Сеченов: краткая биография русского физиолога и просветителя

Оглавление

Рефлексология В.М. Бехтерева

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог, основоположник рефлексологии и патопсихологического направления в России.

Бехтерев является важной фигурой в развитии зоопси­хологии. Он способствовал продвижению этой области науки от субъек­тивных идей в сторону объективно наблюдаемого внешнего поведения

Менее известный, чем Павлов, этот выдающийся русский ученый стал пионером во многих областях иссле­дований.

В советский период В. М. Бехтерев переходит от так называемой «объективной психологии», сыгравшей в свое время крупную и положительную роль, к рефлексологии. В отличие от Павлова, который в своих классических исследованиях об условных рефлексах последовательно остается в рамках физиологии, Бехтерев выдвигает рефлексологию как особую дисциплину, отличную как от физиологии (от физиологического изучения рефлексов), так и от психологии и долженствующую заменить эту последнюю.

Бехтерев и Павлов стали непримиримыми противниками после того, как Павлов опубликовал негативный отклик на одну из книг Бех­терева. В то время как исследования Павлова проводились почти исклю­чительно с целью изучения выделений пищеварительных желез, Бехте­рев в основном занимался условными рефлексами в моторике. Он распространил условные принципы Павлова на мускулы.

Основным открытием Бехтерева стали сочетательные рефлексы, выявленные в результате исследования моторных реакций. Бехтерев обнаружил, что рефлекторные движения — например, отдергивание пальца от предметов, грозящих ударом электрического тока, — могут возникать не только под воздействием безусловных раздражителей (например, удара элек­трического тока), но и под воздействием стимулов, которые сочетаются с исходным, — так, звук зуммера, звучащего во время удара электри­ческого тока, вскоре заставляет испытуемого отдергивать палец.

Сочетательные рефлексы — это рефлексы, которые возникают не только в результате воздействия безусловных раздражителей, но и в результате действия раздражителей, которые сочетаются с безусловными.

Далее, он полагал, что поведение высшего уровня можно объяснить, рассматривая его как сочетание или накопление моторных рефлексов нижнего уровня

Психическую деятельность он рассматривает как рефлекторную, а различные стороны и формы этой деятельности — как различные ее виды: внимание — это рефлекс сосредоточения, мыслительная деятельность — символические рефлексы и т.д. Процессам мышления, по мнению Бехтерева, присущ аналогичный характер — в том смысле, что они зависят от внутренних действий речевой мускулатуры

Эта идея позднее была подхвачена Уотсоном. Бехтерев боролся за применение абсолютно объективного подхода; он искоренял использование психической терминологии или концепции.

Бехтерев изучал вопросы коллектива и личности. Он отстаивал очень важную мысль о том, что во взаимоотношениях коллектива и личности приоритетной является именно личность, а не коллектив. Из этой позиции он исходил, исследуя коллективную соотносительную деятельность, объединяющую людей в группы.

Он выделил людей, склонных к коллективной или индивидуальной соотносительной деятельности, изучая, что происходит с личностью, когда она становится участником коллектива, и чем вообще реакция коллективной личности отличается от реакции отдельно взятой личности.

В своих экспериментах, посвященных влиянию внушения на деятельность человека, Бехтерев впервые обнаружил такие явления, как конформизм, групповое давление, которые только через несколько лет стали изучаться в западной психологии.

Доказывая, что развитие личности невозможно без коллектива, Бехтерев вместе с тем подчеркивал: влияние коллектива не всегда благотворно, ибо любой коллектив нивелирует личность, стараясь сделать ее шаблонным выразителем своей среды. Обычаи и общественные стереотипы ограничивают личность и ее деятельность, лишая ее возможности свободно проявлять свои потребности.

Детские годы Сеченова

Сеченов И.М. родился 13 августа 1829 года в селе Теплый Стан, которое на сегодняшний день называется село Сеченово и находится в Нижегородской области.

Его отец, Сеченов Михаил Алексеевич, был помещиком и дворянином, а мать – Анисья Егоровна, бывшей крепостной его отца. Сам Иван, вспоминая о своей семье уже во взрослом возрасте, признавался, что больше всех любил свою няню Настасью, которая заботилась о нем, оберегала, баловала и знала множество интересных сказок.

