Салическая правда франков

Оглавление

Общая характеристика

Салическая правда написана на вульгарной латыни. Бо́льшая часть ее текста содержит описания штрафов за различные правонарушения. Также в ней приведены процессуальные процедуры и правила, которые производят регулирование семейных, вещных, обязательственных и наследственных отношений.

Исторический памятник носит казуистический характер, в нем отсутствуют общие абстрактные понятия. Многие нормы, содержащиеся в тексте, были введены в связи с развитием процесса права собственности на землю. Анализ этого документа дает понятие об общественном строе франков IV века.

Во время правления Меровингов основной документ был дополнен рядом законов и распоряжений. В начале IX века при Карле Великом он был переработан и стал основанием для законодательных реформ.

Литературный памятник не только освещает архаичные обычаи франко-германских племен. В нем также содержатся положения переходного характера. Они кратко отражают социальные, экономические и правовые нормы общества, столкнувшегося с распадающейся античной цивилизацией и создавшего новый строй на территории Западной Европы.

Старые голландские глоссы

Глоссы к своду законов Салика ( Malbergse glossen ) содержат несколько старых голландских слов и, вероятно, самое раннее сохранившееся полное предложение на языке:

Старый голландский Мальто это африо лито
(Современный) Голландский ik meld, jou * Беврейд ик, лат **
английский Я заявляю, ты (ты *) я свободен вилл **

* Древний голландский и ранний современный, а также более ранние версии английского языка использовали местоимение второго лица единственного числа, например, ты и тебя .

** Лито было формой крепостного в феодальной системе , полусвободного фермера, связанного с землей лорда, но не принадлежавшего этому лорду. Напротив, раб полностью принадлежал лорду.

Брачные отношения

Семья у древних германцев строилась на принципе моногамии. Похищение замужней женщины считалось преступлением и каралось высоким штрафом. У германских народов существовала опека над женщиной, которую до вступления брака осуществлял ее отец, а затем муж. При вступлении в брак жениху требовалось получить согласие родственников невесты.

Жениться разрешалось не всем. Препятствием служили уже существующие брачные отношения и объявление лица вне закона. Семейные союзы между литами и свободными, а также свободными и рабами были запрещены. Женщина, вышедшая замуж за зависимого крестьянина, становилась полусвободной, за раба — рабыней. Литы могли вступать в брак друг с другом без ограничений. Крестьянин или раб, похитивший свободную женщину, подлежал смертной казни.

Браки между рабами не считались законными, их в любой момент мог расторгнуть владелец. Сожительство с чужой рабыней или рабом влекло потерю свободы. Дети, рожденные в результате такой связи, становились рабами. Сожительство с собственной рабыней не считалась браком.

Брак между близкими родственниками был строго запрещен и подвергался расторжению. Дети, рожденные в таком союзе, считались нечестивыми и лишались права наследования. Помолвка тоже была препятствием к браку с другим человеком.

Салическая правда. Кратко

Состоит из 65 глав (титулов), 6 капитуляриев (законов и распоряжений франкских королей). Главы и капитулярии в свою очередь делится на параграфы, некоторые снабжены дополнениями-прибавлениями. Салическая правда не имеет строгого плана, отдельные положенияеё не упорядочены и нередко об одном и том же проступке говорится в нескольких статьях. Написана Правда на латинском языке, штрафы перечислены в римских денежных единицах. Но это — почти единственное, что роднит Солическую правду с кодексами римского права.
Солическая правда пытается ответить на все вопросы повседневности, касается едва ли не всех возможных спорных моментов жизни франкского общества, например, титулы со II по VIII посвящены ответственности за кражу живности — от коров до пчёл; вопросы кражи рабов решены в титуле Х. В титулах с XI по XVII разговор ведется вообще о всякой уголовщине: поджогах, грабежах, убийствах; в титуле ХIХ рассматривается проблема наведения порчи

О наказании того, кто схватит свободную женщину за кисть или за палец, или, не дай бог, повредит ей грудь, говорится в титуле ХХ. Титул ХХХ подробно описывает санкции за оскорбление личности словами

В титуле ХХХVIII говорится о конокрадстве. Целых три главы ХLI-ХLIII посвящены «человекоубийству скопищем», иначе говоря, группой

