально разложенных на фонетические составляющие.
С началом Первой мировой войны Хлебников начал изучать законы прошлых войн, чтобы предсказать ход текущей войны. Результатом этой работы стали книги «Битвы 1915–1917 гг. Новое учение о войне» (1915) и «Время мера мира» (1916). Неприятие мировой бойни составляет содержание поэмы «Война в мышеловке» (1915–1922) и других произведений этого периода.
Спорт и шоу
Спортивная биография однофамильца крупнейшего деятеля русского авангарда и одного из основоположников русского футуризма поистине впечатляет.
До 10 лет он успел поднять «Волгу» с пассажирами, добраться до верха Останкинской башни бегом за 20 минут и в растяжке удержать на плечах 2 человек. Вдобавок умудрился зубами подвинуть 3-тонный джип и разбить одним ударом 15 кафельных плиток.
Дальше ‒ больше: протащил истребитель-бомбардировщик и справился с 240 тн в провисном шпагате. Особенно досталось, конечно, летательным аппаратам, приведенным Хлебниковым в движение без посторонней помощи: Aero L-39 Albatros и 2 боевым самолетам в Жуковском.
Позднее к ним добавились пароход «Зарница», пассажирский катер и автобусы, автокран, корабли, трамваи и внушительное количество отрывных календарей, печатных изданий (в том числе и «Капитал. Критика политической экономии» Карла Маркса) и грелок, ликвидированных в короткие сроки.
От убедительных показательных выступлений в шоке и восхищении находились многие, но присутствовали среди них и те, кто откровенно считал трюки силача фальсификацией и подвергал их разоблачениям. К последним относился главный редактор Книги рекордов России и единственный официальный представитель Книги рекордов Гиннесса в РФ Алексей Свистунов.
Брюс Хлебников и Виктория Крутая (кадр из шоу «Танцев со звездами»)
Впрочем, знаменит силач не только данной деятельностью, но и активным участием в телевизионных шоу. Например, молодой человек засветился в 6-м сезоне «Танцев со звездами», где попал в пару с телеведущей Ириной Муромцевой. По ходу передачи ему удалось слиться в зажигательной румбе и ча-ча-ча с певицей Викторией Крутой и посоревноваться в армрестлинге с тяжелоатлетом Дмитрием Клоковым, но это не приблизило к желанной победе.
К слову, на танцевальном проекте нашлось место и скандальному происшествию. На один из выпусков в качестве гостьи приехала Лера Кудрявцева, прихватив с собой маленькую собачку Бусинку. Столкнувшись в курилке «Мосфильма», медийные личности так сильно сцепились из-за домашнего питомца женщины, что их пришлось растаскивать по углам.
Председатель земного шара
Октябрьскую революцию 1917 года Хлебников принял сразу и безоговорочно. Она представлялась ему не просто вооруженным восстанием, а неким космическим переворотом. В своём автобиографическом рассказе «Октябрь на Неве» поэт в красках описал свои чувства и настроения в преддверии величайших по его мнению перемен.
Зиму 1917-1918 г.г. поэт проводит у родственников в Астрахани, а весной приезжает в Москву, затем снова пытается вернуться в Астрахань, но из-за отсутствия денег застревает в Казани и после недолгих раздумий подается в Нижний Новгород, где участвует в альманахе «Без муз», выпускаемом местными литераторами. Несколько стихотворений были напечатаны в нижегородской газете.
В начале 1919 года Хлебников вновь появляется в Москве, откуда спустя несколько месяцев перебирается в Харьков. На все попытки друзей приучить Велимира к оседлой жизни, тот отвечает, что у него свой «особенный путь». На Украине после гражданской войны царили голод и разруха, но именно харьковский период является наиболее плодотворным для поэта. В это время написаны ряд известных стихотворений и поэм, таких как «Ладомир», «Лесная тоска», «Три сестры», «Поэт».
19 апреля 1920 года в харьковском театре состоялась пафосно-шутовская церемония избрания Хлебникова «председателем земного шара», устроенная С. Есениным и А. Мариенгофом. Вот как последний описал это действо: «Неделю спустя перед тысячеглазым залом совершается ритуал. Хлебников в холщовой рясе, босой и со скрещенными на груди руками выслушивает читаемые Есениным и мной акафисты, посвящающие его в «председатели». После каждого четверостишия, как условлено, он произносит: «Верую…»
В начале осени 1920 года Хлебников уезжает из Харькова и пытается пробраться на юг. Наконец 22 сентября ему выдали заветное удостоверение на поездку в Баку. По пути к месту службы поэт ненадолго остановился в Ростове, где на сцене одного из местных театров была поставлена его пьеса «Ошибка смерти». По прибытии Хлебников устраивается в бакинское отделение КавРоста, где активно участвует в изготовлении агитационных плакатов и лозунгов, а также числится лектором Политотдела Каспийского флота. Ему выписали паек, карточку на обед, так что перезимовал поэт относительно безбедно: писал лозунги и стихи, ходил обедать в столовую, а ночью укладывался спать прямо на рабочем столе, среди красок, кистей и прочего хлама. Одеялом ему служил неоконченный плакат. Позднее его забрал к себе художник Доброковский, живший в мастерской при общежитии.
