Дрейф баржи т-36: самый странный подвиг в истории советского стройбата

Оглавление

Предыстория

В декабре 1959 года все шесть самоходных барж, приданных гарнизону острова Итуруп , были выброшены на берег , чтобы пережить период зимних штормов и провести плановый ремонт. Десятидневные аварийные пайки , которые обычно хранились на борту, были отправлены в депо. Незадолго до 17 января 1960 года командование было предупреждено о позднем прибытии последнего корабля снабжения, и две из шести барж были затянуты на воду. Оба получили 1,5 тонны дизельного топлива, а 15 января — трехдневный запас воды и еды. Оба, Т-36 и Т-97, были пришвартованы к плавучей бочке примерно в 500 футах от берега.

Спасение

7 марта 1960 года около трех часов дня патрульный самолет американского авианосца «Кирсардж», шедшего из Йокосуки в Сан-Франциско, обнаружил в 30 км от судна дрейфующую баржу. По сообщению пилота, на барже находились люди. К месту был отправлен второй самолет, и он подтвердил данные.

Первым на палубу авианосца поднялся Зиганшин. Собственно, остальные даже не собирались подниматься — мол, они только пополнят запасы еды и воды и вернутся домой «своим ходом». Разумеется, речи об этом не было: все четверо были так истощены, что едва ходили. Когда остальных членов экипажа подняли на борт, Крючковский начал волноваться, что оставил на барже два стакана питьевой воды.

Узнав, откуда приплыла баржа, американцы сначала решили, что ослышались (тем более что все общались на странном русско-английском диалекте). Ведь «Т-36» был обнаружен на расстоянии более 1700 км от острова Итуруп!

Русские поразили американцев. Несмотря на пережитое, они сохранили не только человеческий облик и разум, но и дисциплину: когда им предложили бульон, белый хлеб и кофе, они не накинулись на еду, а сначала передавали еду тому, кто сидел дальше.

Каждый из членов героического экипажа потерял за 49 дней плавания по 14-16 кг. К счастью, серьезных проблем со здоровьем обнаружено не было, лишь Зиганшин упал в обморок в душе. Уже через неделю после чудесного спасения все четверо были переведены из лазарета в каюты.

Спасение

7 марта 1960 года лётчики с американского авианосца «Кирсардж» обнаружили баржу в тысячи миль северо-западнее острова Мидуэй. Баржа, которая по всем инструкциям не должна отходить от берега дальше 300 метров, преодолела более половины расстояния между Курильскими и Гавайскими островами.

Американцы были в шоке от увиденного. Они не могли понять, как на таком корыте можно плыть в открытом океане.

Но самым шокирующим для американцев было заявление сержанта Зиганьшина: «У нас всё нормально, нужно топливо и продукты, и мы сами доберёмся домой». Позже врачи говорили, что жить четвёрке оставалось совсем немного. Истощение убило бы их через несколько часов. У них остался один сапог и три спички.

Американцы удивлялись не только стойкости советских солдат, но и их самодисциплине. Когда им предложили еду, они съели немного и остановились. Людям, пережившим долгий голод, лишняя пища несла смерть.

Когда солдаты немного пришли в себя, их стала мучить другая проблема. Спасли их «вероятные противники», а за окном самый пик холодной войны. Как себя вести в такой ситуации? Американцы не могли понять, почему русские солдаты требуют спасти их ржавое корыто. Нашим солдатам пообещали, что другое судно доставит их баржу в порт. На самом деле её затопили. Не из вредности, а чтобы она не мешала судоходству.

Первые вести о спасении четвёрки в СССР были встречены настороженно, постоянная привычка ждать каких-либо провокаций сделали своё дело. Но когда стало ясно, что это не провокация, и американцы спасли настоящих героев, ситуация изменилась. Сам руководитель Советского государства Никита Хрущёв прислал им приветственную телеграмму.

