Джироламо савонарола

Оглавление

Воззрения

По своим политическим взглядам Савонарола был республиканцем, но он думал, что республика лишь тогда будет благом для Флоренции, когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведёт и политическую реформу. Савонарола указывал на несправедливое распределение налогов, нападал на богачей, говоря, что они «присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги», а бедняки умирают с голода. Всякий излишек — смертный грех, так как он стоит жизней бедным.

Вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях Савонаролы и совершалась по его программе. По предложению Савонаролы были установлены Великий Совет и Совет восьмидесяти. 5 февраля  г., по предложению Савонаролы, великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10 %. Заёмщиков Савонарола освободил от уплаты долгов, а в апреле  г. основал заёмный банк, потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции все ростовщики и менялы, бравшие по 32 с половиной процента.

Наконец Савонарола провозгласил синьором и королём Флоренции Иисуса Христа, сам же он был в глазах народа избранником Христа.

Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть своей задачи; ему предстояло ещё нравственно возродить Флоренцию.

Уже в 1494 году заметна была перемена: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко.

Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены балы или маскарады, и народ стекался к нему. С жестокостью обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников и содомитов он призывал сжигать заживо.

Однако проповедь — одно, а реальная судебная практика — совсем другое, её можно проследить по сохранившимся документам. Как правило, наказания ограничивались штрафами, а в наиболее тяжких случаях и для закоренелых преступников — телесными наказаниями или изгнанием из Флоренции. Фактов отрезания языка не известно. Была практика прокалывания языка святотатцам, такие случаи известны как до, так и после Савонаролы. Возможно, они были и при нём, но доподлинные случаи не установлены. Кроме того, при Савонароле был принят закон, предполагавший сожжение «содомитов». Однако за весь период руководства Савонаролы только трое «содомитов» были приговорены к смерти, из них двоим приговоры были заменены штрафами. Третий осуждённый имел также дурную славу вора и бандита и был казнён, скорее всего, по этой причине.

Савонарола с увлечением прибегал к шпионажу, который при нём заметно распространился во Флоренции. На стороне Савонаролы были люди из простонародья, партия «белых», которых называли «плаксами» (piagnoni).

Взлёт

Проповедь Савонаролы во Флоренции. (Ломтев Н. П., 1850-е годы)

В 1486 году Савонарола явился в Брешии уже опытным и отважным проповедником, резко бичевавшим людские пороки, властно призывавшим к покаянию и предвещавшим Италии Божьи кары за её грехи.

В это же время Савонарола познакомился в Реджио с Джованни Пико делла Мирандола, который стал его страстным последователем. Под влиянием Пико, Лоренцо Медичи вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию (1490 год), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко.

Монастырь быстро наполнился светскими слушателями; успех проповеди Савонаролы был необычайный, людям не хватало места. 1 августа 1490 года Савонарола произнёс знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию.

Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам, передаёт лишь веления Божии, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.

В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Св. Писания, говоря в своё оправдание, что «слова эти недавно сошли с небес».

Его влияние усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний — смерти папы Иннокентия, нашествию французского короля и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в 1491 году он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко.

Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи, отказавшись явиться к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху.

Известна речь Савонаролы против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения.

«Грехи Италии, — говорил он, — силой делают меня пророком». Народ верил в его пророчества; из его сочинений «Об истине пророчества» и «Об откровениях» видно, что он и сам был убеждён в своём Божественном призвании. Поэтому он смело и властно громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян и солдат, укоряя их в отступлении от правил истинной христианской жизни.

«Рим — это , — говорил он. — Вместо внушения народу основ христианского вероучения прелаты отдаются поэзии и красноречию. Вы найдёте в их руках Горация, Вергилия, Цицерона»… Ещё резче сделались угрозы Савонаролы, когда после смерти Лоренцо Медичи (1492) правителем Флоренции стал его безвольный и непопулярный сын, Пьеро ди Лоренцо Медичи, а папой был избран Александр VI Борджиа.

