Оглавление
Концептуализм в работах Родченко
Наиболее характерно концептуальные идеи художника проявлялись в работах над конструкциями из трехмерных элементов. Мастер много трудился над изделиями из гипса, картона, железа, стекла и винила, создавая пространственные конструкции, наполненные художественной оригинальностью и философским смыслом.
- 1918 – «Складывающееся и разбирающееся» — в работе были использованы картонные фигуры, соединенные по методу пазового крепления.
- 1921 – «Плоскости, отражающие свет» — композиция, выполненная из одинаковых по размеру различных геометрических фигур, выкрашенных серебряной краской и подвешенных к специальной рамке.
- 1921 – «По принципу одинаковых форм» — серия работ из сложенных в различные фигуры одинаковых деревянных брусков. В каждой фигуре было использовано отличное от других построение брусков.
Ранние годы Родченко
Александр Роденко родился 5 декабря 1891 года в Петербурге, в семье театрального декоратора и прачки. С ранних лет мальчик был связан с миром искусства: семья жила над театром, поэтому на улицу они выходили через сцену. «Закулисная жизнь» быстро наскучила ему, идти по стопам отца он не хотел. Да отец и сам надеялся, что сын получит «настоящую» профессию. После переезда в 1901-м году в Казань Родченко стал учиться на зубного техника и несколько лет работал по специальности, но врачебное дело было ему не по душе.
В 1911-м году Александр бросил профессию, чтобы стать вольнослушателем в Казанской художественной школе. У юноши не было свидетельства об образовании после четырех классов церковно-приходской школы, поэтому он не мог поступить на полное обучение. Тем не менее через год успешной учебы вольнослушатель Родченко сдал экзамены и поступил в класс живописи.
Ученики Казанской художественной школы. Александр Родченко — во втором ряду третий слева
В 1913-м году в училище Родченко познакомился с Варварой Степановой, своей будущей женой и соратницей. Варвара, увлеченная модерном и экспериментами с формой и цветом, вместе с мужем в будущем станет у истоков конструктивизма. Они будут организовывать выставки, участвовать в художественных объединениях, искать и развивать свой стиль.
«У нас будет фантастическая обстановка, не правда ли, Нагуатта, мы будем жить странно? Действительность сделаем грезой, а грезу — действительностью… Жить в своем собственном мире, где нет никого, кроме нас!» Так писал Родченко своей возлюбленной во время долгой разлуки, когда Степанова одна уехала покорять Москву. С тех пор в переписке Варвара всегда оставалась в образе королевы Нагуатты, а Родченко — Леандра Огненного. В минуты разлуки они писали друг другу сонеты в патетическом возвышенном стиле, используя символы и метафоры, создавая в стихах свой собственный мир.
В будущем супруги будут работать как единый творческий организм, вдохновляя друг друга в авангардной репортажной фотографии и в агитационной моде и текстиле, в которой работала Варвара. Художница придумывала орнаменты для повседневной одежды и разрабатывала практичную форму для рабочих.
Где бы ни жили Родченко и Степанова, их дом становился творческой мастерской, пространство напоминало производственный цех, где каждый день создавалось что-то новое, производились «опыты для будущего».
Варвара Степанова. Карикатура на себя и Александра Родченко, 1920 год
1914 год стал поворотным в судьбе Родченко: он познакомился с творчеством кубофутуристов Давида Бурлюка, Василия Каменского и Владимира Маяковского на их выступлениях в Зале Дворянского собрания в Казани. На тот момент российский кубофутуризм, соединив принципы итальянского футуризма и французского кубизма, был популярным художественным направлением. Беспредметное искусство без правил и канонов привлекало и казанского студента, уставшего от классического образования.
Вдохновленный выступлениями Бурлюка, Маяковского и Каменского, Родченко начал заниматься футуристическим искусством. Он стал не просто поклонником футуристической живописи — он стал приверженцем. Он стремился «освободить живопись» от формализма, работая только с пространством и формой: «Я предпочитаю видеть необыкновенно обыкновенные вещи… Нашел путь единственно оригинальный. Я заставлю жить вещи, как души. Я найду в людях вещи…».