Семейство Сеченовых, несмотря на свой общественный статус, испытывало определенные трудности с деньгами, из-за чего юному Ивану пришлось получить только домашнее образование, что никак не помешало ему в будущем достичь больших успехов в самых разных направлениях деятельности.

Грамоте, математике и естественным наукам, его обучала мать, которая свободно владела русским и живыми иностранными языками, и мечтала о том, как однажды ее сын станет профессором. 

Просветительская и научная деятельность русского учёного

Исследовательская деятельность Ивана Сеченова привела к тому, что Россия превратилась в главный мировой центр изучения работы мозга. Сеченов был одним из основателей нейрофизиологии, физиологии труда, физиологии экстремальных состояний и других направлений. Сеченова зачастую интересовали внутренние механизмы психических и психологических явлений. Для их изучения он проводил эксперименты, препарируя лягушек. В одном из опытов он вскрыл головной и спинной мозг лягушки, сделал надрезы в определённых их участках и раздражал эти участки, наблюдая за формированием рефлексов: задние конечности лягушки опускались в раствор серной кислоты. Оказалось, что при раздражении определённых зон ответ лягушки на опускание в серную кислоту (сжимание лапок) происходил медленнее. Подобные эксперименты привели к открытию двух основных процессов нервной деятельности – возбуждения и торможения.

Сеченов установил, что гемоглобин и жидкая часть крови необходимы для связывания углекислого газа. Также он установил наличие биоэлектрических ритмов в центральной нервной системе.

Исследования Сеченова были не только фундаментально-научными: свои выводы он рекомендовал для практической деятельности. Так, изучение физиологии труда привело к установлению оптимальной длины рабочего дня. Именно он доказал, что рабочий день не должен превышать восьми часов; этот стандарт до сих пор действует как в нашей стране, так и за рубежом. Сеченов также ввёл понятие «активный отдых» и показал его пользу для организма.

Сеченов разработал первую в России программу по изучению психологии на основе объективного метода. До этого психологи считали, что исследователь может изучать только своё сознание путём интроспекции, то есть самонаблюдения. Сеченов же указал, что «душевные» явления поддаются такому же объективному научному исследованию, как и физические объекты и их механизмы, в том числе нервная система. Он заметил, что такое исследование должно учитывать специфику «душевных явлений», поскольку они отличаются даже от работы нервной системы, хотя на ней и основаны.

В российском обществе Сеченов прослыл настоящим революционером. Он пропагандировал эволюционное учение, переводил на русский язык труды Дарвина, Гексли и других столпов материалистической науки. Его материалистическое объяснение «духовной жизни» человека приводило в ярость ревнителей религиозного благочестия. Сеченов читал научные лекции для широкой публики, в том числе для рабочих. Также он был активным сторонником женского образования.

Особое бешенство у сторонников традиционного мировоззрения и охранителях режима вызвала его главная книга – «Рефлексы головного мозга». Сеченов написал этот труд для широкой публики, поэтому он был написан довольно простым и понятным языком. Чтобы обеспечить своей книге максимальный доступ к простому человеку, он распорядился продавать её по очень низкой цене. Однако царское правительство наложило на весь выпущенный тираж арест. Книги предполагалось уничтожить, однако министр юстиции Урусов смог уговорить власти не затевать уголовный процесс и вернуть книгу в продажу. Вскоре вышло второе издание этой книги. Однако в официальном списке она всё равно числилась запрещённой для хранения в библиотеках.

До того, как издавать свой труд отдельной книгой, Сеченов пытался публиковать её в научных журналах. Ему удалось напечатать её лишь в малоизвестном «Медицинском вестнике», хотя сначала она предназначалась для «Современника» — одного из главных литературных, научных и политических журналов страны. Из соображений цензуры его первоначальное название «Попытки свести способ происхождения психических явлений на физиологическую основу» пришлось сменить.

Рассказывают, что когда правительство требовало открыть уголовное дело в отношении Сеченова, друзья советовали ему обратиться к адвокату. На это Сеченов ответил, что адвокат ему ни к чему: вместо этого он возьмёт на суд лягушку и проделает свои опыты с ней перед судьями, и пусть тогда они попробуют его опровергнуть.

