Оглавление
Содержание и ход реформ налоговой системы
Следует отметить, что первые 20-ть лет правления Петра I, который взошёл на престол вместе с братом в возрасте 10 лет, не сопровождались какими-либо существенными реформами, ни в налоговой, ни в каких-либо других сферах.
Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.
Введение новых косвенных налогов и сборов
Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги: посаженный, поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.
Налог на бороду
Одним из средств Петра I по борьбе с культурой сложившейскя в русском обществе был налог на бороды (для всех кроме духовенства). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков».
Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 коп.с бороды.
Знак выдаваемый заплатившему налог на бороду
Внутри страны организовывались частные и государственные монополии — аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные — для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.
Важным налогом Петра I был введённый указом 23 января 1699 г. гербовый сбор (пошлин). Т.е. все официальные документы (купля-продажа, займы и т.д.) необходимо было оформлять на гербовой бумаге, монополистом по выпуску которой было государство.
В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.
Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.
Введение нового основного прямого налога — подушной подати
Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Но Петру I нужна была промышленность, нужна была победа в Северной войне со Швецией — а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.
Первым шагом налоговой реформы стало проведение повторной переписи населения — теперь приказано было записывать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям.
Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп.с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.
Введение подушной подати
С 1716 года Пётр снова серьёзно занялся вопросами финансовой политики и экономики. В 1716—1717 годах на политику царя оказывали значительное влияние идеи меркантилизма. Это выразилось прежде всего в создании новых мануфактур и разработке естественных богатств страны — полезных ископаемых.
Наряду с этими проблемами снова был поднят вопрос о более тщательном подсчёте количества налогоплательщиков. Очень волновал вопрос резкого снижения населения страны, которую показала перепись 1710 года. Однако в дальнейшем выяснилось, что основной причиной «демографического кризиса» в стране стало простое стремление налогоплательщиков избежать налогового гнёта. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков. Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы — введению единой подушной подати, при которой учитывалось всё мужское население. Мысль о такой реформе была не новой. Ещё царевна Софья желала осуществить реформу податного обложения, заменив подворную подать подушной. При Петре I эту идею отстаивал обер-фискал Алексей Нестеров. Он считал, что налогообложение, основанное на подворной подати, само по себе несправедливо: в одних дворах могло жить по 20-30 человек, а в других — 5-10. Для последних налоговый гнёт значителен, так как у них меньше рабочих рук. Поэтому Алексей Нестеров предложил собирать подати, сборы и повинности не со дворов, а с рабочих душ. В дальнейших предложениях предлагалось ввести особую полицию и паспортную систему в деревне, что значительно уменьшило бы побег крестьян.
Все проекты советовали, во-первых, подсчитать всё мужское население страны без различия возраста, во-вторых, подсчитать требуемую казне сумму, кроме кабацких и таможенных сборов, в-третьих, определить количество сборов с каждого человека путём деления суммы доходов на количество душ.
Большое влияние на введение подушной подати в России оказала налоговая системы европейских стран, прежде всего Франции. 26 ноября 1718 года указом Петра I была начата перепись населения. В январе 1720 года Пётр распорядился производить перепись не только крестьянского населения, но и дворовых людей, холопов и церковников.
С января 1722 года было начато распределение полков в губерниях и также ревизия — пересмотр переписи. Для производства ревизии по губерниям были разосланы генералы с прикомандированными к каждому офицерами, которые и должны были произвести пересмотр переписи на месте. Эта работа была закончена только в 1727 году, но уже в 1724 году было выяснено общее число податного населения: его оказалось 5 570 458 против 2 874 685 человек по переписи 1710 года. В 1724 году было назначено брать по 80 копеек с души, но в 1725 году эта цифра была снижена до 74 копеек, а после смерти Петра — до 70 копеек. Эти суммы были определены из потребностей ежегодного содержания армии (4 миллиона рублей) и флота (2,2 миллиона рублей). Сверх того, государственные крестьяне, которые не платили оброка владельцам, были обложены дополнительным сбором в 40 копеек. Посадское население должно было платить государству 1 рубль 20 копеек. Таким образом, подушная подать способствовала увеличению доходов государства по сравнению с доходом от прежнего сбора.
Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные социальные последствия, распространив податную повинность на ранее свободные от податей категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной — между ревизиями умершие не исключались из податных списков, а новорождённые не включались.
