Принципат в древнем риме — установление и характеристика строя

Оглавление

Переход к новым формам монархии

К концу II в. Римская империя достигла зенита своего могущества в новых условиях. Территориально государство разрослось почти до пределов, за которыми начинается потеря реальной управляемости и фактически единой государственности. Постоянные военные походы и продолжение завоеваний с необходимостью вывели на первое место в государственной организации армию и нужды ее обеспечения; это способствовало возрастанию централизаторских устремлений в управлении. Финансовое ограбление провинций и присоединенных областей создало совершенно новую социальную ситуацию внутри самого Рима, превратившегося в своего рода мегаполис античного мира. Значительно вырос слой «новой знати», связанной только с управлением государством и обогащавшейся за этот счет. Начинавшееся обособление областей и провинций (очевидное к исходу III в.) порождало весьма существенные социальные противоречия: между населением муниципальных городов и римлянами, между имущими слоями и разоряющимися. Эти противоречия принимали иногда критические формы, в частности стали фоном очередной гражданской войны в империи, разразившейся в самом конце II в. После нее к власти пришла династия императоров, ставленников армии, – Северов. С их правлением в империи утвердился правовой порядок престолонаследия. После затяжного общественно-политического кризиса в середине III в. стало очевидным, что даже остатки республиканского строя превратились в ненужные для государства архаизмы. Важным новым фактором эволюции государственного уклада империи стало распространявшееся со II в. по империи христианство с его идеями всемирной монархии и новой, особой по облику государственной власти. (Хотя немало римских императоров до III в. посвящали свои. усилия гонениям на первых христиан и даже глобальному террору в их отношении.)

Наиболее важные исторические шаги в эволюции государственного строя империи связаны с правлением императоров Диоклетиана и Константина. В правление Диоклетиана (284-305 гг.) были проведены военные, административные и территориальные реформы, придавшие империи новый облик и значительно усилившие центральную императорскую власть. В особенности существенной была территориально-политическая реформа: империя, без какого-либо огляда на традиции, была поделена на 4 области с собственной политической властью, замыкавшейся только на императоре; старая Италия вместе с Римом также была включена в единую структуру державы – после этого существование собственных особых в ней магистратур практически утеряло смысл. Началось отделение гражданского управления от военного, характерное для завершенных монархических укладов государства.

В правление императора Константина (306-337 гг.) завершилось преобразование государственного уклада империи в новую монархию. Империя окончательно преобразовалась территориально, разделившись на две части – Западную и Восточную; столица из Рима была перенесена в малоазиатский город Византий, названный вскоре Константинополем. Управление государством стало основываться только на организации, порожденной императорским двором и служилой бюрократией. В 313 г. Миланским эдиктом (по предыдущей столице империи) христианство получило официальное признание в государстве, а с 337 г. стало государственной религией; это внесло новую политическую идею в действия власти: служение не людям, а Богу.

Новый вариант установившейся в империи монархии получил название домината (dominus – господин). Это была практически «чистая» монархическая государственность, близкая эллинистическим государствам, но и в значительной степени новая, по-своему организованная и управляемая. Характерный для домината строй стал последним (III – V вв.) этапом эволюции античной римской государственности.

Функции принцепса

В переходную эпоху некоторые отголоски старого режима остались. Это означало, что для решения серьезных политических проблем продолжался созыв народного собрания. Однако существенного влияния оно уже не имело.

Кратко Октавиан и последующие принцепсы имели следующие права:

  1. Полномочия народного трибуна. Это давало возможность подавать законопроекты и наносить на принятые решения Сенатом вето.
  2. Регулярно избираться на должность консула.
  3. Возможность рассматривать вопросы о помиловании.
  4. Заниматься формированием армии и назначать в ней командующих.
  5. Иметь собственную казну.

Для этого при императоре был создан совещательный орган, который носил название Совет принцепса. Он состоял из сенаторов, консулов и магистратов.

На ранней стадии его формирования органом разрабатывались законопроекты, которые передавались на утверждение в Сенат. На документе стояла пометка «одобрено императором». Позднее его члены стали получать пожизненный статус работы в Совете. Это могло означать, что все выпускаемые ими постановления сразу обретали силу закона.

