Первая советская

Оглавление

Содержание Конституции России

По содержанию Конституция состоит из преамбулы и двух разделов.

Определение

Преамбула — вводная или вступительная часть нормативного акта.

В ней определяются цели и задачи государства, а именно: утверждение прав и свобод человека, обязательности соблюдения демократических основ, а также мира в РФ, сохранение единства страны, возрождение суверенитета, обеспечение благополучия России.

Первый раздел

Он включает девять глав:

  1. Основы конституционного строя. Здесь говорится об основополагающих принципах законов Российской Федерации.
  2. Права и свободы человека и гражданина. В данной главе речь идет об основных правах и обязанностях граждан РФ.
  3. Федеративное устройство. В этой части первого раздела можно узнать о государственном устройстве России, о территориальном делении и о полномочиях, которые закреплены за каждой административной единицей государства.
  4. Президент Российской Федерации. Здесь говорится об условиях, при которых человек может стать президентом РФ, об его обязанностях и правах.
  5. Федеральное Собрание. В данной главе речь идет о парламенте России, о его делении на две палаты. Верхняя — это Совет Федерации. Нижняя — это Государственная Дума.
  6. Правительство Российской Федерации. В этом пункте можно узнать о полномочиях правительства Российской Федерации, а также о председателе правительства.
  7. Судебная власть. Здесь говорится о классификации и иерархии судов РФ, а также об их полномочиях.
  8. Местное самоуправление. В этой части первого раздела речь идет о том, что такое местное самоуправление, о его назначении и обязанностях.
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции. Это заключительная глава раздела. В ней представлены возможности внесения поправок в Конституцию России.

Второй раздел

Он называется «Заключительные и переходные положения». В нем:

  • приведены положения о введении новой Конституции;
  • представлено соотношение Конституции и Федеративного договора;
  • определен порядок применения законов и иных нормативных правовых актов, которые действовали до вступления в силу данной Конституции;
  • рассмотрены основания, на которых действуют ранее образованные органы.

Устройство общества и власти

Здесь коротко затронем основополагающие принципы и правила государственного устройства
России, обозначенные в Конституции. Россия — это «демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Это значит, что
власть в нашей стране должна принадлежать ее народу, это основной принцип
демократии.

Государство состоит из различных регионов, которые объединены федеральными органами власти,
Конституцией, едиными федеральными законами, экономикой и т.д. В третьей главе документа перечислены
все субъекты, на данный момент входящие в состав РФ, а также основополагающие правила
взаимодействия федеральных и местных органов власти.

Важно. В Конституции прописана невозможность
установления одной идеологии, право на многопартийность и политическую свободу

Это важное
включение, которое кардинально отличает современный документ от советских.

Кроме того, Россия определяется светским государством, т.е. такое, в котором нет связи власти и
религии. В нашей стране могут свободно приниматься как различные вероисповедания, так и
атеистические убеждения.

Во главе государства стоит Президент, которого избирают граждане государства с
помощью всенародных выборов. В Конституции подробно прописано, кто может стать Президентом.
Например, он должен быть старше 35 лет, а также он должен постоянно проживать в России не менее
10 лет. Кроме того, там описаны обязанности вступающего на должность, записан текст присяги и
т.д.

Верховным законодательным органом власти РФ представлено Федеральное Собрание,
состоящее из двух палат — Совет Федерации и Государственная
Дума. В Совет Федерации входят два представителя от каждого субъекта России (один
от представительной власти и один — от исполнительной). Государственную Думу составляет
450 избранных депутатов.

В Конституции записано, кто может стать депутатом Думы, права и обязанности членов госдумы и
правила их взаимодействия.

Верховный орган исполнительной власти в России — Правительство. В состав входят
Председатель, его заместители и министры. Председателя выбирает Президент, согласуя свое решение
с Государственной Думы. В Конституции подробно описаны полномочия всех членов Правительства.

В Главе 7 Конституции подробно
представлены принципы организации судебной системы страны. В Конституции также описана организация местного самоуправления (глава
8).

