Оглавление
история
Comecon в 1986 г. Член неактивного членства Ассоциированный наблюдатель от страны
В ответ на план Маршалла министр иностранных дел СССР Вячеслав Молотов разработал план, который должен был более тесно связать государства Восточной Европы с Советским Союзом. Первоначально это было сделано политически через Коминформ, а затем экономически через Комекон. Основополагающее коммюнике было опубликовано 25 января 1949 года, после того как 18 января в Москве представители шести стран Восточного блока подписали протокол. Помимо Советского Союза, членами-учредителями были Польша , Румыния , Болгария , Венгрия и Чехословакия . 23 февраля 1949 г. к альянсу присоединилась Албания (членство в которой позднее было приостановлено), а 29 сентября 1950 г. (до 1990 г.) последовала ГДР . Монголия (6 июля 1962), Куба (1972) и Вьетнам (1978) были впоследствии членами. 17 сентября 1964 года Югославия присоединилась к некоторым органам СЭВ.
Китай (до 1961 г.) и Северная Корея имели статус наблюдателей. 16 мая 1973 г. Финляндия подписала соглашение о сотрудничестве с Comecon, за ней последовали Ирак и Мексика в 1975 г. , Ангола в 1976 г., Никарагуа в 1984 г., Мозамбик в 1985 г. В ноябре 1986 г. делегаты из Демократической Республики Афганистан , Эфиопии , Народно-Демократической Республики Йемен ( Южный Йемен) и Лаос присутствовали на встрече в качестве наблюдателя.
В 1991 году попытка реформировать центральную административную систему СЭВ на рыночную экономику провалилась . С падением » железного занавеса» 28 июня 1991 года Comecon распалась.
Распад СЭВ
В условиях политической дезинтеграции социалистического лагеря и внутренних экономических проблем, усугубленных обвалом цен на энергоносители, Советы предложили в 1989 году перейти на расчет по среднемировым ценам. Осуществлено это было лишь отчасти. В январе 1990 года в Софии на сессии СЭВ страны-участницы согласились на постепенный переход к взаиморасчетам в свободно конвертируемой валюте по мировым ценам.
29 июня 1990 года Госбанк СССР объявил о выходе страны с 1 января 1991 года из системы расчетов в переводных рублях и последующем переходе расчетов в свободно конвертируемую валюту. Де-факто это означало подрыв всей существующей экономической системы.
5 января 1991 года состоялось заседание комитета СЭВ в Москве, где было принято решение преобразовать существующую структуру в Организацию международного экономического сотрудничества.
28 июня 1991 года на заседании Совета СЭВ в Будапеште Болгария, Вьетнам, Польша, Венгрия, СССР, Монголия, Куба, Чехословакия и Румыния расформировали СЭВ, что означало конец экономической интеграции стран бывшего социалистического лагеря.
СССР
- Список правителей СССР по порядку и годы их правления
- Периоды развития Советского Союза. Самое главное
- Кратко о распаде СССР
- Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
- Массовые репрессии в СССР
- Массовая индустриализация в СССР
- Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
- Как появился СССР: предпосылки и проекты
- Гражданская война: причины, этапы, итоги
- Культурная жизнь в XX веке
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Комментарии
Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов
А Сидороввалуа
сегодня в 07:53
Мы знаем, где мозги у Эрдогана
Емеля
вчера в 20:21
Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.
Александр собянинбуржец
вчера в 13:32
Сир, вы будете принимать ликование России ?
А Сидороввалуа
27 сентября в 23:30
Инстинкты против личной жизни
Olga Gorr
27 сентября в 19:05
М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога «Восстановление смыслов», август 2021 г., ч. 2
Ксения Кошелева
26 сентября в 20:07
Страна обломовых
Емеля
25 сентября в 20:32
«Балансирование, поддерживающее стабилизец»
Емеля
22 сентября в 08:20
Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры
Александр собянинбуржец
21 сентября в 14:13
Глобализация и Образ будущего
Александр собянинбуржец
21 сентября в 02:07
Денежная радиация и Русский Дух
Иван Груздев
18 сентября в 18:17
Чьё оно – Овертоново окно?
Александр Вершинин
18 сентября в 08:20
COVID-19 и Вакцинация — что это?
А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25
Почему столицу переносят в Сибирь?
Alexander53
14 сентября в 17:07
Не проспать Восход: Атака разумных от народа
Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39
Мода — 2021
Александр Вершинин
10 сентября в 05:13
Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!
