Оглавление
Из Германии в СССР
Кроме роли грузовика, «летучие П-лайнеры», особенно построенные последними, выполняли еще и роль учебных судов. Громадным парусникам не хватало квалифицированных моряков, а кадетам – судов для практики, и дальние трансатлантические плавания позволяли решать обе задачи. Так что «Падуя», еще не догадывавшаяся, что носить это имя ей придется всего два десятка лет, с самого начала привыкла к молодым голосам временных членов своего экипажа.
После первых коммерческих рейсов, во время которых «Падуя» раз за разом доказывала, что преимущество в скорости пока остается за парусниками, наступило время простоев: не было заказов. Когда они появились, пришлось возить австралийскую пшеницу вместо чилийской селитры, да и то нерегулярно. Всего до начала Второй мировой войны парусник успел совершить 16 рейсов с коммерческими грузами. Последний, 17-й, «Падуя» совершила в ноябре 1940 года, доставив в эстонский Ревель (нынешний Таллин) пиломатериалы. А потом паруснику уже не довелось выходить за пределы Балтики: представлявший прекрасную цель для авиации союзников, не имеющий противоминной защиты, он почти всю войну простоял у причалов в разных портах. Переходы из одного в другой и периодические короткие выходы в море в качестве учебного судна – все, что могла позволить себе «Падуя».
Когда война закончилась, парусник оказался в Гамбурге, откуда ему и пришлось отправляться в последнее плавание с именем «Падуя». По условиям, согласованным лидерами стран антигитлеровской коалиции, парусник переходил в собственность Советского Союза в рамках репарационных выплат. 11 января 1946 года в порту Свинемюнде, который вернулся Польше и носил новое имя – Свиноуйсьце, корабль спустил вымпел компании «Ф. Лайеш», поднял советский военно-морской флаг и отправился в путь к берегам, у которых ему предстояло найти совершенно новую судьбу. В тот момент еще никто не догадывался, что «Падуя» станет единственным долгожителем среди «летучих П-лайнеров», совершающим регулярные дальние плавания.
Одиночное плавание «Невы»
Далее маршруты «Надежды» и «Невы» разделились. Уже 10 июня Крузентштерн вышел в море и направился в сторону Камчатки. Лисянский же покинул Гавайи только 16 июня и направился к Русской Америке.
10 июля 1804 г. «Нева» прибыла на остров Кадьяк на Аляске. Местный губернатор попросил помощи в борьбе с восставшими индейцами-тлинкитами. Они захватили Ситку, и теперь ее надо было отбить. Сначала была предпринято попытка договориться с индейцами, но после провала переговоров русские пошли в атаку и в сражении 1 октября разгромили врагов, однако экипаж потерял убитыми 3 человек. Был основана крепость Ново-Архангельск, после чего «Нева» вернулась на остров Кадьяк, где провела зимовку, длившуюся 11 месяцев. За это время моряки продали европейские товары и закупили меха.
Далее судно взяло курс на Макао, португальский порт у китайских берегов. По пути был открыт остров Лисянского, рядом с которым корабль сел на мель. 3 декабря 1805 г. «Нева» прибыла в пункт назначения.
Новые публикации
Незолотое кольцо России. Боровск 28.09.2021
В ста километрах от Москвы расположился один из самых уютных городков России. Пять лет назад Боровск вошёл в Ассоциацию малых туристических городов России. С первого взгляда город влюбляет в себя наивными и не очень картинами на стенах домов, витающим духом основоположника космонавтики Циолковского и гостеприимными кафе с местным чаем.
Юрий Лобачёв: создатель школы национального комикса в Сербии 27.09.2021
Дом русского зарубежья продолжает возвращать на родину забытые имена и наследие деятелей русской эмиграции. Первым в новом проекте «Пространство общей памяти: историческое наследие русского зарубежья в Европе» стало имя русско-сербского художника Юрия Лобачёва, создателя национального сербского комикса.