В 1493 году Савонарола принял приглашение прочитать проповеди на Великий пост, присланное из Болоньи. В некоторых работах (например, у Виллари), посвящённых жизни Джироламо Савонаролы, данный отъезд связан с изгнанием проповедника из Флоренции. В дальнейшей историографии это утверждение было подвергнуто критике.

статьи расходов

  • Лоренца Тромбони (ред.): Inter omnes Plato et Aristoteles: Gli appunti filosofici di Girolamo Savonarola. Fédération Internationale des Instituts d’Etudes Médiévales, Порту 2012, ISBN 978-2-503-54803-6 (критическое издание)
  • Мариан Мишель Мулшахи (Ред.): Джироламо Савонарола: Апологетические сочинения (= Библиотека эпохи Возрождения I Tatti. Том 68). Издательство Гарвардского университета, Кембридж (Массачусетс) 2015, ISBN 978-0-674-05498-1 (латинский текст и английский перевод семи букв Джироламо и его сочинений Apologeticum fratrum Congregationis Sancti Marci и De veritate prophetica Dyalogus )

Споры

Актуальность данного раздела ставится под сомнение. Внимательно изучите его содержимое. или обсудите это . (Февраль 2008 г.)

Политический аспект

Революционер, Савонарола был признан виновным в государственной измене городу Флоренции . Увидев во вторжении Карла VIII волю Бога наказать виновную Италию, он вручил ему ключи от города, воспользовавшись этим вторжением, чтобы свергнуть Петра Медичи. Со своей стороны, Карл VIII оставил Савонаролу хозяином Флоренции в обмен на его поддержку, которая должна была способствовать завоеванию королем Франции всего итальянского полуострова. Эти элементы помогают определить влияние пророчества Савонаролы на меч Кира, поскольку он сам внес непосредственный вклад в его исполнение.

Теократия, установленная Савонаролой, представляла собой своего рода «полицейское государство». Савонарола спонсировал ополчение для проверки того, что граждане являются хорошими христианами в своей частной жизни: эта новая полиция имела полномочия неожиданно вводить частных лиц, чтобы убедиться, что их поведение исправлено.

Протестантские взгляды

В собственном смысле Савонарола «протестовал» публично и решительно против беспорядков папства и высшего духовенства: «Папы и прелаты осуждают тщеславие и амбиции, в которых они погрязли до шеи. Они проповедуют целомудрие, но у них есть любовницы! Они думают только о земных благах и не имеют ничего общего с духовным. «

Статуя Савонаролы стоит сегодня в Вормсе , важном городе в истории протестантизма , у подножия памятника Лютеру с надписью: «В Савонароле, предшественнике Реформации  ». Савонарола — важная фигура в нескольких протестантских традициях

Баптистский пастор Чарльз Сперджен в своей работе 1869 г. , говорится, что он был пророком:

  • его пророчество о мече Кира не было понято никем, когда он его произнес. В городе царил мир, и флорентийцы объединились. Но когда король Франции прибыл со своей армией из 60 000 человек, вошел во Флоренцию и взял Неаполь, люди поняли послание монаха. Затем Медичи были изгнаны;
  • Савонарола предсказал, что Папа, Король Неаполя и Лоран Медичи все умрут в течение года по божественной воле и из-за разложения Италии. Фактически, Лоран умер в 1492 году, Александр VI — в 1503 году (как и сын Лорана, Пьер II де Медичис ), король Неаполя — в 1504 году;
  • примерно через восемнадцать месяцев после смерти Лорана и его отказа дать Флоренции свободу Карл VIII вторгся в Италию и разграбил Неаполь, как и предсказывал Савонарола;
  • Савонарола в начале своего правления (1494 г.) предсказал, что он будет править еще восемь лет и что он умрет мученической смертью. Он правил всего четыре года, но на самом деле умер, замученный на площади Синьории.

Католические взгляды

Савонарола считается виновным в призыве к расколу . Теократический режим, установленный во Флоренции Савонаролой, противоречит формальному различию, которое католическая религия устанавливает между светской властью и духовной властью, как это определено Фомой Аквинским ( Комментарий к приговорам , II, 44, 2).

