Титов Герман Степанович

Оглавление

Детство и юношеские мечты

Великий космонавт родился 11.09.1935 года в с. Верхнее Жилино Алтайского края в самой обычной семье. Его мама, Александра Михайловна, домохозяйка, а отец, Степан Павлович в местной школе учил детей русскому языку и литературе. Он человек, увлеченный живописью и музыкой.

Герман в детстве

Как все учился в школе. Не космосом была забита его голова. Мальчишку интересовала техника. Чтобы понять, как работают механизмы, он мог просиживать часами, разбирая и собирая их. Самым первым был освоен кинопроектор. Автомобили, тракторы и радиоприемники были немногим позже. К окончанию школы подросток возвел пусть маленькую, но электростанцию.

В школьной группе членов литературного кружка (слева, снизу)

Восьмиклассником он впервые увидел «кукурузник». Но ни это обстоятельство, ни то, что его дядя был летчиком, не способствовали появлению интереса к летной работе. Мечта о небе пришла внезапно в лице военного летчика в красивой форме с золотыми пуговицами. Теперь Герман знал, куда будет поступать.

Он исполнил мечту. Местом службы, нисколько не колеблясь, выбрал авиацию. А вернувшись из армии, в 1955 г. поступил и окончил с отличием военную школу пилотов в Кустанае, а в 1957 – Сталинградское ВАУ летчиков в Новосибирске.

Во время учебы в военно-авиационном училище (справа)

В 1957-1960 гг. Герман Титов служил в полку истребительной авиации ЛВО, более 1000 прыжков с парашютом, 800 вылетов на военных самолетах. Так начинался путь к космосу.

На тренировке

Авария «Союз-11»

В тысячу девятисот семьдесят первом вследствие космического путешествия на аппарате «Союз-11» погибло 3 знаменитых астронавта и героя Союза ССР, а именно: Владислав Волков, Виктор Пацаев и Георгий Добровольский. Официальной первопричиной их смерти назвали разгерметизацию спускаемого аппарата при посадке «Союза-11».

Целью данного путешествия была доставка всего экипажа на орбитальную станцию «Салют-1», однако аппарат не смог произвести стыковку по причине неисправности узла для стыковки. Через пару дней началось возгорание и было принято решение возвращаться на Землю, однако осуществить задуманное не удалось. 28 июня корабль стал отделяться от станции «Салют-1» и двигаться в направлении дома, тем не менее связь была утеряна. 30 июня поисковая группа обнаружила погибших космонавтов СССР, различные мероприятия по реанимации не помогли. Позже установили, что Волков, Пацаев и Добровольский умерли от декомпрессионной болезни (наличие пузырьков воздухе в клапанах сердца). Позже инженеры учли большое количество катастрофических недочетов прежних неудачных космических путешествий.

Космические корифеи

— Вы общались и дружили с великими учеными. Расскажите…

— Сергей Королев, Мстислав Келдыш — гениальные люди. В 1968 году в Киеве была встреча по космосу. Келдыш посадил гостей в автобусы, в дом отдыха цековский. И сказал — вы будете тут сидеть три дня, я вас отсюда не заберу, пока не дадите мне предложения по космической программе. И мы три дня балдели. Борис Непоклонов, ныне покойный, придумал программу лунохода. И сам ее осуществлял. А Келдыш что-то выбирал и решал. Была создана программа исследования. Келдыш подтолкнул меня к мысли написать книжку — 50 бесед с учеными разных направлений — они отвечали на один вопрос — что вашей отрасли науки может дать космос. Вокруг Спутника — была программа научных исследований. Прошли первые исследования радиационной обстановки вокруг земли.

Помню, в Крыму сидим с Келдышем в центре управления дальней космической связи. К Венере подошел аппарат. Вошел в атмосферу, раскрылись парашюты…И тут пропал сигнал. Один говорит — вошел и сел! Келдыш уставший, всю ночь ведь работал, сомневается: нет, что-то не так. Не будем пока сообщать в Москву. Потом только выяснилось, что там давление сто атмосфер, и аппарат просто раздавило. Он был рассчитан на 2 атмосферы. Сделали новый в 10 атмосфер. Опять оказалось — мало.

