Оглавление
Амбициозные планы
Лейтенант флота Георгий Брусилов в 1912 году вышел в отставку и на собственные средства предпринял попытку пройти Северным морским путем
В том же году бывший политический ссыльный Владимир Русанов получил от правительства важное задание по обеспечению на островах Шпицберген российских прав в разработке угольных месторождений
Старший лейтенант флота Георгий Седов поставил амбициозную цель достичь Северного полюса. Он не скрывал, что его поход имеет политическое значение: в год юбилея династии русский флаг должен быть установлен на Северном полюсе. Пресса высмеивала его порыв, так как в то время считалось, что в 1909 году американец Роберт Пири уже достиг Северного полюса. В настоящее время успех Пири опровергнут, и Седов, если бы его предприятие увенчалось успехом, мог стать первым человеком, действительно побывавшим на Северном полюсе.
Седов обратился за содействием к правительственным учреждениям, но получил отказ. Однако общественность щедро профинансировала его предприятие. Лично Николай II пожертвовал как частное лицо 10 тыс. рублей на экспедицию Седова.
1913 год
Летом 1913 года молодой 28-летний капитан 2-го ранга Борис Вилькицкий был назначен начальником гидрографической экспедиции по Северному морскому пути. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» в одну навигацию достигли полуострова Таймыр и открыли к северу от него группу больших островов. Вилькицкий назвал ее Землей Николая Второго (с 1929 г. – Северная Земля). Признаков других экспедиций обнаружено не было.
В октябре 1913 года в Архангельск прибыла группа из состава экспедиции Седова. В нее входили пятеро членов экипажа во главе с капитаном шхуны Николаем Захаровым. Они привезли данные о местонахождении экспедиции и сообщение Седова, что члены команды живы, здоровы и намерены предпринять штурм полюса. На момент отправки группы шхуна зимовала у северных берегов Новой Земли.
Однако здоровье самих участников группы (один из них вскоре умер) заставляло сомневаться в том, что все благополучно. Знаменитый норвежский полярник Фритьоф Нансен высказал в прессе мнение, что общественности необходимо отправить корабль с припасами на помощь Седову. Но в фонде экспедиции не было на это средств. От Русанова и Брусилова известий в тот год не поступило.
Учёба
В 1894 году Седов покинул семью и добрался до Таганрога, а оттуда пароходом — до Ростова-на-Дону. Инспектор мореходных классов поставил ему условие, что примет его на учёбу, если Георгий проплавает три месяца на торговом судне. Юноша устроился работать матросом на пароходе «Труд» у капитана Н. П. Муссури и плавал на нём лето и начало осени по Азовскому и Чёрному морям. В последний месяц капитан перевёл его на мостик рулевым.
13 ноября Георгий Седов поступил в «Мореходные классы» имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону, после чего написал об этом письмо родителям. Родители, узнав о поступлении, изменили своё мнение и с тех пор поддерживали сына, а он, в свою очередь, высылал им сэкономленные деньги. Во втором полугодии юношу за отличные успехи в учёбе освободили от платы за обучение, затем перевели во второй класс без экзаменов и досрочно отпустили на каникулы. Летом 1895 года Седов работал на пароходе «Труд» рулевым, а следующую навигацию — вторым помощником капитана.
После трёх лет обучения в мореходных классах Седов в 1899 году получил дипломштурмана каботажного плавания и устроился работать шкипером на небольшой сухогруз. 14 марта 1899 года в Поти он сдал экзамен и получил диплом штурмана дальнего плавания, после чего был назначен на пароход «Султан». В одном из плаваний хозяин судна поставил его капитаном и предложил направить судно на камни, чтобы получить за него страховую премию. Георгий Яковлевич отказался и привёл в Новороссийский порт доверенное ему судно в целости. После этого молодой капитан получил расчёт и остался без работы. Он не нашёл работы, кроме того, хотел заниматься морской наукой и экспедиционной деятельностью, для чего нужно было перейти в военный флот.
