Оглавление
Награды
- Дважды Герой Советского Союза (24.05.1943, 01.07.1944);
- орден Ленина;
- четыре ордена Красного Знамени;
- орден Александра Невского (2 октября 1943);
- орден Отечественной войны 1-й степени;
- два ордена Красной Звезды (26 октября 1955; 1956);
- медаль «За боевые заслуги» (24 июня 1948 года);
- медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
- юбилейная медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
- юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
- юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
- другие медали СССР;
- почётный гражданин города Бельцы и других городов.
«О дне рождения отца в Центре даже не вспомнили»
Культурный центр имени Григория Речкалова был открыт после нескольких обращений его дочери к губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву. До этого в Зайково существовал только небольшой музей дважды Героя Советского Союза Г.А. Речкалова, но официального статуса у него не было, и через несколько лет работы музей был реорганизован в отдел по патриотическому воспитанию при местном ДК. Возглавляла музей местная жительница Елена Елизова, которая давно занималась сбором информации о летчике. Директор музея так же, как и Любовь Речкалова, хотела, чтобы его признали власти, и помогала дочери летчика писать обращения чиновникам.
В 2011 году Евгений Куйвашев дал поручение правительству создать в поселке Зайково мемориальный комплекс Григория Речкалова (в поселке сохранился фамильный дом Речкаловых и школа, где в 1–4-м классах учился Григорий Андреевич).
Любовь Речкалова и Елена Елизова на фоне школы, в которой учился Григорий Речкалов. |
Елена Елизова, которая ходила на все собрания по созданию комплекса, вспоминает, что речь шла о всероссийском и даже международном мемориально-музейном комплексе, который впоследствии должен был стать одной из главных достопримечательностей Ирбитского района. Финансировался проект из областного бюджета. По словам Елены Елизовой, речь шла о нескольких миллионах. Возглавлял собрания председатель свердловского правительства Денис Паслер. Любовь Речкалова на заседаниях не присутствовала, сейчас она живет в Москве.
Те же на фоне родового дома семьи Речкаловых. |
15 августа 2015 года вместо мемориально-музейного комплекса в фамильном доме семьи Речкаловых открылся Культурный центр, в уставе которого о музейной деятельности ничего не говорилось. Предполагалось, что директором Центра станет Елена Елизова, которая готовила экспозицию к открытию центра, но в управлении культуры Ирбитского района место отдали другой жительнице поселка Зайково — Елене Ермолаевой. Ставка прежнего директора была сокращена.
Любовь Речкалова, дочь дважды Героя Советского Союза Григория Андреевича Речкалова:
После сокращения ставки Елены Елизовой между Любовью Речкаловой и руководством культурного центра стал намечаться конфликт. Ссориться с дочерью легендарного летчика в Центре никто не хотел, поэтому конфликт протекал в одностороннем порядке. Любовь Речкалова написала несколько писем в правительство и на имя чиновников районной администрации, в которых рассказала, что недовольна деятельностью нового центра. Публикуем несколько писем. Одно из них адресовано начальнику управления культуры Ирбитского района…
Второе — нынешнему директору центра Елене Ермолаевой.
По словам Любови Речкаловой, в Центре не проводится ни музейная, ни патриотическая работа, а его нынешний руководитель даже не смог как следует подготовиться, чтобы провести мероприятие, посвященное дню рождения ее отца.
Любовь Григорьевна забрала из Центра экспонаты, которые ранее передала на его открытие.
Биография Валерия Павловича Чкалова
Родился 2 февраля 1904 г в с. Василево (сейчас Чкаловск) Нижегородской области. Его отец был котельщиком казённых мастерских, мать он потерял рано, в 6 лет. Окончив сельскую школу, Валерий поступил в ремесленное училище, по окончании которого, работал кочегаром и молотобойцем.
Летная биография началась в 1919 году, когда он, работая кочегаром на пароходах плавающих по Волге первый раз в жизни увидел самолёт. Это побудило его вступить в Красную армию, где он был назначен на должность слесаря по сборке и ремонту самолетов.
