Оглавление
Автор книги: Александр Прасол
Предисловие
Сёгуны из клана Токугава правили Японией с 1603 по 1867 год. То был вчерашний день нынешней Японии – той Страны восходящего солнца, которую знаем мы. За два с половиной столетия правления Токугава сложились бытовые привычки японцев, их представления, стереотипы, удивляющие многих за пределами Японии. С этой точки зрения эпоха Токугава представляет первостепенный интерес.
Ее отличают две особенности. Во-первых, это был последний этап семисотлетнего воинского правления. Воины-самураи, которые в предыдущие четыре столетия недрогнувшей рукой убивали не только противников, но в критическую минуту и самих себя, занялись сугубо гражданским делом – обустройством своей страны. Что из этого вышло, выяснилось в середине XIX века, когда Япония открылась внешнему миру.
Закрытость страны в годы правления сёгунов Токугава представляет собой вторую особенность той эпохи. Сведя к минимуму внешнее влияние, воины-управленцы утвердили в японском обществе идеологию и порядок, которые считали правильными. Формально воинское правление завершилось в 1868 году восстановлением императорской власти, но ставшие новыми графами и князьями потомственные самураи еще долго оставались ведущей силой японского общества и определяли пути его развития.
Как говорили древние китайцы, “постигая прошлое, лучше понимаешь настоящее». Это изречение вошло в японскую культуру и стало маленькой частью большой народной мудрости. Токугавская жизнь японцев во многом определяет то, как они живут сегодня. Эта книга написана для тех, кто интересуется этой жизнью – жизнью вчерашней и сегодняшней Японии.
В тексте японские слова, не имеющие точных переводных эквивалентов (кроме имен собственных), выделены курсивом. Долгота звуков в русской транскрипции не отражается. Собственные имена и географические названия записываются без родовых классификаторов (яма“гора», кава“река», дзи“буддийский храм» и так далее), кроме случаев, когда слово-классификатор стало частью общеупотребительного названия (например, Фудзияма). Привычность русскоязычного словоизменения имеет приоритет перед строгостью транслитерации и при склонении имен собственных (например, мужское имя Токубэй склоняется, а женское имя Сада но ката – нет, хотя имеет стандартное окончание существительных женского рода). Фамилии в тексте, согласно японской традиции, стоят перед именами (например, Токугава Иэясу).
Положение ремесленников, купцов и крестьян
Положение купцов и ремесленников было еще более худшим. Большинство городов принадлежало либо сёгунам, либо влиятельным князьям. И в таких городах самоуправство чиновников и самураев не имело никаких ограничений. Собственно, больших сёгунских городов, где положение купцов, ремесленников было более-менее сносным было не так много. Можно перечислить такие города, как Осако, Хокато, Киото, ряд других.
Еще хуже было положение крестьянства.
Приписывают слова Иэясо Токугави, говорил он: «Крестьянин, как кунжутное семя, чем больше жмешь, тем больше выжимаешь».
Его сподвижники выражали мысль, что самое лучшее обращение с крестьянином таково: надо из крестьянина выбивать все, что он может дать, кроме еды ему самому на год. Крестьяне не имели никаких прав. Они являлись основной частью налогоплательщиков, и феодалы, самураи обращались с ними, как им заблагорассудится.
Начало периода феодальной раздробленности
Ни сёгуны из династии Минамото, ни представители династии Асикага не были единоличными правителями, которым подчинялись все военные дома Японии. Нередко сёгун выступал арбитром в спорах, возникавших между провинциальными военными. Другой прерогативой сёгуна было назначение на должности военных губернаторов в провинциях. Должности становились наследственными, что служило обогащению отдельных кланов. Соперничество между военными домами за должности, а также борьба за право называться главой того или иного клана не обходила стороной и род Асикага. Неспособность сёгуната разрешить накопившиеся противоречия вылилась в крупные военные столкновения, продолжавшиеся 10 лет. События 1467–1477 годов получили название «смута годов Онин — Буммэй». Киото, тогдашняя столица Японии, была практически разрушена, сёгунат Асикага утратил свои полномочия, страна лишилась центрального аппарата управления. Период с 1467 по 1573 год именуется «эпохой воюющих провинций». Отсутствие реального политического центра и усиление провинциальных военных домов, которые начинают издавать собственные законы и вводят новые системы рангов и должностей внутри своих владений, позволяют говорить о феодальной раздробленности в Японии этого времени.
