Все о принятии христианства на руси: от причин до последствий

Огнем и мечом?

картина «Крещение киевлян» / Клавдий Лебедев

После крещения Владимира массовые крещения происходят и в Киеве, и в Новгороде, и по всей русской земле. При этом есть источники, которые говорят, что князь новгородский Добрыня крестил Новгород огнем и мечом.

По мнению историка, часть этих богов имеют даже неславянские имена и чуждую суть. В частности, Даждьбог и Стрибог связаны с культом Солнца, а все этнографы отмечают, что солнечного культа на Руси не было. Хорос и Симмаргл – вообще божества с иранскими корнями, так что они вполне могли быть отвергнутыми в народе. Так что крещение, возможно, сместило тех языческих богов, которые были чужеродными, и против которых уже росло раздражение и протест.

«Большинство же так называемых славянских богов, таких как Лель, Лада, Каляд, Курент и другие – это в большинстве своем представители так называемой кабинетной мифологии, – говорит Игорь Данилевский. – То есть, мифологии, написанной в XIX и XX веке в кабинетах ученых. Проводились исследования этих источников. Их выдают, в частности, междометия, которые не употреблялись в то время, когда писались древние летописи, а также то, что в ранг богов возводятся некие домашние духи, которые упоминаются совсем отрывочно и про которых в древних источниках почти ничего нет».картина «Крещение Руси» / Василий Перов

Скорее всего, в реальности язычество на Руси не было зрелым, не были выяснены отношения между языческими богами, не устоялись их функции. Поэтому эти функции легко были перенесены на христианство. Цельные представления христианства хорошо наложились на то, что было в народной традиции, и произошла христианизация язычества.

«Неоязычники обычно не могут ответить, какими источниками они пользуются, когда говорят о том, что Русь крестилась огнем и кровью. Но называют цифры: девять миллионов погибших. Однако археологические изыскания не подтверждают того, что на территории Руси были массовые истребления населения. По всему миру, там, где сотни и тысячи людей погибали насильственным путем, археологи находят явные подтверждения тому. Как же девять миллионов-то остались незамеченными? Раскопаны уже несколько древних капищ, и уж где и быть этим массовым захоронениям безвинно погибших насильственной смертью, как не там? Но их нет», – говорит историк церкви, священник Георгий Максимов.

«Кроме того, начиная со второй половины XX века, археологи начали находить берестяные грамоты. Их сейчас найдено очень много, около четырехсот, они писались в основном по бытовым поводам и явно не подлежали никакой цензуре. Самые ранние берестяные письма относятся ко временам крещения Руси. Ни в одном из таких писем не упоминаются славянские боги. Их просто не вспоминают, поскольку они не были нужны нашим предкам. О них никто не горевал! Все это показывает несостоятельность мифа о насильственном крещении Руси. Не надо считать наших предков безвольными слабаками! Миллионы людей нельзя принудить силой принять чужую веру», – говорит священник.

Наши предки добровольно приняли христианство и это определило в дальнейшем свободу Руси от всех внешних влияний, ее самостоятельный путь развития. Так что сегодня мы празднуем, по сути, День независимости, только древний, с историей, насчитывающей уже 1030 лет.

Почему именно христианство — государственная религия на Руси?

Причинами принятия христианства на Руси являются:

  1. Необходимость отказа от политеизма как разобщающего элемента и принятия монотеистического христианства с целью объединения разношерстных племен и групп населения.
  2. Потребность в сильных союзниках, могущих оказать поддержку в различных военных конфликтах и столкновениях.
  3. Возможный культурный обмен между государствами одного религиозного лагеря.
  4. Повышение роли и статуса государства.
  5. Личное стремление князя Владимира Святославича «очиститься», избавиться от грехов прошлого.
  6. Укрепление княжеской власти на Руси.

Все эти причины в той или иной мере отражают необходимость государя и государства в укреплении своих позиций — как внешних, так и внутренних.

