Кодификация и классификация права российской империи: первый свод законов

Оглавление

Введение в действие Свода законов

Свод был подвергнут ревизии, для чего был создан комитет из числа представителей Министерства юстиции и Сената. За период с апреля 1828 по 1832 гг. было сделано более 2 тысяч замечаний, после чего книги были направлены в печать. 1200 экземпляров были представлены в Госсовет уже к концу 1832-го.

М. Сперанский сопроводил Свод пояснительной запиской и «Обозрением исторических сведений», представив результат усилий на заседании в январе следующего года. Николай I прямо на слушании надел на чиновника высшую награду – орден Андрея Первозванного.

31 января был подписан Манифест о введение Свода в законную силу с первого дня 1835 года.

Свод законов Российской империи

Свод законов Российской империи

Скачать

Свод законов Российской империи. Том второй. Часть I. Общее губернское учреждение

Скачать

Свод законов Российской империи. Том второй. Часть II. Особенные губернские учреждения

Скачать

Свод законов Российской империи. Том третий. Уставы о службе гражданской

Скачать

Свод законов Российской империи. Том четвертый. Уставы о повинностях

Скачать

Свод законов Российской империи. Том пятый. Уставы о податях, о пошлинах, и о сборах с питей, с свеклосахарного производства, и с табаку

Скачать

Свод законов Российской империи. Том шестой. Уставы таможенные

Скачать

Свод законов Российской империи. Том седьмой. Уставы монетный, горный, и о соли

Скачать

Свод законов Российской империи. Том восьмой. Часть I. Уставы лесной, оброчных статей, и устав казенных населенных имений в западных и прибалтийских губерниях

Скачать

Свод законов Российской империи. Том восьмой. Часть II. Уставы счетные

Скачать

Свод законов Российской империи. Том девятый. Законы о состояниях

Скачать

Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть I. Законы гражданские

Скачать

Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть II. Законы о судопроизводстве и взысканиях гражданских

Скачать

Свод законов Российской империи. Том десятый. Часть III. Законы Межевые

Скачать

Свод законов Российской империи. Том одиннадцатый. Часть I. Уставы духовных дел иностранных исповеданий

Скачать

Свод законов Российской империи. Том одиннадцатый. Часть II. Уставы кредитный, торговый, о промышленности фабричной и заводской, и устав ремесленный

Скачать

Свод законов Российской империи. Том двенадцатый. Часть I. Уставы путей сообщения, почтовый, телеграфический, строительный, и пожарный

Скачать

Свод законов Российской империи. Том двенадцатый. Часть II. Уставы о городском и сельском хозяйстве, о благоустройстве в казенных и казачьих селениях, и о колониях иностранцев в империи

Скачать

Свод законов Российской империи. Том тринадцатый. Уставы о народном продовольствии, общественном призрении, и врачебные

Скачать

Свод законов Российской империи. Том четырнадцатый. Уставы о паспортах, о предупреждении преступлений, о цензуре, о содержащихся под стражею, и о ссыльных

Скачать

Свод законов Российской империи. Том пятнадцатый. Законы уголовные

Скачать

Алфавитный указатель к своду законов Российской империи, изданному в 1857 году

Скачать

Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №I. По 12 мая 1858 года

Скачать

Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №II. С 13 мая по 31 декабря 1858 года

Скачать

Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №1. С 1 января по 31 марта 1860 года

Скачать

Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №2. С 1 апреля по 31 июня 1860 года

Скачать

Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №3. С 1 июля по 31 сентября 1860 года

Скачать

Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. Продолжение №IV. №4. С 1 октября по 31 декабря 1860 года

Скачать

Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 31 мая 1863 года. Часть II. Статьи к IV, V, VII, VIII томам свода

Скачать

Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 31 мая 1863 года. Часть III. Статьи к IX томам свода

Скачать

Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. По 31 мая 1863 года. Часть IV. Статьи к X, XI, XII, XIII, XIV и XV томам свода

Скачать

Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. С 1 апреля по 31 декабря 1863 года

Скачать

Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. С 1 января 1864 по 31 декабря 1867 года. Часть I. Статьи к I, II, III, IV и V томам свода