Замена серебра медью
Так как денег в казне и при новом устройстве хозяйства не хватало, то нехватку старались покрыть старыми средствами — перечеканкой монеты. С 1711 года была прекращена чеканка мелкой серебряной монеты, её заменили медью. Казённые же платежи взимались серебром. В результате к последним годам жизни Петра I медные монеты полностью вытеснили из обращения мелкое серебро, из-за чего создавались большие неудобства при расчётах. За полвека до этого попытка введения медной монеты привела к Медным бунтам, в результате которых от идеи замены серебра медью правительство вынуждено было отказаться. Теперь же, в условиях более сильной государственной власти, эта мера не вызвала противодействия со стороны населения.
Отмена подушной подати
Отношение к подушной системе налогообложения было неоднозначным. Это проявлялось в периодическом признании ее недостатков в 1727 г., 1810 г. и 1832 г. По результатам работы комиссии, занимающейся пересмотром системы податей и сборов при Минфине, в 1859 г. было озвучено решение. По нему достижение значимого повышения эффективности устройства прямых податей невозможно без полной отмены подушного механизма. Отменил подать император Александр III. В указе от 18.05.1882 г. предполагался отказ от подати в начале 1883 г. для таких категорий, как:
- безземельные крестьяне;
- бывшие дворцовые люди;
- крестьяне-дарственники с земельным наделом 1/4 высшей нормы по реформе 1861 г.
В законе от 14.05.1883 г было зафиксировано снижение величины подушной подати, а бывшие фабричные и заводские крестьяне получили полное освобождение от нее. По закону от 28.05.1885 г. с начала 1886 г. подать перестали собирать с большей части крестьянства, а с 1887 г. — освобождение получили все бывшие податные сословия.
Исключение составило население Сибири. Здесь пришли к отмене подати в 1899 г., что было определено в законе от 18.01.1898 г. Однако не следует воспринимать такие решения как исключительно позитивные изменения. Дело в том, что они сопровождались одновременным увеличением сумм поземельного налога и налога с городской недвижимости, за право торговли и промыслов. Вырос акциз со спирта, оброчная подать с бывшего госкрестьянства с введением затем выкупных платежей.
Российская империя
- Список императоров России по порядку и годы их правления
- Территории, входившие в состав Российской империи
- Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
- Табель о рангах. Главное
- Первая всеобщая перепись Российской империи
- Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
- Россия в Первой мировой. Самое главное
- Коротко об эпохе дворцовых переворотов
- История герба России
ЕГЭ по истории
- Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
- Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
- Правители от Рюрика до Путина
- Даты всемирной истории для ЕГЭ
- Краткая характеристика всех периодов русской истории
- Демоверсия ЕГЭ с ответами
ОГЭ по истории
- Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
- Перевод баллов ОГЭ в оценку
- Демоверсия ОГЭ с ответами
- Даты всемирной истории для ОГЭ
Выбери ответ
Причины и предпосылки налоговой реформы Петра I
- Государству требовалось огромное количество денежных средств на ведение Северной войны со Швецией
- Пётр I стремился как можно быстрее построить флот
- Модернизация промышленности и строительство новых фабрик производились за казённый счет
- Создание и поддержание регулярной армии предполагало необходимость пересмотра принципов налогообложения с
Причины проведения реформы
Во время восхождения на престол Петра І, Россия переживала не лучшие времена. • Промышленная отрасль была недостаточно развита, чтобы обеспечивать страну всем необходимым. • В социальном и культурном плане государство заметно отставало от Запада. • Россия не могла развивать внешнеэкономическую деятельность, так как не имела выхода к морю и своего флота. • Внутри страны между боярами и дворянами постоянно возникали конфликты. • Армия не имела хорошего вооружения и достаточной подготовки. Россия могла стать легкой добычей для внешних врагов, которые постоянно посягали на ее независимость. Все это привело к необходимости масштабного реформирования во всех сферах деятельности государства. Петром была проведена реформа органов управления государством, церковная реформа, преобразования коснулись культуры, быта, образования, была реорганизована армия. Однако укрепления армии, участие в Северной войне (с целью получить выход к морю), создание флота, привело к огромным денежным затратам. Старая финансовая система не соответствовала потребностям развивающегося государства. Расходы стали превышать доходную статью бюджета. Налоговая система не справлялась со своей функцией. Царь-реформатор не мог ждать, когда развитие экономики станет приносить прибыль в государственную казну. Военная кампания требовала постоянных финансовых вливаний. Налоговая реформа должна была стать выходом из финансового кризиса.