Развязка и дальнейшая судьба

После сообщения американцев о спасении советских солдат, в СССР почти неделю думали, как реагировать на беспрецедентное событие. В итоге здравый смысл все же взял верх и 16 марта в газете «Известия» вышла статья «Сильнее смерти». А спасенные к тому времени даже успели дать пресс-конференцию на борту авианосца. Правда, очень короткую. Никто из них не говорил по-английски, да и журналисты с камерами смущали вчерашних сельских парней. В Сан-Франциско всех ждал роскошный прием: новая одежда, деньги на карманные расходы и даже производство в почетные граждане города. Скорее всего, американское правительство имело свои виды на чудесным образом спасшихся советских граждан. Однако известность и материальные блага все-таки не смогли соблазнить нашу четверку: никто из них не остался в США. Хотя, как вспоминает Зиганшин, американцы мягко намекали на такую возможность. А история бы вышла красивая: в попытке сбежать из Империи Зла люди почти 50 дней проболтались на барже посреди океана.

В Москве наших героев тоже ждали вовсе не допросы на Лубянке. Четверку встречали с цветами и плакатами. Принимал их сам маршал Малиновский. И понеслось: встречи, выступления, пресс-конференции. Зиганшин, Федотов, Крючковский и Поплавский в 20 лет стали настоящими героями своего времени. В честь них писали песни и стихи, приглашали на телевизионные передачи. Им отправляли телеграммы Хемингуэй, Тур Хейердал и многие другие знаменитости. Но такая известность имела и свои негативные последствия. Сам Зиганшин признается, что на фоне постоянных банкетов с уважаемыми людьми, не выпить с которыми просто нельзя, у него едва не развился алкоголизм. Однако через год произошло еще одно событие не только всесоюзного, но и общемирового масштаба, которое затмило героический дрейф на барже. 12 апреля 1961 года состоялся полет первого человека в Космос. Новым героем страны и мира стал Юрий Гагарин.

Идеология холодной войны

Когда 6 марта над баржей зашумели лопасти вертолета, матросы уже были на грани истощения. Но даже несмотря на это, они побоялись сразу принять помощь американцев – шел 60-й год, разгар холодной войны. «Я услышал шум и вышел посмотреть. Оказалось, над нами был вертолет. Мы еще не понимали, кто это, но попытались объяснить, что нам нужны продукты, топливо и карта. Мы могли пойти своим ходом», — рассказывает Зиганшин. Ответа не последовало, авианосец уплывал, унося с собой последнюю надежду на спасение.
Но на следующий день, корабль вернулся, и изнеможенные матросы услышали на ломаном русском: «Помощь нужна?»
На авианосце матросам понадобилось какое-то время, чтобы восстановиться и прийти в себя. Вместе с вернувшимися силами пришло и осознание: ««Мать честная! Мы же на американском авианосце!» Вдруг дезертирами объявят? Или, того хуже, предателями.
Эта тревога не оставляла их еще год после чудесного спасения. Зиганшин вспоминал потом, что даже когда вернулся в свою часть на Курилы, долго не верил, что все закончится без последствий. Ведь еще когда американский авианосец доставил группу в Сан-Франциско, им позвонил журналист из «Правды» и намекнул, как бы не сболтнули они чего лишнего. А во время дрейфа к семьям пропавших приходили на обыск – искали дезертиров! Но на Родине, их встретили как героев, а в Сызрани именем Асхата даже улицу назвали.

История

Классификация была создана Международным паралимпийским комитетом и возникла в 2003 году в попытке решить «общую задачу по поддержке и координации непрерывного развития точных, надежных, последовательных и заслуживающих доверия систем классификации, ориентированных на спорт, и их внедрения».

На летних Паралимпийских играх 2016 года в Рио Международный паралимпийский комитет имел нулевую классификацию в правилах проведения Игр. Эта политика была введена в действие в 2014 году с целью избежать изменений в классах в последнюю минуту, которые могли бы негативно повлиять на подготовку спортсменов к тренировкам. Все участники должны пройти международную классификацию с подтверждением их классификационного статуса до Игр, за исключением случаев, когда эта политика рассматривается в индивидуальном порядке. В случае, если возникла необходимость в классификации или реклассификации на Играх, несмотря на все усилия, классификация по легкой атлетике была назначена на 4 и 5 сентября на Олимпийском стадионе. Для спортсменов с физическими или умственными недостатками, проходящих классификацию или реклассификацию в Рио, их наблюдение во время соревнований является их первым участием в соревнованиях на Играх.

