Оглавление
Формирование реформаторского движения в Англии
Идеи Мартина Лютера, основанные на концепции личной веры и главенства Священного Писания, начали распространяться в Англии в 1520-х гг под влиянием реформаторов Германии и Франции. Благодаря оживленной внешней торговле в города страны попадала лютеранская литература — запрещенная, но оттого еще более привлекательная. Впрочем, англичане не стремились к реформе церкви и лютеранство не вылилось здесь в широкое общественное движение.
Гуманисты в Англии восприняли концепцию Реформации по-разному. Так, профессора Оксфордского университета отнеслись к ней скептически, тогда как в Кембридже у Лютера появилось множество сторонников и последователей.
Именно из стен Кембриджского университета вышли наиболее яркие деятели Реформации — Т. Кранмер, Х. Латимер, М. Ковердейл, У. Тиндал. Они начинали с чтения гуманистических сочинений Эразма Роттердамского, а затем увлеклись идеями Лютера.
Тиндал перевел на с греческого на английский язык Новый Завет и в 1524 году издал его в Германии. Перевод, выполненный простым и выразительным языком, начал распространяться в Англии и оказал большое влияние на развитие не только Реформации, но и всей английской литературы. Вскоре ученый приступил к переводу Ветхого Завета. Этот труд так и не был закончен — в 1530 году Тиндал окончил свои дни на эшафоте.
Ранние английские реформаторы писали о необходимости подчинения церкви королю, ликвидации зависимости от решений Святого Престола и конфискации церковного имущества. В целом это соответствовало интересам буржуазии и нового дворянства, созданного Тюдорами, а также поддерживало стремление Генриха VIII к абсолютной власти. Трактаты кембриджских публицистов создали необходимую политическую атмосферу и стали основой будущей Реформации в Англии.
Распространение Реформации в Европе
Некоторые этапы распространения Реформации в странах Европы
Чтобы вспомнить, в каких странах была распространены Реформация, надо вспомнить о том, что началась она в XVI веке в Германии, которая тогда была раздробленным государством, в котором недовольство церковью испытывали представители всех социальных слоёв. Вскоре Реформация распространилась по другим странам – Чехия, Нидерланды, Венгрия, Австрия, Франция, Англия. В ряде случаев это привело к разрушительным военным конфликтам – так, казнь Яна Гуса идеолога чешской реформации, послужила основной причиной гуситских войн, продлившихся 15 лет, а протестантский проповедник Томас Мюнцер фактически начал в Германии крестьянскую войну против несправедливости и угнетения, ставшую крупнейшим восстанием в Европе до Великой Французской революции. Стоит отметить, что распространение Реформации в Европе также сопровождалось частыми погромами и грабежами католических храмов и церквей. Постепенно Реформация охватывала всё новые и новые страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Швейцария, Шотландия и др. Русское царство, однако, затронуто Реформацией не было – она представляла собой конфликт между протестантами и католиками, а Россия была православной. Самым заметным последствием Реформации в Европе стала Контрреформация, комплекс мер, призванных ей противодействовать. В итоге часть европейских государств осталась католическими целиком или частично.
Итоги Февральской революции 1917 года в России. Результаты и последствия.
Причины падения Западной Римской империи кратко. Начало распада и гибель.
Причины и предпосылки
На протяжении Средних веков церковь органично вписывалась в общество, поддерживая своим существованием весь феодальный строй: церковная иерархия отражала иерархию светскую, церковь являлась крупнейшим землевладельцем и т. д. Ее господствующее положение стало расшатываться вместе с феодализмом — появление в XIV-XV веках зачатков капитализма в Нидерландах и Северной Италии совпало с появлением предтечей Реформации: Джона Уиклифа в Англии и Яна Гуса в Чехии, выступавших против церковной собственности и иерархии.
Джон Уиклиф
Почву для Реформации подготовила деятельность гуманистов — Джованни Боккаччо, Лоренцо Валла, Эразма Роттердамского и пр., критиковавших обмирщение церкви и ее нынешний моральный облик. Однако большинство гуманистов, даже с наступлением Реформации, остались верны католицизму и критиковали многих сторонников церковной реформы. Тем не менее, их интеллектуальное наследие активно использовалось критиками католической церкви.
Центральными идеями Реформации стала секуляризация церковной собственности, упразднение сложной церковной иерархии, ликвидация привилегий духовенства, перевод богослужения на национальные языки, а так же снятие богословских ограничений с накопления богатств, что в итоге подстегнуло развитие капитализма.
