Сенат — это важнейший орган власти ряда современных государств

Оглавление

Период с 1741 по 1917 год

При Елизавете правительствующий сенат вновь получил большие полномочия, вплоть до законодательной деятельности и влиянию на иностранную политику. Однако все введения императрицы отменил Петр III. При Екатерине II активно продолжалось формирование государственного строя Российской империи. Великая властительница не особо доверяла членам Сената и по возможности старалась изъять из учреждения те или иные ведомства и передавала их под контроль доверенным людям, таким как князь Вяземский, Шувалов и Чернышев.

Окончательно сформировалось положение о высшем органе власти в период правления Александра I. Сразу же после воцарения он всерьез взялся за восстановление высокой роли Правительствующего сената в государственном управлении. Итогом его стараний стал указ от 8 сентября 1802 года, ставший последним законодательным актом, полностью разъясняющим права и обязанности этой организации. В таком виде учреждение просуществовало вплоть до 1917 года, когда было упразднено.

Особенности в назначение сенаторов

При Петре I члены совета, помимо службы в этой центральной организации, осуществляли и другие государственные поручения. Потому в источниках того времени часто можно встретить упоминание о прохождении заседания не в полном составе. Кто-то был назначен послом в Европу, кто-то отправлялся по специальным поручениям в уездные города Империи, так и получалось, что все обязанности исполняли 5–6 человек.

Основную функцию управления несли на себе сенаторы в департаментах, причем первоначально в их составе не было замечено выдающихся людей своего времени, тех, кто способен руководить сильной рукой. Дело в том, что, согласно существующей дифференциации государственных чинов, на должность в совете назначались лица, имеющие III и IV ранг, и служба в правительстве для них была верхом карьеры. Таким образом, общественное положение членов, которые входили в правительствующий сенат, абсолютно не соответствовало его высокому статусу.

Назначения осуществлялось именными указами, сенаторы произносили присягу, установленную еще при Петре I.

Основные функции

За двухсотлетнюю историю центрального органа государственной власти оно претерпело множество изменений. Постепенные преобразования привели к тому, что Правительствующий сенат, функции которого были прописаны в специальном императорском указе, имел уникальные права, включающие в себя как толкование законов, так и надзор за деятельностью подконтрольных учреждений.

  1. Одна из важнейших его функций – это возможность обнародовать законы либо отказывать в их официальном опубликовании. Члены совета осуществляли контроль за нормативностью государственных актов, выполнял толкование законов, именно их решение являлось окончательным.
  2. Правительствующий сенат осуществлял надзор за правомерностью действий министров, министерств, губернских начальств. При обнаружении нарушений, организация была вправе потребовать объяснений и при необходимости наказать.
  3. Он производил наблюдение за выборами в земские собрания, Государственную думу, городские думы, купеческих, мещанских, ремесленных учреждений, рассматривал жалобы дворян.
  4. Сенат имел право в случае выявления грубых ошибок в службе губернских руководителей, выносить им замечание и издавать соответствующие указы.
  5. Кассационный департамент правительствующего сената осуществлял руководство судебной системой в России, выносимые им решения уже не подвергались обжалованию.

Уникальность полномочий правительствующего органа заключалась еще и в том, что члены совета имел право возбуждать уголовное преследование высших административных лиц, уездных представителей дворянства и других чиновников.

Новые функции

В 1810 году Александром I было принято решение о создании Государственного совета – высшего законодательного органа. Тем самым эта часть функций Правительственного сената упразднялась.

Но за ним оставлялась прерогатива законотворчества. Проекты законов могли представляться им для рассмотрения министром юстиции. Начиная с XIX века он одновременно являлся и генерал-прокурором.

В этот же период коллегии были заменены министерствами. Хотя на первых порах имела место путаница между Сенатом и вновь созданными исполнительными органами. Привести все в соответствие удалось лишь к 1825 году – к концу правления Александра.

Одной из основных функций сената была финансовая. Департаменты были обязаны контролировать исполнение бюджета и сообщать высшей власти о выявленных недоимках.

Еще одним важным направлением работы было решение межведомственных имущественных споров. А также Сенат занимался регулированием торговли, назначением мировых судей и ведением имперского гербовника. Как уже было сказано выше, этот орган прекратил свое существование после революционных событий в конце 1917 года.

После Петра I

После смерти Петра Великого, в период с 1726 по 1730 год, Сенат стал называться Высоким и потерял большую долю имевшихся у него полномочий. Его деятельность в основном распространялась на финансовую и административную сферы.