Звезды новостных программ

Естественно, сенсационная новость тут же облетела новостные программы, и на авианосец прилетела толпа журналистов для того, чтобы увидеть живое чудо — людей, которые выжили после такого путешествия.

Первая конференция продлилась недолго — от переутомления у Асхата пошла кровь из носа, и пришлось закругляться. Позже, когда парни окрепли, журналисты закидали их сотнями вопросов, и конечно же самым частым был: «как на вкус сапоги?». Спрашивали и о том, как парни не опустились до каннибализма, или не перебили друг друга за еду.

Зиганшин позже отвечал, что они были довольно закаленными благодаря службе на Курилах, и поэтому смогли продержаться и в этих экстремальных условиях. При этом сами иностранные журналисты, задававшие такие вопросы, умудрились подраться друг с другом за право первыми сфотографироваться с выжившими.

Парни опасались, что советское руководство объявит их предателями, но хрущевская оттепель сыграла свою роль. Но их наоборот назвали героями и прислали телеграмму с поздравлениями вождя.

В США им выдали гражданскую одежду, а мэр Сан-Франциско подарил золотые ключи от города. Правда, золотыми они были чисто символически, это был просто крашеный картон, что не мешало некоторым меркантильным дамам интересоваться у героев, где золотишко. От того же мэра парни получили по сто долларов, которые потратили во время экскурсии по городу.

Позже, уже из Нью-Йорка, они были отправлены круизным лайнером в Европу, а оттуда прилетели в Москву, где их встретили как национальных героев. В Союзе история вызвала ажиотаж: воодушевленные историей советские пионеры играли в выживание и, бывало, варили батины сапоги, а девушки присылали героям письма с просьбой о встрече. После всех обследований робинзоны отправились обратно в часть, где они служили. Таким образом, они совершили кругосветное путешествие. Все они, получив такой необычный опыт, пошли учиться в морское училище и связали свою жизнь с морем.

А сапоги, по словам самого Асхата Зиганшина, ему дарили еще долго, до самой старости. Однажды кондитеры даже прислали на его юбилей шоколадные сапоги, но есть их юбиляр не захотел.

Голод

Рацион уменьшали постепенно, чтобы не вызвать резкий упадок сил. Первые дни на человека приходились три картофелины, две ложки крупы и две ложки свиной тушенки, позже — по картофелине и по ложке крупы в день. 27 января, в день рождения Анатолия Крючковского, ему подарили два стакана воды вместо положенного одного. Крючковский от подарка отказался, предложив товарищам разделить праздничный стакан.

Спустя месяц дрейфа начали варить суп из подручных материалов. Асхат Зиганшин вспоминал: «Мы его порезали в лапшу и стали варить из него „суп“. Потом сварили ремешок от рации. Стали искать, что еще у нас есть кожаного. Обнаружили несколько пар кирзовых сапог. Но кирзу так просто не съешь, слишком жесткая. Варили их в океанской воде, чтобы выварился гуталин, потом резали на кусочки, бросали в печку, где они превращались в нечто похожее на древесный уголь, и это ели».

При этом Зиганшин, как командир и самый старший, чувствовал ответственность за команду: прежде чем есть кожу от сапог, попробовал ее сам и ждал сутки. Только потом разрешил есть сапоги остальным.

Первый проходивший корабль был замечен экипажем на 40-й день дрейфа, но он не заметил баржу. Ребятам удалось выловить из воды поплавок от японских рыболовецких сетей. Они прикрепили к нему гильзу с запиской о случившемся, сделали флажок и отправили поплавок за помощью.

Голод, холод и океан все теснее сужали кольцо. Последние дни солдаты грелись, прижимаясь друг к другу под одеялами. Их стали преследовать слуховые галлюцинации. Договорились, что последний оставшийся в живых запишет их имена на видном месте баржи.

Дрейф

Зиганшин записал подробности в судовой бортовой журнал. Из недавней газеты, найденной на борту, экипаж узнал, что район океана, к которому дрейфует судно (по их личной оценке, которая позже оказалась совершенно неверной), официально предназначалось для испытаний баллистических ракет в период с января. 15 и 15 февраля. Имея это в виду, Зиганшин оценил, что шансы на их спасение в ближайшем будущем крайне малы, и решил строго нормировать имеющуюся еду и воду. Тем не менее , «на всякий случай» экипаж круглосуточно держал штурвал .

