Оглавление
Смысл сказки Курочка Ряба
В поисках тайной сути тщательному анализу часто подвергаются разные произведения. Интересно искать второе дно в текстах, изобилующих образами, метафорами и иносказаниями. А можно ли найти какой-то сакральный смысл Курочки Рябы, довольно простой и незатейливой сказки? Оказывается, можно.
Философский смысл Курочки Рябы
При прочтении сказки у многих возникает вопрос: почему разревелись дед и баба? Ведь они сами хотели разбить яйцо. В чем беда, что это сделала мышка?
Оказывается, выбор главных героев в столь престарелом возрасте неслучаен. Дед и баба, приложив массу усилий, так и не смогли разбить золотое яйцо, щедро подаренное им несушкой.
Тот факт, что с данным действием справилась маленькая мышка, даже не вся мышка, а лишь ее хвостик, заставляет их задуматься о беспомощности перед надвигающейся старостью. Не по золотому яичку плачут они. И даже не по пропавшей возможности отведать яичницу.
Они плачут, сожалея о безвозвратно ушедшей молодости, о том времени, когда они были здоровы и сильны. Плачут о прошедших годах на пороге заката своей жизни.
Еще одна версия о плаче по приближающемся концу поддерживается тем фактом, что золото символизирует загробный мир. Вспомнить хотя бы Аида, владеющего золотом, или его славянского собрата Кащея, который «над златом чахнет».
То есть золотое яйцо является этакой «черной меткой», приветом оттуда. Приветом и приглашением. Попытки бабы и деда разбить золотое яйцо символизирует их борьбу с тем, что неминуемо должно случиться – со смертью.
И даже помощь мышки в этом вопросе не особо обнадеживает, ведь мыши также считались вестниками мира мертвых. То есть, как ни бейся – предначертанное не остановить.
Но пеструшка-несушка все же смогла закончить эту историю счастливо. Обещание снести не золотое яичко, а простое, будто отменяет наступающий конец. Ведь яйцо – символ жизни. Значит, дед и бабка еще поживут.
Сакральный смысл Курочки Рябы
По некоторым версиям яйцо – не просто яйцо, а символ потерянного рая. Дед и бабка – представители двух человеческих полов, символизируют Адама и Еву. Золотое яйцо – символ Рая, данного им Богом для обитания в нем.
Только парочка совершенно не ценит этот дар, обращается с ним безответственно, делая попытку за попыткой его разбить. Но данная попытка увенчается успехом только при воздействии некой сторонней силы – мышки, символизирующей змея-искусителя. При его непосредственном участии, бабка и дед теряют свой золотой Рай и горько плачут потом, изгнанные оттуда.
Поучительный смысл Курочки Рябы для детей
Если исключить из размышлений все сакральное и мифологическое, сказка может нести весьма логичную мораль.
Золотое яйцо, неожиданно свалившееся на пожилую чету, не принесло им радости. Ни продать его, ни попробовать на вкус у них не получилось. Наоборот, неожиданное обогащение, не заработанное честным трудом, этакая «халява», доставило лишь неприятности и переживания.
Кроме этого, надо быть готовым к тому, что богатство как появилось, так может и исчезнуть. Ведь от сумы не зарекайся. Поэтому целью жизни не должна становиться погоня за богатством, которого можно лишиться в любой момент. Важными навсегда останутся семейные ценности и простое (не золотое) человеческое счастье, что символизирует обычное яйцо, вернувшее покой в дом деда и бабки.
Иногда простые на вид вещи оказываются глубже и интереснее при более пристальном их рассмотрении. Простая детская сказка о Курочке Рябе может оказаться настолько метафоричной и образной, что превращается в рассказ о страхе смерти или о потерянном Рае.
Как должно быть в настоящей детской сказке?
Здесь хочу напомнить читателям, что эту дурь пересказал не только Лев Толстой. Курочку рябу, горбатил кретин Афанасьев, который чьи сказки не читал, сразу их переписывал и ставил подпись «Русская народная сказка». И к этому опусу приложил руку, другой мракобес от литературы: Ушинский, тот в отличие от Афанасьева, на все что читал, тоже переписывал но ставил свое авторство. Как, и нижний персонаж, родственник одного графомана, другой потомственный грофоман
Сказка «Курочка Ряба», Алексей Толстой
Жили-были дед да баба,
У них была курочка Ряба.
