Оглавление
Победитель
Юлиану пришлось жениться на родной сестре императора и ретивой христианке — Елене. Лишь тогда подозрительный Констанций сделал его соправителем. Юлиан осознавал зависимость и шаткость своего положения. Только военные доблести могли укрепить его статус, и он отправился на войну в Галлию. За 5 лет сумел очистить эту римскую провинцию от неприятеля, одержал блестящую победу при Страсбурге, где разбил семь варварских королей. 20 тысяч захваченных пленников направил он на постройку разрушенных городов, восстановил сообщение по Рейну и снабдил Галлию хлебом. Столь весомые успехи Юлиана встревожили Констанция, и он вызвал его в Рим. Получив приказ, молодой человек понял, что настал миг исполнения клятвы. Он объявил себя императором, войско с энтузиазмом поддержало его. Констанций был свергнут.
Весёлая богиня
Подросшего Юлиана отправили в Афины. Он жадно вдыхал воздух славного города, беседовал со знаменитыми христианскими теологами, поэтами и философами. Но самым ярким событием стала встреча на стадионе: в Арсиное он нашёл идеал, который его учитель Евсевий, конечно, назвал бы «белой дьяволицей». Как-то после очередной «философской» вечеринки Юлиан и Арсиноя решили погулять по городу. До этого он не смел коснуться даже её руки, да и в беседах был немногословен. Но тут вдруг открылся, рассказал о своих мечтах соединить христианскую аскезу со светлой языческой красотой. Молодая женщина пылко поддержала его. Истинная язычница, она, подобно сивилле, предсказала ему скорый императорский престол. Её пророчество вдохновило юношу, и влюблённый Юлиан поклялся: он станет императором и вернёт великому Риму веру в эллинских богов! И тогда Арсиноя, его весёлая богиня, сойдёт с Олимпа к нему во дворец… Удивительно, но уже на следующий день пришла весть; Констанций вызвал Юлиана в Рим, ко двору. Император был бездетным — ему приходилось думать о преемнике.
Память и оценки
О личности Константина II практически ничего не известно. Существует предположение, что именно этот император запечатлён в портретном бюсте, хранящемся в Национальном музее в Риме. Скульптор изобразил некрасивое, сильно вытянутое лицо с выступающим подбородком, длинным носом, оттопыренными ушами и близко посаженными глазами. Губы плотно сжаты, глаза смотрят пристально из-под низких бровей; это придаёт лицу твёрдость и значительность.
Предположительно именно Константин и трое его братьев изображены на золотой чаше, хранящейся в Римско-германском музее в Кёльне. Учитывая наличие портрета Криспа, эту чашу датируют 325/326 годами. Индивидуальные различия на этих изображениях стёрты, и, по мнению немецкого исследователя Уве Зюссенбаха, чаша представляет интерес в первую очередь как пример соседства дионисийских мотивов в портретах императорских сыновей с христианскими сюжетами о Спасении.
Источники содержат немного информации о Константине II, оставляя место для научных дискуссий. В частности, ведутся споры о планах Константина Великого в отношении своего старшего сына и, соответственно, в отношении устройства империи после своей смерти. Есть взаимоисключающие гипотезы в пользу того, что Константин-старший хотел сделать сына единоличным властителем либо возродить в новом виде созданную Диоклетианом систему тетрархии — теперь уже на семейной основе. По мнению Якоба Буркхарда, характеризующего трёх братьев, включая Константина II, как «пропащих людей, лишённых как совести, так и веры», император понимал, что, если он назначит преемником одного сына, тот немедленно займётся устранением братьев; поэтому Константин Великий разделил империю, чтобы сохранить династию. Существует и компромиссный подход, отрицающий необходимость жёсткой дихотомии (либо единоначалие, либо коллегиальность): с этой точки зрения можно спорить только о том, удалось ли Константину-старшему воплотить в жизнь свою идею иерархизированного соправления членов одной семьи. Распространено мнение, что Константин II должен был стать одним из двух августов (наряду с братом Констанцием), а титулы цезарей были уготованы Константу и Далмацию.
Майкл Грант считает, что, провозгласив малолетних сыновей и племянника цезарями, Константин Великий окончательно похоронил идею Диоклетиана об императорской власти как награде для наиболее достойных. При этом позже Константин не назначил старшего сына своим единственным преемником, поскольку тот не обладал в глазах отца необходимыми для правителя способностями.