Седов поступил вольноопределяющимся в военно-морской флот и прибыл в Севастополь, был зачислен в учебную команду и назначен штурманом на учебное судно «Березань». В 1901 году, добившись звания прапорщика запаса, Георгий Яковлевич жил в Петербурге, где экстерном сдал экзамены за курс морского корпуса и был произведён впоручики запаса. Готовиться к сдаче экзамена в морской корпус Седову помогал инспектор мореходных классов контр-адмирал Александр Кириллович Дриженко, который прислал бывшему ученику программу Морского корпуса и литературу, а также снабдил его рекомендательным письмом к брату — Ф. К. Дриженко.
Смерть
Георгий Седов встретил последние часы жизни, штурмуя Северный полюс. 2 февраля 1914 года он вышел в его направлении с собачьей упряжкой и двумя сопровождающими. Ослабленный цингой, Седов чувствовал ухудшение состояния здоровья, но не сдавался. В планах исследователя к преодолению значились 2 тыс. км. Из них удалось пройти только 200 км.
Памятник Георгию Седову
По официальной версии, причиной смерти ученого стала цинга. Историки сомневаются в том, что стало с телом Седова. По одному из предположений, его похоронили во льдах, отметив могилу крестом, сложенным из лыж. По второму – труп командира был скормлен голодным собакам, чтобы те не обессилили и доставили матросов обратно к судну.
Исследователь северных морей
В 1902 году Седов отправился в гидрографическую экспедицию, которая изучала остров Вайгач (граница Карского и Баренцева морей), а также окрестности Новой Земли и устье реки Кары. Георгий Яковлевич был назначен помощником начальника экспедиции. Руководитель исследовательской миссии гидрограф Александр Иванович Варнек отзывался о Седове как о человеке энергичном, острожном и хорошо знающем свое дело. Именно ему поручались трудные, ответственные и зачастую сопряженные с серьезной опасностью задачи.
В перерыве между научными экспедициями Седов участвовал в Русско-японской войне. Он был сначала ревизором, а затем и капитаном миноноски в составе Сибирской военной флотилии.
В 1909 году Георгий Яковлевич отправился в Чукотскую экспедицию, где руководил исследованием устья реки Колымы и удобных морских подходов к ней. Экспедиция была высоко оценена, поэтому Седова приняли в члены Русского географического общества.
дизайн
Общие характеристики
2043-тонный Георгий Седов имеет длину 65,10 метра (213,6 футов) и ширину 16,40 метра (53,8 фута). Он разработан для работы на мелководье с максимальной глубиной 5 метров (16 футов), максимальная рабочая осадка составляет всего 2,90 метра (9,5 футов). Кроме того, ее основные размеры были ограничены внутренними водными путями России, которые должны были использоваться для транспортировки судов в Каспийское море. Валовой тоннаж от Георгия Седова является 1453, нетто тоннажем 454 и дедвейт 675 тонн. Корабль обслуживается экипажем из 12 человек, вмещает 20 человек.
Георгий Седов, построенный как судно снабжения, оборудован для перевозки широкого спектра грузов, необходимых на морской платформе. Корабль имеет открытые кормовые палубы площадью 350 м 2 (3800 кв. Футов) для сухих грузов и грузовой отсек с люком, достаточно большим, чтобы поместиться в двадцатифутовый контейнер. Для порошкообразных продуктов, таких как цемент и барит, Георгий Седов имеет пять силосов для хранения общей емкостью 51 м 3 (1800 куб. Футов). Кроме того, судно имеет грузовые танки для 48 м 3 (1700 куб. Футов) жидкого бурового раствора , 363 м 3 (12 800 куб. Футов) топлива и 278 м 3 (9800 куб. Футов) пресной воды. На обратном пути с платформы « Георгий Седов» был рассчитан на транспортировку 67 м 3 (2400 куб. Футов) сточных вод. Он также оборудован для пожаротушения, борьбы с загрязнением и спасательных операций, а также имеет буксирное и якорное оборудование.
Первоначально Георгий Седов был классифицирован Российским Морским Регистром Судоходства (РМРС) с ледовым классом UL, эквивалентным высшему финско-шведскому ледовому классу 1A Super. Однако реальный уровень ледового укрепления намного превышает требования обозначений ледовых классов. По состоянию на 2019 год ее ледовый класс — Arc5 по действующей системе РМРС.