Лечение мужского климакса

Мужской климакс – это сложные реакции в организме, поэтому лечение будет длиться несколько месяцев и даже лет. Возможно применение двух методов лечения мужского климакса – медикаментозный и немедикаментозный. В первом случае речь идет о гормональной терапии – мужской климакс развивается на фоне низкого уровня тестостерона, его как раз и нужно будет нормализовать. Цель гормональной терапии – сделать мужской климакс бессимптомным, улучшить качество жизни мужчины, повысить половое влечение, стабилизировать психоэмоциональный фон. Гормональные препараты для лечения мужского климакса подбираются только врачом и в индивидуальном порядке.

Немедикаментозное лечение – это коррекция образа жизни и сеансы с психотерапевтом. Мужской климакс подразумевает снижение активности и упадок сил, поэтому врачи дают следующие рекомендации:

  • Скорректировать меню. Нужно снизить калорийность блюд, уменьшить порции, отдать предпочтение «домашней» еде, сократить количество употребляемых жиров и сахара. Это поможет снизить массу тела, избавиться от ожирения и восстановить обменные процессы организма на клеточном уровне.
  • Увеличить физические нагрузки. Занятия в тренажерном зале, пешие прогулки, банальная утренняя зарядка – мужской климакс на фоне таких умеренных нагрузок будет протекать гораздо легче.
  • Отказаться от вредных привычек. Мужской климакс протекает тяжело на фоне употребления алкоголя и табакокурения, поэтому нужно полностью отказаться от этого.

Важно обратиться за помощью к психотерапевту – мужской климакс сопровождается расстройствами психики и с приступами депрессии, апатии, агрессии самостоятельно справиться не получится

Перемены в парламенте

После усиления полномочий императора серьезные изменения произошли в Сенате. Заключались они в следующем:

  1. Количество сенаторов сократилось на 200 человек, что значительно подорвало позиции парламента.
  2. Было сокращено количество квесторов. Этим устранялась возможность увеличения состава Сената.
  3. Для получения права быть избранным в Сенат увеличивался имущественный ценз.
  4. За пропуск совещаний на участников стали накладываться штрафы.
  5. Статус сенатора стал вводиться пожизненно.

С учетом того, что сенаторы стали избираться бессрочно, парламент перестал меняться. При этом каждому его члену было запрещено покидать территорию страны, Такие новшества привели к подрыву авторитета Сената в обществе. В этих условиях стало возрастать влияние императора.

Постепенный переход в доминат

С течением времени произошло сильное увеличение власти императора. В результате старая республиканская система перестала функционировать. Постепенно принципат перерос в доминат. Император фактически стал осуществлять единоличное правление в стране. От прежней системы остались только пережитки. Несмотря на то что старые должности сохранились, они стали представлять собой лишь почетные титулы.

Одной из главных проблем для императоров была передача престолонаследия. Принципат не означал наличие единоличной власти, а значит, и наследника назначать было нельзя. Этот вопрос оказался настолько серьезным, что так и не был никем в будущем решен.

Первым с ней столкнулся Октавиан. Сначала у него было желание назначить на эту должность своего племянника Марцелла, но тот умер. В итоге власть перешла Тиберию.

Процесс перехода от республиканской власти к принципату в Риме прошел без особых проблем. Связано это было с мудрым правлением Октавиана

Благодаря его осторожной политике, республиканские традиции не исчезли. Однако начало усиливаться влияние императора и эта тенденция уже не менялась

Реформы Диоклетиана

Диоклетиан был сыном вольноотпущенника. Этому человеку, несмотря на его низкое происхождение, удалось добиться абсолютной власти в одном из самых могущественных государств того времени. При этом он смог оказать значительное влияние на всю дальнейшую экономическую и политическую жизнь Римской империи. Среди основных реформ Диоклетиана стоит выделить:

  1. Власть была разделена между 4 правителями. Также произошел условный раздел империи на восточную и западную. В каждой из них правил август — наместник императора. Он имел право самостоятельно выбирать себе помощников — цезарей.
  2. Увеличивается армия и делится на 2 части. Одна из них постоянно находилась у границ государства, а вторая обеспечивала безопасность внутри страны благодаря высокой мобильности.
  3. Вводится единый прямой налог, выплачиваемый в натуральном виде.
  4. Начинает использоваться единая золотая монета.
  5. Устанавливается размер оплаты для ремесленников различных специальностей, а также максимальная стоимость основных товаров.