Значение религиозных перемен

У крещения Руси были плюсы и минусы. Наконец-то и удалось добиться единства государства. Кроме того, новая религия заметно повлияла на культурное развитие страны и просвещение. Началось активное строительство храмов и переписывались церковные книги. Это поспособствовало улучшению уровню образования и развитию грамотности на Руси.

Стали лучше и предпочтения народа. Люди наконец-то отказались от идеи человеческих жертвоприношений, с момента принятия христианства это было запрещено.

Киевской Руси удалось добиться уважения у соседних государств. Преемники Владимира могли выдавать своих дочерей замуж за иностранных королей. Кроме того, лишь крещёный человек мог взять жену из другого государства.

К минусам можно было отнести то, что к такому итогу народ не был готов — эта религия была чужда для славян. Изучая каков был процесс перехода к христианству, историки приходят в ужас. Некоторых людей заставляли менять веру насильственным путём.

Смена религии не была прихотью Владимира. К этому событию страна готовилась постепенно, когда православие начали принимать отдельные граждане. Установление единой веры дало мощный толчок развитию древнерусского государства, какого не было еще до сих пор в истории Руси.

Последствия крещения Руси

О них в среде ученых, как правило, принято говорить в трех аспектах: цивилизационном, политическом и культурном.

Значение этого события для русской цивилизации трудно переоценить. По словам филолога В. Н. Топорова, оно сыграло в развитии страны исключительную роль, предопределив ее место в истории на многие столетия. Ученый оценивает его как событие вселенского масштаба.

Крещение Руси приобщило самую обширную и отдаленную часть Восточной Европы к христианскому миру. Кроме того, на ближайшее будущее оно открыло огромный мир, который должен был стать христианским под влиянием Руси.

И какими бы ни были в дальнейшем пути христианства в Восточной Европе, его наследие является неотъемлемой составляющей ее духовной культуры. Что касается России, то она нашла свое место между Азией и Европой, стала самой мощной из евразийских держав и превратилась в оплот православия.

О крещении Руси и его значении в политическом аспекте можно сказать следующее. Принятие единой новой веры явилось серьезным стимулом для объединения Русских земель, создания централизованного государства.

Принятие Русью христианства произошло еще до раскола церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Но тогда, когда он уже назрел и нашел выражение и в вероучении, и во взаимоотношениях властей – светской и церковной.

В византийском правосознании император, именовавшийся базилевсом, воспринимался как верховный защитник Церкви и единый самодержец всех народов, исповедовавших православие. Правители других христианских государств (народов) именно от него получали титулы – князей, архонтов, стольников.

Князь Владимир, приняв от ромеев крещение, поместил Киевскую Русь в орбиту византийской государственности, тем самым намного повысив ее авторитет.

Среди культурных последствий принятия христианства Русью нужно отметить развитие зодчества, а также живописи в ее средневековых формах, проникновение византийской культуры, являвшейся наследницей античных традиций.

Особую важность имело то, что была распространена кириллическая письменность и книжная традиция. Ведь после крещения Руси как раз и возникают первые памятники, относящиеся к древнерусской письменной культуре

Кроме того, введение христианства в качестве государственной религии, безусловно, повлекло за собой устранение языческих культов. До этого они пользовались покровительством со стороны великокняжеских институтов.

Новым духовенством языческие обряды и праздники осуждались. Ведь некоторые из них еще сохранялись еще долгое время из-за так называемого религиозного синкретизма, или двоеверия. Подвергались разрушению культовые сооружения – капища, идолы. А это в конечном счете вело к прекращению практики человеческих жертвоприношений.

Так, некоторые исследователи, опирающиеся на сведения из «Повести временных лет», пишут о том, что во время восстания волхвов, произошедшего в 1024 и в 1071 годах на Ростово-Суздальской земле, о котором говорилось выше, происходили убийства, носившие ритуальный характер. Наводя порядок в подведомственных областях, Ярослав Мудрый жестоко расправлялся с волхвами.