Славная бекеша, практичный анорак 27.09.2021
Каких только синонимов нет у самой популярной демисезонной одежды – куртки: косуха, кожан, штормовка, китель, бекеша, аляска, парка, бушлат, тужурка и даже чарльстонка… И у каждого названия своя интересная история.
Загадка трёх струн 24.09.2021
Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.
Алгоритмы «Фейсбука» против русских фамилий и переулков 23.09.2021
Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.
По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют 22.09.2021
Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.
«Мы сами»: как развивать речь с помощью авторепетитора 21.09.2021
Многие дети соотечественников, проживающих за рубежом, получают образование в местных учебных заведениях, а параллельно ходят на занятия в русские школы. Все они нуждаются в методической поддержке. Специально для таких школьников был создан учебный авторепетитор «Мы сами». Мы поговорили с его автором доктором филологических наук Натальей Сафоновой.
На языке Пушкина: как готовить иностранцев к учёбе в РФ по-новому 21.09.2021
Многие иностранные студенты уже получают образование в вузах РФ, а нацпроект «Наука и университеты» предполагает развитие этого направления и повышение привлекательности отечественного высшего образования. В августе пять российских университетов объединились в консорциум, чтобы предложить уникальную программу подготовки иностранцев к обучению на русском языке.
6_00000034.jpg
Иллюстрация из книги «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна». Научная библиотека РГО Экипажи кораблей не зря полагались на своего командира. Крузенштерн с истинно немецкой дотошностью подготовился к далёкому странствию, вдумчиво укомплектовав суда всем необходимым. Он категорически запретил телесные наказания, которые были в то время нормой. В письме, отправленном из Бразилии, лейтенант с «Надежды», рассуждая об ожидаемых мартовских штормах, безмятежно резюмирует: «Но с Капитаном Крузенштерном и с Рускими чего бояться? Будем там, где нам быть надобно».
Первое пересечение экватора русскими кораблями экипажи «Надежды» и «Невы» отметили с размахом — к столу подали жареных уток, пудинг, суп «с картофелем, тыквой и прочей зеленью», а также по бутылке портера на троих. Дав 11 пушечных выстрелов, выпили за здравие императора Александра I. И даже разыграли театрализованное действо: «матроз Павел Курганов, имевший отменныя способности и дар слова, быв украшен трезубцем, играл свою ролю в самом деле так хорошо, как будто бы он был уже старым, посвящённым служителем морскаго бога, и приветствовал Россиян с первым прибытием в южныя Нептуновы области с достаточным приличием».
Длительное путешествие
После возвращения из множественных плаваний в 1799 на родину Иван Крузенштерн попросил у императора Александра Первого разрешение на морское путешествие к американским берегам. Он хотел изучить оба континента, чтобы наладить с ними отношения. С подобным предложением через три года явилась к властителю и РАК — Российско-Американская компания. Император согласился организовать опасную экспедицию и назначил Крузенштерна ее руководителем. Так он и начал командовать первым в истории России кругосветным путешествием.
Крузенштерну на тот момент было всего 32 года. Многие считали, что у него недостаточно знаний и опыта. Но он сумел все тщательно подготовить и организовать. Экспедиция началась 26 июля 1803. Всего было два трехмачтовых шлюпа:
- «Надежда», команда состояла из 65 человек;
- «Нева», 54 моряка во главе с Резановым и Лисянским Юрием.
Оба экипажа были исключительно русскими, так потребовал Иван Крузенштерн. Корабли прошли путь по Атлантическому океану, обогнули мыс Горн, земли на севере Тихого и достигли Курильских островов, Камчатки и Сахалина. Вся экспедиция заняла три года и двенадцать дней. Все это время путешественник записывал свои наблюдения и полученные знаний в дневники.
