Оглавление
Значение фразеологизма «казанская сирота»
Русский язык богат фразеологизмами. Например, человека, который старается вызвать жалость к себе, показывает себя несправедливо обиженным и обездоленным, часто называют «казанская сирота». Значение фразеологизма очень простое и понятное. Оно несет в себе одновременно и жалость, и долю насмешки, иронии над тем, кто пытается казаться жалким. Очень часто «сиротой казанской» называют и человека, который постоянно жалуется на свои неудачи, но виноват в них сам.
Сейчас эта фраза настолько прочно закрепилась в нашей речи, что порой мы не задумываемся, каков же первоначальный смысл этого эпитета — «казанская сирота». Значение и происхождение фразеологизма между тем очень интересны и уходят своими корнями в далекое прошлое.
Версия № 2. Как наживались на чужой беде
Существует ещё один вариант объяснения этого, в общем-то, распространённого фразеологизма. Здесь тоже без Ивана-4 не обошлось. После того, как русскому царю всё же удалось уничтожить Казанское ханство и захватить его столицу, он показал всем свой нрав. Не зря, всё же, Грозного назвали грозным.
Через несколько дней после того, как Казань стала принадлежать русским, по приказу царя на центральную площадь города выкатили старую арбу, телегу. Всё мужское население города заставили проходить мимо этой арбы.
Условие было такое: того, кто был ростом выше колеса этой повозки, а значит, был уже взрослым человеком, который вполне мог участвовать в сражении против русских войск и защищать город, тут же казнили, обезглавливали. Город утопал в крови. В живых остались только женщины, старики да дети без отцов, сироты.
И наказал им тогда царь, чтобы они ходили и везде рассказывали о падении ханства. Так и ходили дети группками по несколько человек, повествуя всем о том, кто они и откуда, выпрашивая подаяние. Так и появилось это выражение. Увидев нищих, голодных детей, люди говорили: «Это сирота Казанская». Естественно, деток жалели, помогали им, давали еду, одежду.
Но со временем, люди стали спекулировать этим и вместе с, действительно, казанскими сиротами ходили и просили милостыню все — и казанские, и не казанские, — рассказывая при этом выдуманные «жалостливые» истории.
В народе об этом прознали, и отношение изменилось. После этого уже с насмешкой стали говорить: «Вон сирота казанская идёт», что значит, обманщик, плут. Напоминает ли это вам чем-то и наши дни? Мир мало изменился за века…
Новые публикации
«Русь» в игре 30.09.2021
Русские игроки, ступившие на спортивное поприще на родине или на чужбине под началом родителей, внесли весомый вклад в развитие профессионального спорта в Европе. Эмигранты создавали клубы, собирали полные стадионы на правах спортивных звёзд первой величины и выводили команды в чемпионы на тренерском поприще. Спортивные клубы создаются нашими соотечественниками и сегодня.
Незолотое кольцо России. Боровск 28.09.2021
В ста километрах от Москвы расположился один из самых уютных городков России. Пять лет назад Боровск вошёл в Ассоциацию малых туристических городов России. С первого взгляда город влюбляет в себя наивными и не очень картинами на стенах домов, витающим духом основоположника космонавтики Циолковского и гостеприимными кафе с местным чаем.
Юрий Лобачёв: создатель школы национального комикса в Сербии 27.09.2021
Дом русского зарубежья продолжает возвращать на родину забытые имена и наследие деятелей русской эмиграции. Первым в новом проекте «Пространство общей памяти: историческое наследие русского зарубежья в Европе» стало имя русско-сербского художника Юрия Лобачёва, создателя национального сербского комикса.
Славная бекеша, практичный анорак 27.09.2021
Каких только синонимов нет у самой популярной демисезонной одежды – куртки: косуха, кожан, штормовка, китель, бекеша, аляска, парка, бушлат, тужурка и даже чарльстонка… И у каждого названия своя интересная история.