В результате языческие верования были полностью заменены единой общегосударственной религией. Принятие христианской религии от Византии определило будущий путь, приведший Россию к тому, что она стала крупнейшим оплотом православной веры.

Крещение Аскольда и Дира

Киевский князь Владимир не был правителем, который крестился. В середине 60-х годов IX в., согласно некоторым источникам, крестились после своего похода на Константинополь знаменитые князья Аскольд и Дир. Для этого из Константинополя в Киев по поручению Патриарха прибыл епископ. Именно он крестил князей, а также приближенных к княжеской свите.

Социально-политическая ситуация

Обстоятельства социального порядка не давали массово развиться христианству в период правления князей Аскольда и Дира, княгини Ольги, а также ее сына Святослава. Родоплеменные отношения больше всего способствовали процветанию многобожия. Дело в том, что языческие верования близлежащих племен были схожими и могли легко ассимилировать. Племена приспосабливали верования собственных соседей к своим нуждам. Христианство могло прийти только в тот момент, когда феодальные отношения достаточно окрепли. Оно представляло собой религию классового общества. Родоплеменные отношения значительно тормозили распространение христианства, и оно охватило только отдельные социальные группы в основном знать или образованное население. Соседние государства, с которыми Киевская Русь находилась в тесных контактах, уже исповедовали те или иные мировые религии: иудаизм в Хазарском Каганате, ислам в соседствующих мусульманских странах и христианство в католической Европе и православной Византии. Среди всех вышеперечисленных держав наиболее тесными были связи Киевской Руси с Хазарским Каганатом и Византией. Они были не только политическими, а и экономическими, и культурными. Процесс христианизации славян начался еще в VІІІ ст. К X ст. уже были крещенными сербские, хорватские, болгарские князья. Польский князь Мешко принял крещение в 966 году. Таким образом, языческая Русь казалась отсталой на фоне соседних государств, что не давало возможности тесно сотрудничать с соседними государствами.

Внутренние перемены

Еще в 980 году Владимир предпринимал попытку реформирования язычества. Он хотел сделать Перуна главным богом у славян, приказав в каждом городе поставить ему идол для поклонения. Но народ Руси был разный, и не всем нужно было поклоняться богу молнии и войны. А как быть крестьянам с их зависимостью от Солнца Ярило или скотоводам, которые надеялись на добрую волю Велеса. Так зачем же Владимиру нужна была реформа язычества?

В условиях постоянного роста племен стране нужно было духовное единство, помогающее князю править. С 988 года эту функцию должно было выполнять христианство. В 1054 году христианство окончательно раскололось на западный (католический) и восточный (православный или греческий обряды).

Восточные славяне остались в православном мире, а вскоре стали главной его составляющей. В дальнейшем будут неоднократно вспыхивать войны и конфликты между католиками и православными (Битва на Чудском озере Невского), православными и мусульманами (конфликты с татарами и Османской империей)

Христианство станет важной частью идентичности восточных славян

Фреска В. М. Васнецова «Крещение князя Владимира»

С принятием христианства культура восточных славян получает огромный приток идей и примеров. Именно христианизация повлияла на то, что на Руси утвердился вариант азбуки Кирилла и Мефодия. Византия, в отличие от Рима, разрешала народам сохранять свой вариант письменности. Так одним из отличительных элементов восточных славян (и некоторых православных народов) стала кириллица.

Вскоре в Киев и другие города Руси начали привозить греческую литературу, среди которой было много трудов древнегреческих мудрецов. После десятилетий переводов на старославянский язык, возникло новое поколение деятелей (преимущественно монахи), которые начинали создавать собственные произведение. Так у восточных славян появилась литература, а с ней — искусство создания книг и изображений на их страницах.

Jano Köhler «Кирилл и Мефодий»

После 988 года на Русь приезжают мастера из Византии, которые учат местных строить храмы. По всей стране начинается строительство каменных шедевров, многие из которых сохранились до наших дней. В церквях рисуют фрески и мозаики, на заказ делают иконы. Все это — влияние новой религии.