В 1921 г. Чкалову выдали путевку в Егорьевскую авиационную военно-теоретическую школу. Он успешно ее окончил и для продолжения учебы был переведен в Борисоглебскую авиашколу.
Именно здесь биография Валерия Чкалова пополнилась первым самостоятельным полетом. В дальнейшем он успешно продолжал осваивать приемы управления самолетом, научился чувствовать его, начал понимать многие тонкости работы сложной техники. Став одним из лучших курсантов, Чкалов, в соответствии со сложившейся в те года (1923-24) практикой подготовки военных летчиков, был направлен на обучение в Московскую военно-авиационную школу высшего пилотажа и далее в Серпуховскую высшую авиашколу для получения навыков ведения воздушного боя.
В 20 лет Валерий Чкалов уже был подготовленным летчиком – истребителем и направлен в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью для прохождения службы. Там он проявил себя как отважный и дерзкий летчик, готовый к новым рекордам и подвигам. Он нередко совершал полеты, связанные с риском для жизни, за что его неоднократно от них отстраняли с соответствующим дисциплинарным взысканием.
Примечательным фактом в его биографии было то, что в 1927 году, он был отправлен в Москву, как один из лучших летчиков своей воинской части, для участия в воздушном авиа-параде, посвященного десятилетию Октябрьской революции.
Проявив высокое летное мастерство во время проведения парада, Валерий Чкалов был удостоен благодарности от Народного комиссара обороны Климента Ворошилова.
В 1928 г. его перевели на службу в авиабригаду г. Брянска. В том же году, случилось досадное происшествие, при перегонке самолетов из Гомеля в Брянск, Валерий Чкалов врезался в телеграфные провода. Его осудили на один год лишения свободы, но уже через 16 суток он был освобожден постановлением ЦИК СССР, с последующим увольнением из Красной армии в запас.
Но его летная биография на этом не закончилась. В 1929 г. он вернулся в Ленинград, где работал летчиком-инструктором в Ленинградском авиационном клубе Общества друзей Воздушного флота, став во главе школы планеристов.
В 1930 г. Валерия Чкалова снова зачислили летчиком-испытателем в штат Московского НИИ ВВС. За 2 последующих года своей биографии, на его счету было более, чем 800 сложных испытательных полетов. Он в совершенстве освоил технику пилотирования тридцати типов самолетов. Также Валерий Чкалов участвовал в испытании уникального авиазвена, состоящего из тяжелого бомбардировщика с пятью самолетами-истребителями на своих крыльях.
Во время своей работы летчиком – испытателем на Московском авиационном заводе им. Менжинского, Валерий Чкалов единолично разработал и применил в летной практике новые фигуры высшего пилотажа: «восходящий штопор» и «замедленную бочку».
Подвиг совершенный Валерием Чкаловым
Первый подвиг в его биографии, прогремевший на всю страну, произошел 20-22 июля 1936 г, когда возглавляя экипаж самолета АНТ-25 Валерий Павлович совершил первый беспосадочный перелет из Москвы в район острова Сахалина.
За полет, длившийся двое с половиной суток, в течение которого впервые было преодолено более девяти тысяч километров, всем трем частникам (в экипаж Чкалова входили также летчики Беляков и Байдуков) присвоили звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Второй подвиг, уже в звание героя СССР Валерий Павлович Чкалов совершил 18-20 июня 1937 г, когда совершил аналогичный перелет без посадки по направлению: Москва – Северный полюс – Ванкувер (США). Протяженность маршрута составляла 8 504 км, а длительность полета – 63 ч 16 минут. Героический экипаж радостно встречали жители многих американских городов, также их принял у себя дома генерал Джордж Маршалл. А в Вашингтоне советских летчиков приветствовал президент США Франклин Рузвельт.
За успешное осуществление этого задания весь экипаж был награжден орденами Красного знамени.
15 декабря 1938 г, совершая испытательный полет на истребителе И-180, Валерий Павлович Чкалов трагически погиб. Причиной его гибели стала неустранимая поломка мотора, которая привела к крушению. Совершая, по сути, еще один подвиг, Чкалов старался отвести падение от жилых построек, в результате чего врезался в высоковольтную опору. От полученных ран он скончался два часа спустя в Боткинской больнице.
