Как погиб сафонов

Оглавление

Первые победы

Уже через два дня после начала войны с фашистами Сафонов вылетел на своем И-16 с целью перехвата немецкого разведывательного Ju-87. После долгой погони вражеский самолет был атакован. Вначале Сафоновым был убит стрелок и повреждена машина. После этого советский летчик при помощи длинной очереди отрезал самолету хвостовое оперение. Вражеская машина упала в бухту Зеленцы, где ее обломки были подобраны подошедшим катером. Этот самолет стал первым из сбитых в небе Севера.

Вторая победа была одержана Сафоновым 27.06.1941 г. На землю упал сбитый им совместно с товарищами немецкий самолет HS-126, который впоследствии советские пехотинцы прозвали «Костылем».

В дни начала войны над Кольской землей проходили упорные авиационные бои. Немцы стремились использовать время полярного дня, когда солнце в течение круглых суток стоит над горизонтом. Вражеские самолеты, сгруппировавшись большими звеньями, производили атаку на корабли советского флота. Численность наших истребителей была небольшая, и поэтому морским летчикам приходилось совершать в день по 6-7 боевых вылетов. С каждой встречей с вражеским самолетом Борис Сафонов совершенствовал тактические приемы, ведя ближний бой. При этом он изучал все возможности немецких машин, воевавших над нашими Северными землями.

Список воздушных побед Сафонова значительно пополнился в следующие два месяца. Именно в это время немцами были предприняты массированные налеты на порт Мурманск и северные советские аэродромы.


Так, 7 июля «девятка» И-16, во главе которой находился Сафонов, прикрывала морскую базу Полярное. В это время в небе над охраняемой ими территорией появилась группа немецких самолетов Ju-87, которые сопровождали вражеские истребители Me-109. Завязался воздушный бой. Немецкие самолеты были атакованы советскими летчиками, которые сбили семь вражеских машин. Наша «девятка» вернулась на базу в полном составе.

Учитель и ученик

Впрочем, одним самолетом дело не ограничивалось: молодой летчик, получивший назначение в Белорусский военный округ, в 7-ю отдельную авиаэскадрилью имени Дзержинского (вскоре переименованную в 106-ю авиационную эскадрилью 40-й авиационной бригады), тратил все свое свободное время на самообразование. Причем занимался Борис Сафонов не только специальными предметами, но и сугубо общеобразовательными, прежде всего физикой, историей и литературой. Крестьянский сын, он изо всех сил стремился использовать любую выпавшую ему возможность стать по-настоящему образованным и всесторонне развитым человеком — и успешно шел в этом направлении.

Настойчивость молодого летчика обратила на себя внимание сначала его непосредственного командира Ивана Якубовича, а вскоре и командира авиабригады Якова Смушкевича — одного из самых известных советских военных летчиков предвоенной поры, участника Гражданской войны в Испании. Выдающийся командир разглядел такую же командирскую жилку и в молодом Борисе Сафонове

А тот в свою очередь сумел перенять у комбрига его умение строить отношения с подчиненными и учить их на личном примере, добиваясь уважения и веры в командира.

Герой Советского Союза командир 78-го истребительного авиационного полка майор Борис Сафонов (крайний справа) с однополчанами и командир 134-й эскадрильи британских Королевских ВВС (входила в состав 151-го авиакрыла) майор Тони Миллер обсуждают приемы воздушного боя, аэродром Ваенга, зима 1941-42 годов

Но, чтобы учить чему-то других, нужно прежде всего научиться этому самому, и потому молодой летчик постоянно совершенствуется в технике пилотирования и воздушной стрельбе. За пять лет службы в Белоруссии он не только дорос до звания старшего лейтенанта, но и стал одним из лучших летчиков своей эскадрильи, если не всей бригады, и заслуженно пользовался репутацией пилота-снайпера. Впрочем, в этом не было ничего удивительного: еще в Туле Сафонов удивлял своих товарищей по кружку ОСОАВИАХИМа меткой стрельбой из винтовки и револьвера, причем из последнего он одинаково метко стрелял обеими руками.

