Оглавление
[править] См. также
Прогрессивный рок |
---|
Арт-рок • Кентербери • Нео-прогрессивный рок • Симфо-рок • Спейс-рок |
Zeuhl • Краут-рок • Математический рок |
Список групп прогрессивного рока • Список музыкантов прогрессивного рока |
Связанные статьи |
Авангардный метал • Джаз • Джаз-фьюжн • Прогрессивный метал • Психоделический рок • Нью-прог |
Альтернативный метал • Альтернативный рок • Анатолийский рок • Арт-рок • Бард-рок • Барокко-поп • Бит • Блюз-рок • Брит-поп • Виолончельный метал • Гаражный рок • Глэм-рок • Гранж • Джаз-фьюжн • Дэнс-рок • Инструментальный рок • Индастриал-метал • Инди-рок • Камеди-рок • Кантри-рок • Келтик-рок • Краут-рок • Латин-рок • Математический рок • Метал • Нойз-рок • Паб-рок • Пауэр-поп • Панк-рок • Поп-рок • Пост-панк • Пост-рок • Прогрессивный рок • Прото-панк • Психоделический рок • Рокабилли • Рок-н-ролл • Рэп-рок • Рэпкор • Сатерн-рок • Сёрф-рок • Синти-рок • Софт-рок • Спейс-рок • Стадионный рок • Стоунер-рок • Трип-рок • Фанк-рок • Фолк-рок • Хард-рок • Хартленд-рок • Христианский рок • Хеви-метал • Чикано рок • Экспериментальный рок | |
Стили и направления рок-музыки • Зал славы рок-н-ролла • Рокеры |
Лучшие группы прогрессивного рока: ТОП-10
Первое место в списке заняли, как это не удивительно для британцев, вовсе не представители Туманного Альбиона, а представители канадской арт рок сцены Rush. При этом группа значительно оторвалась от ближайших преследователей, чем только подтверждает свой статус, который они приобрели за долгую карьеру, увенчанную такими альбомами как «2112» и «Moving Pictures», получившими мультиплатиновый статус.
Вторыми в рейтинге стали Pink Floyd, которые в противоположность Rush чаще исполняют медленные и более осмысленные композиции, представляя собой несколько иное направление жанра progressive rock. За свою долгую карьеру флойды выпустили немало значимых альбомов, увенчавших собой мировую копилку рока. Именно их альбом «Dark side of the moon» считается самым продаваемым рок-альбомом всех времён (его тираж перевалил за 50 миллионов копий).
Третью строчку пьедестала оккупировали еще одни корифеи арт рока – Genesis. Эта группа, также как и предыдущие участники, находилась в поиске своей ниши.В конце 80-х они стали исполнять более простую для восприятия музыку, чем и обеспечили себе огромную популярность среди широких масс, не потеряв при этом старых поклонников, сердца которых они завоевали такими работами как, например, «Foxtrot» или «Selling England by the Pound».
Вслед за ними расположилось еще несколько представителей британской арт сцены, которых к слову в рейтинге целых шесть, еще три места достались американским группам, что показательно это места с 8 по 10, как свидетельство того, что люди больше ценят заслуги ветеранов, чем новичков. Хотя назвать новичками группы, появившиеся в более 20 лет назад достаточно трудно.
Итак, на четвертом месте остались Jethro Tull, которые являются ярким примером группы, следующей за сменой вкусов слушателей. За свою карьеру они успели выпустить альбомы, тяготеющие и к фолку, и к электронике, и к хард-року, и даже получить премию как лучшая металлическая команда. Хотя основной вклад в музыкальную индустрию внесли их работы начала 70-х – «Aqualung», «Thick as a brick» и «A passion play».
Замкнула пятерку лидеров еще одна классическая прогрессивная рок группа King Crimson. Именно их альбом In the court of the crimson king считается первым прогрессивным альбомом в истории музыки.
Места во второй пятерке расположились следующим образом.
Одни из кудесников арт-рока Yes заняли 6 место. Пускай в 80-е группа немного отошла от проговых корней, но их ранние альбомы все еще живы в памяти поклонников.
Emerson, Lake and Palmer или ELP занимают почетное 7-е место, которое они завоевали благодаря таким успешным альбомам как Tarcus или Brain Salad Surgery.