При царствовании Екатерины II Сенат был поделен на департаменты и лишился законодательных полномочий.

C началом XIX века к функциям этого органа относился надзор за работой различных государственных учреждений. А начиная с 1864 года прибавляется еще один аспект его деятельности – он становится высшей кассационной инстанцией. Некоторые из департаментов Правительствующего сената занимались осуществлением регистрации торговых сделок.

Этапы создания сената в России

При этом, по возвращении из похода, Сенат не был расформирован царём, но наоборот, Пётр утверждает его в качестве постоянного органа в организации которого в петровский период историки отмечают три фазы:

Первый этап создания сената: в период с 1711 по 1718 годы Сенат являлся органом, члены которого назначались для присутствования в нём;

Второй этап создания сената: с 1718 по 1722 годы он представляет собой собрание президентов коллегий;

Третий этап создания сената: а с 1722 года орган имеет смешанный состав, в который входят сенаторы и президенты некоторых коллегий.

Определение «Сенат (в России)» в Большой Советской Энциклопедии

Сенат в России, Правительствующий сенат, высший орган управления, превратившийся в 19 в. в высший орган суда и надзора. Учрежден указом Петра I 22 февраля 1711. Первоначально функционировал как временный коллегиальный орган для управления страной в отсутствие царя, заменивший Боярскую думу. Являлся законосовещательным органом, судебно-апелляционной инстанцией. Осуществлял также надзор за коллегиями (кроме иностранной). Вначале состоял из 9 членов и обер-секретаря. Члены Сенат (в России) — сенаторы — назначались царём из числа гражданских и военных чиновников первых трёх классов (по Табели о рангах). В 1722 учреждены должности генерал-прокурора, рекетмейстера (приём жалоб и прошений на решения и волокиту государственных учреждений) и герольдмейстера (учёт и заведование службой дворян), а также конторы: сенатская, ревизионная, раскольничья. Сенат (в России) в отсутствие царя мог принимать законы. Со 2-й четверти 18 в. значение Сенат (в России) падает, его ограничивают Верховный тайный совет, затем Кабинет министров. В 1741 делается попытка восстановить значение Сенат (в России), однако с 1756 он был вновь оттеснён Конференцией при высочайшем дворе. Попытка поднять значение Сенат (в России) (проект Н. И. Панина) повлекла реформу Сенат (в России) (1763), по которой Сенат (в России) был разделён на 6 департаментов: 4 в Петербурге и 2 в Москве, 1-й ведал важнейшими делами управления, 2-й — судебными, 3-й — окраинами, путями сообщения, медицинским делом и образованием, 4-й — военным управлением; московские департаменты соответствовали 1-му и 2-му петербургским департаментам. С 1775 деятельность Сенат (в России) ограничивалась чисто судебными функциями. С созданием министерств (1802) Сенат (в России) превратился в высший орган суда и надзора. К середине 19 в. Сенат (в России) представлял собой совокупность 12 полусамостоятельных департаментов, нескольких общих собраний и других учреждений, объединяемых лишь главенством генерал-прокурора, ставшего с учреждением министерств и министром юстиции. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых пожизненно царём, во главе стоял обер-прокурор. По мере введения судебных уставов 1864 апелляционные департаменты Сенат (в России) стали закрываться. В 1872 в составе Сенат (в России) создано «Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах» — высший политический суд России.

К началу 20 в. Сенат (в России) состоял из 6 департаментов (1-го, 2-го, судебного, герольдии, 2 кассационных), Особого и Высшего дисциплинарного присутствий, 3 общих собраний и 5 соединённых присутствий департаментов. В 1906 при Сенат (в России) был учрежден Верховный уголовный суд, рассматривавший преступления главным образом чиновников. После падения самодержавия в 1917 были упразднены Особое присутствие и Верховный уголовный суд. Остальной аппарат Сенат (в России) остался без изменений. Сенат (в России) упразднён декретом Сов. власти от 22 ноября (5 декабря) 1917.Лит.: Ерошкин Н. П., Очерки истории государственных учреждений дореволюционной России, 2 изд., М., 1968.  Н. П. Ерошкин.

«БСЭ» >>

«С»
>>

«СЕ»
>>

«СЕН»
>>

«СЕНА»

Реформы Петра Великого.

