Оглавление
Генеральные штаты
Создание Генеральных штатов во Франции положило начало изменению формы государства во Франции — превращению его в сословно-представительную монархию.
Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв.
Причины созыва Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году:
- неудачная война во Фландрии;
- серьезные экономические трудности;
- спор короля с римским папой.
Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена, этот вопрос решался королем в зависимости от обстоятельств и политических соображений.
Сословный состав Генеральных штатов:
- духовенство (высшее — архиепископы, епископы, аббаты);
- дворянство (крупные феодалы; среднее и мелкое дворянство — кроме первых созывов);
- городское население (депутаты от церквей, конвентов монастырей и городов — по 2 — 3 депутата; юристы — примерно 1/7 часть Генеральных штатов).
Таким образом, Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества.
В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.
Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 гг.) и т.д. Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года.
Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.
Генеральные штаты в целом не были простым инструментом королевской знати, хотя объективно они помогли ей усилиться и укрепить свои позиции в государстве. Они в ряде случаев противостояли королю, уклоняясь от вынесения угодных ему решений.
Земский собор
Земские соборы становятся новым высшим органом правления государства. Через них монарх привлекал к управлению государством дворянство и посадское население.
Структура Земского собора подразумевала наличие двух палат:
- Верхняя палата – монарх, Боярская дума, представители высшего духовенства;
- Нижняя палата – представители дворянства, крупного купечества, торговцев (путем царского назначения или выборов).
К середине XVI века взамен дворцово-вотчинной полностью установилась приказная система управления. Сформировалась разветвленная система приказов. Была отменена система кормления. Взамен создали губные и земские органы управления, возглавляемые целовальниками и губными старостами.
Органы управления избирало местное дворянство, основной обязанностью которых являлась борьба с антифеодальными выступлениями крестьян и разбоями. Разбойный приказ руководил Губными органами.
Земские органы были созданы для управления посадами, сбора налогов, управления черносошными крестьянами.
Это интересно: София: правительница (1682-1689)
О конституционной монархии
Отличие такого вида правления – ограниченность власти монарха, установленная конституцией, традициями или иногда даже неписаным правом. Здесь монарх не обладает приоритетом в сфере государственной власти. Важным является и то, что ограничения не просто записаны в законе, но действительно исполняются.
Виды конституционных монархий:
- Дуалистическая монархия. Здесь власть монарха ограничивается следующим образом: все решения, принятые монархом, должны быть подтверждены специально назначенным министром. Без его резолюции ни одно решение правителя не вступит в действие. Еще одно из отличий дуалистической монархии – вся исполнительная власть остается за монархом.
- Парламентарная монархия. Также ограничивает власть монарха, причем до такой степени, что, по сути, он выполняет только церемониальную или представительскую роль. Реальной власти у правителя в парламентарной монархии практически не остается. Здесь вся исполнительная власть принадлежит правительству, которое, в свою очередь, отвечает перед парламентом.
Источники права XVI–XVII вв.
Основными источниками общерусского права в XVI–XVII вв. были царское законодательство (жалованные, уставные, духовные грамоты и указы), «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, а также распоряжения приказов (рис. 5.4).
Жалованными грамотами именовались распоряжения царя о пожаловании земель, крестьян, угодий и т.п. Духовными грамотами назывались завещания, содержавшие распоряжения на землю, движимое имущество, людей и т. д.
Источники общерусского права:
- Великокняжеское (царское) законодательство
- «Приговоры» (решения) Боярской думы
- Постановления Земских соборов
- Судебник 1550 г.
- Отраслевые распоряжения приказов
- Стоглав 1551 г.
- Соборное уложение 1649 г.
Рис. 5.4. Основные источники общерусского права в XVI–XVII вв.
Уставные грамоты определяли компетенцию органов местного самоуправления. Уставные земские грамоты определяли организацию земского самоуправления в определенных местностях. Губные грамоты определяли порядок избрания, состав и обязанности губных властей, а также содержали нормы уголовного права.
Деятельность приказов регулировалась уставными (указными) книгами (Уставная книга Разбойного приказа, Уставная книга Разрядного приказа, Указная книга Поместного приказа и др.).
Важнейшим источником права стал Судебник 1550 г. По структуре и содержанию он имел много общего с Судебником 1497 г. Судебник 1550 г. включал в себя 100 статей, имевших, в отличие от предыдущих источников русского права, нумерацию. Судебник подробно регламентировал права и обязанности кормленщиков. По сравнению с Судебником 1497 г. их власть была несколько ограничена.