На второй день дрейфа экипаж провел «инвентаризацию». Доступные запасы состояли примерно из двух ведер картофеля , буханки хлеба, трех фунтов сала , полутора банок мясных консервов , небольшого количества пресной воды в чайнике (резервуар с пресной водой на два ведра был уничтожен шторм), пара фунтов проса и сушеного горошка, одна упаковка чая и одна кофе и примерно пятьдесят спичек . Ведра с картофелем, хранившиеся в машинном отделении, перевернулись во время шторма, а картофель рассыпался по полу и стал пропитанным дизельным топливом . Значительное количество, 120 литров (32 галлона США) пресной воды, «красной от ржавчины, на вкус как металл», было получено из системы охлаждения двигателей . Чтобы сохранить даже этот запас, команда по возможности расстилала простыни на палубе, позволяя им впитаться в дождевую воду , а затем выжимала из них воду.

Чтобы согреться, солдаты топили буржуйку , используя доступные горючие материалы, такие как деревянные ящики, спасательные средства, тряпки, обрывки бумаги, старые газеты и деревянные доски с двух своих кроватей. Как только эти легкодоступные материалы были исчерпаны, команда в конце концов прибегла к сжиганию покрышек, которые служили кранцами баржи, счищая с них кусочки резины тупым кухонным ножом; каждая шина прослужила около недели.

Неконтролируемый Т-36, лишенный каких-либо средств связи, дрейфовал 49 дней, пока американский авианосец Kearsarge не подобрал их 7 марта в бурных водах в 1200 милях от острова Уэйк .

Израсходовав все доступные запасы еды, команда в конце концов съела свои кожаные ремни, браслеты, кожаные части своего гармона и кожаные ботинки, пытаясь утолить голод.

Т-36, вид с USS Kearsarge

Примерно через 40 дней пути они заметили проходящий корабль, но попытки привлечь его внимание не увенчались успехом; в последующие дни еще два корабля прошли мимо, не заметив их. Наконец, около 15:00 (по местному времени) 7 марта они были замечены двумя S2F, запущенными Kearsarge , и, следовательно, спасены.. Дрейф экипажа Асхата «Виктора» Зиганшина заметил мировая пресса

Вернувшись в СССР , экипаж имел популярность, близкую к популярности космонавтов , и сыграл важную роль в советской массовой культуре. Советское правительство выразило благодарность Кирсарджу за этот жест. Экипаж вскоре вернулся домой, сначала на круизном лайнере RMS Queen Mary в Париж , а затем вылетел в СССР, поскольку врачи рекомендовали не совершать трансатлантический перелет.

Дрейф экипажа Асхата «Виктора» Зиганшина заметил мировая пресса. Вернувшись в СССР , экипаж имел популярность, близкую к популярности космонавтов , и сыграл важную роль в советской массовой культуре. Советское правительство выразило благодарность Кирсарджу за этот жест. Экипаж вскоре вернулся домой, сначала на круизном лайнере RMS Queen Mary в Париж , а затем вылетел в СССР, поскольку врачи рекомендовали не совершать трансатлантический перелет.

49-дневный дрейф в советской поп-культуре

Имя Асхата Зиганшина было хорошо известно в поп-культуре Советского Союза в 1960-е годы как Асхат Зиганшин «Съел сапог».

Детская рифма:

Юрий Гагарин
Зиганшин-татарин
Никита Хрущёв
А ты кто будешь таков?

Юрий Гагарин
Зиганшин Татарин
Никита Хрущев
А ты кто?

Спасение на краю гибели

Авианосец «Кирсардж»

6 марта 1960 года с борта американского авианосца заметили баржу и подняли вертолет на разведку. В первый день авианосец приблизился к барже, а затем внезапно изменил курс и ушел от нее. И лишь на следующий день подошел снова.

Как рассказывает Асхат Зиганшин, самым ужасным во всем их походе было ощущение потери надежды, когда американский корабль в первый день ушел от баржи. Американцы же утверждали, что ушли, потому что опасались русских.

