Сёгунат

Оглавление

Сегунат — это период значительных изменений в Японии

До начала XIII века уровень развития страны оставался крайне низким. Этот застой продолжался бы и дальше, если бы не произошла перемена в мышлении некоторых представителей военно-феодальной аристократии, которые пришли к власти в конце XII века.

Какие перемены произошли после прихода сегунов? Отметим, что моментально жизнь не улучшилась, потому что это просто невозможно. В то время, как и сейчас, очень много зависело от активности торговли. В условиях множества островов и маленькой территории суши успешная торговля могла быть только при развитом флоте. Важнейшим достижением сегунов стало развитие портовых городов, увеличение торгового флота. Например, в XI веке было только 40 более-менее крупных городов, а уже в XVI веке количество городов приблизилось к 300.

Эпоха сегуната — это расцвет ремесел. Как известно, в средневековой Европе существовали ремесленные цеха. Мастера, которые вступали в цех, могли успешно работать. Так и здесь постепенно начали формироваться объединения ремесленников. Такие же союзы образовывались среди представителей торговли. Очевидно, что вести дело надежнее с партнерами, поэтому эффект от образования подобных союзов был очевиден.

Безусловным достижением эпохи первого сегуната стало преодоление феодальной раздробленности. Основным видом землевладения в государстве стали мелкие самурайские наделы, которые они получали за несение военной службы.

Период Аска / период Хэйан (709–1184)

Примечание: существуют разные титулы сёгунов. Например, Косэ-но Маро имел титул Муцу Чинто Сёгун (陸 奥 鎮東 将軍, букв. «Великий генерал покорения Муцу») . Ки-но Косами имел титул Сэйто Тайсёгун (征 東 大 将軍, букв

«Главнокомандующий за умиротворение Востока») в 789 году, что менее важно, чем Сэй-и Тайсёгун. Отомо-но Отомаро был первым человеком, получившим титул Сейи Тайсёгуна (夷 大 将軍, букв

«Великий умиротворяющий генерал варваров») . Саканоуэ-но Тамурамаро был вторым, а Минамото-но Ёритомо был третьим лицом, носившим титул Сэй-и Тайсёгун .

Нет. Портрет Имя (рождение – смерть) Сёгун из Сёгун, пока
1 Косе-но Маро 709 709
2 Tajihi no Agatamori 720 721
3 Отомо но Якамочи ( ок. 718–785) 784 785
4 Ki no Kosami 788 789
5 Отомо-но Отомаро (731–809) 793 794
6 Сакануэ-но Тамурамаро (758–811) 797 808
7 Фунья-но- Ватамаро (765–823) 811 816
8 Фудзивара-но Тадабуми (873–947) 940 940
9 Минамото-но Ёсинака (1154–1184) 1184 1184

Этимология

Слово «сёгун» — это заимствованное из китайского языка слово «цзянцзюнь» (кит. 将军, jiāngjūn, ‘генерал’). «Цзян» («сё») по-китайски означает «держать в руке», «руководить», а «цзюнь» («гун») — «войско», «армия». Таким образом, «сёгун» — это «полководец», «командующий». Согласно «Японской исторической энциклопедии» («Кокуси дайдзитэн»), понятие «сёгун» определяется как «полководец, по приказу императора становящийся во главе войска, которое подавляет какой-либо бунт или усмиряет варваров».

Однако в более позднее время «сёгун» — это не просто титул полководца, временно поставленного во главе какой-либо армии, а сокращение от более пространного титула — сэйи-тайсёгун (征夷大将軍). Слово тайсёгун («главнокомандующий») первоначально означало полководца, командующего тремя армиями, каждая из которых управлялась простым сёгуном, но впоследствии стало обозначать любого командира, стоящего во главе самостоятельно действующей армии. Что же касается определения сэйи, то сэй означает «бить», «карать», а и (夷) — это «человек, вооружённый луком» (в этом иероглифе можно разглядеть человека с натянутым луком), то есть «дикарь», «варвар». Японцы обозначали этим иероглифом эдзо (они же эмиси или эбису) — дикие племена, жившие на северо-востоке Японии. Походы против северо-восточных варваров начались в Японии ещё в глубокой древности, при императоре Кэйко (—130 годы). В VIII веке появилось официальное звание сэйи-тайсёгун; оно присваивалось полководцу, которому поручалось возглавить поход против северо-восточных варваров. Впервые это звание было присвоено в 794 году Отомо но Отомаро. К началу X века эдзо были сильно ослаблены и перестали угрожать государству; походы против них прекратились, и назначать сэйи-тайсёгунов перестали. В течение некоторого времени это звание было как бы забыто и не использовалось, однако через некоторое время оно снова возникло, приобретя совершенно иной смысл.