А вот ниже расположились группы, имеющие не столь очевидное отношение к классическому стилю progressive rock.
8 место американская группа Tool, которая начинала как группа, играющая альтернативную музыку, а их первый альбом вообще можно отнести к гранжу, но впоследствии перешедшая в ряды прог коллективов. Правда стоит отметить, что музыка Tool соответствует progressive metal куда больше чем progressive rock.
https://youtube.com/watch?v=cdpSHLrLAoI
За ними расположилась самая молодая группа из этого списка The Mars Volta. За 11 лет существования коллектив настолько успел полюбиться, что они были включены в список вместе с такими корифеями жанра как Pink Floyd и Genesis.
Замыкают десятку списка «Лучшие группы прогрессивного рока» Dream Theater — еще одна метал группа в списке. Главным достижением Дрим Театра можно смело считать альбом 1999 года — Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory, который в 2012 году был признан читателями журнала Rolling Stone лучшим прогрессивным альбомом (хотя конечно результаты голосования вызывают легкую усмешку, несмотря на прекрасное звучания Metropolis).
[править] Возникновение
Первоначально прогрессив был тесно связан с психоделическим роком. Одним из первых прообразов прог-рока может считаться концептуальный альбом группы The Beatles Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band, вышедший в 1967 году. В 1967 вышел и дебютный альбом прог-роковой группы Pink Floyd The Piper at the Gates of Dawn (который относится к жанру психоделического рока). В том же 1967 году выходит дебютный альбом группы The Doors, на котором присутствует сложный 11-минутный музыкально-поэтический номер The End, который может считаться первой арт-роковой композицией в истории музыки. В том же 1967 году первый масштабный эксперимент по смешению рока и симфонической музыки проводят The Moody Blues, выпустив альбом Days of Future Passed — первую пластинку в жанре симфоник-рока, а также первый альбом, на котором использовался меллотрон — впоследствии культовый музыкальный инструмент среди музыкантов жанра прогрессива.
В 1968 году вышел Shades of Deep Purple, дебютный альбом группы Deep Purple, на котором группа усложнила психоделическое звучание и вплотную приблизилась к прогрессивному року; для ранних Deep Purple, как и для The Moody Blues, были характерны эксперименты по смешиванию психоделического звучания с классической музыкой.
Большое влияние на формирование прог-рока оказала так называемая кентерберийская сцена — группа авангардных психоделик-рок-групп конца 60-х, базировавшихся в Кентербери, графство Кент, Англия. Среди примечательных кентерберийских групп можно назвать Soft Machine, Caravan, Gong. Кентерберийские авангардисты одними из первых стали включать в свою музыку элементы джаза, что отразилось на будущем жанре прогрессива.
10 октября 1969 года наступил переломный момент в истории прог-рока — был выпущен альбом In the Court of the Crimson King группы King Crimson — первый альбом, в отношении которого был использован термин «прогрессивный рок». В отличие от других арт-роковых групп своего времени, King Crimson опирались не на психоделический рок, а на джазовую и симфоническую музыку. Именно In the Court of the Crimson King стал образцом для поколения прогрессив-рок групп 70-х, таких как Genesis и Yes, и именно он обусловил эклектичный подход к творчеству, свойственный для прогрессивного рока.
Progressive Rock: история стиля
Появился прог рок в Великобритании. Первыми, кто начал усложнять музыку стали Moody Blues, чей альбом Days Of Future Passed (1967) стал первым в стиле арт рок. Он характеризуется более сложными музыкальными формами в сравнении с предыдущими жанрами. Первоначально термин «прогрессивный рок» означал новаторство конкретного коллектива и только позже так стали называть отдельное направление. Потому многие группы 70-х звучат малопохоже. Примеры: Genesis, Rush, King Crimson или Pink Floyd. Некоторые даже причисляют к этому жанру Uriah Heep, Queen или Radiohead, написавших песню Creep.
Наибольшей популярности жанр прогрессив рок достиг в первой половине 1970-х годов. В это время жанр популяризировался в основном за счет групп из Великобритании, США и Канады. Среди лидеров направления progressive rock были Genesis, Yes, Jethro Tull, Pink Floyd, King Crimson, Rush и Kansas.