Американский моряк бреет одного из спасенных

Тем не менее, когда парней все-таки подняли на борт авианосца, они были в таком изможденном состоянии, что Асхат упал в обморок, когда пошел бриться. Но больше всего поразила американцев выдержка советских солдат. Когда старшему из них дали стакан воды, он сделал глоток и тут же передал товарищу, который пустил стакан по кругу, делясь со своими друзьями. А когда им налили бульон и дали кусок хлеба, Асхат, съев все, отказался от добавки, так как помнил, что после длительного голода смертельно опасно сразу нагружать желудок.

Американские военные проявили себя дружелюбно, не только обеспечив советским солдатам надлежащий уход и медицинскую помощь, но и приставив к их комнатам охрану, чтобы выжившим не докучали любопытные, которые хотели лично пообщаться с героями.

С американским моряком

После обследования доктора заявили, что советские солдаты спаслись буквально в последний момент — еще несколько часов или, максимум, день — и они погибли бы от истощения.

За время похода тот же Асхат из семидесяти килограммов своего веса потерял тридцать. По разным данным бойцы дрейфовали в океане от 49 до 51 дня.

Течение смерти

Судно все дальше уносило от Курильских островов на юго-восток, где баржу подхватило теплое течение Куросио, которое японские рыбаки кличут «течением смерти»: «Еще несколько веков назад было замечено, что иногда японские рыбаки, уйдя даже в тихую погоду на промысел, не возвращались домой. Подхваченные мощными потоками Куросио восточнее островов Рюкю, где его скорость достигает 78 миль в сутки, их уносило в Тихий океан», — писал российский моряк Скрягин.
В скорости Куросио заключалась и другая опасность – в нем не водилось рыбы, а это грозило морякам голодной смертью: «Рыбы не поймали ни одной, хотя все время пытались этим заниматься, готовили снасти из подручного материала, что нашли на борту. Потом узнали, что никакой живности в тех местах не водилось из-за мощного океанского течения», — вспоминал потом Асхат Зиганшин, один из участников дрейфа.

Мартин Иден и гармошка

Людей, дрейфующих в океане, убивает ни голод, ни жажда, а страх – паника, переходящая в безумие. «Ужас овладевает человеком, который затерян в бескрайном водном пространстве. В прошлую войну многие моряки в одиночестве носились по океану в шлюпке или на плоту после того, как их товарищи погибли от ран или голода», — писал о таких случаях американский путешественник Вильям Вильямс. Случай с советскими моряками уникален именно тем, что им удалось сохранить себя. Несмотря на страшный голод, никто из них ни разу не покусился на долю другого. «Мы поддерживали друг друга как могли», — рассказывал потом Поплавский.
Кстати, помогали им в этом герои Джека Лондона. Когда океан бушевал особо неистово, открывали Мартина Идена. Образ этого мужественного человека придавал новые силы. Устраивали даже концерты – на барже чудом оказалась гармошка, правда, дрейф она не пережила – сварили и съели.

Правила и производительность

Спортсменам этого класса не требуется использовать стартовую колодку. Это зависит от человека. У них есть возможность начать из приседа, из положения стоя или из трехточечной стойки. Спортсмены T36 более склонны к потере слуха, чем спортсмены других классов в T30. В результате, официальные лица должны быть готовы использовать флаг или проблесковый маячок, чтобы начать гонку, если кто-либо в гонке глухой. У них также есть возможность попросить помощника нажать бегуна, когда стартовое ружье сработает, в качестве альтернативы.

В соревнованиях по легкой атлетике официальным лицам рекомендуется избегать слишком долгого удержания этих спортсменов в стартовом блоке. Из-за этих проблем спортсмены могут совершать движения, которые обычно дисквалифицируют их как фальстарт. Если официальное лицо считает, что движение могло быть результатом этого, он может перезапустить все поле, не дисквалифицируя бегунов.