История

Исторически в клановом японском обществе верховная власть принадлежала одному (императорскому) клану, но чтобы удержать фактическую власть, императорский клан (род) был вынужден объединяться с каким-либо крупным родом. Таким образом, рядом с императорами всегда стоял ещё один клан. До 456 года таким кланом был клан Кацураги, до 498 им был клан Хэгури, до 539 года — Отомо, затем род Мононобэ, а во второй половине века — клан Сога. В 645 году власть захватил клан Фудзивара.

В XII веке императорская власть (и власть Фудзивара) в Японии сильно ослабела и фактически над страной властвовал то один, то другой выдвинувшийся род. В конце этого столетия власть над страной оспаривали друг у друга два рода: Тайра и Минамото. С 1156 по 1184 страной фактически правил род Тайра. В частности, большая часть министров была именно из этого рода.

В 1184 году решительный перевес оказался на стороне клана Минамото, один из представителей которого, Минамото-но Ёсинака, вступил во главе многочисленной армии в Киото, тогдашнюю столицу Японии, откуда клан Тайра бежал с остатками своих приверженцев на юг. Тогда фактическая власть над страной почти целиком очутилась в руках рода Минамото и лично Минамото Ёсинака, в распоряжении которого была собственная сильная армия. Де-факто Ёсинака был полным хозяином своего войска, но де-юре он все же был самозванцем, полномочия которого не были санкционированы императорской властью. Поэтому в том же 1184 году он добился того, что император пожаловал ему титул сэйи-тайсёгун. К тому времени это звание уже не имело никакого отношения к походам против эдзо, которых, между прочим, было немало в армии того же Ёсинака. Дело было в другом. Походы против эдзо были связаны с громадным напряжением ресурсов государства и зачастую требовали сбора всей наличной военной силы страны, собирателем и распорядителем которой и становился сэйи-тайсёгун. Став сэйи-тайсёгуном, Ёсинака монополизировал право собирать войска и распоряжаться ими и тем самым исключил возможность появления в стране равного ему по силе противника.

Тем не менее, его двоюродный брат Минамото-но Ёритомо сумел собрать собственную, преданную ему армию, с помощью которой он уничтожил Ёсинака. Затем он покончил с остатками клана Тайра и предпринял поход против областей Муцу и Дэва, населённых уже замирёнными эдзо, но ещё пользующимися некоторой самостоятельностью. После этого Ёритомо стал единоличным фактическим правителем всей страны. Для того, чтобы не выглядеть самозванцем, ему необходима была санкция императора, поэтому Ёритомо потребовал себе звание сэйи-тайсёгун. Это звание он получил в 1192 году. С этого времени сэйи-тайсёгун (или просто сёгун) из временного военного звания превратилось в постоянный и притом передаваемый по наследству титул фактического военного правителя страны.

Начиная с основания сёгуната в 1192 году и до его падения в 1867 году (то есть в течение почти семи столетий) титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. Четкого порядка наследования титула не существовало — обычно сёгун назначал преемника из числа своих сыновей, если же их не было, то усыновлял одного из представителей других ветвей рода. В поздний период многие сёгуны начинали управлять страной, будучи детьми, их роль стала символической, схожей с ролью западно-европейских монархов. Принципиальным отличием сёгуна от императора было отсутствие сакральной составляющей, сёгун считался главой администрации и хранителем государства, но не воплощением богов на земле. За семь веков существования титула сэйи-тайсёгун его носителями были несколько кланов:

Камакурский сёгунат — Камакура бакуфу (–)