После смерти в
1700 году патриарха Адриана высшее управление церкви было поручено
“местоблюстителю патриаршего престола”.

С установлением
сената многие дела церковного управления ведались этим органом. В 1721 году был
учрежден Синод, духовная коллегия а с ней и ее учредительный акт — духовный
регламент. Синод старался достигнуть равного с сенатом положения, хотя и не
всегда с успехом. Синод -постоянный собор со значением прежней патриаршей
власти. Особенность синода была в том, что ему были подчинены и иноверческие
церкви (лютеранская и католическая), а также отчасти нехристианские
исповедания.

Первоначальный
состав синода: президент, два вице-президента, четыре асессора и четыре советника.
В Синоде были представители всех классов духовенства: архиереи, настояли
монастырей, протопопы. Президент — местоблюститель патриаршего престола —
Стефан Яворский. После его смерти в 1722 году новый президент уже не
назначался. С 1722 вводится должность обер-прокурора, который выбирался “из
офицеров доброго человека”. Правовое положение обер-прокурора было точно таким
же, как у генерал-прокурора при сенате. Он есть “око государево и стряпчий по
делам государственным”. Он имел право останавливать незаконные решения и
доносить о них государю. 1726 — отмена вице-президентства и разделение синода
на 2 департамента: синод и коллегию экономии, состоявшая из светских лиц, и
которая подчинилась ведомству сената (1738).

Император —
фактически глава русской православной церкви. Церковь превратилась в
государственное учреждение наравне с любой другой коллегией (к некоторыми
оговорками). Таким образом, монарх превратился в юридического главу церкви.
Решения монарха не подвергались обсуждению. Идеологическая роль церкви была
потеряна.

Роль Правительствующего сената до 1741 года

После смерти Петра центральный орган власти просуществовал в первоначальном виде меньше одного года. В 1727 году императрица Екатерина I издала указ об учреждении над ним специального надзора, коим стал Тайный Верховный Совет. А сам Правительствующий сенат в России был переименован в Высокий.

Причину создания наблюдательного органа историки связывают с личными качествами приемников Петра, которые не умели, как он, руководить железной рукой. Практически сенат потерял свое первоначальное значение, в его обязанности теперь входили судебные разбирательства и мелкая правительственная работа. Все это происходило под пристальным взором Верховного тайного совета, членами которого были А. Д. Меньшиков и Ф. М. Апраксин.

Положение изменилось с приходом Анны Иоанновны, которая упразднила контролирующий орган, и вся власть вновь сосредоточилась в руках императрицы и Правительствующего сената. Была проведена реформа, ведомство разделилось на 5 департаментов, появляется кабинет министров, за руководство которым боролись Бирон, Остерман и Миних.

Список национальных сенатов

  • Афганистан
  • Аргентина
  • Австрия
  • Австралия
  • Барбадос
  • Бельгия
  • Белиз
  • Боливия
  • Бразилия
  • Бурунди
  • Камбоджа
  • Камерун
  • Канада
  • Чили
  • Колумбия
  • Демократическая Республика Конго
  • Республика Конго
  • Чехия
  • Доминиканская Республика
  • Египет
  • Эсватини
  • Франция
  • Габон
  • Германия
  • Гренада
  • Гаити
  • Индия
  • Индонезия
  • Ирландия
  • Италия
  • Кот-д’Ивуар
  • Ямайка
  • Япония
  • Иордания
  • Кения
  • Казахстан
  • Лесото
  • Либерия
  • Мадагаскар
  • Малайзия
  • Мексика
  • Непал
  • Нидерланды
  • Нигерия
  • Палау
  • Пакистан
  • Парагвай
  • Филиппины
  • Польша
  • Румыния
  • Россия
  • Руанда
  • Санкт-Люсия
  • Испания
  • Швейцария
  • Таиланд
  • Тринидад и Тобаго
  • Соединенные Штаты
  • Узбекистан
  • Уругвай
  • Зимбабве

Сенат при Екатерине II

Сразу после дворцового переворота 1762 года вельможа Н. И. Панин представил Екатерине II разработанный им проект учреждения императорского Со­вета.

Этот орган, состоящий из 6-8 доверенных лиц и наделённый зна­чительной властью (все законы должны проходить через рассмотрение Совета), серьёзно ограничил бы власть монарха.

После долгих колеба­ний, найдя благовидный предлог, Екатерина отказалась от предложения Панина.