Существует множество версий того, что его гибель была неслучайна, поскольку на тот момент был разгар политических репрессий и острый на язык и несдержанный Чкалов мог быть неугодным для многих. Это в многочисленных интервью утверждали его сын и дочь. Как бы то ни было, известно, что при жизни Чкалов на хорошем счету у советского руководства. Сталин лично встречал экипаж Чкалова на Щелковском аэродроме в августе 1936 года по его возвращению из беспересадочного полета на Дальний Восток. Также, Чкалов неоднократно бывал приглашен Сталиным в Кремль на светский прием, а в личном общении советский вождь позволял фамильярное его отношение к себе.
В советские годы, Чкалов стал одним из самых известных людей в Советском Союзе. В честь него назывались пионерлагеря, школы, станции метро, учебные заведения, предприятия и другие объекты. По стране более 1700 улиц городов и более десятка населенных пунктов носили его имя. В том числе и бывшее Василево – родной поселок Чкалова. Существует множество посвященных ему мемориальных досок, бюстов и памятников. Самый известный из них стоит с 1940 года в Нижнем Новгороде вблизи Кремля. Бронзовая фигура Чкалова, работы Исаака Менделевича установлена на цилиндрическом постаменте. На его полированной поверхности нанесен контур географической карты Северного полушария с трассами двух исторических перелётов чкаловского экипажа АНТ-25. За этот памятник Менделевич был удостоен Сталинской премии. Есть памятник Чкалову и в США, в городе Ванкувере в честь его трансполярного перелета. Там, 20 мая 1975 года на летном поле Пирсон при содействии «Чкаловского комитета трансполярного перелёта» был установлен памятный знак в виде треугольника, в центре которого изображен самолет, перелетающий Северный полюс.
***
Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:
|
|
Память
Истребители МиГ-31 совершают «полёт памяти»в честь Григория Речкалова | Экспонаты музея Григория Речкаловав посёлке Зайково | Экспонаты музея Григория Речкаловав посёлке Зайково | Бюст Григория Речкаловав посёлке Зайково |
- В станице Крыловская Краснодарского края установлен бронзовый бюст Герою, внесшему значимый вклад в освобождение Кубани от немецко-фашистских войск. Григорию Речкалову также присвоено звание почётного гражданина станицы Крыловской.
- На родине Героя в Зайково установлен бронзовый бюст и открыт музей на ул. Коммунистическая, 170. 15 августа 2015 года музей преобразован в музейно-патриотический комплекс, на открытии которого истребители-перехватчики МиГ-31 совершили «полёт памяти» в честь Григория Речкалова.
- Имя Героя носит школа № 1 в Зайково, где учился Григорий Речкалов, на школе установлена мемориальная доска, школа № 2 в посёлке Бобровский Свердловской области.
- Бюст Речкалова Г. А. установлен на бульваре Победы в городе Ирбите Свердловской области.
- В Екатеринбурге (Свердловске), где учился и работал Григорий Андреевич, его именем названа улица в Академическом районе.
Вторая Мировая Война
Он начал свою боевую карьеру 22 июня 1941 года над Молдавией на И-153 с маркировкой «синий 13» на хвосте, совершив на этом самолете 30 боевых вылетов в течение месяца и участвуя в 10 боях. 27 июня Речкалов атаковал и сбил Hs 126 к востоку от Бокши , недалеко от Скулень, во время своего первого захвата . 11 июля он захватил Ju 88 недалеко от Котовска . 26 июля 1941 года под Дубэсарами он был ранен зенитной артиллерией в правую ногу. Он благополучно вернулся на свой аэродром и после приземления был госпитализирован. Из-за серьезности ранения он был вынужден оставаться в резервной авиационной части в течение нескольких месяцев после трех операций. К своему прежнему вернулся весной 1942 года. Ранее за безупречную службу подразделение было удостоено гвардейского звания и переименовано в 16-й гвардейский истребительный авиационный полк.
К концу 1942 года Речкалов одержал 4 и 2 общие победы. На тот момент 16-й полк был перевооружен на новые P-39 Airacobras и временно отправлен в резерв для обучения. Весной 1943 года они были отправлены на Северо-Кавказский фронт и реку Кубань. 24 мая 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза за 12 одиночных и 2 общих стрельбы за 194 боевых вылета.