Популярнее «битлов»

Возращение команды, которую считали погибшей, было триумфальным. После удивительного кругосветного путешествия – Курилы, Сан-Франциско, Нью-Йорк, Париж, в Москве их ждала торжественная встреча: толпы людей, поздравления, цветы. Еще до возвращения советские газеты успели в самых ярких красках рассказать о героическом дрейфе и человеческом благородстве. В СССР матросы стали популярнее «битлов». По радио шли передачи, про них снимали фильмы. Владимир Высоцкий посвятил им один из своих рок-н-рольных хитов: «Зиганшин-буги, Зиганшин-рок, Зиганшин съел свой сапог».
Они стали звездами. Их осаждали толпы поклонниц. Асхат вспоминал: по двести-триста писем в день приходило. Девушки жаждали более близкого знакомства с храбрым моряком. Предлагали даже жениться. Некоторые завлекали приданным: «квартирой, машиной», а у кого-то, напротив, был корыстный интерес. Вспоминали о ключе от Сан-Франциско, который преподнес героям мэр города, спрашивали из золота ли, сколько весит. «Они не знали, что ключ только так называют, на самом деле он из прессованного картона», — смеялся потом Зиганшин.

Счастливый конец

Подвиг и мужество советских солдат стали главными темами американской прессы. Советская — не спешила. Лишь после поздравительной телеграммы Хрущева, в которой он сообщил, что страна гордится «славным подвигом, который представляет собой яркое проявление мужества и силы духа советских людей в борьбе с силами стихии», в советской прессе появились сообщения о невероятной истории «Т-36» и ее экипажа.

Фото спасенных солдат с Баржи «Т-36»

Мэр Сан-Франциско, в который прибыл эсминец, вручил четырем советским солдатам символические ключи от города. Затем был Нью-Йорк, где героев еще раз осмотрела уже советский врач. Она запретила трансатлантический перелет, и Зиганшин и его команда поплыли в Европу на пароходе. В Москву они прибыли 29 марта.

Торжественная встреча на родине

Все четверо были уволены в запас до истечения срока службы. Всем была предложена учеба в Мореходном училище ВМФ в городе Ломоносове и все, кроме Федотова, согласились. Федотов вернулся к семье: пока он дрейфовал в океане, его жена родила сына, так что у него хватало дел и без учебы.

Об этой удивительной истории сложены песни, написаны стихи и в 1962 году снят фильм «49 дней».

Быт на барже

Питание на барже осуществлялось раз в день. Каждому полагалась кружка супа, сваренного из жира, картошки и (первое время) крупы. Воду пили чаще – трижды в день по маленькому стаканчику. Вскоре Зиганшин обнаружил газету, где сообщалось о том, что как раз в зоне дрейфа баржи планируются ракетные испытания. Поэтому до конца марта запрещался допуск судов в этот район. Положение становилось еще более безвыходным. 23 февраля, в день Советской Армии, экипаж разделил между собой последний паек. Настало время тяжелых испытаний и жутких гастрономических экспериментов. Пробовали есть найденное на судне мыло и зубную пасту. Чтобы хоть как-то отвлечься от мыслей о еде, экипаж каждый день вычерпывал воду из трюма, которая за ночь опять набиралась через пробоину. Попытки ловить рыбу ни к чему не привели. Зато рядом с баржей стали все чаще появляться акулы.

Без еды, воды и топлива

Ставшие позднее героями тихоокеанской одиссеи солдаты проходили службу в военно-строительной части на острове Итуруп. Младший сержант Асхат Зиганшин вместе с рядовыми Филиппом Поплавским, Анатолием Крючковским и Иваном Федотовым служили на барже проекта 306 под номером Т-36.

Также по теме


«Сильный человек»: как судьба реального Робинзона Крузо стала основой нового литературного жанра

1 февраля 1709 года завершилось четырёхлетнее вынужденное отшельничество шотландского моряка Александра Селькирка. История его…

«Экипаж баржи не относился к числу моряков. Т-36 являлась не флотским, а армейским плавсредством», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

В декабре 1959-го баржи, чтобы уберечь их от непогоды, вытащили на берег. Однако к острову подошёл рефрижератор с мясом, который необходимо было срочно разгрузить, для чего Т-36 спустили на воду. Обычно на барже хранился неприкосновенный запас продуктов на десять суток, но в этот раз его оставили на берегу, так как военнослужащие ранее перебазировались в казармы.

Утром 17 января 1960 года ураганный ветер сорвал баржу со швартовки. Экипаж решил выбросить Т-36 на берег на противоположной стороне бухты, однако эта затея не увенчалась успехом: баржа получила небольшую пробоину и вечером её унесло в открытый океан.