Однако отец Анри-Доминик Лакордер считал его превосходным доминиканцем, чья «добродетель и слава поднялись выше, чем пламя костра», и охотно цитировал Папу Павла III, который «считал подозреваемым в ереси любого , кто осмеливался обвинить Савонароля», или Филиппа Нери, который придерживался его портрет в его комнате. Точно так же в 1906 году дом Анри Леклерк , бенедиктинский монах Сен-Мишель де Фарнборо, писал: «В наши дни празднование столетия Савонаролы собрало вместе его почитателей — возможно, его приверженцев — кардиналов Парокки, Селезию, Свампу, Бауса, Галеати, Альярди, Капечелатро и архиепископы Колосси, Таранто, епископы Монтепульчано, Сан-Миниато, Нарни, Баннореа, Кьюзи, Риети, Колле, Сансеверо, Телере Черрето, Совано, Масса и Теодориополиса. «

«  Пий VI постоянно отказывался признать еретиками произведения фра Джироламо. Наконец, Бенедикт XIV восхвалял чистоту его манер, яркость его добродетелей, рвение, которое пожирало его ради дома Божьего; он не побоялся сказать, что смерть этого великого человека доказала его миссию и что он запечатал своей кровью истинность своих пророчеств. Он пошел дальше и вписал имя Савонарола в каталог святых, благословенных и почтенных слуг Бога, прославленных своей святостью. » (Проспер Ламбертини)

Отлучение и смерть

Казнь фра Джироламо, фра Доменико и фра Сильвестро Маруффи

«Суд над монахом Джироламо Савонарола» ( Processo di fra Girolamo Savonarola ), 1498 г.

Казнь Савонаролы на площади Синьории , картина Филиппо Дольчати (1498 г.)

12 мая 1497 года папа Александр VI отлучил Савонаролу от церкви и пригрозил флорентийцам интердиктом, если они упорствуют в укрывательстве его. После описания церкви как блудницы Савонарола был отлучен от церкви за ересь и мятеж.

18 марта 1498 года, после долгих споров и постоянного давления со стороны обеспокоенного правительства, Савонарола отказался от публичных проповедей. Под ударом отлучения он написал свой духовный шедевр « Триумф Креста» — празднование победы Креста над грехом и смертью и исследование того, что значит быть христианином . Об этом он подытожил в богословской силу в Каритас , или любовь. Любя своих ближних, христиане отвечают на любовь, полученную от своего Создателя и Спасителя. Савонарола намекнул на совершение чудес, чтобы доказать свою божественную миссию, но когда конкурирующий францисканский проповедник предложил проверить эту миссию, пройдя сквозь огонь , он потерял контроль над общественным дискурсом. Не посоветовавшись с ним, его доверенное лицо фра Доменико да Пеша предложил себя в качестве его суррогата, и Савонарола почувствовал, что не может позволить себе отказаться. Первое испытание огнем во Флоренции за более чем четыреста лет было назначено на 7 апреля. Толпа заполнила центральную площадь, желая узнать, вмешается ли Бог, и если да, то с какой стороны. Нервничавшие участники и их делегации на несколько часов затягивали старт конкурса. Внезапный дождь залил зрителей, и официальные лица отменили слушания. Толпа сердито разошлась; бремя доказывания лежало на Савонароле, и он был обвинен в фиаско. Толпа напала на монастырь Сан-Марко.

Фра Джироламо, Фра Доменико и Фра Сильвестро Маруффи были арестованы и заключены в тюрьму. Под пытками Савонарола признался, что изобрел свои пророчества и видения, затем отрекся, а затем снова признался. В своей тюремной камере в башне правительственного дворца он сочинял размышления на Псалмы 51 и . Утром 23 мая 1498 года трех монахов вывели на главную площадь, где перед трибуналом высокопоставленных священнослужителей и правительственных чиновников они были осуждены как еретики и раскольники и немедленно приговорены к смерти. Сняв свою доминиканскую одежду в ходе ритуальной деградации, они поднялись на эшафот в своих тонких белых рубашках. Каждого на отдельной виселице их повесили, а под ними зажгли костры, чтобы поглотить их тела. Чтобы преданные не могли искать реликвии, их прах был вывезен и разбросан по Арно .