Внесённые изменения

В период с 1993 года до наших дней изменениям подвергалась преимущественно статья 65 КРФ, в которой содержится перечень всех субъектов Российской Федерации. С 2005 до 2008 года происходил процесс укрупнения субъектов федерации, в результате чего появились новые территориальные образования – Пермский, Забайкальский, Камчатский края. В 2014 году в статью 65-ю было внесено ещё одно изменение – субъектами федерации стали Республика Крым и город Севастополь.

4 июля 2020 г. вступили в силу значительные Поправки в Конституцию Российской Федерации, предусмотренные статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». За новую редакцию Основного закона страны проголосовали 77,92% россиян в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.

Структура

Конституция состоит из следующих смысловых блоков:

  • основных принципов существования общества;
  • прав и свобод людей, населяющих страну;
  • принципов организации государственной власти;
  • порядка пересмотра и внесения поправок.

Каждая статья в структурном блоке декларируют некие правила и принципы. Эти декларации являются основой для формирования юридических документов, призванных обеспечить реальное действие КРФ.

Правом вносить предложения по любым изменениям в Конституции обладает ограниченное число лиц. К ним относятся:

  • президент;
  • Госдума;
  • Совет Федерации;
  • Правительство РФ;
  • группа лиц определённой численности;
  • законодательные органы регионов.

Однако для статей — и 65-й определена иная процедура. Относительно статей 1-9 существует ещё одно правило, которое говорит о том, что внесение изменений в эти статьи автоматически означает начало процедуры принятия новой Конституции.

Оценка и критика

Несмотря на вариативность толкования и предоставленные возможности для вынесения судебных решений, Конституция подвергается критике. Например, историк Чарльз Берд в 1913 написал книгу. В ней Чарльз Берд сделал вывод о том, что документ направлен на защиту интересов богатых граждан Америки. Для составления целостного представления следует рассмотреть сильные и слабые стороны документа. 

Сильные стороны

  • Введен принцип разделения власти с ограничением привилегий президента. Ему могут объявить импичмент. Классический пример: отстранение Ричарда Никсона после Уотергейтского скандала.
  • Часть общества может функционировать без контроля со стороны государства.
  • Выделены основные человеческие права и свободы. Каждый американец имеет возможность высказать свое мнение без оглядки на вышестоящие инстанции. 
  • Гарантия единообразия правосудия для всех без учета должности, титула и статуса в обществе.
  • В Конституцию можно вносить поправки. 
  • Принцип демократии во всех сферах американской жизни. Должностные лица выбираются путем голосования среди подчиненных. 
  • Лаконичность формулировок позволяет ее прочитать любому человеку. 

Показателем свободы слова является то, что Дональда Трампа часто критиковали за его решения. Ни за одну новость или карикатуру не было предпринято каких-либо серьезных действий. 

Слабые стороны

  • Несмотря на демократичность страны, в тексте Конституции нет слова «демократия».
  • Рабство было отменено через сто лет после принятия Конституции. Расизм в обществе существует по настоящее время.
  • В первую очередь защищаются интересы бизнесменов.
  •  Ущербная выборная система, благодаря которой вопреки мнению большинства американцев победил Трамп, а не Хилари Клинтон. Ведь по итогу за президента голосуют члены Электоральной Коллегии. 
  • В конституции не предусмотрено ограничений на хранение оружия. Этот факт часто обсуждается в американском обществе. Споры между сторонниками и противниками оружия продолжаются до сих пор.
  • Из-за пробелов в тексте изначально правом голосовать обладали только белые мужчины. 

В итоге, несмотря на недостатки, главный документ остается в силе. Правительство довольно быстро реагирует на запросы со стороны общественности. Благодаря гласности, Америка считается демократичной страной. Слабые стороны Конституции не помешали построить сильное государство и дать американцам гарантию соблюдения их прав и свобод.  

Функции

Конституция РФ как особый документ выполняет ряд особых функций. Среди них
следующие:

  • утверждение государственного устройства: установление государственной формы, системы органов
    власти;
  • определение границ государства: закрепляет список регионов, входящих в состав РФ, их
    официальные названия и статус;
  • предоставление гаранта прав и свобод всех жителей страны;
  • определение принципов составления всех законодательных документов в стране.

Важно. Так как Конституция имеет высшую юридическую
силу, никакой закон или другой государственный документ не может иметь противоречия ни с одним
её положением

При возникновении какой-либо спорной ситуации, окончательное решение должно
приниматься в соответствии с положениями Конституции.