Загадка трёх струн 24.09.2021
Медведь в косоворотке и лаптях бренчит на балалайке – какой стереотип о России сильнее этого? В реальности медведи в России – в лесах и зоопарках, косоворотки и лапти – в музеях и на фольклорных концертах. Зато балалайка завоевала своё место не только в филармонической афише практически любого российского города, но и на международной сцене – в классических залах и даже на рок-концертах.
Алгоритмы «Фейсбука» против русских фамилий и переулков 23.09.2021
Громкая новость последних дней: главный тренер волгоградской футбольной команды «Ротор» Дмитрий Хохлов подал в суд на американскую социальную сеть «Фейсбук». Главная претензия Дмитрия касается его фамилии, которая «не нравится» социальной сети. Алгоритмы «Фейсбука» помечают её как неприемлемое слово и отправляют в бан тех, кто так или иначе упоминает фамилию тренера.
По методу Станиславского. Российскую театральную школу экспортируют 22.09.2021
Российский институт театрального искусства – ГИТИС совместно с Россотрудничеством запускают образовательный проект “STANISLAVSKY. METHOD”. Речь идёт о выездных школах театрального мастерства в странах СНГ (и не только), преподавание в которых будет вестись российскими театральными педагогами – разумеется, по системе Станиславского.
«Мы сами»: как развивать речь с помощью авторепетитора 21.09.2021
Многие дети соотечественников, проживающих за рубежом, получают образование в местных учебных заведениях, а параллельно ходят на занятия в русские школы. Все они нуждаются в методической поддержке. Специально для таких школьников был создан учебный авторепетитор «Мы сами». Мы поговорили с его автором доктором филологических наук Натальей Сафоновой.
Происхождение фразеологизма
Пословица предположительно зародилась в эпоху Ивана Грозного, после покорения Казани в 1552 году. Многие татарские мурзы, попав под власть русского царя, быстро сориентировались и решили предстать перед ним в коленопреклоненном, униженном виде.
Некоторые из них перешли в православную веру, чтобы стать ближе к трону. При встречах с Иваном Грозным восточные вельможи жаловались на свою нелёгкую долю, чем якобы заслужили богатые милости.
Другая версия связывает эпизод взятия Казани с множеством человеческих жертв и появлением сотен осиротевших детей. Испытывая вину за вред, нанесённый городу при его захвате и покорении, русские люди должны были жалеть таких сирот, но, почувствовав «новую тенденцию», многие попрошайки не только из-под Казани стали выдавать себя за пострадавших ради того, чтобы вызвать сочувствие.
Так или иначе, кто-то решил воспользоваться исторической ситуацией, а в языке закрепилась память о не совсем естественном присоединении города к Российскому государству.
Версия № 3. Не сирота казанская, а императрица Российская!
Существует ещё одна версия, что-то типа исторического анекдота. Здесь уже участвует другая венценосная особа: Екатерина-2. Если рассказывать кратко, то получится такая история происхождения этого, в общем-то, распространённого фразеологизма.
Приехавшую в Казань императрицу встречали с многочисленными дарами и почестями. На что она, якобы, сказала: «Вы с такой пышностью меня встречаете, как будто у меня у самой ничего нет. Как будто я сирота казанская».
К слову, память об этом посещении царственной особы сохранилась в Казани на многие века. До сих пор в музеях города находится много предметов в напоминание об этом событие.
Одним из таких исторических экспонатов служит карета императрицы Екатерины Второй. Оригинал хранится в музее, а вот копия в натуральную величину доступна сейчас любому. Она находится на знаменитой пешеходной улице Баумана в Казани, где каждый может почувствовать себя царем или царицей, сфотографировавшись сидя на «королевском» месте.
Вот такие есть варианты того, что означает выражение и почему так говорят «сирота казанская». А вот уж выбирать — чему верить, а чему нет — дело, исключительно, ваше.
Ну а если вы соберетесь в Казань — столицу Татарстана, то вы точно не пожалеете о проведенных здесь днях. не оставят никого равнодушными. Здесь их великое множество, и удовлетворить они могут любые интересы туриста. Те места, где мне удалось побывать, отмечены на этой карте.
