Оглавление
Источники
Легенда об Огуз-хане — одно из ряда повествований разного происхождения, циркулировавших среди тюркских народов Центральной Азии. Впервые он был записан в 13 веке.
Анонимный уйгурский вертикальный сценарий 14-го века, который хранится в Париже , представляет собой рукопись, которая, вероятно, уже была модифицирована, чтобы соответствовать рассказам о монгольском завоевании , как показал Пол Пеллиот , и в ней есть предположения о более позднем значении Огуз-хана. как исламизатор турок, и не включает фигуру Могола ( Монгола ) как предка Огуз-хана.
Версия 17 -го века Абул-Гази под названием Шаджара-и Таракима (Генеалогия туркмен) примерно следует уже монгольской (пост-завоевательной) версии Рашида ад-Дина начала 14-го века. Но, по его мнению, Огуз-хан более полно интегрирован в традиционную историю ислама и монголов . Повествование начинается с перехода от Адама к Ною , который после наводнения посылает трех своих сыновей, чтобы заселить землю: Хам был отправлен в Африку, Сэм — в Иран, а Яфес ушел на берега рек Итиль и Яик и имел восемь сыновей по имени Тюрк, Хазар, Саклаб, Русь, Мин, Чин, Кемери, Тарих. Умирая, он назначил Турка своим преемником.
Тюрк поселился в Иссик-Куле, и ему наследовал Тутек, старший из его четырех сыновей. Через четыре поколения после него произошло три сына: Татарин, Кара и Могул (Монгол), которые разделили между ними царство. Кара-хан родил Огуз-хана. В течение трех дней он не кормил грудью, и каждую ночь он появлялся во сне своей матери и говорил своей матери, чтобы она стала мусульманкой, иначе он не будет кормить ее грудью. Его мать обратилась, и Абу’л-Гази пишет, что тюркские народы Яфеса со времен Кара-хана были мусульманами, но потеряли веру. Огуз-хан восстановил исламскую веру.
Сельджуки
Огуз-хан на памятной монете Туркменистана
В сельджуки возникла из Kinik ветви огузов , который в 9 — м веке жили на периферии мусульманского мира, к северу от Каспийского моря и Аральского моря в их Yabghu каганата в конфедерацию огузов. В течение 11 века они основали Великую империю сельджуков под командованием вождей сельджуков Тогрул-бека и Чагри-бека .
Ануштегиниды
Есть определенные исторические источники , которые утверждают , что в Anushteginids, которые правили обширные части Средней Азии от 1077 до 1231 под названием Khwarazmshahs , сошедший из Begdili племени огузов.
Династия была основана полководцем Ануш Тигин Гарчай , бывшим тюркским рабом сельджукских султанов, назначенным наместником Хорезма . Его сын, Кутб ад-Дин Мухаммад I , стал первым наследственным Шахом из Хорезма .
Кара Коюнлу
Кара Коюнлу — племенная конфедерация огузских тюркских кочевых племен из огузского племени Йива, существовавшего в 14-15 веках в Западной Азии , на территории современного Азербайджана , Армении , Ирака , северо-западного Ирана и восточной Турции .
Османы
Языджиоглу Али в начале 15 века проследил генеалогию Османа до Огуз-кагана через его старшего внука и старшего сына, тем самым предоставив османским султанам первенство среди турецких монархов . Языджиоглу цитирует следующее:
Баязид I выдвинул это требование против Тимура , который очернил османское происхождение.
По словам османского историка Нешри , у Османа был дедушка с королевским именем, который происходил из рода старшей ветви семьи Огуз :
Джем Султан , брат Баязида II , связал свою генеалогию с Огуз-каганом, который в XVI веке стал инструментом легитимации:
Промыслы и ремесла
Из шкур и кожы скота изготавливал обувь, посуду, колчаны для стрел, конскую сбрую, торсыки (бурдюки для кумыса саба (посуду для брожения кумыса) другие предметы обихода.
Из шерсти шили одежду, делали кошм для юрты, текеметы (большие кошм с узорами), ковры (сырмаки), арканы привязи для ягнят и жеребят.