В период расцвета панка и диско случился кризис идей у групп прог рока, вследствие чего многие коллективы распадаются (King Crimson, Van der Graaf Generator), а другие начинают использовать в своей музыке более простые ходы (Genesis, Yes). В 80-х годах благодаря появлению нео-прога, а затем и прогрессив метала, удалось несколько поднять популярность жанра, которая особенно начала расти в начале 21 века с развитием информационных технологий, появлению прогрессивно ориентированных радиостанций.
Прогрессивный рок: начало
Первым альбомом, к которому был применен термин «прогрессивный рок», стал альбом King Crimson «In the Court of the Crimson King» (1969). В дальнейшем в 70-х годах было записано множество классических прогрессивных альбомов, которые зачастую отличались концептуальностью (привязанностью к определенной теме). Среди таких альбомов можно отметить «The Wall» группы Pink Floyd и «The Lamb Lies down on Droadway» Genesis и «The Snow Goose» группы Camel.
В ряде европейских стран формируются собственные стили, схожие с прог роком: краут-рок в Германии, симфо прог в Италии и Zeuhl во Франции.
Во второй половине 70-х появление панка и диско почти уничтожило популярность стиля прогрессивный рок. Сейчас жанр пользуется успехом у ограниченного круга слушателей.
Прогрессив рок: особенности стиля
Жанр характеризуется большой длиной композиций. Некоторые из них длятся 10-20 минут. Некоторые даже разделяются на отдельные части. Так, Shine on you crazy diamond включает 9 частей, а 2112 группы Rush – 7.
Многие альбомы записаны в одной концепции. Такими альбомами можно назвать пластинки Animals или Dark Side on the Moon группы Pink Floyd, где была записана песня Time (Время).
[править] Характеристики жанра
Прогрессивный рок не обладает каким-либо характерным звучанием, отличающим его от других музыкальных направлений, ввиду изначальной эклектичности этого направления. Для прог-рока характерны эксперименты как со звучанием, так и с формой музыки.
Зачастую в прог-роке нарушается или видоизменяется песенная структура «куплет-припев», присутствуют долгие инструментальные секции. Длительность композиций может быть ограничена только возможностями носителя музыки: так, все 4 композиции с двойного альбома Tales From Topographic Oceans группы Yes длятся около 20 минут — столько может вместить в себя одна сторона виниловой пластинки. Тем не менее, такие длинные композиции являются скорее исключениями, но в 6—12-минутных композициях для прог-рока нет ничего необычного.
Для прогрессива в звучании крайне характерно смешение различных стилей и направлений. Группы классической эры прогрессива смешивали прог-рок с джазом (King Crimson), фолком (Jethro Tull, Comus), психоделикой (Camel), хард-роком и хеви-металом (Uriah Heep), а зачастую сразу несколькими стилями: так, творчество Gentle Giant соединяло мотивы из джаза, средневековой музыки, психоделики и хард-рока. С дальнейшим развитием популярной музыки, шагая в ногу со временем, прогрессив-рок стал допускать смешение жанров ещё более широкого диапазона, чем в классическую эру. Так, в 80-е прогрессив часто смешивался с популярными в то время жанрами нью-вейв, пост-панк и синтипоп, зачастую самими пионерами жанра 70-х (такими как Питер Гэбриел и King Crimson), равно как и новичками жанра (Кейт Буш, Marillion). Сегодня вполне распространено смешение прогрессивной музыки с такими изначально далёкими от прога стилями как альтернативный рок (Porcupine Tree), бритпоп (Muse), инди-электроника (North Atlantic Oscillation), блэк- (Enslaved) и дэт-метал (Opeth), пост-хардкор (The Mars Volta), индастриал-метал (поздние альбомы King Crimson), готик-метал (Green Carnation), пост-гранж (Tool), сладж-метал (Mastodon) и многими другими.
За последние 20 лет рамки понимания жанра прог-рока значительно расширились, не в последнюю очередь блягодаря таким смелым экспериментаторам как Стивен Уилсон, Opeth и Radiohead. Поджанры пост-рока и пост-метала также иногда рассматриваются в качестве вариантов направления прогрессива.