Войны между братьями, как считал Буркхард, очень похожи на распри между сыновьями Людовика Благочестивого в IX веке. Современный немецкий исследователь Бруно Блекман относит войну Константина II с Константом к «тяжелейшим по своим последствиям событиям в истории позднеантичной империи»: гибель Константина означала гибель установленного его отцом порядка и фактический распад империи на две части, конфронтация между которыми усиливалась за счёт религиозных мотивов.
Юлиан Отступник: великий грешник или великий полководец?
Быть может, римские правители достигли бы больших успехов в борьбе с персами, если бы не положение на других границах и бесконечные междоусобицы, потрясавшие империю до самых основ. Вот и Констанцию пришлось бросить персидский фронт для борьбы с неожиданным противником — собственным двоюродным братом по имени Юлиан, вошедшим в историю как Юлиан Отступник. Осенью 361 года по пути на войну с братом Констанций заболел и умер, так что Юлиан одержал победу в гражданской войне фактически бескровно. Началось короткое, но яркое правление одного из самых известных римских императоров, чья фигура вызывала интерес как современников, так и потомков
Нужно сказать, что ещё в 355 году, когда Юлиан был провозглашён цезарем и отправлен в Галлию с задачей остановить вторжение германцев, жаждавших захватить плодородные земли по эту сторону Рейна, молодой полководец быстро обратил на себя внимание своими военными дарованиями, сдержанностью и уравновешенностью, что выгодно отличало его от прочих вельмож и брата-императора. Громкая победа при Аргенторате, где располагавший весьма скромными силами цезарь сумел одержать верх над алеманнами и спас Галлию от разорения, стала лишь подтверждением его несомненного полководческого таланта, однако в веках Юлиан «прославился» совсем не этим.
Юлиан Отступник. Иллюстрация XVI века. (Pinterest)
Дело в том, что среди правителей пока что единой Римской империи Юлиан был последним императором-язычником. Более того, этот философ-неоплатоник нисколько не скрывал своих убеждений и даже начал преследования христиан, вздохнувших спокойно после принятия Миланского эдикта в 311 году. Теперь же, когда по смерти Констанция Юлиан бескровно стал новым императором, на христиан снова начались гонения, что обеспечило императору феноменальную «популярность» как в раннехристианских сочинениях, так и позднейшей церковной традиции, где он за редкими исключениями представлялся как образец греховности, погубивший не только себя, но и многих других, за что был сурово наказан Небесами. Что же случилось с победителем алеманнов?
Становление
Звали юношу Юлианом, он доводился двоюродным братом правящему императору Констанцию и был племянником покойного Константина Великого — императора, сделавшего христианство господствующей религией Римской империи. Мальчику было всего 6 лет, когда умер его отец. До 24 лет Юлиан жил в Мацеллуме, бывшем дворце каппадокийских царей, неподалёку от Константинополя. По существу это было заточение: император Констанций подозревал каждого в покушении на свою власть, особенно близких родственников. Воспитанием подростка занимались два человека. Епископ Евсевий внушал ребёнку христианские истины, и пылкий мальчик всем сердцем своим отзывался на них. Евнух Мардоний сумел направить способности мальчика на изучение Гомера и Гесиода, древних философов, привить ему вкус к эллинской красоте. Новые, во многом противоречащие друг другу знания смущали талантливого отрока. Ему, вокруг которого ещё все дышало славной культурой эллинской эпохи, трудно было понять, почему христианство столь непримиримо к нарядным одеждам, к быстрым колесницам, к красивому человеческому телу и даже к античным стихам. Юноше было непонятно, почему монахи при виде мраморной статуи Венеры шипели: «Белая дьяволица!». Ведь она так чудесна! Он по-прежнему истово молился Иисусу Христу, но при этом тайно восторгался красотой обнажённой девы.