  • Клан Минамото: –1210 годы (3 сёгуна)
  • Клан Фудзивара: –1252 годы (2 сёгуна)
  • Императорские принцы (синно): –1333 годы (4 сёгуна)

Киотский сёгунат — Муромати бакуфу (–)

Клан Асикага: 1338–1573 годы (16 сёгунов)

Эдоский сёгунат — Эдо бакуфу (–)

Клан Токугава: 1603–1867 годы (15 сёгунов)

В период с 1573 года по 1603 год в течение тридцати лет сёгунов фактически не было, а страной управляли Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Они были такими же полновластными властителями, как и бывшие до них сёгуны, однако не получили титула сэйи-тайсёгун. Исключением был Акэти Мицухидэ, официально признанный императором как сёгун, однако свергнутый Хидэёси 13 дней спустя. Дело в том, что было распространено убеждение, что сёгун может быть только из клана Минамото, к которому по легенде восходил корнями клан Акэти.

Линия Овари Токугава[править | править код]

  • Токугава-но Ёсинао, сын Токугава-но Иэясу, р., хансю хан Каи Кофу —, хансю хан Микава Киёсу —, хансю хан Овари Нагоя —, в получил ранг дзюнии и должность гон-дайнагон
  • Токугава-но Мицутомо, сын Токугава-но Ёсинао, р., хансю хан Овари Нагоя —, в получил ранг дзюнии и должность гон-дайнагон
  • Токугава-но Цунанобу, сын Токугава-но Мицутомо, р., хансю хан Овари Нагоя —, получил ранг дзюсамми и должность гон-тюнагон
  • Токугава-но Ёсимити, сын Токугава-но Цунанобу, р., хансю хан Овари Нагоя —, в получил ранг дзюсамми и должность гон-тюнагон
  • Токугава-но Гороута, сын Токугава-но Ёсимити, р., хансю хан Овари Нагоя
  • Токугава-но Цугутомо, сын Токугава-но Цунанобу, р., хансю хан Овари Нагоя —, в получил ранг дзюсамми и должность гон-тюнагон
  • Токугава-но Мунэхару, сын Токугава-но Цунанобу, р., хансю хан Муцу Янагава —, хансю хан Овари Нагоя —, в получил ранг дзюсамми и должность гон-тюнагон, ум.
  • Токугава-но Мунэкацу, сын Мацудайра-но Томоаки, р., хансю хан Мино Такасу —, хансю хан Овари Нагоя —, в получил ранг дзюсамми и должность гон-тюнагон
  • Токугава-но Мунэтика, сын Мацудайра-но Мунэкацу, р., хансю хан Овари Нагоя —, в получил ранг дзюнии и должность гон-дайнагон
  • Токугава-но Наритомо, сын Токугава-но Харукуни, р., хансю хан Овари Нагоя —, в получил ранг сёнии и должность гон-дайнагон
  • Токугава-но Нарихару, сын Токугава-но Иэнари, р., хансю хан Овари Нагоя —, в получил ранг дзюнии и должность гон-дайнагон
  • Токугава-но Наритака, сын Токугава-но Иэнари, р., глава линии Таясу Токугава —, хансю хан Овари Нагоя —, в получил ранг дзюнии и должность гон-дайнагон
  • Токугава-но Ёсицугу, сын Токугава-но Наримаса, р., хансю хан Овари Нагоя —, в получил ранг дзюсамми и должность гон-тюнагон
  • Токугава-но Ёсикацу, сын Мацудайра-но Ёситацу, р., хансю хан Овари Нагоя —, — в получил ранг дзюсамми и должность гон-тюнагон, в получил ранг дзюнии и должность гон-дайнагон
  • Токугава-но Мотинага, сын Мацудайра-но Ёситацу, р., хансю хан Мино Такасу —, в получил ранг дзюсиигэ и должность гон-сёсё, хансю хан Овари Нагоя —, глава линии Хитоцубаси Токугава —
  • Токугава-но Ёсинори, сын Мацудайра-но Ёситацу, р., хансю хан Овари Нагоя —, получил ранг дзюнии и должность дайнагон

От заложника к правителю Поднебесной

Токугава Иэясу родился в 1543 году, его отцом был правитель провинции Микава Мацудайра Хиротада, живший в замке Окадзаки. В 6 лет его отправили в качестве заложника в семейство Ода в Овари, а потом он как заложник жил у даймё провинций Суруга и Тотоми Имагавы Ёсимото. За это время его отец был убит одним из вассалов, замок Окадзаки перешёл в фактическое владение Имагавы, а Иэясу стал воевать в его войске.


