Оглавление
Содержание[править | править код]
Университетский устав был разделён на 12 глав:
Основные положенияправить | править код
Каждый Университет в Российской империи должен был иметь 4 факультета: историко-филологический, физико-математический, юридический и медицинский (§ 2 по документу). Лишь в Петербургском вместо медицинского факультета учреждался Восточный факультет. Ближайшее управление Университетом принадлежало ректору (§ 4). Университетское управление было представлено Университетским Советом, Правлением Университета, Университетским судом и Проректором или инспектором (§ 5).
О факультетахправить | править код
С утверждения Университетского Совета и министра народного просвещения факультеты могли делиться на отделения (§ 7). Каждый факультет имел своё Собрание (§ 9) под председательством декана (§ 10). Участвовать в этом Собрании мог любой преподаватель по вопросам ученых и учебных предметов (§ 25). Деканы факультетов избирались в Собраниях факультета на три года (§ 8). Число профессоров могло быть увеличено по мере необходимости и средств (§ 21).
О попечителеправить | править код
Попечитель учебного округа принимал нужные меры для того, чтобы университеты исполняли свои обязанности; в случае нарушений обязался довести до сведения о случившемся Министра народного просвещения; имел право на Университетских Советах предоставлять свои предложения по делам университета и учебного округа (§ 26).
О ректореправить | править код
Ректор избирался раз в 4 года Университетским Советом (§ 27). Ректор имел право открывать и закрывать Университетский Совет и Правление, где он сам и председательствовал (§ 31). В обязанностях ректора состояло слежение за учебным процессом и порядком (§ 28), делать выговоры и замечания (§ 34), награждать отличившихся (§ 34).
О совете, правлении, суде и канцелярии университетаправить | править код
Университетские Собрания должны проводиться раз в месяц, лишь в экстренных случаях — по мере необходимости (§ 38). Дела в Университетском Собрании решались большинством голосов. В случае равенства голосов, решение принимал сам ректор (§ 45). Все протоколы Собрания должны были предоставляться попечителю учебного округа раз в год (§ 48), который имел право опубликовать этот документ целиком или частично (§ 47). Университетское Правление предоставляло Университетскому Собранию смету расходов за год (§ 52 б). Университетский Совет избирал раз в год трех преподавателей в Университетский суд, причём хотя бы один из них должен был принадлежать к юридическому факультету (§ 56). Университетский суд судил нарушителей порядка в университете и разрешал споры между студентами и преподавателями (§ 58).
О проректоре и инспектореправить | править код
Проректоры или инспекторы избирались Университетским Советом на три года (§ 64) из преподавательского состава или чиновников и утверждались министром народного просвещения (§ 64). Проректоры или инспекторы следили за порядком (§ 63), принимали жалобы и предложения от студентов (§ 66). Проректоры или инспекторы могли иметь нескольких помощников (для слежения за порядком) и секретаря (по студенческим делам) (§ 60, 67).
Об учащихсяправить | править код
Студентом мог стать молодой человек, достигший 17-летнего возраста и окончивший гимназию или сдавший там экзамен и получивший об этом аттестат, а также окончивший высшее или среднее учебное заведение (§ 85, 86). Учёба на медицинском факультете длилась пять, а на других факультетах — четыре академических года (§ 87). В случае, если студент совершил уголовное преступление, то его сначала Университетский суд отчисляет из Университета, а потом дело переходит в суд по уголовным делам (§ 102).
Об учёных степенях и почётных членахправить | править код
На всех факультетах (кроме медицинского) действовали следующие учёные степени: Кандидат, Магистр и Доктор (§ 110). Учёную степень могли получить и русские, и иностранцы (§ 114).
Учебно-вспомогательные учрежденияправить | править код
Университет должен был иметь библиотеку с библиотекарем и его помощниками (§ 122), музеи, тематические кабинеты, обсерваторию, ботанический сад и т. п. (§ 121).
Права и преимущества университетовправить | править код
Все Университеты находились только под попечением Императора и носили имя императорских (§ 123). Университеты могли выписывать из заграницы учебные пособия без пошлин (§ 129), и они не подлежали цензуре (§ 130). Преподаватели, Доценты, Проректоры и его помощники, Лекторы, Астрономы и др. работники университета производились двумя чинами выше присвоенного их должностям класса (§ 137).
Предыстория
Первый университетский устав был разработан и обнародован в 1755 году. Елизавета Петровна подписала «Проект об учреждении Московского университета», согласно которому в Москве основывалось современное учебное заведение. Кроме того, в документе отражались представления правительства о системе просвещения. Московский университет стал первым классическим университетом в России.
С 1802 года в России высшим звеном в сфере образования стал университет. Он инспектировал другие учебные учреждения: гимназии, училища и прочее. В 1804 году во время правления Александра I появился Университетский устав, который определял устройство и порядки в российских университетах. За его основу были взяты аналогичные документы западноевропейских стран, в частности Германии.