Мощность и тяга
Георгий Седов имеет дизель-электрическую трансмиссию с двумя шестицилиндровыми среднеоборотными 4-тактными дизельными двигателями Wärtsilä 6L26, каждый с максимальной продолжительной мощностью 1950 киловатт (2610 л.с.), приводными генераторами Van Kaick DGS мощностью 2250 кВА при 690 В. По принципу силовой установки главные генераторы в носовом машинном отделении обеспечивают электроэнергией всех потребителей судна, включая двигательную установку. Для аварийного использования и использования в гавани на корабле также установлены дизельные двигатели Valmet 612 мощностью 130 киловатт (170 л.с.) в сочетании с генераторами переменного тока на 163 кВА. Георгий Седов приводится в движение двумя электрическими азимутальными подруливающими устройствами ABB Azipod VI1100A мощностью 1620 кВт каждый. При постройке « Георгий Седов» был одним из первых ледоколов, оснащенных двигательными установками Azipod, которые позволяют кораблю работать на корме в тяжелых ледовых условиях с отличной маневренностью. Кроме того, судно имеет носовое подруливающее устройство мощностью 150 кВт для работы в гавани.
Георгий Седов способен ломать ровный лед толщиной до 60 сантиметров (24 дюйма) на скорости 3 узла (5,6 км / ч; 3,5 мили в час) при движении вперед. Тем не менее, носовая часть спроектирована в первую очередь с учетом хорошей мореходности и характеристик открытой воды, а в тяжелых ледовых условиях судно разворачивается и управляется кормой вперед. Таким образом, ее ледокольная способность увеличивается до 1 метра (3,3 фута) ровного льда
Что еще более важно, позволяя устройствам Azipod измельчать и измельчать лед, Георгий Седов может преодолевать ледяные гряды, которые толще, чем осадка корабля, и иногда достигать морского дна, не полагаясь на поддержку и трамбование. Его эксплуатационная скорость на открытой воде составляет 13 узлов (24 км / ч; 15 миль / ч), а тяговое усилие — 32 тонны.
В дополнение к четырем блокам Azipod, установленным на Георгии Седове и его родственном судне, ABB поставила пятый запасной блок, который позволил компании провести полный капитальный ремонт всех пропульсоров, по одному, без необходимости стыковки кораблей на длительный срок. периоды.
Свадьба
В 1909 годуСедов познакомился с будущей женой — Верой Валерьяновной Май-Маевской (племянницей генералаВ. З. Май-Маевского). В июле 1910 годавенчался с Верой Валерьяновной вАдмиралтейском соборе Санкт-Петербурга, расположенном в здании Главного Адмиралтейства. В этом же здании находилось и Главное Гидрографическое управление, где служил Седов. Он являлся, как и все служащие Главного гидрографического управления, прихожанином Адмиралтейского собора.
Посажённым отцом жениха на свадьбе был Ф. К. Дриженко.
Своей женитьбой, как считал Седов, он максимально приблизился к «высшему свету».
По некоторым данным, в 1908 или 1909 году он обзавёлся имением в Полтавской губернии. При этом Седову постоянно казалось, что его недооценивают и всячески обходят по службе:
То и дело в рассказе Седова слышались жалобы на отношение к нему как к «выскочке».
Несколько раз Седов порывался оставить службу, но Ф. К. Дриженко всякий раз терпеливо его отговаривал от этого, однако даже он не всегда мог удерживать Седова в разумных рамках. Претензии и самомнение Седова были крайне высоки.
Георгий Седов: биография
Имя Георгия Седова известно большинству советских путешественников. Первый российский гражданин, поставивший цель покорить Северный полюс, увековечил свою фамилию в учебниках. Скромный, но амбициозный деревенский парень стал известен во всем мире, несмотря на трагичный финал предпринятой им экспедиции.
Георгий Седов
Пройдя всего 200 км в сторону заданной точки, к которой на тот момент уже добрались другие первопроходцы, отважный исследователь погиб. Но этот поступок отметили как подвиг. Именем Седова сегодня названы географические объекты, корабли, улицы, учебные заведения.
Как начался легендарный дрейф
В 1937 году научная экспедиция на ледоколе «Георгий Седов» занималась исследованием и проводила интенсивные гидрографические работы в Карском море и в море Лаптевых в районе Новосибирских островов.