Основы конституции Украины.

Конституция страны становится основным законодательным актом, на котором и строится вся правовая база в целом. Украина не исключение: сегодня правовые отношения между гражданами регулирует документ, принятый 28 июня 1996 года. Основными особенностями нормативно-правового акта являются:

  • главенствующее место в общей иерархии народного права. Законы и различные подзаконные акты обязательно по своему содержанию должны соответствовать конституции страны;
  • уникальная система принятия – документ вступает в действие только после одобрения подавляющим большинством;
  • обобщенная форма изложения. Конституция Украины построена таким образом, что на основании каждой статьи можно создать самостоятельный правовой акт;
  • изменения вносятся только согласно существующим правилам. Сначала разрабатывается законопроект изменений, который должны одобрить депутаты в Раде.

Структура Конституции США

Конституция США укрепила власть. Это самый лаконичный и ясно построенный из подобных документов. Семь статей и 27 поправок – это всего лишь 4400 слов. Преамбула состоит из политических прокламаций. По этой причине вступление не считается правовой частью. 


Каждый штат получил право на местное самоуправление. Но с условием признания главенства федерального правительства

Принцип разделения власти на три уровня укрепил государство с правовой точки зрения. Всем американцам гарантировали соблюдение их прав. Хотя в этой части есть свои оговорки, продиктованные временем.

Права человека в конституции США

Конституция США гарантирует права и свободу для народа от монархии. По большей части основной документ направлен против британской короны. Впервые официально власть признает, что у любого человека вне зависимости от происхождения есть свои естественные права. 

С другой стороны, не нужно забывать про рабовладельцев. Большинство крупных плантаторов не собирались лишаться рабов. В тексте нет положений о социальных, политических и экономических правах человека. Следовательно, она лишала женщин права голоса, а рабов оставляла у своих хозяев. 


Ситуацию частично исправил Билль о правах.

Освобождение рабов произошло намного позже. А индейцы и женщины смогли голосовать только в 20 веке.

Билль о правах

После ратификации остались вопросы. Чтобы разрешить противоречия и не принимать новый главный документ, Джеймс Мэдисон предложил внести поправки. Первые 10 поправок стали Биллем о правах. Он закрепил основные права и свободы американцев. Также Билль обеспечил их реализацию. Документ вступил в силу 15 декабря 1791 года.

Президент

Президент – это выборная должность и представитель исполнительной власти. Установлена система противовесов. Документ провозглашал создание президентской республики. 

Ограничения:

  • Назначение президента происходит путем голосования выборщиков.
  • Срок правления – 4 года.
  • Избираться один человек может не больше 2 раз.

Конституция США дает президенту широкие полномочия. Он имеет право назначать людей на высшие государственные должности, обращаться к Конгрессу с посланиями, регламентировать принятие законов, накладывать вето и т.п. 

Законодательная власть

Первая статья посвящена Конгрессу – это законодательная власть Америки. Конгресс состоит из Палаты представителей и Сената. Конституция регламентирует процедуру выбора и список требований к конгрессменам. С 1923 года 17 поправка разрешила прямые выборы сенаторов. 

Исполнительная власть

Вторая статья предоставляет президенту исполнительную власть. Здесь указаны требования к кандидатам, порядок голосования, полномочия и вписана клятва. Кроме этого, статья вводит такое понятие, как вице-президента. Он избирается вместе с президентом. 

Судебная власть

Третья статья посвящена судебной власти. 

Первая инстанция – это Верховный суд. Но он рассматривает строго определенные вопросы и занимается пересмотром уже вынесенных судебных решений нижестоящих инстанций. Несменяемость верховных судей до сих пор считается спорным вопросом. 

Нижестоящие суды учреждаются Конгрессом. Судьи также несменяемы. Кроме того, в конституции закреплено право на рассмотрение уголовных дел судом присяжных. 

Равенство штатов

Четвертая статья регламентирует отношения между федеральной и местной властью в штатах. Кроме того, в конституции запрещена дискриминация граждан соседних штатов. Местные власти обязали уважать законы своих соседей и подчиняться федерации. 