В 1763 г. императрица провела реформу Сената. По мнению Ека­терины, этот орган обладал избытком власти и подавлял всякую са­мостоятельность подчинённых ему учреждений.

Сенат был разделён на шесть департаментов, каждый из кото­рых имел строго оговорённый крут обязанностей.

Часть его функций передавалась иным учреждениям. Сенат превратился в высшее судебное учреждение.

В Сенате было общее собрание, куда входили сенаторы, канцелярия, которая обладала значительными полномочиями в деле контроля за исполнением сенатских решений.

Выделяют в составе Сената расправную палату, которая рассматривала судебные дела. Сенат иногда являлся судом первой инстанции, но чаще всᴇᴦο он выполнял роль высшей апелляционнои̌ инстанции. Кроме ϶того, в составе Сената выделялись сенатские конторы, часть из которых находилась в Санкт-Петербурге, а часть в Москве. В деятельности сенатских контор начинает просматриваться чисто отраслевой принцип.

Структура

Новые подразделения должны были состоять не только из отечественных, но и из иноземных членов. Русским были отданы посты президентов и их заместителей – вице-президентов, а также по 4 должности советников и асессоров, по одному – секретаря, нотариуса, актуария, регистратора, переводчика и подьячих трех статей. Иностранцам же отводилось по одному месту асессора или советника и секретаря.

Учреждения коллегий должны были начать свою работу только в 1719 г., а до этого срока составлялись все необходимые документы, правила и т. д. Кроме того, нужно было подыскать персонал. В царском указе, который был передан президентам, говорилось, что на должности они не могут принять ни своих родственников, ни друзей. Для этого предлагалось выбрать по 2 или 3 кандидата на место и представить их в коллегиях, а там уже выбрать кого-то из них путем баллотировки шарами.

Учреждение министерств

Со временем коллегии стали тормозить развитие государства, так как бюрократизм в них достиг своего апогея. Наконец, 8 сентября 1802 г. по инициативе Александра I был издан Манифест «Об учреждении министерств». Всего было создано 8 таких подразделений, каждое из которых отвечало за свою сферу деятельности: военно-морских сил, военно-сухопутных сил, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, иностранных дел и народного просвещения.

У всех министерств были свои структурные подразделения, которые выстраивались по функциональному принципу. Первоначально их называли экспедициями, а затем переименовали в департаменты. Для их слаженной деятельности собирались специальные совещания, называемые «Комитетом министров», где довольно часто присутствовал и сам император.

Подготовка

В последующие два года царь провел за границей, и казалось, что без него учреждение коллегий и вовсе прекратилось. Но это было не так. Подготовка к организации новой системы шла полным ходом. Все, кто был задействован в этой работе, трудились не покладая рук, включая и самого Петра, который иногда присутствовал в датских коллегиях, просматривая дела и переписывая правила делопроизводства.

В начале 1717 г. Фик приехал в Амстердам к царю сообщить, что он закончил изучать шведское государственное устройство. Петр посылает его к Брюсу с тем, чтобы он объявил через губернское руководство и сенат, что шведские пленники, знающие гражданскую службу, могут поступить, если захотят, на русские должности в коллегии. Арестантам в России жилось несладко, поэтому многие приняли приглашение, к тому же им было обещано приличное вознаграждение.

дальнейшее чтение

  • Кэмерон А. Поздняя Римская империя (Fontana Press, 1993).
  • Кроуфорд, М. Римская республика , (Fontana Press, 1978).
  • Эк, Вернер . Памятник унд Inschrift. Gesammelte Aufsätze zur senatorischen Repräsentation in der Kaiserzeit (Берлин / Нью-Йорк: W. de Gruyter, 2010).
  • Груэн, Эрих , Последнее поколение Римской республики (U California Press, 1974).
  • Hoеlkeskamp, ​​Карл-Иоахим, Senatus populusque Romanus. Die politische Kultur der Republik — Dimensionen und Deutungen (Штутгарт: Франц Штайнер Верлаг, 2004).
  • Ihne, Вильгельм . Исследования по истории римской конституции . Уильям Пикеринг. 1853 г.
  • Джонстон, Гарольд Ветстон. Речи и письма Цицерона: с историческим введением, наброском римской конституции, примечаниями, словарным запасом и указателем . Скотт, Foresman and Company. 1891 г.
  • Krieckhaus, Andreas, Senatorische Familien und ihre patriae (1./2. Jahrhundert n. Chr.) (Гамбург: Verlag Dr. Kovac, 2006) (Studien zur Geschichtesforschung des Altertums, 14).
  • Миллар, Фергус , Император в римском мире (Лондон, Дакворт, 1977, 1992).
  • Моммзен, Теодор . Римское конституционное право . 1871–1888 гг.
  • Талберт, Ричард А. Сенат Имперского Рима (Принстон, Princeton Univerversity Press, 1984).
  • Тиге, Амвросий. Развитие римской конституции . Д. Эппл и Ко. 1886 г.
  • Фон Фриц, Курт. Теория смешанной конституции в древности . Издательство Колумбийского университета, Нью-Йорк. 1975 г.