Пророк

Иллюстрация из Compendio di revelatione , 1496 г., Савонарола

Савонарола проповедовал по Первому посланию Иоанна и по Книге Откровения , собрав такие большие толпы людей, что в конце концов он перебрался в Собор. Не называя имен, он четко намекал на тиранов, узурпировавших свободу людей, и критиковал их союзников, богатых и могущественных, которые пренебрегали и эксплуатировали бедных. Жаловавшись на злые жизни коррумпированного духовенства, он теперь призывал к покаянию и обновлению до прихода божественного бедствия. Насмешники называли его взволнованным фанатиком и «проповедником отчаявшихся» и насмехались над его растущей группой последователей, называя его Пьяньони — «Плакальщики» или «Уэйлерсы» — эпитет, который они приняли. В 1492 году Савонарола предупредил о «Мече Господа над землей быстро и скоро» и предвидел ужасные бедствия для Рима. Около 1493 года (эти проповеди не сохранились) он начал пророчествовать, что Новый Кир идет через горы, чтобы начать обновление Церкви.

В сентябре 1494 года король Франции Карл VIII пересек Альпы с грозной армией, ввергнув Италию в политический хаос. Многие считали прибытие короля Карла доказательством пророческого дара Савонаролы. Карл, однако, двинулся на Флоренцию, разграбив тосканские цитадели и пригрозив наказать город за отказ поддержать его экспедицию. Когда население вышло на улицы, чтобы изгнать Пьеро Несчастного , сына и преемника Лоренцо Медичи, Савонарола возглавил делегацию в лагерь французского короля в середине ноября 1494 года. Он настаивал на том, чтобы Карл пощадил Флоренцию, и повелел ему взяться за дело. его божественно назначенная роль реформатора Церкви. После короткой, напряженной оккупации города и еще одного вмешательства фра Джироламо (а также обещания огромной субсидии) французы возобновили свое путешествие на юг 28 ноября 1494 года. Савонарола теперь заявил, что, отвечая на его призыв к покаянию, флорентийцы начали строить новый ковчег Ноя, который спас их от вод божественного потопа. Еще более сенсационным было сообщение в его проповеди от 10 декабря:

Эта поразительная гарантия могла быть намеком на традиционный патриотический миф о Флоренции как новом Риме, с которым Савонарола столкнулся бы в своих чтениях по флорентийской истории. В любом случае, он включал в себя как светскую власть, так и духовное руководство.

Обожание

Памятник Савонароле в Ферраре

Медаль с портретом Савонаролы работы Никколо Фьорентино , также называемого Спинелли, Никколо ди Форзоре

Евангелическая церковь в Германии почтили память Savonarolas как церкви на 23 мая в Евангелической Календарь имен . Августинцев Мартин Лютер писал в 1523 пролог к Савонарола Латинской издания Meditatio Пиа и др erudita H. Savonarolae папа exusti супер Psalmos Мизерере мэй, и др в те Domine speravi свят названием в Luther Савонаролы как «- — Савонарола написал в 1498 году в его плену Мужчина». В 1556 году лютеранский богослов Кириак Спангенберг впервые на немецком языке описал подробную историю жизни Савонаролы «Historia vom Leben, Lere und Tode Hieronymi Savonarole. Сгорел во Флоренце в 1498 году »и увидел в нем до-лютеранского реформатора.

В Римско — католической церкви, Папа Иоанн Павел II инициировал в процесс беатификации 23 мая 1998 года по наущению архиепископа Флоренции .

Ранние годы

Фантастический портрет Джироламо Савонаролы работы Моретто да Брешиа , ок. 1524.