В мае 1944 года Речкалов принял командование 16-м гвардейским истребительным авиационным полком, но 31 мая 1944 года, возглавляя соединение над Яссами, пять P-39 были потеряны после того, как он решил преследовать группу истребителей Bf 109 в одиночку. По официальным данным, начальство наказало Речкалова за то, что он преследовал врага в одиночку, вместо того, чтобы предлагать руководство своей менее опытной эскадрилье. По рекомендации своего командира Александра Покрышкина Речкалов был заменен на Бориса Глинки из 100-го гвардейского истребительного авиационного полка на должности командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка за (по словам Покрышкина) «потерю управления, нерешительность и безынициативность». На протяжении всей войны Покрышкин спорил с Речкаловым из-за отсутствия дисциплины.
15 июля 1944 года Глинка был тяжело ранен, когда выскочил из сильно поврежденного Р-39 и попал в хвостовое оперение. Речкалов снова занял пост командира полка, но оставил его в феврале 1945 года и был назначен инспектором по летной подготовке 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии.
К концу войны он совершил 452 боевых вылета и провел 122 воздушных боя; В оперативных документах указано, что он совершил 56 соло и 6 общих убийств, в то время как в сертификационных документах ему присвоено 61 соло и 4 общих убийства. Он летал на И-153, И-16, МиГ-3, Як-1 и Р-39, но подавляющее большинство его летал на Р-39. В его номинации на награду не упоминались три его победы с 1941 года, хотя были утверждения, что Покрышкин пытался украсть некоторые из убийств Речкалова.
Комментарии
Борис Николаевич Юрьев
выдающийся ученый-авиатор, действительный член Академии наук СССР, генерал-лейтенант инженерно-технической службы
Жан-Пьер Эньере
французский офицер военно-воздушных сил и бывший астронавт Национального центра космических исследований
Вальтер «Гулле» Эзау
немецкий лётчик-ас, Испанской гражданской, а также Второй мировой войн, в течение которых он совершил около 300 боевых вылетов, одержав 127 побед в воздухе, из них 9 в Испании, 44 на Восточном фронте, а также 14 над четырехмоторными бомбардировщиками при защите Рейха
Франк Кендэл Эверест Мл.
американский летчик, участник 2-ой мировой войны, летчик-испытатель ВВС США, возглавлял Aerospace Rescue and Recovery Service, Military Airlift Command, Scott Air Force Base, Иллинойс
Леопольд Штейнбатц «Бази»
немецкий лётчик-ас истребительной авиации люфтваффе, лейтенант
Сергей Максимович Шерстобитов
военный лётчик Липецкого авиагарнизона, майор
Юрий Георгиевич Шаргин
российский лётчик-космонавт, первый космонавт космических войск РФ
Борис Григорьевич Чухновский
советский авиатор, один из первых полярных лётчиков
Список воздушных побед
В наградных листах отсутствуют 3 воздушные победы Речкалова, одержанные им в 1941 году (в связи с утратой документов 55-го истребительного авиаполка за тот период). Тем не менее, эти победы отражены в документах 20-й смешанной авиадивизии, что даёт полное основание включить их в боевой счёт лётчика.