Г. Окадзаки в преф. Айти, родина Иэясу. Слева – замок Окадзаки, где родился Иэясу, справа – статуя Иэясу в парке Окадзаки (предоставлено администрацией г. Окадзаки)

Однако в битве при Окэхадзама Имагава Ёсимото был убит, благодаря чему Иэясу решил от семейства Имагава объединить силы с правителем Овари Ода Нобунага, подчинил провинцию Микава и стал одним из даймё эпохи Воюющих провинций. Впоследствии с ним заключил союз Такэда Сингэн, с которым они уничтожили род Имагава, и Иэясу получил провинцию Тотоми, а потом он отобрал у рода Такэда провинцию Суруга. После инцидента в храме Хоннодзи, когда погиб Ода Нобунага, он захватил провинции Каи и Синано, бывшие владения Такэда. Какое-то время он враждовал с Тоётоми Хидэёси, однако впоследствии стал его вассалом и помогал ему в управлении. После падения рода Ходзё из Одавара Хидэёси направил его управлять регионом Канто, и с тех пор Иэясу обосновался в Эдо.

Однако после смерти Хидэёси глава совета Пяти старейшин (го-тайро) Иэясу стал самовольно заключать брачные союзы с другими даймё и раздавать награды, что вызвало недовольство других. В 1600 году Исида Мицунари, один из Пяти управляющих (го-бугё) вместе с Мори Тэрумото, одним из Пяти старейшин, собрали войска, чтобы покончить с Иэясу.

Когда войска Запада, которые вёл Мицунари, сошлись при Сэкигахара с армией Востока Иэясу, всего за несколько часов Иэясу одержал победу, а потерпевшего поражение Мицунари казнили в Киото. После окончания военных действий Иэясу отобрал владения у 93 даймё проигравшей стороны с общим доходом в более чем 5 млн коку риса (1 коку – около 180 л), щедро одарив землями выступивших на его стороне тодзама-даймё (ставших вассалами Токугава после битвы при Сэкигахара). Однако при этом многим из них пришлось сменить владения, перебравшись в отдалённые провинции, а в регионы крупных городов (Эдо, Осака) и в важных районах транспортных путей были назначены симпан (родственники Токугава) и фудай-даймё (давние вассалы Токугава). Это делалось для того, чтобы тодзама, подняв мятеж, не могли быстро захватить Осаку или Эдо.


Место битвы при Сэкигахара (PIXTA)

Список сёгунов Камакура

Могила Минамото-но Ёритомо

  1. Минамото-но Ёритомо , р. 1192–1199
  2. Минамото-но Ёриэ , р. 1202–1203
  3. Минамото но Санэтомо , р. 1203–1219
  4. Fujiwara no Yoritsune , r. 1226–1244
  5. Fujiwara no Yoritsugu , р. 1244–1252
  6. Принц Мунетака , р. 1252–1266
  7. Принц Кореясу , р. 1266–1289
  8. Принц Хисааки , р. 1289–1308
  9. Принц Морикуни , р. 1308–1333

Список Камакура сиккэн

Место смерти Ходзё Такатоки

  1. Ходзё Токимаса , р. 1203–1205
  2. Ходзё Ёситоки , р. 1205–1224
  3. Ходзё Ясутоки , р. 1224–1242
  4. Ходзё Цунетоки , р. 1242–1246
  5. Ходзё Токиёри , р. 1246–1256
  6. Ходзё Токимунэ , р. 1268–1284
  7. Ходзё Садатоки , р. 1284–1301
  8. Ходзё Моротоки , р. 1301–1311
  9. Ходзё Такатоки , р. 1316–1326