А может у вас есть другие сведения: откуда произошло это выражение, какие события предшествовали его возникновению. Напишите об этом в своих комментариях. Буду очень рада и благодарна.
Не в своей тарелке
Сегодня во французском языке в повседневной жизни слово assiette означает «тарелка». Однако раньше, не позднее чем в XIV столетии, оно означало «посадка гостей, их расположение за столом, то есть возле тарелок». Потом, с расширением круга связей, assiette стало «местом расположения военного лагеря» а затем и города. В XVII в. слово вобрало в себя все «конкретности» возможных «положений» и стало обозначать вообще любое «положение»… В том же веке у assiette появился и переносный смысл — «состояние духа».
Русские баре, говорившие и даже думавшие на французском языке, видимо, не особо заботились о точности языка русского и ещё в XVIII в. по-своему «перевели» французский оборот: в русский фразеологизм из языка-оригинала вместо «положения» попала… «не своя тарелка». Именно благодаря их небрежности в русском языке появилось такое прекрасное образное выражение!
Скелет в шкафу
«Скелет в шкафу» — английское выражение, означающее определённый скрываемый факт биографии (личный, семейный, корпоративный и т. д.), который в случае его обнародования способен нанести значительный урон репутации.
Появление выражения связано с медициной. Врачам в Британии не дозволялось работать с мёртвыми телами до 1832 года. И единственными телами, доступными для вскрытия в медицинских целях, были тела казнённых преступников. Хотя казни преступников отнюдь не были редкостью в Великобритании XVIII века, было маловероятно, что у конкретного врача оказалось бы в распоряжении много трупов за его трудовую биографию. По этой причине было обычной практикой для врача, который имел счастье препарировать труп казнённого преступника, сохранить скелет для научно-исследовательских целей. Общественное мнение при этом не позволяло врачам держать скелеты на виду, поэтому они вынуждены были держать их подальше от посторонних глаз. По этой причине многие подозревали, что врачи держали где-то у себя скелеты, и одним из таких мест мог быть шкаф.
Знаете ли вы, дорогие мои читатели, значение фразеологизма «сирота казанская»? Наверняка, вы слышали такое выражение! А может быть, и сами употребляли его в речи, с иронией обращаясь к кому-либо?
Давайте вместе с вами выясним происхождение этого словосочетания. Ведь, бывает иногда, что смысл и значение знаешь, понимаешь его определение и что оно обозначает. Но вот интересно было бы узнать, какое точное историческое происхождение выражения «сирота казанская», откуда оно появилось.
Если с первым словом из этого крылатого выражения всё более-менее понятно, то со вторым как-то не очень. Почему сирота именно Казанская, а не Московская или, например, Краснодарская? В Казани какие-то особенные сироты, что ли?
Вопросы, вопросы… И ответы на них тоже есть, и даже несколько. И связаны они все с историей государства Российского, с русскими правителями.
Первая версия — самая распространённая и правдоподобная. В результате только пятой попытки Ивану-4 удалось взять город Казань, столицу Казанского ханства. Даже из поражения побеждённые татарские князья — мурзы — решили извлечь для себя побольше выгоды.
Уже однажды получив от царя материальные подарки за свою покорность и послушание, некоторые из них регулярно добивались царственной аудиенции. Выставляя себя очень несчастными и обедневшими, жалуясь при этом на свою тяжёлую жизнь, что было, конечно же, неправдой, они выпрашивали дополнительные милости.
Кое-кто откровенно льстил царю, а некоторые добровольно принимали христианство, так как это поощрялось богатыми подарками и высокими должностями. Именно таких лицемерных «бедняков» и таких жалобщиков в насмешку прозвали в народе Сиротами казанскими.
Оттуда и пошло: тех, кто называет себя бедным, обездоленным, постоянно жалуется на свою тяжёлую долю в надежде получить для себя какую-то выгоду, но, на самом деле, таковым не является, называют сиротой, да ещё и казанской.