Александр Родченко. Девушка с цветком, 1915 год
Конструктивизм и «конец живописи»
В октябре 1917-го года авангардисты начали активно сотрудничать с большевиками. Они создали профсоюз художников-живописцев, в котором Родченко занял место секретаря Молодой Федерации. Он поддерживал молодой большевистский режим, был сторонником левых идей, участвовал в большинстве художественных партийных проектов. Несколько лет Александр работал в Наркомате просвещения, затем стал членом Живскульптарха (комиссии при Наркомате, которая разрабатывала стилистический язык советской авангардной архитектуры), был одним из организаторов РАБИС — Союза работников искусств. В то время сами художники определяли, как будет развиваться советское «искусство для народа».
В Живскульптархе Родченко разрабатывал концепцию «города с верхним фасадом». Он верил, что в будущем, благодаря новым технологиям, люди будут летать над городом и любоваться городским пейзажем с непривычного для них ракурса — сверху. Он проектировал конструкции, переходы и висящие блоки на крышах и стенах зданий, которые и должны были стать «верхним фасадом города». Такая перспектива открывала бы для зрителя уникальные виды, новый взгляд на повседневность.
В 1920-м году сформировалось первое конструктивистское объединение — группа нового художественного видения в советской России. Ее участники считали, что творчество должно быть утилитарным, то есть практичным и удобным, а форма вещей максимально простой и запоминающейся. Советское правительство поддерживало эти идеи, потому что такой взгляд соответствовал большевистской идеологии об искусстве для народа — «производственном искусстве».
В 1921-м году Родченко объявил о «конце живописи»: «Я довел живопись до логического конца. Я выставил 3 холста: красный, синий и желтый. Все кончилось». «Искусство ради искусства» умерло, утверждал автор, наступил новый этап в жизни страны.
Александр Родченко. Красный. Желтый. Синий, 1921 год
В то же время Александр Родченко начал преподавать во е — на Высших художественно-технических мастерских. Преподаватели-конструктивисты обучали «производственному искусству»: учили проектировать многофункциональные предметы, используя возможности формы и трансформирующейся структуры. Красота нового искусства рождалась из практичности и удобства. Многие выпускники курсов ВХУТЕМАС стали ведущими советскими дизайнерами.
Родченко втянулся в спорт со временем. В СССР был культ физкультуры
В 20-30-х годах Александр построил карьеру как фоторепортер, работал в журналах «Красное студенчество», «Огонек», «30 дней», «Радиослушатель», «Прожектор», «Смена», «Книга и революция», «За рубежом», «Борьба классов», «Коммунистическая молодежь» и других. В этот период начал делать и спортивные репортажи.
Практически все десятилетие он делал репортажи с физкультурных парадов и мероприятий по всем видам спорта (от фехтования до футбола).
Александр Родченко. «Девушки с платками». 1935 год
Важно заметить, что культ спорта и физкультуры в СССР был важной частью идеологии, он служил пропагандой коммунистического строя. С этой целью строили стадионы, спортзалы, делали агитплакаты, проводили парады и спартакиады
Ценилась хорошая физическая форма, на производствах выделялось время для гимнастики, а молодежь боролась за значок ГТО.
Александр Родченко. «Спортобщество «Динамо». 1935 г
Даже спортивные репортажи Родченко делать не протокольно
Обратите внимание, как он заснял спортивную колонну. На фото есть фирменный ракурс «сверху-вниз», дающий более раскрытую перспективу
Плюс фирменная диагональ, добавляющая динамики. Композиция смотрится органично, несмотря на банальную тематику.
В спортивных фото своя специфика. Акцент с ракурсов смещается на само действие в кадре, на динамику событий, эмоции. Поэтому спортивные кадры Родченко критиковали реже, но иногда все же разносили.