V столетие стало периодом заката домината. После правления Феодосия I (379—395) императорская власть представляет собой вовсе печальное зрелище. Его дети в силу своего юного возраста не могли полноценно управлять страной и находились в полной власти советников. Все последующие императоры в большинстве случаев правили крайне слабо.

дальнейшее чтение

  • Ференци, Эндре. 1976. От патрицианского государства к патрицио-плебейскому государству. Амстердам: AM Hakkert.
  • Форсайт, Гэри (2005). Критическая история раннего Рима . Калифорнийский университет Press.
  • Митчелл, Ричард Э. 1990. Патриции и плебеи: происхождение римского государства. Итака, Нью-Йорк: Cornell Univ. Нажмите.
  • Раафлауб, Курт А., изд. 2004. Социальная борьба в архаическом Риме: новые взгляды на конфликт порядков. 2-е изд. Оксфорд: Блэквелл.
  • Раафлауб, Курт, изд. (2005). Социальная борьба в архаическом Риме: новые взгляды на конфликт орденов . Блэквелл Паблишинг .
  • Розенштейн, Натан и Роберт Морштейн-Маркс. 2010. Соратник Римской республики. Чичестер, Западный Сассекс: Уайли-Блэквелл.
  • Стюарт, Роберта. 1998. Государственная служба в раннем Риме: ритуальная процедура и политическая практика. Анн-Арбор: Univ. из Michigan Press.
  • Татум, В. Джеффри. 1999. Патрицианский трибун: Публий Клодий Пульхер. Чапел-Хилл: Univ. прессы Северной Каролины.
  • Уильямсон, Калли. 2005. Законы римского народа: публичное право в период расширения и упадка Римской республики. Анн-Арбор: Univ. из Michigan Press.

литература

  • Йохен Блейкен : Август. Биография. Fest, Berlin 1998, ISBN 3-8286-0027-1 (специальное издание, там же, 2000, ISBN 3-8286-0136-7 ).
  • Йохен Блейкен: Конституционная и социальная история Римской империи (= UTB 838–839). 2 тома. Шенинг, Падерборн и др. 1978, ISBN 3-506-99256-2 (Том 1), ISBN 3-506-99257-0 (Том 2) (несколько новых изданий).
  • Йохен Блейкен: Директор и Доминант. Размышления о периодизации Римской империи (= Франкфуртские исторические лекции. Том 6). Steiner, Wiesbaden 1978, ISBN 3-515-02876-5 .
  • Клаус Брингманн , Томас Шефер : Август и создание Римской империи. Akademie-Verlag, Берлин 2002, ISBN 3-05-003054-2 (с переведенными выдержками из источников).
  • Карл Христос : История Римской империи. От Августа до Константина. 6-е издание с обновленной библиографией. Бек, Мюнхен, 2009 г., ISBN 978-3-406-59613-1 .
  • Эгон Флейг : Стабильная монархия — император в опасности падения. Размышления о монархии Августа. В: Эрнст Балтруш (ред.): Первое. Август и начало новой эры. von Zabern, Mainz 2016, p. 8 ff.
  • Эгон Флейг: бросьте вызов императору. Узурпация в Римской империи (= исторические исследования. Т. 7). Campus-Verlag, Франкфурт-на-Майне и другие 1992, ISBN 3-593-34639-7 .
  • Дитмар Кенаст : Август. Принцы и монарх. 4-е издание, библиографически обновленное и дополненное предисловием (специальное издание). Общество научной книги, Дармштадт 2009, ISBN 978-3-534-23023-5 .
  • Джон Э. Лендон: Легитимность римского императора: против веберианской легитимности и имперских «стратегий легитимации». В: Энн Колб (ред.): Структуры доминирования и практика правил . Akademie Verlag, Berlin 2006, p. 53 ff. (Фундаментальная критика широко распространенной практики применения социологии господства Макса Вебера к принципу)
  • Курт А. Раафлауб , Марк Тохер (ред.): Между республикой и империей. Интерпретации Августа и его принципата. Калифорнийский университет Press, Беркли, Калифорния, и др. 1990, ISBN 0-520-06676-6 .
  • Вальтер Шмиттеннер (Ред.): Август (= способы исследования. Том 128). Общество научной книги, Дармштадт, 1969 (сборник статей).
  • Майкл Соммер: Римская империя . Кольхаммер, Штутгарт 2018, ISBN 978-3-17-023419-2 .
  • Рональд Сайм : Римская революция. Борьба за власть в Древнем Риме. Фундаментально переработанное и впервые полное новое издание, 2-е издание, отредактированное Кристофом Зельцером и Уве Вальтером . Klett-Cotta, Stuttgart 2003, ISBN 3-608-94029-4 (английское оригинальное издание: The Roman Revolution. Oxford University Press et al., Oxford 1939).
  • Алоис Винтерлинг : Римская империя 1-го и 2-го веков нашей эры. В: Стефан Ребених (Hrsg.): Монархическое правление в древности . De Gruyter, Берлин 2017, стр. 413 и сл. (Текущий обзор)

