Сколько в россии министров (министерств): особенности и интересные факты

Оглавление

Похожие термины:

  • Министерство в Великобритании, которое отвечает за осуществление государственных программ в области образования и занятости. Министерству подчиняется система школьного и университетского обра

  • Министерство в Великобритании, основной задачей которого является содействие повышению эффективности производства. Для решения этой задачи государство осуществляет поддержку новых предприяти

  • Министерство в Великобритании, отвечающее за осуществление государственных программ социального обеспечения. Оно занимается вопросами выплаты социальных пособий, в частности пенсий, пособий по

  • (ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО) (Treasury) — министерство Великобритании, ведающее управлением правительственными финансами, утверждающее планы расходов для различных правительственных министерст

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий обоснование государственной социально-экономической политики на основе анализа и прогноза социально-экономического развития, а также ко

  • (Department of Energy) Министерство британского правительства, ответственное за: энергетическую политику; деятельность Управления по атомной энергии; атомную энергетику; освоение нефтяных и газовых место

  • федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации, осуществляющий общее рук

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью упла

  • федеральный орган исполнительной власти по управлению государственным имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации, включая отчуждение этого имущества в процессе приватизации.

  • Министерство Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также коорди

  • (Treasury) Британское государственное министерство, отвечающее за финансовую политику страны и управление экономикой. Первый Лорд Казначейства является премьер-министром, однако само Министерство ф

  • Государственное учреждение, отвечающее за управление государственными финансами и реализацию бюджетной и денежно-кредитной политики. См. также Chancellor of the Exchequer.

  • Министерство финансов РФ — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющий общее руководство организацией финан

  • центральный орган управления сферой деятельности.

  • HOUSING AND URBAN DEVELOPMENT, DEPARTMENT OFЭто министерство было создано в соответствии с Законом о создании министерства от 9 сентября 1965 г., вступившим в силу 9 ноября 1965 г. (42 U.S.C. 3531-3537)Министерство является федерал

  • AGRICULTURE, DEPARTMENT OFСоздано по постановлению Конгресса от 15 мая 1862 г. (12 Stat. 387; 5 U.S.C. 511, 514, 516), подписанному в качестве закона президентом Линкольном. Министр с. х. был введен в кабинет министров в 1889 г. Рабо

  • Министерство внешней торговли и промышленности Японии — страховщик экспортных кредитов в Японии.

  • HEALTH, EDUCATION, AND WELFARE DEPARTMENTСм. МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ; МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. Данное министерство было переименовано в Министерство здравоохранения и социальных служб в

  • (Department of Trade and Industry) Министерство британского правительства, ответственное за: внешнеторговую политику; стимулирование экспорта (под контролем Совета британской внешней торговли (British Overseas Trade Board)

  • HEALTH AND HUMAN SERVICES, DEPARTMENT OFНовое название федерального Министерства здравоохранения, просвещения и социального обеспечения было введено в соответствии с законодательством 1979 г. Первоначально минист

Коммерц-коллегия

Коммерц-коллегия была создана Петром Первым в 1716 году. Изначально ею руководил Апраксин, но после того как указом от 1717 года утверждались руководители, управляющим был поставлен Толстой Петр Андреевич (1718-1722). Следующим президентом утвердили Бутурлина Ивана Федоровича, занимавшего пост с 1722 по 1725 годы. Основная задача управления — решение всех вопросов, так или иначе связанных с торговой деятельностью.

С 1731 года данной структуре были отданы функции трех коллегий, которые временно прекратили работу: берг, мануфактур, главный магистрат. Функции первых двух исполнялись до 1742, а магистрата до 1743 года.

27 сентября 1796 Екатерина 2 подписывает указ о закрытии коммерц-коллегии. Это требовало определенного времени, но уже 2 ноября Екатерина 2 умерла, а Павел 1, занявший престол после нее, коммерц сохранил указом от 30 ноября 1796 года. Либеральные реформы Александра создали Министерство финансов, при котором временно работала коллегия, но с существенным ограничением полномочий. Окончательное упразднение ее относится к 1824 году, когда 8 января был подписан соответствующий указ.

