Почему распалась киевская русь? предпосылки и последствия

Оглавление

Княжение сыновей Ярослава Мудрого

После смерти Ярослава Мудрого (1054 г.) признаки раздробления государства стали еще более очевидны. У него было пять сыновей. Умирая, князь завещал им подчиняться старшему брату

Изяславу. Сыновья выполнили предсмертный наказ отца: они разделили между собой княжества и более 15 лет правили ими в мире и согласии. А великокняжеский престол занял Изяслав Ярославич. В 1068 г. он с братьями Всеволодом и Святославом проиграл сражение половцам и по решению народною вече был изгнан из Киева.

Святослав Ярославич с семьей. Миниатюра из «Из сборника Святослава». 1073 г.

Престолом же завладел князь Всеслав Полоцкий по прозвищу Чародей. Через год при помощи польского короля, приходившегося ему племянником, Изяслав вернул себе власть.

В 1073 г. братья Ярославичи впервые серьезно разругались, и Святослав с Всеволодом изгнали Изяслава из Киева. После этого союз Ярославичей распался. Святослав занял киевский престол, а Всеволод отошел в тень. Святослав попытался распространить свою власть на всю Русь.

Но эти усилия были уже исторически обречены на неудачу. Непосредственной причиной тому были постоянные усобицы между братьями. К этой борьбе они пытались привлекать союзников из Европы: польского князя Болеслава Смелого, германского императора Генриха IV и даже Папу Римского Григория IV. Ярославичи часто сменяли друг друга на великокняжеском престоле. И только после смерти в 1076 г. Святослава и гибели в бою в 1078 г. Изяслава престолом на долгий срок (1078—1093 гг.) завладел Всеволод Ярославич.

Это интересно: Распад Российской империи: кратко

Распад Руси и всемирная история

Представители академической науки единогласны в том, что этап феодальной раздробленности – закономерная и неизбежная часть истории любого феодального государства. Распад Руси сопровождался полной утратой единого общерусского центра и мощнейшими внешнеполитическими потрясениями. Многие считают, что именно в этот период три восточнославянские народности ярко выделились из ранее единой древнерусской народности. Хотя централизованные государства на территории Руси начали формироваться уже в ХIV веке, последние удельные княжества были ликвидированы только в конце ХV столетия.

Литература

В XII-XIII вв. основными памятниками литературы Древней Руси остаются летописи, продолжает развиваться местное летописание. Центр летописания и литературы на Руси перемещается из Новгорода и Киева на окраины. Каждый князь считает почетным иметь при своем дворе летописца, что повышает интерес народа к созданным ими произведениям. Местные летописцы описывали в основном события, очевидцами которых являлись, но были и исключения. Так, стремление владимирских князей приобрести главенствующее положение на Руси, отражалось и в летописях. Летописцы пытаются представить историю Владимирского княжества в рамках общей истории Руси. В созданных ими летописях владимирский князь представляется законным приемником князя киевского.

Значительно отличались произведения литературы Древней Руси киевского периода от тех шедевров, которые были созданы в эпоху раздробленности. Отличия проявлялись также и на местном уровне. Так, основной новгородских летописей стали события городской жизни, летописцы писали о простых людях, боярах и купцах, о князе и его семье рассказывалось немного. Летописи Новгорода написаны в светской манере, слог деловой, простой, церковные термины отсутствуют.

Летописцы Галицко-волынского княжества больше внимания уделяют приданию поэтичности своим произведениям. Главная тема летописей – борьба между князьями и непокорными боярами.

В литературе Киевской Руси возникают новые направления и жанры. У простых людей особую популярность приобрели поучения. Известнейшим памятником литературы Руси становится «Поучение детям» Владимира Мономаха

В этом произведении поднимаются важные для Руси вопросы объединения, важности соблюдения традиций. Рассказывая о своей жизни, князь пытается убедить читателя в важности семейных ценностей, праведной жизни и почтения к старшим

По примеру Владимира Мономаха поучения начали писать и другие князья.

Слово о полку Игореве

Значительное место в литературе Руси 10-13 века занимает «Слово о полку Игореве». Сам термин «Слово» чаще всего употребляется в заглавии различных сочинений. Изначально такие сочинения предназначались для произнесения в храме и впоследствии стали основой для церковной проповеди. Примером является «Киево-Печерский патерик», бывшим сборником повествований о жизни в монастыре. Он стал первым, созданным именно на Руси патериком. В произведении описана жизнь русских людей и отражен настоящий быт монастыря, занимавшего значительное место в развитии древнерусской культуры.