По свидетельству Аль-Жахиза, «тюрки вс предметы кустарных промыслов делаю сами … изготавливают они и оружие, и стрелы, сбрую и т.д.»
Огузы предметы повседневного быта изготавливали сами.
Аль-Идриси писал и о том, что они изготавливали из железа и др. металлов ювелирные украшения.
Основным, относительно высокоразвитым, видом домашнего промысла и ремесла у огузов была переработка животноводческой продукции.
Обычаи и культура
Политическая система
« Бугутская » надпись Монголии , написанная вскоре после 581 г. н.э. на согдийском алфавите и заказанная Первым тюркским каганатом для рассказа об истории их правящих гоктуркских ханов .
Göktürks управлялись Курултаем , политическим и военным советом ханов и других высокопоставленных лидеров, таких как аксакалы .
Религия
Гёктюрки и другие древние тюркские народы были в основном приверженцами тенгрианства , поклоняясь богу неба Тенгри . Каганат принимал миссионеров буддийской религии, которая была включена в тенгрианство. После падения каганата многие беженцы поселились в Средней Азии, на Ближнем Востоке и в Европе и приняли исламскую веру.
Кулинарный
По словам Невина Халиджи , айран — это традиционный тюркский напиток, который употребляли турки- кочевники до 1000 года нашей эры. По словам Джелалеттина Кочака и Яхья Кемаля Авшара (профессора пищевой инженерии в Университете Мустафы Кемаля ), айран был впервые разработан тысячи лет назад Гектюрками , которые разбавляли горький йогурт водой, пытаясь улучшить его вкус.
Примечания
-
Большая советская энциклопедия. — Государственное научное издательство, 1954. — С. 513. — ISBN 5846500323, 9785846500327.
Оригинальный текст (рус.)ОГУЗЫ (гузы, узы) — союз племён, существовавший в Приаралье в VI—XI веках на основе смешения некоторых тюркских и древнемонгольских племён с частью сакско-массагетских; победившей оказалась при этом тюркская речь.
- ФАЗЛЛАЛЛАХ РАШИД АД-ДИН. . Баку (1987).
- АБУ-Л-ГАЗИ. . Изд. АН СССР (1958).
- ↑ (англ.). Encyclopedia Britannica. Дата обращения: 3 ноября 2019.
- Р. М. Шукюрова. . Баку (1987). — «Огузы, которые с XI века носят название туркмен, являются предками тюркских народов, живущих ныне в Азербайджане, Туркмении, Иране, Турции и Ираке.».
- ↑
- Абу-л-Фазл Бейхаки. . Ташкент: Изд-во АН УзССР (1962).
- Махмут ал-Кашгари. . М.: Восточная литература (2010).
- Фазлуллах Рашид ад-Дин. . М.-Л. АН СССР (1952).
- ШАРАФ АЛ-ЗАМАН ТАХИР МАРВАЗИ. . АН КазССР (1959). — «К числу их могущественных племен относятся гузы…Когда они стали соседями мусульманских стран, часть из них приняла ислам. Они стали называться туркменами…Туркмены распространились по мусульманским странам, они проявили себя наилучшим образом, так что завладели большей их частью и стали царями и султанами.».
- В. В. Бартольд. . Электронная библиотека МСА. Издательство восточной литературы (1962).
- В. В. Бартольд. .
- С.П.Толстов. . Журнал «Советская этнография». Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (1950, № 4).
- С.П.Толстов. . Google Books. М. Издательство восточной литературы (1962).
- ↑
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 мая 2011.
- История Казахстана, Алматы, 1996, т.1, стр.320
- Р. М. Шукюрова. . Баку (1987). — «Огузы, которые с XI века носят название туркмен, являются предками тюркских народов, живущих ныне в Азербайджане, Туркмении, Иране, Турции и Ираке. Из их среды вышли также представители династии Сельджукидов и Османов.».
- В. Бартольд. (1968). — «Туркмены жили в это время в том же состоянии политической анархии, как на всем протяжении своей истории; характерно, что народ, из среды которого вышли основатели самых могущественных турецких империй, сельджукской и османской, никогда не имел собственной государственности.».
- Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.1. М.-Л., Издательство АН СССР, С.76, 87.
- «Some Ottoman genealogies claim, perhaps fancifully, descent from Kayı.», Carter Vaughn Findley, The Turks in World History, pp. 50, 2005, Oxford University Press
- Говорят на южнобережном диалекте крымско-татарского языка.
Политическая история огузов[править | править код]
Анонимный персидский автор сочинения под названием «Границы мира», при описании Хазарского (Каспийского) моря упоминает огузов и Хорезм на востоке, на севере – снова Огузов, затем, на севере и северо-западе, — хазар… Не смотря на то, что сам он никогда не путешествовал, это «описание очень напоминает рисунок Каспия на карте мира Ибн Хаукала». Хазарский царь Иосиф утверждал, что восточные границы его государства доходят до Ургенча. Хотя до этого Ибн Фадлан, следовавший караваном из Багдада в волжскую Булгарию через Среднюю Азию в 921 году, не пересекал территорий, принадлежавших хазарам. В 960-е годы от ударов Святослава и Огузов, Хазарский каганат был сокрушён.
В 985 году между огузами и киевским князем Владимиром был заключен военный союз против поволжских булгар.
На рубеже X—XI веков в государстве были нередки народные восстания против хищнических сборов налогов. Особенно такие восстания участились во второй половине X века при Али ябгу. Этой ситуацией хотели воспользоваться сельджуки, которые возглавили восстания и захватили Дженд, но вскоре были вынуждены покинуть эти места. Во время правления последнего ябгу огузов Шах-Малика государство усилилось. В 1041 году он подавил восстание, покорил Хорезм, спустя 2 года попал в плен к сельджукам и был казнён. Это был последний правитель Огузской державы.
Восстание народа против высоких налогов ослабили государство огузов. Борьбу против огузских правителей возглавили вожди сельджуков. Ослабленная держава огузов пала под натиском кипчакских племён. Значительная часть огузов под натиском кипчаков ушла в Восточную Европу и Малую Азию. В XI веке началось продвижение огузов в Иран и Переднюю Азию. Это движение было возглавлено правителями племени канык Тогрул-беком и Чагры-беком, внуками Сельджука, по имени которого племена, участвовавшие в движении, назывались сельджуками. В г. часть сельджуков поселилась на территории современной Туркмении у города Ниса. В — гг. к ним присоединились подданные Тогрул бека. В — гг. сельджуки выступили против Газневидов и захватили Нишапур.
Таким образом, в середине XI века в силу внутренних и внешних противоречий огузское государство пало, а его население вошло в состав кыпчакской державы или ушло с сельджуками. Значительная часть огузов ушла в пределы Восточной Европы и Малой Азии, другая часть перешла под власть караханидов и сельджукских правителей Хорасана. Остатки разбитых кыпчаками огузов в дальнейшем растворились среди тюркоязычных племен Дешт-и-Кыпчака. Впоследствии сельджуки смогли создать огромное государство, в состав которого входила Малая Азия, Иран, часть Закавказья и Средней Азии.
В физическом типе огузов преобладал тураноидный облик. Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании многих современных тюркских народов.
История[править | править код]
Огузское государство или Конфедера́ция Огу́зов (756—1055) было основано огузами. Первоначально огузы кочевали в Семиречье. Вытесненные карлуками, огузы переселились на среднее течение Сырдарьи. Позднее они расселились от Сырдарьи до Волги. Политической консолидации союза племён огузов способствовала борьба с печенегами. Китайские источники, восходящие к VII-VIII векам, утверждают, что Огузская конфедерация Токуз-Огуз (китайское Гу–су, Кут для Огузов) последовательно показана в окрестностях Иссык-Куля-Таласа. Из района Иссык-Куля центр Огузской конфедерации под давлением беженцев жёлтых тюргешей переместился в низовья Сырдарьи.
Образованиеправить | править код
Первое упоминание о государстве огузов встречается у арабского географа ал-Якуби, который называл правителей огузов «царями».