Церковный собор принял Стоглав в 1551 г. – сборник постановлений, разделенных на 100 статей. Помимо норм, затрагивающих правовое положение церкви и организации церковного суда, Стоглав содержал нормы семейного, гражданского, уголовного права.
Земский собор принял Соборное уложение в 1649 г. Оно явилось первой попыткой создания свода всех действующих правовых норм. В Соборном уложении наметилось разделение норм по отраслям права.
Некоторые правила преемственности короны.
Иногда порядок наследования короны в монархических государствах зависит от гендерных правил. Матрилинейность определяла королевскую родословную в Древнем Египте на протяжении более трех тысяч лет, но царствовало гораздо больше мужчин, чем женщин. В некоторых монархических системах женщина может быть монархом лишь в случае исчерпания мужской линии.
В 1980 году Швеция провозгласила равное первородство и таким образом стала первой монархией в Европе, которая позволила старшему ребенку независимо от пола восходить на трон. Королевство Нидерланды сделало это в 1983 г., Норвегия – в 1990 г., а Бельгия последовала этим примерам в 1991 г. Иногда преемственность короны затрагивает религию: согласно Акту об урегулировании 1701 года все католики не имеют права быть британскими монархами и пропускаются в порядке наследования.
Опричнина
В 1565 году была введена опричнина – террор, целью которого было укрепление царской власти. Опричники – солдаты опричного войска, напрямую подчинявшиеся царю. Они составляли личную гвардию царя и тайную полицию. Другое обозначение опричнины – область государства, на которой содержались опричники. Другая, большая часть страны, которой теперь ведала Боярская Дума, называлась земщиной. Главным опричником царя был Малюта Скуратов.
Опричнина сопровождалась террором против различных слоёв граждан. В результате происходило бегство крестьян, опустение хозяйств. В 1570 году состоялась расправа над жителями Новгорода. Она длилась 6 недель. Московский митрополит Филипп осуждал опричнину. В итоге он был задушен Малютой Скуратовым.
Результаты опричнины
Опричнина длилась до 1572 года.
С одной стороны пережитки феодальной раздробленности были ликвидированы. Власть царя серьёзно усилилась на почве страха.
Однако многолетний террор против мирных граждан не мог не дать отрицательных результатов. Также опричнина стала причиной разорения государства, ослабления органов управления и войск.
Опричники были способны совершать репрессии против мирных граждан, но были не способны защищать страну от внешнего врага. Ситуацией воспользовался крымский хан Девлет-Гирей, который в 1571 году совершил набег на Москву. Город оказался разграблен. Из-за этого события Иван Грозный решил отменить опричнину.
Недостатки во благо
Достаточно часто достоинства монархии оказывались проблемой в той или иной ситуации. Но иногда все случалось наоборот: казалось-бы недопустимый недостаток монархии неожиданно помогал и действовал во благо народа.
В данном разделе мы затронем тему несправедливости монархии. Бесспорно, многих политиков, желающий прийти к власти, не устраивает тот факт, что титул правителя страны передается по наследству. Народ, в свою очередь, часто недоволен четким и неумолимым расслоением общества по классовому признаку. Но с другой стороны – наследственная власть монарха стабилизирует многие политические, социальные и экономические процессы в государстве. Неизбежное наследование властных рычагов предотвращает неконструктивное соревнование между огромным количеством кандидатов, претендующих на пост правителя. Конкуренция между претендентами на право управления страной может вести к нестабильности в государстве и даже военному разрешению конфликтов. А поскольку все предрешено – достигается мир и благосостояние в регионе.
Семейное право XVI–XVII вв.
Семейное право в значительной мере основывалось на нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию церковного права.
Допускался только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных – согласие их хозяев. Как правило, жених и невеста до свадьбы не видели друг друга. Их сватали родители. Брачный возраст составлял для мужчин 15 лет, а для женщин – 12 лет. В течение жизни в брак можно было вступать не более трех раз.
«Домострой» (свод этических правил и обычаев) и Стоглав (сборник постановлений церковного собора) закрепляли власть мужа над женой и отца над детьми.
Родители имели право наказывать своих детей. По достижении ребенком 15 лет отец мог отдать его в услужение.
Жены должны были во всем покоряться мужу. В отношении жены также допускалось применение мужем телесных наказаний, но «только за большую вину».
Развод допускался только в случаях ухода одного из супругов в монастырь, обвинении супруга в «лихом деле» или неспособности жены рожать детей.
