Оглавление
Каткое содержание
В повести охвачен период истории, начиная с библейских времен и до 1117 года. Начинается повествование с времен Ноя. У Ноя было трое сыновей: Сим, Хам, Иафет. Ной разделил между ними землю. Иафет стал прародителем варягов, немцев, русов, шведов. Изначально все люди составляли единый народ, но после вавилонского столпотворения человечество поделилось на народы. Прародиной славян считалась территория по берегам реки Дунай, в районе Венгрии, Иллирии и Болгарии. Из-за нападения предков восточно-романских народов славяне вынуждены были переселиться. Часть славян ушла на Вислу, другая — к Днепру, к Двине и озеру Ильмень.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа «Повесть временных лет», краткий анализ 490 ₽ Реферат «Повесть временных лет», краткий анализ 270 ₽ Контрольная работа «Повесть временных лет», краткий анализ 230 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Это расселение происходило во время жизни апостола Андрея, в летописи упоминается о том, как он гостил у славян на озере Ильмень.
Вскоре был основан город Киев, он был так назван в честь князя Кия. Другими древними городами названы Новгород и Смоленск.
852 (6360 от сотворения мира) год – первая упомянутая дата в летописи. С этого момента начинает употребляться название Русская земля. Так же рассказывается о том, как русы впервые прибыли в Константинополь. Вскоре восточная Европа была поделена между варягами и хазарами. Варяги брали дань со словен, кривичей, веси, мери и чуди. Затем северные славяне призвали варягов для управления их племенами. Основателями русской земли считаются три брата варяга по имени Рюрик, Трувор, Синеус. Рюрик стал князем в Ладоге, Трувор в Изборске, а Синеус в Белоозере. Через некоторое время Рюрик стал править один на всей Русской земле. Он основал Новгород, так же поставил своих людей в Муроме, Полоцке и Ростове. В Киеве в это время было другое русско-варяжское государство, там правили варяги Аскольд и Дир.
В 882 году Олег, приемник Рюрика, захватил Киев, Смоленск и Любеч и таким образом объединил эти два государства.
В летописи описана смерть Олега от укуса змеи, после него государством начинает править Игорь. Он воевал с древлянами, печенегами и греками. Деньгами у русов были гривны. В то время русы были язычниками и поклонялись богу громовержцу Перуну.
Позже древляне убили Игоря, и править стала его жена Ольга, которая была регентом при своем сыне Святославе, после того как юноша вырос он унаследовал трон. Святослав воевал против вятичей, ясов, касогов, хазар и греков. Возвращаясь из похода, он попал в ловушку печенегов и погиб.
После Святослава на Руси начал править Ярополк. Во время правления этого князя было много междоусобиц. Ярополк погиб от рук своего брата Владимира. Владимир принял христианство.
После того как Владимир умер, к власти пришел Святополк. Позже он был свергнут своим братом Ярославом. После смерти Ярослава русское государств опять распадается. В Киеве правил Изяслав, в Чернигове Святослав, во Владимире Игорь, в Переславле Всеволод, в Тмутаракани Ростислав. В усобице верх одержал Всеволод. После смерти Всеволода Киевом стал править Святополк, а после него к власти пришёл Владимир Мономах.
Повесть временных лет кратко. Повесть временных лет
Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.
Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.
Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха ) и выписки из других летописей.
Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование — «Повесть времянных лет…»
История создания Повести временных лет
Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.
Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет — Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.
Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.
Жанр и особенности Повести временных лет
Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.
Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.
Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.
Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.
Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.
Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.
Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого , подвигах Никиты Кожемяки и других героев.
Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.
Таким образом, основу Повести временных лет составляют:
- Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
- Описание крещения Руси ;
- Описание жизни великих князей: Олега , Владимира , Ольги и других;
- Жития святых;
- Описание войн и военных походов.
Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.
Особенности летописания XI — XII веков
В летописании XII века представлены три традиции: новгородская, владимиро-суздальская и киевская. Восстановление первой происходит по I Новгородской летописи (младшего и старшего изводов), вторая восстанавливается по таким летописям, как: Радзивилловская, Лаврентьевская, а также летописи Переяславля Суздальского. Третья восстанавливается по Ипатьевской летописи, совместно с привлечением данных из Владимиро-Суздальского летописания.
Новгородское летописание представляется в нескольких сводах, первый в которых (относится к 1132 году) исследователями определяется как княжеский, а создание остальных происходило при архиепископе Новгородском.
Согласно предположению А. А. Гиппиуса, каждым архиепископом инициировалось создание собственного летописца, который содержал бы описание времени его святительства. Располагаясь друг за другом в строгой последовательности, летописцами образуется содержание новгородской летописи.