Послесловие
Вся история России начала двадцатого века так или иначе отразилась в произведениях Велимира Хлебникова. Он, колесивший по всей стране, посетивший Украину и Персию, всегда оказывался в эпицентре событий. Если я обращу человечество в часыИ покажу, как стрелка столетия движется,Неужели из нашей времен полосыНе вылетит война, как ненужная ижица?Там, где род людей себе нажил почечуй,Сидя тысячелетьями в креслах пружинной войны,Я вам расскажу, что я из будущего чуюМои зачеловеческие сны.Я знаю, что вы — правоверные волки,пятеркой ваших выстрелов пожимаю свои,Но неужели вы не слышите шорох судьбы иголки,Этой чудесной швеи?Я затоплю моей силой, мысли потопомПостройки существующих правительств,Сказочно выросший КитежОткрою глупости старой холопам.И, когда председателей земного шара шайкаБудет брошена страшному голоду зеленою коркой,Каждого правительства существующего гайкаБудет послушна нашей отвертке.И, когда девушка с бородойБросит обещанный камень,Вы скажете: «Это то,Что мы ждали веками».Часы человечества, тикая,Стрелкой моей мысли двигайте!Пусть эти вырастут самоубийством правительств и книгой — те.Будет земля бесповеликая!Предземшарвеликая!Будь ей песнь повеликою:Я расскажу, что вселенная — с копотью спичкаНа лице счета.И моя мысль — точно отмычкаДля двери, за ней застрелившийся кто-то…В октябре 1917 года поэт приезжает в Петроград, а затем наблюдает за революционными событиями в Москве. Избегая мобилизации в деникинскую армию, Велимир Хлебников уезжает в Поволжье, где принимает участие в помощи голодающим. В период расцвета НЭПа он возвращается в Россию, где его жизнь обрывается совершенно нелепо из-за отсутствия медицинской помощи.
…Он так и не успел стать “председателем Земного Шара”, но каждая его строчка достойна быть высеченной на камне, как считал Осип Мандельштам. Творчество Велимира Хлебникова — это памятник человеку будущего.
Смерть
Смерть Велимир Хлебников напророчил сам. Он как-то обронил, что «люди моей задачи» часто уходят в 37 лет.
Дом-музей Велимира Хлебникова в Астрахани
Так и случилось. Об уставшем, с подорванным скитаниями и нищетой поэте позаботился Петр Митурич, муж сестры Веры. Хлебников мечтал добраться до родных в Астрахань, но денег и сил на длинную дорогу не было. Митурич отвез Велимира в Санталово, деревеньку под Новгородом, чтобы он восстановил здоровье, а затем отправился в Астрахань.
Рисунки Велимира Хлебникова
В Санталово поэт внезапно слег – отнялись ноги. Подводой его доставили в деревенскую больницу, но там развели руками и отправили умирать. Скончался Хлебников летом 1922 года. Причиной смерти стал парез.
Его похоронили на кладбище соседней деревеньки Ручьи, но в 1960 году перезахоронили на Новодевичьем кладбище. Могила поэта находится рядом с местами упокоения матери и сестры. В 1975 году на могиле было установлено необычное надгробие – «каменная баба» – память о месте его рождения, его истоках.
Могила Велимира Хлебникова
Незадолго до смерти Велимир Хлебников словно «предупредил» своих критиков в стихотворении «Еще раз, еще раз», что горе тем, кто взял «неверный угол сердца» к нему:
Взгляд в XXI век
Поражает диапазон его изысканий и пророческих открытий
Хлебников ещё в 1910-х годах писал о важном значении для организма поджелудочной железы (и это было подтверждено медиками впоследствии), роли лунного света в произрастании растений. Для нас сегодня это очевидно, но в то время воспринималось как некие причуды неспециалиста…
Он соглашался с передовыми идеями, которые его просвещённые современники не принимали. Например, неоднозначно оценённая учёными в 1915-1916 годах теория относительности Эйнштейна не вызвала у Хлебникова никаких возражений: он сам вплотную подошёл к четвёртому измерению.
В своей книге «Ряв!», вышедшей в 1914 году, он опубликовал прогноз на развитие железных дорог России. Вполне обоснованный, исходя из мирового опыта и отечественных особенностей. Позднее практика подтвердила правильность предположений Хлебникова: спустя десятилетия были построены Байкало-Амурская магистраль, Турксиб, другие стальные пути в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке.