Статья гарантирует республиканскую форму правления и устанавливает создание новых штатов. Кроме того, в конституции включена обязанность федеральной власти защищать каждый штат от беспорядков и вторжения внешних врагов. 

Поправки к Конституции

Пятая статья предусматривает внесение поправок. Поправки к Конституции США принимаются непосредственно самим Конгрессом. Но у штатов также есть право требовать проведение Национального конвента.

Соотношение законодательства федерации и штатов

Шестая статья регламентирует правовое взаимодействие штатов с центральной властью. Чтобы не допустить хаоса и анархии, установлен приоритет. Законы какого-либо штата не должны противоречить Конституции, федеральным актам и международным договорам, которые Америка заключает с другими странами. 

В седьмой статье оставлены указания для принятия непосредственно самой Конституции. 

Конституционное (государственное) право России в советский(социалистический) период

Рассматриваемый период отличается тем, что в России появилась конституция в собственном, формально-юридическом смысле слова. Однако в содержательном плане советские конституции не согласовывались с общепризнанными постулатами традиционного («западного») конституционализма (равноправие граждан, народное представительство и парламентаризм, политический плюрализм и многопартийность, разделение власти, приоритет прав человека и др.); в основе советского государственного права лежали представления о классовых интересах, подчиненности личных интересов общественным (государственным), институциональном единстве государственной власти, идеологическом монизме и господстве одной политической силы и т. п.

Начало формированию тоталитарного государственного права положили первые акты (декреты) первого советского правительства: декреты о власти, об учреждении Совета народных комиссаров, о мире, о земле, о национализации банков, о рабочем контроле на предприятиях, о запрещении контрреволюционных партий, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа и др.

10 июля 1918 г. V Всероссийский съезд Советов принял первую Конституцию РСФСР, провозглашающую Россию республикой советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов (в противовес парламентской республике), закрепляющую единство законодательной и исполнительно-контрольной деятельности (вместо разделения власти), диктатуру пролетариата и беспощадное подавление эксплуататоров (политические и некоторые социально-экономические права предоставлялись только трудящимся), федеративное устройство государства на основе национально-территориального принципа, введение всеобщей трудовой повинности, провозглашающую в качестве основной цели победу социализма во всех странах.

В 1922 г. Россия фактически утратила государственный суверенитет, став частью Союза Советских Социалистических Республик (хотя де-юре у нее сохранялось право выхода из Союза). С этого времени конституционное развитие России представляло собой развитие ее как республики в составе СССР, а все последующие российские конституции были слепком с союзных конституций. Принятая в 1925 г. вторая Конституция РСФСР (вслед за Конституцией СССР 1924 г.) юридически закрепила новый статус России. В содержательном плане эта Конституция мало отличалась от предыдущей, хотя она отразила некоторое смягчение политической и экономической обстановки после окончания Гражданской войны.

Третья Конституция РСФСР (принята в 1937 г. на основе Конституции СССР 1936 г.) провозгласила полную победу социализма, впервые юридически (на уровне основного закона государства) закрепила руководящую роль коммунистической партии, несколько смягчила формулировки относительно обеспечения равноправия граждан.

В 1978 г., после принятия Конституции СССР 1977 г., принимается четвертая Конституция РСФСР (последняя российская Конституция советского периода). Конституция закрепляет построение в стране развитого социализма, перерастание диктатуры пролетариата в общенародную государственную власть, расширяет формулировки о правах и свободах человека и гражданина.

Все советские конституции не соответствовали традиционному пониманию конституционализма. Кроме того, они в значительной степени были фиктивными: даже привлекательные конституционные нормы (о личных и политических правах и свободах, народовластии, федерализме и др.) на практике не соблюдались, в стране существовал тоталитарный (позднее – авторитарный) режим с фактически безраздельным правлением партийно-государственной номенклатуры. Однако наука конституционного (государственного) права в этот период не находилась в полном застое, что предопределило достаточно быстрый переход к новой конституционной модели российской государственности.