Впоследствии университетский устав трижды подвергался изменениям. В 1835 году был издан устав Николая II. Он стал ответной реакцией правительства на восстание декабристов и ужесточил контроль за учебными заведениями. В 1863 году Александр II подписал новый устав. Документ давал университетам больше свободы и создавал более благоприятные условия для учебной и научной деятельности. Устав Александра II был признан самым либеральным из всех уставов.
Устав 1884 года вновь уменьшил самостоятельность университетов. А причиной стало убийство императора Александра II. Поэтому подписание нового устава скорее являлось «политической мерой, а не педагогической». Главными его идеологами были Иван Делянов и Дмитрий Толстой. Они разработали устав, который улучшал университетское образование и при этом максимально приближал его к потребностям государства.
Принятие Устава
Александр III согласился с позицией меньшинства, выступавшего за принятие Устава. В августе 1884 г. в Ропше был созван совет. В нем участвовали сторонники нового Устава. 23.08.1884 г. император издал указ Сенату. В нем предписывалось принять Общий устав российских университетов. Основными положениями документа стали такие пункты:
- Роль попечителя была расширена. Каждый университет контролировался министром народного просвещения.
- Расширялась и роль ректора, который избирался министром, а полномочия университетского Совета минимизировались.
- В Уставе прописывался конкретный комплекс прав и обязанностей попечителя округа, который мог созывать совет и собрания, а также присутствовать на их заседаниях.
- Ректор назначался министром на срок 4 года с возможностью повторного занятия должности.
- Вводилась должность инспектора студентов, полномочия которой включали соблюдение распоряжений ректора и контроль поведения в студенческой среде.
- Студенты, совершившие нарушения, должны были отправляться в карцер. Среди таких проступков указывалось участие в драках, пьянстве, нанесении оскорблений профессорско-преподавательскому составу и т.д.
- Определялся порядок контроля знаний. В частности, устанавливалась необходимость проведения университетских испытаний, к которым допускали студентов, успешно справившихся с полугодовыми программами. По результатам испытаний выдавали дипломы соответствующей степени.
- Вводилось право на осуществления перевода между университетами.
Несмотря на то что новый Устав содержал много норм, характерных для Европы, его принятие привело фактически к отмене университетской автономии.
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
История
Проект Щербатова-Кавелина
Подготовка новой университетской реформы в Российской империи началась в 1856 году и до начала 1860-х гг. продвигалась медленно. В феврале 1858 года попечитель Санкт-Петербургского учебного округа князь Г. А. Щербатов при участии профессора К. Д. Кавелина составил предварительный проект нового устава для Санкт-Петербургского университета из 6 глав, содержащих 245 параграфов; 30 апреля 1858 года проект устава Щербатова-Кавелина был вынесен на рассмотрение Совета Санкт-Петербургского университета. В 1859—1860 гг. этот проект обсуждался также в Московском и Киевском университетах. Проект был раскритикован за утопичность и предоставление деятелям науки чрезмерно вольных прав.
Проект Корфа
Осенью 1861 года барон Модест Корф представил Министерству народного просвещения свой проект преобразования университетов, согласно которому предполагалось превратить университеты в полностью открытые для всех просветительские заведения, без делений на курсы и без принятия экзаменов; 21 октября проект был обсуждён министерством и был поддержан рядом профессоров, однако встретил возражения министра А. В. Головнина, в результате чего он не был принят.
Проект императорской комиссии
По указу Александра II, принятому после ознакомления императора с докладом министра народного просвещения Е. В. Путятина, 4 декабря 1861 года при Министерстве народного просвещения была учреждена особая Комиссия из университетских профессоров для пересмотра действующих положений функционирования университетов. Главой комиссии был назначен попечитель Дерптского учебного округа Е. Ф. фон Брадке; 5 января 1862 года Комиссия подписала проект нового университетского устава.
Фон Брадке считал нужным не торопиться с вводом устава сразу для всех университетов, и предложил опробовать проект в работе первоначально на одном из университетов. Министр народного просвещения Головнин предложил другой путь проверки: 31 января 1862 года он издал распоряжение обсудить текст устава в университетской среде. В дополнение Головнин распорядился перевести тексты проекта устава на немецкий, французский и английский языки и направить их известным учёным и профессорам Германии, Франции, Бельгии и Великобритании с просьбой сделать к ним свои критические замечания. Также Головнин в феврале 1862 года командировал профессора Кавелина во Францию, Швейцарию и Германию с целью изучения опыта и сбора сведений об устройстве и функционировании главных университетов Западной Европы. На протяжении 1862—1863 гг. в «Журнале Министерства народного просвещения» была издана серия работ по истории и современному состоянию западноевропейских университетов. Ряд завершавших обучение студентов были направлены в европейские университеты на стажировку с целью получить навыки работы при новой системе в период до принятия устава.
С июня 1862 года начали проходить регулярные заседания Ученого комитета Главного правления училищ по вопросам принятия устава. На них происходила острая дискуссия между попечительскими советами разных университетов, особо активную позицию и большое количество предложений по изменениям проекта предлагали советы Московского и Харьковского университетов. Решения о внесении изменений принимались коллегиально.