Снесла курочка яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено, – Посадила яичко в осиное дупелко, в кут (Кут – угол), под лавку.
Мышка бежала, хвостом вернула, яичко приломала.
Об этом яичке дед стал плакать,
Бабка рыдать,
Вереи (Вереи – столбы у ворот) хохотать,
Курицы летать,
Ворота скрипеть,
Сор под ногами закурился,
Двери побутусились (Побутусились – выпятились, распузатились),
Тын рассыпался,
Верх на избе зашатался…
А курочка Ряба им говорит:
— Дед, не плачь,
— Бабка, не рыдай,
— Куры, не летайте,
— Ворота, не скрипите,
— Сор под порогом, не закуривайся,
— Тын, не рассыпайся,
— Верх на избе, не шатайся,
— Снесу вам еще яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено,
— Яичко не простое – золотое…
Вот зачем, спрашивается, еще ты — переписываешь эту графоманию, что в итоге, как, косноязычная графомань Алексея Толстого: по другому это обозначить нельзя. Теперь вы можете сложить все до кучи, и понять, как кучка графоманов-кретинов, делала русский эпос. До смеха прямо! Зачем переписывать по сто раз бред сивой кобылы, если до тебя это сделали, и сделал тот, кого пропаганда счиатает непревзойденным и великим писателем. Вдумайтесь в это!
«Курочка Ряба» — чтиво для слабоумных, или полных дегенератов?
Для тех и других вместе взятых, у кого в голове сами опилки и он позволяет себе такую дурь. Лично дело, что читать, для каждого, отдельного взятого человека. Только, не в случае, когда дурачок навязывает это своим детям, как великую сказку: «Курочка Ряба» шедевр русской литературы. И виноваты в этом не глупцы, а издатели, которые видят что опус «Курочка Ряба» он неадекватный, но почему-то включают его в сборник детских сказок.
Масса (в основном из числа пенсионеров и людей 40 + возраста), из бывшего «ссср», что сейчас перекочевала по разным независимым государствам: в своем большинстве — безмозглые тушки, которых в течении десятилетий воспитывали в духе раба, и чтобы сами не думали. Они не могут, в априори не имеют собственного мнения, и поэтому что навзяывает пропаганда таким «людям», как шедевр, они по правде считают это шедевром. Включить мозги это не для них — включать нечего. Вы, вот посмотрите по сторонам, они до сих пор живут в вымышленной и несуществующей стране советов: красные флаги, красные вожди, и косноязычные графоманы: возведенные в ранг великих писателей и поэтов, непревзойденная русская классика, о которой ни духом ни слыхом во всем мире не знают.
Отличие настоящей сказки от графомании
Во-первых, должно быть сказочно, а не глупо! Во-вторых, логично! И самое главное — сказка должна быть с интересным сюжетом, без обесцененной лексики, вроде: дед, баба. И без косноязычия и всякого «Пестро, востро, костяно, мудрено» Я не собираюсь писать по этому бреду сивой кобылы свое — для меня, вообще, не вопрос, чтобы придумать оригинальный сюжет. Но здесь, я в общем, покажу, как должно развиваться событие в детской сказке, в данном случае по образу «Курочка Ряба»
https://youtube.com/watch?v=WnwgvzbZAaY
Сказка Курочка Ряба — графомания или шедевр
«Не плачь, дедушка! Не плачь, бабушка! Снесу я вам новое яйцо — не простое, а золотое» — сказала Курочка Ряба, и тут же снесла старикам, золотое яичко. Но только, после того, как разбилось обычное яйцо, и учитывая что курочка должна быть волшебной. Не такая ли, должна быть сказка детей? Продали бедные старики золотое яйцо и разбогатели. Зажили по-новому, по-багатому — дедушка построил Курочке новое гнездышко, отделал его золотом и прикрасами всякими. И Курочка несла им каждый день по золотому яичку. В один день, яичко старики брали себе, а что в другой, то продавали, а на эти деньги на все село пир устраивали.