В XI веке Ярослав Мудрый приказал строить в Киеве Золотые ворота и Собор Святой Софии. Все это — по примеру Византии. Если в IX-X веках Русь нападала на Константинополь только как грабители или “дерзкие торговцы”, то при Ярославе Русь уже готова была бросить вызов Византии. Одна из причин этому — христианство. Русь почувствовала себя полноправным участником европейской цивилизации.

Язычество Древней Руси

Изначально славяне были язычниками. Они поклонялись множеству богов и каждое племя возвышало своего бога. Такое верование нельзя было назвать религией, как ислам, буддизм или христианство.

Для славян в Древней Руси большое значение имели целый ряд богов:

  • Сварог (бог огня, отец, Отец Небесный, отец Даждьбога);
  • Перун (бог грозы и молнии, олицетворявший бушующие небо);
  • Велес или Волос (покровитель скота, торговли, богатства);
  • Даждьбог (сын Сварога, хозяин земли, бог дающий);
  • Стрибог (бог дующего ветра);
  • Мокошь (олицетворяет женский образ земли, богиню плодородия);
  • Хорс (бог солнца, как сказано в «Слове о полку Игореве»);
  • Семаргл (бог огненных жертвоприношений).

Распространение христианства на Руси

После Киева христианство стало приходить и в другие города. Речь идет о Чернигове, Полоцке, Турове, где были созданы епархии. В целом процесс крещения Руси растянулся на несколько столетий, так как наблюдались случаи массового сопротивления. Поэтому на некоторых территориях происходило насильственное насаждение новой веры.

При этом культовые языческие сооружения подвергались разрушениям, на сопротивлявшихся обрушивались репрессии. Но следует особо отметить, что в большинстве случаев причины были политическими, противодействие касалось именно антикиевского аспекта, а не антихристианского. Кроме того, были и другие причины: социальные, культурные, бытовые. Тогда как религиозные стояли отнюдь не на первом месте.

Так, Иоакимовская летопись (данные подтверждаются археологическими раскопками 20 века) сообщает, что активное сопротивление введению христианства наблюдалось в Новгороде. Там волхвы выступали против князя Глеба.

Жители города были крещены в 990 году. Это было сделано епископом Иоакимом вместе с Воробьем Стояновичем, новгородским посадником. При этом им оказывалась военная помощь киевским воеводой Добрыней и тысяцким Путятой. Первый из них приходился дядей князю Владимиру и братом его матери – Малуши.

Восстание волхвов было подавлено в 1024 году Ярославом Мудрым во Владимиро-Суздальской земле. Аналогичные события произошли и в 1071 году.

Согласно сведениям, известным из традиционной церковной истории, в Муроме и Ростове сопротивление продолжалось вплоть до 12 века. Сначала два посланных в Ростов епископа были оттуда изгнаны, а третий, по имени Леонтий, много трудился для утверждения веры христиан.

Лишь епископ Исаия окончательно окрестил ростовчан. Он взошел на кафедру в 1078 году. К этому же периоду относятся и события, отраженные в Житии Авраамия Ростовского, который сокрушил идол Велеса, а на его месте воздвигли Богоявленский монастырь.

Из всех славянских племен дольше всех сопротивлялись вятичи. В 12 веке их просветителем был печерский инок, преподобный Кукша, который принял мученическую смерть.

Предпосылки принятия христианства

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

Князь Владимир, которого поздние историки прозвали Святым, был нелюбимым сыном Святослава. Тот прекрасно понимал, что «полукровка» страной править не должен, и готовил престол для своих сыновей Ярополка и Олега. Примечательно, что в некоторых текстах можно найти упоминание о том, почему Святой так легко воспринял христианство и начал навязывать его на Руси. Известно, что, например, в Повести временных лет Владимира называют не иначе, как «робичич». Так в те времена называли детей раввинов. В последующем историки стали переводить это слово, как сын рабыни. Но факт остается фактом – нет четкого понимания, откуда появился сам Владимир, но есть некоторые факты, указывающие на его принадлежность еврейскому роду.