Обзор

Изображение заседания римского сената , первого известного сената в мире: Цицерон нападает на Катилину . Фреска Чезаре Маккари (1840–1919)

Современное слово « сенат» происходит от латинского слова senātus (сенат), которое происходит от senex , «старик». Члены или законодатели сената называются сенаторами . Латинское слово сенатор было принято в английский язык без изменений в написании. Его значение происходит от очень древней формы социальной организации, в которой полномочия по консультированию или принятию решений закреплены за старшими мужчинами. По той же причине слово сенат правильно используется при обращении к любой могущественной власти, характерной для которой являются старейшие члены сообщества, поскольку совещательный орган факультета в высшем учебном заведении часто называется сенатом. Эта адаптация формы использовалась, чтобы показать силу тех, кто в теле, и чтобы процесс принятия решений был тщательным, что могло занять длительный период времени. Первоначальным сенатом был римский сенат , просуществовавший по крайней мере до 603 г. н.э., хотя в средневековом Риме предпринимались различные попытки его возродить. В Восточной Римской империи , то византийская Сенат продолжалась до четвертого крестового похода , около 1202-1204.

Сенат Соединенных Штатов в сессии

Современные демократические государства с двухпалатной парламентской системой иногда оснащены сенатом, который часто отличается от обычной параллельной нижней палаты , известной как « Палата представителей », « Палата общин », « Палата депутатов », « Национальное собрание », « Законодательное собрание » или « Палата собрания » по правилам выборов. Это может включать минимальный возраст, необходимый для избирателей и кандидатов, пропорциональную, мажоритарную или плюралистическую систему , а также избирательную основу или коллегию . Обычно сенат называется верхней палатой и имеет меньшее количество членов, чем нижняя палата. В некоторых федеральных землях сенаты существуют также на субнациональном уровне. В Соединенных Штатах в каждом штате есть сенат, за исключением Небраски (законодательный орган которого представляет собой однопалатный орган, называемый «Законодательным собранием», но члены которого называют себя «сенаторами»). Есть также Сенат США на федеральном уровне. Аналогичным образом, в Аргентине , в дополнение к Сенату на федеральном уровне, восемь из страны провинций , Буэнос — Айрес , Катамарка , Корриентес , Энтре Риос , Мендоса , Сальта , Сан — Луис (с 1987 года) и Санта — Фе , имеют двухпалатный законодательные органы с Сенатом. Кордова и Тукуман перешли на однопалатные системы в 2001 и 2003 годах соответственно.

В Австралии и Канаде только верхняя палата федерального парламента известна как Сенат. Во всех австралийских штатах, кроме Квинсленда, есть верхняя палата, известная как Законодательный совет . Несколько канадских провинции также когда — то Законодательный совет, но они все были отменены, последние из которых Квебек «s Законодательного совета в 1968 году.

В Германии , последний Сенат из Государственного парламента, Сенат из Баварии , был отменен в 1999 году.

Членство в сенате может определяться либо путем выборов, либо путем назначений. Например, выборы проводятся каждые три года для половины членов Сената Филиппин , срок полномочий сенатора составляет шесть лет. Напротив, члены канадского сената назначаются генерал-губернатором по рекомендации премьер-министра Канады , занимая этот пост до ухода в отставку, отстранения от должности или выхода на пенсию по достижении обязательного возраста 75 лет.