Сколько в России министров

Министр Абызов Михаил Анатольевич — ответственный за координацию работы Открытого правительства — единственный российский чиновник высшего уровня, не имеющий портфеля. Остальные главы ведомств — всего их 21 — руководят одноименными министерствами. Их перечень с фамилиями руководителей находится в открытом доступе и не меняется уже долгое время.

Глава правительства назначается президентом страны по согласованию с Госдумой. Если Дума трижды отклонила предложенную кандидатуру, президент лично назначает руководителя Правительства, далее распускает Госдуму с последующим формированием нового ее состава. При этом роспуск Государственной Думы недопустим в период последних шести месяцев нахождения президента у власти или при процедуре импичмента, а также в ситуациях сложившегося военного или чрезвычайного положения в стране.

Президент не принимает единоличного решения, кто будет работать и сколько — министры в правительство РФ назначаются главой государства по рекомендации председателя правительства. Они могут быть назначены только из числа резидентов Российской Федерации, не имеющих иностранного гражданства.

Обнародованные данные Министерства финансов за 2016 год несколько обескураживают и отрезвляют. Оказывается, не так уж малы заработные платы российских чиновников. Вам интересно, сколько? В России министры могут подать в отставку по собственному желанию в любой момент, но вряд ли с таким уровнем дохода человек самостоятельно покинет свой пост.

Завершение министерской реформы

От имени министра внутренних дел В. Кочубея 28.03.1806 г. императору Александру I поступает «Записка об учреждении министерств», где предлагалось:

  • подбирать на ключевые посты только сторонников реформ;
  • определить отношения между ключевыми органами в государстве в центре и на местах;
  • урегулировать связи между министерствами;
  • наделить руководителей министерств полномочиями решать вопросы по существу;
  • конкретизировать ответственность министров.

М. Сперанский ведет работу над систематизированием проблем в проведении министерской реформы. В октябре 1809 г. он предлагает план проведения преобразований внутриполитического пространства в России. Автор указывает на такие ключевые проблемы:

  • слабая степень ответственности в рамках министерских должностей;
  • отсутствие разделения полномочий министерств;
  • вопросы установления четких правил не проработаны.

Чтобы устранить указанные проблемы, в 1810-1811 гг. начинается новый этап реформ. Это проявилось в появлении Манифеста «Об учреждении Государственного совета». В этот период формируется юридические предпосылки для претворения в жизнь реформаторских идей в виде 3-х актов законодательства:

  • Манифеста «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25.07.1810 г.;
  • «Высочайше утвержденного разделения государственных дел по министерствам» от 17.08.1810 г.;
  • «Общего учреждения министерств» от 25.06.1811 г.

Не менее значимым событие для совершенствования системы госуправления России стало открытие преобразованного Государственного совета. Произошло это 01.01.1810 г.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Мануфактур-коллегия

Мануфактур-коллегия создана в 1719 году. Ее основная задача заключалась в создании мануфактур. То есть, основная сфера ответственности — легкая промышленность.

Руководители при Петре 1:

  • Брюс Яков Вилимович (1719-1722) — совмещал пост с президентством в берг-коллегии.
  • Новосильцев Василия Яковлевич (1722-1731).

После смерти Петра, в 17272 году мануфактур-коллегия была ликвидирована. Восстановили ее только в 1742 году. В 1779 году опять прошла ликвидация, но в 1796 году вновь восстановили. Окончательно упразднено управление в 1805 году. Приказ о закрытии был подпиmanufactur802 году.

Дальнейшее развитие

Надо сказать, что учреждение коллегий Петром 1 и замещение ими приказов шло очень медленно и вяло. Но когда в 1715 г. царю стал ясен исход военных действий со Швецией, он более активно начал интересоваться внутренними делами государства. Известно, что в его книжке для записей под датой 14 января того же года была внесена заметка о трех коллегиях, а к 23 марта их насчитывалось уже шесть. Предполагается, что к этому Петра подтолкнуло чтение проекта о переустройстве государственного управленческого аппарата теперь уже неизвестного автора.