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана

Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения

Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению  Руси.

Источники и дополнительный материал по теме:

  • «Утверждение христианства на Руси» — Брайчевский М.Ю. 1989
  • «Воскрешение Перуна: К реконструкции восточнославянского язычества» — Клейн Л.С. Санкт-Петербург, 2004
  • «Крещение Киевской Руси» — Кузьмин А.Г. Москва, 2012

Поиск вероисповедания князем Владимиром. Почему именно христианство? Так ли прост был выбор?

«Повесть временных лет» рассказывает о выборе князем веры. К правителю прибывали послы из разных уголков Земли, которые рассказывали о религии.

  • В 986 г. к князю прибыли волжские булгары. Они предлагали принять мусульманство. Владимиру сразу не понравился запрет на употребление свинины и вина. Он отказал им.
  • Далее к нему пожаловали посланники от Папы Римского и хазарские иудеи. Но и здесь князь всем ответил отказом.
  • Потом к князю прибыл византиец, который поведал о христианской вере и Библии. Вера выглядела привлекательно для князя. Но выбор предстоял сложный.

Нужно было посмотреть, как все происходит. Выбор христианства по греческому обычаю произошел только после того, как его посланники побывали на богослужениях. На литургиях они самостоятельно оценили атмосферу в храмах. Больше всего их впечатлили величие и шик Византия.

Расцвет культуры и письменности

Свержение деревянных идолов, проведение обрядов крещения и строительство православных храмов ещё не делают людей убежденными последователями христианства. Историки считают главной деятельностью киевского князя повсеместное строительство школ для детей. На смену родителям-язычникам приходило новое поколение, воспитанное по христианским канонам.

На период правления Ярослава Мудрого, сменившего в 1019 году на княжеском троне своего отца, князя Владимира, приходится подлинный расцвет культуры киевской Руси. Монастырские стены повсеместно становятся центрами культурно-просветительской жизни. В них открываются школы, работают летописцы, переводчики, философы, создаются первые рукописные книги.

Уже через 50 лет после крещения появляется литературное произведение выдающихся достоинств — «Слово о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона, в котором ясно прослеживается мысль о единстве государства, как неотрывной составляющей «благодати и истины», пришедших с учением Христа.

Стремительно развивается, архитектура, а вместе с ними такие виды градостроительного искусства, как фрески, иконопись мозаика. Появляются первые монументальные памятники каменного строительства — Собор Святой Богородицы в Киеве, белокаменное зодчество Новгорода, Пскова, Владимиро-Суздальской земли.

Происходит становление ремесел: ювелирного дела, художественной обработки цветных и черных металлов, камней. Достигает высот декоративно-прикладное искусство — резьба по дереву, камню, кости, золотое шитьё.

Причины принятия новой религии

Тем не менее отдельные представители знати, которые принимали христианство, и остальное население с их языческими верованиями не могли образовать крепкого государства с единой религией. Владимир продолжил начинания Ольги и стал тем князем, кто крестил Русь в 988 году.

Однако принятие христианства было не единственным способом осуществления задуманного. Князю предстояло сделать серьёзный выбор, в связи с чем было проведено так называемое испытание вер, во время которого Владимир рассмотрел следующие варианты.

  1. Волжскими булгарами был предложен ислам, но Владимир отверг его из-за необходимости соблюдать запрет на спиртные напитки, который никак не мог быть добровольно принят народом.
  2. Тогда на хитрость пошли немцы, заявив, что приняв католицизм, можно будет есть и пить вволю, но князь отказался и от их предложения, поскольку богослужения требовалось вести на латинском языке.
  3. Затем к князю явились хазары, проповедовавшие иудаизм, но отсутствие у них собственной земли заставило Владимира отказаться и от этого варианта.
  4. Наилучшее впечатление на Владимира произвёл византиец, рассказавший ему о христианской вере. Но сомнения всё ещё не оставляли князя, и он продолжал советоваться с ближайшими подданными.