Государственный строй

Период империи начинается с возвышения Августа (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.) и заканчивается разграблением Рима варвара­ми и смещением последнего императора в 476 г.

Установлению имперского управления предшествовало много перемен в социальной и политической жизни римлян — граждан­ские войны, установление военных диктатур. В 44 г. до н.э. постоянным диктатором становится вождь попу­ляров, людей свободных, но не знатных, человек выдающихся способностей и дарований Гай Юлий Цезарь.

После убийства Юлия Цезаря сторонниками восстанов­ления аристократического республиканского строя его внучатый племянник Октавиан Август обрел ряд важных властных полномо­чий (военные, жреческие, административные), которыми удачно воспользовался. Все это привело к окончательному установлению автократической (названной впоследствии императорской) фор­мы правления, а реформатор заслужил почетное прозвание Бо­жественного (Августа).

Обладал правами:

1.вето на распоряжения всех магистратов;

2.наблю­дать и посылать чиновников для управления сенатскими провин­циями, расположенными в завоеванных областях;

3.издавать законы с правом высшего уголовного и гражданского суда.

4.стал главным блюстителем культа (с 12 г.);

Его правление относится к начальному этапу принципата, при котором фактичес­кий верховный правитель (первое лицо государства) получает наи­менование принцепса (первого в списке сенаторов, открывающе­го и закрывающего его заседания).

Государственный строй

Решить накопившиеся государственные проблемы, основной причиной которых являлось увеличение территории Древнего Рима, удалось лишь после появления политической системы принципата. Если сегодня отмечается тенденция, когда от абсолютной формы власти переходят к республиканской и демократической, то в прошлом на территории Апеннинского полуострова отмечались диаметрально противоположные тенденции. Изначально Рим по определению и своим характеристикам являлся республикой с сенатом, затем вся власть перешла к принцепсам-императорам.

Если кратко, то закладываться принципат стал в Риме при императоре Августе Октавиане. Великий полководец смог стать главой огромной империи, при этом он понимал, что исключительно демократическими и республиканскими методами удержать такую территорию будет попросту невозможно. Именно при Августе Октавиане через сенат были проведены схемы законопроектов, которые существенно расширили власть императора-принцепса. Для принципата характерны следующие черты республиканского режима:

  • активная работа магистратуры;
  • избрание ораторов, народных трибунов и консулов;
  • заседание сената;
  • возможность созыва народных собраний.

В обязанности принцепса входило:

  • как трибун, он мог отменять любые законы, принятые сенатом;
  • принцепс мог миловать виновных или по собственному усмотрению арестовывать граждан;
  • выступая в качестве цензора, он формировал сенат;
  • будучи консулом, определял экономический и политический курс государства;
  • как диктатор, командовал армией и управлял провинциями.