Во время борьбы со стихией закончилось топливо, из-за чего судно стало неуправляемым. Кроме того, из строя вышла залитая водой радиостанция: экипаж потерял возможность связаться с берегом.

Когда ветер стих, командование организовало поиски Т-36. Были обнаружены спасательный круг и обломки ящика с номером баржи. Из-за этого были сделаны неверные выводы о том, что судно затонуло возле Итурупа. Искать баржу в открытом океане никто не догадался.

  • Репродукция рисунка «В штормовом океане» работы художников Горпенко и Денисова из студии им. Грекова
  • РИА Новости

Военнослужащие смогли заделать пробоину и откачать воду, после чего провели ревизию имеющегося на борту провианта. Они обнаружили буханку хлеба, банку консервов, немного гороха и пшена, а также некоторое количество перемазанного мазутом картофеля. Бочонок с чистой водой разбился во время шторма, поэтому экипажу пришлось пить техническую.

По воспоминаниям Асхата Зиганшина, на борту дрейфующей баржи ели один раз в сутки. Военнослужащие варили суп из пары картофелин, ложки жира от консервов и крупы. Воду пили три раза в день — по одному стаканчику из набора для бритья. В дальнейшем норму потребления жидкости уменьшили в два раза. 23 февраля, несмотря на строгую экономию, запасы еды на Т-36 закончились.

Экипажу баржи пришлось есть кожаные ремни от часов и брюк. Затем пришла очередь сапог — их резали на куски и вываривали в воде или жарили на техническом масле, превращая в подобие чипсов. Топливом мореплавателям служили автомобильные покрышки, прикованные цепями к бортам баржи.

  • Репродукция рисунка «Асхат Зиганшин варит обед» работы художников Горпенко и Денисова из студии им. Грекова
  • РИА Новости

Несмотря на тяжёлые лишения, экипаж старался поддерживать высокий моральный дух. Военнослужащие заполняли катерный журнал и вели счёт дням. Под конец своего плавания они еле держались на ногах от истощения и страдали от галлюцинаций. Пробовали есть даже мыло и зубную пасту.

При этом за все 49 дней на барже не было ссор и конфликтов, никто не пытался отобрать у товарищей еду или воду.

Спасение экипажа

Также по теме


Российский Колумб: какую роль в мировой истории сыграл мореплаватель Фаддей Беллинсгаузен

20 сентября 1778 года родился один из величайших мореплавателей в мировой истории — Фаддей Беллинсгаузен. Преодолев широты, которые не…

Во время дрейфа пленники баржи видели несколько судов и пытались привлечь внимание их экипажей, однако это им не удалось. Только 7 марта 1960 года над Т-36 появился самолёт, а затем к судну приблизились американские вертолёты

С них на баржу сбросили лестницу, однако советские военнослужащие сначала отказались покидать судно.

Тогда к барже подошёл авианосец США USS Kearsarge. Экипажу предложили помощь, после чего солдаты согласились на то, чтобы их доставили на борт американского корабля.

Ели советские военнослужащие поначалу немного: Зиганшин предупредил товарищей, что после продолжительной голодовки от переедания можно умереть. Сам он за время плавания похудел на 30 кг. Экипажу Т-36 выдали чистое бельё, бритвенные принадлежности, отвели в душ. 

На борту корабля восхищённые мужеством и дисциплинированностью советских солдат американцы постарались создать им максимально комфортные условия. Кок, оказавшийся потомком эмигрантов с Украины, готовил для них вареники.

  • Филипп Поплавский (слева) и Асхат Зиганшин (в центре) разговаривают с американским моряком на авианосце «Кирсардж»
  • РИА Новости

Прямо на американском авианосце члены экипажа Т-36 дали короткую пресс-конференцию, а на девятый день после спасения прибыли в Сан-Франциско. В США «робинзонов» торжественно встречали сотрудники генконсульства СССР и восхищённые местные жители.

«История участников дрейфа стала сенсацией и в Соединённых Штатах, и в Советском Союзе, да и во всём мире. Все были поражены тем, как героически вели себя четверо неподготовленных молодых людей в столь тяжёлых условиях», — рассказал Константин Стрельбицкий.