[править] Источники
- КЕЭ, том 10, кол. 825–827
- Иер. Нед., 37д
- Иер. Маас. Шени, 56а
- Лука 21:6
- Матф. 24:2
Принципат 27 до н. э. — 235 |
Октавиан Август · Тиберий · Калигула · Клавдий · Нерон · Гальба · Отон · Вителлий · Веспасиан · Тит · Домициан · Нерва · Траян · Адриан · Антонин Пий · Марк Аврелий и Луций Вер · Коммод · Пертинакс · Дидий Юлиан · Песценний Нигер · Клодий Альбин · Септимий Север · Каракалла · Гета · Макрин и Диадумениан · Гелиогабал · Александр Север |
---|---|
Кризис 235—284 |
Максимин I Фракиец · Гордиан I и Гордиан II · Пупиен и Бальбин · Гордиан III · Филипп I Араб · Деций Траян и Геренний Этруск · Гостилиан · Требониан Галл и Волузиан · Эмилиан · Валериан I · Галлиен и Салонин · Клавдий II · Квинтилл · Аврелиан · Тацит · Флориан · Проб · Кар · Карин и Нумериан |
Доминат 284—395 |
Диоклетиан · Максимиан · Констанций I Хлор · Галерий · Флавий Север · Максенций · Максимин II Даза · Лициний c Валентом и Мартинианом · Константин I · Константин II · Констант · Констанций II и Ветранион · Юлиан Отступник · Иовиан · Валентиниан I · Валент II · Грациан · Валентиниан II · Феодосий I Великий |
Западная империя 395—480 |
Гонорий · Констанций III · Константин III · Иоанн · Валентиниан III · Петроний Максим и Палладий · Авит · Майориан · Либий Север · Антемий · Олибрий · Глицерий · Юлий Непот · Ромул Август |
Восточная империя 395—476 (до падения Рима) |
Аркадий · Феодосий II · Маркиан · Лев I Макелла · Лев II · Зенон · Василиск · Зенон |
Цезарь
Флавий Клавдий Юлиан. С таким полным императорским именем предстал этот тайный язычник перед Римом и сразу объявил о своих намерениях. Христианство перестало быть государственной религией. Император даже написал несколько сатирических листков против христиан. Отовсюду стали собирать жрецов прежних языческих верований, спешно реставрировать античные храмы. Однако гонений на христиан Юлиан не хотел, лавры нового Нерона не привлекали его. Он мечтал об объединении двух религий. И ещё… он искал Арсиною. Его супруга Елена умерла при родах, так что свою «весёлую богиню» он с полным правом мог сделать императрицей. Он отправил за ней людей в Афины, но посланцы вернулись ни с чем. Однако через некоторое время Арсиноя сама приехала в Рим и явилась во дворец. При этом совершенно не походила на себя прежнюю: она была в строгой одежде, совсем не подходящей античной богине. Пришла не разделить с ним власть, не с благодарностью за исполнение обещания, она явилась с укоризной! Оказалось, что за это время она стала христианкой, ибо язычество, заявила она, пало нравственно и возродить его в былой чистоте невозможно. А в новой религии она нашла глубину духа и живую мысль. Они не поняли друг друга: для Юлиана христианство уже давно было религией мертвецов и гробов.
Примечания
- , Божественный Клавдий, XIII, 1.
- , Божественный Клавдий, прим. 37.
- ↑ , с. 273.
- ↑ , s. 1026.
- , II, 39, 1.
- , с. 280.
- , s. 366—367.
- , p. 6.
- , прим. 286.
- , p. 9.
- , p. 66—67.
- , XLI, 4.
- , p. 67—68.
- , p. 8—-87.
- , p. 73.
- , s. 1026—1027.
- , с. 146.
- , с. 273—274.
- , с. 94—95.
- , с. 273—274.
- ↑ , s. 1027.
- , XLI, 13.
- ↑ , с. 274.
- , s. 228.
- , s. 230—231.
- ↑ , с. 278.
- , с. 162.
- , с. 278—279.
- , с. 158—159.
- , II, 16.
- , Послание к сенату и народу афинскому, 270c—d.
- , с. 163—164.
- , с. 158.
- , s. 240—241.
- , s. 1027—1028.
- , s. 243.
- ↑ , s. 1028.
- , s. 236—237.
- , s. 237—239.
- , s. 244—246.
- , s. 246—248.
- , s. 248—249.
- , X, 9, 2.
- , VII, 29, 5.
- , XLI, 21.
- , XIII, 5, 10—15.
- ↑ , с. 281.
- , с. 93—94.
- , s. 14—15.
- , s. 16; 24—25.
- ↑ , s. 226.
- , с. 163.
- , s. 225—226.
Источники и литература
Источники
- Секст Аврелий Виктор. // Римские историки IV века. — М.: Росспэн, 1997. — С. 179—224. — ISBN 5-86004-072-5.
- Флавий Евтропий. Бревиарий римской истории. — СПб.: Алетейя, 2001. — 305 с. — ISBN 5-89329-345-2.