Формирование сегуната Токугава
Столицей нового режима Японии стал город Эдо, который в 17 – середине 19 вв. исполнял роль политического и административного центра государства. Все началось, как уже отмечено выше, с вассала Токугава Иэясу, владевший землями в регионе Канто. Тут располагался замок семьи нового сегуна. Ему удалось в самом начале 17 в. получить помощь и поддержку самурайских семей и домов. Они предоставили ему армию, что помогло Токугаве одержать победу в битве над своими противниками при Сэкигахара. Избавление от оппозиции способствовало получение Иэясу поста сегуна и основаванию нового сегуната Эдо (от города, где он был создан). В течение нескольких лет Токугава занимался чисткой собственных противников, что позволило укрепить ему власть и стать единым правителем в регионе.
В подчинении у сегуна находились вассалы, которых называли гокэнин и хатамото. Они управляли 25% всех земель Японии, что делало Токугаву одним из самых сильных правителей страны. Новое правительство занималось такими делами, как:
- Ведение внешней политики, на которую у него была полная монополия.
- Чеканка собственных монет.
- Формирование аппарата управления.
- Издание законов для самурайских домов.
- Поддержание финансового положения самураев.
В сегунате существовала собственная система иерархии, основанная на степени близости к дому Токугава. Историки выделяют такие социальные группы в японском обществе, существовавшие в период Эдо:
- Родственники сегуна или симпан.
- Древние вассады, которых называли фудай.
- Новые вассалы или тодзама.
Дома самураев, которые имели прибыль с земли, достигающей 10 тыс. коку, стали называть дайме. Они руководствовались специальным законодательством, которое было опубликовано правительством. Среди основных требований сегуна к самураям стоит отметить:
- Запрет строить замки на своих землях без разрешения от высшей власти.
- Запрет на заключение политических браков между разными домами самураев. На это необходимо было получить разрешение от сегуна.
Если дайме нарушали запреты, то у них отбирали все, а потом переводили в удаленные районы страны
Для властей режима Эдо важно было полностью контролировать дайме, поэтому они разработали особую систему наблюдения за ними. Она состояла из нескольких элементов, главными из которых были – финансовый и политический контроль
Каждый дайме обязан был раз в год съездить в командировку, отработать воинскую повинность и принять участие в строительстве различных объектов.
Дайме было сложно, но это не мешало им приносить доход в казну сегуната и обогащаться в индивидуальном порядке.
Одной из проблем внутренней жизни режима Эдо была сильная власть императора и его приближенных. В связи с этим сегун приказал ограничить права двора, взяв под полный контроль систему управления. Император за это получил полную финансовую поддержку от правительства, сидевшего в Эдо. За это правитель отказался от всех своих земельных владений в Японии.
Фон
Правило клана Тоётоми
Тоётоми Хидэёси был выдающимся генералом при Оде Нобунаге . Нобунага объединил большую часть Японии под своим правлением после победы над Сёгуном Асикага Ёсиаки и прекращения сёгуната Асикага ; однако он был предан Акэти Мицухидэ и умер во время инцидента Хонно-дзи в 1582 году. Хидэёси быстро отомстил за своего хозяина и впоследствии с помощью своего брата Хиденага консолидировал контроль над Японией . Хидэёси вырос из скромных корней — его отец был асигару ( пехотинец ) — чтобы стать правителем Японии. Чтобы подкрепить свои претензии, Хидэёси женился на знатных женщинах, чтобы его наследники, по крайней мере, происходили из хорошо известных семей.
Однако последние годы правления Хидэёси были неспокойными. В то время как соперники из клана Ходзё потерпели поражение при осаде Одавары в 1590 году, неудачи во время вторжений в Корею значительно ослабили власть клана Тоётоми и его поддержку со стороны бюрократов, служивших в правительстве. Вдобавок Хидэёси приказал казнить Тоётоми Хидэцугу и всю его семью в 1595 году. Хидэцугу был его племянником и наследником, а также регентом в то время, который был обучен и, как ожидается, возьмет на себя руководство после Хидэёси. Когда Хидэёси умер в 1598 году, новому наследнику Тоётоми Хидэёри было всего 5 лет, что потребовало создания правительства регентства. Его смерть создала вакуум власти; не было назначенного сёгуна над армиями. Уважаемый регент Маэда Тошии , нейтральная партия между противоборствующими фракциями, некоторое время хранил мир, но он тоже умер в 1599 году.