Основные положения первой советской конституции

12 съезд РКП(б) сформировал новую задачу — создание Конституции новообразованного государства. Над первой Конституцией СССР работала учрежденная после 12-го съезда партии конституционная комиссия, которую возглавлял М. И. Калинин. В процессе разработки основного закона большое значение придавалось правам союзных республик

Комиссия уделяла внимание замечаниям и поправкам, которые выдвигали республики, и конечный вариант Конституции должен был вполне соответствовать представлениям о ней всех народов Союза

Принятие первой Конституции СССР ознаменовало собой окончательное оформление союзных республик в единое государство. Многонациональный народ СССР получил полное правовое равенство, была закреплена определенная независимость союзных республик. Высшим органом государственной власти признавался Съезд Советов СССР, имеющий исключительное право на пересмотр основных положений новой Конституции. Республика могла по собственной инициативе выйти из состава СССР, в Конституции был закреплен суверенитет республик. К исключительному ведению Советского Союза были отнесены самые важные функции: осуществление внешней государственной политики, произведение торговых операций, управление вооруженными силами единой страны, планирование экономической и бюджетной сфер, разработка и создание законодательной базы. На всей территории Советского Союза устанавливалось единое гражданство. Также Конституция закрепила новый государственный флаг, герб и столицу.

Конституция 1924 года, однако, не охватывала ряд вопросов. Были решены самые основные задачи, непосредственно связанные с оформлением республик в единое целостное государство. Права и обязанности граждан, полномочия и функционирование органов местного самоуправления, избирательное право – все это отдавалось в ведение республик и закреплялось их отдельными конституциями.

Суперпрезидентская республика

Конституция 1993 г. отразила текущий исторический момент, когда президент завоевал и закрепил за собой чрезвычайно серьезные полномочия: право определять внутреннюю и внешнюю политику, подписывать федеральные законы, возглавлять государство и армию, предлагать председателя правительства (практически назначать) и утверждать министров, назначать председателя ЦБ, генерального прокурора и судей, высшее командование, дипломатов, руководителей федеральных ведомств, увольнять их, досрочно и довольно легко распускать парламент в случае конфликта (а вот импичмент депутатам инициировать гораздо труднее), и другие права.


Марка, 1995 г. (Pinterest)

Критики Конституции уже тогда говорили о «перекосе» Конституции в пользу президента как о серьезнейшем недостатке этого Основного закона; говорили о «неограниченном президентском правлении» и предназначении документа «под конкретного человека» (Ельцина). История показывает, что сомнения в этой модели не напрасны, так как она нарушает принцип разделения властей. В конечном итоге от реализации этого принципа зависит соблюдение всех гражданских прав и свобод, а также остальных конституционных принципов (принципа светского государства, правового государства, демократии, социального государства и др.).

Идея разделения властей проста — не допустить концентрации власти в одних руках и злоупотребления властью. Чтобы все это работало, нужна система сдержек и противовесов: обеспеченная правом возможность ветвей власти контролировать друг друга, но оставаться при этом независимыми. Конституция 1993 г. оставила таких сдержек совсем немного. Главное — права Госдумы, не дававшие России ступить на авторитарный путь. В 1990-е гг. нижняя палата парламента еще пользовалась этими правами: депутаты пытались не утверждать предложенных Ельциным премьер-министров, оспаривать законодательные инициативы, а в мае 1998 г. 177 парламентариев даже попробовали инициировать импичмент. В 2000-е годы это прекратилось: наступило время преобладания одной внутренне дисциплинированной политической партии. Последние серьезные нормы-сдержки президентской власти депутаты перестали использовать — пропрезидентское большинство в законодательной власти гарантирует полное согласие Госдумы, правительства и президента.

История Конституции в нашей стране

Примерно с 17-18 веков Россию можно считать Конституционным государством. Первые официальные документы, которые в дальнейшем вошли в первую Конституцию были приняты в 18 веке.

Исторический факт: При правлении Анны Иоановны власть ограничивалась «кондициями» — документами, схожими с Конституционными законами. Эта реформа считается первой попыткой создания единого акта, включающего в себя ограничения государственной власти и появление прав у отдельных категорий граждан.

Этап первый

К началу 19 века существовало уже несколько проектов нового законодательного акта, однако императоры не очень торопились вводить документы в силу и рассматривать их сущность: это бы ограничило власть правителя и могло подорвать его авторитет.

Этап второй

Несколько столетий потребовалось для того, чтобы в России появилась первая официальная Конституция. Лишь в июле 1918 года на 5 Всероссийском Съезде Советов. Произошло принятие первого документа, который официально назывался «Основной закон РСФСР».