- . Дата обращения: 19 ноября 2017.
- . Дата обращения: 24 февраля 2018.
- Павел Орозий. История против язычников. — СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. — 544 с. — ISBN 5-7435-0214-5.
- Секст Аврелий Виктор. // Римские историки IV века. — М.: Росспэн, 1997. — С. 124—178. — ISBN 5-86004-072-5.
- Сократ Схоластик. Церковная история. — М.: Росспэн, 1996. — 368 с. — ISBN 5-86004-071-7.
- Требеллий Поллион. Божественный Клавдий // Светоний. Властелины Рима. — М.: Ладомир, 1999. — С. 683—695. — ISBN 5-86218-365-5.
- Филосторгий. Сокращение Церковной истории // Церковные историки IV—V веков. — М.: Росспэн, 2007. — С. 189—264. — ISBN 978-5-8243-08-34-1.
- Юлиан Отступник. Сочинения. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. — 428 с. — ISBN 978-5-288-04156-3.
Литература
- Буданова В. Готы в эпоху Великого переселения народов. — СПб.: Алетейя, 1999. — 320 с.
- Буркхард Я. Век Константина Великого. — М.: Центрполиграф, 2003. — 367 с. — ISBN 5-9524-0395-6.
- Вольфрам Х. Готы. — М.: Ювента, 2003. — 656 с. — ISBN 5-87399-142-1.
- Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. — М.: Книжный клуб Терра, 2008. — Т. 2. — 576 с.
- Грант М. Римские императоры. Биографический справочник правителей Римской империи. — М.: Терра-Книжный Клуб, 1998. — 400 с. — ISBN 5-300-02314-0.
- Barnes T. The New Empire of Diocletian and Constantine. — Cambridge: Harvard University Press, 1982. — ISBN 0783722214.
- Bleckmann B. Der Bürgerkrieg zwischen Constantin II. und Constans (340) // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. — 2003. — № 52. — С. 225—250.
- Burgess R. THE SUMMER OF BLOOD: The «Great Massacre» of 337 and the Promotion of the Sons of Constantine // Dumbarton Oaks Papers. — 2008. — № 62. — С. 5—51.
- Pohlsand H. Crispus: Brilliant Career and Tragic End // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte. — 1984. — № 33, 1. — С. 79—106.
- Seek O. Constantinus 3 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — 1900. — Bd. IV, 1. — Kol. 1026—1028.
- Süssenbach U. Die «Konstantinischen Princen» des Goldglases von Köln-Braunsfeld // Wallraf-Richartz-Jahrbuch. — 1983. — № 44. — С. 11—28.
- Temporini H. Die Kaiserinnen Roms. Von Livia bis Theodora. — Munchen: Verlag C. H. Beck, 2001. — 542 с.
Литература[править | править код]
Литератураправить | править код
- Jones A. H. M. Fl. Claudius Antonius 5 // Prosopography of the Later Roman Empire (англ.) / A. H. M. Jones, J. R. Martindale, J. Morris. — . — Cambridge University Press, 1971. — Vol. I: A.D. 260–395. — P. 77. — ISBN 0-521-07233-6.
- Sivan, Hagith. Ausonius of Bordeaux: Genesis of a Gallic Aristocracy. — London, New York: Routledge, 1993.
- McLynn, Neil Brendan. Ambrose of Milan: Church and Court in a Christian Capital. — University of California Press, 1994.
- Cameron, Alan. The Last Pagans of Rome. — Oxford: Oxford University Press, 2010.
- Olszaniec, Szymon. Prosopographical studies on the court elite in the Roman Empire (4th century A. D.). — Wydawnictwo Naukowe Uniwersytetu Mikołaja Kopernika, 2013.
Юлиан Отступник. Мифы и реальность.
6 декабря 2013 mifvitamin 4 028 просм.
На Сайте Востоколюба очередная публикация в разделе Галерея Заблуждений. Медленно, но уверенно раздел этот становится самым крупным собранием заблуждений в интернете.
Император Юлиан — благородный философ
Для начала фрагмент даже не из древнего источника, а из одной из современных религиозных статей: «Наступили времена Юлиана Отступника, когда христиане подверглись жесточайшему гонению. Христианские святыни безжалостно истреблялись: храмы рушись, мощи святых извлекались из могил и сжигались. Без следа было уничтожено тело Иоанна Крестителя».