В качестве одного из первых вкладычных летописцев историками определяется доместик Антонисв, который принадлежит к Кириковскому монастырю. Под его авторством создана хронологическая работа «Учение им же ведати человеку числа всех лет».
Замечание 2
Летописая статья 1136 года, которая описывает восстание новгородцев против князя Всеволода-Гавриила, приводит некоторые хронологические факты, которые являются аналогичными тем, которые зачитывают в труде Кирика.
Одним из этапов летописания новгородского является 1180-е годы. Имя летописца также является известным. В статье от 1188 года приводится подробное описание кончины священника церкви святого Иакова Германа Вояты. Также описано, что он был служащим данной церкви на протяжении 45-ти лет.
Фактом является то, что за 45 дет до этого события, в статье от 1144 года события излагаются от первого лица. В работе, летописец указывает на то, что он был возведен в попы архиепископом.
Владимиро-суздальское летописание. Оно излагается в нескольких сводах, принадлежащих второй половине XII века, в которых, в качестве наиболее вероятных выступают два. В первом этапе владимирского летописания приводится изложение событий до 1177 года.
Текст данной летописи был составлен на основании информации, которые составлялась начиная с 1158 года еще во времена Андрея Боголюбского, однако их объединение в единый документ состоялось при Всеволоде III.
В качестве последнего события данной летописи выступает изложение о трагических событиях смерти Андрея Боголюбского, совместно с повествованием о противоборстве его младших братьев Всеволода и Махалки с племянниками Ярополком и Мстиславом Ростиславичами за право владения владимирским княжеством. В тексте содержится информация о сокрушительном поражении последних.
Замечание 3
Создание второго владимирского свода датируют 1193 годом, так как после данного года происходит обрыв повествования о погодных известиях. Историки выдвигают гипотезу о том, что сведения о конце XII века можно отнести к своду начала XIII века.
Киевское летописание представлено изложением Ипатьевской летописи, в которой было явно заметным воздействие северо-восточного летописания. Несмотря на это, исследователи могут выделить из Ипатьевской летописи как минимум два основных свода.
Первым является киевский свод, который был составлен во времена княжения Рюрика Ростиславича. Его повествование завершается событиями 1200 года, последним из которых является торжественная речи игумена киевского Выдубицкого монастыря Моисея, в которой содержатся благодарственные слова князю, который построил каменную ограду Выдубицкого монастыря. Автором свода 1200 года считают Моисея, который хотел возвеличить собственного князя.
Второй свод, который безошибочно определяется в Ипатьевской летописи, можно отнести к галицко-волынскому летописанию, относящемуся к концу XIII века.
Древнейшие русские летописные своды имеют очень высокое значение, а в контексте рассмотрения определенных событий – единственным источником событий Древней Руси.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
«Повесть временных лет» 1 глава «Так начнем повесть сию…»
Был потом. В живых осталось лишь семейство Ноя. Его три сына Сим, Хам и Иафет поделили землю на части и разошлись каждый по своим угодьям.
Сим пошёл на восток, Хам — на юг. Иафет занял северные и западные владения.
Население земли росло и преумножалось. Люди захотели построить башню до самого неба.
Языки их смешались. И рассеялся народ по всей обитаемой земле.
Потомки Иафета — славяне, они остановились на берегах реки Днепр.
Те, кто поселились в полях, стали называться поляне.
Те, кто в лесах — древляне.
В то время стало распространяться учение о Христе. Брат Петра Андрей проповедовал на берегах Черного моря.
Как-то раз он поплыл вверх по Днепру, чтобы добраться до Рима.
По пути он остановился в красивом месте, где поставил знак и помолился о благословении тех гор.
Он промолвил, что здесь будет великий город.
В народе полян жили три брата — Кий, Щек и Хорив. У них была сестра Лыбедь.
Они и построили на благословленном Андреем месте город Киев (в честь старшего брата).
Когда прошло уже не мало времени, а братья померли, к власти пришли хазары.
Они требовали от населения выплаты им дани. Поляне заплатили им дань мечами.
Хазаре удивились, для них это было знаком, что в будущем полянам другие народы будут платить дань.
852 год. То место стало называться Русской землей.
Много племен было в то время, между ними велись постоянно войны и междоусобицы. И устали народы воевать.
Решили они выбрать князя, который был бы общим для всех народов. И чтобы судить всех одинаково праведно.
Князем был выбран Рюрик, выходец из варягов.
Обосновался он в Новгороде.
Два его боярина — Аскольд и Дир пошли войной на греков. Но их ждало полное поражение.