Основные выводы
1. В первой половине XVI в. завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. С 1547 г. глава государства именуется царем. Царь еще не обладал неограниченной властью.
Проводя свою политику, он был вынужден считаться с мнением боярства, дворянства и верхушки посадского населения.
2. Высшим постоянно действующим органом власти была Боярская дума. Постепенно из ее состава выделяется Ближняя дума (Избранная рада), включавшая наиболее преданных царю лиц.
3. С середины XVI в. в России начинают созываться Земские соборы. Земский собор представлял собой сословно-представительный орган, решавший наиболее важные вопросы внутренней и внешней политики.
4. В сфере государственного управления окончательно сложилась приказно-воеводская система. Приказы формировались по отраслевому или территориальному принципу. Занятие государственных должностей основывалось на системе местничества.
5. Система кормлений заменяется органами местного самоуправления – земскими и губными избами.
6. С целью борьбы с боярской оппозицией Иван Грозный проводит систему репрессивных мер, получивших название «опричнина».
7. Господствующим классом были феодалы. Класс феодалов был неоднороден. Помимо деления на бояр и дворян, зависевшего от формы землевладения, феодалы делились на чины думные, московские и городовые.
8. Полное закрепощение крестьян произошло в 1649 г.
9. Основными источниками общерусского права в XVI–XVII вв. были великокняжеское (царское) законодательство, «приговоры» Боярской думы, постановления Земских соборов, отраслевые распоряжения приказов, Судебник 1550 г., Стоглав 1551 г., Соборное уложение 1649 г.
10. В гражданском праве существенно возросла правоспособность женщины.
11. Основными формами феодальной земельной собственности были вотчина (наследственное землевладение) и поместье (условное землевладение). По способам приобретения вотчины могли быть родовыми, выслуженными и купленными.
12. Все большее значение приобретает письменная форма сделок.
В наследственном праве расширяется круг наследников и правомочий наследодателя.
13. Уголовные деяния делились на умышленные, неосторожные (наказывались как умышленные) и случайные.
Соборное уложение предусматривало разные виды преступлений – против церкви, государства, порядка управления, личности, имущества и др. Целями наказания были устрашение и возмездие, а также изоляция преступника от общества. Наказание носило сословный характер.
14. Семейное право основывалось на нормах обычного права и подвергалось воздействию церковного права. Допускался только церковный брак. Брачный возраст составлял для мужчин 15 лет, а для женщин – 12 лет. В течение жизни в брак можно было вступать не более трех раз.
показать содержание
Об абсолютной монархии
Виды монархии включают и понятие абсолютизма. Здесь главный признак – это принадлежность всей власти исключительно одному человеку. Такое устройство власти в случае с абсолютной монархией продиктовано законом. Также стоит заметить, что абсолютизм и диктатура – очень похожие виды власти.
Монархия абсолютная указывает на то, что в государстве все сферы жизни единолично управляются правителем. То есть он контролирует законодательную, исполнительную, судебную и военную отрасль. Часто даже религиозная или духовная власть находится всецело в его руках.
Рассматривая подробнее этот вопрос, можно сказать, что довольно неоднозначно мнение о таком виде правления, как абсолютная монархия. Понятие и виды руководства государствами довольно широки, но касаемо деспотии и абсолютизма, стоит отметить, что лучшим вариантом все-таки является второй. Если в тоталитарной стране под руководством деспота контролируется буквально все, уничтожается свобода мысли и уничижаются многие гражданские права, то абсолютная монархия может быть весьма благоприятна для народа. Примером способен выступить благополучный Люксембург, уровень жизни народа в котором наивысший на территории Европы. Кроме того, на данный момент мы можем наблюдать виды абсолютной монархии в таких странах, как Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты, Оман и Катар.
Монархия и военная власть
Иногда бывает, что власть монарха ограничена не из-за конституции, а из-за эффективного военного правления. В поздней Римской империи преторианская гвардия свергала императоров несколько раз и устанавливала свою власть. Эллинистические цари Македонии и Эпира избирались армией. Военное господство монарха имело место также в современном Таиланде. В средневековой Японии наследственный военный вождь, сёгун, был фактическим правителем, хотя номинально Страной восходящего солнца правил японский император. В фашистской Италии монархическая власть сосуществовала вместе с властью лидеров фашистской партии, как и Румынии или Греции.
Как отличить монархическую форму правления?
Вне зависимости от того, что разные виды монархии имеют свои отличия, существуют также и основные признаки, общие для всех. Подобные характеристики помогают быстро и точно определить, что мы имеем дело действительно с монархической властью. Итак, к основным характеристикам относятся следующие:
- Существует единоличный правитель, который является главой государства.