В 1809 мореплаватель Крузенштерн начал составлять записки с описанием путешествия. Он много рассказал о быте и обычаях дикарей, составил подробный атлас с рисунками, планами и картами. Корабль Лисянского иногда отходил от «Надежды», поэтому в его книгах есть много информации о берегах Кодиака и Ситки. Острова, что открыл Крузенштерн, до его экспедиции не были нанесены на карты — большая часть побережья Курил и Сахалина.
После плавания Иван Федорович смог возглавить кадетский корпус — его назначили инспектором классов. А в 1814 году он начал разрабатывать план и инструкцию следующего кругосветного путешествия. Его руководителем стал Коцебу, который был младшим офицеров в первой экспедиции. Крузенштерну пришлось поехать в Англию, где он забрал важные инструменты для плавания.
По возвращении ему предоставили бессрочный отпуск, свободное время российский мореплаватель посвятил разработке атласа Южного моря. Он приложил к нему гидрографические записки и назвал «Собрание сочинение, служащих разбором и изъяснением Атласа Южного моря». Эта работа была увенчана Демидовской премией.
Доклад №3
К началу девятнадцатого века на картах нашей планеты практически не осталось пустых мест. Все более-менее крупные земли были давно открыты. И только на самом юге Земного шара ждала своего часа неведомая земля, скрытая во льдах, огромный материк, раза в два больше Австралии. Это суровая Антарктида.
О существовании материка на крайнем юге земли подозревали давно, еще древние греки две тысячи лет назад. Считалось, что он уравновешивал земной шар, его уже тогда прозвали Антарктидой, то есть противоположностью Арктике. Но история не сохранила хоть каких либо упоминаний о том, что кто-то добирался до Антарктиды. Хотя на спорной карте Пири Рейса начала 16-го века часть береговой линии ее указана. Возможно, до Антарктиды добирались индейцы яганы, жители Огненной Земли, ближайшего населенного острова. По крайней мере, у них в преданиях встречаются упоминания о таинственной снежной земле далеко на юге. Дирк Герритц в 1599-ом году видел землю намного южнее мыса Горн. Почти добрался до Антарктиды и знаменитый капитан Кук.
Однако лавры первооткрывателей Антарктиды принадлежат двум нашим прославленным мореплавателям, Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву. Именно они на двух кораблях первыми официально достигли континента 28-го января 1820 года. Это было поистине эпохальное путешествие.
Весной 1819-го года наш прославленный мореплаватель Иван Крузенштерн в письме морскому министру высказался об отправке специальной экспедиции к Южному полюсу для поиска земель, легенды о которых бытуют среди моряков и картографов на протяжении многих веков. Правительство страны и лично сам император быстро одобрили идею и, 15 июля 1819-го года, два шлюпа, Восток и Мирный, вышли из порта Кронштадт. Ими и командовали два капитана, Ф. Беллинсгаузен (глава всей экспедиции) и М. Лазарев.
Благодаря хорошим погодным условиям и попутным ветрам, эскадра быстро продвигалась к намеченной цели. В начале августа корабли достигли территориальных вод Англии, а уже в конце сентября острова Тенерифе (Канарские острова), настоящего края Европы. На пересечение Атлантического океана нашим морякам потребовалось всего полтора месяца и уже 14-го ноября корабли входили в порт Рио-де-Жанейро, Бразилия. Отсюда эскадра двинулась строго на юг вдоль восточного побережья Южной Америки.
К концу 1819-го года два шлюпа достигли субантарктических вод. Так, 27-го декабря они вошли в прибрежные воды крупного острова под названием Южная Георгия, который был открыт еще в 1675-ом году. Далее на юг забирались считанные единицы отчаянных смельчаков. 1-го января (по новому стилю) впереди показались плавучие льды, а 3-го и 4-го были открыты и впервые занесены на карту три острова, Лескова, Завадовского и Торсона. До 14-го января мореплавателями были пройдены несколько островов, до которых добирался еще капитан Кук за пятьдесят лет до них на своем Эндеворе.