В документе предлагалось ввести учреждение коллегий в России, которые бы сосредоточили в себе все дела по обустройству страны. В проекте упоминалось о семи отделах, касающихся юстиции, торговли, иностранных дел, горнодобывающих разработок, армии, налогов и расходов государства. Управление структурами предполагалось отдать в руки отдельным сенаторам. Автор этого проекта приводил в пример Швецию, где уже существовала данная система, считавшаяся наилучшей в Европе.

Учреждение министерств

Со временем коллегии стали тормозить развитие государства, так как бюрократизм в них достиг своего апогея. Наконец, 8 сентября 1802 г. по инициативе Александра I был издан Манифест «Об учреждении министерств». Всего было создано 8 таких подразделений, каждое из которых отвечало за свою сферу деятельности: военно-морских сил, военно-сухопутных сил, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции, иностранных дел и народного просвещения.

У всех министерств были свои структурные подразделения, которые выстраивались по функциональному принципу. Первоначально их называли экспедициями, а затем переименовали в департаменты. Для их слаженной деятельности собирались специальные совещания, называемые «Комитетом министров», где довольно часто присутствовал и сам император.

Похожие термины:

  • федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий государственное управление в области обороны, а также координирующий деятельность федеральных ми

  • федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных Федеральных орга

  • осуществляет функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав. По вопроса

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства,

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг в сфере агропромышл

  • милиция: криминальная милиция, милиция общественной безопасности (местная милиция), Внутренние войска, органы пожарной охраны и др. Криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и

  • (Минрегион России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономическог

  • федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в сфере юстиции, а также координирующий деятельность в этой сфере иных Федеральных орга

  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комп

  • федеральный орган исполнительной власти. Министерство создано в 1997 г. в результате реорганизации и слияния Министерства труда, Министерства социальной защиты и федеральной службы занятости Росс

  • Минздравсоцразвития России), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранени

  • система органов управления медицинских учреждений и формирований или отрасль, предназначенная для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медицинск

  • МЧС России), федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контрол

  • научно-исследовательское и просветительское учреждение, образованное в 1994 путем преобразования музея ГО в Центральный музей МЧС России. Размещен на фондах Учебно-методического центра по граждан

Средние цифры по зарплате служащих в госорганах

Статистика неумолима. Недавно была официально опубликована цифра в 115,7 тысяч рублей — это среднемесячная зарплата сотрудников, официально трудящихся в федеральных органах.

Если оценивать показатели чиновничьего аппарата российского правительства, то 693 тысячи рублей — это средний уровень министерской зарплаты в месяц. Данные были получены, исходя из показателей по заработным платам председателя Российского правительства, а также его заместителей и глав ведомств, включены показатели уровней официальных доходов председателей Государственной Думы, Совета Федерации, Счетной палаты, судебных органов РФ, Центризбиркома.

Поручение Петра

В апреле 1715 г. он отдает приказ князю В. Долгорукову, тогдашнему русскому послу в Дании, каким-то образом достать письменные или печатные уставы тамошних коллегий. В следующем году царь принимает на службу некоего Фика, хорошо разбиравшегося в органах юстиции, экономике и полицейских делах. К тому же он отлично знал гражданское и государственное право. Именно его Петр 1 и отправляет за границу, чтобы он уже на месте досконально изучил все устройство управления.

Другой царский приказ получил венский резидент Абрам Веселовский. Он должен был найти за границей и пригласить на службу в Россию приказных людей со знанием языков. Надо сказать, что Петр 1 не скупился и платил иностранным чиновникам приличное вознаграждение в обмен на ценные сведения об их учреждениях. Такие знания он ценил больше, чем книжные.

Коллегия иностранных дел

Коллегия иностранных (чужестранных) дел была создана в 1718 году. Она преобразована из Посольского приказа. С 1717 по 1734 годы (время царствования Петра Великого, Екатерины 1, Петра 2 и Анны Иоанновны) ведомством управлял Головкин Гаврила Иванович. Коллегия являлась аналогом современного министерства иностранных дел. Именно эта государственная структура решала все вопросы, связанные со взаимоотношения с другими (чужими) государствами.