Такой государственный строй был бы невозможен без постепенного появления культа императора. В прошлом все римляне были одинаковы и равны перед законом, но принцепс являлся первым среди равных. Октавиан Август смог успешно оформить поклонение личности императора, который считался посланником богов на земле. Именно такой культ позволил наследовать верховную власть в стране, а не получать титул за различные заслуги перед отечеством.

Полномочия правителя

Вникнув в суть понятия «принцепс» и кратко ознакомившись с его характеристикой, становится понятно, что этот древнеримский титул не является олицетворением абсолютизма, как это кажется на первый взгляд. Носитель власти выступает в роли слуги единственного суверена — народа. В раннюю эпоху принципата полномочия главы Римской республики не выходили за конституционные рамки. Правитель, как и рядовые граждане, подчинялся букве закона.

В обязанности принцепса входило назначение членов коллегии. Ни одно ее решение не принималось без его ведома. Народное собрание существовало исключительно для рассмотрения общественных вопросов столицы. Сенат был реорганизован в совещательный орган при дворе. После того как Август сложил с себя полномочия триумвира, из сферы его контроля исчезли провинции, однако после длительных уговоров он сохранил проконсульский империй, распространявшийся на Сирию, Испанию и Галлию.

Установление принципата стало возможным благодаря наделению императора широким кругом полномочий. Он мог беспрекословно совершать следующие действия:

  • созывать сенат и председатель­ствовать в нем;
  • создавать чиновничий пул;
  • формировать собственную казну;
  • командовать войсками;
  • объявлять войну и заключать международные договоры;
  • вершить уголовное, гражданское и жреческое правосудие.

Статус сената

Данный важнейший орган управления также сохранился, однако отныне его полномочия были ограниченными. Функция его членов сводилась лишь к тому, чтобы одобрять законы, которые исходили от главы государства. Таким образом, совершенно иначе стал выглядеть Древний Рим. Период принципата почти полностью изменил его политический облик, несмотря на видимое сохранение старых порядков. Теперь сенат был всего лишь собранием представителей древних патрицианских родов во главе с самим императором, который назывался первым среди них. При Диоклетиане данный орган управления был превращен в городской совет, а при Константине был создан второй сенат в новой столице, который был уравнен в правах со старым. Таким образом, один из важнейших символов старой республики окончательно потерял свое лидирующее значение.

Продолжительность [ править ]

В более ограниченном и точном хронологическом смысле термин принципат применяется либо ко всей Империи (в смысле постреспубликанского римского государства), либо конкретно к более ранней из двух фаз «имперского» правления в древнеримской империи. Империя до военного краха Рима на Западе ( падение Рима ) в 476 году оставила Византийскую империю в качестве единственного наследника. Эта ранняя фаза «принципата» началась, когда Август объявил себя принцепсом auctoritas ; и продолжалось (в зависимости от источника) до правления Коммода , Максимина Фракса или Диоклетиана.. Впоследствии имперское правление в Империи обозначается как господствующее , что субъективно больше похоже на (абсолютную) монархию, в то время как более ранний принципат все еще более «республиканский».

Общественный строй Древнего Рима

Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.

Наряду с этим развивается социальная и сословная дифференциация свободных. С развитием рабовладельческого строя и расширением государственных границ значительно вырос и укрепился класс рабовладельцев. Окончательно оформилось и сословное деление в нем:

  • нобилитет превращается в сенаторское сословие с имущественным цензом в один миллион сестерциев. Сенаторы занимают высшие посты в государственном аппарате и армии и становятся наиболее прочной опорой императорской власти;
  • сословие всадников с имущественным цензом от 400000 до миллиона сестерциев превратилось в служилое сословие, поставлявшее кадры для императорской администрации в Риме, провинциях и для командных должностей в армии;
  • провинциальная знать, сословно не оформленная, но игравшая влиятельную роль в местном управлении. К ней примыкали римские и неримские владельцы ремесленных мастерских, судовладельцы и торговцы.