Возобновление Реформации
Однако правление Кровавой Мэри было недолгим. После её смерти королевой стала Елизавета I, которой для подтверждения своего статуса было необходимо признание реформационных изменений своего отца. Елизавета несколько изменила свой титул на «единственного верховного правителя», что предполагало, что хоть она является административным главой Церкви, однако решение догматических вопросов находится в ведении клира. Были пересмотрены «42 статьи», из которых, после исключения трёх, осталось «39 статей». От всех пасторов потребовали подписаться под этим документом. С 1571 года и до сих пор используются в Церкви Англии.
Дальнейшая Реформация привела к расколу протестантов на англикан (сторонников епископального устройства) и пуритан (противников епископального устройства). Раскол был осложнен политическим противостоянием монархистов (поскольку епископ подчинялся королю) и республиканцев, выразившийся в Английской Революции. В 1580 году пуритане раскололись на пресвитериан и конгрегационалистов. Преследования англикан вызвали переселение пуритан в Северную Америку. Среди пуритан под влиянием реэмигрантов с континента (где они ознакомились с меннонитами) появились баптисты и квакеры. Вплоть до XVII века католики не теряли надежды на реванш (пороховой заговор, якобиты).
Утверждение англиканизма
Новая королева в глубине души была более католичкою, чем протестанткою, но её положение заставило ее защищать реформацию. Католики не признавали брака её матери с Генрихом VIII за законный, а потому отвергали и её права на престол. Сам её отец в разное время смотрел на нее неодинаково: старшая сестра ее ненавидела. В народе на нее, наоборот, возлагали большие надежды. Елизавета отличалась большим умом и широким гуманистическим образованием, а вместе с тем и замечательною силою воли, соединенною с властолюбием. По вступлении на престол она, тоже посредством парламентских актов, восстановила англиканскую церковь в том виде, какой последняя получила при Эдуарде VI. Отказавшись, как женщина, от иерархического титула «главы церкви», она приняла равносильный титул «верховной правительницы церковных и светских дел». «Акт о единообразии», изданный парламентом, предписывал совершать богослужение по новому английскому требнику. Все вероучение англиканской церкви, изложенное в «39 статьях веры», тоже было утверждено парламентом.
В существенных чертах англиканская церковь сохраняется и до сих пор в том виде, какой она имела в первые годы царствования Елизаветы.
Королева Елизавета Тюдор. Портрет кисти Маркуса Герартса Младшего, 1590-е
Что такое Реформация
Реформация – это общественно-религиозное движение, целью которого является переустройство церкви, изменения в религиозной жизни общества. Она началась в 1517 году в Германии, а затем охватила Англию, Швецию, Францию, Швейцарию, Данию, Австрию, Нидерланды, Венгрию и другие европейские страны.
Реформация в Европе совпала с началом новой исторической эпохи – Нового времени, и это было не случайно, связано с рядом причин.
В начале 16 века католическая церковь утрачивает свой авторитет, теряет доверие собственных последователей. Этому послужили:
- Великие географические открытия, опровергнувшие убежденность церкви в том, что Земля плоская (кругосветные путешествия доказали что Земля имеет форму шара);
- Развитие науки – интерес людей переместился от загробной жизни к земной, люди устремились к познанию природы, космоса, самих себя;
- Нравственный упадок католической церкви. Католические священнослужители, проповедуя скромную жизнь, сами жили в роскоши, много времени проводили на охоте, часто присутствовали на пирах. Верующие были разочарованы поведением католического духовенства, обвиняли его в безнравственности;
- Стремление католической церкви к обогащению. Помимо того, что церковь обладала несметными богатствами, огромными земельными владениями, она использовала все дополнительные возможности, чтобы еще больше обогатиться. Например, церковь торговала индульгенциями – специальными грамотами, покупая которые, верующий мог быть уверен в прощении грехов. Стоимость индульгенции завесила от тяжести греха: за убийство, кражу, измену, нарушение клятвы — назначалась своя цена. Искренние верующие называли это лицемерием, обвиняли церковь в жадности, неуемной жажде наживы;
- Церковные поборы также возмущали крестьян, которые все еще обязаны были выплачивать церкви десятину (отдавать одну десятую часть своих доходов или урожая).
Постепенно, антицерковные настроения охватили все слои общества, возмущенные поведением римско-католической церкви. Высшие слои общества были недовольны вмешательством священнослужителей в их частную жизнь, низшие слои общества были истощены церковными поборами. Сложились все условия для начала Реформации в Европе.