Савонарола родился 21 сентября 1452 года в Ферраре в семье Никколо ди Микеле и Елены. Его отец Никколо родился в Ферраре в семье выходцев из Падуи ; его мать, Елена, заявила о своем происхождении от Мантуанской семьи Бонакосси . У них с Никколо было семеро детей, из которых Джироламо был третьим. Его дед, Микеле Савонарола , известный и успешный врач и эрудит , курировал образование Джироламо. Семья накопила много денег благодаря медицинской практике Микеле.

После смерти своего деда в 1468 году Савонарола, возможно, посещал государственную школу Баттисты Гуарино, сына Гуарино да Вероны , где он получил бы свое знакомство с классикой, а также с поэзией и сочинениями Петрарки , отца гуманизма эпохи Возрождения. . Получив степень в области искусств в Университете Феррары , он готовился к поступлению в медицинскую школу, следуя по стопам своего деда. Однако в какой-то момент он отказался от своих карьерных намерений.

В своих ранних стихах он выражает озабоченность состоянием Церкви и мира. Он начал писать стихи апокалиптического толка, в частности, «О гибели мира» (1472 г.) и «О гибели церкви» (1475 г.), в которых он выделил папский двор в Риме для особого поругания. Примерно в то же время он, кажется, думал о религиозной жизни. Как он позже рассказал своему биографу, проповедь, которую он услышал от проповедника в Фаэнце, убедила его покинуть мир. Большинство его биографов отвергают или игнорируют рассказ его младшего брата и последователя Маурелио (позже фра Мауро) о том, что в юности Джироламо был отвергнут соседкой Лаудомией Строцци, которой он предложил жениться. Верно это или нет, но в письме, которое он написал своему отцу, когда он ушел из дома, чтобы присоединиться к доминиканскому ордену, он намекает на то, что его беспокоят желания плоти. Существует также история о том, что накануне отъезда ему приснилось, что он очистился от таких мыслей ливнем ледяной воды, который подготовил его к аскетической жизни. В оставленном им незаконченном трактате, позже названном «De contemptu Mundi», или «О презрении к миру», он призывает читателей бежать из этого мира прелюбодеяния, содомии, убийства и зависти.

25 апреля 1475 года Джироламо Савонарола отправился в Болонью, где он постучал в дверь монастыря Сан-Доменико, входящего в Орден братьев-проповедников , и попросил впустить его. Как он сказал своему отцу в прощальном письме, он хотел стать рыцарем Христа.

Культурное влияние

Музыка

  • Чарльз Вильерс Стэнфорд написал оперу под названием Савонарола , премьера которой состоялась в Гамбурге 18 апреля 1884 года.
  • Луиджи Даллапиккола использовал текст из «Размышления о псалме» Савонаролы « Моя надежда на Тебя, о Господь» в своем хоровом сочинении « Canti di prigionia» 1938 года .
  • Уильям Берд использовал текст Infelix ego Савонаролы в своей работе под тем же названием как часть xxiv – xvi.