Наконец сделали такой, который выдерживает 100 атмосфер. Лапа выдвинулась с него и оттуда телекамера, чтобы снять поверхность Венеры. Измеряем щупом свойства поверхности — чистое железо, ничего больше не получаем! Неужели поверхность планеты железная?

Келдыш первым догадался — да мы же меряем крышку от телекамеры!..

биография

Титов родился в селе Верхнее Жилино в Алтайском крае, учился в Сталинградском военном авиационном училище. После получения диплома летчика ВВС в 1960 году был отобран для подготовки космонавтов.

Он совершил полет на космическом аппарате «Восток-2», запущенном 6 августа 1961 года. Продолжительность полета составила 25,3 часа, он совершил 17 витков вокруг Земли. Его позывной был Eagle ( русский : Орёл ). Он приземлился недалеко от города Красный Кут в Саратовской области , Россия. Ему не исполнилось 26 лет на момент запуска, и он оставался самым молодым человеком, побывавшим в космосе до июля 2021 года, когда его рекорд побил голландский подросток Оливер Дэмен . Титов был членом Коммунистической партии Советского Союза , как и почти все советские космонавты.

Титов был прекрасным спортсменом, увлекался гимнастикой:

Он был первым человеком, который страдал от космической болезни ( укачивание в космосе), а также первым человеком, который спал в космосе. Он проспал примерно одну орбиту и с удивлением проснулся, подняв руки в воздух из-за отсутствия нормальной гравитации. Он вернулся в сон после того, как его руки были под ремнем безопасности, и он проспал на 30 минут больше, чем предполагалось планом полета. Он заявил: «Если вы правильно расположите руки и ноги, космический сон станет прекрасным… Я спал как младенец».

Титов появляется с президентом США Джоном Кеннеди и американским астронавтом Джоном Гленном , 1962 год.

Хотя на орбите он страдал космической болезнью, после приземления Титов праздновал. Его празднование описывается как «приступ эйфории» после приземления, и на обратном пути в Кубышев для разбора полетов он встревожил медицинский персонал, открыв и выпив пиво, что является полным нарушением правил.

После приземления Титов был отправлен в больницу для дальнейшего обследования, чтобы убедиться, что он не болен. Сообщается, что после своей миссии он стал вести себя неприемлемым для кого-то, кто работает в космической программе. Сообщается, что он был очарован своей любовью к женщинам, чрезмерному пьянству и быстрым машинам, что заставило некоторых предположить, что его поведение потенциально было еще одним побочным эффектом космической болезни, которую он испытал из-за невесомости . Дальнейшие испытания показали, что это не так.

Во время широко разрекламированного визита в Сиэтл в 1962 году для посещения Всемирной выставки Century 21 репортеры спросили Титова, как его космический полет повлиял на его жизненную философию. Он ответил: «Иногда люди говорят, что Бог там. Я внимательно осматривал весь день, но никого там не нашел. Я не видел ни ангелов, ни Бога». Это высказывание использовалось в советской антирелигиозной пропаганде, но было ошибочно приписано Юрию Гагарину .

После космического полета Титов занимал различные руководящие должности в советской космической программе до своего выхода на пенсию в 1992 году. В 1995 году он был избран в Государственную Думу как член Коммунистической партии Российской Федерации . Он умер от остановки сердца в своей сауне в возрасте 65 лет в Москве . Похоронен на Новодевичьем кладбище .

Человек и остров

После завершения торжеств на Родине Герман Титов побывал с визитом в нескольких странах мира: ГДР, Румынии, Югославии, Болгарии, США, Вьетнаме.

Зимой 1962 года во время пребывания в Социалистической Республике Вьетнам Герман Степанович вместе с президентом страны Хо Ши Мином отправился в бухту Ха Лонг. Космонавт решил искупаться в заливе, хотя температура воды была всего 16 градусов. Восхищенный решительностью сибиряка Титова Хо Ши Мин подарил космонавту остров, носивший порядковый номер «46». Теперь местные жители и туристы знают этот остров  как Ти-Топ.