Приветственную телеграмму членам экипажа Т-36 направил первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Никита Хрущёв.

Власти Сан-Франциско вручили участникам тихоокеанской одиссеи символический ключ от города и объявили их почётными жителями. Советские дипломаты переодели солдат по местной моде и выдали им деньги для покупки подарков родным и близким.

  • Экипаж баржи Т-36 во время экскурсии по Сан-Франциско

Американцы предлагали солдатам остаться, спрашивали, не боятся ли они возвращаться в СССР. Но члены экипажа Т-36 решительно пресекали подобные разговоры. Через Нью-Йорк они отправились домой.

«Положительный пример»

В СССР участников тихоокеанского дрейфа встречали так, как потом встречали только космонавтов, отметил Константин Стрельбицкий.

«Их популярность была фантастической. Только полёт Юрия Гагарина в 1961 году смог затмить их подвиг», — рассказал он.

Когда молодые люди прибыли в Москву, город был украшен плакатами «Слава отважным сынам нашей Родины!». Начались многочисленные встречи и торжественные приёмы.

Экипаж баржи Т-36 во время беседы с кинорежиссёром Михаилом Роммом и сценаристами фильма «49 дней» Владимиром Тендряковым, Григорием Баклановым и Юрием Бондаревым РИА Новости

По воспоминаниям Зиганшина, никакой цензуры не было — участники тихоокеанской одиссеи говорили то, что считали нужным. Не было и приглашений на беседы в органы госбезопасности по поводу их пребывания в США.

После возвращения военнослужащих принял министр обороны маршал Родион Малиновский. Он вручил молодым людям штурманские часы. Зиганшину было присвоено внеочередное звание «старший сержант». Всех участников дрейфа наградили орденами Красной Звезды.

Из Москвы бывший экипаж Т-36 отправился восстанавливать силы в военный санаторий в Гурзуфе. В Крыму военнослужащим предложили поступить в мореходное училище. Все, кроме Федотова, согласились и в дальнейшем связали свою жизнь с флотом.

О тихоокеанском дрейфе написано несколько книг и песен, в том числе Владимиром Высоцким, снят художественный фильм «49 дней».

Слева направо: Анатолий Крючковский, Асхат Зиганшин и Филипп Поплавский РИА Новости

«Участники дрейфа — герои во всех отношениях. Они пережили тяжелейшие испытания, причём пережили их достойнейшим образом. При этом нужно иметь в виду, что к выживанию в экстремальных ситуациях их никто никогда специально не готовил», — отметил Стрельбицкий.

По словам историка, подвиг экипажа Т-36 сыграл в своё время серьёзную моральную и педагогическую роль.

«Советская пропаганда сделала из их подвига положительный пример для всего общества, для подрастающего поколения. Они продемонстрировали потрясающую силу духа и стали настоящими народными героями», — подытожил Стрельбицкий.

Обложка: Советские солдаты, 49 дней дрейфовавшие на барже Т-36 (слева направо): Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский, Иван Федотов Рудольф Кучеров/РИА Новости

«Ловушка в квадрате»

Так почему же моряков так долго не могли найти ни советские, ни иностранные суда, ведь они дрейфовали в океане целых 49 дней. Неужели их сочли погибшими сразу после шторма, и никто из части даже не попытался найти их?
На самом деле нет. Спасательные экспедиции были предприняты еще во время шторма, когда удалось вызволить из лап стихии другие унесенные корабли. Но когда баржу Т-36 унесло в открытый океан, поиски прекратились. Почему?
На судне, помимо еды потерпевшие бедствие матросы нашли номер газеты «Красная звезда», в которой рассказывалось о планируемых испытаниях советских ракет именно в тех краях, куда уносили их воды Куросио. Они попали в квадрат, который до 1 марта 1960 года был запрещен для судоходства. На дворе стоял январь…
Долгое время их единственными спутниками оставались акулы. Тем не менее, матросам повезло. Волею случая их отнесло прочь от безлюдных вод, в сторону судоходных путей. Но они с отчаянием проводили несколько уплывающих вдаль кораблей, перед тем, как их заметили американские вертолеты.