Скачать

Продолжение свода законов Российской империи, изданного в 1857 году. С 1 января 1864 по 31 декабря 1867 года. Часть II. Статьи к VI, VII, VIII и IX томам свода

Скачать

«Зависти и злобе удалось взять верх…»

Государственные преобразования первой четверти XIX века, на которые выпали годы правления Александра I, в первую очередь связаны с деятельностью Михаила Сперанского. Его сочинения не только стимулировали развитие законодательства, но и повлияли на общественные взгляды прогрессивно мыслящего служилого дворянства и офицеров, участвовавших в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах.

Молодые люди наблюдали результаты буржуазных революций на Западе, и на фоне прогрессивных реформ, проводимых в Европе, им казалось очевидной отсталость России. Передовые круги дворянства настаивали на проведении в стране коренных реформ. Особенно остро встал вопрос об отмене крепостного права, получивший развитие в деятельности декабристов. Но чаще всего молодые люди выступали за введение в России конституционного правления по европейскому образцу.

В этот момент на политической арене появился Михаил Сперанский — сын церковнослужителя, быстро поднявшийся по карьерной лестнице благодаря личным дарованиям и огромной трудоспособности.

  • Миниатюра: Портрет графа Михаила Михайловича Сперанского

Прогрессивные проекты реформ Сперанского поначалу соответствовали взглядам Александра I. Идеи реформатора базировались на основных положениях западноевропейского государственного устройства при сохранении самодержавной власти.

Однако не многие из проектов государственных преобразований Сперанского воплотились в жизнь. Некоторые реформы были невыгодны чиновному дворянству, которое бездельничало или занималось рутинной работой в подлежавших модернизации бюрократических учреждениях. Преобразования Сперанского противоречили всей существовавшей тогда в верхах системе патрон-клиентских отношений. Ситуация осложнялась тем, что всех этих чиновников поддерживали их высокопоставленные родственники.

Сам Александр поначалу не верил клевете, но в конце концов под влиянием крупных чиновников сдался. В марте 1812 года у государя и Сперанского состоялся жёсткий разговор, завершившийся фразой Александра: «Обстоятельства требуют, чтобы на время мы расстались». Открыто в защиту чиновника высказался герой Отечественной войны М.Б. Барклай-де-Толли: «Итак, зависти и злобе удалось-таки взять верх над правдой!» Но никакие слова уже не могли спасти Сперанского.

  • Нижний базар и Рождественский собор в Нижнем Новгороде
  • РИА Новости

По приказу императора опальный реформатор был в тот же день отправлен в Нижний Новгород, а спустя ещё пару дней — в Пермь. Через три года Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири. Подав пару прошений об отставке, вскоре он вместе с дочерью отправился в своё крохотное имение в Новгородской губернии, но приезжать в Петербург реформатору запретили.

Сперанский вернулся в столицу почти через 10 лет после ссылки. В марте 1921 года Александр I назначил его членом Государственного совета и пожаловал ему хорошее имение в Новгородской губернии. Император также согласился на несколько предложений Сперанского об улучшении управления Сибирью. Однако мечтам бывшего советника Российской империи сблизиться с государем и вновь начать с ним сотрудничать уже не суждено было осуществиться. Вскоре, во время поездки на юг России Александр неожиданно скончался в Таганроге.

После внезапной смерти царя необходимо было как можно скорее назначить наследника престола. Предполагалось, что им станет следующий по старшинству сын Павла I Константин. Но тот, будучи женат по обряду католической церкви и выполняя обязанности наместника Польши, твёрдо отказался от российской короны. Николай Павлович также отказался от титула императора в пользу Константина. Однако секретным решением Александра I именно Николаю предстояло стать следующим самодержцем. Этой неразберихой воспользовались декабристы, поднявшие восстание 14 декабря 1825 года, когда весь народ должен был присягнуть новому императору Николаю Павловичу.

Работа над созданием Свода законов при Николае I

Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно.

Задачи, поставленные императором

М. Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства:

  • В двухлетний срок подготовить проекты сводов всех законов: гражданских, хозяйственных, уголовных и т.д.
  • Издать полное собрание законодательных актов в хронологическом порядке, исключив недействующие правила.

Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства –  разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П. Лопухина была упразднена, а создано особое отделение при его канцелярии.

Создание II Отделения

Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга. Во главе Второго отделения был поставлен М. Балугьянский, статский советник. М. Сперанскому, члену Госсовета, официальной должности не выделялось, но фактически он осуществлял общее руководство всеми проводимыми работами по кодификации.

Издание Полного собрания российских законов

Создание Свода было бы невозможно без издания всех российских правовых документов, собранных в 56 томов. Кодификация шла одновременно с формированием Полного собрания законов. Это была трудоёмкая работа, ибо законодательные акты ранее хранились в различных архивах и не были полностью собраны в единый реестр. Грандиозная работа была закончена к 1 марта 1830-го.

Правила Бэкона

Для работы за основу был взят кодекс Юстиниана, а также правила английского философа и политика Ф. Бэкона, состоящие из 8 пунктов:

  1. Исключить из Свода те законы, которые были отменены в дальнейшем на законодательном уровне.
  2. Не включать в Свод повторяющиеся правовые акты, сделав выбор в пользу наиболее полного варианта.
  3. Максимально сохранять текст закона в том варианте, в котором он был написан изначально.
  4. Сократить обширные и многосложные правовые акты.
  5. Из двух противоречащих законодательных актов выбирать более поздний.
  6. Проверять компетенцию органов, принимавших те или иные законы.
  7. Выделить отдельно Свод общих правовых актов и Свод иных статусов (для Остзейского края, западных губерний России).
  8. Новые законы вносить в продолжение Свода.

Правила были подкорректированы для российской действительности и официально приняты в 1831-м.

Составление Свода законов

Работа началась в апреле 1826-го и разделилась на 2 этапа: сначала готовились выписки по каждой области законодательства, затем формулировалось изложение правовых актов с учётом исторического источника. По ходу работы вырабатывались правила в соответствии с рекомендациями Ф. Бэкона. Каждый из чиновников руководил своим направлением, М. Сперанский лично знакомился с проектами и возвращал их на доработку с замечаниями. Первые главы увидели свет уже в июле 1826-го, а основные своды были завершены к январю 1830 года.

Законы о состояниях по Своду законов Российской Империи

Замечание

Политико-юридическая природа сословной стратификации российского общества исходила из трех начал:

  1. подданство — политико-правовая связь индивида с государством;
  2. сословность — отнесение подданного к определенной социально-правовой группе;
  3. состояние — определение индивидуализированного правового статуса подданного.

Каждая социальная группа населения России имела определённый набор прав и обязанностей. Свод законов о состояниях выделял следующие сословия:

    1. духовенство;
    2. городские обыватели (купцы; мещане (посадские); почетные граждане; ремесленники (цеховые); вольные и рабочие люди);
    3. сельские обыватели.

Дворянство (потомственное и личное) было высшим сословием. Дворяне имели право на владение имениями, поступление на государственную службу, участие в органах дворянского самоуправления.

Духовенство считалось привилегированным сословием и не несло государственных повинностей.

Помимо сословного деления в Своде законов прослеживалось деление населения на 3 группы:

  1. природные российские обыватели;
  2. инородцы;
  3. иностранцы.

Составление полного Собрания законов

С момента издания Соборного уложения 1649 года прошло почти 200 лет и многие законы десятилетиями пылились в отраслевых и городских архивах, в том числе упраздненных ведомств. Реестров не существовало, существующие сборники не были полными, а часть документов и вовсе находилась в руках частных лиц.

За четыре года комиссия провела огромную работу по составлению реестра законов, куда вошло более пятидесяти тысяч нормативных актов, а затем принялась за сбор и анализ самих текстов. В результате был составлен полный сборник актов, пронумерованных в хронологическом порядке. В марте 1830 года было выпущено два тома Сборника законов — первый содержал документы, изданные до 1825 года, другой охватывал акты за время с начала царствования Николая I. В каждом государственном учреждении империи должен был лежать экземпляр такого сборника.