Он сразу напечатался в «Собрании Узаконений РСФСР». В то время политика страны была направлена исключительно на улучшение условий труда, повышение их квалификации и производительности, поэтому основные статьи включали в себя права и обязанности работников.

Этап третий

Вторая Конституция СССР пришла на смену первой в 1925 году. Была принята в мае на 7 Всероссийском Съезде Советов. Небольшие поправки были связаны с изменением территориального деления страны, а основные статьи остались в прежнем виде.

Этап четвертый

«Сталинская Конституция» — нормативно-правовой акт, принятый в 1936 году частично изменил идеологию и был направлен на построение социализма. В феврале 1935 года И. В. Сталин созвал Конституционную комиссию с целью создания нового закона, суть которого заключалась в изменении политического строя.

Более демократичный документ мог привлечь мировые общественные организации для общего противостояния набиравшему популярность движению – фашизму. Здесь появились такие понятия как свобода слова, совести, чести, достоинства, обеспечение старости работавших людей.

Этап пятый

Предпоследней редакцией современной Конституции стал закон, издавшийся в 1978 году. Одновременно с ней вступила в силу Декларация Верховного Совета РСФСР. «Сталинская» Конституция сменилась на «Брежневскую».

Изменилась структура документа и появились новые главы. Понятие «развитый социализм» превращало государство в общенародное, но классовое разделение так и продолжало считаться актуальным. Политический режим был назван «социалистической демократией», появились новые права на жилище, образование и бесплатную медицину. В Конституции 1978 года впервые было провозглашено, что РСФСР – суверенное государство.

Судебное толкование Конституции США

Суть Конституции США не поменялась до сих пор. Текст ни разу подвергался прямым правкам. При этом само законодательство не ограничивается только лишь первоначальными статьями и поправками. Судебное толкование позволило создать очень «подвижную» правовую систему.

Конституционное законодательство постоянно подвергается тщательному анализу. Им занимается Верховный суд. В момент создания невозможно было предусмотреть все нюансы, возникающие с течением времени. Отцы-основатели оставили формулировки, которые помогли решить очень спорные вопросы.

За два столетия работы Верховного суда накопилось больше 500 томов судебных решений и толкований основного документа страны. Кроме того, в конституции США есть упоминание о боге.

Характеристика конституции: основные разновидности.

По форме конституция существует в двух основных разновидностях – юридической и фактической. У таких двух типов есть несколько отличительных характеристик. Первый вариант направлен на регулирование правовых отношений между субъектами. Вторая разновидность имеет дело с реально существующими отношениями: описывает тонкости их существования, права и обязанности сторон и многое другое.

Существует еще несколько видов конституции:

  • Кодифицированная. Основной особенностью такого нормативно-правового акта является то, что он единственный необходим для регуляции различного характера правовых отношений между субъектами.
  • Некодифицированная отличается от предыдущего варианта тем, что есть еще ряд документов, который предназначен специально для регуляции отношений.
  • Смешанный тип включает в себя доктринальные толкования, описание обычаев, а также и перечисление парламентских законов и судебных прецедентов.

Нормы конституции могут быть как жесткими, так и гибкими. Гибкие нормативно-правовые акты могут изменяться при принятии соответствующего закона. Жесткая конституция может быть изменена только при соблюдении целого комплекса действий. Чтобы принять поправки, проводится референдум, начинается голосование депутатов, может также и понадобиться ратификация со стороны отдельных субъектов государства.

Существует еще два вида конституции в зависимости от срока ее действия. Это постоянные и временные нормативно-правовые акты.

Заключение

Больше всего текста посвящено различным свободам и гарантиям для граждан, которые находятся на территории государства. При этом отдельно говорится, что и сами граждане могут контролировать работу органов власти, до определённой степени.

Запрещается устанавливать какие-либо серьёзные препятствия для свободного передвижения товаров и услуг на территории государства. Это касается и установление всевозможных пошлин, сборов. Президент не может баллотироваться на третий срок.

И ему запрещено создавать идеологию, которая бы стала обязательной к исполнению для всех граждан. Тогда Правительство и сами граждане имеют право возразить и предпринять ответные меры.