Художественная литература

  • Ленау, Николаус , Савонарола (стихотворение, 1837)
  • Элиот, Джордж , Ромола (роман, 1863)
  • Манн, Томас , Фиоренца (пьеса, 1909)
  • Херрманн, Бернхард, Савонарола-им-Фойер (1909)
  • 1917 история «Савонарола» Коричневая от Макса Бирба относится к стремящийся драматург, автор незаконченной, непреднамеренно абсурдный пересказ жизнь Савонаролы. (На его четырехактную пьесу у него ушло девять лет, на восемнадцати страницах есть роман между Савонаролой и Лукрецией Борджиа , а также камеи Данте Алигьери , Леонардо да Винчи и Святого Франциска Ассизского .)
  • Ван Вик, Уильям , Савонарола: биография в драматических эпизодах (1926)
  • Хайнс и король, Огонь тщеславия (пьеса, 1930)
  • Салакру, Арман , Le terre est ronde (1938)
  • В романе Kámen a bolest («Страдание и камень») (1942), историческом романе Карела Шульца о жизни Микеланджело, Савонарола является важным персонажем.
  • Бэкон, Уоллес А., Савонарола: Игра в девяти сценах (1950)
  • «Агония и экстаз» (1961), новелла Ирвинга Стоуна о жизни Микеланджело, описывает события во Флоренции с точки зрения Медичи.
  • Действие четвертого фрагмента антологии Валериана Боровчика 1974 года « Безнравственные сказки» происходит во время правления Папы Александра VI. Персонаж по имени «Брат Иеронимус Савонарола», которого играет Филипп Дебёф, произносит проповедь, в которой публично осуждает коррупцию церкви и сексуальную развратность папства. Боровчик сопоставляет проповедь Савонаролы с Папой, наслаждающимся сексом втроем со своей дочерью Лукрецией Борджиа и его сыном Чезаре Борджиа . Савонарола арестован и публично сожжен.
  • В фильме « Сеть» 1976 года руководитель сетевого программирования, которого сыграла Фэй Данауэй, называет борющегося репортера Говарда Била «великолепной мессианской фигурой, выступающей против лицемерия нашего времени, стриптиз Савонарола с понедельника по пятницу».
  • В своем романе «Страсти Новой Евы» (1977) Анджела Картер описывает проповедующего лидера армии богобоязненных детей-солдат как «не по годам развитый Савонарола».
  • В романе Челси Куинн Ярбро «Дворец» (1978) Савонарола является главным антагонистом вампира Сен-Жермена.
  • В историческом фэнтезийном романе Джона М. Форда «Ожидание дракона» (1984) Савонарола является одним из антагонистов в главе 3, действие которой происходит при дворе Медичи.
  • В романе Филипа Рота «Театр субботы» (1995) упоминается Савонарола.
  • В романе Сары Дюнан «Рождение Венеры» (2003) много отсылок к Савонароле.
  • В эпизоде ​​7 (2003) манга-аниме « Девушка-стрелок» двое главных героев, Жан и Рико, посещают Флоренцию. Там Савонарола упоминается среди других известных людей, живших в городе, при этом он разделяет свою фамилию с одним из антагонистов сериала.
  • В романе Яна Колдуэлла и Дастина Томасона «Правило четырех» (2004) много отсылок к Савонароле.
  • В романе Жанны Калогридис « Я, Мона Лиза» (2006) (британское название « Картина Мона Лиза» ) ему дается негативный уклон, поскольку Медичи изображаются сочувствующими и благородными.
  • Роман Салмана Рушди » Чародейка Флоренции» (2008)
  • Роман для молодых взрослых «Улыбка» (2008) Донны Джо Наполи показывает Савонаролу, как за ним наблюдала молодая Мона Лиза.
  • В романе Хилари Мантел « Волчий зал» (2009) «Костер тщеславия» рассказывается главным героем Томасом Кромвелем.
  • Савонарола появляется как главная цель убийства в видеоигре Assassin’s Creed II (2009).
  • В романе «Поэт-принц» (2010) Кэтлин Макгоуэн изображает его как врага тосканского народа в его стремлении к художественной славе во время его правления.
  • История жизни Савонаролы исследуется в романе Уильяма Белла « Фанатики» (2011), и его призрак играет важную роль в этой истории.
  • В сериале « Борджиа» от Showtime Савонарола является повторяющимся персонажем в двух первых сезонах и изображается Стивеном Беркоффом . Его сожжение происходит в эпизоде «Исповедь» .
  • В сериале Netflix Борджиа Савонарола изображается Иэном Гленом во 2 сезоне (2013).
  • Савонарола — персонаж пьесы канадского драматурга Джордана Таннахилла « Боттичелли в огне » 2016 года .
  • В серии Rai Fiction Медичи Савонарола изображается Франческо Монтанари во 2 сезоне (2018).
  • Исторический фэнтези и роман по альтернативной истории Великий пост (2019) Джо Уолтона — это пересказ «жизни Савонаролы».