А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58
Зазнобин Владимир Михайлович. Биография
vodjanitsa
4 сентября в 21:57
Имущественные права ограбляемых
А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42
Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина
Валерий Вагин
2 сентября в 08:58
Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии
Александр Вершинин
2 сентября в 03:26
Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского
Alexander53
28 августа в 21:39
Расия, Расия, Расия …
Алексей Михайлович
25 августа в 22:28
Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон
Емеля
23 августа в 08:57
Научные зарубежные исследования о вакцинации
Александр
20 августа в 06:47
Надо ли жалеть Авериных?
Александр Ильченко
19 августа в 16:32
«Мир пошёл под нож?
Емеля
18 августа в 13:25
Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей
Емеля
16 августа в 19:32
О том, почему люди не могут жить по-человечески
Алексей Михайлович
9 августа в 23:43
Кризисные 1980-е и распад СЭВ[править | править код]
Скачок цен на нефть в 1973 году привёл к усилению роли сырьевого сектора в экономике: оборот внешней торговли СССР вырос за период с 1970 по 1975 год в 2,3 раза, при этом экспорт топлива, составлявший в 1970 году 15,6 % возрос к 1987 до 46,5 % (если в 1970 году доля машин и оборудования в экспорте составляла 21,5 %, то к 1987 году она сократилась до 15,5 %). Если доля энергоресурсов в экспорте стран СЭВ составляла в 1971—1975 годах 14,5 %, то к 1979 уже возросла до 58,8 %.
В конце 80-х годов доля стран-членов СЭВ в валовом мировом продукте составляла порядка 9 %, а промышленно развитых капиталистических стран — 57 %.
СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к «Эврике», не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы. В ноябре 1986 года в Москве на рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Михаил Горбачёв заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения.
В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ (1988 год) была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться.
В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.
После смены режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ летом — зимой 1989 г. их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы. Приобретя полноценную независимость и начав решительные экономические преобразования, они взяли курс на максимально быстрое включение национальных экономик в мировое хозяйство, прежде всего в западноевропейские интеграционные процессы. Одновременно началась открытая и беспрецедентно острая критика СЭВ как организации, с одной стороны, и системы экономического взаимодействия в его рамках, — с другой.
5 января 1991 года на заседании исполнительного комитета Совета экономической взаимопомощи, которое проходило в Москве, было принято решение о преобразовании СЭВ в Организацию международного экономического сотрудничества.
28 июня 1991 года в Будапеште страны-члены СЭВ: Болгария, Венгрия, Вьетнам, Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия на 46-м заседании сессии Совета подписали Протокол о расформировании организации. Вместе с этим завершилась и история социалистической экономической интеграции.
Отдельные структуры, изначально созданные в рамках СЭВ (например, Международный банк экономического сотрудничества, Международный инвестиционный банк, Интерспутник), существуют и продолжают свою деятельность до сих пор.
Конец холодной войны
19-21 ноября 1990 года в Париже состоялось собрание стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). На нем присутствовали и государства, входящие в ОВД. Итогом стало подписание Парижской хартии (или Хартии для новой Европы), обозначившей окончание холодной войны, а также ДОВСЕ (Договора об обычных вооруженных силах в Европе), который ограничил военный контингент НАТО и ОВД. Помимо этого, 22 страны из НАТО и ОВД подписали специальную совместную декларацию, которая еще раз документально подтвердила конец холодной войны.
Однако, по мнению некоторых историков, в свете продолжившегося противостояния США и России (правопреемницы СССР) холодная война длится до сих пор, превратившись в застойную стадию в отношениях этих двух государств.