- Монарх пользуется своей властью от момента вступления в должность и до смерти.
- Передача власти происходит по родству, что называется наследованием.
- У монарха есть полное право управлять государством на свое усмотрение, его решения не обсуждаются и не подвергаются сомнениям.
- Монарх неподвластен юридической ответственности за свои действия или решения.
Реформы середины XVI века
В то время отношения между дворянами и боярами были обостренными. Немного позже после венчания Ивана IV на царство в Москве вспыхнул пожар. Горожане обвинили во всём бояр и подняли восстание. Стало ясно, что в государственном управлении требуются преобразования. Стране нужна была сильная централизованная власть.
Иван Грозный из своих приближённых создал Избранную раду – неформальный правительственный орган. Члены Избранной рады были инициаторами реформ. Преобразования, которые они сделали:
- Создание Земского собора в 1549 году – высшего представительского органа, в который входили представители всех сословий, кроме крепостных крестьян. Собрания происходили по мере надобности по созыву царя.
- Создание стрелецкого войска, которое было полурегулярным. Также было составлено первое Уложение о службе. Оно регулировало вопросы прохождения службы. Была установлена система штрафов и поощрений. Каждый феодал должен был выставить от себя новобранцев. Кто выставлял больше, получал денежное вознаграждение, кто меньше – штраф. Это помогало увеличить численность армии.
- В 1550 году был принят новый Судебник. Изменения были направлены на усиление и централизацию власти.
- В 1551 году был составлен Стоглав – сборник, регулировавший положение Православной церкви, и содержащий разъяснение об отношениях государства и церкви. Таким образом Иван Грозный стремился упорядочить деятельность церкви в условиях единого государства.
- Была введена единая система обложения налогом на землю. Эта система называлась «большая соха». Вместо кормлений ввели кормленый откуп, поступавший в казну. Уже оттуда откуп распределялся между теми, у кого было мало земли. Отсюда же поступали деньги на поощрения феодалов, выставивших большое количество воинов.
- Был проведён ряд изменений в государственном и местном управлении, чтобы усовершенствовать эту систему. Была усовершенствована система приказов, т. е. появились несколько новых приказов. Например, Челобитенный принимал жалобы на царя. Наместников заменили губными старостами, которые решали судебные вопросы.
В результате реформы привели к сословно-представительной монархии.
Избранная рада не просуществовала много времени. В начале 1560-х годов царь распустил ее, потому что его взгляды относительно управления государством изменились.
Республика
Существует еще один важный момент, который стоит обсудить – это виды монархий и республик. Так как о монархии было сказано много, то обратимся к альтернативному виду управления страной. Республикой называют такую форму правления, где все органы государственной власти формируются за счет выборов и существуют в таком составе ограниченный срок
Это важно понимать, чтобы видеть принципиальную разницу между данными видами руководства: монархической властью, где народу не предоставлен выбор и республикой, руководящих представителей которой избирают сами люди на определенный срок. Избранные кандидаты составляют парламент, фактически управляющий страной
Другими словами, главой республиканского государства становятся избранные гражданами претенденты, а не наследники монархической династии.
Республика – наиболее популярная форма правления в мировой практике, неоднократно доказавшая свою эффективность. Интересный факт: большинство государств современного мира официально являются республиками. Если говорить о цифрах, то состоянием на 2006 год существовало 190 государств, из которых 140 были республиками.
Виды монархии: плюсы и минусы
История показывает, что чаще всего в монархической форме правления народ недолюбливал аристократию. Проблема была в том, что люди, принадлежащие к высшим слоям общества финансово и интеллектуально отличались от большинства, соответственно, это сеяло естественную вражду и порождало взаимную неприязнь. Но стоит заметить, что если при дворе монарха вводилась политика, которая ослабляла позиции аристократии, то ее место прочно занимала бюрократия. Естественно, подобное положение вещей было еще хуже.
Что касается пожизненной власти монарха, то – это неоднозначный аспект. С одной стороны, имея возможность принимать решения длительный срок, монарх мог работать на перспективу. То есть, рассчитывая на то, что он будет править несколько десятилетий, правитель постепенно и последовательно внедрял свою политику. Это неплохо для страны, в случае если вектор развития государства выбран правильно и во благо народа. С другой стороны, занимать пост монарха не одно десятилетие, неся на своих плечах бремя государственных забот – довольно утомительно, что может впоследствии сказаться на эффективности работы.