Герман Титов во время визита во Вьетнам.

Жизнь после полета

После полета на Титова обрушилась слава. Он и без этого отличался импульсивным характером, а теперь стал позволять себе вообще экстравагантные поступки. Во время визита в Румынию он остановил кортеж, пересел на мотоцикл из отряда сопровождения и умчался вдаль. Поступок из ряда вон.

На совместном отдыхе с Гагариным иной раз происходили случаи, за которые их обоих вычитывал Н.П. Каманин, руководитель подготовки первых космонавтов. Некоторые случаи «дядька», как они его ласково называли, даже выносил на партсобрания.

О Германе Степановиче ходило множество слухов, в том числе и о его слабости к женскому полу. Поговаривали даже, что его любовницей могла быть Татьяна Шмыга. Тамара, однако, уверена, что муж никогда не увлекался другими.

После полета Титов стал общаться со многими звездами: артистами, певцами, художниками. Естественно, любил с ними посидеть за столом. А Гагарин, ставший командиром отряда космонавтов после полета, очень строго относился ко всяческим нарушениям режима. Бывало даже, отстранял от полетов. Из-за этого между друзьями происходили конфликты.  Конечно потом, Герман Степанович понимал, что проявляя слабость, его командир рисковал бы не только своими погонами, но и в первую очередь, жизнью самого пилота.

Герман Степанович был одержим космосом, мечтал полететь еще раз. Но этого не произошло. В марте 1968 г. во время испытательного полета погибнет Юрий Гагарин.  Гибель друга он переживал очень тяжело, но через несколько дней сокрушительным ударом стал указ главнокомандующего ВВС отстранить его от полетов: Титов – народное достояние, и страна не может им рисковать! В свои 33 года он остается без неба! Сильный духом космонавт пережил и этот удар. Он получил высшее образование, закончил военно-воздушную инженерную Академию им. Жуковского, в 1970 году поступил в Академию Генерального штаба, покинув отряд космонавтов. В 1973 году он занимает пост заместителя начальника управления космических средств, внося свой весомый вклад в развитие обороны.

В сентябре 2000 году Германа Титова не стало.

Этапы подготовки к историческому полету

В 1960 году вместе с женой Титов переезжает в Москву. Ему предстояло только пройти все горнило сложнейших испытаний, чтобы выиграть отбор и стать космонавтом.

Комплекс нагрузок был направлен не только на проверку физической выносливости кандидатов. Немало времени уделялось и психологическому аспекту. Это было необходимо для того, чтобы понять, насколько психологически будет устойчивым тот, кто полетит покорять космические дали. Ведь неизвестно, как человек может себя повести в неизвестной обстановке, тем более при возникновении какой-либо критической для него ситуации, не потеряет ли он при этом самообладание.

После того как определилась шестерка кандидатов, каждого летчика стали усиленно готовить к полету. Среди главных претендентов стать первым космонавтом в истории человечества фигурировало имя Юрия Гагарина.

Существует легенда, будто первым должен лететь в космос как раз Герман Титов. Однако Хрущеву больше приглянулся Гагарин, и выбор пал именно на него.

После того как Юрий Алексеевич облетел вокруг земной оси (данная экспедиция была непродолжительной), в Советском Союзе стали усиленно готовиться к второму полету. Он должен быть более продолжительным по времени – так считали тогда организаторы данного необычного мероприятия.

Была создана специальная комиссия, определявшая имя того, кто станет вторым в истории советским космонавтом. Председателем ее выбрали Леонида Смирнова – директора ракетного завода, функционирующего в Днепропетровске.

Перед самим стартом корабля «Восток-2», на котором в итоге и полетел Титов, в воздух поднялась экспериментальная ракета, созданная Королевым. Однако это совершенно не смутило Германа, и он решился на главное резонансное событие всей его жизни!