Враждующие фракции
Две основные фракции возникли в последние годы правления Хидэёси и сразу после его смерти. Токугава Иэясу не имел себе равных по старшинству, рангу, репутации и общему влиянию в правительстве регентства и имел преданность многих лордов восточной Японии. Сторонники клана Тоётоми и лорды западной Японии сплотились вокруг Исиды Мицунари . Напряжение между ними иногда перерастало в открытую вражду, а отношения в конечном итоге перерастали в конфликты 1600 года, которые привели к Секигахаре.
Като Киёмаса и Фукусима Масанори публично критиковали бюрократов, особенно Мицунари и Кониси Юкинага . Токугава Иэясу воспользовался этой ситуацией и завербовал их, перенаправив враждебность, чтобы ослабить клан Тоётоми. Начали распространяться слухи о том, что Иэясу, на тот момент единственный выживший союзник Ода Нобунаги, возьмет на себя наследие Хидэёси так же, как было захвачено наследие Нобунаги. Это было особенно очевидно среди лоялистских бюрократов, которые подозревали Иэясу в подстрекательстве к волнениям среди бывших вассалов Тоётоми.
Позже всплыл предполагаемый заговор с целью убийства Иэясу, и многие сторонники Тоётоми, включая сына Маэды Тошиие, Тошинагу , были обвинены в участии и были вынуждены подчиниться власти Иэясу. Однако Уэсуги Кагекацу , один из назначенных регентов Хидэёси , бросил вызов Иэясу, создав свою армию. Когда Иэясу официально осудил его и потребовал, чтобы он приехал в Киото, чтобы объясниться, главный советник Кагекацу , Наое Канэцугу ответил встречным осуждением, высмеивая злоупотребления Иэясу и нарушения правил Хидэёси, и Иэясу пришел в ярость.
После этого Иэясу призвал на помощь различных сторонников и повел их на север, чтобы напасть на клан Уэсуги. Однако многие из них в тот момент осаждали Хаседо . Исида Мицунари, ухватившись за возможность, созданную хаосом, восстал в ответ и создал альянс, чтобы бросить вызов сторонникам Иэясу.
Запрет на въезд в Японию иностранцам
Наконец, во второй половине XVII века закономерным итогом данной политики стал запрет под страхом смертной казни иностранцам бывать на территориях Японии.
Страна была полностью отгорожена от возможности контактов с западным миром. Подобная политика привела к противоречивым результатам. С одной стороны, Япония смогла достаточно успешно защищаться от европейского влияния. Доминирующими направлениями религиозными в стране были буддизм и синтоизм. А с другой стороны, Япония не могла таким образом познавать те научные достижения, которые привнесла Европа на территорию Азии. В исторической науке есть разные оценки закрытия Японии.
Однако, в любом случае для нас важно то, что Япония смогла выйти из периода XVII — XIV веков страной со своей традицией, со своей культурой и со своим видением внешней политики. Особую популярность в Японии времен Токугава будут иметь те религиозные направления, учения, которые будут поддерживать власть сёгуна, соответственно
Так известно было учение Чжу Си. Это учение отстаивало идеалы подчинения младших старшим, незыблемость традиций и так далее. Подобные учения способствовали нарастанию националистической атмосферы в стране. Японцы провозглашались ведущей нацией и говорилось, что именно их путь есть наиболее верный во всем мире
Особую популярность в Японии времен Токугава будут иметь те религиозные направления, учения, которые будут поддерживать власть сёгуна, соответственно. Так известно было учение Чжу Си. Это учение отстаивало идеалы подчинения младших старшим, незыблемость традиций и так далее. Подобные учения способствовали нарастанию националистической атмосферы в стране. Японцы провозглашались ведущей нацией и говорилось, что именно их путь есть наиболее верный во всем мире.