В значительном перечне титулов рассматриваются вопросы собственности: о передаче имущества (XLVI), об обязательстве (L), о конфискации чужой вещи (LI), о займе (LII), о горсти земли (LVIII), об аллодах (LIХ)

Большое внимание уделено процессу судопроизводства (I, LVI, XVI, LVIII, XLII, XLII, IX…). Из шести капитуляриев первый приписывается времени Хлодвига — первого короля из династии Меровингов, второй, третий и четвертый созданы в правление сыновей Хлодвига Хильдеберта I (511—558) и Хлотаря I (511—561), пятый — это внук Хлодвига Хильперик (561—584), шестой по видимому тоже ещё относится к годам правления Меровингов

Из шести капитуляриев первый приписывается времени Хлодвига — первого короля из династии Меровингов, второй, третий и четвертый созданы в правление сыновей Хлодвига Хильдеберта I (511—558) и Хлотаря I (511—561), пятый — это внук Хлодвига Хильперик (561—584), шестой по видимому тоже ещё относится к годам правления Меровингов

Преступление и наказание

По Салической правде у древних германцев семья еще не была близкой связью между родителями и детьми. Она представляла собой совокупность кровных родственников, сила и власть которой зависела от количества входящих в нее людей. Ненависть с одним из ее участников становилась делом всего рода. Уголовное преступление против одного члена семьи считалось нападением на весь род и влекло за собой войну между родственниками нападавшего и жертвы.

В соответствии со статьями семейного права за убийство и месть отвечали обе семьи.

Сородичи совместно выступали перед судом, заверяли присягой высказывания своих родственников и осуществляли их защиту.

Убийство и другие преступления облагались высокими штрафами (вергельдами), которые были обязаны платить все члены рода преступника.

Размер штрафа за убийство зависел от национальности, социального положения, пола и возраста убитого:

  1. Самый высокий вергельд устанавливался за убийства членов королевской знати: министериалов, графов, сацебаронов.
  2. Вергельд за лишение жизни лита составлял половину штрафа, положенного за убийство свободного франка.
  3. Женщины и девушки находились под особой защитой закона, что объяснялось пережитками матриархата. Их убийства каралось тройным вергельдом.
  4. Такой же штраф следовало заплатить за убийство свободного мальчика младше 10 лет.

Когда у убийцы не хватало денег на штраф, он должен был вместе с 12 соплеменниками доказать, что больше не имеет имущества. В этом случае он мог привлечь своих родственников к уплате вергельда. Если у них не хватало денег на штраф, то убийца подлежал казни.

Общественный и государственный строй Франкского государства

Население Франкского королевства

Сильнейшим государством после распада Западной Римской империи стало государство салических франков. Их заселение территорий римской провинции Галлии началось еще с IV в., а в начале VI в. они уже заняли всю Галлию и подчинили другие германские племена (алеманнов, тюрингов, саксов, баваров, лангобардов и др.).

Основателем государства считается один из франкских вождей по имени Хлодвиг из династии Меровингов (486—751). Население делилось следующим образом:

  • свободные франки — члены общины (марки);
  • литы (полусвободные слуги, вольноотпущенники);
  • сервы (крепостные крестьяне),
  • римляне (покоренное население);
  • рабы.

Постепенно земель становилось больше, и частные земельные владения (аллоды) уже к VII в. заметно увеличивались. С другой стороны, такая тенденция привела к тому, что число безземельных крестьян росло в результате разорений. Возникали новые формы феодальной зависимости: коммендация (свободные общинники в поиске защиты вверяли себя и свою землю для защиты крупному землевладельцу, а взамен работали на него за урожай); прекарий (отдавали свои небольшие участки господину, а взамен получали побольше, но теперь должны были выполнять повинности в пользу хозяина земли). В ходе реформ Карла Мартелла (Молота) после битвы под Пуатье был введен бонифиций (благодеяние), когда воины короля получали земли с крестьянами в пожизненное пользование.

В 847 г. каждому свободному жителю королевства было предписано найти себе сеньора. Так начала оформляться феодальная иерархия крупных землевладельцев: герцог, маркграф (маркиз), граф, вице-граф (виконт), рыцарь (шевалье).