Личная жизнь

В 1848 году, будучи в Киеве, Иван Михайлович стал частым гостем в доме некоего врача. Там он познакомился с дочерью хозяина дома, молодой вдовой Ольгой Александровной. Сеченов вспоминал о ней как о незаурядном, начитанном человеке, умной и живой собеседнице. Неудивительно, что вскоре юноша начал испытывать к ней романтические чувства. Иван понимал, что его любовь вряд ли будет взаимна, тем не менее известие о новом замужестве Ольги Александровны воспринял болезненно.

Памятник Ивану Сеченову

Позднее Сеченов отмечал, что этот эпизод подтолкнул его уйти в отставку и получить университетское образование. Интересно, что свою супругу Иван Михайлович повстречал, ратуя за доступность женского образования в России. Еще в 1861 году Мария Александровна Бокова и ее подруга Надежда Прокофьевна Суслова в качестве вольнослушательниц посещали лекции ученого в Медико-хирургической академии. Обе женщины собирались сдавать экзамены на аттестат зрелости, и Сеченов охотно помогал им с подготовкой.

Мария была замужем. И она сама, и ее супруг Петр Иванович Боков крепко подружились с физиологом. Сеченов часто гостил в их доме. Когда обе ученицы успешно выдержали экзамены, Иван Михайлович стал почетным гостем на торжестве, организованном в честь “выпускниц”.

Иван Сеченов и Мария Бокова

В 1862-м ученый отбыл в Париж, но его общение с Боковой и Сусловой не прекратилось. Женщины отправляли ему подробные отчеты о своих научных изысканиях, Сеченов же присылал в ответ подробные разборы их ошибок и достижений.

Вскоре после возвращения Ивана Михайловича в Россию стало понятно, что его и Марию связывает чувство куда более глубокое и сердечное, чем простая дружба. Муж Боковой, человек поистине понимающий и благородный, не стал чинить любящим друг друга людям препятствия. Более того, когда Сеченов и его избранница сочетались гражданским браком, Петр Иванович остался искренним другом их семьи.

Иван Сеченов и его жена Мария

В 1864 году был принят закон, запрещающий женщинам учиться в академии и заниматься научной деятельностью. Ученицам Ивана Михайловича пришлось оставить свои занятия. Желая продолжить обучение, Суслова и Бокова-Сеченова отправились в Цюрихский университет (Швейцария). Вернувшись в Россию, Мария занялась врачебной деятельностью, кроме того, вместе с мужем она перевела ряд учебных пособий по медицине и физиологии.

По свидетельству современников, Сеченов был счастлив в личной жизни. Их с Марией союз основывался не только на любви, но и на общности интересов. Летние месяцы супруги проводили в Клепенино, крохотной деревеньке близ Ржева, которую Бокова-Сеченова унаследовала от родителей. В письме к Надежде Сусловой жена физиолога делилась подробностями их сельского отдыха: днем они объезжали окрестные леса и поля, вечера проводили за чтением.

Детство и юность

Иван Сеченов родился в небогатой семье помещиков. Детство его прошло в селе Теплый Стан. Воспитанием мальчика занималась няня, которая привила ему любовь к литературе. Так как семья не могла себе позволить отдать Ивана учиться в школу, то свои первые уроки младшей школы он получил дома. Его мать хоть и была в прошлом крепостной, имела большие амбиции и хотела, чтобы ее любимый сын в будущем стал знаменитым ученым. Тогда никто не мог и предположить, что этим мечтам суждено сбыться, хоть и не сразу.

В 1848 году Сеченов закончил инженерное военное училище в Северной Столице, после чего пошел по собственному желанию в армию. После демобилизации он поступил в МГУ, на факультет медицины. Интересы Ивана Сеченова были столь разносторонними, что параллельно он занимался философией, историей, культурологией и психологией

Затем молодой и перспективный ученый, уже тогда подававший надежды, переключил свое внимание на физиологию, которая и стала основным делом его жизни

После окончания столичного университета Сеченов отправляется в Европу продолжать учиться и набираться опыта у зарубежных коллег. В Германии он для своих экспериментов сконструировал на основе абсорбциометра уникальный аппарат — «кровяной насос», которым в дальнейшем пользовался сам молодой экспериментатор и другие ученые всего мира.