Вывод: «Курочка Ряба» чтиво для слабоумных кретинов, написанное древним Иванушкой дурачком. Хотите фамилию этого «Иванушки», пожалуйста — Лев Толстой. Посмотрите как он погорбатил басни Эзопа, вообще прозреете, но перед тем советую заглянуть на страницу, где я дал подробный разбор полетов, этого, якобы «русского народного эпоса», и не только русского.
Сказка Курочка Ряба — рецензия
Начнем наш разбор полетов, именно с рецензии на сказку «Курочка Ряба». По правде признаться, это и сказкой то, даже с натяжкой нельзя назвать, но это мы разберем в критике. Что бросается в глаза, как в многих детских книгах эта глупость выдается за основную детскую, русскую народную сказку — текст для больших понтов разбит, как стихотворный.
Курочка ряба
Жили были дед да баба,
И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое, Золотое.
Дед бил, бил —
Не разбил;
Баба била, била —
Не разбила;
Мышка бежала,
Хвостиком махнула:
Яичко упало И разбилось.
Дед и баба плачут;
Курочка кудахчет:
«Не плачь, дед, не плачь, баба.
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое».
Графоман великорусский
Верхняя версия это из «Ушинский К. Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 6. Родное слово. Книга для детей. Год первый и второй. М.; Л., 1949. С. 42–43» Но первый, кто ввел это гуано в русскую литературу, да, именно — графоман Лев Толстой! Нет смысла приводить все эти версии, потому что произведение без художественной составляющей, это графомания. И с чего бы, мне здесь распыляться: на всех и на каждого.
Многие могут на это не обратить внимание, но я укажу специально: если ты себя считаешь писателем(про великого вообще речи нет), то, зачем, скажи пожалуйста, «уважаемый великий и непревзойденный», ты пересказываешь других графоманов! И вдобавок, твой пересказ, это потная и несвязная графомания. К сказке «Курочка Ряба» в пересказе этого Льва Толстого можно задать только один вопрос: что это?. Большой и жирный вопрос, так и скачет перед глазами
Какая это сказка? Это ведь бред сивой кобылы — театр абсурда и глупости, который исполняют картонные и неадекватные персонажи. Текст «Курочки Рябы» не только не имеет художественной составляющей, а он откровенно глуп и не в меру дебильный и примитивен ниже плинтуса — не имеет логичного сюжета. Неприкрытая шиза ни о чем, впаривается нашим детям, как что стоящее для прочтения
Большой и жирный вопрос, так и скачет перед глазами. Какая это сказка? Это ведь бред сивой кобылы — театр абсурда и глупости, который исполняют картонные и неадекватные персонажи. Текст «Курочки Рябы» не только не имеет художественной составляющей, а он откровенно глуп и не в меру дебильный и примитивен ниже плинтуса — не имеет логичного сюжета. Неприкрытая шиза ни о чем, впаривается нашим детям, как что стоящее для прочтения.
Не боюсь повториться и указать — уважаемые родители маленьких детей, прочитайте сами любую авторскую сказку зарубежных писателей, и сравните! Сделайте вывод! И так делайте для всего того, что вы позволяете читать вашим детям. Но прежде ответьте на вопросы к этой русской народной сказке «Курочка Ряба», только не ищите здесь трезвое и здравое, в этом опусе все отсутствует — не надо никого и ничего оправдывать. Отвечайте по существу:
-
Зачем дед и баба пытались разбить золотое яйцо?
-
При чем здесь мышь, и разбитое золото (которое нельзя разбить)? Что нам хотели этим сказать?
-
Почему? Почему? Почему плакали от разбитого яйца, когда сами пытались его разбить?
-
Не просто уверен, а это факт, что золоту люди рады всегда, или чего-то я недопонял?
-
Дед с бабкой сумасшедшие — почему они плакали, когда яйцо разбилось, ведь его всё-равно нельзя было скушать?
-
Автор этого опуса — кретин? Да! И без всякого — полный кретин!
Сказка «Курочка Ряба» на новый лад
Жили-были дед и баба. Скромный дом в три этажа. Джип имели, два “Сааб”(а) И “Порше” для куража.
Баба солнечные ванны Принимает у реки, Баксами набив карманы, Посещает бутики.
Дед поднялся с перестройки, Прикупив себе завод. От Версаче ходит в тройке… Только основной доход
Обеспечила несушка – Кличка “Ряба”, в гараже, Под шумок, несла несушка Только яйца Фаберже!