Низшую ступень феодальной лестницы занимали вавассоры, которые являлись вассалами рыцарей. Феоды вавассоров представляли собой незначительные по размерам владения, в рамках которых эти феодалы обладали правом низшей юрисдикции.

Государственный строй

Королевство Меровингов было типичной германской раннефеодальной монархией, с пестрой смесью из позднеримских и варварских государственно-правовых институтов. Так, наряду с городскими округами как административно-территориальными единицами имелись сотни со своими собраниями, возглавляемыми выборными тунгинами, или сотниками, а дела разрешались с участием выборных судебных заседателей (рахинбургов).

С усилением королевской власти в конце VI — начале VII в. древние народные собрания округов («мартовские поля») заменяются деятельностью представителей администрации: графами (судебные, налоговые и военные полномочия) и сацебаронами (рассмотрение судебных дел).

Несмотря на все усилия монархов, настоящего единства в государстве так и не наступало. Положение усугублялось щедрой раздачей королями иммунных грамот своим вассалам, которые в результате оказывались вне сферы юрисдикции государственных чиновников.

Со временем вся полнота государственного управления сосредоточилась в руках управляющего дворцом — мажордома (забота о королевском имуществе и доходах, управление всеми дворцовыми делами, забота о воспитании престолонаследника, председательство на королевском суде во время отсутствия монарха и т.п.). Он стал вторым лицом после короля. Со временем эта должность стала наследственной. При последних Меровингах, прозванных «ленивыми», мажордомы заняли главенствующее положение в королевстве франков.

Одними из самых успешных на пути объединения страны стали Карл Мартелл (688—741), его сын Пипин Геористальский (Короткий), свергнувший последнего «Меровинга» и в 752 г. провозглашенный Римским папой королем, а также сын Пипина — Карл, ставший родоначальником династии Каролингов, известный в истории как Карл Великий (742—814). К 800 г. Карл Великий завоевал огромную территорию, включающую земли западной Германии, северной Испании, северной Италии и многие другие. Так возникла Священная римская империя германской нации.

При Карле Великом укрепление королевской власти продолжилось. Прежде всего была устранена наследственность должности мажордомов. Для удобства управления страну разделили на провинции во главе с графами и маркграфами (несколько провинций). Была также сделана попытка введения единства судебной системы. Верховным судей считался монарх, отправлявший на места своих посланцев с соответствующими полномочиями (миссии). На местах суд осуществляли чиновники (графы, герцоги, епископы), а также выборные лица в общинных судах сотни.

В 843 г. внуки Карла Великого по Верденскому договору разделили империю на части, из которых впоследствии образовались такие государства, как Франция, Германия и Италия.

Общая характеристика Салической правды

Салическая правда (составленная в правление Хлодвига в конце V — начале VI вв.) является уникальным документом из эпохи франкского общества. Она дает возможность частично представить социальную структуру народа, его правовые воззрения. В таком юридическом источнике можно почерпнуть сведения не только о материальной стороне жизни, но и о мыслях людей, создавших этот судебник.

По форме изложения Салическая правда не свод законов и не кодекс, а фиксированный перечень правовых обычаев. Наибольшее число статей посвящено преступлениям против личности и имущества. Создается впечатление, что среди франков имелось немало убийц, грабителей, воров, похитителей скота и других домашних животных.

Специальные разделы определяют наказания за кражу свиней, лошадей, собак, рабов, за поджоги, ломку изгороди.

Хотя Салическая правда была написана на поздней латыни, она не испытала скольнибудь заметного влияния римского права.

Кроме Салической правды, у германцев существовали и другие «варварские законы» (Рипуарская, Аллеманская, Баварская и др.). В этих правовых источниках имеются отсылки к закону франков.

В Салической правде, отражающей наиболее ранние социально-экономические и политические процессы становления классового общества, государства и права, нет еще однозначного понятия собственности.

К движимым вещам применялся термин «свой» (suus) в отличие от термина «чужой» (alienus). Движимое имущество у франков беспрепятственно отчуждалось, передавалось по наследству одному из членов семьи умершего или родственнику со стороны матери или отца.

Большинство предписаний Салической правды посвящено охране права собственности на различные движимые вещи. В ней со всеми подробностями разбираются случаи кражи крупного рогатого скота, а также, овец, коз, собак, голубей, пчел и пр.