В христианской литературе подобных текстов полных заблуждений, где Юлиану приписываются самые разные, мягко говоря, неблаговидные поступки, превеликое множество. Однако все это всего лишь повторы того, что незаслуженно приписали Юлиану — человеку высокоморальному и благородному, первые христианские историки (также, как они приписали императору Нерону), не желавшие простить императору его стремления возродить Римскую империю, объединив ее под знаменем философии неоплатонизма.
Коптская икона. Святой Меркурий убивает Юлиана Отступника.
На самом же деле, вопреки распространенному заблуждению, в борьбе с христианством Юлиан не применял физической силы и возможностей репрессивного аппарата. Его оружием было слово. Он довольно успешно проповедовал, причем использовал с этой целью искусство риторики. Юлиан учился в Афинах, где сдружился со многими учеными и философами. В спорах с первыми христианами он выгодно отличался своим блестящим образованием. За эти проповеди против христианства церковь и прозвала его Отступником. Кроме того, «жесточайшие гонения» заключались в том, что Юлиан лишил христиан императорского покровительства и запретил учительствовать в области свободных искусств.
Еще одно заблуждение об императоре Юлиане — миф о том, что перед смертью он якобы произнес фразу «Ты победил, Галилеянин» (Феодорит и др.) В действительности Юлиан, до последнего вздоха оставаясь противником христианства, такой фразы не произносил.
Вот как описывает последние часы жизни императора римский историк Аммиан Марцелин: «Забыв об осторожности, Юлиан голосом и жестами указывал на бегущего в ужасе врага; возбуждая ярость преследователей, он отважно ринулся в бой, а в страхе разбежавшиеся телохранители закричали, чтобы он поостерегся бегущей толпы, которая раздавит его, как рухнувшая кровля. И вот тут неизвестно откуда появившееся шальное кавалерийское копье, оцарапав кожу на руке императора, пробило ребра и застряло в нижней доле печени. Попытавшись правой рукой вытащить копье, император почувствовал, что заточенным с обеих концом железом перерезал себе сухожилия на пальцах, и упал с коня
Присутствовавшие при этом быстро к нему сбежались, отнесли в лагерь и вверили заботам врачей
Попытавшись правой рукой вытащить копье, император почувствовал, что заточенным с обеих концом железом перерезал себе сухожилия на пальцах, и упал с коня. Присутствовавшие при этом быстро к нему сбежались, отнесли в лагерь и вверили заботам врачей.
Император Юлиан.
Вскоре боль немного утихла, император перестал бояться и, мужественно борясь со смертью, потребовал оружие и коня, чтобы вернуться в бой, вселить в воинов надежду и показать, как он, пренебрегая собой, тревожится лишь о спасении других… Однако силы императора были намного слабей, чем воля, он страдал от потери крови и оставался недвижим. Вскоре покинула Юлиана и надежда на спасение, так как в ответ на свой вопрос он услышал, что ранен был во Фригии. А он знал, что именно там ему назначено судьбой погибнуть. Императора перенесли в палатку…»
Далее приводится исповедальный монолог Юлиана, в котором нет и намека на то, что он признает Галилеянина победителем.
Слушавшие его суровые воины плакали как дети. Юлиан нашел в себе силы пристыдить окружающих: «Стоит ли скорбеть об императоре, если он соединяется с солнцем и звездами».
Затем он попросил, чтобы к нему позвали двух философов из его свиты Максима и Приска. С ними он повел разговор о величии души. Впрочем, беседа не была долгой… Император Юлиан воссоединился с солнцем и звездами.
06.12.2013
Если Вам понравился данный материал, Вы можете поддержать Сайт Востоколюба финансово. Спасибо!
Биография[править | править код]
О происхождении Антония нет точных сведений, но, по всей видимости, он был выходцем из испанских провинций. Он сделал долгую и успешную карьеру чиновника. В промежуток между 370 и 373 годом Антоний занимал должность магистра скриний — одного из секретарей императора Валентиниана I. Некоторые ученые ограничивают дату пребывания Антония на посту магистра скриний временем около 371 года. В рассматриваемый период времени Флавий Клавдий также был квестором священного дворца. В его задачи входило составление текстов посланий Валентиниана I, направляемых римским сенаторам. Авторы Prosopography of the Later Roman Empire считают, что Антоний занимал должность квестора священного дворца в интервал между 370 и 373 годом, то есть примерно тогда же, когда он был магистром скриний. Этот вывод делается из письма Квинта Аврелия Симмаха, отправленного Антонию до 374 года. Более конкретизировать представленные данные невозможно, но во всяком случае Антоний оставил свой пост до 375 года, когда место квестора священного дворца занял Авсоний.