Так бы сказка и увяла – Всё! Идиллия и тишь! Но про яйца те узнала Как-то отморозок – мышь!
Хвост, накачанный в спортзале, Лапы тигра, глаз орла, Мощные резцы в оскале, Когти – каждый, как игла!
Обнулив амбар соседа (Рэкет – золотое дно!), Мышь наехала на деда: “С двух яиц – отдашь одно!”
Дед пожаловался крыше: “Эй, братва, в натуре, слышь? Я плачу, а вы потише, Просто завалите мышь!”
Крыша забивает стрелку… Мышь, подсев на беспредел, Начинает перестрелку – Голливуд бы обалдел!
Результат: шальная пуля – Плачет баба, плачет дед… Был доход, а нынче дуля! Куры “Рябы” больше нет…
Страницы: 1 2 3 4 5 6
Рекомендуемые статьи:
www.anekdotovmir.ru
Альтернативные «куриные истории»
Начать следует с того, что существует несколько альтернативных вариантов этой сказки. Самым известным среди них является лаконичный текст Константина Ушинского. Тот самый, в котором «били-били-не разбили», «мышка бежала – хвостиком махнула» и «снесу вам яичко не золотое, а простое». Эти слова знают наизусть с детства, и в такой же интерпретации рассказывают их своим детям.
Реже эта сказка встречается в авторстве А. Толстого. Ее текст очень близок к версии К. Ушинского, но имеет альтернативную концовку. Согласно ей Ряба несет сначала простое яичко, а потом, после трагедии с ним, обещает золотое.
Удлиненные варианты
Сказка, принадлежащая авторству А. Н. Афанасьева, имеет более развернутый сюжет с наличием большого количества дополнительных одушевленных и неодушевленных героев, совершающих непредсказуемые поступки на фоне эмоционального стресса от разбитого яичка. Кроме привычных всем бабки, деда, мышки и собственно курицы в сказе присутствуют также:
- девочка внучка, которая удавилась, не сумев пережить трагедии;
- просвирня (служащая церкви, готовящая специальные хлебцы), которая все просвиры поломала и выбросила;
- дьяк, перебивший все колокола на церковной колокольне;
- поп, в клочья порвавший все церковные печатные издания.
Кроме этого, на историю с яйцом реагирует огонь в печи, разгораясь и пылая, и крыша на избе, дрожа и шатаясь.
Среди более менее известных вариантов сказки, существует еще один, датируемый 1937 годом. Описываемая в нем история почти полностью повторяет сказку Афанасьева. Толпа народу совершает такие же несуразные поступки в связи с разрушением мышкой яичка. Трагедия свела с ума целое поповское семейство:
- попова дочь, разбившая ведра и не доставившая воды домой;
- попадья, выбросившая все пироги в окно;
- поп, который разбежался, стукнулся об косяк и.. помер.
Кроме этого, на ситуацию бурно реагирует окружающая обстановка и представители флоры и фауны:
- сорока поломала ножку;
- тын расшатался, того гляди свалится;
- дуб все листья с себя сбросил.
Смысл сказки
Вот такая, на первый взгляд, простенькая история. Но в чем же смысл сказки про курочку Рябу? Этот вопрос интересен многим. Некоторые считают, что сказка вообще смысла не имеет. С этим утверждением вряд ли согласится большинство людей. Сказки ведь издавна рассказываются не только для интереса, но и для того чтобы научить чему-то хорошему. Со смыслом этой сказки предстоит разобраться.
Главное противоречие сказки в том, что дед и бабка плачут оттого, что золотое яйцо разбилось. Но ведь они так этого хотели! Возможно, яйцо оказалось пустым, и бабку с дедом постигло разочарование. Может, они просто хотели поесть, а яйцо, разбитое мышкой случайно, растеклось по полу? Возможно, что и не золотое оно было, а просто с золотистой скорлупкой, старики же думали, что оно особенно вкусное.
Тайны за семью печатями
Яйцо — глубокий символ, олицетворяющий мироздание. В свете этого совсем не случайно, что в некоторых вариантах начинался переполох, куры летали, ворота скрипели. Но ещё яйцо — символ зарождения чего-то нового.