Происходят изменения и в положении рабов, так как рабский труд как основа производства требовал постоянного притока новой рабской силы. Жестокое обращение с рабами, как и беспричинное убийство раба, запрещаются; поощряются семейные отношения рабов. Эти меры имели целью смягчение классовых антагонизмов

Но вместе с тем подавление сопротивления рабов остается важной задачей государства

Развиваются и формы эксплуатации, которые появились еще в республике, — широкое распространение получают пекулий и колонат.

Подробнее

Пекулий – любое имущество господина, которое передано рабу в управление (вещи, другие рабы с пекулием, обязательство должника). Пекулий носил внедоговорной характер, передача вещей в пекулий оформлялась специальными счетами. Все приобретения рабов автоматически поступали в имущество господина. Предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу шире использовать раба для выполнения физических работ и для совершения через его посредство юридических действий. По сделкам раба в пределах стоимости пекулия ответственность нес господин. За деликты рабов была установлена «ноксальная ответственность» т.е. господин либо возмещал ущерб, либо отдавал раба для отработки ущерба.

Колонат — особая форма производственных взаимоотношений между непосредственным производителем и крупным землевладельцем, при которой землевладелец передавал в держание арендатору земельный участок, иногда с инвентарём и посевным материалом. Появление колона было связано с кризисом рабовладельческого хозяйства и экономической невыгодностью рабского труда. Колон стал основной формой эксплуатации земледельцев и являлся переходной формой к феодальной зависимости.  Колон стал в сельском производстве такой же заметной, а со временем и более заметной фигурой, как и свободный крестьянин и раб. Ряды колонов со временем пополняли не только свободные и вольноотпущенники, но и «варвары», селившиеся в приграничных областях Римского государства. Колонат из договора аренды, заключаемого на определенный срок (5 лет), в силу неизбежно возникавшей задолженности колонов становился пожизненным, а затем и наследственным. Колоны превращались в людей, зависимых от землевладельцев, которые заменяли им и местную власть, и императорскую администрацию; они навечно прикреплялись к земле и теряли возможность освободиться.

Аналогичный процесс наблюдается в городах, где ремесленники наследственно прикрепляются к профессии и включаются в ремесленные коллегии.