Несуществующие и неустановленные сенаты

Отменено в пользу однопалатной системы

  • 1863 Греция
  • 1904 г., провинция Сантьяго-дель-Эстеро , Аргентина
  • 1958 Судан
  • 1966 г. Кения (восстановлен в 2013 г.)
  • 1970 Швеция
  • 1971 г. Цейлон (ныне Шри-Ланка)
  • 1979 Иран
  • 1990 Провинция Тукуман , Аргентина
  • 1981 Южная Африка
  • 1993 Китайская Республика (Тайвань)
  • 2000 Бавария , Германия
  • 2001 , Аргентина
  • 2005 Чад
  • 2017 Мавритания

Законодательное собрание распущено
603 Римская Республика / Империя

1204 Византийская империя

1865 Конфедеративные Штаты Америки

1831–1879 Черногория

1931–1941 Югославия

1939 Чехословакия

1947 Британская Бирма

1958 Куба

1959 Ирак

1961 Южная Корея

1969 Ливия

1972 Северная Ирландия

1972 Филиппины (восстановлен в 1987 году)
1974 Эфиопия

1975

1979 Родезия

Принята новая конституция
1847 Коста-Рика

1866 Швеция

1871 Коста-Рика

1886 Сальвадор

1890 Япония

1901–1903 Сербия

1917 Россия

1919 Коста-Рика

1919 Финляндия

1926 Португалия

1928 Албания

1930 Баия , Бразилия

1930 г. Сеара , Бразилия

1930 г., Пернамбуку , Бразилия

1930 Сан-Паулу , Бразилия

1935 Филиппины (восстановлены в 1945 году)
1949 Мальта

1950 Индонезия (восстановлена ​​в 2001 году как региональный представительский совет )
1964 Британская Гвиана (ныне Гайана)

1970 Цейлон

1978 Эквадор

1978 Филиппины (восстановлен в 1987 году)
1979 Иран

1979 Никарагуа

1982 Турция

1993 Перу

2000 Венесуэла

2012 Сенегал

2013 Фиджи

Сенат не учрежден, хотя это предусмотрено Конституцией
1989 Ливан

1994 Малави

1995

2004 Ирак

Деятельность и интересные факты

Вопреки распространенному мнению Сенат не был серьезно ограничен в вынесении и практической реализации даже самых сложных и непопулярных решений. Другое дело, что вельможам приходилось действовать по своеобразной инструкции, каждый раз оставляемой Петром при отбытии за рубеж, о чем свидетельствуют соответствующие документы, сохранившиеся до настоящего времени.

После их детального изучения историкам удалось восстановить общую картину развития государственного органа и происходящих в нем преобразований. Ключевые моменты, которые освещают события, происходящие в высших чиновничьих кругах того времени:

  • В своем указе от 13 марта 1711 года царь обозначил, что в случае принятия несправедливого решения Сенат будет отвечать перед ним, так как в приоритете — не только сильный и могущественный в своей исполнительности, но и справедливый государственный орган, который будет вершить истинное правосудие и контроль.
  • Большое значение имели не только полномочия, которыми был наделен Сенат, но и составляющие с ним одно целое органы и системы. И прежде всего под это определение попадали так называемые земские комиссары, возглавлявшие российские дистрикты. В то время каждая губерния должна была прислать по две таких главы в целях спроса и принятия государевых указов и их дальнейшей реализации на местах.
  • Появление губерний также обязано земским комиссарам, и Петр уделял этому вопросу очень много внимания, посылая для наведения порядка в этих образованиях своих доверенных лиц и перенося на места значительную часть важных дел, что было, прежде всего, удобно для армии.
  • Первые серьезные реформы произошли в процессе учреждения коллегий, которые фактически сменили земский комиссариат.
  • В полномочия Сената входило назначение военных чинов и контроль за теми, кто укрывается от обязательной службы. Все эти данные строго фиксировались, для чего пришлось образовать еще и такой вспомогательный орган как разборная канцелярия, пришедшая на смену разрядному столу и впоследствии упраздненная в пользу создания герольдмейстерской конторы.
  • Дословно должность фискалов была введена для того, чтобы «за всеми делами тайно подсматривать», и произошло это событие уже 16 марта 1711 года, спустя полторы недели после создания Сената.
  • Глава фискальной службы носил звание обер-фискала, тогда как на местах (в губерниях), занимающие эту должность именовались провинциал-фискалами. В последнем случае к контролирующему лицу было приставлено еще три помощника. Невзирая на довольно высокий уровень коррупции в контролирующем органе, в целом он сыграл одну из ключевых ролей в вопросах наведения порядка не только в крупных российских городах, но и в глубинке, преломив ряд мошеннических схем.

После того как Северная война была закончена, Петр стал гораздо меньше отлучаться из России и ее столицы, однако это обстоятельство не стало поводом для упразднения Сената.