В 1934 году, а выставке появились три фото Родченко из серии «Прыжок в воду». Вверху висел снимок, на котором изображен сгруппировавшийся пловец, как бы улетающий в небо. Ниже — снимок спортсмена, летящего над водой по дуге. И самом низу — фото прыгающего в воду пловца, инструктора Астафьева.
За последний снимок Родченко раскритиковали, утверждая, что фотография убита «физиологической деталью». Потом выяснилось, что критиковавшему снимок автору не понравились волосатые ноги спортсмена.
Александр Родченко. «Прыжок в воду». 1932 (1934) год
Получилось уникально, Родченко удалось составить рассказ из фото, где каждый снимок стал частью целого.
Еще Родченко критиковали за снимок «Физкультурники» («Дорогу женщине»). Александр непопсово заснял две шеренги: его привлек момент оживления парней, когда мимо них проходили девушки.
Александр Родченко. «Физкультурники»
Фотограф Федор Кислов в рецензии написал, что Родченко показал то, чего не стоило: «Физкультурники стоят нестройно, расхлябанно. В таких снимках нужно уметь показать дух коллективной спайки, дисциплину».
В работах Родченко можно увидеть общую черту — кадр компонуется с геометрическим уклоном (да-да, влияние конструктивизма)
Обратите внимание на следующую серию фото
Александр Родченко. «Значок ГТО». 1936 год
Александр Родченко. «Ритмическая гимнастика». 1936 год
Постепенно складывается канон сюжетов для определенных моментов соревнования — прыжок вратаря, финиш гонки. Родченко тоже делал такие фото.
Вот спортсмен успешно преодолевает преграду.
Фирменный ракурс «снизу-вверх».
***
Любимой игрой Родченко был футбол, что отразилось в его творчестве. Его увлечение поддерживала жена Варвара Степанова, она даже проектировала контрастную форму (и не одну) для футболистов.
Любовь к футболу Родченко отразил в нескольких рисунках.
Александр Родченко. «Футбол». 1937 год. Бумага, акварель
Александр Родченко. «Футбол». 1940 год. Станковая графика
Путь в фотографию Родченко начинал с фотомонтажа — он первым в СССР начал иллюстрировать книги о оформлять обложки с помощью этого приема. Он делал фотомонтаж к поэме своего друга Владимира Маяковского «Про это».
Но самый яркий фотомонтаж в карьере Родченко связан с футболом. И называется «Политический футбол», выпущенный к первому в истории чемпионату мира в 1930 году.
Александр Родченко. «Политический футбол». 1930 год. Коллаж
Фотомонтаж показывает не красоту игры, а британских полицейских в футбольной форме, которые противостоят футболистом. За ситуацией якобы следят болельщики, а полицейский по центру напоминает рефери. Родченко изобразил футбол как битву пролетариата и буржуазии.
Признание в художественной среде
Современная композиция картин Александра Родченко обращает на себя внимание представителей новой власти, художника назначают главным оформителем нескольких важных объектов. Завершив работу по росписи зданий, Родченко назначается главой отдела ИЗО Наркомпроса и начальником Музейного бюро
В этот период Александр активно занимается разработкой концептуальных композиций, представляющих собой серии картин и иллюстраций, выполненных в технике раннего кубизма. Художник начинает исследовать жанр минимализма, пытаясь передать свое состояние при помощи всего нескольких черных штрихов на вощеной бумаге. Позже эти работы станут классикой отечественного минимализма и дадут большой толчок для развития советской и российской графики.
С середины 1910-х годов картины художника Родченко получают высшие награды на выставках, посвященных новому русскому искусству. Представители авангарда, минимализма, кубизма, футуризма и экспрессионизма постепенно объединяются в сообщество свободного искусства.