В мифологии Индии бог Брахма долгое время спал в золотом яйце. Пробудившись, создал землю, небесный свод, духов и, наконец, людей из разных частей своего тела (что привело к делению их на касты). Появление мироздания из яйца — весьма выразительный образ. Любопытно, что в этом контексте оно золотое. Налицо ассоциации с солнечным светом.
В греческой мифологии яйцо — весьма интересный предмет
Красавица Леда привлекла внимание самого Зевса. И тот, приняв облик лебедя, овладел ею
Результатом этого стали несколько яиц, рождённых Ледой. Из одного из них появилась на свет Елена Прекрасная — будущая невольная виновница Троянской войны. Такая своеобразная нить, протянутая от чудесного рождения к разрушению.
В литературе разбивание яйца — процесс совсем не простой. Как тут не вспомнить «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта, где шла война между Лилипутией и Блефуску. А всё из-за спора, с какого конца разбивать яйцо. Вражда между тупоконечниками и остроконечниками стала нарицательной для обозначения бессмысленных противоречий.
Кадр из д/ф «Гулливер в стране лилипутов». Художник Эрнё Зорад
Скрытые смыслы
Некоторые исследователи сказки посвятили много лет, чтобы найти связь ее с мифологией. Часто сказку связывают с древними мифами о Мировом яйце, из которого рождается либо вся Вселенная, либо часть мира, либо кто-то из богов. Образ мыши также символичен. В мифах многих народов говорится, что это животное родилось из земли. Таким образом, сказку связывают с мифами о сотворении и конце мира.
В некоторых более полных версиях сказки, после того как яйцо разбилось, со всеми, кто об этом узнал, случились какие-либо несчастья.
Существует мнение, что в сказке есть связь с языческими обрядами. При этом яйцо сравнивается с луной или солнцем. Яйцо золотое – солнце. Образ серой мышки – вечер. Разбитое золотое яйцо – закат. Простое яйцо – луна.
Интересна трактовка сказки у М. Е. Вигдорчика. Он считает, что золотое яйцо представляет собой символ ребенка. Попытки разбить яйцо – это символ воспитания ребенка. Но у деда с бабкой ничего не получается, а у мышки получилось. Мышка – символ легкомысленной снохи, которая для родителей мужа представляется в каком-то роде соперницей. Им обидно, что у нее получилось воспитать ребенка, а у них нет.
Мудрость русского народа
На народных сказках выросло не одно поколение людей. В них отражены нравственные ценности, быт русского народа, простодушие, смекалка, мудрость, опыт и знания. Народные сказки создавались не писателями, а самим народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста. При этом истории изменялись, персонажи становились мудрее, сильнее, смекалистее. Это, своего рода энциклопедия жизни, переданная предками нам в наследство.
Герои русских сказок — это образы собирательные, которые делятся на положительных (Иван Царевич, Илья Муромец, Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Снегурочка и т. д. ) и отрицательных (Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, леший, водяной и т. д. ).
И все они «самые-самые» как в положительных, так и в отрицательных проявлениях. В сказках об этом говорят фразами: «ни в сказке сказать, ни пером описать» или «каких свет не видывал». Сказочные истории — это особый мир, где злые персонажи и поступки всегда наказываются, а добрые — вознаграждаются.
Многие предметы в русских сказках наделены волшебной силой, рассмотрим самые традиционные из них:
- волшебная палочка — творит чудеса, ее взмах исполняет любые желания;
- шапка-невидимка — делает персонажей, которые ее надевают, невидимыми;
- сапоги-скороходы — волшебные сапоги, которые помогают передвигаться со скоростью света;
- ковер-самолет — перемещает героев на огромные расстояния, встречается как в русских, так и в восточных сказках;
- клубок ниток — предмет, который помогает ориентироваться персонажам на местности и не дает им заблудиться, должен привести к заданной цели;
- зеркальце — призвано «рассказывать всю правду» о красоте хозяйки, а также показывать новости из других королевств;
- серебряное блюдечко с золотым яблочком — помогало узнавать о том, что творится на другом конце света;
- скатерть-самобранка — может накормить любое количество персонажей в любом месте, стоит ее лишь расстелить;
- волшебный горшочек — всегда без хлопот и труда может наварить столько вкусной каши, сколько потребуется;
- живая и мертвая вода — волшебная жидкость, которая действует только в паре, мертвая вода — заживляет раны, а живая — оживляет;
- меч-кладенец — действует как мощное оружие для ближнего боя c нечистью, при использовании не требуются навыки владения;
- ступа и метла — повседневные сказочные средства передвижения Бабы-яги;
- одолень-трава — растение, которое Баба-яга собирает по ночам в темном лесу, ее отвар наделяет персонажей огромной силой;
- наливное яблочко — оно на вид красиво, но ядовито, им травят сказочных красавиц.
