История формулы «православие, самодержавие, народность»

Оглавление

Основное содержание теории

Правительство Николая 1 стремилось создать в России идеологию, которая отвечает потребностям государства. Реализацию этой идеи доверили С.С. Уварову, который 19 ноября 1833 года направил в адрес императора специальный доклад, под названием «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при укреплении Министерства».

В этом докладе он отмечал, что в России есть только три незыблемых понятия:

  • Самодержавие. Уваров искренне верил, что русский народ не разделяет таких понятий как «царь» и «страна». Для людей это все является единым, гарантирующим счастье, силу и славу.
  • Православие. Народ в России является религиозным, и почитает духовенство наравне с государственной властью. Религия можно решать вопросы, которые нельзя решить самодержавием.
  • Народность. Основа России кроется в единении всех народностей.

Общая суть новой концепции сводилась к тому, что русский народ и так развит, а государство является одним из лидирующих в мире. Поэтому никаких коренных изменений проводить не нужно. Единственное что требовалось, это развивать патриотизм, усиливать самодержавие и позиции церкви. В дальнейшем сторонники данной программы использовали в своей деятельности лозунг «Самодержавие. Православие. Народность».

Необходимо отметить, что принципы, которые были изложены в  теории официальной народности, не являлись новыми. Еще в 1872 году А.Н. Пыпин в своих литературных произведениях приходил точно к таким же выводам.

Недостатки новой идеологии

Теория Уварова  была логичной и многие политические деятели ее поддержали. Но так же было и очень много критиков, которые в массе своей выделяли два недостатка теории:

  • Она опровергла любое созидание. Фактически в документе происходило констатация факта, что является важным для российского народа, и что его сплачивает. Никаких предложений о развитии не было, поскольку и так все идеально. Но обществу нуждалось в конструктивном развитии.
  • Концентрация только на положительной стороне. У любой народности есть как достоинства, так и недостатки. Официальная же теория блог акцентировала только на положительное, отказываясь принимать отрицательное. В России было множество проблем, которые было нужно решать, идеология официальной народности такую необходимость отрицала.

Реакция современников

Естественно, что недостатки новой идеологии были очевидны для всех мыслящих людей, но лишь единицы решались озвучивать вслух свою позицию, опасаясь негативной реакции государства. Одним из немногих, кто решил высказать свою позицию, был Петр Яковлевич Чаадаев. В 1836 году журнал «Телескоп» опубликовал «Философское письмо», в котором автор отмечал, что Россия фактически изолировать себя от Европы.

Государство создало в стране обстановку самоуверенного национализма, который базировался не на реальном положении дел, а на застое общества. Автор подчеркивает, что в России нужно активно развивать идейные течения и духовную жизнь общества. Реакция правительства Империи была парадоксальной — Чаадаева объявили сумасшедшим и посадили под домашний арест. В этом была официальная позиция государства и лично императора Николая 1, при котором теория официальной народности на долгие годы стала основным идейным документом в стране. Эту теорию распространяли все, кто имел хоть какое-то отношение к государству.

Литература

  • История России 19 век. П.Н. Зырянов. Москва, 1999 «Просвещение»
  • Доклады Уварова императору Николаю 1.
  • Официальная народность.  Р. Вортман. Москва, 1999.

Теория — официальная народность

Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Они резко выступали против теории официальной народности, против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной: Евг ропы и России, высказывались за развитие экономических и культурных связей с Западом, призывали использовать в России новейшие достижения науки, техники, культуры.

Главным вдохновителем и дирижером теории официальной народности, несомненно, был сам Николай I, а министр народного просвещения, реакционные профессора и журналисты выступали в роли усердных ее проводников. Основными толкователями теории официальной народности являлись профессора Московского университета — филолог С.П. Шевырев и историк МП.

Платформа консервативно-охранительных сил нашла отражение в теории официальной народности, которая служила обоснованием идеи о самобытности России и зиждилась на трех началах: православие, самодержавие, народность. Автором ее был С.С.Уваров, министр просвещения, личность противоречивая и неоднозначная.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности; Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность.