В 1921 году Хлебников предсказал появление… Интернета. В его работе «Радио будущего» есть знакомый нынешним пользователям термин — «паутина».
Ещё более невероятно, что он догадывался о катастрофе 11 сентября 2001 года, когда рухнули башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Вот что писал Хлебников в поэме «Ладомир» в 1920 году:И замки мирового торга,Где бедности сияют цепи,С лицом злорадства и восторгаТы обратишь однажды в пепелКомментарии излишни…
Велимир Хлебников предсказал даже собственную смерть: «Люди моей задачи, — писал он, — часто умирают в 37 лет». И он ошибся всего на четыре месяца.
Его, скончавшегося от лихорадки в 1922 году в Новгородской области, похоронили в деревне Ручьи. Лишь позднее власть имущие отдали должное Велимиру Хлебникову: в 1960 году перезахоронили не где-нибудь, а на Новодевичьем кладбище в Москве.
…На многие вопросы, которые задал своим исследователям Велимир Хлебников, и сегодня сложно дать однозначные ответы.
Поэтому и исследователей его творческого наследия по-прежнему немало. Ведь очевидно, что не все пророчества великого поэта расшифрованы. Остаётся надеяться: предсказания Хлебникова мы поймём спустя какое-то время…
Гений-недоучка
Как ни удивительно, но, отучившись в общей сложности 8 лет сначала в Казанском, а затем в Санкт-Петербургском университете, диплом Хлебников так и не получил: в 1911 году его отчислили за неоплату обучения. Однако к нему с большим уважением относилась даже столичная профессура: на математическом, естественно-научном и славяно-русском отделениях он считался наиболее подготовленным студентом, с которым можно было дискутировать на равных. Львиную долю времени молодой человек проводил в лучших библиотеках: искал там именно то, что требовалось для научных исследований и обоснования выдвинутых им гипотез.
Будетлянин
Многим памятны строки из стихотворения Велимира Хлебникова «Заклятие смехом»: «О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!…» Это лишь один из примеров создания поэтом новых слов — неологизмов. А ещё «облакиня», «деюга» (драма), «игрец» (актёр) и десятки других, которые он находил, исследуя истоки русского языка. Даже для себя он придумал название — «будетлянин», то есть человек из будущего.
Однако мало кто знает, что Хлебников затратил немало усилий для создания универсального языка, на котором смогли бы общаться люди на всей планете. Идея не нова, и её пытались реализовать учёные с именем, в частности немецкий математик Готфрид Лейбниц. Хлебников пошёл по пути создания «азбуки понятий», предложив узнаваемые разными народами письменные знаки. После многолетних исследований он выявил несколько общих закономерностей. Так, у слов, начинающихся с одной и той же согласной, зачастую есть и что-то общее в значении. Причём и в других языках. К примеру, словами на букву «х» обозначают «черту преграды между точкой и движущейся к ней другой точкой», то есть то, что защищает человека от враждебного воздействия. Из этой категории слова «хата», «халупа», «хижина», «храм».Велимир Хлебников. Звёздный язык
18 интересных фактов из жизни Велимира Хлебникова
Российский писатель-авангардист Велимир Хлебников был очень неординарной личностью. Он приложил руку к развитию футуризма в литературе, оказал огромное влияние на развитие поэтического языка иоставил потомкам наследие в виде множества великолепных произведений. Биография Хлебникова сама по себе интересна, но ознакомиться хотя бы с самыми известными его стихотворениями и рассказами однозначно стоит.
Факты из жизни Велимира Хлебникова
- Настоящее имя писателя — Виктор.
- Некоторые его произведения были опубликованы под псевдонимом «Е. Лунев».
- У Велимира Хлебникова было двое братьев и двое сестёр.
- Он родился в начитанной и образованной семье, так что книги стали его лучшими друзьями с самого детства.
- Когда он был студентом, за участие в антиправительственной демонстрации он был арестован на целый месяц, а впоследствии ещё и исключён из университета.
- В 19 лет он отправил одно из своих произведений в издательство, которое курировал Максим Горький, но оно было отвергнуто.
- Псевдоним «Велимир» ему дали знакомые писатели-символисты, с которыми он много общался на заре своей литературной деятельности.
- Произведения Велимира Хлебникова пестрят придуманными им самим словами. Некоторые из них прижились и впоследствии вошли в словари. В частности, это именно он придумал слово «самолёт».
- В университете он изучал не литературу, а математику с физикой. Это не мешало ему параллельно с учёбой писать свои первые пьесы.
- Однажды, ночуя в степи, Хлебников разжигал костёр собственными рукописями, чтобы не замёрзнуть.
- Он был дружен с Сергеем Есениным.
- В одном из своих произведений он предсказал Первую Мировую войну и Октябрьскую революцию.
