Оглавление
«Завоевание королевства» 1589—1593[править | править код]
Наваррский король принял французскую корону под именем Генриха IV, но в первые годы своего правления ему приходилось защищать свои права на трон от оставшихся Гизов — Шарля де Гиза, герцога де Майенна, который держал в своих руках Нормандию, и Филиппа Эммануэля, герцога де Меркёра, который, прикрываясь правами жены, пытался восстановить суверенность Бретани.
В марте 1590 года новый король одержал важную победу при Иври, но попытки взять Париж и Руан не приносили успеха ввиду противодействия испанцев во главе с Алессандро Фарнезе, которые, вопреки салическому порядку престолонаследия, пытались посадить на престол внучку Генриха II по женской линии — инфанту Изабеллу Клару Евгению.
К 1598 году Франция была окончательно объединена под скипетром Генриха IV. Испанская корона признала это по Вервенскому миру. В том же году был издан знаменитый Нантский эдикт, признавший свободу вероисповедания и положивший конец религиозным войнам. После смерти Генриха IV начались Гугенотские восстания, кульминацией которых стала осада Ла-Рошели (1627-1628) кардиналом Ришельё.
Первая война 1562—1563[править | править код]
1 марта герцог де Гиз напал вместе со своими людьми на совершавших богослужение гугенотов в местечке Васси в Шампани. Было убито несколько десятков человек и ранено около 100 участников собрания. Триумвиры захватили Карла IX и королеву-мать в Фонтенбло и вынудили их отменить Январский эдикт. После этого Конде и его сподвижник Франсуа д’Андело взяли Орлеан, превратив город в столицу гугенотского сопротивления. Был заключён союз с Англией, где в то время правила королева Елизавета I, оказывавшая активную поддержку протестантам всей Европы, и с германскими протестантскими князьями.
Триумвиры взяли Руан (май-октябрь 1562), помешав объединению сил англичан и гугенотов в Нормандии; во время этих боёв погиб Антуан Наваррский. Вскоре к Конде прибыло подкрепление из Германии, гугеноты приблизились к Парижу, но неожиданно вернулись обратно в Нормандию. 19 декабря при Дрё принц Конде был разбит католиками и попал в плен; но протестанты убили вражеского маршала Сент-Андре и взяли в плен коннетабля Монморанси. Возглавивший гугенотов адмирал Гаспар Колиньи вернулся в Орлеан. Франсуа де Гиз осадил город, но неожиданно для всех был убит гугенотом Польтро де Мере. Ослабленные потерей своих лидеров, каждый из которых (Монморанси и Конде) находился в плену у противника, обе партии начали искать мира. Стремилась к этому и королева-мать Екатерина, после смерти Франциска II доверившая управление государством умеренному канцлеру Мишелю де Лопиталю. В марте лидеры гугенотов и католиков при посредничестве королевы подписали Амбуазский мир, гарантировавший кальвинистам свободу вероисповедания в ограниченном кругу областей и владений. Его условия в главном подтверждали Сен-Жерменский эдикт.
«Война трёх Генрихов» 1584—1589[править | править код]
Демонстрация Католической лиги в Париже (1590)
Смерть герцога Анжуйского и бездетность Генриха III сделали наследником французского престола отлучённого папой от церкви главу гугенотов — Генриха Наваррского. Поскольку он не собирался менять веру, Генрих Гиз при поддержке Католической лиги и Екатерины Медичи стал готовить почву к переходу престола в собственные руки. Это привело к его разрыву с королём, который намеревался любой ценой сохранить корону в руках потомков Гуго Капета.
Развернулась война трёх Генрихов — Валуа, Бурбона и Гиза. При Кутра погиб королевский главнокомандующий Анн де Жуайез — фаворит короля Генриха Валуа. В мае 1588 года («день баррикад») парижане восстали против нерешительного короля, который вынужден был бежать из столицы. Екатерина Медичи достигла с лигой компромисса о передаче престола последнему католику среди Бурбонов — кардиналу Карлу де Бурбону, заточённому королём в Блуаском замке.