Роль животных в русских народных сказках также велика. Сказы, мифы и предания с участием животных являются наиболее древними. Самыми распространенными персонажами стали:
- лиса (Лисичка-сестричка, кумушка Лиса, Лиса Патрикеевна);
- медведь (Мишка, Михайло Потапыч, Мишка косолапый);
- заяц (Зайчик-побегайчик, Зайчишка-трусишка, Зайчишка-хвастунишка, Косой);
- волк (Серый Волк, Волк-Волчище, Серый).
Смысл сказки
Вот такая, на первый взгляд, простенькая история. Но в чем же смысл сказки про курочку Рябу? Этот вопрос интересен многим. Некоторые считают, что сказка вообще смысла не имеет. С этим утверждением вряд ли согласится большинство людей. Сказки ведь издавна рассказываются не только для интереса, но и для того чтобы научить чему-то хорошему. Со смыслом этой сказки предстоит разобраться.
Главное противоречие сказки в том, что дед и бабка плачут оттого, что золотое яйцо разбилось. Но ведь они так этого хотели! Возможно, яйцо оказалось пустым, и бабку с дедом постигло разочарование. Может, они просто хотели поесть, а яйцо, разбитое мышкой случайно, растеклось по полу? Возможно, что и не золотое оно было, а просто с золотистой скорлупкой, старики же думали, что оно особенно вкусное.
Русский сюжет
Саратовская обл.
Дорогое яичко
Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Попова дочь за водой пошла, вёдра разбила, пришла домой без воды. Попадья спрашивает: «Что ты дочь, без воды пришла?» Она рассказывает: Какое на меня горе, какое на меня великое: «Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. А я за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. Хоть ты попадья покидай с горя пироги за окошко!» Попадья с горя и выкинула пироги за окошко. Поп идёт: «Что это ты, поподья, делаешь?» А она отвечает: «Какое на меня горюшко, какое на меня великое. Жили старик со старухой. И была у них курочка рябушечка стара старушечка. Снесла яичко в сенцах на полке, на ржаной соломке. Откуда мышка ни взялась, расколола это яичко. Деда плачет, баба горюет, сорока ногу изломала, тын расшатался, дуб с себя листочки посшибал. Наша дочь за водой пошла, вёдра разбила, коромыс разбила. А я с горя покидала все пироги за окошко. А ты, поп, хоть с горя об косяк расшибись!» Поп разбегся, да как ударится об косяк! Тут и помер. Стали попа хоронить и поминки справлять. Вот какое яичко-то дорогое!
(Сказки Саратовской области. Саратов, 1937. Стр. 147—148).
Воронежская обл.
Курочка рябушка
Жили были дед и баба. И была у них курочка рябушка. Курочка была не простая, значит, и несла яички золотые. Вот снесла рябушка золотое яичко, крупное такое, любо смотреть. Увидел яйцо дед и зовёт бабушку. Стали они хвалить курочку рябушку. А потом дед и говорит: «Наддать-то яичко на хорошее место положить, чтобы видно было. Ну, и положили. Положили и не налюбуются. Весь день любовались. А у бабушки с дедушкой был кот мурлыкушка, очень до мышей злой. И вот когда дед с бабушкой легли спать, стал мурлыкушка за мышкой бегать. Съесть её удумал. Мышка и туда и сюда — некуда от кота не денешься. Увидала она яичко, хотела за него спрятаться — и нырь на полку. А яичко на полке не удержалось и на пол упало и разбилось. Утром встают дед и бабушкой. Дай, думают, на яичко полюбуемся. Глядь, а яичка на полке нет. Валяется на полу и разбито всё как есть. Заголосили дед и бабушка и пошли жалиться к рябушке. А курочка им и говорит: «Не плачь, дед, не плачь, бабушка! Снесёт вам курочка рябушка другое золотое яичко, лучше прежнего».