Чаще всего, выражение это употребляется с сарказмом.
Фразеологизм в наши дни
Хотя много лет прошло с тех далеких событий, фразеологизм «сирота казанская» прочно закрепился в речи и активно используется по сей день. Его можно слышать в повседневном общении, видеть на страницах произведений художественной литературы. Пусть не все вдумываются в исторический смысл выражения, но употребляют его достаточно часто.
Значение фразеологизма «казанская сирота» обыгрывается в трогательном новогоднем фильме Владимира Машкова, но смысл в него вложен, скорее, сочувственный, нежели насмешливый. Фильм о русской девушке, учительнице, пытающейся найти своего отца, который даже не знал о ее рождении. На ее письмо откликнулись сразу трое мужчин, каждый из которых мог оказаться тем самым, кого она искала. Вот так девушка, еще недавно считавшаяся круглой сиротой, обрела сразу трех замечательных отцов!
Знаете ли вы, дорогие мои читатели, значение фразеологизма «сирота казанская»? Наверняка, вы слышали такое выражение! А может быть, и сами употребляли его в речи, с иронией обращаясь к кому-либо?
Давайте вместе с вами выясним происхождение этого словосочетания. Ведь, бывает иногда, что смысл и значение знаешь, понимаешь его определение и что оно обозначает. Но вот интересно было бы узнать, какое точное историческое происхождение выражения «сирота казанская», откуда оно появилось.
Если с первым словом из этого крылатого выражения всё более-менее понятно, то со вторым как-то не очень. Почему сирота именно Казанская, а не Московская или, например, Краснодарская? В Казани какие-то особенные сироты, что ли?
Вопросы, вопросы… И ответы на них тоже есть, и даже несколько. И связаны они все с историей государства Российского, с русскими правителями.
Первая версия — самая распространённая и правдоподобная. В результате только пятой попытки Ивану-4 удалось взять город Казань, столицу Казанского ханства. Даже из поражения побеждённые татарские князья — мурзы — решили извлечь для себя побольше выгоды.
Уже однажды получив от царя материальные подарки за свою покорность и послушание, некоторые из них регулярно добивались царственной аудиенции. Выставляя себя очень несчастными и обедневшими, жалуясь при этом на свою тяжёлую жизнь, что было, конечно же, неправдой, они выпрашивали дополнительные милости.
Кое-кто откровенно льстил царю, а некоторые добровольно принимали христианство, так как это поощрялось богатыми подарками и высокими должностями. Именно таких лицемерных «бедняков» и таких жалобщиков в насмешку прозвали в народе Сиротами казанскими.
Оттуда и пошло: тех, кто называет себя бедным, обездоленным, постоянно жалуется на свою тяжёлую долю в надежде получить для себя какую-то выгоду, но, на самом деле, таковым не является, называют сиротой, да ещё и казанской.
Чаще всего, выражение это употребляется с сарказмом.
Значение фразеологизма
Казанская сирота – это притворщик, пытающийся вызвать сочувствие и жалость с целью получения личной выгоды. Это не настоящий сирота, а тот, кто притворяется бедным, несчастным, беспомощным.
И всё-таки, когда кого-то награждают подобным прозвищем, в голосе говорящего слышится не едкая издёвка, а мягкая ирония, словно причины притворства сами по себе вызывают сочувствие.
Например, так можно назвать заласканного ребёнка, который жалуется приехавшей в гости бабушке на то, что его никто не любит. И мама, дескать, заставляет съесть суп перед тем, как даст пирог, и папа разрешает в планшете только один час в день сидеть. «Сирота казанская», – улыбнувшись, скажет бабушка.
Сиротой из Казани могут прозвать деревенского лодыря, который во цвете лет бродит по домам, собирая деньги на бутылку. Якобы и работы никакой он найти не может, и болезни его одолели, и жена бросила. Не везёт.
Можно отнестись к этому с сочувствием, но, когда «сиротство» делается хроническим, очевидным становится, что страдающему нужна помощь другого рода.