Скотоводство занимало главенствующее положение в хозяйстве германцев, скот, являлся неким символом благосостояния, обеспечивал семью тем богатством, которое можно было захватить с собой в случае переселения, бегства. Скотом пользовались и как средством обмена, эквивалентом денежных расчетов. Два-три солида стоила у франков корова «здоровая, зрячая, рогатая».

Поиному закрепляет Салическая правда право на землю, которой владела семья, различая приусадебный участок, пахотную землю и луга, леса.

Здесь многократно упоминается огороженный участок, при этом предусматривается значительный штраф за поджог и разрушение изгороди.

Жилищу, территории двора, приусадебному участку как семейной собственности в Салической правде придается особое значение. Сюда приходит кредитор, чтобы истребовать долг у должника, чтобы вызвать ответчика в суд.

О переходе пахотного участка земли (аллода) в частное владение свидетельствует различное отношение в Салической правде к пахотной земле, а также к лугам, пастбищам, лесам, которые остаются еще в общинной собственности. Салическая правда карает сам факт нарушения границы пахотного поля без разрешения хозяина, предусматривая наказания за проезд по чужому полю в 3 сол., за запашку чужого поля в 15 сол., за посев на чужом поле в 45 сол.

Если же посторонний человек вступал на выделенный участок общинного луга, это не считалось правонарушением. Более того, если он скосил траву, то терял лишь сено в пользу владельца луга.

В Салической правде ничего не говорится о купле-продаже земли. Институт наследования земли только зарождался. Земля передавалась по наследству мужским потомкам умершего. В титуле «Об аллодах» даже не ставился вопрос, кому передавался пахотный участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился выморочным имуществом или переходил роду.

О существовании у франков общинной собственности на землю свидетельствуют и другие титулы Салической правды, в частности «О переселенцах». Переселиться на территорию общины «чужаку» можно было только при согласии всех членов общины. Если хотя бы один из них высказывал протест, переселенец должен был покинуть общину. Характерно, что граф, исполняющий решения общинного суда о выселении «чужака», должен был явиться не в дом переселенца, а на участок общинной земли, который им был обработан.

Но Салическая правда знала и исключение из этого общего правила. Если в течение года и одного дня ни один из членов общины не высказывал протест против поселения «чужака», его землевладение начинало охраняться правом.

Салическая правда, по существу, санкционировала присвоение общинной земли приближенными короля, так как запрещала высказывать протест против переселенца, если на то была специальная королевская грамота. Протестующий против королевского распоряжения присуждался к штрафу в 200 солидов.

Германо-франкское общество

По древнему законодательству члены общества разделялись на свободных, полусвободных (литов) и несвободных (рабов). Бо́льшая часть населения состояла из свободных земледельцев, ведущих общинное хозяйство. Значительную группу представляли воины. Особое место занимали королевские слуги, состоящие из служилой и родовой знати.

Только свободные люди обладали гражданскими правами и несли обязанности. Рабы были лишены прав и приравнивались к имуществу хозяина. Убийство раба наказывалось так же, как и убийство животного. Если несвободный убивал свободного, это приравнивалось к убийству человека животным. В этом случае хозяин должен заплатить виру и выдать раба родственникам убитого.

Раб не обладал правом голоса на суде, вместо него выступал хозяин. Если несвободный подозревался в краже, он мог быть по разрешению его владельца подвергнут пытке, увечьям или смертной казни. Свободный человек в этом случае обязан был заплатить штраф.

Рабами становились военнопленные, дети рабов, свободные женщины, вышедшие замуж за рабов, или свободные мужчины, женившиеся на рабынях. Человек мог также стать рабом вследствие злостной неявки в суд.

Второе сословие — полусвободные литы или зависимые крестьяне. Они пользовались землей хозяина и выполняли договорные обязательства, а также платили оброк и выполняли барщину.