3 Проблемы и причины распада СЭВ
К началу 1989 г. более 400 млн. населения, создавшего около 12% объем мирового производства, жили в странах централизованного планирования, то есть экономических системах, где решение о производстве и занятости принимались, как правило, на правительственном уровне. Вопреки некоторым мерам по реформированию правительства Советского Союза и восточноевропейских стран, освобожденных советскими войсками в ходе Второй мировой войны, все еще управляли свое экономикой главным образом директивами из центра, а не с использование рыночного механизма. Однако к концу 1991 г. ситуация изменилась. Коммунистические правительств сложили свои полномочия или были низвергнуты, а сам Советский Союз распался на отдельные государства. Большинство восточноевропейских стран и бывшие советские республики предприняли экономические реформы, намереваясь трансформировать свою экономику в рыночную экономику западного образца. Немногие экономисты сомневались, что в долгосрочном, периоде переход к рыночно экономике поднимет производительность и жизненный уровень в этих странах. Широко признано, что централизованное планирование доказало, что оно является менее эффективной системой, чем развитие экономики с помощью законов рынка. Некоторые страны Восточной Европы, как Чехия и Восточная Германия, до падения коммунистических режимов правления считались передовыми индустриальным районами, но даже там обнаружилось, что у них имелись устаревшие фабрики низкого качества товары и услуги, проблемы с окружающей средой. Возвращение рынку в этих, некогда процветавших районах, вселяло надежду на быстрый рост возможно, даже на «экономическое чудо», сравнимое с восстановлением Западной Европы после Второй мировой войны. Но, несмотря на большие надежды на экономическое возрождение в дальнейшей перспективе, непосредственные последствия реформирования экономической системы центром в Советском Союзе оказались менее положительными. Большинство экспертов отмечали, что в 1992 и 1993 гг. экономическая ситуация продолжала ухудшаться, особенно в бывших советских республиках. Причины жестоких экономических трудностей в Восточной Европе и СССР вызывают противоречивые мнения. Однако, для меня ясна главная причина этих трудностей — распад традиционных торговых связей между прежними государствами-членами СЭВ и между республиками Советского Союза оказал неблагоприятное воздействие, как на предложение, так и на спрос. Со стороны спроса распад специальных торговых связей, усиленный действиями Советского Союза, привел к резкому сокращению экспорта восточноевропейских стран, как в Советский Союз, так и между ними, также к ухудшению условий торговли для многих стран (цен на их экспорт относительно цен на их импорт). Со стороны предложения разрушающаяся торговля привела к широкому распространению дефицита, особенно в бывшем Советском Союзе включая дефицит сырья для промышленности. Все это сопровождалось возникновение дополнительных трудностей в сфере денежного обращения вследствие того, что несколько новых суверенных государств продолжали использовать единую валюту, готовились к эмиссии своих национальных валют.
Предпосылки
После окончания кровопролитной и разрушительной Второй мировой войны большинство европейских стран оказались в тяжелом экономическом положении. Города лежали в руинах, сократилось производство, росла инфляция и наблюдался острый дефицит потребительских товаров. Миллионы европейцев оказались на улицах и голодали.
Экономика Европы восстанавливалась крайне медленно. К 1947 году европейские государства так и не сумели достичь довоенного уровня производства. В связи с этим американский госсекретарь Маршалл выдвинул план по восстановлению экономики в Европе («план Маршалла»).
США предлагали европейцам финансовую помощь и оборудование. Таким образом они содействовали укреплению послевоенного мира в Европе. Однако это была лишь официальная версия. На самом деле американцы преследовали другие цели. Они рассчитывали на усиление влияния в Европе, приобретение новых рынков сбыта и вытеснение коммунистов из европейских правительственных структур.
Американцы предполагали, что и страны Восточной Европы примут их помощь. Однако восточноевропейские лидеры по настоянию советского руководства отказались от плана Маршалла. Вскоре СССР предложил им альтернативный путь выхода из кризиса – тесное экономическое и политическое сотрудничество.
Экономическая ситуация в СССР и Восточной Европе в 80-е гг. XX в.
80-е годы ознаменовались нарастанием кризиса внутри СЭВ. Уже к концу 70-х годов стало ясно, что социалистический принцип разделения труда потерял свою актуальность. Рост товарооборота и наращивание поставок стратегических ресурсов между станами-участницами СЭВ заметно просели в условиях невозможности Советов увеличить экспорт готовой продукции.
Из стран СЭВ Советы получали до 77% готовой одежды, обуви и мебели, до 95% — галантереи. Сам СССР поставлял в страны СЭВ около 40% нефти и нефтепродуктов, 70% — твердого топлива, 50% — газа, 87% — продуктов черной металлургии, 96% — железной руды. При этом цены на обозначенную продукцию для партнеров Советов были на 25-45% ниже мировых. Скидка же СССР от Восточной Европы составляла примерно 15-30%.
Параллельно с этим производственная кооперация в СЭВ серьезно отставала по сравнению с западной. И разрыв рос по мере невосприимчивости социалистических методов хозяйствования ко всему новому в условиях научно-технической революции. Кроме того, стагнацию товарообмена сопровождали дефицит высококачественной продукции, несбалансированность ее стоимости, а также инертность самой экономической системы. Вследствие этого страны СЭВ перестали быть способны к освоению новейших технологических решений.