Гражданское мужество

Полет подходил к своему завершению. «…Плавно нарастали перегрузки, приготовился к максимальной, – напишет позже Герман Титов в книге «Голубая моя планета». – Нарушений зрения не было, но в глазах потемнело. Перегрузки постепенно уменьшились, зрение восстановилось. Решил катапультироваться…»

7 августа 1961 года, в 7 часов 11 минут утра неподалеку от поселка (ныне города) Красный Кут Саратовской области Герман Титов на красно-белом парашюте благополучно приземлился в том же районе, где и Юрий Гагарин.

По оценке дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Виталия Севастьянова, Титов прекрасно выполнил всю программу полета. Впервые вручную управлял кораблем. Он очень четко понимал работу борта, все его доклады были грамотными и блестящими, много привез интересного.

После полета на земле его ждала медицинская комиссия, врачей интересовало самочувствие Титова на орбите. До заседания госкомиссии он усадил рядом с собой членов отряда космонавтов Николаева, Поповича, Нелюбова и Быковского и сказал: «Плохо дело, ребята. Очень хреново себя чувствовал. Что делать будем? Вас подводить не хочу, но и правду скрывать нехорошо». Все дружно решили: надо говорить правду.

На заседании госкомиссии Титов искренне рассказал все о своем полете: на самочувствие космонавта влияла невесомость, наблюдался дискомфорт, были проблемы
с питанием, есть не хотелось, а то, что ел, – вырвал…

Рассказ космонавта многих огорчил. И в первую очередь Королёва. Было принято решение работать дальше, совершенствуя условия.

– Вот в чем, с моей точки зрения, человеческое величие Германа Титова: он откровенно рассказал о своем самочувствии в полете, – восхищался поступком Германа Степановича психолог космонавтов Ростислав Богдашевский. – Для этого нужно было обладать мужеством, интеллигентностью. Почему? Потому что очень многие мои коллеги сказали тогда: «Э, братец, ну что ж ты, слабак, мы же вот, грубо говоря, на тебя надеялись и рассчитывали…» А он все рассказал откровенно и честно.

– Прошло много лет после того полета, но последующие космонавты за эту его объективность и по сей день остаются ему благодарны, – говорит в унисон Богдашевскому Тамара Титова. – И подготовка к полету в космос уже Андрияна Николаева и Павла Поповича была проведена с учетом этих замечаний. Прежде всего, они прошли более серьезную физическую подготовку с нагрузкой на вестибулярный аппарат. Было составлено другое меню. Разработана другая пища, которая лучше принимается и усваивается в полете. Несколько усовершенствовали техническую часть корабля. И все это было сделано с учетом доклада Германа…

Елена Кондакова

Елена Кондакова стала первой женщиной в истории России, побывавшей в космосе. С учетом Терешковой и Савицкой – третьей женщиной в отечественной космонавтике.

Ей принадлежит мировой рекорд по продолжительности пребывания на орбите представительницы прекрасного пола – 169 дней 5 часов и 35 секунд. Ее первый полет в космос начался 4 октября 1994 года в составе экспедиции «Союз ТМ-20». После 5-месячного пребывания на орбитальной станции «Мир» она вернулась на Землю 22 марта 1995 года.

Всего Елена Кондакова совершила два полета в космос, а затем ушла из космонавтики, став политиком.

Фото: Альберт Пушкарев /ТАСС

Час славы и недоразумения с милицией

Уже через два дня после возвращения, 9 августа 1961 года, майору Герману Титову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В те времена каждому космонавту, который вернулся из космоса, правительство дарило мечту миллионов советских людей – новенький автомобиль «Волга». Все автомобили космонавтов регистрировались в Звездном городке и получали спецномера – буквенный код «ММО» и цифровой, соответствующий порядковому номеру полета. У Титова был автомобиль с номером 0002 ММО. Дали ему также и новую квартиру, и повышенную зарплату, которая была в несколько раз выше доходов рядового летчика-истребителя.

Космонавт №2 был также награжден орденами Болгарии, Монголии, Индонезии, ГДР, Югославии, Румынии, Сирии и Конго. Несмотря на все почести, по свидетельству друзей, Герман Титов нисколько не страдал звездной болезнью, хотя ему и приходилось, как космонавту №2, вращаться в кругах самого высокого уровня, в том числе встречаться с главами государств СССР и США.