Салическая правда. Франкское общество: человек и закон

Законом определяется условия мирового соглашения с пострадавшим — т. е. «композиции». Этот термин означает размер компенсации, которую должен выплатить человек, совершивший противоправный поступок. В Салической правде это понятие известно как faidus. Человек таким образом избегает faida — права мести родственников обиженного. Германское слово, которое позже трансформируется в немецкое Fehde — «вражда», «распря». Преступник не только несёт ответственность перед семьёй пострадавшего, но и перед обществом: его заставляют оплатить штраф государству. Очень многое зависело от положения истца в обществе: у каждого члена общества была своя «цена». Если ему наносили физический урон, судебные органы вели подсчёт потерянного. В случае с воровством оценивали материальный ущерб. Если у убийцы нет денег на выплату штрафа, семья покойника имеет право отнять жизнь у преступника.


Франкский двор короля при Меровингах. (mediasole.ru)

Тем не менее, институт семьи и традиционные устои не дают представителю того или иного рода остаться без защиты или без выкупа штрафа. Родственники должны свидетельствовать в пользу ответчика, если он действительно отдал последний солид за выкуп. Но можно было выйти из-под семейной опеки: «Кто хочет это сделать, идет перед трибуналом, ломает над головой три ивовых прута, бросает их в четыре стороны и объявляет, что отказывается от наследства и всех родовых преимуществ. Отныне, если один из его родных умер или убит, он не имеет права ни на наследство, ни на композицию». О самой судебной процедуре мы вскользь упоминали ранее.


Клятва в верности. (mediasole.ru)

Железным аргументом по Салической правде является устное доказательство. Штраф мог получить как и лжесвидетель, так и человек, который отказался от дачи показаний и утаил детали преступления.

Хотя пастбища и леса были общими, но обитавшая там живность защищалась законом. Нельзя было просто так взять и убить животное, которое привлекало диких зверей. Да и кража дичи считалась очень тяжёлым преступлением. Германцы всегда имели особую страсть к охоте и рыболовству. Салическая правда контролировала и эти сферы хозяйственной жизни франков.


Меровингские воины. (Pinterest)

Нельзя забывать, что франкское общество — это всё ещё очень воинственный социум. Тяжёлое оскорбление врага — это назвать «волком» или «лисицей», а также обвинить во лжи или в бегстве с поля битвы. Нападения шаек бандитов у дороги, грабежи или драки на больших пирах так или иначе приводили к убийствам

Этому преступлению в Салической правде отводится особое внимание: от личности покойника и обстоятельств его смерти зависел размер штрафных выплат. Отравление зельем человека — 200 солидов

Грабёж покойника до погребения — 63 солида. Столько же платили за покушение на убийство. 30 солидов отдавали за удар, приведший к переломам костей или трещинам. Отрубленная конечность стоила 100 солидов, в 50 солидов оценивали потерю большого пальца на руке и ноге.

Прекрасный пол тоже был вполне надёжно защищён «Салической правдой». Уличить даму в порочных связях без доказательств — серьёзное преступление, которое оценивалось как оскорбление мужчины в пятнадцатикратном размере. Похищение замужней барышни было равносильно смерти свободного человека. Агрессивное сжимание плеча или руки женщины каралось штрафом от 15 до 35 солидов. Убийство беременной стоило преступнику в 4 раза дороже чем обычная смерть свободного мужчины. Смерть ребёнка каралось в трёхкратном размере.

Этот юридический памятник раннего Средневековья прекрасно иллюстрирует типичное законодательство государства варваров. Но тем не менее, до XIII века его использовали жители правого берега Рейна, учреждения Высокого Средневековья и судебные обычаи сохраняют в себе следы варварских правовых постулатов, а французские монархи будут долгое время ссылаться на Салическую правду, решая важные династические вопросы.

История закона

Король Хлодвиг диктует Салический закон в окружении своих военачальников.

Франкское поселение в Токсандрии , где они недавно поселились или обосновались в 358 году, когда Юлиан Отступник сделал их dediticii .

Первоначальное издание кодекса было заказано первым королем франков Хлодвигом I (ок. 466–511) и опубликовано где-то между 507 и 511 годами. Он назначил четырех уполномоченных для исследования применения законов, которые до публикации Закон Салика был записан только в умах назначенных старейшин, которые собирались на совет, когда требовалось их знание. Передача была полностью устной. Таким образом, закон Салика отражает древние обычаи и практики. Для более эффективного управления было желательно, чтобы монархи и их администрации имели письменный кодекс.