«Слово о полке Игореве» является самым успешным из светских произведений такого рода. Оно написано в 80-е гг. XII в. и описывает переживания, которые терзали сердца русских людей после неудачного похода новгородско-северского князя Игоря на половцев. Поход был совершен в 1185 г., но память о нем еще долго хранилась среди потомков. «Слово…» является выражением стремления народа к единению. Форма изложения – стихотворная, поэтическая.

Автор произведения «Слово о полку Игореве» остался неизвестен, но сделанная им попытка осмыслить судьбу Руси в рамках существующей раздробленности, имела огромное значение. Причину гибели князя и его войска он видит в усобице. «Слово о полку…» призывает к прекращению борьбы между князьями. В произведении «Слово о полку Игореве» рассказывается о величии единого государства и беде, которая постигает всех стремящихся к распрям и раздорам, великих князьях, ратующих за единство страны. Использование в «Слове…» образов исторических персонажей было редкостью для того времени. Чаще всего авторы приводили в качестве примеров события из Библии или римско-византийской истории.

Не менее значимым произведением светской литературы второй половины XII в. является «Слово Даниила Заточника». Автор его происходит из Северо-Восточной Руси, он дворянин, служивший при дворе Андрея Боголюбского, но попавший в немилость и пытающийся посредством «Слова…» объяснить князю мотивы своих поступков и вновь заслужить его расположение.

В начале XIII в. появляется вторая редакция «Слова…». Новое произведение называется «Моление Даниила Заточника». Автор обращается к переяславскому князю Ярославу Владимировичу, рассказывает о своем понимании сути жизни, хорошем правителе и о том, каким должен стать человек. Хороший князь обязан беспокоиться о подданных, защищать слабых. Человек должен быть подобен библейскому Самсону по силе, а в храбрости и благородстве не уступать Александру Македонскому, иметь ум Иосифа, мудрость Соломона и быть хитрым, как Давид.

Появление «Слов…» и «Моления…» являются показателем высокого уровня культуры Древней Руси.

Битва на реке Супой

В 1135 году в Переяславле стал княжить сын Мономаха Андрей Добрый. На него тут же пошёл войной Всеволод Ольгович, призвав в союзники половцев. Ярополк поспешил на помощь брату. Как записано в Иоакимовской летописи, «Ярополк, спеша к Переяславлю, не дождавшись войск, ни даже готовности к бою не имея, ехал, как на пир». Всеволод Ольгович решил встретить его на реке Супой. Увидев противников, Ярополк «вооружась, смело на них наступил». Поначалу у киевского князя были все шансы взять верх, его дружине даже удалось обратить бегство половцев. И тут случилось непредвиденное: воеводы Ярополка, решив, что уже победили, и не заметив, что их князь крепко увяз в схватке, пустились в погоню за половцами. Когда же они вернулись, то поняли страшную ошибку: брошенная ими княжеская дружина была разбита, а силы противника устремились на них самих. В этой битве полегло немало знатных киевских мужей, и многие попали в плен. В руках Всеволода Ольговича оказалось знамя великого князя киевского. Поражение на Супое вынудило Ярополка просить мира. Ольговичи великодушно согласились, потребовав в качестве контрибуции Курск и часть переяславльской земли.

Причины распада

Период раздробленности характерен для большинства раннесредневековых держав. Это закономерный этап развития, обусловленный рядом экономических, политических и социальных причин. Историки выделяют следующие причины распада Древнерусского государства:

  1. Господство натурального хозяйства, и, как следствие, слабость экономических связей. Княжества могли существовать самостоятельно, без управления из центра и взаимодействия друг с другом, так как натуральное хозяйство обеспечивало жителей всем необходимым для проживания.
  2. Рост городов. Строились новые крупные города, которые становились центрами удельных княжеств. В них развивались ремесла, торговля, культура. Местная знать не была заинтересована в сильном централизованном управлении, к тому же по мере ослабления Киева значение новых городов возрастало.
  3. Укрепление удельного, княжеско-боярского землевладения. Интенсивное развитие системы феодального землевладения привело к увеличению числа крупных, экономически самостоятельных земельных вотчин. Крупные влиятельные феодалы не желали делиться властью и доходами с киевским князем.
  4. Усиление политической и военной независимости удельных земель. Развивался местный аппарат управления вотчиной, местной власти было проще решать появляющиеся проблемы – недовольство крестьян, неурожаи и прочее. Удельные князья и бояре нанимали собственные дружины, что давало военную независимость.
  5. Междоусобная борьба за власть. Увеличение количества наследников княжеских родов привело к обострению борьбы за власть и земли. Желание наделить уделами всех наследников приводило к дроблению земель, а сложная система наследования провоцировала постоянные конфликты в борьбе за княжеские престолы.
  6. Отток населения из киевских земель из-за постоянной угрозы нападений кочевников. Население окраинных земель, постоянно подвергавшихся грабительским набегам половцев, переселялось в безопасные северо-восточные земли. Эта вынужденная миграция значительно ослабила Киев.
  7. Упадок торговли по Днепру. Знаменитый торговый путь «из варяг в греки», служивший источником обогащения киевских земель, потерял свое значение после ослабления Византии, товарооборот значительно снизился. Серьезной опасностью для торговцев были нападения половцев.
  8. Усмирение половцев Владимиром Мономахом. Общая опасность на время сплотила разрозненные княжества, но после ее ликвидации исчезла необходимость объединения и централизованного управления. Исчезновение внешней опасности дало возможность удельным княжествам направить все ресурсы на собственное развитие.