Развертывание войск
Исида в своем доме в замке Саваяма встретился с Отани Ёсицугу , Машита Нагамори и Анкокудзи Экей . Здесь они заключили свой союз и пригласили Моури Терумото стать его главой. Они сформировали так называемую Западную армию. Моури захватил Замок Осаки в качестве своей оперативной базы, поскольку большая часть сил Токугавы покинула этот район, чтобы атаковать Уэсуги.
Бой
Японская аркебуза ( Танегасима ) эпохи Эдо.
Исида хотел укрепить Моури в неприступном замке Осаки. Это позволило бы Исиде контролировать столицу Киото и бросить вызов Токугаве. С этой целью силы Исиды направились к замку Гифу , чтобы использовать его в качестве плацдарма для продвижения на Киото, поскольку он контролировался его союзником Ода Хиденобу .
Вернувшись в Эдо , Токугава Иэясу получил известие о ситуации в регионе Кансай и решил развернуть свои силы. Сам Иэясу командовал 30 000 человек, а его подчиненные вели еще 40 000 человек. Это составляло основную часть того, что позже будет называться Восточной армией. У него были бывшие даймё Тоётоми, вступившие в бой с Западной армией, в то время как он разделил свои войска и двинулся на запад по Токайдо в сторону Осаки.
Поскольку армия Токугава покинула Эдо, она могла идти только по двум дорогам, каждая из которых сходилась к замку Гифу. Иэясу двинулся на Гифу, в то время как Исида Мицунари задержался в замке Фусими . Эта крепость была на полпути между Осакой и Киото и находилась под контролем союзника Токугавы Тории Мототада . Исида не мог рискнуть оставить отряд, который мог атаковать его тыл, поэтому он двинулся по нему. Ему потребовалось десять дней, чтобы захватить Фусими, и за это время пал замок Гифу. Это вынудило Исиду Мицунари под дождем отступить на юг. Дождь имел значение, поскольку основная часть обеих армий была оснащена фитильными винтовками ( танегасима ), которым для стрельбы требовался сухой порох.
К середине октября 1600 года Исида Мицунари и его войска дислоцировались в замке Угаки. Они оценивали свое положение, когда через два дня армия Токугавы прибыла в Мино Акасака, в нескольких милях от их местонахождения. Первоначально Восточная армия насчитывала 75 000 человек, а Западная — 120 000 человек. Иэясу также принес аркебузы . Зная, что силы Токугава движутся к Осаке, Исида решил оставить свои позиции и двинулся к Сэкигахара. Несмотря на то, что западная армия имела огромные тактические преимущества, Иэясу уже был в контакте со многими даймё в Западной армии в течение нескольких месяцев, обещая им землю и снисхождение после битвы, если они перейдут на другую сторону.
Сима Сакон , один из командиров Мицунари, попросил разрешения атаковать ближайшие войска Токугавы. Позже Сакон столкнулся с Хонда Тадакацу в битве при Куисегаве . В результате Восточная армия понесла значительные потери в битве и была вынуждена отступить с территории Мино Акасака к Секигахара . Не желая терять преимущество, Мицунари приказал своей армии окружить Иэясу у Сэкигахара. Исида разместил свои войска на сильной оборонительной позиции, окруженной двумя ручьями с возвышенностями на противоположных берегах. Его правый фланг был усилен даймё Кобаякава Хидэаки на горе Мацуо .
20 октября 1600 года Иэясу узнал, что Исида Мицунари разместил свои войска в Секигахаре на оборонительной позиции. Они следовали за Западной армией, и погодные условия значительно улучшились.
Принц Минамото, японский полководец, основатель династии сёгунов Токугава, верный сподвижник Оды Нобунаги, завершивший объединение Японии
Один из ближайших сподвижников полководцев Нобунага Ода и Хидэёси Тоётоми, положивших начало созданию в Японии централизованного феодального государства.
Вел долгую смертельную война с родом Такэда (1582). Покорил провинции Каи, Синано, Суруга, Тотоми и Микава (1582). После смерти в 1598 г. Хидэёси Тоётоми Токугава возглавил коалицию части феодалов, разбил в битве при Сэкигахаре своих противников, группировавшихся вокруг Хидэйри Тоётоми (сыне Хидэёси Тоётоми).В 1603 г. Токугава заставил императора присвоить ему титул сегуна и взял всю власть в стране в свои руки.