Погодин, сын крепостного крестьянина, в молодости критиковавший исторические воззрения Карамзина, в 30 — е годы стал одним из видных приверженцев теории официальной народности.

Националистическое течение русской общественной мысли середины 19 века, выражавшее интересы крепостнического дворянства и утверждавшее, в противовес западничеству, что Россия самобытна в своем историческом развитии и что патриархальная славянская культура должна прийти на смену культуре Запада с его капиталистическими отношениями и классовой борьбой. Славянофильство и теория официальной народности представляют собою по существу одно и то оке учение…

Главным вдохновителем и дирижером теории официальной народности, несомненно, был сам Николай I, а министр народного просвещения, реакционные профессора и журналисты выступали в роли усердных ее проводников. Основными толкователями теории официальной народности являлись профессора Московского университета — филолог С.П. Шевырев и историк МП.

Первая была направлена на удовлетворение социокультурных потребностей государства. Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновленной теории официальной народности и предотвращение демократизации образования.

Другие ( обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, председатель Комитета министров И. Н. Дурново, министры внутренних дел Д. С. Сипягин и В. К. Плеве) не признавали совершившихся в экономической жизни страны перемен, требовали расправы с революционерами и оппозиционерами, стремились усилить идеологический нажим на общественное сознание в духе теории официальной народности.

Без революционной теории не может быть и революционного движения. Теория есть опыт рабочего движения всех стран, взятый в его общем виде. Чествуя Герцена, пролетариат учится на его примере великому значению революционной теории… Славянофильство и теория официальной народности представляют собою по существу одно и то нее учение…

России нужны не реформы государственных органов, а пятьдесят честных губернаторов. Весьма своеобразное истолкование идеи Н.М.Карамзика получили в 30 — е годы XIX в. Этой цели призвана была служить теория официальной народности, разработанная министром народного просвещения С.С.Уваровым ( 1786 — 1855) и историком МЛ.

Овладеть марксистско-ленинской теорией-значит усвоить существ о этой теории… Существо уклона к местному национализму состоит в стремлении обособиться и замкнуться в рамках своей национальной скорлупы… То, что существует как живой организм, животное. Нигде не было видно ни одного окивого существа. Ждет меня потеря любимого существа. Народники 90 — х годов по существу давно отказались от всякой революционной борьбы с царским правительством. Славянофильство и теория официальной народности представляют собою по существу одно и то оке учение…

Биография

Дарья Уварова, мать

Детство и юность (до 1801 года)

Представитель дворянского рода Уваровых. Сын командира Гренадерского лейб-гвардии полка С. Ф. Уварова (1743—1788 года) от брака его с Дарьей Ивановной Головиной (1735 — 1821 года). Воспитывался в семье тётки Н. И. Головиной, в замужестве княгини Куракиной. Получил начальное образование в доме князя А. Б. Куракина.

Начало службы, научная работа (1801—1832)

Службу начал в 1801 году в коллегии иностранных дел, в 1806 году был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 году назначен секретарем посольства в Париже. В 1810 году оставил дипломатическую службу.

С юности интересовался классической античностью. В ранней молодости опубликовал ряд работ по древнегреческой литературе и археологии, которые принесли ему европейскую известность, знакомство с Гёте и Гумбольдтами.

В 1811—1822 годах — попечитель С.-Петербургского учебного округа, с 24 июня 1822 года по 1824 год — директор Департамента мануфактур и внутренней торговли. С 10 августа 1823 года и до 1826 года был управляющим Государственными заёмными и коммерческими банками.

Входил в литературное общество «Арзамас».

16 января 1811 избран почётным членом Императорской Академии наук. 12 января 1818 года был назначен президентом Императорской Академии наук и оставался им до самой своей смерти.

14 апреля 1828 года избран почётным членом Императорской Российской академии, а 24 января 1831 года — её действительным членом.

В Министерстве народного просвещения (1832—1849)

Портрет Сергея Уварова работы Я. К. Каневского (1844)

  • 21 апреля (3 мая)  — 20 марта (1 апреля)  — товарищ министра народного просвещения.
  • 21 марта (2 апреля)  — 20 октября (1 ноября)  — министр народного просвещения.