Все это помогло старшему лейтенанту Сафонову добиться удовлетворения его рапорта, в котором он в конце 1939 года просил включить его в состав эскадрильи, направлявшейся для дальнейшей службы на Северный флот. По приказу наркома обороны, для включения в состав формируемого 72-го смешанного авиаполка Северного флота отряжалась вторая эскадрилья, а Сафонов служил в четвертой, но опытного и умелого пилота решено было отправить на Север. Там его умение отлично ориентироваться в любой обстановке и пилотировать самолет в любых, даже самых сложных, метеоусловиях играло особую роль. Заполярье — непростой для летчиков регион, у совершившего ошибку пилота мало шансов пойти на вынужденную посадку среди покрытых валунами северных сопок, и молодой авиации североморцев требовались летчики, способные научиться уверенно летать в таких условиях и, что еще важнее, – научить этому других.

Командир 2-го гвардейского Краснознаменного истребительного авиаполка гвардии подполковник Борис Сафонов у истребителя американского производства Curtiss Р-40E Kittyhawk на аэродроме Ваенга-1, весна 1942 года

Присвоение очередного звания

Уже 10 июля 1941 г. Борис Сафонов стал капитаном

Помимо присвоения очередного звания отважного летчика назначили командиром авиационной эскадрильи истребителей. Также бойцу была вручена новая машина И-16 типа 17, которая имела заводской номер 28213-95

На ее фюзеляже Сафонов написал «Смерть фашизму!».

Борис Феоктистович скрупулезно готовился к каждому воздушному бою. Он лично следил за состоянием своего самолета, каждый раз присутствуя при зарядке боекомплекта, а также проверяя снаряды, которыми была набита лента. На выданном ему И-16 Сафонов совершил 109 вылетов, во время которых сбил 17 вражеских истребителей и бомбардировщиков. За весь период боевых действий на его машину трижды ставили новые моторы. Сегодня этот самолет является одним из экспонатов Ленинградского Военно-Морского музея.

14 июля 1941 г. Сафонова наградили орденом Красного Знамени. Проведенный в этот день воздушный бой добавил в список его побед два сбитых вражеских бомбардировщика. 27 июля им были уничтожены еще два пикировщика немцев, а 8 августа – истребитель Me-109. К концу первого военного лета в списке лично сбитых Сафоновым самолетом было десять вражеских машин.

Учеба в Качинской школе

В период нахождения в этом учебном заведении Борис Сафонов тщательно изучал труды классиков марксизма-ленинизма. Это стало начальным этапом подготовки к вступлению в Коммунистическую партию.

В годы учебы в Качинской школе, в возрасте девятнадцати лет, Сафонов становится летчиком-истребителем. При этом он показывает великолепные навыки по воздушной стрельбе, по технике пилотирования и по знаниям материальной части, заслуживая по всем этим дисциплинам высшие оценки. В характеристике, написанной в эти годы инструкторами, отмечено, что Сафонов отличается быстрой реакцией, сообразителен и находчив в воздухе, кроме того, отмечена его достаточно высокая степень инициативности.

Краткая биография

Борис Сафонов родился 26 августа 1915 г. в селе Синявино, расположенного в 3 километрах от Плавска Тульской области.

«Путь в небо»

Путь небо начал в авиационной спортивной школе Тулы. Лётному мастерству его учила Валентина Гризодубова, впоследствии (в 1938 г.) — командир экипажа самолёта «Родина», на котором вместе с Полиной Осипенко и Мариной Расковой установила рекорд дальности полета.

Став лётчиком, Борис Феоктистович служил в Белорусском особом военном округе. Отсюда в составе истребительной эскадрилье в декабре года прибыл в Заполярье.

Годы войны 1941-1945

Борис Феоктистович Cафонов открыл счёт побед авиации Северного флота в Отечественной войне: 24 июня года сбил вражеский бомбардировщик «Хейнкель-111» — зашёл ему в хвост и поджёг. Бомбардировщик рухнул в море.

Борис Феоктистович совершил двести двадцать четыре боевых вылета, принял участие в тридцати четырёх воздушных боях, сбил двадцать пять самолётов лично и четырнадцать в группе.