Наконец, 27-го января была достигнута знаковая граница, Южный Полярный круг, а назавтра, 28-го января, моряки увидели вдали ледяное поле, покрытое черными буграми. Это была далекая Антарктида.
Но из-за плохой погоды Беллинсгаузен дал приказ отвести корабли немного севернее, так что исторической высадки на берег не произошло. В течение февраля моряки несколько раз почти вплотную подбирались к материку, однако ледяные поля мешали высадиться. Хотя февраль в Южном полушарии это летний месяц, температура не поднималась выше -4 градусов. Еще раз приблизившись к берегу в районе Земли Эндерби на восточном побережье 25-го февраля, экспедиция повернула и отправилась в Австралию, так как на носу была антарктическая зима. Тут они и переждали ее, в городе Сиднее.
Таким вот образом и была открыта эта таинственная южная земля. Не прошло и года, как экипажи двух наших кораблей вернулись к ее суровым берегам. В ходе этой Второй Антарктической экспедиции было открыто много новых земель. Хотя сам Беллинсгаузен наверное и не подозревал, что открыт новый континент. По возвращении домой он доложился об открытии всего лишь 29 новых островов. В Кронштадт экспедиция вернулась 5 августа 1821-го года.
4, 5, 7 класс
Вариант №2
И. Ф. Крузенштерн – русский мореплаватель из семьи остзейских (прибалтийских) дворян из обрусевшего немецкого рода Крузенштернов. Родился Иван Фёдорович 19 ноября 1770 года. Крещён был как Адам Иоганн фон Крузенштерн.
В пятнадцать лет, сразу после школы, поступил в Морской кадетский корпус в Кронштадте, спустя два года произведён в гардемарины. Уже в 1788, год спустя, Иван Фёдоровичу пришлось закончить обучение раньше, поскольку в это время началась война со Швецией. Вскоре после произведён и в лейтенанты. В 1793-ем году был откомандирован в Британию, где стажировался на Британском флоте. За шесть лет командировки побывал в Азии и Северной Америке, совершил кругосветное путешествие, опыт от которого вскоре ляжет в основу собственного, первого в истории России, кругосветного путешествия.
К концу 18 века Россия, несмотря на существующие связи с Империей Цин, не имела достойно организованных морских товарных путей в Китай. Например, пушнина доставлялась туда из России сухопутным методом. Россия также не имела чётких связей с владениями в Америке, потому что столица находилась очень далеко от Американского континента, и не имела возможности контролировать должным образом администрацию и внутренние дела своих американских владений. Дабы решить эти и другие проблемы, во время стажировки в Британии, Крузенштерн адресовал императору Павлу I предложение о разведывательной экспедиции к берегам Китая и Америки прямо из Кронштадта. Но император не дал добро на проведение, и с ней пришлось повременить.
Однако в 1802 году царскому двору было адресовано аналогичное предложение от Русско-Американской торговой компании. В этот раз император, на этот раз Александр I, одобрил путешествие, и назначил командующим Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Крузенштерну, а также его компаньонам Николаю Резанову, который являлся послом от РАК, и Юрию Лисянскому, были выделены две закупленные у англичан шлюпки: «Нева» и «Надежда». Корабли должны были отчалить из Кронштадта (около Петербурга), обогнуть Европу, Африку, причалить к берегам Китая, затем Америки, и вернуться домой через Атлантический океан. Основной целью путешествия была разведка возможных морских путей в Аляску и Китай для будущих сообщений. 26 июля 1803 года шлюпки отчалили из Кронштадта, 5 августа корабли вернулись в тот же порт. Император наградил Крузенштерна и его подчинённых, возвысив каждого офицера на один ранг и наградив всех, в том числе и низший состав, пожизненной пенсией.