После того, как Гизы организовали вторжение в Салуццо войск герцога Карла-Эммануила Савойского, в конце 1588 года и начале 1589 по Франции прокатилась волна наёмных убийств, жертвами которой стали основные действующие лица — Генрих Гиз и его младший брат, Людовик Лотарингский, кардинал де Гиз, и король Генрих III. Престарелый кардинал де Бурбон, в котором лига видела нового короля Карла X, также умер, отказавшись от престола в пользу Генриха Наваррского.
Восьмая война (1585-1598)
Смерть Франсуа д’Аленсон 10 июня 1584, недавнего и последнего брата находящегося в должности короля Генриха III, позволяла престолонаследию бездетного короля на Генриха фон Нафарру как Первый принц происхождения переходить. Мысль при определенных обстоятельствах скоро протестантского короля иметь, католическая лига позволяла к в отчаянии хватать средствам. Таким образом ее предводитель Генри принуждал де Гиз короля, чтобы он подписывал указ, что как договор Немура от 7 июля 1585 протестанты ставили перед выбором отрекаться от ее веры или покидать страну в течение 6 месяцев. Затем наибольшие протестанты эмигрировали.
Затем Генрих фон Нафарра мобилизовал его войска и читай их снова против католиков двигаются. Таким образом он выигрывал 20 октября 1587 битву у Коутрас и владел вместе с тем югом Франции, напротив, север был тверд в руке католической лиги.
В Париже гражданская католическая лига развивалась между прочим 12 мая 1588 против короля Генриха III бунтовал. Он мог убегать в «день баррикад» после Блойс, откуда он начинал переговоры с католической лигой.
От растущей власти семейного клана Гиза грозит и государственный переворот боясь, читай Генриха, тем не менее, в течение Рождества Генри де Гиз и его брата Луиса, которому убьют кардинал Лотарингии. Затем Генрих менял стороны и двигался вместе с протестантским Генрихом фон Нафаррой и его войсками в Париж вокруг тамошней гражданской лиги из Парижа прогонять.
2 августа 1589 был Генрих III Опфер покушения, что монах Жак Клеман, член гражданской лиги совершал в Париже, на него. Однако, таким образом трон шел Генриху фон Нафарре, который был как Генрих IV Кениг Франции.
В мае 1593 читайся Генриха IV. v к католицизму обращают и соответствующим образом дают указания. Тем не менее, он воздерживался от сближения с гражданской лигой. Все же он наступал после его королевского посвящения 22 марта 1594 как король в Париже. Теперь нужно упразднять католическую лигу. Для этого он объяснил уже в 1594 Испании войну, так как войска Филиппа II поддерживали лигу во Франции.
Он оканчивал эдиктом Натес, который король издавал 30 апреля 1598, французскую гражданскую войну и предписывал религиозную толерантность. Реформируемое богослужение там позволялось всюду, где он был совершен в 1597, и протестанты получали доступ ко всем учреждениям и чести.
2 мая 1598 война также оканчивалась Испанией миром Ферфинс и с герцогом Мерк œ ur, который действовал заодно как армейский губернатор Бретань с испанцами, последний член лиги подчинял себя также его королю Генриху IV.
Знать интересно:
Происхождение слова Гугенот однозначно не выяснено до сегодняшнего дня. Однако, исследователи исходят из того, что речь шла при этом сначала о бранном слове по отношению к протестантам.
This post is also available in:
Deutsch (Немецкий)
English (Английский)
Français (Французский)
Italiano (Итальянский)
简体中文 (Китайский (упрощенный))
Español (Испанский)
العربية (Арабский)
«Идите, научите все народы»
С появлением каждой новой религии закономерно возникало и желание ее последователей поделиться новым знанием с ближним, некоторые же стремились обратить в свою веру и тех, кто жил на значительном удалении. Не всем конфессиям свойственно расширять таким образом количество своих последователей (некоторые, алавиты, например, не привлекают никого к своему учению и вообще информацию о нем не распространяют). И все же прозелитизм, желание обратить других в свою веру — явление давнее и обычное.
Этим занимаются преимущественно представители мировых религий, само же слово «миссионерство» связывается с христианами. Задачи миссионеров на протяжении двух тысяч лет существования этой религии могли варьироваться. Что значит «обратить в христианство»? Когда-то под этим понималось крещение всех инакомыслящих подряд, целыми деревнями – и, само собой, далеко не добровольно. Успех в этих случаях измерялся по количеству «обращенных» — чем их больше, тем успешнее миссия.