Смерть Валентиниана I в 375 году привела к чистке бюрократического аппарата, проведенной по приказу его преемника Грациана. Антонию не только удалось избежать последствий этого мероприятия, но и подняться дальше по карьерной лестнице. В 376—377 годах Антоний занимал должность префекта претория Галлии. По одной из версий, он был назначен галльским префектом уже в 375 году. В период между 30 ноября 377 года и 21 января 378 года Антоний был переведен на пост префекта претория Италии.
Примерно в это время Антоний входил в состав сторонников Децима Магна Авсония и был одним из ключевых лиц в создании альянса между галльской и испанской аристократией с целью возвышения военачальника Феодосия в ранг императора. Антоний был ответственным за реализацию школьного закона Грациана от мая 376 года (субсидирование занятости грамматиков и риторов), а также указов, направленных на разграничение полномочий гражданской, военной и судебной сфер власти в галльской префектуре и укрепление власти викария диоцеза. В 382 году Флавий Клавдий был назначен ординарным консулом вместе с Флавием Афранием Сиагрием. По всей видимости, он был обязан этой должностью императору Феодосию, с которым состоял в родственных связях.
У Антония был брат (по другой версии, племянник) Марий, который в 70-х годах IV века занимал должность наместника одной из провинций диоцеза Сельской Италии. Авторы Prosopography of the Later Roman Empire полагают, что Флавия была также сестра по имени Мария, которая была замужем за братом Феодосия Гонорием.
Известно, что Антоний писал трагедии, не дошедшие до наших времен, и состоял в переписке с Квинтом Аврелием Симмахом, который высоко ценил его литературные достижения. Антоний же способствовал карьерному росту Симмаха. Кроме того, он обменивался письмами с Амвросием Медиоланском, с которым он, по-видимому, был в хороших отношениях. Антоний был христианином.
Тигр и Евфрат — новая встреча с персами
Став во главе империи Юлиан начал готовиться к продолжению войны с Сасанидами: Шапур II ясно дал понять римлянам всю серьёзность своих намерений, угрожая всей восточной границе империи. С другой стороны, самому Юлиану не были чужды честолюбивые замыслы: он намеревался перейти Евфрат и Тигр, покорить столицу Сасанидов Ктесифон, а после, подобно Александру, дойти до Индии. И хотя за 700 лет, отделявших императора от времён македонского царя, ситуация в Междуречье изменилась кардинально, Юлиан грезил лаврами победителя и титулом «Парфянского» подобно великим императорам прошлого. Римляне давно не предпринимали сколько-нибудь активных завоевательных походов, так что импульс Юлиана мог стать отправной точкой для чего-то большего хотя бы с точки зрения моральной и пропагандистской, тем более, что он уже имел опыт преодоления больших рек и действий на неприятельской территории за Рейном.
Сасанидские воины. (Pinterest)
Для начала Юлиан отправил послов к армянскому царю, чья помощь могла сильно облегчить ход кампании, и к арабским племенам, набеги которых могли отвлечь внимание персов на южном фланге, после чего остаток 362 года провел в подготовке к решающей схватке. Было решено наступать вдоль течения Евфрата, по водам которого должен был идти целый флот из более чем тысячи кораблей и судов, перевозивших поклажу, припасы и осадные машины
На этом фоне Шапур, связанный очередной войной на своей восточной границе, предложил мир на почётных условиях, которые предложил бы сам Юлиан, однако император отказался, предвкушая молниеносный успех завоевательного похода. 5 марта 363 года главные силы римлян вышли из Антиохии и двинулись по направлению к Евфрату, где уже сплавлялась флотилия, возглавляемая двумя навархами (адмиралами). Император делал ставку на стремительность движения и внезапность нападения: одновременно с римскими силами с севера должны были наступать армяне, которым был отправлен вспомогательный корпус численностью 16 000 человек. Начался Великий Персидский поход.
[править] Карьера
Родился в или 332 году в Константинополе, сын Юлия Констанция, брата императора Константина I Великого.
Ребёнком случайно избежал гибели, когда вся его семья погибла в ходе разгоревшейся после смерти его дяди Константина, борьбы за трон.