Кругосветное путешествие Крузенштерна дало сильнейший толчок развитию российского флота, географии и других естественных наук. Следуя примеру Крузенштерна, многие флотоводцы также отваживались на кругосветные путешествия, улучшив торговые отношения с Китаем и управление дальними регионами России. Иван Фёдорович оставил современникам великолепный атлас своего путешествия, а также множество записок о путешествии, которые он написал позже. Крузенштерн заслуженно является одним из символов русской географии.
В 1827 году Иван Фёдорович стал директором кадетского корпуса, из которого сам и выпустился. За время его директорства библиотека корпуса пополнилась множеством сочинений, а также были введены новые методы обучения. Крузенштерн числился среди почётных членов Московского университета, был членом Адмиралтейств-совета, членом Учёного комитета Морского министерства. Под конец жизни был одним из ближайших приближённых императора.
Иван Фёдорович Крузенштерн скончался 24 августа 1846 года от старости в Эстляндии, где и родился.
5 класс, 6 класс
Интересные факты из жизни
- Очень любил животных и один из его любимцев плавал всегда с ним. Это был спаниель, и поговаривают, что перед каждым выходом из порта команда трепала собаку за длинные уши – люди были убеждены, что после этого «обряда» плавание должно пройти успешно.
- В начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма — тысяча рублей.
- Во время учебы в кадетском корпусе Адам Крузенштерн стал Иваном Федоровичем. Имя Адам резало ухо, поэтому будущий путешественник выбрал созвучное, но более привычное для русских имя — Иван. Отчество же он позаимствовал у закадычного друга — Ивана Федоровича Лисянского.
- Иван Федорович Крузенштерн имел честь встретиться с президентом Джорджем Вашингтоном, когда посетил Филадельфию.
Кругосветное путешествие Крузенштерна
По прибытию на родину, в 1799 году, Крузенштерн явился в Петербург к Александру I и попросил разрешения на проведение экспедиции по организации морского пути между метрополией и далекими русскими владениями в Америке. В 1802 году Российско-Американская компания (РАК) выступила с похожими предложениями, и император утвердил компанию, во главе которой поставил Ивана Федоровича Крузенштерна. Таким образом он стал капитаном первой русской кругосветной экспедиции.
Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:
- Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
- Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.
В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней. Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.
Жизнь после кругосветки
После завершения кругосветной экспедиции, Крузенштерн занимается научной работой. В 1809-1812 годах он издает трехтомное сочинение «Путешествие вокруг света», которое было переведено на 7 европейских языков, и «Атлас морского путешественника». В 1813 году Иван Федорович избирается членом крупнейших европейских академий и научных обществ.
Длительное время Крузенштерн был директором Морского кадетского корпуса. При этом учебном заведении по его инициативе был создан высший офицерский класс, впоследствии преобразованный в Военно-морскую академию. В морских экспедициях в силу преклонного возраста он уже не участвует, но оказывает всяческую поддержку известным мореплавателям и путешественникам.
Скончался Крузенштерн 12 августа 1846 года.
Память о Крузенштерне
- 6 ноября 1873 года в Санкт-Петербурге, напротив морского корпуса, был открыт памятник Крузенштерну
- В 1993 году Банком России была выпущена серия памятных монет «Первое русское кругосветное путешествие».
- В честь И. Ф. Крузенштерна названы:
— Остров Крузенштерна
— Пролив Крузенштерна
— Риф Крузенштерна
— В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя — И. Ф. Крузенштерна кратеру на видимой стороне Луны. - Его имя носят:
— Крузенштерн (барк);
— Иван Крузенштерн (ледокол);
— Airbus A320 с номером VP-BKC авиакомпании Аэрофлот носит имя Ивана Крузенштерна.
— Океанографическое исследовательское судно проекта 852 «Иван — — Крузенштерн» в составе Балтийского флота в 1974—1998 годах.
Крузенштерн — человек и параход
Имя Крузенштерна в России известно каждому, причём с раннего детства.