Другой вариант миссионерства – пропаганда христианских ценностей там, где до этого жизнь основывалась на других ценностях. Для этого использовали проповеди, общение с будущими единоверцами, порой имело место даже мученичество – отправившись в чужие края, верующий готов был идти со своей правдой до конца. В любом случае, с иноверцами общались, изучали их языки и культуру. Но поначалу использовали силовые методы – крестили под угрозой расправы.
С эпохой Просвещения методы миссионерской деятельности изменились: вместо насильственного навязывания своих ценностей христианские миссионеры ставили целью распространять знания, для чего во множестве строились школы, а помимо них – больницы и приюты, ведь это все повышало лояльность к чужакам, пришедшим «в чужой монастырь».
Третья война (1568-1570)
Третья война характеризовалась преимущественно вмешательством и связью обеих конфликтующих сторон с заграницей. Таким образом доходило в занятых Испанией Нидерландах до восстания «Гойсен» против испанского господства, которые наказывались страшным возмездием испанского короля Филиппа II против протестантских валлонцев и фламандцев. Во Франции этот образ действия освободился от забот для возмущения и сочувствия протестантов к ее нидерландским братьям в вере, так что между ними пакт содействия закрывался с&; также Англии с финансовой помощью примыкал.
На стороне католиков, напротив, доходило до союзов между католическими французами, Испанией, папе и герцогу Тоскана.
Теперь особенно юг Францию был подписан сильными битвами, таким образом, например, в Пойтоу, Сайнтонге и Гуюенне. В битве Ярнака протестантский полководец Луис де Конде был убит 13 марта 1569. Все же католические вооруженные силы под руководством Анжу, более позднего короля Генриха III, удавались несколько побед как в битве Монконтоур 3 октября 1569.
Теперь вождение войск протестантов принимало Колигню, который вел армию в направлении севера до Ла Луара Charité sur и добивался в июне 1570 важной победы при Арнай-ле-эук. На этот раз по-новому закрытый мирный договор гарантировал несколько признаний протестантам
Таким образом король Карл IX издавал религиозную толерантность в эдикте Saint Германа 8 августа 1570 и гарантировал протестантам на 2 года 4 защитных места в Ля Рошели, коньяке, Ла Луара Charité sur и Монтаубан
На этот раз по-новому закрытый мирный договор гарантировал несколько признаний протестантам. Таким образом король Карл IX издавал религиозную толерантность в эдикте Saint Германа 8 августа 1570 и гарантировал протестантам на 2 года 4 защитных места в Ля Рошели, коньяке, Ла Луара Charité sur и Монтаубан.
На следующие 2 года мир мог останавливаться, до бракосочетания Генриха фон Нафарры и Маргерит фон Фалойс, сестры Карла IX, которая происходила 18 августа 1572. К торжествам были приглашены наряду с дворянством католиков также почти всю протестантскую вершину руководства. Среди них находился также адмирал Колигню, на которого проводилась 22 августа попытка покушения, которую он переживал тяжелораненое. Инцидент усиливал снова напряжения между обеими партиями, так что 24 августа Кронрат собирался вокруг тушения предводителей на месте находящихся протестантов начинать. Затем адмирал Колигню был убит в постели больного и в совсем Париже протестантские дворяне были убиты. Убийства выходили из-под контроля однако быстро, так что в так называемой «Варфоломеевской ночи», несколькими ночами до 29. В августе останавливался, примерно 4. 000 протестантов только в Париже смерть находили. Вплоть до октября, убийства распространяли себя вокруг Парижа, в последствии которого 10. 000 протестантам были убиты. Генрих фон Нафарра и кузен Генри де Конде, и то и другое также протестантов, оставались пощаженными на основе ее происхождения, должны были обращать себя, тем не менее, в Католицсмус.