В середине VII века в результате борьбы с карлуками за тюргешское наследие значительная часть огузов покинула Семиречье и ушла в предгорья Каратау и долину реки Чу.
В начале IX века Огузы вместе в союзе с карлуками и кимаками уничтожили Кангарский союз и захватили низовья реки Сырдарья и степи Приаралья.
В IX веке на завоёванной территории огузы образовали своё государство.
Государственное устройствоправить | править код
Джабгу — титул правителя. Власть передавалась по наследству. Выборы Джабгу проводились на советах, которые были продолжением народных собраний эпохи военной демократии. Иналы — наследники престола, их воспитывали — атабеки. Кюль-эркин — заместитель джабгу. Сюбаши — главный предводитель войска.
Основа имущественного неравенства в огузском обществе — это частная собственность на скот. Основная религия — язычество, шаманизм, позднее ислам.
Этнический составправить | править код
В состав огузского государства вошли полукочевые и кочевые племена Семиречья и Сибири: халаджи, «уйгуры», джагра, чаруки, карлуки, имуры, и байандуры, каи. Формирование огузской этнической общности было сложным и длительным. По свидетельству Махмуда Кашгари (XI век), огузы делились на 24 племени, из них 12 племён — бузуки, 12 племён — учуки. Бузуки пользовались бóльшими привилегиями.
Образование государства
До прихода огузов на Сырдарью столицей их была старая Гузия в Семиречье. В X веке столицей огузского государства стал Янгикент, или так называемая Новая Гузия. Янгикент находится на старой караванной дороге, на стыке кочевого мира с оседло-земледельческой культурой.
Государство сырдарьинских ябгу образовалось в первой половине IX в.
Царский титул малик ал-гуззиййа, как и признание верховенства аббасидского халифа были закреплены в легендах монет. Надписи на монетах относились к хорезмийскому алфавиту., что говорит об огромном влиянии хорезмийской культуры на формирование государственной и денежной системы государства огузов. Столичным центром государства Сырдарьинских огузов был Хувара или Джувара.
Государство огузов не было монолитным. Главой государства был верховный правитель, носивший титул «ябгу». Правители имели соправителей и советников. Наследники правителя назывались «иналами», для воспитания которых в детстве назначались специальные опекуны — «атабеки». Жёны правителей носили титул «хатун» и играли значительную роль в придворной жизни
Важное место также занимали военачальники. Главнокомандующий войсками — «сюбаши» опирался на военный совет и активно вмешивался в политические события
Правители выбирались на основе свода неписанных правил обычного права — «торе» — из наиболее могущественных родов. Власть верховного правителя ограничивалась советом крупной военно-племенной аристократии. В конце Х в. сложился аппарат управления и система регулярных сборов налогов.
Исторический предшественник и наследие
Бюст Модуна или (Мете Хан)
В научной литературе имя Маодун обычно ассоциируется с Огуз-каганом. Причина тому — поразительное сходство биографии Огуз-Кагана в тюрко-персидских рукописях ( Рашид ад-Дин , Хондемир , Абулгази ) с биографией Маодун в китайских источниках (распри между отцом и сыном и убийство первого)
, направление и последовательность завоеваний и др.), на что впервые обратил внимание Н.Я. Бичурин (Сборник сведений, с
56–57).
Огуз-хана иногда считают легендарным основателем большинства тюркских народов и родоначальником Огузской подветви. Даже сегодня ответвления Огуза классифицируются в порядке легендарных шести сыновей и 24 внуков Огуз-хана. В истории туркменские династии часто восставали или заявляли о суверенитете, заявляя, что их ранг был выше, чем у существующей династии в этой племенной классификации.
Огуз Хан изображен на банкноте в 100 туркменских манатов .
Oğuz и Ouzhan — общие турецкие и тюркские имена мужского рода, которые происходят от Огуз-хана.
Его именем назван район Марыйского велаята Огужан в Туркменистане .
Международный аэропорт в Ашхабаде, Туркменистан, назван в честь Огуз-хана.