В ледовом плену корабль оказался случайно. После окончания исследовательской программы корабль «Георгий Седов» послали помочь судам «ленинского» каравана,который застрял во льдах юго-западной части моря Лаптевых.
Тогда в водах Арктики зазимовало 25 разных судов. Три ледокольных парохода — «Седов», «Садко» и «Малыгин» — зажало льдами и понесло на север. Легендарный дрейф начался 23 октября 1937 года у западного побережья острова Бельковского.
Марка. «Георгий Седов».
Почта СССР,by ru.wikipedia.
В августе 1938 года ледокол «Ермак» сумел вывести «Садко» и «Малыгина», однако на «Седове» было повреждено рулевое управление,идти самостоятельно он не мог. «Седов», на борту которого было 15 человек,продолжил дрейф уже в одиночестве.
Арктический институт поставил перед моряками задачу: использовать дрейф корабля для изучения неисследованных областей Северного Ледовитого океана. Так как корабль «Фрам»(на нем в конце 19 века совершили Норвежскую полярную экспедицию — прим.) дрейфовал в этих же широтах,то полученные наблюдения можно было сравнить по гидрометеорологическому и ледовому режиму с разрывом в четыре десятилетия.
Личная жизнь
В 1910 году Георгий Седов сочетался браком с племянницей генерала, Верой Май-Маевской. Между молодыми людьми вспыхнула любовь, но в обществе поговаривали, что положение жены было удобным Седову. Его карьера в этот момент пошла на спад, и предположение казалось правдоподобным.
Георгий Седов и его жена Вера
Исследователь был одним из немногих офицеров, не имевших дворянства. Любое появление в свете было связано с упоминаниями об этом. Счастливая личная жизнь омрачалась интригами на службе. Его как будто намеренно отстраняли от интересных проектов и задач. Вместо экспедиции по неизученным восточным морям Арктики лейтенанта отправили на изведанный Каспий.
Детство и юность
Биография Георгия Седова интересна. Младший сын в семье, где было 9 детей, родился 5 мая 1877 года на хуторе Кривая Коса, в Донецкой области. Отец мальчика был рыбаком и не всегда имел возможность прокормить семейство. Мать подрабатывала прачкой. Безденежье, отцовское пьянство и загулы, длящиеся годами, побудили Георгия и пятерых его братьев наниматься рабочими к местным богачам.
Морской офицер Георгий Седов
Дети работали за гроши, добывая себе пропитание. Говорить о получении образования в такой ситуации не приходилось. Седов научился читать только к 14 годам. Это произошло благодаря решению родителей отдать подростка в церковно-приходскую школу, недавно открывшуюся в селе. Там и выявились его незаурядные способности.
Спустя 2 года у Георгия на руках оказался похвальный лист, выданный за освоение 3-летней программы. Парень обучился грамоте, но это не способствовало его развитию. Никто не отменял необходимость много и тяжело работать. Поначалу он был ключником в конторе, затем приказчиком в магазине.
Георгий Седов в молодости
В жизни намечались перспективы, но Георгию их было мало. Отдушиной для Седова стало чтение. Узнав о разнообразных государствах и странах, он лелеял мечту стать капитаном дальнего плавания. Его идея пришлась не по нраву родителям, да и скорее походила на фантазию. Упорство помогло добиться цели.
В 1894 году втайне от родных парень отправился в Ростов-на-Дону поступать на мореходные курсы. Бесплатно получать образование на них мог тот, кто до этого поработал матросом.
Георгий Седов
Первым судном, на котором молодой человек вышел в море, стал пароход «Труд», курсировавший по Азовскому и Черному морю. Так Георгий Седов получил первый опыт хождения на корабле. Спустя 2 года он сдал экзамен на штурмана каботажного плавания, а еще через год стал штурманом дальнего плавания. Теперь он мечтал об экспедициях.
Участие в подобных проектах требовало прохождения военной службы. Для этого Седов поехал в Севастополь и в 1901 году сдал экстерном выпускные экзамены в Морском кадетском корпусе. Получение профильного образования вселило уверенность в талантливого молодого человека. Он обрел необходимые навыки на суднах «Березань» и «Султан».
Непокорный полюс
В 1911 году Седов планировал новую экспедицию в восточную часть Арктики, но его направили исследовать Каспийское море. Георгий Яковлевич принял это распоряжение с неудовольствием – его манили холодные широты. Однако задание он выполнил с привычной добросовестностью и по возвращении получил чин капитана.