Тем не менее Титов был прост в общении и много сил отдавал работе. Однажды с ним произошел невероятный случай: его задержал наряд милиции, приняв за… бомжа!  Дело было так: усталый космонавт возвращался на автобусе дальнего следования из командировки. Когда автобус остановился для заправки, выбежал на минутку в магазин: без документов, одетый в спортивный костюм. К нему подошли милиционеры, попросили предъявить документы. Объяснениям не поверили, за легкой небритостью героя узнавать отказались и препроводили в участок. Когда Герману Титову удалось добиться телефонного звонка, то командир отряда космонавтов Николай Камалов лично примчался с документами выручать его из КПЗ. Побелевшие от ужаса милиционеры буквально валились в ноги космонавту, над которым только что грубо посмеялись. Герман Титов не стал поднимать шума, решив пожалеть их семьи, и замял неприятный инцидент.

Детство и юность

Будущий космонавт родился 11 сентября 1935 года в деревне Верх-Жилино Косихинского района Алтайского края. По знаку зодиака мальчик – Дева. Отец Степан Павлович Титов, русский по национальности, преподавал родной язык и литературу в сельской школе. Он любил поэзию Александра Пушкина, сам писал стихи, занимался живописью и игрой на музыкальных инструментах. Мать Александра Михайловна была домохозяйкой.

Герман Титов в детстве

В конце 1941 года у Титовых родилась дочь, которую Степан Павлович назвал в честь героини поэмы Пушкина Земфирой. Позднее сестра Германа получила фармацевтическое образование, стала сотрудницей управления аптеками Московской области.

Во время войны отец ушел на фронт, а мать с детьми переехала в коммуну Майское Утро, где старший Герман окончил начальную школу. После того, как Степан Титов демобилизовался, семья переселилась в село Полковниково, а еще через 4 года – в Налобиху. Герман учился хорошо и всегда радовал родителей высокими оценками.

Марс Рафиков

Марс Рафиков родился в 1933 году в Киргизской ССР. Как и большинству детей тех лет, юному Марсу пришлось на себе испытать все трудности войны. Вместе с взрослыми он собирал хлопок, урожай, металлолом. После окончания боевых действий 14-летнего мальчика наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».

Он решил связать свою жизнь с небом и стал летчиком. В 1960 году его успехи заметили, и Марс Закирович стал одним из счастливчиков, отобранных для полета в космос. Рафиков отлично справлялся со всеми тренировками — другие члены первого отряда космонавтов были уверены, что он отправится в космос одним из первых. Однако в работу вмешалась личная жизнь — так считал сам Рафиков. Он собирался развестись с женой, о чем сообщил начальству. Руководители космической программы просили Рафикова сохранить семью, но тот был настроен решительно.

24 марта 1962 года Марса Закировича отчислили из отряда космонавтов. Официальной причиной для отстранения стало самовольное отлучение из части, однако сам Рафиков был уверен, что на решение начальства повлияла именно его неблагополучная семейная жизнь и нежелание искать компромисс.

После увольнения он вернулся к работе летчика. В разные годы Рафикову приходилось работать не только в регионах СССР, но и за рубежом. В 1980 году судьба привела его в Афганистан, где он служил в составе советской миссии авианаводчиком, за что позже был награжден орденом Красной Звезды. Даже после выхода на пенсию небо не отпускало Марса Рафикова — долгое время он работал в Алматинском аэроклубе.

Сбывшиеся и несбывшиеся мечты

Долгожданный звездный час Титова наступил 6 августа 61-го, точнее — целых 25 звездных часов и 11 минут. Его слова звучали из радиоприемников на весь СССР. Все с любопытством слушали о первом космическом обеде и о невесомости. И никто не знал, каким испытаниям подвергся организм космонавта в эти часы. Германа преследовали постоянные головокружения и тошнота.