Как будущий министр народного просвещения 19 ноября 1833 года направил императору Николаю I записку «О некоторых началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения», в которой, в частности, определил главным лозунгом своего управления следующее выражение: «Народное воспитание должно совершаться в соединённом духе Православия, Самодержавия и Народности».

Уже 21 марта 1833 года, при вступлении в должность министра, Уваров писал в своём циркуляре, разосланном попечителям учебных округов:

Николай I на всю жизнь запомнил декабристов. Тайные общества и бунты виделись ему постоянно. В ответ на требования нового николаевского порядка Уваров предложил направить просвещение по самобытному пути. Он указал, что России нужно такое просвещение, которое давало бы умных, дельных, хорошо подготовленных исполнителей.

Триада «Православие, Самодержавие, Народность» впоследствии стала крылатым выражением и сжатым воплощением русской монархической доктрины. Согласно теории С. Уварова, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство».

В период своего министерства Уваров стремился усилить правительственный контроль над университетами и гимназиями. Вместе с тем при нём было положено начало реальному образованию в России и восстановлена практика командирования учёных за границу.

Именным Высочайшим указом, от 1 марта 1846 года, С. Уваров с потомством возведён в графское достоинство Российской империи.

Во время революций 1849 года министр инспирировал публикацию статьи в защиту университетов, которая крайне не понравилась Николаю I, начертавшему: «Должно повиноваться, а рассуждения свои держать про себя». После этого Уваров ушёл в отставку с поста министра.

После отставки с поста министра (1849—1855)

6 декабря 1850 года был награждён орденом Святого Андрея Первозванного.

В 1851 году в журнале «Современник» (том 27) опубликовал Литературные воспоминания (под псевдонимом А. В.).

Скончался в Москве 16 (4) сентября 1855 г. и был погребён в родовой усыпальнице в селе Холм Гжатского уезда Смоленской губернии.

Примечания[править | править код]

  1. Официальной народности теория // Отоми — Пластырь. — М. : Советская энциклопедия, 1975. — ( :  / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 19).
  2. Буганов В. И. История России кон. XVII—XIX вв. 10 класс: учеб. для образовательных учреждений: профиль. уровень / В. И. Буганов, П. Н. Зырянов, А. Н. Сахаров; РАН, РАО. 17-е изд. М. : Просвещение, 2011. С. 172.
  3. Зипунникова Н. Н. Идеологема «православие самодержавие народность» в политике Российского государства в сфере образования и науки в первой половина XIX в: нормативно-правовое закрепление и проблемы реализации. — 2010.
  4. Асонов Н. В. «Теория официальной народности» в политическом дискурсе второй половины XIX — начала XX века. // Социально-гуманитарные знания. — 2011.

Заявка на конкурс «Какие идеологии нужны России?»

Беседы Баадера.// Москвитянин, 1841 №3. Шевырев С. П. История русской словесности, в 4тт. СПб., 1858. Булгарин Ф. Ф. Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношениях. М., 1914 , Т.4 ч.2.Корнилов А. А. Курс истории России XIX века М., Г993. Казаков TL И. Об одной идеологической формуле николаевской эпохи. // Контекс:.

Впервые содержательный анализ этой теории был сделан либеральным историком А. Н. Пыпиным. 7 Барсуков Н. И. Жизнь и труды М. П. Погодина в 22 тт. СПб., 1888-1910. Никитенко А. В. Дневник в Зтт. М., 1955. Лемке М. Николаевские жандармы и литература 1826-1855гг. 14 Там же. историографии т. н. «теория официальной народности» изучена слабо»15.

Сторонники теории

Главными проводниками теории стали учёные Московского университета и известные журналисты. С. П. Шевырёв, профессор филологии, в своей «Истории русской словесности» (1841 г.) говорил о необходимости смирения, отсутствии в России сословной вражды и предпосылок для социальных потрясений.

М.П. Погодин, профессор истории, сегодня признаётся учёными реальным автором теории, а журналисты Ф. В. Булгарин и Н.И. Греч в своих статьях («Северная пчела») называли порядок вещей в стране наилучшим, отвечающим требованиям религии и политической ситуации. Они идеализировали патриархальный уклад и заботу помещиков о своих крепостных.