Личные и профессиональные качества лётчика

Командующий флотом А. Г. Головко записал тогда в дневнике: «Сафонов — герой дня. И думаю, не только одного дня. Он — общий любимец, этот типичный русак из-под Тулы. Отличный, волевой лётчик. Широкоплечий, с открытым русским лицом, с прямым взглядом больших тёмно-серых глаз. Стоит только увидеть его, и он сразу же вызывает симпатию. Самолетом владеет в совершенстве. По отзывам авиационных специалистов, у него очень развито чувство времени и расстояния. Нетороплив, обстоятелен — по характеру настоящий лётчик со всеми данными командира. Надо не упускать его из виду, нацеливать людей на учёбу у него. Побольше бы нам таких «соколов»…

Б.Ф. Сафонов в совершенстве владел высшим пилотажем, как никто чувствовал машину, до конца умело использовал в бою ее технические возможности

Гитлеровцы скоро приметили воздушный почерк советского аса, и все чаще во время их переговоров по радио звучали в небе слова: «Ахтунг! (Внимание!) В воздухе — Сафон!» Было из-за чего тревожиться врагам: за первые три месяца боевых действий летчики эскадрильи капитана Сафонова сбили сорок девять самолетов. Из них пятнадцать — сам командир

Выработанная Сафоновым Б.Ф. новая тактика воздушных схваток — пока одно звено истребителей атакует вражеские бомбардировщики, другое прикрывает друзей от удара «мессершмиттов» — неизменно обеспечивала победу даже при многократном численном превосходстве гитлеровцев. Лётчики-североморцы следовали сафоновским правилам: «Не отрывайся в бою — за одиночкой охотится враг!», «Ищи противника в воздухе, обнаруживай его первым — внезапность удара решает успех боя!», «Не горячись, будь осмотрительным, умей видеть всё!», «На дерзость отвечай ещё большей дерзостью, навязывай врагу свою волю!», «Врага не считать, а уничтожать!».

Награды

Среди лётчиков морской авиации он стал первым в Великой Отечественной войне дважды Героем Советского Союза.

15 сентября г. семёрка истребителей под командованием Сафонова вступила в бой с пятьюдесятью двумя германскими самолетами. Из десяти сбитых в этой схватке вражеских машин три были записаны на личный боевой счет командира семерки. Указом Президиума Верховного Совета СССР Борису Феоктистовичу Сафонову присвоено звание Героя Советского Союза.

30 мая г. к нашим берегам приближался шедший из Исландии с военными грузами союзный конвой «Рр-16». Немецкие самолеты-торпедоносцы и бомбардировщики беспрерывно атаковали его… С воздуха конвой прикрывала тройка истребителей, ведомая Б.Ф. Сафоновым. Бой над морем был яростным и скоротечным. Советской тройке противостояло сорок пять «юнкерсов». Вскоре четыре из них рухнули в волны, два — от огня Сафонова. Через несколько секунд он настиг и сбил третьего. А потом на командном пункте Ваенги услышали по радио его слова: «Мотор… Ракета». Это означало: «Иду на вынужденную посадку». По докладам корабельных сигнальщиков — свидетелей боя, истребитель Б.Ф.Сафонова планировал, теряя высоту, в направлении эскадренного миноносца «Куйбышев». В четырех-пяти километрах от корабля самолет упал в море. Поиски, проведенные эсминцем, закончились безрезультатно…

14 июня года отважный лётчик был посмертно награжден второй медалью «Золотая Звезда» (15 июня 1942 г. Указ о награждении Бориса Феоктистовича Сафонова второй медалью Золотая Звезда). Среди лётчиков морской авиации он стал первым в Великой Отечественной войне дважды Героем Советского Союза.

Борис Феоктистович Сафонов являлся также обладателем высшей авиационной награды Англии Большого Серебряного Креста.

Семейная жизнь

В Белоруссии Борис Сафонов встретил свою будущую жену Евгению.

С женой Евгений

28 октября 1937 года родился сын Игорь. О семейной жизни известно мало, оно и не удивительно. Вместе прожили недолго. С 40 по 41-й год семья жила в Североморске. Потом наступила война. Семья Бориса была в эвакуации в Туле, Куйбышеве, Галиче. Судя по письмам, сын Бориса Игорь уехал вместе с бабушкой и дедушкой, а жена Евгения работала зубным врачом в Североморске. В эвакуацию не ушла.