Возвращение на родину и расцвет карьеры

В 1860 году Иван Сеченов, биография которого рассматривается нами, вернулся в Петербург, где получил степень доктора медицинских наук. Десять лет он проработал в Академии, потом перешел в лабораторию своего друга Менделеева.

После 1871 года Сеченов сменил множество лабораторий и институтов. Он работал заведующим кафедрой физиологии в Одессе, был профессором в Петербуржском университете. А после организовал собственную лабораторию, в которой разрабатывал вопросы физиологии.

В 1889 году Иван Михайлович удостоился звания президента 1-го Международного психологического конгресса, который проходил в столице Франции. В этом же году он стал приват-доцентом в университете Москвы.

В 1907 году Иван Сеченев официально ушел в отставку в звании профессора физиологии. Тем ни менее, он еще долгое время продолжал заниматься научными разработками и преподавать студентам.

Учеба и работа за рубежом

Сеченов, стараясь повысить свои знания в области физиологии, обращался в наиболее прогрессивные учебные заведения, а также обучался у знаменитых педагогов Европы, что значительно повысило уровень его возможностей, и помогло сделать свой вклад в науку:

  1. Через 2 года пребывания в Пруссии Сеченов перебирается в Вену, где работает вместе с виднейшим физиологом того времени Людвигом Карлом, который провел огромную работу по изучению кровообращения. Благодаря своему педагогическому таланту, Людвиг Крал обучил большое количество молодых ученых из многих стран.
  2. Именно в Вене Сеченову представилась возможность заняться изучением влияния алкоголя на кровь. Но при изучении этого вопроса молодому физиологу Сеченову никак не удавался опыт по исследованию поглощения кровью кислорода при опьянении. Не было достаточно необходимых приборов.
  3. В возрасте 29 лет Сеченовым был изобретен специальный прибор, позволяющий исследовать газы, находящихся в кровеносной системе.

Научный труд «Элементы мысли»

Известна и книга Сеченова «Элементы мысли». В ней учёный описывает, опять-таки популярным языком, своё видение психической жизни человека. Сеченов здесь предвосхищает психологию двадцатого века, в частности – концепцию Жана Пиаже, поскольку призывает изучать психическое развитие человека в течение всей его жизни. В частности, в «Элементах мысли» Сеченов описывает мышление ребёнка и показывает, чем оно отличается от интеллекта взрослого человека. К примеру, мышление ребёнка в самом раннем возрасте ещё не основано на мыслях, поскольку ему ещё не из чего эти мысли создавать. Другими словами, маленький ребёнок ещё не мыслит, а только чувствует. Однако он очень активно познаёт окружающий мир с помощью чувств, и на этой основе у него постепенно зарождаются первые мысли.

В этой книге также описывается природа чувств и механизм их зарождения; приводится сравнение между мышлением животных и человека. Сеченов указал, в чём разница между инстинктами и разумом. Любопытно, что указал на сложность разграничения интеллекта человека и животных: помимо «машинообразных» инстинктов, у животных отмечается способность пользоваться обстоятельствами данного времени и условиями местности, то есть сообразительность и возможность обучаться; а у человека привычные действия своим «машинообразным» характером напоминают животные инстинкты.

Краткая биография И. М. Сеченова

Родился Иван Михайлович Сеченов в семье отставного военного, у которого было ещё семеро детей. С детства Иван Сеченов получал хорошее образование. Вначале это были домашние уроки, которые вели талантливые гувернёры; так, Вильгельмина Штром, выпускница Смольного института, преподавала ему немецкий и французский языки.

Вначале Сеченов поступил в Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге, однако затем не сдал экзамены для перехода на следующий уровень. Там же, в этом военном училище, он получил офицерское звание. Уволившись из училища, он решил поступить в Московский университет, чтобы стать врачом. Сеченов успешно сдал вступительные экзамены. Преподавателями у него были известные учёные: Севрук, Соколов, Армфельд, Топоров и многие другие. На четвёртом курсе занятия по медицине проходили также в университетских клиниках.