Коллегия существовала до 1802 года, когда было создано министерство иностранных дел, которому перешли многие функции коллегии. Окончательное же упразднение пришлось на 1832 год.

Военная коллегия

Указ о создании Военной коллегии был подписан Петром 1 в конце 1719 года, а работать ведомство начало с началом 1720 года. Общая численность ведомства по указу составила 530 человек, в том числе и 454 солдата, приписанных к коллегии. При этом 83 места были вакантными, так как в России остро не хватало профессиональных офицеров. Военное ведомство подразделялось на 3 структуры:

  1. Армейское — действующая сухопутная армия.
  2. Артиллерийское — ведало делами артиллерии.
  3. Гарнизонное — войска, несшие гарнизонно-караульную службу.

Руководителями ВК при Петре Первом значились:

  • Меншиков Александр Данилович (1719-1724)
  • Репин Аникита Иванович (1724-1726)

Ведомство упразднено по указу 1802 года от 7 сентября. Она прекратила самостоятельное существование и передала свои функции Министерству.

Похожие термины:

непериодич. издание комиссии по печатанию гос. грамот и договоров, существовавшей при архиве. Всего вышло 7 вып. «С. М. г. а. М. и. д.» (вып. 3-4 в одном томе) (М., 1880-1900). Целью издания было распространение св

орган Мин-ва внутр. дел в России. Издавался в Петербурге ежемесячно в 1829-61. Руководили журналом вначале Н. И. Греч, в 30-е гг. — А. П. Заблоцкий-Десятовский и К. И. Арсеньев, в 40-50-е гг. — Н. И. Надеждин и Н. В. В

Эттли министерства (Attlee ministries) (1945-51), два лейбористских пр-ва, возглавлявшихся Клементом Эттли. К удивлению многих, Лейбористская партия с легкостью одержала победу над консерваторами во главе с У

орган Мин-ва гос. имуществ в России. Издавался ежемесячно в Петербурге в 1841-64. Возник с организацией мин-ва. Редакторами были экономисты А. П. Заблоцкий-Десятовский, В. П. Безобразов. Журнал состоял и

см. Народные комиссариаты и министерства в СССР.

центральные отраслевые органы гос. управления Союза ССР, сов. союзных и авт. республик. Наименование Народные комиссариаты было введено в дни Окт. революции 1917, когда происходила коренная ломка ст

Является первым научно-исследовательским заведением в обл. фармацеи, который превратился в комплексный научный центр государственного значения. Основным направлением его деятельности является

(уничтожена). В начале XVII века на углу Воздвиженки и Моховой, на берегу Неглинной стоял двор боярина Василия Ивановича Стрешнева и красовалась каменная домовая церковь мученицы Ирины, в память мат

центральные структурные подразделения Военного министерства, самостоятельно ведавшие определенной отраслью военной администрации и личным составом своих ведомств. К их числу относились: Главн

Является первым научно-исследовательским заведением в обл. фармацеи, который превратился в комплексный научный центр государственного значения. Основным направлением его деятельности является

ситуация, характерная для кризиса власти. Определяется частой сменой ведущих министров. Характерна для Российской империи 1916 г.

(Post Office Department) как отд. департамент создан в 1775 Континентальным конгрессом, под руководством Генерального почтмейстера (A. Oранклина), отвечал за развитие почтовой службы в США. При орг-ции органов ф

(Department of Labor) 10-е федерал. мин-во, возникшее в связи с развитием идеи соц

ответственности гос-ва, укреплением профсоюзов, осознанием важности проблемы взаимоотношений между трудом и капиталом. Движ

государственный орган в России, ведавший строительством, материальным обеспечением, подготовкой и деятельностью военного флота

Учреждено 8(20) сентября 1802 под наименованием Министерства морских

Reichsluftfahrtministerium), созданное в 1933 Германом Герингом управление по делам авиации с целью замаскировать предстоящую денонсацию условий Версальского договора 1919, по которому Германии запрещалось имет

МВД), образовано 8 сентября 1802 г. В 1810 г. из него выделились Министерство полиции и Главное управление духовных дел для иностранных вероисповеданий, которые позже снова вошли в состав МВД. Было сам

МФ), при его образовании главными функциями были заведование источниками Государственных доходов – государственные имущества, горные и соляные дела, подати, сборы и пошлины разного рода, «дела вн

МГИ), было выделено в 1837 г. из Министерства финансов; в него помимо Департамента государственных имуществ были переданы Лесной департамент (с 1843 г.), а позднее и Горный (с 1873). Ведало эксплуатацией п

МТиП), было создано в октябре 1905 г. на основе так называемых Центральных учреждений ПО части промышленности и торговли.