Сын Бориса Сафонова не посрамил чести отца. Свою жизнь он посвятил военному делу, окончив Ленинградское высшее инженерно-техническое училище ВМФ. Служил в Заполярье. Работал в Управлении капитального Северного флота.  Потом был ведущим инженером Военморпроекта. Сейчас  помощник депутата Мурманской областной думы.

биография

Ранняя жизнь и служение

Михаил Иванович Сафонов родился в дворянской семье 13 ноября 1893 года в Острогожске , Российская Империя . Он был сторонником русского православия . В детстве получил образование в Острогожской гимназии. Он вошел в Санкт — Peterburg «s 20 сентября 1909. Он будет служить на полдюжины кораблей во время тренировки. 21 февраля 1913 года он получил бронзовую медаль в ознаменование 300-летнего правления Дома Романовых ; в апреле 1913 г. он получил еще одну бронзовую медаль в ознаменование столетия Отечественной войны .

Служба Первой мировой войны

В мае 1914 года получил высшее образование в звании прапорщика, 2 августа 1914 года был отправлен на линкор « Громобой» . 30 сентября 1914 года его перевели на другой линкор — « Севастополь» . В сентябре 1915 года он подал заявление о переводе на авиационную службу.

24 ноября 1915 года его направили в Офицерское училище морской авиации и направили в Политехнический институт Петра Великого в Санкт-Петербурге для изучения аэродинамики . Освоив это, он переехал на зимнюю локацию школы в Баку, чтобы сдать все экзамены на квалификацию пилота. 1 декабря 1915 года он солировал.

24 февраля 1916 года Сафонов был отправлен в Службу связи Балтийского флота. В марте он оттачивал свои навыки пилотирования на Таллиннском военно-морском аэродроме. Затем ему было поручено управлять поплавковым самолетом Farman MF.11 с серийным номером . 31 для местной Третьей Авиационной Станции. 2 апреля 1916 года он был классифицирован как морской лётчик с годовым окладом 960 рублей. Авиация Балтийского флота была разделена на две авиационные дивизии. 11 августа 1916 года Сафонов был зачислен в Первый авиационный отряд (Глагол) 2-й авиационной дивизии. На летающих лодках Григоровича М-9, оснащавших этот отряд, был установлен пулемет Мадсена .

После нескольких воздушных боев, в том числе своей первой воздушной победы 9 сентября 1916 года, он был награжден орденом Святой Анны четвертой степени и орденом Святого Владимира III степени с мечами и луком. Был ранен в бою 13 сентября 1916 г., когда летел на М-9 Григоровича зав. 39.

Сафонов был назначен лейтенантом 10 июля 1917 года. Он был выбран командиром отряда Глагола 14 июля 1917 года. В тот день он одержал вторую воздушную победу, на этот раз на М-15 Григоровича , хотя вражеский самолет не был замечен. разбиться. В 11.40 7 сентября Сафонов использовал серийный номер Nieuport . НР-1 в атаке на вражеский двухместный автомобиль. Он приблизился к дистанции 50 метров и сделал короткую очередь для своей третьей победы. 25 октября Сафонов получил звание старшего лейтенанта и получил короткий отпуск. Он женился на Людмиле Щеботаревой. По возвращении в строй он был назначен командиром 2-го сухопутного истребительного отряда в Куйвастойне.

Он одержал еще две воздушные победы подряд, 16 и 17 ноября 1917 года. Однако тогда русская революция положила конец его войне; Сафонов бездействовал до тех пор, пока большевики не уволили его из армии в марте 1918 года. Когда Россия была потрясена революцией, Финляндия провозгласила свою независимость 6 декабря 1917 года. Сафонов был одним из пяти русских летчиков, к которым обратилась клика финских активистов; предложили 25 тысяч рублей и финское гражданство, если летчики будут служить в ВВС генерала Маннергейма .

11 апреля 1918 года Сафонов засадил жену в «Ньюпор-10» и отправился к финнам. Во время разведывательных полетов во время Гражданской войны в Финляндии он использовал псевдоним Микко Вуоренхеймо. Однако к лету 1918 года недоверчивые финны не выполнили свою сделку, поэтому Сафонов вырвал разрешения, необходимые для транзита через оккупированную немцами Россию и присоединения к Добровольческой армии белых русских .