В юности получил христианское воспитание под руководством Евсевия Кейсарийского, но позднее увлекся греческой языческой философией и отрёкся от христианства, за что получил прозвище Отступник (Апостат).
В 355 году император Констанций назначил Юлиана Отступника наместником Галлии, где он выказал незаурядный административный и военный талант, отразив вторжение германцев и укрепив управленческий аппарат провинции.
С 6 ноября 355 года по февраль 360 года — цезарь.
В 360 году, получив приказ передислоцироваться на восток для участия в кампании Констанция против Персии, легионы, находившиеся под командованием Юлиана Отступника, восстали и провозгласили его императором. Когда в следующем году Констанций неожиданно умер, Юлиан стал правителем Римской империи.
С февраля 360 года по 3 ноября 361 года — август.
С 3 ноября 361 года по 26 июня 363 года — император.
Сразу по вступлении на престол издал указ ο веротерпимости и дал свободу и равноправие всем верованиям: иудаизму, язычеству и христианству.
Написал против христианства книгу «Против галилеян».
К евреям Юлиан относился сочувственно; он предоставил им все гражданские права и освободил от обременительных специальных налогов. В своих сочинениях Юлиан обнаруживает знакомство с иудаизмом: он ставит иудаизм ниже язычества, но отдаёт ему преимущество перед христианством. Юлиан цитирует Библию, пользуясь Септуагинтой. В особом послании к «еврейской общине» (363 год), выражая свою симпатию евреям, Юлиан возвещает, что намерен на свой счёт восстановить «святой город Иерусалим» и лично посетить его по возвращении из персидского похода (но Юлиан пал в битве с персами). Патриарха Гиллеля II (Юлос) император называет в этом послании своим братом и другом.
Многие историки, еврейские и христианские, допускают, что работы по восстановлению Иерусалимского Храма начались немедленно после издания этого послания и затем были прерваны, но тщательное исследование источников показывает, что рассказ ο начавшихся работах не отличается достоверностью. В Талмуде Юлиан, סונילול, упоминается с сообщением о его походе против персов. Амора Axa, современник Юлиана, имел, вероятно, в виду план императора, когда сказал, что «храм будет восстановлен до наступления Давидова царства». Сам Юлиан писал, что «уже сейчас храм возводится заново» («Послание священнослужителю»). Еврейские источники содержат лишь неопределенные намёки на это. Римский историк Аммиан Марцеллин пишет, что, вероятно, Юлиан хотел, чтобы восстановленный Храм стал памятником его правления. Юлиан распорядился о выделении необходимых средств и строительных материалов и возложил ответственность за проект на Алипия Антиохийского, но, согласно сообщениям римских историков, попыткам начать строительство положил конец пожар, охвативший руины Храма. Отцы церкви повествуют об этом в приукрашенной форме и добавляют, что евреи с энтузиазмом приняли предложение Юлиана и тысячами стекались к Храмовой горе, неся камни для строительства, однако, когда были положены первые камни, в предупреждение евреям начались землетрясения и ураганные бури, а затем евреи были обращены в бегство небесным огнём и видением Иисуса Христа.
Полагают, что Юлиан намеревался восстановить Храм, чтобы укрепить язычество в противовес христианству (с его точки зрения, иудаизм был одной из форм языческой религии, характерной чертой которой служат ритуалы жертвоприношения), а также чтобы опровергнуть пророчество Иисуса Христа относительно Храма.
В 363 году предпринял поход на Сасанидский Иран, где погиб в бою.
«Замолкла журчащая вода»
Вскоре Арсиноя покинула дворец. Но её уход лишь укрепил Юлиана в убеждении, что «эллинская вера воспитывает героев, а христианская только рабов». Вот и Арсиноя стала рабой этого Распятого, стала мыслить как раба! Теперь императору мало было писать сатиры на христиан, он стал издавать эдикты против них, а вскоре и вовсе пошёл на такие репрессии, какие были лишь во времена тяжких гонений на христиан. Он конфисковал имущество церкви в пользу языческих храмов, преследовал христианских проповедников, платил людям за переход в язычество и, наконец, издал эдикт о запрещении христианским учителям преподавать в школах. Рим всё больше и больше выражал своё недовольство. Апостат-Отступник — вот как теперь называли Юлиана. Льготы богатым и подачки бедноте не помогали. Только армия оставалась верна императору. Было ясно: ещё немного — и дело дойдёт до кровавого столкновения двух религий.