Однако Сеченов постепенно разочаровался в медицине как науки, поскольку увидел, что она была в то время организована плохо. Например, в учебнике Огюстена Гризолля, по которому велось преподавание, описывались причины заболеваний, симптомы, их исход и способы лечения, однако ни слова не было о том, как именно из причин развивается болезнь, в чём сущность болезни и почему та или иная болезнь лечится именно этими лекарствами, а не какими-то другими. Сеченов охладел к медицине и увлёкся лекциями профессора Глебова по сравнительной анатомии и физиологии.

При этом Сеченов проявлял большой интерес ко многим вещам. Он интересовался философией, историей, психологией, театром, даже играл в домашних спектаклях. Сеченов сблизился с Боткиным, Менделеевым и Бородиным – выдающимися учёными.

В 1856 году Иван Сеченов отправляется в длительную поездку за границу, где проходил стажировку. Там он проводил опыты по изучению рефлексов, гальванических явлений, длительное время исследовал влияние алкоголя на жизнедеятельность организма. В Вене он занимался исследованиями вместе с известным физиологом Карлом Людвигом, с которым быстро подружился. Здесь он, помимо прочего, занимался исследованиями состава крови, входящих в неё газов. Позднее работал и в других европейских лабораториях. По окончании своего длительного путешествия по Европе Сеченов вернулся в Петербург. Здесь он преподавал в течение сорока с лишним лет, создав обширную школу; среди его учеников были и первые русские женщины-врачи.

Сеченова отличали поразительная работоспособность и при этом любовь к жизни. Плодотворную научную работу он совмещал с дружескими посиделками, походами в театр, прогулками и экскурсиями. Приятное впечатление на него оказал один из его зарубежных руководителей – французский хирург Ж. Ф. Мальгэнь, который свои лекции смешивал с шутками, которые рассказывал «с французским шиком». Как уже говорилось, достаточно долго он исследовал влияние алкоголя на организм; некоторые авторы считают, что толчком к этому исследованию послужили дружеские посиделки у поэта Аполлона Григорьева, известные своими шумными возлияниями.

Во время стажировки в Берлинском университете Сеченов, принимая участие в экспериментах, нашёл ошибку, допущенную знаменитым физиологом Клодом Бернаром. Это исследование Сеченова было опубликовано и принесло ему известность в европейском научном мире. О нём узнал и сам Клод Бернар, с которым Сеченов вскоре подружился и даже работал в его лаборатории.

Умер Иван Сеченов в 1905 году. Всё своё небольшое состояние он завещал крестьянам своего родного села, а средства с издания своих книг велел передать Пречистенским рабочим курсам, на которых когда-то преподавал. Сеченов пожелал, чтобы его похороны были очень скромными, так что за гробом шли только самые близкие люди.

Смерть

Сеченов скончался 15 (2) ноября 1905 года. Причиной смерти стало крупозное воспаление легких. В последний путь Ивана Михайловича провожали только самые близкие люди. Пышных похорон профессору, внесшему колоссальный вклад в мировую науку, не устраивали — такова была воля покойного.

Могила Ивана Сеченова

Поначалу его могила располагалась на Ваганьковском кладбище, затем прах был перенесен на Новодевичье. В память о выдающемся физиологе была учреждена премия, его имя носит целый ряд учреждений (например, Московский медицинский институт) и улиц. А родное село Ивана Михайловича, Теплый Стан, ныне называется Сеченово.

Личная жизнь

В 1848 году, будучи в Киеве, Иван Михайлович стал частым гостем в доме некоего врача. Там он познакомился с дочерью хозяина дома, молодой вдовой Ольгой Александровной. Сеченов вспоминал о ней как о незаурядном, начитанном человеке, умной и живой собеседнице. Неудивительно, что вскоре юноша начал испытывать к ней романтические чувства. Иван понимал, что его любовь вряд ли будет взаимна, тем не менее известие о новом замужестве Ольги Александровны воспринял болезненно.

Памятник Ивану Сеченову

Позднее Сеченов отмечал, что этот эпизод подтолкнул его уйти в отставку и получить университетское образование. Интересно, что свою супругу Иван Михайлович повстречал, ратуя за доступность женского образования в России. Еще в 1861 году Мария Александровна Бокова и ее подруга Надежда Прокофьевна Суслова в качестве вольнослушательниц посещали лекции ученого в Медико-хирургической академии. Обе женщины собирались сдавать экзамены на аттестат зрелости, и Сеченов охотно помогал им с подготовкой.