После Первой мировой войны

К 1919 году Сафонов служил в Добровольческой армии из белогвардейцев под командованием генерала Антона Деникина . После поражения, продолжая карьеру странствующего пилота, Сафонов с женой уехали в Персию и Индию; В последнем Сафонов поступил на службу в Королевские ВВС . После этого в 1924 году он оказался в Китае, где организовывал авиационную подготовку ВМС Китая . В мае 1924 года, испытывая летающую лодку над рекой Мин, он погиб в авиакатастрофе. Несколько лет спустя его вдова и двое сирот переехали в Соединенные Штаты.

Личный поединок

В те же осенние дни 1941 г. Сафоновым был уничтожен известный немецкий ас. «Мессер» это летчика, на фюзеляже которого был изображен рыжий пес, держащий в зубах краснозвездный истребитель, часто видели во время атак на авиаполк. Враг держался нагло, но открытого боя избегал. Сафонов мечтал о встрече с фашистом, и однажды такой случай ему представился. Советский летчик смело навязал бой врагу, который умело выбирал выгодные для него позиции с помощью выполнения сложных пилотажных фигур. Однако уже по истечении пары минут Сафонов завел свой «Ястребок» в хвост «Мессеру» и после непродолжительного преследования произвел несколько метких очередей. Машина врага загорелась и камнем упала вниз. Немецкий летчик оставил пылающую машину и на парашюте приземлился прямо на позиции наших зенитчиков. Плененный советскими бойцами враг оказался не кем иным, как известным Вилли Френгером. На счету этого матерого немецкого аса было девятьсот боевых вылетов и тридцать шесть самолетов, сбитых над Ла-Маншем, за что военное командование наградило его двумя Железными Крестами.

Комментарии

Борис Николаевич Юрьев

выдающийся ученый-авиатор, действительный член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы

Жан-Пьер Эньере

французский офицер военно-воздушных сил и бывший астронавт Национального центра космических исследований

Вальтер «Гулле» Эзау

немецкий лётчик-ас, Испанской гражданской, а также Второй мировой войн, в течение которых он совершил около 300 боевых вылетов, одержав 127 побед в воздухе, из них 9 в Испании, 44 на Восточном фронте, а также 14 над четырехмоторными бомбардировщиками при защите Рейха

Франк Кендэл Эверест Мл.

американский летчик, участник 2-ой мировой войны, летчик-испытатель ВВС США, возглавлял Aerospace Rescue and Recovery Service, Military Airlift Command, Scott Air Force Base, Иллинойс

Леопольд Штейнбатц «Бази»

немецкий лётчик-ас истребительной авиации люфтваффе, лейтенант

Сергей Максимович Шерстобитов

военный лётчик Липецкого авиагарнизона, майор

Юрий Георгиевич Шаргин

российский лётчик-космонавт, первый космонавт космических войск РФ

Борис Григорьевич Чухновский

советский авиатор, один из первых полярных лётчиков

Дорога в небо

Для уроженца тульской деревни Синявино (нынешний город Плавск) Бориса Сафонова дорога к облакам началась в 1931 году, когда он 16-летним учеником железнодорожной школы фабрично-заводского ученичества пришел в планерную секцию Тульского аэроклуба «Добролет». Природный левша, вынужденный переучиваться на правшу, Боря превратил это в залог постоянного саморазвития. И никто из его товарищей-планеристов не удивился, когда через год Сафонова как самого выдающегося пилота планерного кружка зачислили в число курсантов, обучавшихся полетам на биплане У-2.

Командир 4-й истребительной эскадрильи 72-го смешанного авиационного полка ВМФ РККА капитан Борис Сафонов у истребителя И-16 (бортовой номер 11, летчик — старший лейтенант Александр Коваленко) на аэродроме Ваенга, 6 июля 1941 года

Природная склонность к управлению самолетами, которую демонстрировал вчерашний планерист, скорее всего, и обратила на него внимание инструктора Тульского аэроклуба «Добролет», выдающейся летчицы Валентины Гризодубовой (через шесть лет она станет первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза именно за летные достижения). Под руководством такого учителя Борис Сафонов делал невероятные успехи и всего за год стал одним из лучших пилотов клуба

Так что, когда в августе 1933 года ему пришло время уходить в армию, никто не сомневался, что он продолжит свою дорогу в небо.