Александр Михайлович всегда рассматривал искусство как способ поиска новых форм и способов выражения чувств
Также художник находился в постоянном процессе экспериментирования, уделяя внимание черчению и радикальному минимализму
- 1917-1918 годы. В это время картины художника-авангардиста Родченко становятся примерами для подражания и источниками вдохновения для многих начинающих авторов. Довольно простые по форме выполнения и наполненные глубоким смыслом работы художника в стиле «плоской живописи» получают высокие оценки современников.
- 1919 год. Родченко пишет свою знаменитую картину «Черное на черном». Все работы мастера этого периода относятся к технике «фактурной живописи», Александр Михайлович определяет фактуру как «основу всего художественного направления эпохи», активно экспериментируя с различными типами и видами материи, железа, стекла. Картина Родченко мгновенно становится эталоном «фактурной живописи».
- 1919-1920 годы. Основными элементами живописи Александра Михайловича этого периода становятся линии и знаки препинания. Художник считал эти символы невероятно важными элементами своей индивидуальной творческой культуры.
- 1921 год. Конструктивизм в картинах Александра Родченко достигает своего пика. На московской выставке мастер продемонстрировал триптих из трех цветов без добавления каких-либо других оттенков. В работе были задействованы всего три цвета: желтый, синий и красный).
литература
- Александр Родченко: Фотографии. Москва: Издат. Планета, 1987, рус. (Александр Родченко: Фотографии , М .: Планета, 1987)
- Выставка в Martin-Gropius-Bau Berlin и Berliner Festspiele (ред.): Александр Родченко. Берлин 2008 г.
- Ренате Хайдт Хеллер (Ред.): Александр Родченко и Варвара Степанова. Работы из советских музеев, собрания семьи Родченко и других собраний. Дуйсбург 1982.
- Герман Каргинов: Родщенко . Будапешт 1979 г.
- Александр Лаврентьев: Александр Родченко: Фотография 1924-1954 гг. Кельн 1995.
- Петр Ноевер : Александр Михайлович Родченко, Варвара Федоровна Степанова, наша единственная цель — будущее… . ( Австрийский музей прикладного искусства, Вена , 1 мая 1991 г. — 31 июля 1991 г .; ГМИИ, Москва , осень 1991 г.). Мюнхен 1991.
- Родченко. Строительство будущего. Барселона 2008. (Каталог выставки Caixa Catalunya Barcelona)
- Маргарита Тупицына : Александр Родщенко — Новая Москва. Ширмер / Мозель (каталог передвижной выставки музея Шпренгеля в Ганновере с фотографиями из коллекции Л. и Г. Тарунц)
- Книга к выставке 16. Русский авангард 1910-1930 Собрание Людвига, Кельн. в Кунстхалле в Кельне, 16 апреля — 11 мая 1986 г. (отредактировано и с введением Эвелин Вайс)
- Эберхард Ротерс (Ред.): Первая выставка русского искусства: Берлин, 1922. Galerie van Diemen & Co., Берлин, 1922. (Перепечатка: Кёниг, Кельн, 1988, ISBN 3-88375-085-9 , комментарий Хорста Рихтера)
Александр Родченко. Фотография — искусство
Визитной карточкой фотографа Родченко стали снимки, выполненные с разных ракурсов (ракурсные). С этими снимками мастер вошел в историю. Сделаны изображения под непривычным восприятию углом, зачастую с неповторимой необычной точки. Ракурс в определенной степени искажает, изменяет восприятие обычного предмета. К примеру, фото, сделанные художником с крыш, динамичны настолько, что кажется, будто изображение начнет вот-вот шевелиться. Неудивительно, что такая серия снимков впервые была опубликована именно в журнале «Советское кино».
Родченко задал такие каноны в фотоискусстве, которые заняли почетное место в современных учебниках по фотографии. Так, например, выполняя серию портретов Маяковского, фотограф полностью отошел от стандартов обычной павильонной съемки. Но в 30-х годах некоторые его эксперименты показались властям слишком смелыми. Фотография с нижней точки знаменитого «Пионера-трубача» некоторым показалась буржуазной. Мальчик в этом ракурсе был похож на этакого «откормленного» мальчиша-плохиша. Художник здесь не вошел в рамки пролетарской фотографии.