Кровавая Варфоломеевская ночь 1572, нарисованного Франсуа Дюбуа (1529-1584)
Мировые войны
Война между Францией и Пруссией не стала последним конфликтом между двумя странами. Наоборот, на рубеже столетий усилилась межнациональная вражда. Немцы и французы стали считать друг друга заклятыми врагами. Эта же идея активно продвигалась политиками, которые умело играли на чувствах толпы. Хотя за тысячу лет с момента раздела империи Карла Великого Германия и Франция конфликтовали друг с другом не чаще, чем другие страны.
Тем не менее, к началу Первой мировой войны градус взаимной ненависти зашкаливал. Через 20 лет после подписания Версальского договора вспыхнула Вторая мировая война, в которой немцы и французы вновь оказались по разные стороны баррикад.
Оружие, захваченное немцами во время Французской кампании.
Сейчас никакой конфронтации между Германией и Францией нет, а граница является чисто номинальной. Париж и Берлин спустя полтора века кровопролитных войн поняли, что намного выгоднее жить мирно, налаживать экономическое и политическое партнерство.
Простые граждане также не испытывают ненависти друг к другу, ограничиваясь ироничными шутками в адрес соседей. Вместо этого немцы и французы активно путешествуют между государствами.
Четвертая война (1572-1573)
Длительной силой много протестантов виделись вынуждено покидать Францию и эмигрировали в Швейцарию, Нидерланды или в Англию. Лишь на западе и юг Франции они оставались и вели дальше ожесточенную войну против католиков.
В Ниме и в Монтаубан они могли прогонять королевские гарнизоны, тем не менее, ее оплот Ля Рошель осаждался, в свою очередь, начиная с октября 1572 королевских войск. Город должен был капитулировать 21 июня 1573, после чего король Карл IX новый мирный эдикт издавал. Эдикт Боулогне вступал в силу 11 июля 1573, снова обрезал права протестантов после более раннего эдикта Saint Германа и издавал им только лишь 3 защитных места где они ее богослужение могли удерживать. Эти города были Ля Рошелью, Нимом и Монтаубан.
Первая война (1562-1563)
1 марта 1562 собирались гугенотов в Вассю (Шампань) в амбаре к богослужению. Придвигающийся герцог Франсуа де Гиз причинял среди собранных людей настоящую кровавую расправу, при которой были убиты примерно 80 мужчин и женщины. На эту бойню князь Конде звал гугенотов к оружию и занимал 2 апреля 1562 Орлеан. Инцидент в Вассю был таким образом Ауслёсегрунн для гражданской войны.
Призыв к оружию распространялся быстро в совсем Франции. 19 декабря 1562 сталкивались при Дройкс обе армии под руководством Луиса де Конде для гугенотов и Анне де Монморенси для католиков.
Монтморенкю мог добиваться победы, что побуждало Герцога Франсуа де Гиз для этого 5 февраля 1563 осаждать занятый протестантами Орлеан. Де Гиз пал жертвой при этой осаде убийства, которое проводилось протестантом Польтрот де Мере.
Референт молодого короля Карла IX. Затем Катарина фон Медичи способствовала перемирию как мирный эдикт Амбойсе 19 марта 1563 первую войну оканчивал.
Религиозные признания в Европе в 1580
Предыстория 1559—1562[править | править код]
Поводом к первой войне послужил Амбуазский заговор и его жестокое подавление Гизами. После прихода к власти Франциска II фактическое руководство страной стал осуществлять род Гизов во главе с герцогом Франсиском де Гизом и его братом кардиналом Шарлем Лотарингским, которые увеличили масштабы преследования гугенотов, введя смертную казнь за тайные религиозные сборища. Был осуждён и повешен советник Парижского парламента кальвинист А. де Бур (1559). Среди высшей французской аристократии было очень сильно недовольство Гизами.
В 1560 оппозиционеры составили заговор, руководителем которого стал некий перигорский дворянин Ла Реноди. Они хотели захватить короля и арестовать Гизов. Эти события и вошли в историю как Амбуазский заговор. Узнав о попытке переворота, Гизы пошли на уступки: 8 марта они приняли закон, запрещающий религиозные гонения. Но вскоре Гизы отменили Мартовский эдикт и жестоко расправились с заговорщиками. Принц Людовик Конде был арестован и приговорён к смерти. Его спасла лишь внезапная кончина Франциска II от болезни 5 декабря . Суть самого заговора состояла в том, что раздражённые влиянием Гизов на молодого короля Франциска II и королеву Марию Стюарт (которая была из Гизов по матери), гугеноты, во главе с принцем Конде, планировали выкрасть монарха прямо из Амбуазского замка.