Отцовский спуск

  • Император Нинмё, 54-й император (808–850; годы правления 833–850)
    • Император Монтоку, 55-й император (826–858; годы правления 850–858)
      • Император Сэйва, 56-й император (850–878; годы правления 858–876)
        • Императорский принц Садасуми (873–916)
          • Минамото-но Цунемото (894–961)
            • Минамото-но Мицунака (912–997)
              • Минамото-но Ёринобу (968–1048)
                • Минамото-но Ёриёси (988–1075)
                  • Минамото-но Ёсиие (1039–1106)
                    • Минамото-но Тамэёси (1096–1156)
                      • Минамото-но Ёситомо (1123–1160)
                        • И. Минамото-но Ёритомо, 1-й Камакура сёгун (1147–1199; годы правления 1192–1199)
                          правления 1202–1203)
                          правления 1203–1219)
                • Минамото-но Ёсикуни (1091–1155)
                  • Минамото (Асикага) но Ёсиясу (1127–1157)
                    • Асикага Ёсиканэ (ок. 1154–1199)
                      • Асикага Ёсиудзи (1189–1255)
                        • Асикага Ясуудзи (1216–1270)
                          • Асикага Ёсиудзи (1240–1262)
                            • Асикага Иетоки (1260–1284)
                              • Асикага Садаудзи (ок. 1277–1331)

Император Коко, 58-й император (830–887; годы правления 884–887)

  • Император Уда, 59-й император (867–931; годы правления 887–897)
    • Император Дайго, 60-й император (884–930; годы правления 897–930)
      • Император Мураками, 62-й император (926–967; годы правления 946–967)
        • Император Энъю, 64-й император (959–991; годы правления 969–984)
          • Император Ичидзё, 66-й император (980–1011; годы правления 986–1011)
            • Император Го-Сузаку, 69-й император (1009–1045; годы правления 1036–1045)
              • Император Го-Сандзё, 71-й император (1034–1073; годы правления 1068–1073)
                • Император Сиракава, 72-й император (1053–1129; годы правления 1073–1087)
                  • Император Хорикава, 73-й император (1078–1107; годы правления 1087–1107)
                    • Император Тоба, 74-й император (1103–1156; годы правления 1107–1123)
                      • Император Го-Сиракава, 77-й император (1127–1192; годы правления 1155–1158)
                        • Император Такакура, 80-й император (1161–1181; годы правления 1168–1180)
                          • Император Го-Тоба, 82-й император (1180–1239; годы правления 1183–1198)
                            • Император Цучимикадо, 83-й император (1196–1231; годы правления 1198–1210)
                              • Император Го-Сага, 88-й император (1220–1272; годы правления 1242–1246)
                                • VI. Императорский принц Мунетака, шестой Камакура сёгун (1242–1274; годы правления 1252–1266)
                                • Император Го-Фукакуса, 89-й император (1243–1304; годы правления 1246–1260)
                                  • VIII. Императорский принц Хисааки, 8-й Камакура сёгун (1276–1328; годы правления 1289–1308)
                                    правления 1308–1333)
                              • Император Камеяма, 90-й император (1249–1305; годы правления 1259–1274)
                                • Император Го-Уда, 91-й император (1267–1324; годы правления 1274–1287)
                                  • Император Го-Дайго, 96-й император (1288–1339; годы правления 1318–1339)
                                    • Императорский принц Мориёси, 1-й Кенму сёгун (1308–1335; годы правления 1333)
                                    • Императорский принц Наринага, 2-й Кенму сёгун (1326–1338? / 1344 ?; годы правления 1334–1336)