Так и случилось: юношу, продемонстрировавшего выдающиеся пилотские способности, отправили учиться в 1-ю военную школу летчиков имени Александра Мясникова, располагавшуюся в крымском поселке Кача. Это стало еще одной удачей, сопутствовавшей Сафонову. Качинская авиашкола была одной из старейших в России, ведущей свою историю с 24 ноября 1910 года, и в ней работали действительно выдающие преподаватели. Но даже они удивлялись успехам молодого курсанта, который демонстрировал уникальные способности летчика. В ноябре 1934 года Борис Сафонов окончил учебу с высшими оценками по всем предметам, но особенно были отмечены в выпускной характеристике быстрая и точная сообразительность, свободное ориентирование в полете, умение держать под контролем обстановку вокруг самолета, а также «склонность к ухарству в полете». Под последним имелось в виду стремление курсанта освоить не только положенные по программе фигуры пилотажа, но и более сложные: Сафонов знал, что только владение самолетом на уровне владения собственным телом позволит ему стать настоящим летчиком-истребителем.

Фотокорреспондент Евгений Халдей делает снимок командира 4-й авиаэскадрильи 72-го смешанного авиационного полка Северного флота капитан Бориса Сафонова на фоне истребителя И-16 старшего лейтенанта Александра Коваленко, 6 июля 1941 года

Ранние годы

Сафонов родился в крестьянской семье в деревне Синявино, в настоящее время в Плавском районе в Тульской области на 26 августа 1915 г. После окончания семи классов он поступил в Тульскую Железнодорожный Техникум в конце 1920 — х годов. Во время учебы в училище он поступил в местную авиашколу, где его инструктором была Валентина Гризодубова , впоследствии ставшая прославленным военным летчиком. Он был призван в Красную Армию в 1933 году и по окончании летной подготовки в Качинском высшем военном авиационном училище был направлен в Белорусский военный округ . С 1934 года служил в 106-й истребительной эскадрилье им. Дзержинского 40-й авиационной бригады , позже — в 15-м истребительном авиационном полку имени Дзержинского. В 1939 году он вступил в Коммунистическую партию Советского Союза . В 1940 году он запросил перевод в ВВС Северного флота .

Список воздушных побед

См. Также Стандарты воздушной победы Первой мировой войны , Список летающих асов Первой мировой войны из Российской Империи

Подтвержденные победы пронумерованы и перечислены в хронологическом порядке.

Нет. Дата / время Самолет Враг Результат Место расположения Заметки
1 9 сентября 1916 г. Григорович М-9 Вражеский гидросамолет Принудительная посадка Река Ирбен, у Рижского залива
2 14 июля 1917 г. Григорович М-15 Немецкий двухместный Потерянная высота Рижский залив
3 7 сентября 1917 г., 11.40 Nieuport серийный номер NR-1 Немецкий двухместный Сбит Аренбург
4 16 ноября 1917 года в 09:15 Ньюпор NR-1 Вражеская авиация Сбит Лунный остров Разбился на Лунный остров
5 17 ноября 1917 г., 09:00 Ньюпор NR-1 Немецкий двухмоторный бомбардировщик Лунный остров

«Победа в воздухе куётся на земле»

Великую Отечественную войну Сафонов встретил, находясь за штурвалом истребителя И-16. Уже на третий день войны, 24 июня 1941 года, он сбил свой первый вражеский самолёт — бомбардировщик Хе-111. Согласно ряду свидетельств, это стало первой воздушной победой советских лётчиков в Заполярье. В газете «Краснофлотец» вышла статья с призывом «Бейте фашистов, как лётчик Сафонов!». Сам же Сафонов, спустя всего три дня, сбил ещё один гитлеровский бомбардировщик.

Несмотря на то что ситуация в Заполярье была чрезвычайно напряжённой, Сафонов находил время для анализа боёв и разработки новых тактических приёмов. Его эскадрилья, имея относительно небольшие потери, стала самой результативной в полку. При этом он умел находить подход к подчинённым. Одних он прямо во время боя обучал тактике и записывал на них сбитые благодаря его помощи самолёты врага, с другими устраивал «разборы полётов», причём порой весьма болезненные.