Перейти на главную страницу… Также вас могут заинтересовать военачальники этой же страны и эпохи: ТОКУГАВА Иэясу (1543г. — 1616г.) Война с родом Такэда (1582). Покорение провинций Каи, Синано, Суруга, Тотоми и Микава (1582). Война с сыном Хидэёси Тоётоми (1584-1598). Подчинение региона Кинки (1585). Уничтожение рода Тоётоми — Осакские кампании (1614, 1615). Сингэн ТАКЭДА (1521г. — 1573г.) Гражданские войны. Серия войн между Кэнсином и Сингэном. Война с отрядами Оды Нобунаги. Ода НОБУНАГА (1534г. — 1582г.) Борьба за провинцию Овари (1556-1559). Война за провинцию Мино. Поход на Киото (сентябре 1568). Поход на провинцию Этидзэн (1570). Поход во владения рода Асакура (1573). Завоевание провинции Этидзэн (1575). Захват провинции Исэ. Война между коалицией кланов ниндзя с Одой Нобунагой (1578 по 1581). Вторжение на территорию провинции Ига (27 сентября 1581 года). Захват провинций Кодзукэ, Синано и Каи (1582). МИНЦУАРИ Исида (1560г. — 1600г.) Гражданские войны. Кампания против рода Мори (1577-1578). Завоевание Сикоку (1584). Завоевание Кюсю (1585). Минамото-но Ёриёси (998г. — 1075г.) Война против мятежного феодала Тайра Тадацунэ. Девятилетняя воина (1051—1062) Кониси ЮКИНАГА (1555г. — 1600г.) Гражданские войны. Подавление буддисткого восстания. Имдинская война на Корейском полуострове (с 1592 по 1598 годы). ТАКЭДА Кацуёри (1546г. — 1582г.) Гражданские войны. ТОЁТОМИ Хидэёси (1536г. — 1598г.) Война между Одой Нобунагой и родом Сайто за провинцию Мино (1566). Участие в походе на Киото (1568). Кампания против рода Мори (1577-1578). Завоевание Сикоку (1584). Завоевание Кюсю (1585). Имдинская война на Корейском полуострове (с 1592 по 1598 годы). Токимунэ ХОДЗЁ (1251г. — 1284г.) Борьба против монгольского нашествия (1274 и 1282 гг.). Санада ЮКИМУРА (1567г. — 1615г.) Гражданские войны. СИМАДЗУ Ёсихиро (1535г. — 1619г.) Гражданские войны. Покорение острова Кюсю (1570-80). Вторжение в Корею (1592—1598) Тайра-но Масакадо (903г. — 940г.) Гражданская война. АСИКАГА Такаудзи (1305г. — 1358г.) Гражданская война в Японии (с 1331 по 1333 год). Свержение Камакурского сёгуната. Трёхсторонняя война. Смута годов Канно (в 1349—1352). Вы узнали: основные даты рождения, карьеры и смерти, основные события — битвы, войны, походы, — и о том как жил и воевал ТОКУГАВА ИЭЯСУ (31 января 1543 года — 1 июня 1616 года) — (Tokugawa Ieyasu) принц Минамото, японский полководец, основатель династии сёгунов Токугава, верный сподвижник Оды Нобунаги, завершивший объединение Японии
Примечания и ссылки
- Мариус Б. Янсен, Правило воинов в Японии , Cambridge University Press, 1995, стр. 152 .
- Джон Уитни Холл, Кембриджская история Японии , Cambridge University Press, 1999, стр. 134 .
- Япония: иллюстрированная энциклопедия , Kōdansha International, 1993, стр. 1139 .
- Стивен Р. Тернбулл, Самурай: военная история , Routledge, 1996, стр. 133 .
- Стивен Р. Тернбулл, Воины средневековой Японии , Osprey Publishing, 2007, стр. 216 .
- Джордж Б. Сансом, История Японии, 1334-1615 , Stanford University Press, 1961, стр. 385 .
- Исаак Титсинг (вклад Тимона Скрича ), Тайные воспоминания сёгунов: Исаак Титсинг и Япония, 1779-1822 гг. , Рутледж , 2006 г., стр. 233 .