- Большую часть жизни Велимир Хлебников прожил в нищете.
- Он категорически не любил читать вслух свои произведения.
- Одно время писатель жил в доме булочника Филиппова, который был поклонником его творчества, а потому согласился приютить литератора у себя.
- Во время Гражданской войны, не желая служить в белогвардейской армии генерала Деникина, Велимир Хлебников несколько месяцев провёл в психиатрической лечебнице. Интересный факт: под началом Деникина добровольцем служил другой знаменитый писатель, Валентин Катаев.
- Однажды на маскараде он нарядился римским патрицием, и в таком виде его арестовала полиция, когда он гулял по городу. Хлебников провёл ночь в полицейском участке, а наутро его не без труда вызволили друзья.
- Скончался Велимир Хлебников в глухой деревне от недоедания и гангрены, прожив всего 37 лет. Спустя четыре десятка лет его прах был перенесён с местного погоста на одно из московских кладбищ.
Хлебников – человек
Хлебников был абсолютно неприспособлен к повседневной жизни, совершенно не заботился о себе. Быт его был чудовищно неустроенным. Преданные друзья помогали ему деньгами и одеждой, предоставляли жилье. Он привык обходиться минимумом вещей. Из предметов мебели считал лишним все, кроме кровати и стола.
Хлебников не был женат. Мария Синякова вспоминала, что он влюблялся постоянно и легкомысленно, но все влюбленности были платоническими. Женщины, способной полюбить и принять поэта со всеми его странностями, нищетой, неуемной тягой к скитаниям, Хлебников не встретил.
Поэт исходил и изъездил пол-России, побывал на Кавказе и севере Ирана. Испытал голод, холод и бедствия гражданской войны. С 1917 постоянно находился в гуще революционных событий. Сначала он дважды проехал туда и назад по маршруту Харьков – Киев – Петроград, а затем начал странствовать, преодолевая огромные расстояния с вещевым мешком или узелком, наполненным собственными рукописями и рисунками.
Стальной характер
Биография Велимира Хлебникова (фото литератора поданы в статье) показывает, что он обладал незаурядными мыслительными способностями, а также бунтарским духом и абсолютным безразличием к каким-либо моральным устоям. Этот человек всегда был погружен в себя, находился в постоянных размышлениях. Порой говорил так, что приходилось подходить вплотную к Велимиру, дабы расслышать хоть что-то из его речи.
Несмотря на все странности, Виктор Владимирович создавал настолько талантливые и красноречивые строчки, что многие опытные поэты и прозаики могли позавидовать. Никто не знал, что тревожило русского деятеля. Возможно, его провальные работы или невозможность познать истину. К сожалению, весь творческий путь Велимира пришелся на Гражданскую войну, которая привела к еще большему хаосу в государстве.
Всю жизнь, даже несмотря на бедность, писатель, орнитолог, филолог и историк в одном лице старался создать новую дисциплину, которая бы соединила математику с историей, лингвистику с поэзией. На первый взгляд такую задачу выполнить невозможно, но Велимир Хлебников верил в свою мечту, и поэтому старался всегда путешествовать при первой возможности, общаться с уникальными и интересными людьми, изучать историю своего государства и давать прогнозы на будущее.
Символизм как начало творческого пути
Если рассказывать краткую биографию Велимира Хлебникова, то можно заметить, что у поэта была сложная и трудная судьба. Будучи 22-летним парнем, будущий прозаик вступил в круг символистов. Символизм — направление в искусстве, где нередко используется определенная символика, придающая некую таинственность в литературе или живописи.
Виктор Владимирович увлекался язычеством и русской культурой, отчего нередко использовал описания или детали в своих трудах. Юный деятель успел познакомиться и с Сергеем Городецким и с Александром Блоком. Можно сказать, что прозаик вдохновлялся от символизма как от особого направления в искусстве, отчего создавал работы, где нередко упоминались вымышленные языческие божества, которых в оригинале никогда не существовало.
Творчество в биографии Велимира Хлебникова играет весомую роль, ведь прозаик в своих работах четко упоминает славянскую мифологию. Об этом говорят его труды, такие как «Воззвание учащихся славян». Но если символизм не искоренялся в Русской Империи, то панславизм, который призывал людей к военным действиям в смутное время, мог быть наказуемым по отношению к поэту. Данная идеология, затронувшая биографию и творчество Велимира Хлебникова, призывала принудительно объединить всех славян в Восточной Европе.
Любовь и тяга к символизму никогда не оставляла русского деятеля, лишь иногда его интерес переключался на восточную религию. Впоследствии это сыграло большую роль и после ряда популярных работ, таких как «Зверинец», Виктор Владимирович стал изучать санскрит (древний язык Индии) и поступил на факультет восточных языков.