В ноябре 1986 года Горбачев на встрече высших руководителей стран-членов СЭВ отметил, что необходимо активизировать сотрудничество стран социалистического лагеря на фоне того, что «развитие мировой социалистической системы замедлилось». Потому в 1987 году было принято решение о создании единого социалистического рынка. Для этого в 1988 году сформировали временную рабочую группу исполкома СЭВ. В ее функцию входила подготовка конкретных предложений по улучшению текущей экономической ситуации. Итогом работы группы стала система сертификации СЕПРОРЕВ. Она регулировала безопасность здравоохранения и экологии, а также качество продукции, поставляемой в страны СЭВ.
Окончание членства GDR в Comecon
В государственном договоре от 18 мая 1990 г. о валютном, экономическом и социальном союзе ГДР взяла на себя обязательство перед Федеративной Республикой Германия адаптировать свою экономическую систему к условиям рыночной экономики. Продолжение членства в Comecon было несовместимо с этим. Устав Совета СЭВ предусматривал возможность отставки, которая вступила в силу только через шесть месяцев после прекращения полномочий. Правительство ГДР правильно предположило, что «по окончании своего существования в качестве субъекта международного права его членство в СЭВ автоматически истечет». Поэтому оно намеревалось в соответствии со статьей 54 лит. B Венской конвенции о праве международных договоров , проконсультироваться со странами-членами и затем проинформировать правительство СССР как депозитария Устава СЭВ устным сообщением о прекращении членства в ГДР, вместе с просьбой проинформировать об этом государства-члены. Однако, поскольку советская сторона отказалась от консультаций, эта процедура не состоялась. Президент Народной палаты, Bergmann-Полю, как действующий глава государства объявил вывод ГДР из СЭВ и его вспомогательных организаций на 2 октября 1990 года, с вступлением в силу с 3 октября 1990 года.
Объединенная Германия взяла на себя обработку всех требований и обязательств, вытекающих из предыдущего членства. Перевод расчетный рублевый с бывшими странами СЭВ продолжали Федеративной Республикой после объединения до конца 1990 года по причине законных ожиданий . В 2016 году оплата за это производилась из федерального бюджета , хотя и в меньшей степени. В то время федеральное правительство все еще участвовало в судебных спорах о взыскании выплат.
Здание Comecon в Москве
По мнению Германии, доля ГДР в офисном здании ГДР в Москве также относится к активам ГДР (см. Рисунок). Он финансировался за счет взносов стран-участниц, из которых ГДР внесла 40 миллионов рублей, что составляет примерно шестую часть стоимости строительства. Рыночная стоимость 30-этажного здания оценивается в $ 250-300 млн в начале 1990 — х годов . Советское, а затем российское правительство не признало эту претензию по сей день. Поскольку ГДР уже объявила о выходе в качестве юридического лица до своего окончания, никакая позиция по активам не была переведена в объединенную Германию.
Период успешного функционирования организации[править | править код]
С 1964 года начала действовать новая система многосторонних расчётов между странами-членами СЭВ. Операции по этим расчётам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МБЭС), который был создан в октябре 1963 года в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчётов в переводных рублях. 1 января 1970 года был образован Международный инвестиционный банк (МИБ) для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ.
Здание СЭВ в Москве
В начале 1970-х годов страны — члены СЭВ перешли к новому этапу развития
Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 годов, выразившийся в росте цен на нефть. Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путём внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (таких, например, как производство микропроцессоров) и биотехнологий[источник не указан 1531 день][], а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьёзнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса.
Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 году была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 1970-е годы роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972—1974 годах создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».
Почтовая марка СССР, 1979 год: 30 лет СЭВ
Почтовая марка СССР, 1989 год: 40 лет СЭВ
Начинаются контакты между СЭВ и ЕЭС. В октябре 1974 года СЭВ получил статус наблюдателя в ООН. Целью создания СЭВ провозглашалось содействие экономическому развитию стран-участников, повышение уровня индустриализации, уровня жизни, производительности труда и так далее. Органы СЭВ принимали решения и рекомендации по различным экономическим и научно-техническим вопросам; однако эти решения не имели обязательной юридической силы и принимались только с согласия заинтересованных стран-членов СЭВ и не распространялись на страны, заявившие о своей незаинтересованности в данном вопросе. Деятельность СЭВ имела ряд важных позитивных результатов: в странах, входящих в эту организацию, с помощью других членов СЭВ создавалась развитая индустрия, осуществлялось строительство, проводилось научно-техническое сотрудничество. СЭВ способствовал интеграции экономических систем стран-участников, их прогрессу в экономическом и техническом развитии. Через СЭВ координировалась клиринговая (бартерная) торговля между странами-участницами, проводилось согласование и взаимная привязка народнохозяйственных планов.