На престол взошёл несовершеннолетний король Карл IX Валуа, а фактическая власть оказалась в руках его матери Екатерины Медичи. Гизы стали терять влияние, а Людовика Конде освободили и приблизили ко двору. Король Антуан Наваррский был назначен генерал-лейтенантом Французского королевства. Екатерина пыталась проводить политику веротерпимости и примирения между всеми религиозными конфессиями (Генеральные штаты в Орлеане и Понтуазе , диспут в Пуасси 1561).
В январе был издан Сен-Жерменский (Январский) эдикт, по которому гугеноты могли исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах. Но Гизы и сторонники прежней власти, недовольные уступками протестантам и ростом влияния Конде, образовали т. н. «триумвират» (Ф. де Гиз — коннетабль Монморанси — Сент-Андре). Триумвиры начали переговоры с католической Испанией о совместной борьбе против протестантов.
Эпоха Наполеона
Свою последнюю войну против Франции Священная Римская империя начала в 1793 г. Формальным поводом к началу боевых действий стала революция и обещание германских государей поддержать свергнутого короля.
К этому времени Империя была очень слаба. Имперские бароны максимально ограничивали участие своих войск в этой войне и не оказывали должное сопротивление врагу.
Французская же армия, даже несмотря на революцию, была одной из самых сильных в Европе. Французы в течение нескольких месяцев оккупировали территории за Рейном, а также вторглись в Баварию и Саксонию.
В 1803 г. был ратифицирован мирный договор, по которому Империя практически прекращала свое существование.
Немецко-французский конфликт продолжился в XIX в. после объявления Наполеона императором Франции. Бонапарт покровительствовал Рейнской лиге немецких государств и враждовал с Пруссией, которая претендовала на роль центра консолидации германской нации.
Антуан Жан Гро «Портрет Наполеона I Бонапарта»
Литература[править | править код]
- на русском языке
- Лучицкий И. В. Католическая лига и кальвинисты во Франции. К., 1877;
- Лучицкий И. В. Феодальная аристократия и кальвинисты во Франции. СПб., 2011;
- Религиозные войны во Франции XVI в.: новые источники, новые исследования, новая периодизация / Авт.-сост. Ю. Досси, В. Шишкин. СПб.; М., 2015.
- на других языках
- Baird, H. M. History of the Rise of the Huguenots of France (англ.). — 1889. — Vol. 1.
- Carpi O. Les guerres de Religion, 1559–1598: Un conflit franco-franç ais. P., 2012;
- Crouzet D. (фр.)русск. Dieu en ses royaumes: Une histoire des guerres de religion. P., 2008;
- Histoire et dictionnaire des guerres de religion. P., 1998;
- Wood J. The king’s army: Warfare, soldiers, and society during the wars of religion in France, 1562–1576. Camb., 1996;
Пятая война 1574—1576[править | править код]
Война вновь разгорелась после смерти Карла IX и возвращения во Францию из Польши его брата Генриха III, который приблизил себя к Гизам браком с Луизой Лотарингской. Новый король не контролировал регионы: в Шампань вторгся пфальцграф Иоганн Казимир, южными провинциями самоуправно заведовал Монморанси — младший. В отличие от предыдущих конфликтов, в этом помимо ультракатоликов и гугенотов участвовала умеренно-католическая партия недовольных, выступавшая за установление гражданского мира на основании политики веротерпимости и сделавшая своим вождём герцога Эркюля — Франсуа Алансонского, стремившегося занять престол в обход старшего брата. В целях стабилизации ситуации король одобрил Монсьёрский мир 1576 года, даровавший гугенотам свободу вероисповедания за пределами Парижа.
Эпоха религиозных войн
XVII в. стал столетием противостояния католицизма и протестантизма. Основные действия происходили на немецких и французских землях. Религиозные конфликты, начавшиеся здесь, переросли в общеевропейскую войну, продлившуюся целых три десятилетия.