Только когда ответы Титова на вопросы из ЦУПа стали односложными, на Земле заподозрили неладное. Лишь Павлу Поповичу, тренировавшемуся с ним в одном отряде, он прямо признался, что самочувствие «хреновое». У него была возможность совершить досрочное приземление, но он отказался.

На следующий день в восьмом часу утра неподалеку от Красного Кута, что под Саратовом, капсула с космонавтом на парашюте плавно опускается к земле. В расчетной точке приземления его уже ждут. Но через несколько минут Титов с ужасом замечает, что по железной дороге, возле которой он вот-вот должен приземлиться, навстречу несется поезд.

Время приземления космонавта не сопоставили с расписанием транспорта. Эту нештатную ситуацию трудно было предвидеть. Считанные секунды отделяют космонавта от нелепой смерти под колесами поезда. Но Титова спасает порыв ветра, и он приземляется в тридцати метрах от железнодорожного полотна.

Внешность второго космонавта многие считали голливудской. В зарубежных поездках его часто принимали за актера. Ничего удивительного, что Титову приписывали множество романов. Например, со звездой оперетты Татьяной Шмыгой. Поводом для слухов стал снимок в газете, на котором фотографы запечатлели их, когда они стояли рядом. Но это все необоснованные домыслы, он слишком любил жену и дочерей.

Казалось, у Германа Титова есть все, о чем только можно мечтать. Но сам он мечтает только об одном: вновь полететь в космос. Он был им просто болен, впрочем, как и все другие космонавты. Возраст, здоровье, подготовка и опыт – все позволяло ему стать первым человеком, дважды побывавшим в космосе.

Но мечтам Титова не суждено сбыться. 27 марта 68-го разбился Гагарин. Смерть друга сама по себе становится для Германа настоящим ударом. Но через несколько дней он получает еще один сокрушительный удар: запрет на любые полеты. Приказ главкома ВВС. Летчик-космонавт Титов больше никогда не поднимется в небо. Теперь он слишком важен для страны, чтобы им рисковать. А ведь ему всего тридцать три.

Титову в буквальном смысле приходится учиться жить заново – уже без неба, без космоса. Он первый из всех космонавтов получает высшее образование, окончив ВВИА им. Жуковского. В 1970 году он уходит из отряда космонавтов и поступает в Военную академию Генштаба. Через три года Германа Титова назначают замначальника Управления космических средств. Здесь под его руководством создаются будущие военно-космические войска страны.

Однако Титов все еще надеялся вновь увидеть Землю из космоса. Но с каждым годом шансов на второй полет остается все меньше. А молодых космонавтов, отобранных для новых полетов, наоборот, целая очередь.

29 октября 98-го США производят запуск космического корабля «Дискавери». Один из членов экипажа – известный астронавт Джон Гленн. В 1962 году он уже побывал в космосе, и это его второй полет. На тот момент Гленну исполнилось 77 лет.

Герману Титову 63 года. Он уже свыкся с мыслью о том, что больше никогда не будет летать. Но новость о полете пожилого американца подарила ему новую надежду. Наиболее молодой космонавт Земли теперь хочет стать и наиболее возрастным в истории космонавтики. Герман Степанович мечтает совершить свой второй полет в 78-летнем возрасте.

Увы, мечта осталась нереализованной. В 65 лет Титов умер от инфаркта. Это именно он первым предложил сделать 12 апреля праздником всех космонавтов. Он первым находился на орбите более суток. Он первый сфотографировал Землю из космоса. Он первым подтвердил, что человек может жить и работать на орбите. Несмотря на все свои достижения, этот человек навсегда остался в истории лишь как космонавт номер два.

Титов Герман Степанович (1935-2000 гг.)

Краткая биография:

Продолжительность: 1 сутки 01 час 18 минут;

Герман Титов – 2-й советский космонавт, герой СССР, дублер Гагарина: биография с фото, космос, личная жизнь, важные даты, первый и длительный космический полет.

Титов Герман Степанович – 2 космонавт СССР и 2 космонавт мира.