Традиционная племенная организация
Великая Государство Сельджуков в 1092 году , после смерти Малик — шаха I
Махмуд аль-Кашгари перечислил 22 племени огузов в Диван Лугат ат-Тюрк . Кашгари далее писал, что «по происхождению это 24 племени, но два племени Халаджийа отличаются от них в определенных отношениях и поэтому не входят в их число. Таково происхождение».
Позже Чаруклуг из списка Кашгари будет исключен. Рашид-ад-Дин и Абу аль-Гази Бахадур добавили еще троих: Кизик, Каркин и Япарли в список в Джами ат-таварих (Сборник хроник) и Шаджари-и Тюрк (Генеалогия турок) соответственно. Согласно Сельчукнаме , у Огуз-кагана было 6 детей (Солнце — Гюн, Луна — Ай, Звезда — Йылдыз, Небо — Гёк, Гора — Даг, Море — Дигиз), и все шесть сами стали ханами, каждое из которых возглавляло четыре племени.
Бозоки (Серые стрелы)
- Гюн Хан
- Кайы ( Османы , Джандариды и Чобаниды )
- Баят ( Каджары , Дулкадириды , Фузули )
- Алкаевли
- Караевли
- Ай Хан
- Языр (значения)
- Дёгер ( Артукиды )
- Додурга
- Япарлы
- Йылдыз Хан
- Афшар ( Афшариды и Зенгиды )
- Кызык (значения)
- Бегдили ( хорезмийская династия )
- Каргын
Üçoks (Три стрелы)
- Гёк Хан
- Баяндур (основатели Ак Коюнлу )
- Печенег
- Чавулдур ( Цаха )
- Чепни (см. Küresünni )
- Дао Хан
- Салур ( Кади Бурхан ад-Дин , Салгуриды и Караманиды ; см. Также: Салары )
- Эймюр
- Алаюнтлу
- Юрегир ( Рамаданиды )
- Дигиз Хан
- Игдыр
- Büğdüz
- Йыва ( Государство Кара Коюнлу и Огуз Ябгу )
- Кыник (основатели империи сельджуков )
Название племени | Среднетюркский | Турецкий язык (Турция) | Азербайджанский язык (Азербайджан) | Туркменский язык (Туркменистан) | Имея в виду | Онгон | Тамга |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Кайы (племя) | Кайы ( يِغْ ) | Кайы | Qayı | Gaýy | сильный | Кречет ( сунгур ) | |
Баят (племя) | Баят ( بَياتْ ) | Баят | Баяда | Байят | богатый | Филин ( пуху ) | |
Алкаевли (племя) | Алкабёлюк ( اَلْقابُلُكْ ) | Алкаевли | Алкаевли | Agöýli | в белом корпусе | Пустельга обыкновенная ( küyenek ) | |
Караевли (племя) | Карабёлюк ( قَرَبُلُكْ ) | Караевли | Гараевли | Гараёили | черный корпус | Пустельга малая ( küyenek sarı ) | |
Языр (племя) | Язгыр ( ىَزْغِرْ ) | Языр | Языр | Лазырь | распространять | Мерлин ( турумтай ) | |
Дёгер | Тюгер ( تُوكَرْ ) / ( ثُكَرْ ) | Дёгер | Дёр | Тювер | собиратель | ? ( küçügen ) | |
Додурга | Тутырка ( تُوتِرْقا ) | Додурга | Додурка | Додурга | страна-победитель | ? ( кызыл карджигай ) | |
Япарлы (племя) | Япарлы | Япарлы | В ближайшее время | приятно пахнущий | ? | ||
Афшар (племя) | Афшар ( اَفْشارْ ) | Авшар, Афшар | Афшар | Овшар | послушный, подвижный | Орел Бонелли ( cura laçın ) | |
Кызык (племя) | Кызык | Qızıq | Гызык | запрещенный | Ястреб- тетеревятник ( çakır ) | ||
Бедили | Бегтили ( بَكْتِلى ) | Бедили | Быдили | Бегдили | уважаемый | Большая хохлатая поганка ( бахри ) | |
Каркин (племя) | Каркин, Каргын | Каркин | Гаркын | черная кожа | Ястреб- тетеревятник ( çakır ) | ||
Баяндур | Баюндур ( بايُنْدُرْ ) | Байындыр | Баяндур | Байындыр | богатая земля | Сапсан ( laçın ) | |
Печенег | Беченек ( بَجَنَكْ ) | Печенек | Печенек | Beçene | тот, кто делает | Евразийская сорока ( аля тоğунак ) | |
Чоудур | Шувальдар ( جُوَلْدَرْ ) | Чавулдур | Чавулдур | Owdur | известный | ? ( buğdayınık ) | |
Чепни (племя) | Epni ( جَبْني ) | Epni | Çəpni | Epni | тот, кто атакует врага | Птица Хума ( humay ) | |
Салур (племя) | Салгур ( سَلْغُرْ ) | Салур | Салур | Салыр | меч свингер | Беркут ( bürgüt ) | |
Ayrums | Эймюр ( اَيْمُرْ ) | Эймюр | Эймур | Эймир | быть хорошим | Евразийское хобби ( испери ) | |
Улаюнтлух (племя) | Улаюндлу ( اُوﻻيُنْدْلُغْ ) | Улаюндлуг | Алаюнтлук | Алайёнтли | с конем-пегой | Красноногий сокол ( yaalbay ) | |
Юрегир (племя) | Üregir ( اُرَكِرْ ) Юрегир ( يُرَكِرْ ) | Юрегир, Урегир | Юргир | Üregir | искатель заказов | ? бику | |
İdir (племя) | Игдир ( اِكْدِرْ ) | İdir | Игдыр | Игдыр | быть хорошим | Ястреб- тетеревятник ( karcıay ) | |
Büğdüz (племя) | Bügdüz ( بُكْدُزْ ) | Büğdüz | Bügdüz | Bügdüz | скромный | Сокол-балобан ( ителги ) | |
Йива | Ива ( اِڤـا ) Йива ( يِڤـا ) | Йива | Йива | Ywa | высокопоставленный | Ястреб- тетеревятник ( туйгун ) | |
Кыник (племя) | Кыник ( قِنِقْ ) | Кыник | Qınıq | Гынык | святой | Ястреб- тетеревятник ( cura karcığay ) |
О происхождении этнонима «огуз»