В 1912 году Седов решил отправиться на Северный полюс. Несколько лет назад о его покорении объявили американцы Фредерик Кук и Роберт Пири, но заявления обоих исследователей были подвергнуты сомнению
Для Георгия Яковлевича почему-то было принципиально важно опередить великого норвежца Рауля Амундсена, хотя тот неудачно попытался добраться до Северного полюса лишь в 1918 году
Седов считал, что Амундсен хочет идти к полюсу в 1913 году. Он оказался в созданном собственными руками цейтноте и даже опубликовал в «Синем журнале» очерк под названием «Как я открою Северный полюс».
Изначально экспедиция была поддержана правительством, но при детальном рассмотрении комиссия отказалась выделять государственные средства. Она посчитала замысел нереальным и абсолютно фантастическим. Вместо 50 000 рублей из казны Седов собрал более 40 000 рублей добровольных пожертвований и арендовал старую парусно-паровую шхуну под названием «Святой великомученик Фока». Раньше это судно было норвежским зверопромысловым барком «Гейзер».
Времени на подготовку не хватало, поэтому течь в корпусе шхуны не была полностью отремонтирована. На судне имелась радиостанция, но Седову не удалось найти радиста, и бесполезную аппаратуру оставили в Архангельске.
Ошибок было слишком много. На борт планировалось взять 85 ездовых собак, но удалось купить только 35. Остальные были дворнягами, которых ловили прямо на улицах Архангельска. Многие из этих собак не перенесли суровых условий и быстро погибли. Грузоподъемность «Святого великомученика Фоки» оказалась недостаточной, и экспедиции пришлось оставить на берегу часть топлива, провизии и снаряжения, включая примусы. Незадолго до отплытия капитан, его помощник, боцман, штурман, первый и второй механик отказались выходить в море из-за явной неготовности к столь серьезному путешествию. Седову пришлось в спешке набирать новую команду.
Выход в море состоялся 14 августа 1912 года. На борту шхуны был запас угля примерно на 25 дней хода. По пути судно, переименованное Седовым в «Михаил Суворин», попало в шторм и потеряло часть груза. 15 сентября оно натолкнулось на непроходимые льды. Георгий Яковлевич понял, что Земли Франца-Иосифа в этом году достичь не удастся, и приказал оставаться на зимовку. У экипажа не хватало теплой одежды, закупленные в спешке треска и солонина оказались испорченными.
Зимовка продолжалась 352 дня, в ходе которых члены экспедиции исследовали Северный остров Новой Земли.
В июне 1913 года капитана корабля Захарова вместе с четырьмя членами экипажа (трое из них заболели цингой) отправили в Архангельск. Они должны были передать просьбу о высылке провизии, но из-за позднего прибытия группы и отсутствия средств в кассе комитета помощи экспедиция не получила.
3 сентября 1913 года «Михаил Суворин» смог высвободиться из льдов и добрался до острова Нортбрук, относящегося к Земле Франца-Иосифа. Не получив необходимых припасов, экспедиция направилась дальше, но уже 19 сентября была вынуждена остановиться на вторую зимовку у острова Гукера. Топлива и продовольствия не хватало, почти все члены экипажа заболели цингой. Избежали ее только 7 человек, которые ели мясо собак и добытых моржей, а также пили горячую медвежью кровь. Седов был в числе тех, кто отказался от подобного рациона.
2 февраля 1914 года уже серьезно больной Георгий Яковлевич с двумя матросами направляется к Северному полюсу на собачьих упряжках. За 18 дней пути он смог добраться до острова Рудольфа, самого северного из островов Земли Франца-Иосифа. Здесь Седов и скончался среди льдов. Его тело обернули двумя парусиновыми мешками, в могилу положили флаг, который исследователь хотел установить на полюсе, а крест сложили из лыж. Собака по кличке Фрам осталась у могилы. Отправившиеся в обратный путь матросы надеялись, что пес догонит их, но он не вернулся.