Примечания и ссылки

Рекомендации

  1. За редкими исключениями (включая Энциклопедический словарь Мура )21 сентября 1452 г., День Сен-Матье , дата рождения наиболее часто упоминается в источниках.
  2. См. Стр.  68-71 Теодора Поля, Жерома Савонаролы, предшественника Реформации: введение в историю его жизни , Grassart, 1857.
  3. См. Статью «Савонарола и мистический радикализм» в « Revue des Deux Mondes» , 1854 год.
  4. См. Столбец 1 на стр.  484, том 10, Новая Британская энциклопедия , 2005.
  5. Энциклопедический словарь Mourre , Bordas, 1996, p. 5012.
  6. См. Колонку 2, стр. 484, том 10 «Новая Британская энциклопедия» , 2005 г.
  7. Марсель Брион , Савонарола, вестник Бога , Ла Коломб,1948 г., стр.  81 год.
  8. Ян Петр, Савонарола, проклятый пророк (ZdF, 2006, 52 мин, Arte,3 сентября 2006 г..
  9. Эти фра Буонвинчини Доменико и Сильвестро, Джироламо Савонарола из оригинальных документов , FT Perrens, Париж, 1859 г. ( 3- е  издание) .
  10. См. Страницы 309–310 FT Перренс, Джироламо Савонарола оригинальных документов , Париж, 1859 г. ( 3- е  издание).
  11. Макс Галло , Макиавелли и Савонарола. Лед и пламя , XO Éditions,2015 г., стр.  145.
  12. Написано по-итальянски: «В этом месте, где вместе со своими религиозными братьями Фра Доменико Буонвичини и Фра Сильвестро Маруффи, 23 мая 1498 года по несправедливому приговору был повешен и сожжен фра Джироламо Савонарола, эта мемориальная доска была заложена в его память. через четыре века. »
  13. Барбара В. Тачман, «Марш безумия», глава, посвященная временному (и политическому) аспекту пап эпохи Возрождения с 1470 по 1530 год.
  14. Протестанты, стремящиеся дать себе генеалогию, громко заявили об этом и зарезервировали место в памятнике Лютеру в Вормсе для флорентийского монаха. Буркхардт очернил его, святой Филипп Нери хвалил его, а папа Бенедикт XIV не считал его недостойным почестей канонизации »Р.П. Дом Х. Леклерка .
  15. Анри-Доминик Лакордер, Память о восстановлении во Франции Ордена проповедников. ,1839 г. , стр. 100.
  16. Мученики , том VI Жанна д’Арк, Савонарола , собрание подлинных произведений о мучениках с момента зарождения христианства, переведено и опубликовано Р.П. Домом Х. Леклерком , бенедиктинским монахом Сен-Мишель де Фарнборо.
  17. Савонароль Жером (1491), переведенный и аннотированный Бруно Пинчардом, функция поэзии , созерцание собрания, возраст человека,1989 г.

Литература

  • Алтаев Ал. Костры покаяния. — М.: Композитор, 1993. — 126 с. — ISBN 5-85285-426-3.
  • Паскуале Виллари. Джироламо Савонарола и его время. — М.: АСТ: Астель, 2004. — 832 с. — ISBN 5-17-024915-2.
  • Осокин Н. А. Савонарола и Флоренция. — Казань: Типография Казанского университета, 1865.
  • Петров M. H. «Савонарола» (в «Очерках»)
  • Хорст Херманн. Савонарола: Еретик из Сан-Марко. — М.: Прогресс, 1982. — 296 с.
  • Ченти Тито С. Джироламо Савонарола. Жизнеописание. Молитвы из темницы. — М.: Изд. Францисканцев, 1998. — 271 с. — ISBN 5-89208-013-7.
  • Шеллер А. К. Савонарола. Его жизнь и общественная деятельность. — СПб.: Общественная польза, 1893. — 78 с.
  • Karl Hase. Kirchengeschichte auf der Grundlage akademischer Vorlesungen. — Leipzig: Breitkopf und Hartel, 1897.
  • A. G. Rudelbach, «Hieronymus Savonarola und seine Zeit» (Гамб., 1835)
  • Donald Weinstein. Savonarola The Rise and Fall of a Renaissance Prophet (англ.). — New Haven & London: Yale University Press, 2011. — 400 p. — ISBN 978-0-300-11193-4.
  • F. K. Meier, «Girolamo S.» (Берл., 1836); K. Hase, «Neue Propheten» (Лпц., 1851, 1860)
  • F. T. Perren, «Jérôme S., sa vie, ses prédications, sesécrits» (Пар., 1853)
  • Madden R. R., «The life and martyrdom of Girolamo S.» (Л., 1854)
  • С. Sickinger, «S., sein Leben und seine Zeit» (Вюрцбург, 1877)
  • K. Clarck, «S., his life and times» (Л., 1878)
  • Aquarone, «Vita di Fra Jeronimo S.» (Алесс., 1857)
  • A. Cappeli, «Fra Girol. S.» (Модена, 1869)