Создание Свода

Работа над Сводом законов началось одновременно с составлением полного сборника. Предстояло, во-первых, собрать законы по отраслям и предметам, во-вторых, изложить их в хронологическом порядке. В 1827 году составленное таким образом обозрение было представлено императору и получило его одобрение.

Общее руководство над кодификаторами осуществлял Сперанский, он же сформулировал основные принципы составления Свода. Следовало исключить недействующие и устаревшие законы, повторяющиеся документы, а также многословные статьи. Тексты можно было разбивать на отдельные части, сокращая и удаляя лишнее. Между противоречащими законами, посвященными одному предмету, выбирали более поздний даже в том случае, если первый казался лучшим

Все исправления и исключения следовало совершать осторожно — существенные правовые акты должны были сохранить силу

Свод состоял из пронумерованных статей, представляющих собой как можно более близкое к оригиналу изложение принятых ранее нормативных актов. Многие статьи были сборными — они включали части из нескольких законов. Иногда тексты законов, особенно самых старых, корректировали и переформулировали, но обязательно сохраняли первоначальный смысл. В целом Свод стал не просто простым дословным сборником, а толкованием существующих норм права.

К 1 января 1830 года Свод был готов, однако в печать он поступил только в мае 1832 года после ревизии статей. Специальные комиссии должны были проверить полноту и актуальность законов, внести исправления или разъяснения.

Николай I остался доволен работой Второго отделения и лично М. Сперанского, который в 1833 году был награжден орденом Андрея Первозванного. Свод был введен в действие с 1 января 1835 года, но уже за два года до этого он был разослан по всем присутственным местам в качестве реестра действующих законов.

Предыстория вопроса

Попытки предпринимались ещё во времена Петра I (XVIII в.), издавшего огромное количество новых указов. Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу.

В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие – это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией (1768 г.).

Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача – собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.

С 1808 по 1812 гг. в комиссию входил М. Сперанский. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I.

Концепция Свода

Законодательство классифицировалось на две большие группы — государственное и гражданское. Законы из первой группы (определительные и охранительные) регулировали организацию и полномочия власти и подданных, государственные инструменты и функции. Гражданские законы определяли семейные, имущественные и материальные отношения, судопроизводство, меры гражданских взысканий.

Свод состоял из 8 книг, каждая из которых была посвящена отдельной отрасли права, 15 томов и 36 тысяч статей. На каждую статью была сноска с указанием даты издания акта и его номера в Собрании законов.

Издание Свода стало настоящим прорывом в области российского законодательства, объединив разрозненные, противоречивые и труднодоступные законы в единую систему. Это позволило увидеть пробелы в законодательстве и недостатки существующей практики управления и судопроизводства, что вызвало дальнейшие реформы в этих областях.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Первые попытки классификации законов

Соборное уложение, составленное в 1649 году Земским собором, упорядочило хаос огромного количества нормативных актов, порой противоречащих друг другу и устаревших. Составители сделали попытку разделить нормы по отраслям права — государственному, уголовному, гражданскому, семейному, а также обобщили правовые тенденции XV-XVII веков.

В 1700 году по указу Петра I была учреждена специальная комиссия для составления Новоуложенной книги, в которую должны были войти законы из Соборного уложения и накопившиеся после его принятия нормативные акты. Созданный юридический сборник оказался неполным — часть указов была потеряна, поэтому ни в 1701, ни в 1703 году он не был одобрен императором. Наконец, в 1714 Соборное уложение принято в качестве основного свода законов, а противоречащие ему правовые акты были признаны недействительными.

Еще несколько лет потребовалось Сенату на то, чтобы собрать все законы, вышедшие во второй половине XVII — начале XVIII веков, и привести их в соответствие друг другу и Уложению. Работа была приостановлена в 1718 году — Петр I, активно изучавший европейское законодательство, пришел к мысли о создании новой системы законов по аналогии с зарубежными образцами, преимущественно шведскими. Петр I так и не успел создать новое Уложение — после его смерти работа комиссий прекратилась.