Авторство теории

Вдохновителем и «заказчиком» государственной идеологии выступил сам император, чьё восшествие на престол в 1825 году было не совсем легитимным. После подавления восстания декабристов целью своего правления он считал предотвращение революции. Главная задача создания теории состояла в обосновании легитимности власти в России.

Источником выступили труды историков: Н. М. Карамзина («Записки о новой и древней России», 1811 г) и М. П. Погодина («О происхождении Руси», 1825 г.). Основные принципы теории были изложены в их работах и коронационном манифесте императора в 1826 г.

Приписывается авторство графу Уварову, публично озвучившему основные положения новой идеологии в докладе при вступлении в должность министра народного просвещения 19.11.1933 г.

Впервые сам термин был употреблён А.Н. Пыпиным, литературоведом, двоюродным братом Н.Г. Чернышевского, в статье 1872 года.

Основные принципы теории

В основе идеологии лежит обоснование различия между российской и западной государственностью. Если западноевропейские страны образовались в результате завоеваний, то Российское государство – с помощью Божьего промысла, что обеспечивает единение царской власти и народа.

В теории заложено три главных принципа, которые противопоставляются лозунгам Великой французской революции. Они представлены в сравнительной таблице:

Великая французская революция

Теория официальной народности

«Свобода»

«Самодержавие» — процветание, сила и слава государства основаны на единстве царя и народа.

«Равенство»

«Православие» — духовенство почитаемо наравне с государством, ибо российский народ изначально религиозен.

«Братство»

«Народность» — сохранение в неприкосновенности народных традиций, отвержение западного влияния.

Триада означает взаимосвязь духа и власти, а также единства монарха с народом. Не случайно именно в 1833 году у самодержавия впервые появляется собственный гимн – «Боже, Царя храни». Автором музыки стал А. Львов, а слов – В. Жуковский при участии А. Пушкина.

Суть теории

Сергей Уваров, выступая с докладом императору, определил 3 незыблемых понятия для Российской империи:

  • Самодержавие. Монархия и Россия неотделимы. Процветание, сила и слава страны зиждутся на единстве царя и народа.
  • Православие. Российский народ верует, поэтому почитает духовенство наравне с официальной властью.
  • Народность. Сила страны в единении всех ее народов, сохранении своих традиций и отвержении западного влияния.

Суть теории сводилась к тому, что Россия является самобытной империей и идет по своему пути развития. А он базируется на исторической, православной и русской национальной почве. Поэтому страна не нуждается в радикальных переменах.

Формула «Самодержавие, православие, народность» была противопоставлена французскому революционному лозунгу «Свобода, равенство, братство».

Идеи, вложенные С. С. Уваровым в триаду «Православие, Самодержавие, Народность»

В рассуждениях Уврова оно важно, во первых, потому, что «без любви к Вере предков народ как и частный человек должны погибнуть», во-вторых, как ответ двум тенденциям: рационализму и мистицизму, характерных для времени Александра I

По мнению Уварова оно — «инструмент сохранения империи в ее нынешнем виде», потому что «приняв химеры ограничения власти монарха, равенства прав всех сословий, национального представительства на европейский манер, мнимой конституционной формой правления, (империя) не протянет и двух недель. Более того, (она) рухнет прежде, чем эти ложные преобразования будут завершены».. Уваров был уверен, что современный и любый ему государственный строй держится совокупностью черт русского характера: «теплая вера к некоторым религиозным, моральным, и политическим понятиям, (России) исключительно принадлежащая (и в) «священных остатках ее народности, находится и весь залог будущего»

Исторический фон, способствовавший рождению триады «Православие, Самодержавие, Народность»

  • — восстание декабристов и его разгром (1825-1826)— июльская революция во Франции 1830 года— польское национально-освободительное восстание 1830-1831 годов— распространение в среде интеллигенции западно-европейских, республиканских, либеральных идей
  • «при виде общественной бури, потрясавшей Европу и которой отголосок, достигал и до нас, угрожая опасностью. Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная (Уваров, 19 ноября 1833 года)
  • — стремление государственной власти к отчуждению русской интеллигенции от влияния на общественную жизнь России
  • «…разгром декабристов болезненно отразился на всей среде, которая образовала свои взгляды под влиянием западноевропейских идей. Единство культурного корня чувствовалось не только всеми ветвями данного умственного направления, но и правительством, подозрение которого направлялось далее пределов уличенной среды; а страх перед этим подозрением и отчуждение от карающей силы охватывали не только причастных к 14 декабря, но и не причастных к нему сторонников западной культуры и европейской философии» (С. Ф. Платонов «Полный курс лекций по русской истории»)