Это интересно: 1146,Наиболее важные этапы в проведении реформы Елены Глинской
Перепись будущих налогоплательщиков
На деле выяснилось, что без труда подобные операции производятся где угодно, но только не в России с её бескрайними просторами и затерянными среди непроходимых лесов и болот деревнями. Справиться с подобной задачей мог лишь человек железной воли, каким был государь Пётр Великий. Для учёта всего тяглового (обязанного выплачивать налог) населения в 1718 году по его указу в России была произведена всеобщая подушная перепись.
Царские ревизоры, направленные во все концы страны, были вынуждены преодолевать немалые трудности, связанные не только с удалённостью мест и природными условиями, но и с нередкими случаями неповиновения и прямых мятежей. Особенную сложность представляла перепись в районах, где было сильно влияние раскольников, объявивших царя Петра антихристом, а все его деяния (а налоги тем более) — дьявольскими кознями.
Первая ревизия (1718-1727)
Указ о проведении 1 ревизии издал Петр I 26 ноября 1718. Она началась после опубликования указа Сената от 22 января 1719 и продолжалась до 1727. Были переписаны не только русские, но и большинство других народов. И все же ряд народов (башкиры, часть татар и др.) не был учтен. Кроме того, первоначально ревизия не распространялась на Прибалтику, Малороссию, Слободскую Украину, а также на украинцев, живших в русских губерниях. Правда, позже на всех этих территориях были проведены местные ревизии населения или осуществлены другие формы учета населения (например, в Малороссии — «переписи», учитывавшие численность дворов и служащего казачества).
Денежная реформа
Памятная монета 2004 года
В 1703—1706 годах за Ратушей стали появляться недоимки: это угрожало существованию армии и флота. Чтобы как-то получить средства, необходимые для содержания армии и флота, Пётр I начал перечеканку монет. Однако простой перечеканкой иностранной монеты, которая появлялась в России от продажи иностранным государствам казённых товаров, решить проблему не удалось (хотя доход от этого составлял 86 000 рублей), поэтому Пётр ввёл новые монеты. До того времени в России были в ходу только копейки, равнявшиеся двум деньгам (1 деньга = 1/2 копейки). Копейка при этом не считалась основной денежной единицей, а слово «копейка», бывшее лишь разговорным, не чеканилось на монетах. Отныне рубль стал равняться 100 копейкам или 200 деньгам. Пётр I ввёл разменную медную монету — денежки, полушки и полуполушки — и велел начеканить серебряные рубли, полтины, полуполтины, гривенники, пятаки, трёхкопеечники, причём вес этих монет уменьшился. Все наличные деньги из приказов было велено доставить на Денежный двор, откуда деньги вернули приказам новыми монетами, добавив 10 % — «по гривне на рубль». В результате проведенной реформы основной денежной единицей стала не деньга, а копейка, а её название впервые появилось на монетах. Тогда же был отменен и неразменный рубль, бывший с XV века условной денежной единицей, использовавшейся в качестве эталона при обменных операциях.
Был запрещён счёт на старые деньги и алтыны (3 копейки). При Петре появился первый винтовой пресс. За период правления несколько раз понижались вес и проба монет, что привело к бурному развитию фальшивомонетничества. В 1723 году были введены в обращение медные пять копеек («крестовой» пятак). Он имел несколько степеней защиты (гладкое поле, особая соосность сторон), но подделки стали чеканить не кустарным способом, а на иностранных монетных дворах. Крестовые пятаки впоследствии изымались для перечеканки в копейку (при Елизавете). По зарубежному образцу стали чеканить золотые червонцы, впоследствии от них отказались в пользу золотой монеты достоинством в два рубля. Пётр I планировал ввести в 1725 году медный рубль-плату по шведскому образцу, но эти планы осуществила только Екатерина I.
Прибыль от монетной реформы сначала была огромной, но постепенно снижалась. Эта денежная перечеканка немного облегчила положение финансов в стране, но вскоре появилось множество проблем: цена русской монеты упала почти наполовину, а цены всех товаров поднялись вверх в два раза; затем упали в два раза все окладные платежи.
Оценка налоговой реформы
Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.