Новые попытки собрать накопившиеся правовые акты воедино и создать уложение сделали Анна Иоанновна в 1730 году, Елизавета Петровна в 1754 году, Екатерина II в 1766 году, Павел I в 1796 году, Александр I в 1801 году. Для составления свода нормативных документов Сенатом раз за разом создавались особые комиссии, собирались делегаты от разных сословий, составлялись планы, проводились заседания, но подготовка уложений либо шла слишком медленно и правители умирали раньше, чем могли оценить проекты, либо сборники законов не выдерживали никакой критики и бесконечно корректировались.

Суть понятия «кодификация законодательства»

С момента принятия Соборного уложения (1649 г.) в Российской империи принималось множество правовых актов, которые порой взаимоисключали друг друга. Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. С этой целью в 1826 году было создано II Отделение Собственной Его Величества канцелярии, которым фактически руководил М. Сперанский.

Итогом работы стал манифест 1833 года, провозгласивший принятие Свода законов, отменившего Соборное уложение.

Деятельность по систематизации и упорядочиванию текстов, кодексов и любых других документов носит название кодификации. Если речь идёт о правовых актах, можно говорить о кодификации законодательства, которая была осуществлена во время правления Николая I.

Краткая характеристика Свода законов

Он состоял из 15 томов и был разделён на 8 разделов.

Раздел I. Учреждения

Тома I–III. Основные государственные учреждения и законы.

Раздел II. О повинностях

Том IV. Уставы о рекрутских и земских повинностях.

Раздел III. Казённое управление

Тома V–VIII. Уставы о пошлинах, податях, питейном сборе, акцизе. Уставы и учреждения таможенные. Монетный и горный уставы, о соли, а также лесной, арендных и старостинских имений, оброчных статей.

Раздел IV. Законодательные акты о состояниях

Том IX. О состоянии людей в государстве.

Раздел V. Законодательные акты гражданские и межевые

Том X. Свод законов межевых и гражданских.

Раздел VI. Государственное благоустройство

Тома XI–XII. Уставы и учреждения кредитных установлений, торговые, постановления о промышленности, путей сообщения, строительный и пожарный, постановления о благоустройстве в селениях и городах.

Раздел VII. Уставы благочиния

Тома XIII–XIV. Устав о продовольствии, общественном призрении, а также врачебный. О беглых и паспортах, о пресечении и предупреждении преступлений, о ссыльных и содержащихся под стражей.

Раздел VIII. Законы уголовные

Том XV. Свод уголовных законов.

Полупрощённый сибирский губернатор

Подавив вооружённое выступление декабристов, Николай стал опасаться революционных идей и всю свою дальнейшую деятельность направил на то, чтобы не допустить каких-либо проявлений свободомыслия у образованной части общества.

Вместе с тем нового императора очень беспокоила запутанность российского законодательства. Предыдущие попытки его кодификации в течение более века заканчивались провалом. Создание полного собрания законов России Николай поручил Сперанскому, его законотворческая деятельность вновь оживилась.

Но самый жёсткий экзамен для бывшего советника Александра I на верность Николаю заключался в том, что реформатору предстояло разработать проект Манифеста о Верховном уголовном суде по делу декабристов.

  • Портрет Николая I в парадной конногвардейской форме

Отношение Николая к Сперанскому было весьма неоднозначным. Главный биограф Сперанского Модест Корф писал: «Несравненно замечательным обстоятельством можно считать то, что император Николай избрал Сперанского для дела, столь близкого его сердцу, отнюдь не по какому-либо особому доверию к образу его мыслей и действий, а только по необходимости, не находя вокруг себя никого к тому более способного. В другом случае, назначая начальником Второго отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии проф. М.И. Балугьянского, прямо наставлял его: «Смотри, чтобы он не наделал таких же проказ, как в 1810 году: ты у меня будешь за него в ответе».

Лишь впоследствии, оценив блестящие способности Сперанского, обеспечившего успешный ход работы царской канцелярии и ответственное выполнение доверенных ему поручений, Николай совершенно изменил свой взгляд на прошлое законотворца. И постепенно Сперанский стал ближайшим доверенным лицом Николая I.