(От Даньшиной Натальи Михайловны (1892), с. Красовка, Грибановского р-на, в 1969 г.//Народная сказка Воронежской области. Современные записи. Воронеж 1977 под. ред. Кретова. Стр. 17, № 1.)
Вологодская обл.
Был старик, да старуха
Был старик, да старуха. А у них была пестра курочка. Снесла яичко у Кота Котофеича под окошком на шубном лоскуточке. Глядиька, мышка выскочила, хвостом вернула, глазком мигнула, ногой лягнула, яйцо изломала. Старик плачет, старуха плачет, веник пашет, ступа пляшет, песты толкут. Вышли на колодец за водой поповы девки, им и сказали, что яйцо изломали. Девки вёдра изломали с горя. Попадье сказали, та под печку пироги посадила без памяти. Попу сказали, поп-от побежал на колокольню, в набат звонить. Миряне собрались: «Что же сделалось?» Тут между собой миряне стали драться с досады.
(Соколовы, 142. От Елезаветы Пантелеевны Чистяковой, д. Покровская, Пунемской волости, кирилловского уезда, Новгородской губ.)
Скрытые смыслы
Некоторые исследователи сказки посвятили много лет, чтобы найти связь ее с мифологией. Часто сказку связывают с древними мифами о Мировом яйце, из которого рождается либо вся Вселенная, либо часть мира, либо кто-то из богов. Образ мыши также символичен. В мифах многих народов говорится, что это животное родилось из земли. Таким образом, сказку связывают с мифами о сотворении и конце мира.
В некоторых более полных версиях сказки, после того как яйцо разбилось, со всеми, кто об этом узнал, случились какие-либо несчастья.
Существует мнение, что в сказке есть связь с языческими обрядами. При этом яйцо сравнивается с луной или солнцем. Яйцо золотое – солнце. Образ серой мышки – вечер. Разбитое золотое яйцо – закат. Простое яйцо – луна.
Интересна трактовка сказки у М. Е. Вигдорчика. Он считает, что золотое яйцо представляет собой символ ребенка. Попытки разбить яйцо – это символ воспитания ребенка. Но у деда с бабкой ничего не получается, а у мышки получилось. Мышка – символ легкомысленной снохи, которая для родителей мужа представляется в каком-то роде соперницей. Им обидно, что у нее получилось воспитать ребенка, а у них нет.
Сторонники психоанализа (например, С. З. Агранович) считают, что яйцо в сказке играет роль спасителя, это некий символ жизни. Золото же символизирует смерть. Поэтому старики так старались его разбить. Но когда это сделала мышка, они испугались, так как не знали, чего ждать дальше. Мышь является посредником между миром живых и миром мертвых, она может совершать и хорошие поступки, и плохие. На свое усмотрение. А когда курочка говорит, что снесет обычное яичко, все радуются, так как будущее прояснилось. Жизнь победила.
Главный смысл сказки
И вот Любовь рождает Мир, Вселенную, если хотите. Это – яйцо. Оно должно нести жизнь, развитие, умножать любовь, однако оно уже идеально, потому, как оно — золотое.
Но что проку от идеальности, если ни мужская ни женская энергии сами по себе не могут никак его преобразовать, оно — уже совершенно.
И тут на радость или на беду ситуацию одним взмахом хвоста разрешает мышь. Мышь — тотем суетливости, но иногда и быстроты и при этом малости, незаметности. А некоторые исследователи старославянской образности пишут её транскрипт по-другому – «МЫ-сли-ШКА». А попросту — мысль. И вот мораль в том, что мысль, идея может быть так сильна, что в состоянии загубить целый Мир. И это мы с вами, просыпающиеся сейчас, начинающие осознавать, уже отчётливо понимаем. Да, так и есть. И вот идеальный мир разрушен мыслью, но Любовь способна на беЗконечное созидание.
Однако, учитывая прошлую ошибку, Любовь создаёт не идеальный золотой, а обычный Мир-яйцо, в котором есть место мыслям любой направленности, свободе воли и развития и только живущим в нём решать, каким этот Мир станет. Вот такая сказка на ночь.