В 1975 году на долю стран — членов СЭВ приходилась треть мирового промышленного производства, хозяйственный потенциал этих государств вырос с 1949 года в несколько раз.
Организация Варшавского договора: формирование, состав, внешняя и внутренняя политика
Подписание Варшавского договора (в официальном употреблении — «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи») состоялось 14 мая 1955 года в столице Польши. Фактически он закреплял военный союз европейских социалистических государств, вошедших в Организацию Варшавского договора. К нему относились:
- Албания;
- Болгария;
- Венгрия;
- ГДР;
- Польша;
- Румыния;
- СССР;
- Чехословакия.
Договор заключался на 20 лет с условием автоматического продления сроком еще на 10 лет. Официально вступил в силу 5 июня 1955 года.
Основные пункты Варшавского договора содержали общую концепцию поддержания мира в Европе того времени:
- Цель ОВД — поддержание мира в Европе на основе положений Устава ООН.
- Общие принципы — уважение суверенитета государств и невмешательство в их внутренние дела.
- Договор предполагал взаимопомощь и взаимозащиту в случае нападения на любую из стран-участниц ОВД вкупе с консультациями по наиболее актуальным темам.
- Для координации деятельности ОВД создавались ОКВС (Объединенное командование вооруженными силами) и ПКК (Политический консультативный комитет).
Однако далеко не все страны с социалистическим строем стали участницами ОВД. В частности, это касалось Югославии, проводившей независимую политику, что вылилось в «движение неприсоединения» — объединение государств, отказавшихся вступить в ОВД или НАТО. Со временем от участия в ОВД отказалась и Албания по причине политических разногласий с Советами (официально вышла из состава ОВД в 1968 году).
Внешнеполитический курс ОВД состоял в поддержании существующего порядка в социалистических странах, что стало возможно благодаря Варшавскому договору, закрепившему советское военное присутствие в некоторых государствах Европы. Официально предполагалось, что советские войска будут отражать вероятные нападения со стороны НАТО, однако на деле их функция нередко сводилась к противодействию свержению социалистического строя:
- В 1958 году ПКК предложил заключить договор о ненападении с НАТО, однако Штаты проигнорировали данную инициативу.
- 1961-1962 годы — время Берлинского и Карибского кризисов, в период которых ОВД демонстрировала полную поддержку в отношении СССР.
- 1956 год и 1968 год ознаменовались подавлением антикоммунистических выступлений в Венгрии и Чехословакии соответственно. И если в Венгрии все обошлось только участием советских войск (операция «Вихрь»), то в Чехословакии присутствовали советские, немецкие, польские, венгерские и болгарские контингенты (операция «Дунай»). Ввод войск в Чехословакию был осужден со стороны Румынии, которая в дальнейшем ограничила свое участие в ОВД.
Вместе с тем, членство в ОВД не означало обязательное участие во всех военных операциях организации:
- В 1979 году в войне в Афганистане участвовали только войска СССР, союзники же просто выражали общую поддержку на мировой политической арене.
- В 1981 году антикоммунистические настроения проникли уже в Польшу, однако на этот раз другие страны не стали вмешиваться с целью подавления кризиса, как это было в Чехословакии.
Все воинские соединения Советов находились на территориях государств-участников ОВД на основании двусторонних договоров. Крупнейшие из них:
- ГСВГ (Группа советских войск в Германии, позднее ЗГВ);
- СГВ (Северная группа войск) в Польше, там же располагалось Главное командование Западного направления — общее командование силами ОВД;
- ЮГВ (Южная группа войск) в Венгрии;
- ЦГВ (Центральная группа войск) в Чехословакии.
Однако содействие ОВД Советам выражалось не только на военном поприще. Пример тому — бойкот Олимпиады 1984 года в Лос-Анджелесе, что было ответом на бойкот Олимпиады в Москве в 1980 году со стороны НАТО.