Бюст Папы Римского
Генрих VIII: любовь, изменившая ход истории
На английский трон Генрих VIII вступил в совершеннолетнем возрасте, в 1509 году. При дворе молодого монарха собирались все «сливки» науки и искусства того времени. Первым советником Его Величества, а затем и лордом-канцлером был знаменитый автор «Утопии» Томас Мор. Тем не менее перед английским королём довольно скоро встали как минимум две острые проблемы. Первым затруднением была церковь. Вторым, возможно более значимым для самого Генриха, явилось отсутствие наследника престола.
Ещё в год своего вступления на трон Генрих VIII женился на принцессе Екатерине Арагонской. Однако за почти 20 лет брака той так и не удалось родить наследника трона. Единственным ребёнком августейшей четы была принцесса Мария, просватанная за короля Испании. В сложившейся ситуации признать Марию наследницей трона значило попросту лишить Англию государственной самостоятельности. Единственным выходом в данных обстоятельствах Генрих VIII считал развод. К тому же угодливые придворные юристы очень быстро нашли повод для расторжения брака. Спустя 18 лет совместной жизни король вдруг неожиданно вспомнил, что, перед тем как выйти замуж за него самого, Екатерина была женой его старшего брата, трагически погибшего ещё в юном возрасте. Таким образом, союз Генриха и Екатерины считался кровосмесительным, поэтому их брак можно было признать недействительным.
Однако сделать это мог только римский папа. А Климент VII категорически отказался удовлетворить просьбу английского монарха. Позволить себе поссориться с богатой и могущественной Испанией ради далёкой и на тот момент ещё очень слабой Англии он просто не мог.
Был у Генриха и ещё один, очень личный, повод требовать развода. В 1525 году он воспылал страстью к одной из самых блестящих дам английского двора, изящной, рафинированной и очень образованной по меркам того времени Анне Болейн. Однако красавица оказалась на удивление расчётливой. Не уставая повторять, что тоже безумно любит короля, но никак не может поступиться своей девичьей честью, она обещала разделить с ним ложе только после заключения законного брака. Так в Англии сложилась уникальная ситуация — личные интересы монарха полностью совпадали с интересами государства. Началась Реформация.
Предпосылки реформации
Великобритания, которая характеризовалась наличием сильной централизованной власти не сильно чувствовало на себе влияние подчинения папской курии. Несмотря на это, королевская власть хотела ввести контроль над деятельностью церкви. Значимым являлось также и то, что под покровительством церкви находилась треть территории страны.
Это естественным образом влияло на то, что новым дворянством, крупной феодальной знатью и буржуазией ликвидация монастырского и церковного землевладения виделась выгодным вариантом для улучшения собственной имущественной ситуации.
Честолюбивым королем Генрихом VIII (1509 – 1547 годы), за 15-ть лет собственного правления умудрился растратить накопленное собственным отцом состояние в 2 миллиона фунтов стерлингов. Вместе с тем, совместно с острой финансовой проблемой, ему также необходимо было решить социальный вопрос о привлечении к своей позиции широкого слоя дворянства, средствами земельного жалования.
В ситуации массового распространения идей лютеранства, круги правления Великобритании начали с опаской смотреть на то, что процессы Реформации могут начаться с нижних слоев населения.
Замечание 1
В данный период, активное распространение получили летучие листы и различные памфлеты, которые активно проповедовали идеи секуляризации монастырских и церковных территорий. При этом, в Великобритании велась борьба за «открытые формы» Библии – то есть ее издание на английском языке.
Отношение общества (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Одной из главных тем в истории раннего нового времени является реформация в Англии. Кратко об отношении к ней общественных кругов можно сообщить следующее: большинство буржуазии и нового дворянства приняло эти реформы. Однако были и недовольные. Среди протестантов нашлись такие, которые требовали еще бо́льшего упрощения церковной организации по примеру кальвинистов. Другие, напротив, ратовали за возвращение к католицизму. Король одинаково преследовал обе части оппозиции, и таким образом реформация в стране сохранила свой умеренный характер. Однако сторонники более радикального изменения в церкви все-таки сохранили и даже усилили к XVII веку свои позиции. Их стали называть пуританами, и именно под их эгидой и произошла английская буржуазная революция в годы правления Карла I Стюарта.
Англия перед началом Реформации
За примером Дании и Швеции последовала Англия. В‑третьих, рядом с королевской реформацией в Англии произошла реформация народная, результатом которой был пуританизм, бывший местною разновидностью кальвинизма и развивший из себя сектантство. В начале XVI в. в Англии были весьма сильны национально‑политическая оппозиция против Рима и социальная оппозиция светских классов общества против духовенства.