Степанович Титов – Герой Советского Союза. Он вошел в историю, как второй человек, полетевший в космос (на 4 месяца раньше него первый виток вокруг Земли совершил Юрий Гагарин). Герман Титов провел в невесомости больше суток, установив первый рекорд по продолжительности нахождения в космическом пространстве. Он стал самым молодым космонавтом за всю историю космических полетов – на момент старта ему не исполнилось и 26 лет.

Родина второго советского космонавта – Алтайский край. Там, в небольшом селе под названием Верхнее Жилино, 11 сентября 1935 года и появился на свет Герман Титов. Он рос в обычной семье. Его отец – Степан Павлович Титов работал учителем, читал русский язык и литературу. Мать – Александра Михайловна Титова была домохозяйкой.

Жизнь космонавта начиналась довольно обычно. Юноша в 1955 году получил среднее образование, через два года стал выпускником Волгоградской авиационной школы. Еще три года понадобилось Титову, чтобы с отличием закончить другое учебное заведение – Сталинградское военное авиационное училище в Новосибирске. Отсюда он вышел дипломированным специалистом и получил квалификацию «военный летчик».

Космос

1960-й год в корне меняет жизнь Германа Титова. В марте его берут слушателем на курсы летчиков-космонавтов, с этого времени он начинает проходить общекосмическую подготовку.  Добиться уже такого результата было не просто. Кандидатов в первые космонавты выбирали из лучших летчиков всей страны. Строго проверяли соответствие всех «параметров»: возраст, рост, вес. Кандидат в космонавты должен был обладать 100% здоровьем.

Приказом Главнокомандующего Военно-воздушных сил №176 Герман Титов был принят в «элитный отряд» — первую шестерку претендентов на полет в космос. Вместе с ним тренировки продолжил Юрий Гагарин, Валерий Быковский, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович.

Стать космонавтом №1 Титову не удалось. За несколько дней до запуска, пилотом космического корабля «Восток» назначили Юрия Гагарина. Герману Степановичу пришлось довольствоваться вторым местом, быть в запасе.

Первый полет

После успешного полета Гагарина к запуску стали готовить вторую космическую миссию. Пилотом «Востока-2» стал Титов. Его путешествие на орбиту началось 6 августа 1961 года и длилось 25 часов. «Орел» (именно таким был позывной Титова) совершил первый столь длительный полет вокруг Земли. За это время его корабль совершил 17 оборотов вокруг планеты, а пилот провел несколько научных экспериментов. Все задания Герман Степанович выполнил и успешно завершил второе космическое путешествие. За проделанную работу летчик-космонавт получил звание Героя Советского Союза.

Герман Титов продолжает учиться. В 1961 году он становится членом Компартии и поступает в военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Через семь лет с отличием защищает дипломную работу и получает очередную квалификацию «летчик-инженер-космонавт».  1972-й год приносит еще один диплом – Герман Степанович заканчивает Военную академию Генерального штаба. Вместе со знаком отличия он получает квалификацию офицера с высшим военным образованием.  Позже в этом же ВУЗе Титов защитит кандидатскую и докторскую диссертации.

После своего звездного полета Герман Степанович занимается испытательской деятельностью. В 60-х годах проводит тестирование авиационно-космической системы под названием «Спираль». Для ее проверки нужны были пилоты, которые имели большой летный опыт. Среди прочих был и Герман Титов. Он проводил испытания таких самолетов как МиГ-21, Су-7, Су-9, Су-11, Як-28 и других.

Личная жизнь

Женился Герман Титов в 1958 году – еще до своего космического полета. Его жена – Тамара подарила космонавту двух дочерей. Старшая Татьяна родилась в 1963 году, через два года на свет появилась младшая Галина.

После выхода в 1991 году в запас, Герман Степанович жил в Москве. Космонавт увлекался литературой и музыкой. Много читал, наизусть знал произведения классиков, сам стал автором книг про космос.

Скончался Титов 20 сентября 2000 года на 66-м году жизни. Причиной смерти стал сердечный приступ. Похоронен второй космонавт на Новодевичьем кладбище в Москве.