Причина такого почитания парадоксальна. Об истинных заслугах покойного адмирала помнят немногие, хотя солидных трудов, и строго научных, и популярных, на эту тему хватает. Но все старания учёных оказались перекрыты коротким, на 70 секунд, эпизодом из культового мультфильма «Зима в Простоквашино». «Разрешите поинтересоваться в целях повышения образованности: а кто такой будет Иван Фёдорович Крузенштерн?» — спрашивает почтальон Печкин. И получает от кота Матроскина блестящий ответ: «Не знаю. Только так пароход назывался, на котором моя бабушка плавала». Своеобразный итог подводит пёс Шарик: «Наверное, он был хороший человек, раз его именем пароход назвали».
Линия перемены даты
«В 1519 году в плавание с Магелланом ушли более двухсот пятидесяти человек. Из них только восемнадцать сошли вместе с Элькано (Хуан Себастьян Элькано возглавил экспедицию после смерти Магеллана. — Прим. ВС) на берег в Испании в 1522 году. Все они были измучены до крайности. По словам очевидца, «более худые, чем самая заморенная кляча». Вместо празднований и почестей этим восемнадцати досталось публичное церковное покаяние. Причем покаяние не за погибших и казненных товарищей, не за убитых и обманутых «дикарей», а за один потерянный день, в результате чего были нарушены церковные праздники, воскресенья и посты.
Исчезновение дня так поразило современников, что даже получило отражение на картинах. Этот эпизод сохранился и на испанской купюре 500 песет 1931 года. Впервые в истории экспедиция вернулась в начальный пункт, так сказать, «не возвращаясь», но двигаясь только вперед, на запад. И из календаря, невзирая на тщательное счисление времени, которое вел Пигафетта, «пропал» день. Таким образом было открыто, что, если двигаться на запад, за Солнцем, день (сутки) как бы удлиняется. Если же двигаться на восток, навстречу Солнцу, сутки, наоборот, укорачиваются.
Новые публикации
«Русь» в игре 30.09.2021
Русские игроки, ступившие на спортивное поприще на родине или на чужбине под началом родителей, внесли весомый вклад в развитие профессионального спорта в Европе. Эмигранты создавали клубы, собирали полные стадионы на правах спортивных звёзд первой величины и выводили команды в чемпионы на тренерском поприще. Спортивные клубы создаются нашими соотечественниками и сегодня.
Незолотое кольцо России. Боровск 28.09.2021
В ста километрах от Москвы расположился один из самых уютных городков России. Пять лет назад Боровск вошёл в Ассоциацию малых туристических городов России. С первого взгляда город влюбляет в себя наивными и не очень картинами на стенах домов, витающим духом основоположника космонавтики Циолковского и гостеприимными кафе с местным чаем.
Юрий Лобачёв: создатель школы национального комикса в Сербии 27.09.2021
Дом русского зарубежья продолжает возвращать на родину забытые имена и наследие деятелей русской эмиграции. Первым в новом проекте «Пространство общей памяти: историческое наследие русского зарубежья в Европе» стало имя русско-сербского художника Юрия Лобачёва, создателя национального сербского комикса.
Славная бекеша, практичный анорак 27.09.2021
Каких только синонимов нет у самой популярной демисезонной одежды – куртки: косуха, кожан, штормовка, китель, бекеша, аляска, парка, бушлат, тужурка и даже чарльстонка… И у каждого названия своя интересная история.
Загадка трёх струн 24.09.2021
Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.
Алгоритмы «Фейсбука» против русских фамилий и переулков 23.09.2021
Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.
По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют 22.09.2021
Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.
«Мы сами»: как развивать речь с помощью авторепетитора 21.09.2021
Многие дети соотечественников, проживающих за рубежом, получают образование в местных учебных заведениях, а параллельно ходят на занятия в русские школы. Все они нуждаются в методической поддержке. Специально для таких школьников был создан учебный авторепетитор «Мы сами». Мы поговорили с его автором доктором филологических наук Натальей Сафоновой.