Подытоживая, можем сказать, что монархия хороша следующим:
- Четко установленное престолонаследование помогает удерживать страну в относительно стабильном состоянии.
- Монарх, который правит пожизненно, способен сделать больше, чем ограниченный во времени правитель.
- Все аспекты жизни страны контролируются одним человеком, поэтому он может очень четко видеть всю картину.
Из недостатков стоит подчеркнуть следующее:
- Наследственная власть могла обречь страну на жизнь под управлением человека, который просто не способен быть правителем по той или иной причине.
- Расстояние между простым народом и монархами несоизмеримо. Существование аристократии очень остро разделяет народ на социальные слои.
Опричнина
В целях борьбы с боярской оппозицией Иван Грозный проводит систему репрессивных мер, получивших название «опричнина».
Опричнина – политика Ивана Грозного, направленная на уничтожение или резкое ослабление влияния родовой аристократии с помощью репрессивных мер.
Территория государства была разделена на опричнину и земщину.
На территории земщины действовали Боярская дума, приказы, земское самоуправление. Земские органы оставались в Москве, а центром управления опричнины стала Александровская слобода. В опричнине была создана своя дума и приказы. Царь рассматривал опричнину как собственный удел.
Был сформирован особый корпус опричников. Он выполнял функции политической полиции. С помощью опричников царь проводил расправы над неугодными боярами. Жертвами опричнины стали виднейшие члены Боярской думы. Но зачастую опричники уничтожали людей, не имевших отношения к власти. В результате карательных операций, проводимых опричниками, были разорены Тверь и Новгород.
Опричнина существовала с 1565 по 1572 г. После того как опричное войско потерпело поражение в битве с войсками крымского хана, опричная политика была прекращена. Опричнина нанесла серьезный ущерб, ослабила страну. Деревни и села центра России и в значительной части северо-запада запустели, а крестьяне, жившие на этих землях, ушли на другие территории. При этом полностью уничтожить боярскую оппозицию не удалось.
Какой вид правления называют монархией?
Монархия – это один из видов правления, который предполагает единоличное руководство страной. Другими словами, это такое политическое устройство, когда вся власть находится в руках одного человека. Такой правитель называется монархом, но в разных странах можно услышать иные титулы, а именно: император, шах, король или королева – все они монархи, независимо от того, как их называют на родине. Еще одним важным признаком монархической власти является то, что она передается по наследству без каких-либо голосований и выборов. Естественно, если прямых наследников не существует, то в силу вступают законы, которые контролируют престолонаследие в монархических странах. Таким образом, власть чаще всего, переходит к ближайшему родственнику, но мировая история знает много иных вариантов.
Вообще, форма правления в государстве определяет структуру высшей власти в стране, а также распределение функций, ответственности и обязанностей высших законодательных органов. Что касается монархии, то, как уже говорилось, вся власть принадлежит единому правителю. Монарх получает ее пожизненно, и к тому же не несет никакой юридической ответственности за свои решения, хотя именно он определяет, как государство должно поступить в той или иной ситуации.
Типы монархов:
- Наследственные монархи
Титул передается по наследству. Например, если король умирает или отказывается от престола, корона переходит к его старшему ребенку. Если детей нет, она может достаться брату или двоюродному брату.
Основной признак монархии наследственного типа — преемственность управления страной, обычно с коротким периодом междуцарствия (как свидетельствует известная фраза «Король мертв. Да здравствует король!»).
Большая часть монархов рождались в королевских семьях (династиях), росли непосредственно в королевском доме и дворе. Таким образом будущие монархи-наследники власти с самого детства обучались обязанностям потенциального правления в будущем.
- Выборные монархи
Титул передается избранному должностному лицу небольшой группой элиты. Например, Коллегия кардиналов выбирает папу сувереном государства-города Ватикана пожизненно. Выборными монархиями в мировой истории были Священная Римская империя и Речь Посполитая.
В монархиях выборного типа специфический орган избирает или назначает монарха пожизненно. К примеру, франкские лидеры избрали Пипина Короткого, который был отцом Карла Великого, королем франков. Таким же образом был избран король Польши Станислав Август Понятовский и Фридрих I, король Дании.
Выборные монархии были характерным типом государства для германских народов, хотя часто это было просто формализацией того, что на самом деле являлось правлением по наследству.
Сегодня существует три современных выборных монархии: Малайзия, Самоа и Объединенные Арабские Эмираты. Еще одна (папство) – давняя выборная монархия.