Замечания

  1. Для этого последнего Хеннинг Бёрм , Вольфганг Хавенер: Правовое положение Октавиана в 27 января до нашей эры. И проблема «передачи» res publica. В кн . : Historia .
  2. Касс. Dio 44.5.3. См. RA Bauman, Tribunician Sacrosanctity in 44, 36 и 35 BC, in: Rheinisches Museum für Philologie NF 124, 1981, 166-183.
  3. Цифровая репродукция диаграммы из Вернера Хильгемана, Германа Киндера, Эрнеста А. Менце (переводчик), Харальда Букора (картограф), Рут Букор (картограф): Якорный атлас всемирной истории. Том 1 (От каменного века до кануна Французской революции) 1974 г.
  4. «В шестом и седьмом консульстве после того, как я потушил огонь гражданских войн и с единодушного согласия всех обладателей всемогущества, я вернул общину из-под моей власти на усмотрение Сената и римского народа. За эту мою заслугу постановлением Сената мне было присвоено имя Август . Дверные косяки моего дома по указу правительства были украшены лавром, а над моими воротами возложен венок. Золотой щит был установлен в Юлийской курии , которую Сенат и римский народ посвятили мне за мою храбрость и мягкость, мою справедливость и преданность, о чем свидетельствует надпись на этом щите. С тех пор я превзошел всех остальных auctoritas , но у меня не было больше potestas, чем у других, которых я также имел в качестве коллег в моем офисе »(Res d. Div. Aug. 34).
  5. Ср. Ульрих Готтер : Монарх без монархии. Август и рождение принципата. В: Матиас Пухле , Габриэле Кёстер (ред.): Отто Великий и Римская империя. Империя от античности до средневековья. Schnell + Steiner, Регенсбург, 2012 г., ISBN 978-3-7954-2491-6 , стр. 57-62.
  6. См. Обсуждение Алоис Винтерлинг : Dyarchie in der Roman Kaiserzeit. Предложение возобновить обсуждение. В: Вильфрид Ниппель , Бернд Зайденстикер (Ред.): Длинная тень Теодора Моммзена. Римское конституционное право как постоянная проблема для исследования (=  Spudasmata. Vol. 107). Ольмс, Хильдесхайм и другие 2005, ISBN 3-487-13086-6 , стр 177-198.
  7. Prinzipatsideologie antoninisch-Severan время может быть особенно хорош в (вымышленном) Speech доступ к Cassius Dio Меценат положить в рот; см. Касс. Дион 52: 19-40.
  8. Итак, Ульрих Готтер: Сеть Пенелопы, или: Как стать плохим императором после смерти. В: Хеннинг Бёрм (ред.): Антимонархический дискурс в древности. Штайнер, Штутгарт 2015, ISBN 978-3-515-11095-2 , стр. 215-233.
  9. Эгон Флейг: Бросьте вызов Императору. Узурпация в Римской империи. Франкфурт-на-Майне / Нью-Йорк 1992.
  10. Дайджест 48,14,1.
  11. См. Статьи в Marcel van Ackeren (ed.): A Companion to Marcus Aurelius. Wiley-Blackwell, Malden MA et al. 2012 г., ISBN 978-1-4051-9285-9 .
  12. Оливье Джорам Хекстер : Коммод. Император на распутье (= голландские монографии по древней истории и археологии. Том 23). Gieben, Amsterdam 2002, ISBN 90-5063-238-6 (также: Неймеген, Католический университет, диссертация, 2002).
  13. См. Кристиан Кёрнер: Филипп арабы. Император-солдат в традициях принципата Антонинов-Севера (=  исследования древней литературы и истории. Том 61). де Грюйтер, Берлин и другие 2002, ISBN 3-11-017205-4 (также: Берн, Университет, Диссертация, 2000).
  14. Актуальный обзор идеологии поздней Римской империи и ее истоков предлагает Stefan Rebenich : Monarchie. В кн . : Reallexikon für antiquity and Christianity . Том 24: Манетон — Монтанизм. Hiersemann, Штутгарт 2012, ISBN 978-3-7772-1222-7 , стр. 1112-1196.
  15. См. Хеннинг Бёрм: Рожденный императором. Принцип преемственности и римская монархия. В: Йоханнес Винанд (ред.): Оспариваемая монархия. Oxford University Press, Oxford / New York 2015, ISBN 978-0-19-976899-8 , стр. 239-264.
  16. Упоминается надпись на колонне Фоки от 608 года (837 шекелей).

Специфика бюрократической системы

Для принципата как общественно-политического строя было характерно если не полное отсутствие, то минимальное количество разного ранга чиновников. От республики Римская империя унаследовала уникальную для античной эпохи систему назначения на административные должности простолюдинов, принадлежавших той или иной знатной персоне, занимающей руководящий пост. Чем выше было положение господина во властной иерархии, тем больше невольников он мог привлечь для выполнения своих государственных обязанностей.

В провинциях сохранялась система местного самоуправления, установленная еще в полисные времена в виде совета декурионов, считавших свою работу почетным долгом и не получавших жалованья из имперской казны, которая, к слову, наполнялась за счет внушительных налогов с периферии. Срок службы высших администраторов был минимален, а сами они зачастую не обладали ни нужными знаниями, ни достаточной компетенцией. Они редко вмешивались в деятельность органов городского самоуправления, ограничиваясь общим контролем.

Законодательная инициатива по-прежнему принадлежала магистратам. Сенат имел право проводить судебные разбирательства, хотя это не означало, что он главенствует в этой сфере. Император сам решал, как поступить с тем или иным гражданином, нарушившим закон.

Армия, которая раньше по определению не могла быть частной, становится профессиональной, чему способствовали добровольная основа, продолжительность срока служба и достойное жалованье.

Реформы основоположника принципата позволили Риму за короткий срок превратиться в мегаполис с миллионным населением. Экономический подъем и улучшение качества жизни подданных стали возможны благодаря:

  • прекращению войны;
  • упорядочению управления;
  • отмене откупной системы;
  • делению городов на районы;
  • повсеместному строительству дорог.