О происхождении этнонима «огуз» имеются различные мнения:
- Произошло от слова «уыз» («молочная основа»).
- От слова «ок» («стрела»).
- От слова «огиз» («вол»).
Исторические сведения об огузах
- В «письменах Культегина» говорится, что в обряде захоронения Культегина среди знатных представителей тюркоязычных племен участвовал и «главный хранитель печати огузского племени».
- 3 «письменах Культегина» есть слова «народ тогуз-огузов подчиняется мне», «Культегин находится среди огузов».
- Это доказывает: тюрки и огузы под властью Культегина находились в тесных добрососедских отношениях.
В летописном сказании «Огузнаме» повествуется о походах огузского кагана на запад.
Одно из ранних известий о существовании у огузов государства содержится в сочинении аль-Якуби (IX в.).
Литература
- Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
- Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
- Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
- Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
- Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
- А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
- Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
- В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
- Э. Бикерман. Государство Селевкидов
- Э. А. Менабде. Хеттское общество
- А. Кравчук. Закат Птолемеев
- Владимир Миронов. Древние цивилизации
- Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
- Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
- Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
- Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
- Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
- Ян Марек. По следам султанов и раджей
- Роман Светлов. Великие сражения Востока
- Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
- коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
- Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
- А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
- М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
- Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
- Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
- Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
- Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
- В. М. Запорожец. Сельджуки
- М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
- М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
- Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
- Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
- Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
- Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
- Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
- Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
- Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
- Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
- Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
- Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
- Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
- Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
- Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
- Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
- Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
- Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
- Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
- Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
- Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
- Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
- Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
- Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней
Легенда
Памятник Огужану в Ашхабаде
Согласно тюркской легенде, Огуз родился в Средней Азии в семье Кара-хана, вождя тюркского народа. Он заговорил, как только родился. Он перестал пить молоко матери после первого раза и попросил кумыс (алкогольный напиток, приготовленный из ферментированного конского молока) и мяса. После этого он сверхъестественно быстро вырос и всего за сорок дней стал молодым человеком. Во время его рождения земли тюркского народа были охвачены драконом по имени Киянт. Огуз вооружился и пошел убить дракона. Он устроил ловушку для дракона, повесив только что убитого оленя на дереве, затем убил великого дракона бронзовым копьем и отсек ему голову стальным мечом.