Также по теме


«Обращал свои способности на благо страны»: как Иван Папанин стал дважды Героем Советского Союза

125 лет назад родился дважды Герой Советского Союза, один из первых организаторов полярных исследований в СССР Иван Папанин. Хотя он…

По воспоминаниям сослуживцев, Сафонов однажды отчитал при товарищах молодого лётчика, проявлявшего в бою чрезмерную осторожность, в дальнейшем тот стал буквально образцом мужества. Сафонов не боялся брать на себя ответственность за подчинённых и защищать их, если был уверен в их правоте

Однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов выступил в его защиту и добился оправдания пилота на стадии расследования

Сафонов не боялся брать на себя ответственность за подчинённых и защищать их, если был уверен в их правоте. Однажды один из его лётчиков по ошибке сбил советский самолёт. Экипаж не пострадал, но виновного командование потребовало отдать под трибунал. Однако Сафонов выступил в его защиту и добился оправдания пилота на стадии расследования.

Особое внимание Сафонов уделял техническому обеспечению полётов. «Победа в воздухе куётся на земле

Я, например, половину сбитых мною самолётов отношу за счёт своего техника Семёнова и механика Колпакова. Сколько бы пробоин ни было в моем самолёте после боя, к следующему вылету он неизменно в полной исправности», — заявил он однажды в интервью флотской газете.

Сафонов тщательно изучал сбитые немецкие самолёты, продумывал способы их наиболее эффективного уничтожения, указывал своим подчинённым на их ошибки во время боя. Он требовал, чтобы лётчики не полагались на случайность и действовали в бою с холодной головой. Однажды он заменил пряжки на своём шлеме на кнопки и заставил всю эскадрилью сделать то же самое. Новшество позволило выигрывать более полуминуты во время взлёта по тревоге.

  • Летчик-истребитель Борис Сафонов (справа) и британские летчики 151-го авиакрыла
    Кеннет Воод и Чарльтон Ваг Хоу, осень 1941 года
  • РИА Новости

Сафонов смело атаковал превосходящего по численности противника. 8—9 августа 1941 года его подразделение отразило крупнейшую на тот момент попытку авианалёта на Мурманск, сбив сразу 13 самолётов нацистов. Согласно ряду свидетельств, когда гитлеровские лётчики видели самолёт Сафонова, они сообщали об этом по рации и ретировались с места боя.

«Не припомню ни одного случая, чтобы фашист, с которым вступил в бой командир, смог уйти целым и невредимым. Много новых, никогда и никем не применявшихся тактических приёмов преподал нам Борис Феоктистович. Учил нас внезапному удару, быстроте манёвров», — вспоминал лётчик Пётр Семёненко.

16 сентября 1941 года Борису Сафонову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Осенью 1941 года был сформирован новый, 78-й истребительный авиационный полк Северного флота. Его командиром был назначен Сафонов. В полк были переданы предоставленные британской стороной истребители Hawker Hurricane. Сафонов положительно оценил их лётные характеристики, но был крайне недоволен вооружением. Под его руководством советские техники установили на английские самолёты отечественные пушки и пулемёты.

«Важной частью деятельности сафоновцев стало сопровождение в северных водах западных конвоев», — отметил Юрий Кнутов

  • Борис Сафонов
  • РИА Новости

Биография

Тульская губерния, село Синявино — это место, где 26.08.1915 г. родился Борис Сафонов. Отец и мать будущего героя были простыми крестьянами.

После окончания с отличием школы-семилетки Борис поступил в ФЗУ (школу фабрично-заводского ученичества). Данное учебное заведение готовило специалистов, знающих паровозное дело. В этой школе парень вступил в ряды ВЛКСМ.