В этом противостоянии сложно четко обозначить германо-французские отношения. В основном из-за того, что единой Германии не было, а каждый немецкий князь и барон проводил собственную политику и искал, где ему будет выгоднее, в Империи или во Франции.
Например, во время этой войны появилась Рейнская лига германских государств. Входившие в нее князья и бароны хотели уйти от контроля императора и просили помощи у французского короля. Вообще для того времени было нормальным явлением, когда феодалы давали присягу и императору, и королю.
Франсуа Дюбуа «Религиозные войны во Франции»
В конце столетия благодаря силе своей армии Франция стала одной из самых могущественных стран. Одной из главных целей Парижа в эти годы были земли в Лотарингии. В результате войны король хотел получить контроль над обоими берегами Рейна и превратить немецкие княжества в своих вассалов.
Однако конфликт окончился ничьей. Париж не смог захватить Лотарингию, но сохранил за собой Эльзас и Страсбург.
Франко-прусская война
Консолидация Германии началась после падения Наполеона и продолжалась весь XIX в. К 70-м годам Пруссия контролировала большую часть немецких территорий и стремилась создать единую централизованную Германию. В интересах Франции было сохранить статус-кво, при котором существовали десятки небольших немецких государств.
Война началась в 1870 г. из-за дипломатического конфликта, связанного с испанским престолонаследием. Однако, по большому счету, крови хотели и те и другие.
В боевых действиях немцы были намного сильнее и уже в 1871 г. заняли Париж. Французы были вынуждены уступить часть своих земель в Эльзасе и Лотарингии, а на карте Европы появилось новая могучая Германская империя.
Пьер-Жорж Жаннью «Битва при Марс-ла-Тур» (Франко-прусская война)
Вторая война 1567—1568[править | править код]
Вторая война началась с того, что Гизы, не удовлетворённые уступками гугенотам, стали подготавливать международный альянс католических держав. Гугеноты во главе с Колиньи отреагировали на это союзом с Елизаветой Английской и протестантским пфальцграфом Вольфгангом Цвейбрюккенским, который привёл на помощь гугенотам 14 000 своих подданных, положив начало традиции вмешательства пфальцграфов во французские гражданские войны, просуществовавшей до конца века.
В сентябре 1567 года принц Конде возобновил свой план похищения короля, на этот раз Карла IX, из Мо. Одновременно открыто объявили себя гугенотами жители Ла-Рошели и ряда других городов, а в Ниме произошла резня католических священников. В ноябре в битве при Сен-Дени сложил голову коннетабль Монморанси, возможно, от руки графа Монтгомери, убившего короля Генриха Второго на турнире в 1559 г. Королевская казна была пуста, командовать армией было некому, что заставило короля пойти на мир в Лонжюмо (март 1568), который не решил ни одного вопроса и служил лишь отсрочкой крупномасштабных боевых действий.
Миссионерство в современном мире
После Второй мировой войны отношение к миссионерству изменилось, оно теперь стало восприниматься как неоколониализм и вызывало противодействие. Но само явление не ушло в прошлое, оно продолжается и по сей день. Тут заключен определенный парадокс – христианские проповедники идут в страны, чья культура древнее, а религия уж точно не менее сложна и глобальна, чем та, что приносится извне.
Но та же Индия, а вместе с ней и другие страны «окна 10/40», то есть расположенные между 10 и 40 градусами северной широты, считаются еще и потому перспективными в смысле миссионерства, что испытывают большие сложности в социально-экономическом смысле, проще говоря, это страны бедные, где население лишено даже самого необходимого с точки зрения западного человека. Приходя с проповедями, туда приходят и с проектами строительства больниц, с лекарствами, со школами и даже просто продуктами, потому и спрос на проповеди не снижается.
А между тем, в последние десятилетия отмечается рост агрессии против работающих в стране миссионеров, включая и нападения на христианские миссии. Да и с точки зрения авторитетных фигур индуизма, прибывающие из западного мира миссионеры часто без должного уважения относятся к местным традициям и религии, отмахиваются от сложившихся за века ритуалов и навязывают свои.
Апогеем такого неприятия чужого вмешательства стало отношение к гостям жителей Северного Сентинельского острова, территории, формально принадлежащей Индии, но никак ею не контролируемой.