Причины раздробленности

Подъем экономики Киевской державы шел на фоне продолжавшегося расширения ее территории за счет дальнейшего освоения Восточно-Европейской равнины.

Выделение отдельных княжеств, процесс их кристаллизации в рамках Киевского государства подготавливался издавна.

Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития по восходящей линии. Повсеместно распространилось пахотное земледелие. Совершенствовались орудия труда: археологи насчитывают более 40 видов металлических орудий труда, применявшихся в хозяйстве. Даже на самых отдаленных окраинах Киевской державы сложились боярские вотчины. Показателем подъема экономики явился рост числа городов. На Руси накануне монгольского вторжения было около 300 городов — центров высокоразвитого ремесла, торговли, культуры.

Княжеские и боярские вотчины, как и крестьянские общины, платившие подати государству, имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, теперь больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве.

Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть. В разных землях-государствах она разрешилась по-разному. Например, в Новгороде, а позднее в Пскове установились боярские республики. В других землях, где князья подавили сепаратизм бояр, власть утвердилась в форме монархии.

Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси, нужны были новые формы политической организации государства с учетом сложившегося соотношения экономических и политических сил. Такой новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию.

Киевское княжество

Киевское княжество, подвергавшееся опасности со стороны кочевников, потеряло прежнее значение в связи с оттоком населения и падением роли пути «из варяг в греки»; однако все же оставалось крупной державой. По традиции князья еще соперничали за Киев, хотя влияние его на общерусскую жизнь ослабло. Накануне монгольского нашествия в нем утвердилась власть галицко-волынского князя Даниила Романовича. В 1299 г. русский митрополит переносит свою резиденцию во Владимир-на-Клязьме, как бы утверждая новое соотношение сил внутри Руси. Монгольское вторжение с востока, экспансия католической церкви с запада, изменения в мире (ослабление Византии и т. д.) во многом определили характер дальнейшего развития русских княжеств и земель — преемников Киевской державы.

Хотя внутри Руси уже не было политического единства, объективно сохранялись факторы будущего объединения: единый язык, единая вера, единое законодательство, общие исторические корни, необходимость обороны страны и выживания на огромной территории с резко континентальным климатом, редким населением, мало плодородными почвами при отсутствии естественных границ. Идея единства Руси продолжала жить в сознании людей, а опыт совместной исторической практики лишь подтверждал необходимость единства. Призыв автора «Слова о полку Игореве» к внутреннему миру и согласию в борьбе с кочевниками в тех условиях набатом звучал как призыв к единению Руси.

Хронология

Период, когда единое древнерусское государство распалось на отдельные русские княжества, называется удельным или периодом феодальной раздробленности на Руси. В отношении терминов у историков нет разногласий. Однако есть споры по поводу отправной точки процесса распада страны. По вопросу хронологических рамок существует пять различных мнений:

  • Начало периода удельной Руси связано со смертью и завещанием Ярослава Мудрого (А. Кузьмин, Н. Карамзин);
  • Созыв Любеческого съезда в 1097 году, когда потомки Ярослава Мудрого договорились о содержании собственной вотчины, – исходная точка процесса развала единого государства (В. Кобрин, К. Базилевич);
  • Смерть киевского князя Мстислава Великого в 1132 году привел к началу деления государства (О. Рапов, Б. Рыбаков);
  • Монгольское нашествие на Древнюю Русь (1237-1241 годы) запустило процесс разложения государства (В. Кожинов);
  • Сам факт существования единого Древнерусского государства до татаро-монгольского ига подвергается сомнению (И. Фроянов).

Рис. 1. Киевский великий князь Ярослав Мудрый

Последствия феодальной раздробленности на Руси

Наиболее негативно раздробленность сказалось на оборонной способности русских князей. Русь стала уязвимой для внешних угроз, так как основными силы были положены на войны между князьями за влияние.