Больше чем фотограф
В 20-е годы начал создавать свои первые работы-фотографии Александр Родченко. Фотографом он был уникальным. В то время работал в театре художником-дизайнером. У него появилась необходимость фиксировать работы на пленку, так он и открыл для себя новое искусство, которое полностью его увлекло и очаровало. Главным вкладом Александра Родченко в развитие фоторепортажного жанра были первые многократные съемки человека в действии. Так он собирал документально-образные представления о моделях. Его необычные фоторепортажи публиковались во всех популярных центральных изданиях: в журналах «Огонек», «Пионер», «Радиослушатель», «30 дней», в газете «Вечерняя Москва».
Примечания[править | править код]
- . Афиша. Дата обращения: 2 мая 2020.
- . goskatalog.ru. Дата обращения: 7 марта 2020.
- Московский академический ордена Трудового Красного Знамени театр имени Вл. Маяковского, 1922—1982 / Авт.-сост. В. Я. Дубровский. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Искусство, 1983. — 207 с., ил. (стр. 198—207)
- Е. Деготь. Советское искусство между Троцким и Сталиным. — Москва: Московский музей современного искусства, 2008. — С. 19. — 300 с.
- ↑ Климов, Олег; Богачевская, Екатерина. . Meduza (7 июля 2015). — «Формально я приехал на Беломорканал, чтобы попробовать разыскать исчезнувший фотоархив известного художника и фотографа Александра Родченко; точнее — ту часть фотонегативов, которые были сделаны в период строительства канала имени Сталина в 1933 году. Неформально — я хотел знать причины фальсификаций (если не сказать — преступлений) в истории отечественной фотожурналистики и визуального искусства времен сталинизма.». Дата обращения: 28 июля 2015.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 марта 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 марта 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 марта 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 марта 2009.
- . moskvichmag.ru. Дата обращения: 2 мая 2020.
- . rusavangard.ru. Дата обращения: 2 мая 2020.
Закат творчества и наследие
В 1928-м году журнал «Советское фото» обвинил Александра Родченко в копировании западного искусства. Это было начало конца: советская власть, которая сначала поддерживала творцов-новаторов, к экспериментальной фотографии оказалась не готова к этому. Сказалось и общее ужесточение режима, который принимал форму тоталитаризма. Авангардистов обвинили в формализме, что для Родченко, который всецело поддерживал советскую власть и социалистические идеи, стало ударом.
Романтический порыв творчества Родченко сменился сдержанностью: теперь фотография следовала закону советской пропаганды. По заказу партии он снимал репортажи для альбомов и газет, но дух авангардной фотографии был сломлен.
В 1938-м году Родченко и Степанова выпустили парадный альбом о грядущих переменах в столице, разработанных Моссоветом — «Москва реконструируется». Они должны были доступно в художественной форме показать жителям столицы планируемые изменения, запечатлеть жизнь города на фотографиях или в графике, показать динамику движения Москвы в светлое будущее. Альбом стал достоянием полиграфического искусства: в книге сочетались графика, фотография, кинематографическое повествование и трехмерные конструктивные вставки.
В конце 1930-х годов Родченко отошел от политического искусства, окончательно разочаровавшись во власти и поняв, что больше не может быть рупором тоталитарного режима. Его интересы заканчивались там, где начиналась политика. В то время он занимался театральной сценографией, фотографировал цирковых актеров, обратился к пикториализму — направлению, в котором фотография сближалась с импрессионизмом и модерном.
Он также вернулся к живописным техникам, основной темой которых стал цирк. Родченко с юных лет любил клоунаду, показывал фокусы и устраивал розыгрыши. Для него представление становилось метафорой жизни: яркие трюки, чудо света, но в то же время опасность и беззащитность каждого. Это было не простым развлечением для зрителя, а жизнью, показанной изнутри.