В течение следующих 300 лет кодекс копировался вручную, и в него вносились поправки по мере необходимости, чтобы добавить недавно принятые законы, пересмотреть законы, в которые были внесены поправки, и удалить законы, которые были отменены. В отличие от печати, ручное копирование — это индивидуальный акт отдельного переписчика с собственными идеями и собственным стилем. Каждая из нескольких десятков сохранившихся рукописей имеет уникальный набор ошибок, исправлений, содержания и организации. Законы называются «титулами», так как у каждого из них есть собственное название, которому обычно предшествует de , «из», «касающийся». Различные разделы названий приобрели индивидуальные имена, которые кое-что раскрывали об их происхождении. Некоторые из этих десятков названий были приняты для конкретных ссылок, часто с тем же обозначением, что и вся работа, lex .

Фаза Меровингов

Просмотренный из Хендрика Керн организует все рукописи на пять семей , по сходству и относительной хронологической последовательности, судят по содержанию и dateable материала в тексте. Семейство I является самым старым, оно содержит четыре рукописи, датируемые VIII и IX веками, но содержит 65 наименований, которые считаются копиями оригиналов, опубликованных в VI веке. Кроме того, в них есть « Malbergse Glossen» , « Malberg Glosses », глоссы на полях, в которых указывается местное придворное слово некоторых латинских слов. Они названы от местного мальберго , «язык суда». Семья Керна II, представленная двумя рукописями, такая же, как Семья I, за исключением того, что она содержит «вставки или многочисленные дополнения, указывающие на более поздний период».

Каролингская фаза

Семья III разделена на две части. Первый, состоящий из трех рукописей, датируемых VIII – IX вв., Представляет собой развернутый текст из 99 или 100 наименований. Глоссы Мальберга сохранены. Во втором отделе с четырьмя рукописями не только отбрасываются глоссы, но и «видны следы попыток сделать язык более лаконичным». В заявлении указано происхождение: «на 13-м году правления нашего самого славного короля франков Пипина». Некоторые из внутренних документов были составлены после правления Пипина Короткого , но они считаются поправкой, инициированной Пипином, и поэтому называются Pipina Recensio .

Семья IV также состоит из двух отделов: первая включает 33 рукописи; второй — одна рукопись. Для них характерно внутреннее присвоение латинских имен различным разделам разного происхождения. Два раздела датируются 768 и 778 годами, но считается, что поправка датируется 798 годом, поздним периодом правления Карла Великого . Это издание называет себя Lex Salica Emendata , или Lex Reformata , или Lex Emendata , и, несомненно, является результатом реформы кодекса законов Карла Великого.

К тому времени Священная Римская империя Карла Великого охватывала большую часть Западной Европы. Он добавил законы выбора (свободы воли), взятые из более ранних кодексов законов германских народов, изначально не являвшихся частью Франции. Они пронумерованы в существовавших там законах, но имеют свое собственное, квазисекциональное название. Все франки Франки подпадали под действие одного и того же кодекса законов, который сохранил за собой общий титул Lex Salica . Эти интегрированные разделы, заимствованные из других германских кодексов, представляют собой Lex Ribuariorum , позже Lex Ribuaria , законы, принятые от прибрежных франков , которые до Хлодвига были независимыми. Lex Alamannorum принял законы от алеманнов , то с учета франков. Во времена франков они руководствовались франкскими законами, а не своими собственными. Включение некоторых их законов в закон Салика должно было послужить паллиативом. Шарлемань восходит еще раньше к Lex Suauorum , древний кодекс Suebi предыдущего алеманнов.

Основные положения Салической правды

Важную часть Салической правды занимают положения, регулирующие семейные отношения, которые имели большое значение в обществе того времени. Семья у древних франков, как и у германцев, строилась на моногамии, иметь можно было только одну жену, а прелюбодеяние строго наказывалось. Впрочем, тут были исключения, так король Хлодвиг, (впрочем, как и наш князь Владимир Великий) был большим любителем по женской части и при своем дворе содержал роскошный гарем. Пикантности добавляет тот факт, что Хлодвиг при этом принял христианство католического обряда, и все это ему нисколько не мешало «прелюбодействовать», в этих моментах он очень схож с киевским князем Владимиром.

Крещение Хлодвига, средневековая миниатюра.