Список воздушных побед Г. А. Речкалова | |||
---|---|---|---|
№ п/п | Дата победы | Тип самолёта | Место победы |
1 | 26.06.1941 | Ме-109 | Унгены |
2 | 27.06.1941 | Хш-126 | вост. Бокша |
3 | 11.07.1941 | Ю-88 | Балта |
4 | 25.05.1942 | Ме-110 | р-н Изюма |
5 | 27.05.1942 | Ме-110 | Изюм |
** | 02.07.1942 | ФВ-189 | Подгородное |
6 | 09.07.1942 | Ме-109 | Берестовая |
7 | 09.07.1942 | Ме-109 | Золотаревка |
8 | 09.07.1942 | Ме-109 | Золотаревка |
9 | 11.04.1943 | Ме-109 | сев. Абинская |
10 | 12.04.1943 | Ме-109 | вост. Троицкая |
11 | 15.04.1943 | Ю-88 | Гостогаевский — Николаевский |
12 | 16.04.1943 | Ме-109 | Абинская |
13 | 17.04.1943 | Ме-109 | Мысхако |
14 | 21.04.1943 | Ме-109 | Цемесская бухта |
15 | 21.04.1943 | Ме-109 | юж. Новороссийск |
16 | 29.04.1943 | Ме-109 | Благодарный |
17 | 04.05.1943 | Ме-109 | юж. Неберджаевская |
18 | 04.05.1943 | Ме-109 | высота 151,6 (Кубань) |
** | 04.05.1943 | Ме-109 | Семенцовский |
19 | 05.05.1943 | Ме-109 | зап. Крымская |
20 | 06.05.1943 | Ме-109 | зап. Неберджаевская |
21 | 08.05.1943 | Ме-109 | зап. Нижнебаканская |
22 | 08.05.1943 | Ю-87 | зап. Верхнебаканская |
23 | 14.05.1943 | Ме-109 | сев.-зап. Неберджаевская |
24 | 28.05.1943 | Ме-109 | юж. Киевское |
25 | 16.08.1943 | Ме-109 | сев. Ивановский |
26 | 17.08.1943 | Ме-109 | юж. Краснополье |
** | 23.08.1943 | Хе-111 | Дмитриевка |
** | 23.08.1943 | Хе-111 | Дмитриевка |
27 | 26.08.1943 | Ю-88 | юж. Квашино |
28 | 29.08.1943 | Ме-109 | вост. Новоспасский |
29 | 29.08.1943 | Ме-109 | вост. Марфинская |
30 | 30.08.1943 | Ю-87 | юж. Ново-Хрещатик |
31 | 02.09.1943 | Ме-109 | Калинин |
32 | 19.09.1943 | Хе-111 | сев. Мелитополь |
33 | 26.09.1943 | Ме-109 | Большой Токмак |
34 | 01.10.1943 | Ю-87 | Дмитриевка |
35 | 01.10.1943 | Ю-87 | Карлсрус |
36 | 01.10.1943 | Ю-87 | Радостный |
37 | 16.10.1943 | Ю-88 | зап. Ногайск |
38 | 24.10.1943 | Ме-109 | сев. Михайловка |
39 | 24.10.1943 | Ме-109 | Бурчак |
40 | 26.10.1943 | Ю-88 | сев.-зап. Весёлое |
41 | 01.11.1943 | Ю-87 | юго-зап. Перекоп |
42 | 01.11.1943 | Ю-87 | Перекоп |
43 | 01.11.1943 | Ю-87 | сев. Будённовка |
44 | 01.12.1943 | Ю-87 | сев.-зап. Чучак |
45 | 08.12.1943 | Ю-52 | юго-зап. Тендеровская коса |
46 | 12.12.1943 | Ю-52 | Аджалыкский лиман |
47 | 29.12.1943 | Хе-111 | юж. Одесса |
48 | 29.12.1943 | Фи-156 | Выгода |
49 | 30.05.1944 | Ме-109 | Таутошти |
50 | 31.05.1944 | ФВ-190 | сев.-вост. Чужа Вода |
51 | 31.05.1944 | Фи-156 | юго-вост. Порчешти |
52 | 03.06.1944 | Ю-87 | Богонос |
53 | 03.06.1944 | Ме-109 | Богонос |
54 | 16.07.1944 | Ю-87 | юж. окр. Сушно |
55 | 22.07.1944 | ФВ-190 | сев.-зап. Замостье |
56 | 02.08.1944 | ФВ-190 | Ясьяны |
57 | 31.08.1944 | Ме-109 | Островец |
58 | 24.10.1944 | Ю-52 | Жарновице |
59 | 26.01.1945 | Ме-109 | Бранде |
60 | 22.02.1945 | ФВ-190 | сев. Круммельс |
61 | 22.02.1945 | ФВ-190 | юж. Шадефельде |
Всего воздушных побед: 61+4боевых вылетов — более 420воздушных боёв — 122
** — групповые победы