1912 год
В августе 1912 года шхуна Брусилова «Святая Анна» покинула Петербург. Русанов на парусно-моторном зверобойном судне «Геркулес» выполнил свои задачи на Шпицбергене и взял курс на Новую Землю. В проливе Маточкин Шар он оставил сообщение, в котором указывал на свое намерение обогнуть Новую Землю с севера и направиться к островам у северного побережья Сибири.
В это же время шхуна Седова «Святой Фока» покинула Архангельск. Неприятности этой экспедиции начались сразу же. Грузоподъемность судна не позволила взять на него все необходимые припасы и снаряжение. Непосредственно перед выходом судна внезапно уволилось большинство членов команды, и Седову пришлось спешно нанимать новый экипаж. Как будто, чтобы забыть этот неприятный эпизод, Седов переименовал шхуну в «Михаила Суворина» – в честь медиамагната, кредитовавшего экспедицию. До конца 1912 года новых сообщений о судьбе экспедиций не поступало.
Сергей Седов / Книги
- Седов, С. А. Жил-был Леша : повесть-сказка / С. А. Седов ; худож. Е. Гладикова. — Москва : Малыш, 1991. — 32 с. : цв. ил.
- Седов, С. А. Вокруг света на четырёх лапах (Путешествия Зайцева) : сказочная повесть / С. А. Седов ; художник С. В. Юкин. — Москва : Дрофа, 2001. — 95 с. : цв. ил. — (Веселые путешествия).
- Седов, С. А. Геракл. 12 великих подвигов : как это было на самом деле : рассказ очевидца / Сергей Седов ; (ил. Татьяны Кормер). — Москва : Самокат, 2011. — 107, (4) с.
- Седов, С. А. Геракл. Двенадцать великих подвигов : (как это было на самом деле; рассказ очевидца) / С. А. Седов ; худож. Д. Трубин. — Москва : Дрофа, 2000. — 111 с. : цв. ил.
- Седов, С. А. Истории Зайца по фамилии Зайцев / Сергей Седов ; (ил. А. Ю. Храмцова). — Москва : Эгмонт : Издательский дом «Лев», 2019. — 87 с. :цв. ил. — (Город мастеров).
- Седов, С. А. Настоящие страшилки / Сергей Седов ; (худож. Георгий Мурышкин). — Москва : Априори-пресс, 2009. — 64 с. : ил.
- Седов, С. А. Сказки / Сергей Седов ; иллюстратор Екатерина Силина. — Москва : Жук, 2013. — 179 с. : ил. — (Для тех, кому за 10).
- Седов, С. А. Сказки «Детского мира» : жизнь замечательных игрушек / Сергей Седов ; худож. Ася Флитман. — Москва : Самокат, 2008. — 71 с. : цв. ил. — (Сказки «Самоката»).
- Седов, С. А. Сказки несовершенного времени / С. Седов ; худож. Леонид Тишков. — М. : Гаятри, 2006. — 95 с.: ил. — (Проект «Сказки?»).
- Седов, С. А. Сказки про Вову, президентов и волшебство / Сергей Седов ; (худож. В. Камаев). — Москва : Гаятри, 2007. — 111 с.: ил.
- Седов, С. Сказки про Змея Горыныча / Сергей Седов ; нарисовал Андрей Бондаренко. — Москва : Детская литература, 1993. — 31 с.: ил., цв. ил.
- Седов, С. А. Сказки про Змея Горыныча; Сказки про мальчика Лёшу / Сергей Седов ; худож.: Валерий Цикота, Михаил Воронцов. — Москва : Дрофа, 2000. — 60 с.: цв. ил. — (Сказки нашего двора).
- Седов, С. А. Сказки про королей / Сергей Седов ; рисовала Надежда Суворова. — Москва : Эгмонт, 2018. — 64 с. : цв. ил. — (Пёстрый квадрат).
- Седов, С. А. Сказки про королей, а также сказки про мальчика Лешу / С. А. Седов ; худож. Н. Воронцов. — Москва : Дрофа-Плюс, 2008. — 95 с.: ил.
- Седов, С. А. Сказки про королей и про мальчика Лешу : / Сергей Седов ; художник дядя Коля Воронцов. — Москва : Лабиринт Пресс, 2018. — 94 , (1) с. : цв. ил.
- Седов, С. А. Сказки про мальчика Лёшу / Сергей Седов ; худож. Вера Хлебникова. — Москва : Лайвбук, 2013. — 870 с. : ил.