- Об этой части см. Мариус Б. Янсен, Правило воинов в Японии , Cambridge University Press, 1995, стр. 154-156 .
- См. Исторический словарь Японии , Франко-японский дом, Токио, Maisonneuve & Larose, 2002, стр. 2174-2175 .
- Джордж Р. Геталс и Джеймс МакГрегор Бернс, Энциклопедия лидерства , SAGE Publications, 2004 г., стр. 1550 .
- Артур Линдси Сэдлер, Создатель современной Японии: Жизнь Токугавы Иэясу , G. Allen & Unwin, 1937, стр. 344 .
- Роберт Корнелл Армстронг, Свет с Востока или исследования японского конфуцианства , Kessinger Publishing, 2003, стр. 35 ; также цитируется Уиллом Дюрантом, История цивилизации: наше восточное наследие , Саймон и Шустер, 1935.
- Артур Линдси Сэдлер, Создатель современной Японии: Жизнь Токугава Иэясу , Г. Аллен и Анвин, 1937, стр. 389 .
- Hélène Prigent, » Образы изменчивого мира «, Le Petit Journal де Grandes экспозициях , п о 369,29 сентября 2004 г., стр. 3 ( ISBN 2-7118-4852-3 ).
Краткая справка
Токугава Иэясу родился в 1543 году, в небольшом самурайском роде Мацудайра, который владел частью земель провинции Микава (совр. префектура Айти). Своё детство он провел политическим заложником у соседних правителей, которые использовали слабых Мацудайра в своих политических играх. После битвы при Окэхадзама (1560) Иэясу восстал против сюзерена, рода Имагава и заключил союз с его врагом — Одой Нобунагой (1562).
В 1560 — 1580-х годах Токугава удалось расширить свои владения на восток в провинцию Суруга (совр. префектура Сидзуока) и создать мощную военно-экономическую базу для реализации плана объединения Японии. После смерти Оды Нобунаги в (1582), Иэясу вступил в борьбу за его наследство, однако проиграл её Тоётоми Хидэёси и признал себя вассалом последнего (1586). Родовые земли Токугавы были конфискованы в замену на новые, в регионе Канто с центром в замке Эдо (совр. Токио).
После кончины Тоётоми Хидэёси Иэясу воспользовался внутренними распрями в его роду. Он возглавил радикальную военную группировку вассалов Тоётоми, и в битве при Сэкигахара (1600) ликвидировал «мозговой центр» враждебной семьи — администраторов и гражданских чиновников во главе с Исидой Мицунари. В двух осакских кампаниях (1614, 1615) Токугава удалось окончательно ликвидировать Тоётоми и объединить страну.
В 1603 году Иэясу получил титул сёгуна и основал третье самурайское правительство — сёгунат в городе Эдо, который просуществовал в Японии до 1868 года. Даровав японцам долгожданные мир и стабильность, Токугава умер в 1616 году.
Suggest as cover photo
Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?
Yes, this would make a good choice No, never mind
Заключение
Жизнь воина, полную войн, крови и смерти, прошел первый сегун Японии. Его дела прожили долгую жизнь, прошли испытание временем до тех пор, пока развитие истории не расставило другие правила и нравы в жизни Японии. Благодаря сёгунату Япония сохранила истоки и традиции, растеряв, наверное, только самураев. И сейчас Япония остается страной, чтящей старые традиции, сохраняя лицо, обычаи и верование, не впуская чужаков в внутренние дела, что и делает Японию загадочной страной, где спаситель озарил восток своим светом.
https://youtube.com/watch?v=ebrca-iE05I
Thank you for helping!
Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.
Thanks for reporting this video!
`result`.`lang` `result`.`T`
No matching articles found
Search for articles containing: `search`.`query`
Политика Иэясу
Под его влиянием японское общество отступило: границы были закрыты, и только судам голландской Ост-Индской компании было разрешено торговать в прилавке на острове Дедзима , у входа в порт Нагасаки . Отстаивается строгая неоконфуцианская идеология , основанная на строгом разделении социальных классов и запрещении любых демонстративных признаков богатства. Функция сёгуна даже становится наследственной, чтобы препятствовать возможным притязаниям великих феодалов ( даймё ).