С племенем, живущим на острове, никогда не было и до сих пор нет никаких контактов, это чрезвычайно воинственные и одновременно крайне уязвимые люди. Любой контакт с ними может обернуться кровопролитием – аборигены активно пользуются оружием и не подпускают к берегу прибывающие лодки.
А кроме того – из-за изоляции, длившейся тысячи лет, эти люди полностью лишены защиты от инфекций современного мира, и, скорее всего, погибнут вскоре после общения с вновь прибывшими. Тем не менее, попытки высадиться на остров предпринимаются, в том числе и теми, кто преследует миссионерские цели. В 2018 году на Северный Сентинельский остров прибыл молодой американец Джон Аллен Чо, который планировал «нести весть об Иисусе этим людям». Закончилось все трагически – молодой человек был убит аборигенами при попытке высадиться на остров.
Шестая война 1576—1577[править | править код]
Затишье было крайне непродолжительным и было использовано Гизами для сплочения «правоверных» под знаменем Католической лиги. Генеральные штаты в Блуа не смогли разрешить накопившихся противоречий. Перевес в войне был явно на стороне католиков. Армия герцога Анжуйского взяла Ла-Шарите и Иссуар (здесь были перебиты три тысячи гугенотов), армия герцога Майеннского — Рошфор, Маран и Бруаж. Флот города Бордо разбил ларошельских гугенотов на море. Но король не был заинтересован в полном разгроме протестантов и инициировал мирные переговоры в Пуатье. На них под давлением лиги Генрих III по Бержеракскому договору 1577 года отказался от уступок, сделанных гугенотам годом ранее.
Фома Неверующий – первый миссионер в Индии
Первым, кто принес слово Христа на полуостров Индостан, считается апостол Фома – тот самый, что был неверующим, пока не прикоснулся к ранам Спасителя после Воскресения. «Итак, идите, научите все народы» — гласило Великое поручение Христа, и апостолу Фоме достались для исполнения поручения именно эти дальние края. Церковь, основанная Святой Фомой в Индии, сейчас насчитывает около двух миллионов последователей, на месте предполагаемой гибели апостола, в городе Ченнаи (бывший Мадрас) находится базилика, где покоятся мощи святого.
Начиная с XIV века миссионерством в Индии занимались монахи некоторых католических орденов – первыми были доминиканцы, за ними прибыли францисканцы, капуцины, иезуиты. Два столетия спустя южная часть Индии была сферой влияния португальцев: те в обмен на свои услуги по защите берегов от арабских кораблей требовали переходить в католическую веру и крестили индийцев сразу деревнями. Западному миру в те времена требовалось противостоять влиятельной Османской империи, поэтому вопрос экспансии христианства на восток был как никогда актуален.
А к XVIII веку Индия была предметом интереса уже нескольких крупных европейских держав, и прежде всего – Англии, которая в христианизации населения видела основное средство укрепления колониальной власти. Миссионерство того времени связано с именем Уильяма Кэри, баптистского проповедника и ученого, который во время работы в Индии перевел Библию на несколько языков, включая бенгальский и санскрит.
Обращение индийцев в христианскую религию встречало серьезные затруднения: препятствовала тому и кастовая система общества, и большое количество диалектов, и многовековые традиции и ритуалы местных верований. Не на одну лишь Индию был направлен интерес миссионеров прошлого: проповедовать новозаветные истины отправлялись и на другие континенты, включая Африку и обе Америки, а в Азии работа проповедников христианства велась еще и в Китае.
Реформация во Франции: гугеноты и католики
Обстановка вокруг французского королевства в середине 16 века, мягко говоря, была непростой. Реформация в Германии и последующие серьёзные столкновения внутри империи, напряженность в отношениях с испанскими Габсбургами и, наконец, долгие и изнурительные Итальянские войны (1494−1559).
Идеи немецкого богослова Мартина Лютера были поддержаны частью французского клира и учёными-гуманистами. В первые десятилетия 16 века благодаря филологу и богослову Жаку Лефевру д’Этаплю и будущему епископу Мо Гийому Бристоне сложился кружок евангелистов, сторонников обновления и реформы церкви.