Судьба его учения и память

Учение Савонаролы было оправдано Павлом IV, а в XVII в. в его честь был учреждён один из обрядов во время таинства ведения католической службы[прояснить]. В  г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре; в то же время, статуя его, как одного из предшественников Реформации, входит в состав памятника Мартину Лютеру в Вормсе.

Оценка деятельности

В оценке значения деятельности Савонаролы мнения расходятся: одни (например, итальянский историк Паоло Луотто), идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нём реформатора, обличавшего пороки церкви; другие (например, австрийский историк Людвиг фон Пастор) напоминают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и был сторонником строгих католических догматов.

Образ в культуре

В литературе

  • Упоминается в шестой главе трактата «Государь» Никколо Макиавелли. Макиавелли противопоставляет Савонаролу другим пророкам: «Моисей, Кир, Ромул и Тезей, будь они безоружны, не могли бы добиться длительного соблюдения данных ими законов. Как оно и случилось в наши дни с фра Джироламо Савонаролой: введённые им порядки рухнули, как только толпа перестала в них верить, у него же не было средств утвердить в вере тех, кто ещё верил ему, и принудить к ней тех, кто уже не верил».
  • Фанатичный и очень набожный священник Савонарола фигурирует в некоторых произведениях цикла Гая Юлия Орловского «Ричард Длинные Руки».
  • Деятельность Савонаролы во Флоренции, его размолвка с папой, отлучение от церкви и казнь описаны в романе Дмитрия Мережковского «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» (второй части трилогии «Христос и Антихрист»).
  • Савонарола является персонажем поэмы «Савонарола» австрийского поэта Николауса Ленау.
  • Савонарола является историческим прототипом Его Воробейшества в серии романов Джорджа Р. Р. Мартина «Песнь Льда и Огня».
  • Савонарола является персонажем одноименной поэмы русского поэта 19 века А. Н. Майкова.

В театре

В 1904 году Томас Манн написал пьесу «Фьоренца», в которой одним из главных действующих лиц выступает Джироламо Савонарола.

В музыке

  • Савонарола упоминается в песне «Дети Савонаролы» группы «Margenta».
  • Датский композитор Нильс Вигго Бентсон написал оперу «Савонарола» (Op. 500).
  • Савонарола упоминается в песне «Зимняя роза» группы «Аквариум».

В кино

  • В сериалах «Весна Микеланджело» Джерри Лондона и «Борджиа» Нила Джордана роль Савонаролы исполняет актёр Стивен Беркофф.
  • В сериале «Борджиа» Тома Фонтаны роль Савонаролы исполняет актёр Иэн Глен.
  • В 3 сезоне сериала «Великолепные Медичи» роль Савонаролы играет актёр Франческо Монтанари.
  • «Джироламо Савонарола» / Girolamo Savonarola (2011) — (реж. Алессандра Джиганте / Alessandra Gigante) — документальный фильм

В компьютерных играх

В видеоигре «Assassin’s Creed II» Савонарола является одним из антагонистов, пользуется «Частицей Эдема» для установления диктатуры во Флоренции. Убит во время своего сожжения Эцио Аудиторе да Фиренце скрытым клинком. Также косвенно упоминается в видеоигре Assassin’s Creed: Brotherhood.