Он создал новую административную столицу в Эдо (нынешний Токио ), резиденцию сёгуната. Это была всего лишь рыбацкая деревня, но в 1635 году требовалось, чтобы все даймё проживали в ней раз в два года, в то время как их семьи должны были проживать там постоянно.
«Закрытые двери» Японии
После Испании вход в порты Страны Восходящего Солнца был полностью закрыт Португалии. Голландии удалось избежать подобной участи, поскольку она предоставила военную помощь (флот) для подавления восстания христиан на Симабара. Только голландцам было предоставлено правило эксклюзивной торговли с Японией. Торговую факторию Голландии с Хирадо переместили на остров-резервацию искусственного происхождения Дедзима.
Подобные действия самурайского правительства в историографии называются политикой Сакоку, т.е. закрытых дверей. Сегунат преследовал такие цели:
- Избавиться от христианства.
- Стабилизировать власть самураев.
- Частично изолировать страну от негативного влияния Западной Европы.
Торговля с Голландией осталась, как и со многими азиатскими странами. Но вся монополия на торговлю принадлежала государству.
Голландия была нужна Стране Восходящего Солнца, чтобы постоянно привозить сюда шелка, ткани, китайские книги, европейские часы, учебники. На экспорт японцы отправляли керамику, медь, серебро. В голландскую торговую факторию часто приезжали европейские и китайские торговцы.
Еще при первом сегуне режима Эдо Япония стала налаживать отношения с Кореей. Между странами начался активный обмен посольствами, чтобы японцы знакомились с культурой и историей Кореи. Были созданы торговые фактории – на острове Цусима существовала общая колония, а в городе Пусан (Корея) существовала японская фактория.
Внешняя политика Эдо касалась не только торговли и дипломатических отношений. Успешно проводились и завоевания. В частности, было захвачено королевство Рюкю, которое признало вассалитет Токугава. Государство стало посредническим центром в торговле Японии и Китая. Захватили японцы и остров Хоккайдо, где находились владения Мацумаэ-хана. Здесь проживали коренные айны, участвовавшие в торговле с северо-восточными регионами Китая. Айны поставляли японцам китайские товары – ткани, одежду, морепродукты, кожи животных.
Итак, основными торговыми партнерами Японии во времена режима Эдо были следующие страны:
- Корея.
- Китай.
- Рюкю.
- Голландия.
Торговые отношения осуществлялись в колониях-факториях, расположенных на юге острова Хоккайдо, Сацуме, Цусиме, Дедзиме. Такое положение дел сложилось в начале 17 века и сохранялось до второй половине 19 в., когда режим Эдо был ликвидирован
Для сегуната было важно, чтобы Япония находилась в изоляции во внешней политике, но при этом могла выбирать государства, которые способствовали наполнению казны и стабильному развитию экономики. Поэтому из портов и факторий были убраны Португалия и Испания, которые способствовали распространению христианства в Японии
Этот факт, по мнению сегуната, мешал идентичности японцев и приносил элементы нестабильности в японское общество. Поэтому и была разработана политика «закрытых дверей», которая превратила Страну Восходящего Солнца в изолированное государство. Тем не менее, сегуны делали все, чтобы оставаться активным игроком международной политики. Основные внешнеполитические связи были налажены с государствами Юго-Восточной Азии, из европейских контактов сохранились только голландские связи.
Попытки реформ и распад режима Эдо
В начале 1700-х годов Японию охватил глубокий экономический кризис. Его причинами были:
- Во-первых, упадок и разорение сельского хозяйства.
- Во-вторых, в села проникли денежные и капиталистические отношения.
- В-третьих, цена на рис постоянно падала. Это вызывало постоянную нехватку денег в региональных и центральных бюджетах.
- В-четвертых, правительства в центре и на местах находилось в полнейшей зависимости от выплат натуральных налогов и дани.
Эти факторы заставили сегуна в 1716 г. перейти к проведению масштабных общеяпонских реформ. Их называют реформами Кехо, построенные на том, чтобы распахать целинные земли, повысить налоги и заставить чиновников экономить.
За государственными служащими следили очень внимательно. Всех провинившихся и тех, кого подозревали в измене стране, судили по новому Положению о судах. Его приняли специально, чтобы отрегулировать судебные процессы, сделать их прозрачными и не такими запутанными.