Противники теории

В 1836 году в «Телескопе» было опубликовано «Философическое письмо» П. Я Чаадаева. Всего учёным было написано 8 писем, но следующие произведения при жизни автора так и не увидели свет. Много путешествуя по другим странам, философ проявил инакомыслие. Он превознёс западноевропейские порядки, назвав жизнь в России мрачной. Цель существования российского общества, по его мнению, заключается в том, чтобы преподать урок потомкам.

Философа объявили сумасшедшим, однако теории официальной народности не удалось пережить время правления Николая I, в обществе всё громче звучали голоса славянофилов и западников, критикующих существующие порядки.

  • Большой словарь афоризмов, крылатых слов и выражений . – Электрон. дан. – Bibliotekar.Ru 2006-2019. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/encSlov/15/245.htm
  • Вортман, Ричард. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века. / Р. Вортман.- Электрон. текстовые дан. – Александр Бокшицкий :2002-2007. – Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/o/Official_Nation.html
  • Шевченко М.М. «Официальной народности» теория. / Большая российская энциклопедия. – Электрон. дан. – БРЭ 2005-2019. – Режим доступа: https://bigenc.ru/domestic_history/text/2699648

Описание[править | править код]

Автором теории стал С. С. Уваров. В её основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в его докладе императору «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 года):

Кратким девизом сторонников этой теории стало выражение «Православие, Самодержавие, Народность».

Появился как антитезис девизу Великой французской революции «Свобода, равенство, братство» (фр. Liberté, Égalité, Fraternité).

Истоки данной «формулы» уходят в начало XIX века. Именно в это время в России начала отчётливо формироваться консервативно-охранительная политическая доктрина. Так, мысль о сочетании самодержавной власти, православной веры и опоры на русскую народность обнаруживается уже в труде историка Карамзина «Записки о древней и новой России». Кроме того, на артикуляцию подобных идей в кругах русской интеллигенции повлияла и романтическая европейская мысль, в рамках которой мыслители обращались к историческим истокам, высказывали идеи о национальной самобытности.

Материалы, относящиеся к данной теории, публиковала газета «Северная пчела». Триада Уварова являлась идеологическим обоснованием политики Николая I начала 1830-х годов, а в дальнейшем служила своеобразным знаменем для консолидации политических сил, выступающих за самобытный путь исторического развития России. М. П. Погодин называл три основные тезиса концепции «столпостены».

Необходимость формулирования данной идеологии именно в рамках Министерства народного просвещения проистекала из тех оснований, что в тот период именно этот государственный орган во многом был ответственен не только за обучение, но и за формирование определённых идеологических установок у молодёжи. Так, за два года до вступления Уварова в должность министра, император уже издал указ, согласно которому устанавливался ряд ограничений обучения молодых людей: нельзя было учиться за границей с 10 до 18 лет, а также посещать с научными целями иностранные государства до 18 лет. Такие меры были обусловлены содержащимися в указе опасениями, что молодые люди «подвергаются пагубному воздействию европейского просвещения, и часто оказываются ведомыми антирусскими, либеральными идеями».

Оглавление диссертации кандидат политических наук Лавриненко, Александр Николаевич

В 1835 году раскольники были разделены на секты «менее вредные», «вредные» и «особо вредные». К последним были отнесены духоборцы, молокане, иудействующие, не молящиеся за царя и те, которые, по местным представлениям, будут в равной степени признаны вредными для общества. Наибольшим успехом этой политики можно назвать разрыв союза Униатской церкви с Римской католической в 1839 году и присоединение ее к Православной.