Из-за утраты обороноспособности под ударом половецких племен было захвачено Тмутараканское княжество.

В начале тринадцатого века Киевская Русь состояла уже из пятидесяти небольших княжеств, у каждого из них был свой князь.

У феодальной раздробленности были, как и положительные последствия, так и отрицательные. Главным положительным последствием следует считать экономическое развитие отдельных княжеств. Они существенно превосходили Киевскую Русь по уровню развития хозяйства, культуры, а также в социально-политическом развитии. В этот период развиваются некоторые города, а Киев перестает быть ключевым городом.

Однако отрицательных последствий феодальной раздробленности на Руси значительно больше. Как говорят летописи, дробление с каждым годом только усугублялось, и уже на конец тринадцатого века Русь состояла из более двухсот княжеств. Каждый из князей хотел занимать господствующее место, что очень часто приводило к войне между княжествами.

Военный потенциал из-за таких внутренних войн настолько ослаб, что Русь уже не могла защитить себя от вторжения монголов.

Во время нашествия монгол на Русь князья все-таки объединились для совместной борьбы, однако их споры не дали им возможности действовать вместе. Каждый князь считал, что сможет победить монголов в одиночку и это привело их к гибели.

Одним из решающих сражения между монголами и князьями произошло на реке Калка в мае 1223 года.

Русские князья имели в своем распоряжении больше войск, нежели монголы, но из-за разрозненности они не смогли организовать свою атаку. Монголы же действовали слаженно и сумели одержать победу. Примерно 910 русской армии погибло, были убиты двенадцать русских князей. Это был сокрушительный удар, после него военная мощь уже не было столь внушительной.

В конечном итоге феодальная раздробленность Киевской Руси привела к утрате свободы – Русь была поделена между несколькими государствами. Хотя Галицко-Волынское княжество еще продолжало сопротивляться Золотой Орде и крестоносцам с Запада, уже в четырнадцатом веке, вся земля Руси была разделена между Литвой и Золотой Ордой.

Начало распада Древнерусского государства

Считается, что распад на княжества начался при Ярославе Мудром (1019-1054) и усилился после его смерти. Процесс при Владимире Всеволодовиче Мономахе (1113-1125) — внуке Ярослава Мудрого — приостановился за счет силы его авторитета.

В 1097 г. по инициативе князя Владимира Всеволодовича был организован Любечский съезд князей, на котором приняли два решения:

  • прекратить княжеские усобицы;
  • ориентироваться на принцип «Князья должны править только на тех землях, которые принадлежали их отцам».

Этим раздробленность земель Руси была практически узаконена.

Это интересно: 1313,Основные предпосылки Крымской войны

Необратимые процессы

Хотя князь Всеволод Ярославич и одержал победу, восстановить прежнее значение Киева ему не удалось. Времена переменились, и он был вынужден идти навстречу требованиям местной знати. А чего хотела феодальная знать? Независимых от Киева собственных вотчин-княжений.

И в этом противостоянии Всеволод проиграл. Отдельные княжества усилились настолько, что управлять ими из Киева стало невозможно. Феодалы в своих землях создавали нечто подобное государственному управлению, что обеспечивало им власть над населением. На место относительно единому древнерусскому государству пришла «самостийность» княжений-вотчин. Неизбежным следствием стали феодальные войны.

Потерявшая свое недавнее единство Русь вступила в полосу нескончаемой борьбы феодалов за земли-княжения, за укрепление своей власти и самостоятельное, независимое от киевского правления развитие своих территорий. Результатом тяжелых феодальных войн стало феодальное раздробление Руси в XII в., длившееся более 400 лет.

Тем не менее в начале XII в. была сделана попытка восстановить прежний политический устой.

Княжеские съезды

В 1094—1099 гг. русские князья (внуки и правнуки Ярослава Мудрого) погрязли в кровавых междоусобных конфликтах, и в это же время резко увеличилось количество опустошительных набегов на Русь половецких кочевников. Древнерусское государство оказалось на грани краха.

Половцы. Миниатюра из «Радзивилловской летописи».

Чтобы остановить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами, князья время от времени собирались вместе. Так, в 1097 г. шесть самых влиятельных князей собрались в городе Любеч на Днепре. По инициативе Владимира Мономаха съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Иначе говоря, съезд решил, чтобы каждый из князей «держал» свою вотчину, то есть полученную от отца землю, и не посягал на владения других князей. Это означало возникновение нового политического строя на Руси. Также князья согласились признать Святополка Изяславича великим князем. Таким образом, русская земля была разделена на семь вотчин (седьмая принадлежала полоцкому князю Бсеславу, не приехавшему на съезд), однако все еще формально оставалась под властью великого князя.