Что касается соотношения разных частей государственного дохода, — главный тон переменам в их процентных отношениях давало в 1701 г. чрезвычайное увеличение реального дохода, а именно, прибыли от монетной операции. В 1724 г. абсолютная цифра этого дохода увеличивается благодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает; и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только что введенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений, тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы не составляли и трети (31%) их.
Это интересно: 1150,Нальчик: краткая история города
Вторая ревизия (1743-1747)
2 ревизия была произведена после опубликования указа от 16 декабря 1743: началась в 1744 и закончилась в 1747. Она, как и 1 ревизия, вновь не коснулась ряда народов (башкир, части татар, сибирских племен, лопарей). Не проводилась 2 ревизия и на территории Малороссии. Тем не менее 2 ревизия охватила некоторые категории населения, которые не были охвачены 1 ревизией. В частности, были учтены жители Ингерманландии (населенная финнами часть нынешней Ленинградской области), украинцы на русских землях и в Слободских полках, а также и иностранцы, принявшие православие. Сенатским указом от 22 марта 1746 предусматривалось, что отдельно должна регистрироваться этническая принадлежность учитываемого ревизией населения, при этом разрешалось при учете крещеных инородцев не указывать их этническую принадлежность.
Предыстория
На Руси регулярный учет жителей начался в период татаро-монгольского ига. Его ввели, чтобы подсчитывать размер дани. 1-ю перепись монголы провели в 1245 году.
В XIV-XVI веках ввелись земельно-хозяйственные описания. В «писцовые книги» вносилась различная информация, в том числе и о владельцах дворов. Такой учет охватывал лишь часть русского населения.
В XVII веке учет населения стал называться подворной переписью. За единицу измерения был взят двор. Такие описания проводились для решения задач локального порядка в конкретном регионе. Уже в тот период поднимался вопрос о проведении переписи во всей Российской империи по единому образцу.
Первая перепись при Петре I была проведена в 1710 году. Она показала, что количество податных дворов резко сократилось. Через несколько лет чиновники провели новую перепись («ландратскую»). Вскрылись случаи объединения дворов, пропуски целых деревень и другие ошибки. В связи выявленными нарушениями Петр I решил ввести новую учетную единицу («ревизская (мужская) душа») и провести подушную перепись.
Финансовая реформа
В 1704 году Петр проводит финансовую или как её еще называют денежную реформу. в итоге главной денежной единицей становится копейка, была введена новая система налогов, подушная подать, заменила подворное обложение.
Замечание 1
В итоге государственная казна значительно увеличилась, но при этом население заметно обнищало, а доходы, предназначенные для казны, часто разворовывались.
С 1704 году друг за другом в России вводились различные налоги – поземельный, ледокольный, на покос сена, с варки пива и т.п., так появилось около 40 разных налогов.
Историческое значение реформы
Несмотря на то, что налоговая реформа Петра І была не совершенна, и легла тяжелой ношей на плечи малоимущего населения, она стала важным этапом в финансовой истории государства, оказала огромное влияние на ее развитие. В результате реформирования, налоговая система существенно изменилась. Введенный единый налог – подушная подать, заменил множество мелких сборов, увеличил число налогоплательщиков, и действовал в России на протяжении 150 лет. Новая налоговая система дала возможность стабилизировать финансовую ситуацию в стране. Появление постоянного налога позволило правительству более точно формировать бюджет. Во второй половине пребывания Петра І на Российском престоле, несмотря на огромные затраты на содержание армии, государство смогло обходится собственными доходами. Петр І занимался проведением реформ всю свою жизнь и некоторые из них так и не смог завершить.
Проекты выхода из финансового кризиса
Ещё с 1710 года Петру стали поступать различные проекты путей выхода из финансового кризиса. Один из первых таких проектов принадлежал Савве Рагузинскому. Он подчёркивал, что назначение новых налогов с крестьянства приведёт к тому, что земля останется без крестьян. Рагузинский предлагал увеличить казну путём разных финансовых операций: займа внутри страны и за границей или путём введения налогов, которым бы облагалось платёжеспособное население страны, а не разорённые крестьяне. Автор также высказывал мысль о двойном увеличении обложения земли в городах, но эту тяготу, которая пала бы на торгово-промышленное сословие, можно было бы облегчить, дав больше свободы в торговле: оставив соль, вино, табак, поташ, соболей в казённой продаже, всё остальное предлагалось отдать на волю. Пётр воспользовался кое-какими указаниями этого проекта, разрешив торговлю всем и став советовать младшим детям в дворянских семьях заниматься торговлей и промыслами. Это, конечно же, вызвало недовольство купечества.