Мария была замужем. И она сама, и ее супруг Петр Иванович Боков крепко подружились с физиологом. Сеченов часто гостил в их доме. Когда обе ученицы успешно выдержали экзамены, Иван Михайлович стал почетным гостем на торжестве, организованном в честь “выпускниц”.

Иван Сеченов и Мария Бокова

В 1862-м ученый отбыл в Париж, но его общение с Боковой и Сусловой не прекратилось. Женщины отправляли ему подробные отчеты о своих научных изысканиях, Сеченов же присылал в ответ подробные разборы их ошибок и достижений.

Вскоре после возвращения Ивана Михайловича в Россию стало понятно, что его и Марию связывает чувство куда более глубокое и сердечное, чем простая дружба. Муж Боковой, человек поистине понимающий и благородный, не стал чинить любящим друг друга людям препятствия. Более того, когда Сеченов и его избранница сочетались гражданским браком, Петр Иванович остался искренним другом их семьи.

Иван Сеченов и его жена Мария

В 1864 году был принят закон, запрещающий женщинам учиться в академии и заниматься научной деятельностью. Ученицам Ивана Михайловича пришлось оставить свои занятия. Желая продолжить обучение, Суслова и Бокова-Сеченова отправились в Цюрихский университет (Швейцария). Вернувшись в Россию, Мария занялась врачебной деятельностью, кроме того, вместе с мужем она перевела ряд учебных пособий по медицине и физиологии.

По свидетельству современников, Сеченов был счастлив в личной жизни. Их с Марией союз основывался не только на любви, но и на общности интересов. Летние месяцы супруги проводили в Клепенино, крохотной деревеньке близ Ржева, которую Бокова-Сеченова унаследовала от родителей. В письме к Надежде Сусловой жена физиолога делилась подробностями их сельского отдыха: днем они объезжали окрестные леса и поля, вечера проводили за чтением.

Что такое высшая нервная деятельность

В 1863 году естествоиспытателем и физиологом профессором И. М. Сеченовым выдвигается теория, объясняющая человеческое поведение рефлекторной особенностью функционирования головного мозга.

В дальнейшем академик И. П. Павлов развил эту идею, создав учение о безусловных (врождённых) и условных (выработанных как реакция на определённые внешние изменения) рефлексах. В рамках работы над теорией о принципах работы головного мозга, обеспечивающего приспосабливаемость человека и животных к условиям обитания, он сформулировал и ввёл понятие высшей нервной деятельности.

Что же такое высшая нервная деятельность? Это сложная система нервных процессов (возбуждения и торможения), на которых базируются все поведенческие реакции людей. Именно эта система обеспечивает приспособление человека к переменам окружающей среды.

Все эти процессы происходят в головном мозге, а точнее, в коре его больших полушарий, подкорковых ядрах и образованиях промежуточного мозга, которые посредством сенсорной информации (зрение, слух, тактильные, вкусовые, тепловые ощущения) обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие организма с внешней средой и сохраняет стабильность его внутренней среды.

И. П. Павлов считал, что понятие «высшая нервная деятельность» тождественно понятию «психическая деятельность», потому как именно она — основа всех психических процессов. Такие выводы положили начало новому направлению научного объяснения психических проявлений физиологическими процессами, также зарождению области межпредметных исследований, находящихся на рубеже психологии и нейрофизиологии – психофизиологии.