Тяжелый период творческой жизни Родченко хорошо описывают слова его дочери: «Папуля! Мне бы хотелось, чтобы ты в этом году рисовал что-нибудь к произведениям. Ты не думай, что я хочу, чтобы ты делал все в «соцреализме». Нет, чтобы ты мог делать так, как ты можешь делать. И я каждую минуту, каждый день помню, что ты грустишь и не рисуешь. Мне кажется, что ты тогда был бы веселее и знал бы, что ты можешь делать такие вещи».
Революционная художественная деятельность
В 1914 году Александр Родченко познакомился с Варварой Степановой, которая также обучалась изобразительному искусству у Н. И. Фешина. Спустя два года молодые люди заканчивают обучение и переезжают в Москву, живя в гражданском браке. По воспоминаниям Степановой, ее и Родченко на протяжении всей их совместной жизни объединяла невероятная тяга к созданию чего-то нового в искусстве, к рассмотрению тех его параллелей и уникальных проявлений, на которые до этого никто не обращал внимания.
Вам будет интересно:Немецкий художник Макс Либерман: биография и творчество
Следующий, 1916, год Родченко проводит в армии, получив должность в сфере снабжения.
Вернувшись со службы, юноша сразу же принимает решение стать членом нового союза художников-живописцев, созданного революционно настроенными творцами.
Несмотря на околополитические разговоры в кругах мастеров кисти, никакой политической идеологии союз не пропагандировал. В скором времени объединение получило название «Молодая Федерация», и Александр Родченко был избран его художественным и политическим руководителем. Отныне одной из главных целей союза становится борьба за нормальные условия для существования и работы молодых творцов. Старшее же поколение, к которому уже современники начинают относить и самого Родченко, активно занимается выполнением различных заказов из сферы искусства.
30-е годы
Александр Родченко, творчество которого словно раздваивается в 30-е годы, с одной стороны, занимается агитпропагандой соцреализма, с другой — старается сохранить собственную свободу. Символом ее становятся фоторепортажи о цирке, созданные в конце 30-х годов. Возвращается он в этот период и к станковой живописи. В 40-е годы Родченко пишет декоративные композиции, выполненные в абстрактном экспрессионизме.
30-е годы знаменуются переходом от ранних всесторонних работ к конкретному творчеству советского пропагандизма, которые полностью проникнуты революционным энтузиазмом. В 1933 году фотохудожника командировали на стройку Беломорканала, где он сделал множество репортажных снимков (около двух тысяч), но известно сейчас только тридцать.
Позже совместно с супругой Степановой были оформлены альбомы «Первая конная», «15 лет Казахстану», «Советская авиация», «Красная Армия». С 1932 года Родченко был членом Союза художников. В 1936-м принимал участие в выставке мастеров советского фотоискусства. Регулярно с 1928 года отсылал свои работы на выставки в салоны Франции, США, Великобритании, Испании и других стран.
Деятельность фотографа
Фотографические работы Родченко представляют собой образец первой советской фотографии, созданной при помощи технологии пост-обработки и фотоколлажа. Александр Михайлович работал в жанре психологического фотопортрета
Он уделял большое внимание освещению лица человека и эмоциональной составляющей его взгляда
Также Родченко первым догадался использовать технику фотомонтажа при оформлении книг. Ярким примером является его работа, выполненная для Владимира Маяковского, ставшего впоследствии большим другом художника.
С 1925 года мастер начинает выставлять свои работы в различных художественных галереях, представляя сразу серии фотографий:
- 1925 – «Дом на Мясницкой» — серия работ, посвященная уникальному зданию на Мясницкой улице, которое Родченко фотографировал при различном освещении в течение года.
- 1926 – «Дом Моссельпрома» — аналогичная по выполнению работа, отнявшая, однако, гораздо больше времени у художника.