В Англии сохранилась католическая обрядность и епископат. Главной целью Королевской реформации в Англии стало освобождение от Ватикана и прямое подчинение английской церкви королю.
Причины Реформации
Основные причины Реформации
- Гонения католической церкви на науку. В XVI веке было совершено немало важных научных открытий, которые, однако, часто противоречили церковным догматам. Это стало причиной гонения на учёных, что вызвало недовольство среди многих людей.
- Вмешательство Церкви в светскую жизнь. Феодалы были недовольны вмешательством духовенства в их дела, а городские власти – поборами на содержание расположенных в них церквей.
- Сложность и непонятность церковных обрядов. Церковь была страшно далека от народа, стремясь стать посредником между людьми и Богом. Большинство людей же с радостью встретило предложенную Мартином Лютером идею о том, что посредники в этом вопросе не нужны, так как это давало им возможность стать ближе к Богу. Это стало одной из основных причин Реформации в Европе.
- Кризис Католической церкви. В XV веке она пережила период троепапства, а некоторые порочные практики вроде злоупотребления властью и продажи индульгенций (отпущение грехов за плату) вызывали массовое недовольство. Многие католические священнослужители сами были невежественным, глупы и алчны, что создавало Церкви негативный имидж. Высшие церковные иерархи тем временем жили в роскоши, одновременно напоминая прихожанам о необходимости быть скромными и смиренными, и людей возмущало это двуличие.
- Формирование класса буржуазии. Эти люди, более обеспеченные, чем простонародье, в массе своей не желали вкладывать деньги в постройку соборов и содержание духовенства. Такие настроения в буржуазной среде также стали одной из причин Реформации.
- Налоги и коррупция. Церковь забирала свою десятину (одну десятую всех доходов) в виде налогов, а торговля должностями в среде духовенства приняла огромные масштабы. Проще говоря, католическая Церковь погрязла в коррупции.
Первая Мировая война 1914-1918 кратко. Начало и окончание, когда она началась и закончилась.
Причины поражения восстания Степана Разина кратко в таблице
Англия перед началом Реформации
В Англии реформация подготовлялась действием тех же причин, которыми она вызывалась и в других местах, именно национально-политической оппозицией против Рима и социальной оппозицией светских сословий против духовенства, но собственно религиозное недовольство католицизмом сначала было в Англии слабо. Нерасположение к хозяйничанью папской курии и к господству духовенства проявлялось уже давно в парламенте, но сдерживалось королевскою властью, которая имела свои интересы оставаться в союзе с церковью. Со времени войны Алой и Белой Роз (1455 – 1485) и восшествия на престол династии Тюдоров парламент утратил свое значение, и, наоборот, королевская власть усилилась. Вообще со времен великой хартии вольностей (1215) и возникновения парламента (1265) никогда в Англии короли не достигали такой власти, как в царствование династии Тюдоров (1485 – 1603). Война Алой и Белой Роз ослабила феодальную аристократию, на которой держалась вся сила парламента. В начале царствования первого Тюдора (Генрих VII) в верхней палате было только 29 светских лордов, и новая династия создала около 150 новых пэров, преимущественно из придворной знати, преданной королевской власти. Высшее духовенство, на земли которого бароны делали нападения, и против которого были вооружены другие классы общества, со своей стороны, поддерживало королевскую власть, ища у неё защиты. Междоусобие двух Роз сопровождалось насилиями и нарушениями права со стороны победителей, и парламент часто делался лишь простым орудием в руках партий, захватывавших власть. Поэтому впоследствии и Тюдорам легко было пользоваться парламентом, как послушным орудием власти. Вот каковы были политические отношения в Англии в начале реформации.
Две реформации в Англии
Англиканская реформация вообще только усилила королевскую власть, и Елизавета до конца жизни пользовалась ею в самом широком объеме. В средние века парламент созывался в общем ежегодно, при Тюдорах – средним числом раз в два года, но в частности Елизавета собирала его реже, чем даже Генрих VIII: при нем приходилось два созыва на три года, при Елизавете – один на три-четыре года. Духовные лорды (епископы) всецело зависели от короны, светские большею частью были нового происхождения и вели себя очень покорно за полученные земли из бывших монастырских имений. Но то обстоятельство, что Тюдоры проводили свои церковные реформы путем парламентских постановлений, впоследствии позволило парламенту ссылаться на свои права в делах веры.