МНП), в начале XIX в., по примеру Франции, просвещение народа было объявлено одним из направлений деятельности правительства. Образование МНП не вызвало никаких сомнений и разногласий в правительст

Администрация президента, Госдума, Совфед, Счетная палата

Сотрудники Администрации президента получали в среднем 219 тыс. рублей. Работники правительственного аппарата — 228 тыс. рублей. Заработок сотрудников МИДа в месяц составил 147 тыс. рублей, МЧС — 137 тыс. рублей.

Данные Росстата также касаются уровня зарплаты главы Счетной палаты, а также заместителя Татьяны Голиковой и всех аудиторов: 668,8 тыс. рублей. В судебных органах уровень приблизительно такой же: средний показатель зарплаты председателя Конституционного суда и его сотрудников составил 615 тыс. рублей в месяц.

Депутат Госдумы в 2016 году получал 420 тыс. руб., в Совете Федерации — чуть поменьше: 385 тыс. рублей. Работники Генпрокуратуры жили более скромно — на 84 000 рублей, а Следственного комитета — на 58 000 рублей в месяц.

Самые низкие доходы по официальным статистическим данным, зафиксированы у сотрудников Федеральных агентств по делам молодежи, по недропользованию и по делам национальностей — от 53 000 до 58 000 рублей.

Юстиц-коллегия

Указ о создании юстиц-коллегии был подписан Петром Первым в 1717 году, а работа ее началась год спустя, в 1718. Орган выполнял функции верховного суда России под всеми типами дел. Также коллегия отвечала за работу судов. В петровскую эпоху этим органом управляли 2 человека:

  1. Матвеев Андрей Артамонович (1718-1722)
  2. Апраксин Петр Матвеевич (1722-1727)

Уже после смерти Петра 1 юстиц-коллегию наделяли дополнительными полномочиями. В ее ведение была передана “крепостная контора” (до 1740 года и сыскной приказ (1730-1763 гг). Проведение реформ Екатериной 2 прекратили существование юстиц коллегии. Ее ликвидировали в 1780 году.

Сенат от царствования Александра I до конца XIX века


Александр I

К коронации Александра I (1801г.) было подготовлено три проекта. Одним из них был проект реорганизации сената.

Документ готовился довольно долго, поэтому существовало несколько вариантов. Суть всех их сводилась, однако, к идее придания Сенату статуса парламента. Сенат должен был превратиться в орган верховного руководства страной, соединявший исполнительные, судебные, контрольные и законосовещательные функции. Александр I такие намерения поддерживал. Однако, проект реорганизации Сената вызвал в окружении царя целую бурю. «Молодые друзья» императора, объединившись с прибывшим в России Лагарпом (учителем Александра), доказывали Александру невозможность и вредность какого-либо ограничения самодержавия. Поэтому Александру I пришлось отказаться от мысли преобразовать Сенат в парламент.

Но несмотря на это, реформы в Сенате все же были проведены. 5 июня 1801 г. был издан именной указ, в котором он предписал сенаторам сочинить проект надлежащего устройства Сената, с показанием всех его прав и обязанностей. Результатом этих совещаний явился именной указ от 8 сентября 1802 г. о правах и обязанностях Сената.