За этими реформами последовало еще три этапа радикальных преобразований:
- Автором внедрения товарно-денежных отношений был Танума Окицугу, который стремился вытащить Японию из кризиса. Он разрешил включить торговцев и купцов в политику, создав для них монопольные организации. После прихода таких людей в политику, в Японии увеличился рост коррупции.
- В 1787 г. стали внедряться реформы Кансэй, которые должны были обогатить экономию. Его политика успеха не принесла.
- В конце 18 в. внутренние проблемы стал решать Токугава Иэнари, акцентирующий политику на поддержке городов и торговли.
Конец эпохи Эдо наступил неожиданно под влиянием комплекса факторов. Сначала на Японию обрушился период постоянных неурожаев, принесшие с собой массовый голод. Власть народу помочь была не в состоянии. Сегунат отдал приказ закупать рис в регионах и передавать в центр. Это вызвало серию массовых восстаний крестьян и ремесленников. К ним присоединились самураи, которые многие годы считались стабильной и постоянной опорой Эдо. Очередные попытки реформировать сельское хозяйство и улучшить качество жизни сельского населения вызвало снижение авторитета сегуна и его соратников.
Таким образом, к 1867 г. режим Эдо полностью потерял власть в стране, потерял влияние над народом, не мог решить важные экономические проблемы. Поэтому сегунат ликвидировали и восстановили императорский режим.
Биография[]
Запись 1
Разблокировка: Чтобы разблокировать, выполните задание «????».
Токугава Иэясу был даймё из «Восьми провинций» региона Эдо и лидером пяти старейших, которые консультировали правительство Тоётоми. В 1596 году он был назначен Внутренним министром и стал называться «Найфу». Будучи оставшимся в живых после битвы, он стал известен как «Величайший лучник на восточном пути» — другими словами, самый искусный генерал в Восточной Японии. Он был также одаренным и хитрым интриганом, который принес ему еще одно прозвище: Тануки. В раннем возрасте он служил клану Имагава в качестве заложника. После этого он заключил союз с Одой Нобунагой и удалился сам. Однако продолжающаяся угроза, от клана Такеда, означала, что уговор с кланом Ода стал скорее отношением мастера-слуги, и он познакомился с борьбой за незначительную силу. Несмотря на то, что Иэясу испытывал трудности на протяжении всей своей жизни, ему всегда удавалось найти способ преодолеть их. После службы у Тоётоми Хидэёси, он считается ближайшим всех к завоеванию — и объединению — всей Японии.
Запись 2
Разблокировка: Чтобы разблокировать, выполните задание «????».
Иэясу почувствовал последствия бесконечных войн Японии с раннего возраста: его мать умерла, и он сам стал заложником. Мало кто понимает, насколько он решительно осознает общенациональный мир в результате. Он полностью готов принести в жертву слуг и даже свою жену и детей ради этого идеала. Тем не менее, он сильно обременен знанием всех людей, которых он принес в жертву, и врагов, которых он победил до сих пор, и он видит это бремя на спине Иэясу, которая убеждает Уильяма в том, что убеждения даймё являются подлинными.
Запись 3
Разблокировка: Чтобы разблокировать, выполните задание «Отчаянное отступление».
В Секигахаре Иэясу быстро понял, что это будет битва, которая решит, кто будет контролировать Японию, и начал замышлять сговор против другого даймё, чтобы он смог выйти победителем. Все выглядело плохо для Иэясу, когда началось сражение: моральный дух был низким среди его войск, и они были вынуждены заняться более низкими позициями. Но по окончании боя победа Иэясу была неоспоримой.Это было отчасти из-за усилий Уильяма и Тенкаи в сочетании с неправильным использованием Митсунари Амриты, но эта сторона вещей осталась тайной навсегда.
Запись 4
Разблокировка: Чтобы разблокировать, выполните задание «????».
Победа Иэясу в Секигахаре сделала его правителем всей Японии. Однако еще многое предстоит сделать. Одна из задач заключалась в полном стирании существования Амриты из записей. Те, кто упал в Секигахаре, были еще одним бременем для Иэясу, но он продолжал настаивать. Жизнь под мирным небом была почти реальностью.