- Седов, С. А. Сказки про мальчика Лёшу / Сергей Седов ; художник Варя Аляй. — Москва : Эгмонт, 2017. — 64 с. : цв. ил. — (Пёстрый квадрат).
- Седов, С. Сказки про мам : (сборник рассказов) / Сергей Седов ; ил. и оформ. Татьяны Кормер. — (3-е изд.). — Москва : Самокат, 2010. — 70, (1) с. : цв. ил. — (Моя любимая мамочка).
- Седов, С. А. Сказки Сергея Седова про Лёшу, про Змея Горыныча, про Любовь, про Дураков, про Лягушку Пипу и про Королей с картинками Леонида Тишкова / С. А. Седов ; худож. Л. Тишков. — Москва : Гаятри, 2005. — 93,(2) с. : цв. ил. — (Серия «Сказки?»).
- Седов, С. А. Чегошины страшилки, сочиненные при помощи Сергея Седова / С. Седов ; худож. В. Заяц. — Москва : ЭКСМО-Пресс, 2001. — 47 с. : цв. ил.
- Москвина, М. Л. Как Дед Мороз на свет появился / Марина Москвина, Сергей Седов ; (худож. Игорь Олейников). — Москва : РИПОЛ классик, 2011. — (32) с. : цв. ил.
- Москвина, М. Л. Удивительное путешествие Атрика и алхимика Кникса / Марина Москвина, Сергей Седов ; (иллюстрации М. Н. Федорова). — Москва : Эгмонт, 2018. — 96 с. : цв. ил. — (Город мастеров).
- Белоснежка / пересказ С. Седова. — Москва : Белый город, 2000. — 11 с. : цв. ил. — (Волшебство).
- Истории мореплавателей из Вавилонского Талмуда / пересказали (с арамейского) М. Яглом и С. Седов ; нарисовала Элла Бышевская. — Москва : Мосты культуры, 2015. — 56 с. : цв. ил.
- Красная шапочка / пересказ С. Седова ; худож. О. Оноприенко. — Москва : Белый город, 2000.— 11 с. : цв. ил. — (Волшебство).
- Классики : лучшие рассказы современных детских писателей / (сост. М. Артемьева ; худож. Елена Станикова). — Москва : Детская литература : Эгмонт Россия Лтд, 2002. — 175 с.: ил., 8 л. цв. ил.
- Ку-ка-ре-ку : Сказки и комиксы. Приключения и небылицы. Стихи и истории. Картинки и картины. Новые писатели и художники в альманахе «Кукареку» для детей и взрослых / (сост. Л. Яковлев). — Москва : Советско-Британское совместное предприятие «Слово» ; Сыктывкар : Коми книжное издательство, 1990. — 207 с. : цв. ил.
- Мурзилка и его друзья : (рассказы, сказки, стихотворения, кроссворды, комиксы) / сост. Т. Ф. Андросенко, К. Н. Орлова, Н. Д. Холендро, И. А.Антонов. — Москва : Дрофа-Плюс: Редакция журнала «Мурзилка», 2003. — 183,(7) с. : цв.
- Новогодний подарок для ёлочки : (зимняя сказка) / авт. текста Д. Стир ; пер. с англ. С. Седова ; худож. С. Рончи. — Москва : Махаон, 2006. — 21 с. : ил.
Остров-призрак или оптическая иллюзия
Одним из существенных научных достижений экспедиции «Георгия Седова» стало уничтожение легенды о «Земле Санникова», существовавшей более 125 лет.
Остров в тумане.
СС0
Геденштром нанес на новые острова и написал: «Земли,виденные Санниковым». Правдивость карты не могли проверить много лет — путь кораблям преграждали туманы и льды.
Русский полярный исследователь Эдуард Толль утверждает,что в 1886 году,оказавшись на севере Котельного острова,в 150−200 км он увидел неизвестную землю. По его мнению,это была легендарная земля Санникова.
По мнению исследователей,эта таинственная земля,как и многие арктические острова,была не из скал,а из ископаемого льда,поверх которого был нанесен слой грунта. Считается,что «остров» попросту растаял,пишет Владимир Шумилов в книге «История географо-геологического освоения Сибири и Севера России».