В этом документе Сенат определялся как «верховное место империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовывать перед государем. Именно этот пункт, с восторгом встреченный верхушкой аристократии, уже через несколько месяцев был причиной конфликта царя с Сенатом, когда была попытка опротестовать доклад военного министра, уже утвержденный императором. В результате конфликта последовал указ от 21 марта 1803 г., запрещавший Сенату делать представления на вновь изданные законы. Таким образом Сенат был фактически низведен до прежнего положения. В 1805 г. он был вновь преобразован, на сей раз чисто в судебное учреждение с некоторыми административными функциями. Главным же органом управления стал, по сути, Комитет министров. Хоть указ 8 сентября 1802 г. и явился результатом серьезного стремления императора и приближенных к нему лиц поднять значение Сената, он не вносил в организацию его и в его отношения к другим учреждениям почти ничего нового: он только восстановлял в памяти забытые и фактически уничтоженные Павлом права Екатерининского Сената.

В начале 1811 г. Сперанский представил новый проект реорганизации Сената. На сей раз Сперанский предлагал разделить Сенат на два — правительствующий и судебный, т.е. разделить его административные и судебные функции. Предполагалось, что члены Судебного сената должны были частично назначаться государем, а частично избираться от дворянства Но и этот весьма умеренный проект был отвергнут большинством членов Государственного совета, и, хоть царь все равно утвердил его, реализован он так и не был.

Главный магистрат

Создавался как единый орган, управляющий всеми магистратами городов Российской Империи Главный магистрат начал работу в 1720 году. Кроме непосредственного управления городами, в его функции входило утверждение всех судебных решений в городах: как гражданских, так и уголовных. Также происходил контроль над сбором налогов в городах.

Президенты коллегии при Петре:

  • Трубецкой Юрий Юрьевич (1720-1723)
  • Долгоруков Алексей Георгиевич (1723-1727)

После смерти Петра 1, магистрат был переименовал в Ратушу (1727 год). В 1743 году органу вернули название Главного магистрата, но перевели из Петербурга в Москву. Упразднен магистрат в 1796 году.

Реестр коллегий

Все наработки, касающиеся преобразования государственного устройства, были собраны Фиком и переданы Брюсу. Активное участие в этом деле принимали и Шафиров с Ягужинским. В октябре в Россию вернулся сам Петр 1 и начался следующий этап работы – непосредственное учреждение коллегий. Год 1717 стал решающим, так как на основании всех собранных материалов был, наконец, составлен реестр, а также штат всех подразделений, которые царь утвердил 1 декабря того же года. Уже 15 числа Петр 1 подписал указ о назначении президентов и их заместителей.

Сколько было коллегий при Петре 1? Сначала 9. Адмирал Апраксин, канцлер Головкин и фельдмаршал Меньшиков так и остались возглавлять свои канцелярии, которые с этого момента стали называться по-новому. Первый из них остался во главе адмиралтейской, второй – иностранных дел, а третий – воинской коллегий. Из бывших поместного, земского и сыскного судных приказов образовалась Юстиц-коллегия, управлять которой было поручено А. Матвееву. Президентом Камер-коллегии стал князь Д. Голицын, Штатс-коллегии – И. Мусин-Пушкин, Ревизион-коллегии – Я. Долгорукий, Коммерс-коллегии – П. Толстой, Мануфактур- и Берг-коллегии — Я. Брюсов. Все эти подразделения должны были устраиваться и формироваться заново.

Но на этом не закончилось учреждение коллегий. Дата 18 января 1722 г. ознаменовалась выходом нового указа о создании уже 10-й по счету, вотчинной, в ведении которой было землеустройство и все остальные сопутствующие вопросы.

Учреждение первых коллегий

В 1711 г. некий офицер Иоганн Фридрих Блигерь составил свой проект относительно дальнейшего развития в России горного дела и подал его Петру 1 на рассмотрение. Автор назвал свой документ коллегиумом. На следующий год другой немецкий офицер заинтересовал царя своим предложением. Оно касалось организации коммерческого и ревизионного коллегиумов. Петр оценил эти пропозиции по достоинству, и началось учреждение первых коллегий. Дата сигнального указа — 12 февраля 1712 г. Он касался создания Коммерс-коллегии, которая занималась вопросами таможни, судоходства, а также внешней торговли.

Согласно царскому указу, была составлена комиссия, в которую вошли трое иноземных и несколько московских купцов, а также шестеро слободских жителей. Им было поручено выработать основные правила и пункты о коллегии коммерции. Эта комиссия проработала почти два года и составила документ о торговле. После этого она занялась таможенным уставом. К сожалению, о дальнейшей ее работе никаких сведений не сохранилось.