Чтобы, наконец, выбрать религию, было принято решение побывать на богослужении у мусульман и христиан. Выполнившие поручение князя посланники были в восторге от обрядов Константинопольской церкви, что и позволило Владимиру сделать окончательный выбор в пользу христианства.

Таким образом, на принятие окончательно решения повлияло сразу множество факторов. Причины принятия христианства на Руси по пунктам выглядят следующим образом.

  • Успешное проведение внутренней политики могло быть обеспечено только при идейном объединении разрозненных городов Руси в единое государство. Для этой цели лучше подходила вера в одного Бога, чем поклонения различным и многочисленным языческим идолам.
  • Эффективность внешней политики при торговых и культурных отношениях с Византией и другими христианскими государствами увеличивалась, поскольку Русь могла считаться равной им страной.
  • Византийская церковь тесно взаимодействовала со светской властью, но не была выше её, как это принято в католицизме. Перенимание подобной модели устройства позволяло осуществлять контроль над деятельностью митрополии.
  • Христианство наиболее удачно соответствовало менталитету русского народа по сравнению с другими вероисповеданиями. К тому же у него уже появились первые приверженцы, а, значит, оно не являлось совсем новой и незнакомой религией. Богослужения можно было проводить на родном языке, и всё это значительно облегчало нововведения.

Принятие христианства на тот момент было наиболее выгодным выбором как для развития самой Древней Руси, так и для помогающей ей во введении религии Византии.

Процесс крещения

Вернувшись в Киев, Владимир заставил принять крещение своих сыновей и приближенных к нему людей. Затем все остальные жители приняли христианство в водах Днепра. При этом князь прочитал молитву, образец которой сохранился в древних летописях.

На территории русских земель христианство насаждалось силой. Многие не хотели креститься. Были места, где оказывалось яростное сопротивление. В итоге этот процесс растянулся на длительное время.

И все же христианство постепенно стало основной религией на Руси. В этих условиях языческие сторонники стали действовать скрытно, продолжая молиться своим богам. В дальнейшем для облегчения ситуации некоторые языческие праздники были объединены с христианскими.

Этапы крещения Руси

Нельзя сказать, что принять христианство людям было легко. Процесс этот проходил не так гладко, как описывается в церковных источниках, и растянулся он на столетия. Происходил он в несколько этапов:

  1. Крещение Киева.
  2. Крещение Новгорода.
  3. Крещение периферии.

Крещение Киева и учреждение митрополии

Киев отреагировал на нововведение относительно мирно, как следует из описаний и картинок в книгах. Сперва были крещены сыновья князя и его окружение, а затем народ пригласили к Днепру. Часть подданных не пошла — сказалась верность своим богам. Другие же согласились, решив, что раз уж князь с сыновьями крестились и ничего страшного не случилось, значит, и им можно.

Языческих идолов Владимир снес и сбросил в Днепр. Вот и все краткое содержание процесса крещения киевлян.

Для окормления новообращенных в городе была учреждена митрополия, куда в качестве иерарха прислали Михаила из Византии. Присланы были священники и мастера, которые могли строить церкви. Первой церковью, возведенной при Владимире, была Десятинная, которая до наших времен не сохранилась.

Киевская митрополия просуществовала в составе Константинопольского патриархата до 1299 года, после чего была перенесена во Владимир, а позже — в Москву. Статус Киевских сохраняли за собой митрополиты западной Руси во времена вхождения ее в состав Великого княжества Литовского, а позднее — Речи Посполитой. После падения Византии под ударами турок Москва становится патриархатом.

«Путята крестил вас мечом, а Добрыня огнём»

Крещение Новгорода проходило не так гладко и заняло два года. В 990 году в Новгород был отправлен отряд Добрыни — дяди Владимира по матери. Зная характер новгородцев, миссия была усилена отрядом Путяты. В качестве иерарха был послан по одним источникам митрополит Михаил, по другим — епископ Иоаким.