Семейное древо

(1147–1199) Минамото-но Ёритомо (1) р. 1192–1199 (ум. 1190) Бэмон Химэ   (1147-1197) Итидзё Ёсиясу  
(1182–1204) Минамото-но Ёриэ (2) р. 1202–1203 (1192–1219) Минамото но Санэтомо (3) р. 1203–1219 (1169–1206) Кудзё Ёсицунэ (1167-1200) Дочь Ичидзё Ёсиясу (ум. 1227) Ичидзё Дзэнси (1171-1244) Сайонджи Кинцунэ
(1198–1203) Минамото но Итиман (1200–1219) Кугё (1193–1252) Кудзё Мичие (1192–1253) Сайонджи Ринши   (1194-1269) Сайонджи Санэудзи
(1202–1234) Минамото-но Ёсико   (1218–1256) Кудзё Ёрицунэ (4) р. 1226–1244 Омия-но Цубонэ, дочь Фудзивара-но Чикаёси   (р. 1211) Кудзё Дзинши (1210-1259) Коноэ Канэцунэ (ум. 1308) Тайра-но Мунеко   (1220–1272) Император Го-Сага (1225-1292) Сайондзи Китсуши
(1239–1256) Кудзё Ёрицугу (5) р. 1244–1252 (р. 1241) Коноэ Сайши   (1242–1274) Принц Мунетака (6) р. 1252–1266 (1243-1304) Император Го-Фукакуса
(1264–1326) Принц Кореясу (7) р. 1266–1289
Дочь принца Кореясу (1276–1328) Принц Хисааки (8) р. 1289–1308
(1301–1333) Принц Морикуни (9) р. 1308–1333

Культура, общественная мысль и религия

С установлением власти Токугава в Японии широкое распространение получили конфуцианские идеи в интерпретации философа Чжу Си. Он провозглашал незыблемость существующего порядка, обязательное подчинение младших старшим и прочие идеалы, импонировавшие власти сёгуната, оправдывавшие его действия. Благодаря поддержке правящего режима чжусианство вскоре заняло позиции официального религиозного учения страны.

Еще одной тенденцией эпохи стало развитие идей националистического толка. Если первоначально изыскания в этой области носили мирный характер и были направлены лишь на поиски национальной самоидентификации, то позднее они переродились в агрессивно настроенные теории японского превосходства. Так, в трудах ярого националиста и синтоиста Ямага Соко открыто пропагандируется исключительность японской нации, ее самодостаточность и независимость от континентальных культур, в частности Китая. Его рассуждения задали тон последующим исследованиям японских националистов.

С развитием городов и усилением влияния горожан на общественную жизнь страны возникла необходимость в формировании их собственной идеологии. Именно это определило возникновение учения сингаку, представляющего собой практическую этику. Согласно сингаку, достичь богатства и процветания можно было благодаря собственному интеллекту, бережливости и трудолюбию. Эти ценности сыграли немалую роль в формировании менталитета современных японцев.

Еще одним течением общественной мысли того времени была школа коку-гаку, ратующая за поиски национальной японской идентичности. С этой целью была проделана работа по изучению памятников древней японской письменности, где планировалось выявить особенности самобытного японского пути развития страны. Одним из инициаторов этого движения был Хирата Ацутанэ, активно отстаивавший позиции синтоизма как исконно японской религии, наиболее соответствующей всем духовным потребностям японского народа. В своей работе «Драгоценные узы» он провозглашал родство всех японцев, их божественное происхождение, а следовательно, превосходство над другими расами. Учение было популярно во всех слоях общества, за исключением правящего. С целью помешать его дальнейшему распространению сёгун объявил единственной религией страны чжусианство, а все остальные поставил вне закона. Но начавшиеся процессы распада феодального сознания и обретения независимости всеми социальными слоями остановить было уже невозможно. В конечном итоге развитие националистических идей стало одним из факторов, предопределивших падение дома Токугава.

История титула

На самом деле, «сёгун» — это сокращение от полного титула «сэйи тайсёгун»
(«великий воевода — каратель варваров»). В древней Японии
так называлась одна из временных военных должностей
главнокомандующего (тайсёгуна) армией государства. Сэйи тайсёгуном назначались
некоторые полководцы, направленные императором для сражения с «варварами» (эмиси)
— племенами нынешних айнов, в те времена заселявших северо-восток страны. Первым,
кто получил это звание, был Отомо Отомаро, которому император Камму
приказал идти в поход на эмиси в 794 году.

После окончательного покорения эмиси на главном японском острове Хонсю
прежнее значение титула себя исчерпало. Страна погрузилась в пучину гражданской
войны между самурайскими родами Тайра и Минамото.

В 1184 году Минамото Ёсинака во главе большой армии захватил тогдашнюю
столицу Японии — Киото. Остатки армий рода Тайра бежали на юг. Амбициозный Ёсинака
решил окончательно разделаться с противником и заодно укрепить свой юридический
статус. Для этого он добился, чтобы император присвоил ему звание «сэйи тайсёгун»,
так как теперь варварами считались Тайра — «враги государства». Ёсинака расчитывал
получить исключительное право на руководство преданными верховной власти войсками.