Рядом с этой королевской реформацией в Англии происходила и реформация народная. Уже в первой половине XVI в. здесь были отдельные протестанты, не желавшие признавать королевского главенства в делах веры и находившие, что англиканская церковь недостаточно «очищена» от католицизма. При Елизавете эти люди уже начали составлять особую религиозную партию пуритан. В сущности это были большею частью кальвинисты, но в конце царствования Елизаветы среди пуритан появились и сектанты, восставшие против всякой государственной церкви (хотя бы кальвинистической) и требовавшие независимости отдельных религиозных общин, без всякого принуждения принадлежащих к тому или другому исповеданию. (Впоследствии их стали называть индепендентами). Елизавета начала преследовать пуритан строгими наказаниями, напр., им рубили руки или отрезывали уши. Между обеими реформациями в Англии произошло впоследствии резкое столкновение.
Возрождение (Ренессанс) это
Возрождение (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Его элементы начинают проявляться на поздней фазе феодализма и обусловлены начинающимся разложением феодальной системы. Весь процесс длится вплоть до ранних буржуазных революций.
Последним хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершая этот величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры.
Обычно историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Его право на разумную деятельность, на наслаждения и счастье в земной жизни. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога. Они распространили на человека присущие Богу созидание, творческие способности, видели его предназначение в познании и преобразовании мира, украшенного своим трудом, в развитии наук, ремесел.
И этому обожествленному человеку гуманистов реформистами противопоставлялась идея полного ничтожества человека перед Богом, а их оптимистическому и жизнерадостному мироощущению суровый дух добровольного самоограничения и самодисциплины.
Они испытывают презрение к “умствованию” и абсолютное доверие к религии, доходящее до мракобесия и ненависти к науке.
Реформация — это широкое религиозное и социально-политическое движение, начавшееся в начале 16 века в Германии и направленное на преобразование христианской религии.
Начавшись в Германии, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.
Термин “Реформация” выражает ту существенную сторону движения, центром которой является критика и атака на монопольное положение католической папской церкви и ее учение в политической, идеологической системе тогдашнего европейского общества.
Ф.Энгельс определил революционизирующее протекание реформаторского движения как первую решающую битву европейского мещанства против феодализма. Эта характеристика относилась немецкой Крестьянской войне, однако аналогичные революционные черты содержатся в каждом антифеодально ориентированном реформаторском движении, ибо в нем отражаются освободительные интересы наступающего мещанства, рождавшегося класса буржуазии.
Реформация и Ренессанс
Процесс преодоления средневековой схоластики в принципе осуществлялся двумя путями : с одной стороны, через Ренессанс, а с другой — через европейскую реформацию.
Оба течения отличаются друг от друга способами критики средневековой схоластики, однако оба они выражают необходимость уничтожения средневековой философии и идеологии, выступают как проявление ее кризиса, образуют предпосылки создания основ философии нового времени.
Течения имеют общую историческую основу — оба постепенно “вызревают” в недрах феодализма с его натуральным производством.
Совершенствование орудий труда и специализация вели к зарождению множества поселений и городов, которые быстро росли и развивались, постепенно освобождаясь от гнета феодалов, становились независимыми. Потребность в развитии производительных сил дает толчок опытному познанию природы, а потребность в свободном труде независимого работника порождает новые представления о человеке, его свободе и достоинствах.
Универсальным выражением этих потребностей стал гуманизм Возрождения.
Правление королевы Елизаветы
Мария Кровавая умерла бездетной, а по английским законам ее муж Филипп II не имел прав на английский престол. И английской королевой стала дочь Генриха VIII и Анны Болейн Елизавета. Она правила в Англии с 1558 по 1603 год. Придя к власти, Елизавета сделала государственной протестантскую церковь. Ее главой стала королева, а официальным языком церкви стал английский. Она получила титул верховной правительницы светских и церковных дел. Фактически, все церковные служители стали государственными чиновниками. Богослужение, как уже отмечалось, велось на английском языке. Для укрепления своей власти Елизавета в 1587 году казнила свою шотландскую родственницу, королеву католичку Марию Стюарт, также претендовавшую на английский престол.
Елизавета никогда публично не настаивала на том, что верховная власть принадлежит только ей, является абсолютной. Считалось, что такой властью обладает монарх в парламенте. Но за 45 лет своего правления она собирала парламент всего 13 раз.
Почти полувековое правление Елизаветы было увенчано и экономическими успехами. При ней создавались первые паевые товарищества по добыче полезных ископаемых и производству металла. Развивалась промышленность в области сукноделия. Производство оружия, стекла и судостроения.
Англия стала торговать по всему миру, в Европе. Вестляндская компания торговала с Прибалтикой, Гвинейская в Африке, Левонтийская на Ближнем Востоке, Московская с Московией. И созданный в 1600 году ост-индская компания стала торговать с Индией.