Наконец, 18 июня 1863 года император Александр II утвердил новый Общий устав императорских российских университетов.
Основополагающие документы
1864 г. – Положение о начальных народных училищах; 1894 г. – Положение о гимназиях и прогимназиях.
Это интересно: 2064,Ульяновск: краткая история города
Потеря автономии университетами
До 1835 г. в России уже принимались уставы, на основании которых функционировали отечественные университеты. Первый такой устав был утвержден 12.01.1755 г. Он был связан с Проектом об учреждении Московского университета. После создания в России новых учебных заведений университетского типа (Вильно, Казань и Харьков) появился первый общий университетский устав. Он был утвержден в 1804 г. Этот правовой акт определил автономный статус университетов.
26.07.1835 г. российский император утвердил обновленный устав. Документ четко зафиксировал увеличение роли и значения структуры административного руководства учебными заведениями. Статус попечителя учебного округа резко возрос. Первый подчинялся непосредственно министру просвещения. Попечитель, по сути, становился центральным звеном университетской управленческой иерархии. Он получал право принимать решения о назначении заседаний Совета профессоров, который, в свою очередь, потерял самостоятельность в делах науки и обучения.
Попечитель мог брать функции председателя на совете. Ректор осуществлял реальный контроль преподавательского процесса в университете. Выборы на должность ректора и деканов должны были проводиться не каждый год, а 1 раз в 4 года в соответствии со сроком полномочий. Ректора утверждал сам император своим указом, а профессорский состав назначался попечителем.
Устав 1835 г. нес определенные ужесточения для студентов. В документе вводился порядок обеспечения жесткого полицейского наблюдения за обучающимися. Появлялась отдельная должность инспектора, а также вводились чины помощников инспектора. Все эти чиновники наделялись полномочиями административно-полицейского характера. Появившаяся университетская полиция должна была следить за соблюдением благочиния и порядка в университете.
Значение для страны
Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:
- Сделать образование доступным для всех.
- Устранить монополию на образование.
- Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.
Достоинства и недостатки реформ в области просвещения слеудет трактовать с точки зрения достигнутого результата и целей. Второй пункт целей был побочным и не принципиальным. «Частные» школы в итоге появились, но они не прижились и в скором времени исчезли окончательно. Что касается остальных целей, то на бумаге они были достигнуты, а в реальности – нет. Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса). Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения. Естественно, высшее образование поэтому тоже было недоступным. Поэтому в данной реформе нужно четко разграничивать, что было на бумаге, и что происходило на самом деле.
Была в реформах и мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов. Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров. Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня стало можно называть либералами.
Результаты реформ
1. Созданы педагогические общества. 2. Появились комитеты грамотности. 3. Собирались педагогические съезды. 4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.
Организация обучения и структура университетов
Несомненным достоинством нового университетского устава стало то, что в нем были определены нормы, повышавшие статус учебных заведений и образования. Правовым актом упорядочивалась организация учебного процесса, вводился также госконтроль за уровнем качества обучения.
Важные изменения коснулись и университетской структуры. Если раньше в учебных заведениях могли функционировать 4 факультета, то с 1835 г. их число сокращалось до 3-х – философского, юридического и медицинского. Факультет философии включал два отделения, для которых предполагалось избрание своих деканов:
- историко-филологическое, ориентирующееся на преподавание философских, исторических и языковых наук;
- физико-математическое с естественными науками.
Уставом корректировался и срок обучения в университетах – теперь он составлял 4 года. Для молодых ученых, обучавшихся в университетах России, вводилась практика 2-летних заграничных стажировок
При этом для обучающихся организовывались новые учебные курсы, усиливалось внимание к образованию классического типа. Одновременно повышался и уровень материального обеспечения учебных заведений
В уставе предполагалось увеличение количества кафедр и профессоров. В составе Совета университета появились экстраординарные профессора. Совершенствовалась и система поощрения студентов, добившихся успехов в учебе.
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Реформирование высшего образования
18 июня 1863 был принят Университетский устав. Реформа образования при Александре 2 фактически началась в этом году с этого документа, в 1864 году продолжилась. Главное в новом уставе – университетам была возвращена автономия. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана. Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование:
- Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
- Утверждали программу обучения.
- Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
- Решали все финансовые вопросы.
Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин. Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.
Реформирование средней школы
19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.
Тип гимназии | Что преподавали | Что давало окончание |
---|---|---|
Реальные | Естественные науки. | Обучение в технических ВУЗах |
Классические | Гуманитарные науки. | Поступление в университеты. |
Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.
Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи. Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.
В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.
Действия императора
Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны. • Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений; • В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы; • Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию; • Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища; • Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания. • Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы; • В университетах можно было создавать научные общества. • При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки; • Были восстановлены кафедры философии и государственного права; • Возросла роль попечительских и педагогических советов.