Однако двоюродный брат Ёсинаки, коварный Минамото Ёритомо, собрал собственную
армию и уничтожил своего кузена, а затем и род Тайра. Заполнив Японию своими шпионами
и окончательно сокрушив оставшихся эмиси, Ёритомо добился, наконец, полной власти
над страной. Впрочем, все эти подвиги не принесли ему никакого официального статуса.

Вспомнив идею своего кузена, Ёритомо в 1192 году добился от императора того
же назначения, использовав в качестве предлога свой поход против эмиси. Вокруг
своего титула он создал целую государственную машину, параллельную дворцовой и
реально управлявшую страной.

Правительство Ёритомо получило название «бакуфу» («палаточная
ставка»). Первоначально этот термин обозначал полевой лагерь, из которого
тайсёгуны древности командовали своими войсками. Европейским синонимом слова «бакуфу»
стало слово «сёгунат».

Библиография

  • Адольфсон, Микаэль; Эдвард Каменс, Стейси Мацумото (2007). Хэйан Япония: центры и периферии. Гавайский университет Press. ISBN  0-8248-3013-X .
  • Пятница, Карл (2007). Первый самурай: жизнь и легенда о воине-повстанце Тайре Масакадо. Джон Уайли и сыновья. ISBN  0-471-76082-X .
  • Холл, Джон Уитни; Джеймс Л. Макклейн, Мариус Б. Янсен (1991). Кембриджская история Японии. Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-22355-5 .
  • Ивао, Сейичи; Тейдзо Иянага, Франко-японский дом Tkyō, Сусуму Исии, Сёитиро Ёсида (2002). Maisonneuve & Larose. ISBN  2-7068-1575-2 .
  • Крэнстон, Эдвин (1998). Антология Вака: Том первый: Чаша, сверкающая самоцветами . Издательство Стэнфордского университета . ISBN  0-8047-3157-8 .
  • Сансом, Джордж Бейли (1931). Япония: краткая культурная история. Издательство Стэнфордского университета. ISBN  0-8047-0954-8 .
  • Такэкоши, Ёсабуро (2004). Экономические аспекты истории цивилизации Японии. Тейлор и Фрэнсис. ISBN  0-415-32379-7 .
  • Шивли, Дональд; Джон Уитни Холл, Уильям Х. Маккалоу (1999). Кембриджская история Японии: Хэйан Япония. Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-22353-9 .
  • Де Бари, Уильям Теодор; Йошико Курата Дикстра; Джордж Танабе; Пол Варлей (2001). Источники японской традиции: с древнейших времен до 1600. Издательство Колумбийского университета. ISBN  0-231-12139-3 .
  • Тернбулл, Стивен (2005). Командиры-самураи (1) 940–1576. Osprey Publishing. ISBN  1-84176-743-3 .
  • Сделка, Уильям (2007). Справочник по жизни в средневековой и ранней современной Японии. Oxford University Press, США. ISBN  0-19-533126-5 .
  • Перкинс, Дороти (1998). Японские самураи: хронология их происхождения в эпоху Хэйан (794–1185) до современной эпохи. Дайан Паблишинг. ISBN  0-7881-4525-8 .
  • Перкинс, Джордж. (1998). Ясное зеркало: хроника японского двора в период Камакура (1185–1333). Издательство Стэнфордского университета. ISBN  0-8047-2953-0 .
  • Мердок, Джеймс (1996). История Японии: 1652–1868. Рутледж. ISBN  0-415-15417-0 .
  • Холл, Джон Уитни (1 января 1977 г.). Япония в эпоху Муромати . Калифорнийский университет Press. п. 11. ISBN  978-0-520-02888-3 .
  • Гроссберг, Кеннет А. (1976). «От феодального вождя до светского монарха. Развитие власти сёгуната в Японии раннего Муромати». Monumenta Nipponica . 31 (1): 34. DOI : 10,2307 / 2384184. ISSN  0027-0741.