После Любечского съезда на Руси началась очередная междоусобица, переросшая в масштабную войну в западных княжествах. Она окончилась в 1100 г. съездом в Уветичах.

Долобский съезд князей — встреча князя Владимира Мономаха с князем Святополком. А. Кившенко. Из книги Н. И. Кутепова «Великокняжеская и царская охота на Руси с X по XVI век. Исторический очерк». Этот княжеский съезд состоялся в 1103 г. у Долобского озера. На нем обсуждался вопрос о совместных действиях против половцев. В необходимости этого Владимир Мономах долго убеждал Святополка

Тенденции к раздроблению

Отношения Ярослава с братьями стали первыми признаками дробления древнерусского государства. Это явление получило название феодальной раздробленности. Предпосылками послужили изменения в политической и экономической структуре государства. Понятно, что Киев боролся за его целостность. Однако рост городов, крупного землевладения и связанное с ним политическое усиление местной знати в конце концов привели к раздроблению огромного, но непрочного государства.

Местные князья, знать и духовенство стремились к обогащению, захвату земли и подчинению себе рабочей силы. В плане политическом этот процесс выразился в укреплении и обособлении отдельных земель и, в конечном счете, отпадении их от власти киевского князя. Стоит отметить, что подобные явления имели место и в средневековой Западной Европе.

В XI в. во главе государства по-прежнему стоял киевский князь. Однако отношения между ним и близкой к нему крупной знатью изменились. Его дружинники превратились в землевладельцев, постепенно сливаясь с земским (местным) боярством. Они теперь не особо зависели от великого князя экономически и служили ему на обычных вассальных условиях. Л потому князь вынужден был считаться с ними в куда большей степени, чем раньше. Чтобы как-то заставить бояр служить себе, он раздавал им земли, чем содействовал еще большему их обогащению.

Крупные бояре поступали в точности так же, как и князья: окружали себя вассалами, обретая таким образом большую политическую силу. По мере усиления отдельных княжеств и образования новых политических и экономических центров на русской земле Киев постепенно утрачивал свой привилегированный статус. Отдельные княжества уже начали отказываться от выплаты дани Киеву, который стал терять свои прежние экономические ресурсы и, соответственно, власть.

Киевский князь по-прежнему оставался главой русского войска, но стали меняться принципы его формирования. Вместо княжеской дружины и «воев» появляются вооруженные отряды, приводимые вассалами по требованию князя.

Факторы единства

Дезинтеграция имела положительное значение благодаря сохранению принципа единения. На общность земель и отличие Руси от православных стран указывают следующие обстоятельства:  Титул киевского князя. Киев по-прежнему именуют «матерью городов».  Княжеский род.  Церковь во главе с митрополитом, резиденция которого переносится во Владимир, а в 1325 г. в Москву. В XV в. завершающий раздел на Московскую и Киевскую митрополии.  Общие события истории.  Рассматривание себя народами в качестве одного этноса.

Предпосылки

По мнению историков, политическая раздробленность Древнерусского государства – явление неизбежное. В XI веке Русь представляла из себя территорию из обособившихся земель, каждая из которых имела своих князей и бояр. Местные власти тяготились зависимостью от Киева и вели свою внутреннюю политику. Кроме того, внешние набеги половцев постепенно привели к ослаблению южных земель, население которых передвигалось в западные и восточные окраины.

Начало процесса раздробленности тесно связано со смертью Ярослава Мудрого. В соответствии с завещанием правителя власть была поделена между его сыновьями:

  • Старший Изяслав получил Киев и Новгород.
  • Святославу отошли Чернигов, Рязань, Тмутаракань, Муром.
  • Всеволод унаследовал Ростов и Переяславль.
  • Вячеслав – Смоленск.
  • Игорь – Полынь.

Согласно заветам отца вначале правления братья жили дружно, но постепенно между их семьями начали вспыхивать конфликты. Борьба за власть быстро опустошенные княжеские владения и они стали «легкой добычей» для половцев. Враги захватывали пограничные земли и постепенно продвигались вглубь государства.

Ожесточенная борьба за киевский престол продолжалась почти 100 лет.

Остановить междоусобные войны решился внук Ярослава Мудрого — Владимир Мономах. В 1097 году он собирает Любечский съезд князей и принимает решение передавать земли для правления по наследству. Это означало, что сыновья могли управлять только землями своих отцов. Однако закон наследования действовал недолго и борьба за власть между князьями и боярами продолжилась.