К новому интеллектуальному и духовному движению примкнули придворные, чиновничество, мелкое дворянство, низший клир, купцы и ремесленники. Как правило, наибольшее распространение реформаторские идеи получили на юге и юго-западе Франции. Двор Маргариты Наваррской, сестры короля Франциска I, стал местом притяжения протестантов в 1530—1540 годах.
Деятельность Жана Кальвина получила широкую популярность в королевстве. Многие слои населения сочли идеи богослова удобными и понятными. Но уже в 1534 году короля стали беспокоить листовки, в которых оскорблялась католическая месса. Монарха подобная ситуация перестала устраивать: за пределы страны был выдворен Кальвин, а по отношению к сторонникам его вероучения применялись репрессии. Уже в 1547 году власти создают «Огненную палату», которая поставила своей целью искоренить сторонников идей Реформации: кальвинистов приравняли к еретикам.
В июне 1559 года, сразу после завершения Итальянских войн, король Генрих II подписал Экуанский эдикт, который давал возможность специальным комиссарам применять репрессивные меры по отношению к протестантам. Тем не менее приток кальвинистов из Женевы только увеличился.
Свадебные торжества в семье короля (замуж были выданы его сестра и дочь), которые закрепляли положения Като-Камбрезийский мир с испанской короной, закончились трагедией. 30 июня 1559 года Генрих II на турнире получил смертельное ранение.
Фактически с этого момента можно отметить начало открытого противоборства между двумя лагерями. Оппозиция никогда себя не называла «гугенотами»: это, по сути, ругательство в отношении протестантов придумали их противники. В свою очередь сторонники нового вероучения оставили своим врагам прозвище «паписты».
Лидерами гугенотов (от нем. Eidgenossen — сотоварищи) стали принцы крови из династии Бурбонов — потомков знаменитого монарха Людовика IX Святого. Антуан Наваррский, его сын Генрих, Луи Конде и три брата Колиньи — адмирал Гаспар де Колиньи, Франсуа д’Андело и кардинал де Шатийон стали самыми влиятельными фигурами в лагере французских протестантов. Боковая ветвь Валуа считала себя незаслуженно отстранённой от династической политики королевского двора.
Касаемо «папистов», главными действующими лицами в этом лагере были герцоги Гиз-Лотарингские (герцог Франсуа Гиз и его брат кардинал Шарль Лотарингский) и королева-регентша Екатерина Медичи, которая избрала для себя роль арбитра в этой смуте.
Война Трёх Генрихов: финал
В 1584 году в мир иной ушёл брат короля Франциск Алансонский — последний прямой наследник на французский престол. У Генриха III не было детей и вероятным претендентом на престол становился Генрих Наваррский. Такое положение возмутило лигу: сторонники Генриха Гиза обратились за помощью к испанскому королю Филиппу II. Немурский эдикт того же года, изданный королём под нажимом Гизов, вновь ставил гугенотов вне закона, но при этом не отменял прав на престол Генриха Бурбона.
Основные боевые действия развернулись только в 1587 году. Генриху Наваррскому оказали щедрую помощь «братья по вере»: английская королева Елизавета I отправила ему крупную сумму денег, на которую гугеноты смогли нанять большую армию немецких протестантов. Военные действия гугенотов шли с переменным успехом: Генрих Наваррский одолел королевские части при Кутра, но немецкие наёмники были разбиты Гизами при Вимори.
Генрих III потерял влияние в столице: «День баррикад» в мае 1588 года вынудил его бежать из Парижа. Король также стал искать союза с гугенотами. 23−24 декабря того же года, находясь в сложном положении и приняв все требования лигистов, король отдаёт приказ убить Генриха Гиза и кардинала Лотарингского. 15 мая 1589 года были распущены Генеральные Штаты. Но 1 августа короля убил агент лиги — монах Клеман.
Находившийся в тот момент в Нормандии, Генрих Наваррский объявил себя новым королём Франции.
Лигисты выдвинули свою кандидатуру на французский престол в лице кардинала Бурбона Карла X. Победа Генриха Наваррского оставалась вопросом времени. Гугеноты во главе с Генрихом IV разбили войска нового главы Лиги герцога Майеннским в сражениях при Арке 21 сентября 1589 и Иври 14 марта 1590 года. Протестанты также дважды осаждали Париж.