В других проектах правительству рекомендовалось обратить особое внимание, во-первых, на торговлю казёнными товарами, число которых предлагалось ограничить, во-вторых, на косвенные налоги
Кто занимался сбором подати?
Чтобы гарантировать регулярную выплату подати, в России была введена паспортная система. В целом проблема полноты сбора налогов была достаточно серьезной. По состоянию на 1740 г. размер недоимки вырос до 5 млн. руб. Для борьбы с этим власти жестко требовали взимания, но одновременно шли на прощение недоимки, поскольку слабость бюрократического аппарата на фоне разоряющегося крестьянства не могла обеспечить решение данной задачи.
В 1724 г. устанавливалась обязанность земского комиссара контролировать сборы подати. На эту должность назначались дворяне военно-административных округов. Совместно с комиссарами данный вопрос управлялся представителями штаб-офицерства. Наблюдателем был командир полка. При этом характерно, что в 1727-1730 гг. провинциальные воеводы имели в подчинении земских комиссаров и штаб-офицеров.
Изменения произошли в 1736 г., когда сбор подати проводился уездными администрациями. В этой деятельности им помогали офицеры у подушного сбора. С проведением губернской реформы в 1775 г. подать взималась казенными палатами, а в XVIII в. — наблюдалось определенное двоевластие. Функция возлагалась на военные и гражданские центральные учреждения. Первые были представлены Военной коллегией и Генеральным кригс-комиссариатом, а вторые — Камер-коллегией. Контролировал их деятельность Сенат. В XIX в. сборы осуществлялись Министерством финансов совместно с МВД. Последнее учреждение контролировало работу губернской власти относительно изъятия недоимок.
На всякий случай умерли
Одного не учел самодержец всероссийский — того, что народ, ему подвластный, прост, но хитер, причем той самой хитростью, к описанию которой более всего подходит словечко «ушлый». Ведь дать правдивые сведения, или, как это тогда называлось, «сказки», значит раскрыться перед государством, как говорится, подставиться! Мало ли какие там, наверху, потом платежи начислят? И на местах стали хитрить.
Сперва перепись попросту затянули, ссылаясь на непогоду, недавние эпидемии и прочие факторы из числа обстоятельств непреодолимой силы.
Потом прикинулись, что не поняли указа, и людей пересчитали, но не всех, включив в списки крестьян владельческих, но не включив дворовых. Ну а потом уж, уточняя списки, и вовсе позаписали половину крепостных давно умершими. Так, на всякий случай, для сохранности кошелька.
Тут Петр Алексеевич, как это было ему свойственно, осерчал и послал на места своих гвардейцев, дав им наказ «заковывать в железа» местных чиновников вплоть до губернаторов, если вдруг поданные сведения покажутся хоть в чем–то подозрительными, и держать их в цепях, пока данные не будут уточнены. Суровые меры оказались действенными: было выявлено 20 с лишним тысяч утаенных от переписи душ. Но все равно процесс затянулся, так что только в 1722–м царь смог достоверно узнать, что среди подданных его около 5 млн мужчин, а женщин — не считано, потому что их и не считали вовсе.
Третья ревизия (1762-1764)
Через 17 лет после начала второй ревизии было решено провести третью ревизию. На этот раз правительство пришло к выводу о включении в ревизские сказки также и всех лиц женского пола. До этого их численность определялась путем удвоения числа, лиц мужского пола. Третья ревизия началась в 1762 и в основном завершилась к середине 1764. С учетом всех пропусков и «беглых душ» общая численность населения России к 1763 году составила 23200 тыс. чел. Однако ревизия недоучла значительную часть населения, и позже, уже в ходе следующей, 4, ревизии было обнаружено большое число недоучтенных 3 ревизией приписных душ. К началу 3 ревизии был окончательно установлен список категорий населения, подлежащих ревизскому учету, и разработана форма документов, составляемых во время ревизий. С 3 ревизии вводится единая печатная форма ревизской сказки, просуществовавшая практически без изменений до 10 ревизии. Начиная с 3 ревизии, в сказки вносились сведения обо всех лицах мужского женского пола (фамилия, имя, отчество, возраст, сословная принадлежность, место жительства).