Но как говорят, «что позволено Юпитеру, то не позволено быку», так и тут, что было позволено королю, не было позволено простолюдину, а на семейные отношение Салической правдой накладывались определенные ограничения. Чтобы вступить в брак, жениху необходимо было получить согласие родственников невесты. Жениться разрешалось не всем: разумеется, лица уже состоящие в браке или объявленные вне закона не могли жениться, но также были запрещены браки между свободными гражданами и рабами, и браки между близкими родственниками. Были редкие исключения, когда свободная женщина выходила замуж за зависимого крестьянина или раба, в первом случае она становилась полусвободной, в случае брака с рабом она сама становилась рабыней.

Похищение чужой жены, или просто свободной женщины считалось тяжелым преступлением, но, что интересно, если похищение совершал знатный человек, то он за это наказывался большим денежным штрафом, а если свободную женщину похищал крестьянин или того хуже раб, то наказанием для него была смертная казнь.

Наказывалось штрафом сожительство с чужими рабами, дети, рожденные в результате такого сожительства, автоматически становились рабами. Сожительство с собственными рабами не было нарушением, но и браком не считалось.

Так как в V веке до феминизма было еще очень далеко, женщины, увы имели совсем мало прав, до замужества они находились под полной опекой своих отцов, а затем под опекой своих мужей.

Семья по Салической правде – это не просто близкая связь между родителями и детьми, но целый родственный конгломерат, представляющий собой всю совокупность родственников, как дальних, так и близких. Представьте себе, что вы франк, живущий в V веке в пока еще деревне под названием «Париж». Так вот проблемы вашего кузена, или какого-нибудь троюродного племянника – это и ваши личные проблемы. Уголовное преступление против одного члена семьи считалось преступлением против всего рода. Также ответственность за преступление любого члена рода разделялась всеми его родственниками.

Обычно все преступления вплоть до убийства облагались большими штрафами (вергельдами), которые были обязаны платить все родственники преступника. Что интересно, штраф за убийство простолюдина был в два раза меньше, чем штраф за убийство знатного человека. А вот штраф за убийство женщины или ребенка наоборот был еще более суровым и взимался в тройном размере от обычного «тарифа». И только если у родственников не хватало денег, чтобы заплатить высокий штраф, преступник подлежал смертной казни.

Не удивительно, что из-за таких норм законов Салической правды многие люди желали выйти из своей семьи, чтобы не расплачиваться за прегрешения нерадивых родственников. Сделать это было возможно – желающий выйти из рода должен был предстать перед специальным судом, сломать над головой три палки в четыре куска и бросить их на четыре стороны от судебного места. При этом заявляя, что он отрекается от своих прав и обязанностей по отношению к родственникам. Но в этом случае он больше не мог быть наследником своих родных, и, разумеется, его родственники также были освобождены от своих обязательств по отношению к нему.

Литературные ссылки

  • Шекспир использует закон Салика в качестве сюжета в « Генрихе V» , говоря, что его поддержали французы, чтобы запретить Генриху V претендовать на французский престол. Пьеса « Генрих V» начинается с того, что архиепископа Кентерберийского спрашивают, может ли требование быть поддержано, несмотря на закон Салика. Архиепископ отвечает: « Земля Salique находится в Германии, между наводнениями Салы и Эльбы », подразумевая, что закон является немецким, а не французским. Обоснование архиепископом заявления Генриха, которое Шекспир намеренно делает тупым и многословным (по комедийным, а также по политически целесообразным причинам), также ошибочно, поскольку салианские франки поселились вдоль нижнего Рейна и Шельды , которые сегодня большей частью находятся во Фландрии. Регион .
  • В новом роял флеш , по Джордж Макдональд Фрейзер , герой, Гарри Flashman , на его брак, представлена с частью Королевской Consort о коронационных регалий и «Герцогиня сделала гораздо лучше»; персонаж, чувствуя себя обиженным, думает: «Меня тогда поразило, и сейчас меня поразило, что закон Салика был чертовски здравой идеей».
  • В своем романе Уэверли , сэр Вальтер Скотт цитирует «Салик Закон» при обсуждении предварительных запросов главного героя для лошади и руководство , чтобы взять его в Эдинбург.