Борис Сафонов, биография которого считалась обычной для его сверстников, скорее всего, стал бы железнодорожником. Однако Ленинский комсомол, членом которого он являлся, объявил о своем шефстве над авиацией. И тогда тысячи юношей и девушек устремились в небо. Среди них был и Борис Феоктистович Сафонов. Он стал членом кружка, организованного при школе Осовиахима, впоследствии ставшей Тульским аэроклубом. Именно здесь будущий военный летчик Сафонов приобрел качества, весьма необходимые для пилота. Это уверенность в своих силах и самостоятельность, дисциплинированность и выдержка.


Далее молодой парень благополучно прошел медицинскую комиссию и стал учеником летчика в аэроклубе Тулы. Он много и усердно занимался теорией наземной подготовки. Даже перед сном, уже лежа в постели, Борис мысленно перебирал в памяти все детали приборной доски, которая находится в самолете перед пилотом. Так он закреплял свои знания, полученные во время занятий. Далее были самостоятельные полеты, во время которых Сафонов проявил свой незаурядный талант.

Тульская губерния – место, где родился, вырос и учился будущий орденоносец, была покинута им в августе 1933 г. Это случилось после успешного окончания парнем аэроклуба, когда Борис по направлению командования попал в Качу. Здесь готовили военных летчиков.

Память о герое

Жизнь Бориса Феоктистовича была недолгой. Но прожил он не напрасно. Он обучил пилотажному мастерству и воздушному бою многих летчиков, впоследствии ставших Героями Советского Союза.

Уничтожил множество вражеских самолетов и в группе, и лично. По некоторым данным, за 11 боевых месяцев сбил около 40 машин. По официальным данным – 25. Совершил 234 боевых вылета.

Летчик Борис Сафонов

Точное место гибели героя известно. По приказу Командующего флотом корабли отдают честь летчику, приспуская флаг, когда проходят через эти воды. Именем Бориса Сафонова назван поселок в Мурманской области (п. Сафоново), улицы в городах Североморск, Мурманск, Заполярный, Краснодар, Владивосток, Нижний Новгород.

Бюсты Сафонова установлены в Североморске, в поселке Сафоново, Мурманске, Плавске, на аэродроме Североморск-1. Тяжелый перехватчик МИГ-31 Печенгского ИАП носит имя героя. С 2006 года передан в музей ВВС и установлен в п. Сафоново. В 2015 году выпущена марка и почтовый конверт с изображением дважды Героя Б.Ф. Сафонова.

Список воздушных побед

Список воздушных побед Б. Ф. Сафонова

(на основании записей в лётной книжке)

№ п/п Дата победы Тип самолёта противника Место победы Тип своего самолёта
1 24.06. Хе-111(в действительности это был Ю-88 из состава 6./KG30) губа Большая Волоковая И-16 тип 24
гр.

(1/3)

27.06. Хш-126 сев. п. Титовка
2 16.07. Хш-126 Ура-губа И-16 тип 28
3 17.07. Ю-87 зап. п. Мурмаши
4 18.07. Ю-88 вост. аэродром Ваенга
5 25.07. Ю-88 Цып-Наволок
6 05.08. Ме-109 аэродром Ваенга
7 06.08. Ю-88 о. Малый Олений — Териберкой
8 09.08. Ю-88 юго-вост. оз. Кядел-Явр
9 23.08. Ю-88 оз. Куырк-Явр
гр.

(1/3)

26.08. Ю-88 Ваенга — Луостари
гр.

(1/3)

Ю-88 Ваенга — Луостари
гр.

(1/3)

Ю-88 Ваенга — Луостари
10 27.08. Хш-126 Ура-губа
гр.

(1/6)

02.09. Ме-109 Мурманск
11 09.09. Ю-87 зап. оз. Ура-Губское
12 15.09. Ме-110 Западная Лица
13 Хш-126 оз. Куырк-Явр
14 Ю-87 оз. Куырк-Явр
15 17.12. Ме-109 юж. Лопаткина губа «Харрикейн» Mk.IIb
16 31.12. Хе-111 сев.-зап. о. Кильдин
17 17.05. Ю-88 Мурманск P-40E
18 30.05. Ю-88 Конвой PQ-16
19 Ю-88 Конвой PQ-16
20 Ю-88 Конвой PQ-16
  1. ↑ Групповая победа.
  2. ↑ Предположительная победа.

Всего воздушных побед: 20 + 5 (из них 6 + 0 сбито предположительно);боевых вылетов: 234