В первый год были крещены часть новгородцев, но в целом горожане отрицательно отнеслись к процедуре. В 991 году городское вече решило не пускать в город войско Добрыни. Сопротивление возглавили тысяцкий Угоняй и волхв Богомил. Добрыня остановился на Торговой стороне города, после чего язычники разрушили мост и приступили к активным действиям.

Непонятно, на чьей стороне был бы перевес, если бы Добрыня не обезглавил восстание язычников. В городе развернулась настоящая война, в результате которой сперва крестилась часть горожан, а остальных пришлось загонять в реку Волхов.

Принятие новой веры не было искренним. Это очень ярко проявилось в тот момент, когда разрушали капище Перуна в Перыни (сейчас там скит Юрьева монастыря). У горожан был траур. Новгородцы еще долго помнили эти события, несмотря на то, что прямая историческая память не живет дольше трех поколений.

Нельзя сказать, что христианство было противно новгородцам как таковое. Христиане существовали в городе и ранее. Скорее, у подобного противостояния были политические причины, которые и привели позже Новгород к самостоятельности

А пока именно крещение Новгорода было важно князю — так замыкалась центральная магистраль страны, путь из варяг в греки

Другие города Русской земли

Крещение Руси князем Владимиром часто носило характер принуждения и еще чаще было формальным. Распространение шло медленно. Окончательно этот процесс закончился в городах восточной Руси в XIII веке, а пережитки язычества так и остались нашей национальной чертой.

Во времена Владимира были учреждены епископские кафедры в Киеве, Новгороде, Владимире-Волынском, Переяславле, Полоцке, Чернигове.

Крещение имело не столько религиозную цель, сколько политическую. Единая вера рассматривалась как фактор, делающий Русь единой. Это понимали и сами язычники, оказывавшие сопротивление не столько миссионерам, сколько Киеву.

Крещение киевлян в днепровских водах

В Киев он возвратился, будучи сопровождаемым корсунскими и греческими священниками, и там крестил своих сыновей, рожденных предыдущими женами. Это произошло в источнике, который известен под названием Крещатик. Здесь же крестились и многие бояре.

Как уже сказано выше, некогда в Киеве Владимиром было устроено капище, то есть место, где происходило поклонение языческим богам. Теперь он приказал разгромить его. Всех кумиров изрубили в щепки и сожгли.

Статую главного божества Перуна было решено подвергнуть особому «наказанию». Его сбросили в реку и до самых днепровских порогов, то есть до границ русских земель, не давали плывущему идолу пристать к берегу. Это должно было символизировать изгнание язычества со всей территории Киевской Руси. Позже на месте капища будет возведена церковь Святого Василия. После чего по всей Руси начнут строиться храмы и назначаться священники.

Вслед за этими событиями все жители Киева были собраны на берегу Днепра. Накануне народу было объявлено, что если кто-то завтра не придет на реку, будь то раб или нищий, бедный человек или богатый, он будет врагом князю.

Массовое крещение произошло в том месте, где река Почайна впадает в Днепр. Согласно летописным данным, Владимир вместе с прибывшими с ним священниками вышел на Днепр, где сошлось людей без числа. Они вошли в воду – одни по грудь, другие – по шею, малые дети находились по грудь у берега, некоторые держали на руках младенцев. Церковники при этом стояли на месте и совершали молитвы. А князь вознес Всевышнему следующую молитву:

В ней он просил великого Бога, сотворившего небо и землю, взять под свое покровительство вновь обращенных в христианство людей и утвердить их в их вере, праведной и непогрешимой, а также помочь князю в борьбе с его врагами и посодействовать ему в победе над их кознями.

Согласно летописной хронологии «Повесть временных лет», это важнейшее событие – крещение Руси – относится к 988 году. Многие из историков говорят, что крещение самого князя произошло в 987 году.