После того, как Огуз убил Киянта, он стал народным героем. Он сформировал особый отряд воинов из сорока сыновей сорока тюркских богов (лордов, вождей), объединив таким образом кланы. Но его китайская мачеха и сводный брат, который был наследником престола, были напуганы его властью и убедили Кара-хана, что Огуз планировал свергнуть его. Кара-хан решил убить Огуза на охоте. Огуз узнал об этом плане и вместо этого убил своего отца и стал ханом. Его мачеха и сводный брат бежали в китайские земли.
После того, как Огуз стал ханом , он сам ушел в степи , чтобы восхвалять и молиться Тенгри . Во время молитвы он увидел световой круг, исходящий с неба, в котором стояла сверхъестественно красивая девушка. Огуз влюбился в девушку и женился на ней. У него было трое сыновей, которых он назвал Гюн (Солнце), Ай (Луна) и Йылдыз (Звезда) (все по-турецки). Позже Огуз пошел на охоту и увидел внутри дерева другую завораживающую девушку. Он женился на ней также и имел еще трех сыновей, которых он назвал Гёк (Небо), Даг (Гора) и Дениз (Море) (по-турецки).
После того, как его сыновья родились, Огуз-хан устроил большую игрушку (пир) и пригласил всех своих просителей (господ). На пиру он отдал своим господам такой приказ:
Затем он отправил письма Королям Четырех Направлений, в которых говорилось: «Я хан турок. И я буду ханом четырех углов земли. Я хочу вашего послушания».
Алтун-хан (Золотой Хан), находившийся в правом углу земли, подчинился своему послушанию, но Урум ( Роман ), хан левого угла, не подчинился . Огуз объявил войну Урум-хану и двинул свою армию на запад. Однажды ночью большой волк с серой шерстью (который является аватаром Тенгри) вошел в его палатку в ауре света. Он сказал: «Огуз, ты хочешь выступить против Урума, я хочу выступить перед твоей армией». Итак, серый небесный волк шел впереди тюркской армии и руководил ею. Две армии сражались у реки Итил (Волга). Огуз-хан выиграл битву. Затем Огуз и его шесть сыновей провели походы в Туркестан , Индию, Иран, Египет, Ирак и Сирию, с серым волком в качестве проводника. Он стал Ханом Четырех Уголков Земли.
В преклонном возрасте Огузу приснился сон. Он позвал своих шестерых сыновей и отправил их на восток и запад. Его старшие сыновья нашли на востоке золотой лук. Его младшие сыновья нашли на западе три серебряные стрелы. Огуз-хан сломал золотой лук на три части и отдал их трем своим старшим сыновьям Гюн, Ай и Йылдыз. Он сказал: «Мои старшие сыновья, возьмите этот лук и стреляйте в небо стрелами, как из этого лука». Он дал три серебряные стрелы своим трем младшим сыновьям Гоку, Дагу и Денизу и сказал: «Мои младшие сыновья, возьмите эти серебряные стрелы. Лук стреляет стрелами, и вы должны быть подобны стреле». Затем он передал свои земли своим сыновьям, Бозокам (Серые Стрелы — старшие сыновья) и Усокам (Три Стрелы — младшие сыновья) на заключительном банкете. (Абу’л-Гази определяет символы родословной, печати тамги и онгонских духов-проводников птиц, а также определяет политическую иерархию и порядок рассадки этих сыновей и их 24 сыновей на банкетах) Затем он сказал:
Огузы в Х—XIII веках
В первой половине X века огузы проживали в степях Сырдарьи и в городах Караджук (ныне с. Карачик г. Туркестан), Фараб и Сайрам. Согласно географам Истахри, Ибн-Хавкалу и источнику «Худуд-ал-алем», огузская территория распространялась от Каспийского моря на западе и города Ургенч на юге до Бухары в Мавераннахре и города Сабран на востоке.