С этого времени началось создание коллегий, уставов и целая череда иных преобразований, после чего они постепенно стали заменять уже устаревшую систему приказов. Именно в это время обозначились название и характер будущих учреждений новой системы власти.

Структура

Новые подразделения должны были состоять не только из отечественных, но и из иноземных членов. Русским были отданы посты президентов и их заместителей – вице-президентов, а также по 4 должности советников и асессоров, по одному – секретаря, нотариуса, актуария, регистратора, переводчика и подьячих трех статей. Иностранцам же отводилось по одному месту асессора или советника и секретаря.

Учреждения коллегий должны были начать свою работу только в 1719 г., а до этого срока составлялись все необходимые документы, правила и т. д. Кроме того, нужно было подыскать персонал. В царском указе, который был передан президентам, говорилось, что на должности они не могут принять ни своих родственников, ни друзей. Для этого предлагалось выбрать по 2 или 3 кандидата на место и представить их в коллегиях, а там уже выбрать кого-то из них путем баллотировки шарами.

Подготовка

В последующие два года царь провел за границей, и казалось, что без него учреждение коллегий и вовсе прекратилось. Но это было не так. Подготовка к организации новой системы шла полным ходом. Все, кто был задействован в этой работе, трудились не покладая рук, включая и самого Петра, который иногда присутствовал в датских коллегиях, просматривая дела и переписывая правила делопроизводства.

В начале 1717 г. Фик приехал в Амстердам к царю сообщить, что он закончил изучать шведское государственное устройство. Петр посылает его к Брюсу с тем, чтобы он объявил через губернское руководство и сенат, что шведские пленники, знающие гражданскую службу, могут поступить, если захотят, на русские должности в коллегии. Арестантам в России жилось несладко, поэтому многие приняли приглашение, к тому же им было обещано приличное вознаграждение.

Реформы Сперанского

После того как реформы стартовали, Кочубей, являвшийся членом Негласного Комитета, берет в структуру подчиненного ему министерства внутренних дел М. Сперанского. С июня 1802 г. Сперанский стал руководить отделом при МВД, который был ответственным за подготовку документов и проектов по государственным преобразованиям. В 1802-1804 гг. он готовит ряд пояснительных записок, где описывал проблемы Российской империи и обосновывал необходимость реформ. Уже 20.02.1803 г. появился указ «о свободных (вольных) хлебопашцах». К его разработке непосредственно причастен М. Сперанский.

В очередной записке на имя императора в 1803 г. Сперанский указал все преимущества конституционной монархии и пути реформирования общества. Однако, оказавшись под давлением элиты дворянского сословия, Александр I был вынужден свернуть преобразования. К реформам удалось вернуться лишь в 1807 г.

В 1809 г. Сперанский готовит очередной документ, где обосновывает роль и значимость государственного управления в развитии российской промышленности.

Адмиралтейская коллегия

Адмиралтейств-коллегия была создана в 1717 году. Основанием послужил указ от 22 декабря 1717 года. Ведомство управляло всем флотом России, как гражданским, так и военным. С момента формирования коллегии, до смерти Петра 1, ею заведовал Апраксин Федор Матвеевич. Его заместителем значился норвежец, Крюйс Корнелиус.

С 1723 году Адмиралтейство подразделялось на 12 контор: адмиралтейская (вопросы работы верфей), цейхмейстерская (артиллерия), комиссариатская (решение проблем служащих), подрядная (ведение подрядов), провиантская (вопросы продовольствия), казначейская (финансовые вопросы), цалмейстерская (выдача жалования), контролерская (надзор за финансами), мундирная (вопросы обмундирования), обер-сарваерская (непосредственное кораблестроение и прием материалов для этого), вальдмейстерская (управление лесами для нужд флота), московская.

Самостоятельное существование коллегия завершила в 1802 году, когда перешла под контроль Морского Министерства. Окончательное же прекращение существования относится к 1827 году, когда орган стал совещательным и никаких практических задач не решал.