Учёба

  1. Анисья Егоровна мечтала, чтобы Иван стал военным, поэтому, когда ему исполнилось 14 лет, она решила направить его для продолжения учёбы в Петербургское Главное инженерное училище.
  2. Поступив туда в августе 1843 года, Сеченов в течение пяти лет проведённых в его стенах, делал особый упор на изучение химии и физики.
  3. Из-за неаккуратно выполненного тушью чертежа он не смог на экзаменах получить проходной бал для продолжения учёбы в верхнем классе для офицеров и его направили в 1848 году на службу в Киевский сапёрный батальон в чине прапорщика.
  4. Не смотря на это, карьера офицера для Сеченова оставалась открытой, но стать профессором военного училища Иван уже не мог, так как для этого нужно было окончить полный курс учебного заведения.
  5. После долгих раздумий решив, что карьера военного ему не подходит, Сеченов в январе 1850 года уходит в отставку, имея чин подпоручика, и уезжает на родину в деревню.
  6. В этом же году Иван Михайлович приехав в Москву, записывается на подготовительные курсы факультета медицины Императорского университета. На следующий год он успешно сдал экзамены.
  7. Слушая лекции у видных преподавателей того времени, знакомясь с медицинской научной литературой Сеченов делает вывод что в ней часто нет главного – это причин заболеваний и описания механизма действия рекомендуемых лекарств. В связи с этим он больше времени уделяет курсу анатомии, и физиологии, который ведёт профессор И. Т. Глебов.
  8. Будучи студентом университета, Иван Михайлович не ограничивался изучением учебных дисциплин, круг его интересов был гораздо шире. Его занимали вопросы психологии и философии, истории и театрального искусства. Участвуя в собраниях и встречах студенческой молодёжи, Сеченов в одном из домов познакомился и подружился с Сергеем Боткиным, с которым как выяснилось, они были учащимися одного факультета.
  9. Сдав в 1856 году университетские экзамены и получив степень доктора с отличием, Сеченов решает продолжить образование за границей.

Детство и юность

Иван Михайлович Сеченов родился 13 августа (по старому стилю — 1-го) 1829 года в селе Теплый Стан Курмышского уезда Симбирской губернии. Отцом ученого был мелкопоместный дворянин Михаил Алексеевич Сеченов.

Портрет Ивана Сеченова

В прошлом он служил в Преображенском гвардейском полку, а выйдя в отставку, поселился в усадьбе вместе с женой и детьми. Среди соседей Михаил Алексеевич слыл белой вороной — после того как мужчина женился на крепостной крестьянке Анисье Егоровне, местное дворянство смотрело на него свысока.

Супруга подарила Сеченову 8 детей, из которых Иван был самым младшим. До 14 лет мальчик ни разу не выезжал за пределы родного села. Рос он преимущественно в женском окружении. Старшие братья учились в городе, а среди сверстников товарищей его возраста не было. Родители собирались отправить сына в Казанскую гимназию, к братьям, но из-за смерти отца материальное положение семьи пошатнулось. Поэтому Иван учился на дому, его наставниками стали сельский священник и гувернантка.

Дом в Теплом Стане, где родился Иван Сеченов

В 1843 году Сеченов-младший отправился в Петербург, где поступил в Главное инженерное училище. В его стенах юноша освоил физику, химию, математику и другие науки. После завершения учебы, в 1848-м, Ивана Михайловича распределили на службу в киевский саперный батальон. Однако молодой человек скоро осознал, что здешний образ жизни не для него. Ему претили жестокость военных, раболепие младших чинов перед старшими. В 1850 году Сеченов подал в отставку.

Некоторое время Иван Михайлович провел дома, в Теплом Стане. А осенью того же 1850-го выехал в Москву. В столице юноша стал вольнослушателем медицинского факультета Московского университета. Летом 1851 года он, поднаторев в анатомии, ботанике и латыни, выдержал вступительный экзамен и влился в ряды студентов. Поначалу под влиянием профессора Федора Иноземцева он склонялся к хирургии. Однако уже на старших курсах Сеченов сделал выбор в пользу физиологии.

Иван Сеченов в молодости

В 1856 году молодому человеку предстояло выдержать выпускные экзамены. Декан медицинского факультета Николай Анке предложил талантливому студенту сдавать не обычные, а докторские экзамены. Они, разумеется, были сложнее и обязывали выпускника написать и защитить диссертацию. Сеченов согласился и вскоре сдал докторские экзамены на пару с однокурсниками Эдуардом Юнге и Павлом Эйнбродтом.

После этого Иван Михайлович, прекрасно понимая, что постиг в Московском университете только азы, решил отправиться за границу. Он отказался от отцовского наследства и, получив от братьев 6 тыс. руб. компенсации, уехал в Германию. Там молодой человек посещал лекции Иоганна Мюллера, Эмиля Дюбуа-Реймона и других видных физиологов. Кроме того, он занимался в лабораториях, изучая химию и делая опыты. Результаты исследований Сеченов изложил в научной статье, которая сделала ему имя в кругах европейских физиологов.