Огузские племена, как один из компонентов, участвовали в формировании казахов, татар, башкир, туркмен и др.» . Огузы насчитывали 22 племени, в том числе джувулдар, баят, язгыр и др. Известно, что один из районов Южно-Казахстанской области именуется Шаульдер, что свидетельствует о проживании там в прошлом огузов (чавульдер-чаудуры- джувулдар).
Среди казахских и туркменских родов есть много идентичных: тазлар, шихлар, тана керей (герей), сары, тохтамыс (тохтамыш). В этногенезе этих народов участвовали также племена карлуков и кипчаков. На историческую арену огузы вышли как восточные вассалы Хазарского каганата.[источник не указан 713 дней] Первым их «историческим деянием» стало вытеснение печенегов из Западного Казахстана в Донские степи в конце VIII века. Эта часть огузов стала известной на Руси под названием торки. Торки часто враждовали с племенным союзом буртасов. В XI веке их потревожили половцы и заставили мигрировать вслед за печенегами, которые были также одним из огузских племён. В «Повести временных лет» описано, что объединённые силы русских князей в 1060 году нанесли торкам сокрушительный удар. Судьба этих огузов оказалось недолговечной, поскольку им пришлось частично слиться с печенегами, впоследствии исчезнувшими, частично перейти под власть русских и быть ассимилированными.
Огузы постепенно завоевывали Иран, Византию и почти весь арабский мир, создав такие известные правящие династии как сельджукскую и османскую. Огузы нанимаются на военную службу к местным правителям Саманидам и Караханидам, однако, воспользовавшись ослаблением этих государств, поднимают мятежи и образовывают государство Сельджуков (с центром в Туркменистане). Сельджукиды, захватив практически весь Ближний Восток, оказываются самыми жизнеспособными.
По сообщению Ипатьевской летописи, в состав проживавших в Поросье чёрных клобуков входили торки, печенеги, берендеи и ковуи. Также по одному разу летопись упоминает турпеев (1150 г.) и каепичей (1160 г.).
Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты. Об одном из них летопись сообщает под 1121 годом: «В лѣто 6629. Прогна Володимеръ Береньдичи из Руси, а Торци и Печенѣзи сами бѣжаша».
Сыганак – заброшенная столица Казахского ханства
Примерно в 150 километрах от областного центра Кызылорды лежит в руинах один из самых известных и когда-то богатых городов региона. В записях персидских и арабских историков он появляется с X века под названиями Сунах, Сунаката, Сыгнак. Сыганак был политическим центром Ак орды, а в XV-XVI веках дважды становился столицей Казахского ханства. Благодаря тому, что город находился на стыке кочевой степной цивилизации и городской оседлой культуры, он все время своего существования был центром торговли. Казалось бы, все условия для развития и роста. Но процветание имеет и обратную сторону: Сыганак во все века становился желанным трофеем для захватчиков.
В XIII веке Сыганак оказался на пути татаро-монгольского нашествия на Среднюю Азию. За отказ сдаться войскам Чингисхана захватчики сравняли город с землей. Но уже через четверть века после тотального разрушения он отстроился вновь. К этому времени относятся многочисленные керамические артефакты: кувшины, светильники, хумы для хранения продуктов. В XIV веке здесь уже чеканили свою монету.
Захватывали город через полтора века и войска Тамерлана. Но жизнь вновь победила. В послемонгольский период Сыганак становился ставкой золотоордынских ханов. Среди его известных правителей – Тохтамыш, Улугбек и Абулхаир. И практически каждый приходил к власти с мечом в руках.
Жизнь здесь угасла лишь к середине XIX века. Агония некогда могучей столицы длилась с XVII столетия, когда город полностью уничтожили джунгарские войска. Сегодня Сыганак раскапывают и реставрируют. Когда археологи закончат свою работу, здесь будет музей под открытым небом.