Глава I. Методологические основы исследования генезиса V формирования теории «официальной народности». 2 Идейное обоснование «формулы» в русской публицистике.•. 2Янов А. Л. Россия против России. СПб., 1864. Уваров С.С. О преподавании истории относительно к народному просвещению. Уваров С. С. Циркулярное предложение управляющего Министерством народного просвещения начальствам учебных округов, «О вступлении в управление Министерством».

1 Понятие «официальная народность» и его трактовка в историографии. 266 Пыпин А. Н. Характеристика литературных мнений от20-х до 50-х годов XIX века. СПб., 1890, с.97-98. Пг., 1922. Корнилов А. А Теория официальной народности и внутренняя политика Николая I. // Книга для чтения по истории нового времени. М., 1991; Левандовский А.А. Т. Н. Грановский в русском общественном движении.

Создание триады

Сергей Уваров в 1830-х годах. Гравюра Николая Уткина .

Сергей Уваров , министр просвещения и президент Российской академии наук с 1818 года, тоже был писателем, ученым и временами считался вольнодумцем . Однако с изменением внутренней политики он легко приспособился к ужесточившемуся режиму. В 1833 году Уваров превратил программу императора в краткое изложение идеологии:

Царь Николай I запомнил восстание декабристов на всю жизнь. Он всегда подозревал, что вокруг него строятся тайные общества и восстания. Такие личные переживания царя оказали большое влияние на развитие России. Чтобы соответствовать требованиям нового положения дел при Николае I, министр народного просвещения С. Уваров предложил придать национальной системе образования новую, оригинальную форму. Он сказал, что России нужна такая система образования, которая могла бы выпускать квалифицированных, профессиональных, хорошо подготовленных исполнителей желаний Императора. Такая система образования должна не только давать знания людям, но и делать их безоговорочно лояльными Императору. Короче говоря, Уваров попытался лишить образование его важнейшей неотъемлемой части — аналитического и критического подхода к окружающей среде (в частности, к политической среде).

Согласно теории Уварова, русская народная ( Narod ) очень религиозный и преданный императору, православие и самодержавие являются безусловными основы существования России. Народность (национальность) рассматривается как необходимость следовать независимым национальным традициям и бороться с иностранным влиянием. Теория утверждала, что необходимо отказаться от западных идей — свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православные иерархи считали опасным и бунтарским мышлением. Начальник российской политической полиции (III Управление личной канцелярии Его Величества) А. Бенкендорф писал, что «прошлое России было чудесным, настоящее прекрасно, а будущее превыше всех мечтаний». Эти три концепции считались «столпами-стенами» Российской Империи. Триада Уварова была первым явным изложением государственной идеологии в российской истории с XVI века. Он повторил триаду и развивал эту тему на протяжении 16 лет своего служения и в конце концов был удостоен титула графа . «Православие, Самодержавие и Народность» стало девизом семьи Уваровых, изданным Николаем. Тем не менее, он также много сделал как настоящий педагог, повысив образовательные стандарты, основав новые колледжи, увеличив количество стипендий для обучения за границей. При Уварове «российская образовательная система со всеми ее фундаментальными недостатками стала подчеркивать академическую тщательность и высокие стандарты», хотя она также стала более эксклюзивной на всех уровнях.

Хронология рождения формулы «Православие, Самодержавие, Народность»

  • 1832, март — в письме на французском языке Николаю Первому Уваров формулирует вариант известной впоследствии триады: «…чтобы Россия усиливалась, чтобы она благоденствовала, чтобы она жила — нам осталось три великих государственных начала, а именно: 1. Национальная религия, 2. Самодержавие, 3. Народность».
  • 1832, 3 мая — С.С.Уваров назначен товарищем министра народного просвещения
  • 1832, 4 декабря — В отчете о ревизии Московского университета, представленном Императору, Уваров пишет о том, что «в нашем веке» необходимо «образование правильное, основательное», которое следует соединить «с глубоким убеждением и теплою верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности»
  • 1833, 20 марта — Уваров вступил в должность министра народного просвещения
  • 1833, 21 марта — в подписанном им в циркулярном предложении попечителям учебных округов говорилось: «Общая наша обязанность, состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности»
  • 1833, 19 ноября — Доклад Уварова царю