Правитель Византии, промолившись всю ночь, на другой день созерцал сокрушительную бурю, в которой погибли все корабли противника. Лишь малая часть их вернулась домой, чудом уцелев.
879 год. Князь Рюрик умирает, а его власть передается Олегу (родственнику), потому что наследник сын Игорь еще мал.
Поэтому Олег должен был временно исполнять обязанности князя до взросления сына Рюрика.
Олег переехал в Киев и назвал этот город столицей.
Он стал собирать дань со многих народов, строил города, покорил Царьград.
Так как он везде побеждал, то его прозвали Вещим.
Хотя жизнь у князя Олега была мирна и спокойна, но он всегда помнил, что ему было предречено, что он погибнет от любимого коня.
Поэтому он велел не приводить к нему коня. И вот уж время прошло, и конь давно умер.
Олег только посмеиваться стал над пророчеством. Он даже специально пнул череп мертвого своего любимого коня.
Как вдруг из черепа выползла ядовитая змея и укусила Олега.
После этого Олег умер.
913 год. Игорь начал своё княжение. Древляне не стали слушаться его, но князь наложил на них ещё больший размер дани, выступив на них с войском.
Затем Игорь решил пойти на Византию, но проиграл сражение. Тогда Игорь укрепил свой флот и снова решил пойти в сражение.
Мощь войск Игоря произвела на Византийского царя большое впечатление, что он предложил Игорю богатую дань.
Игорь посоветовался со своими боярами и принял от Византийского царя дань. Но ему показалось, что этого маловато.
Вдобавок он даже хотел с древлян взять ещё дани, но те решили воспротивиться и убили князя.
Князь Игорь оставил после своей смерти жену Ольгу и маленького сына Святослава.
Древляне решили выдать вдову замуж за своего князя. но Ольга в гневе пошла на месть за мужа и уничтожила тех, кто убил её Игоря.
Начало княжения Ярослава в Киеве
В течение долгих трех месяцев два брата располагались по обеим сторонам Днепра.
Они все никак не решались выступать.
И вот в один день, когда Святополк со своей дружиной были в запое, Ярослав перебрался на их сторону и началась кровопролитная схватка.
Ярослав был на высоте, а Святополк, почувствовав свое поражение, убежал в Польшу.
Он долго не мог успокоиться своим поражением. Тогда он подговаривает Болеслава и поляков и выступает против Ярослава.
Теперь вся сила и победа на стороне Святополка, а Ярослав бежит в Новгород.
Через какое-то время уже Ярослав собирает войско и выступает в ответном бою.
Святополк теперь бежит к печенегам.
Ярослав становится отцом Владимира и наслаждается спокойствием в семье.
Но покой нарушает Мстислав, успокоить которого удалось лишь выделив ему часть земель по Днепру.
Ярослав становится отцом в третий раз. У него появляется на свет сын Святослав.
А затем четвертый сын Всеволод.
Когда Мстислав умирает, Ярослав становится полноправным властителем.
В годы его правления христианство расширяется, строятся многочисленные церкви и монастыри.
Ярослав дал волю развитию книжному чтению.
Перед смертью он завел серьёзный разговор с сыновьями, советуя им жить в мире друг с другом.
Он разделил между ними города и велел не нарушать границ своих владений.
Ярослав был похоронен в Киеве.
Поучение
Владимир Мономах решил составить грамоту. Некое послание для потомков. Если кому-то не понравится сие чтение, просьба не глумиться над стариком. Смысл его заключался в том, чтобы творить добрые дела, не соревноваться с хитрыми и лукавыми, не завидовать творящим беззаконие. Лишь кроткие по характеру люди унаследуют землю и насладятся миром. Господь накажет тех, кто замышляет плохое и накажет их, зная, что настанет день и все вернется грешному. Надо всегда помогать тому, кто нуждается в помощи. Давать милостыню просящим и не ждать ничего взамен. Душа человека должна быть чистой и непорочной. Тело худым, беседа кроткой. Строго следовать слову Господне. Ни лениться, не суетиться. Не забывать благодарить бога за каждый прожитый день. Молиться перед сном. Только так можно победить дьявола. Не убивать ни праведного, ни виновного. Не клясться, ни креститься без нужды. Старых чтить, как отца. Молодых, как братьев своих. Не забывать больных. Навещать их как можно чаще. Провожать покойника, ибо все смертны. Каждому, проходящему мимо, говорить доброе слово напутствия. Любить жену, но не давать ей власти над собою. Превыше всего иметь страх Божий. Если все послание не удастся запомнить, то надо стараться как можно чаще просто перечитывать его. Хорошее не забывать, чего не умеешь, учиться.
Начало княжения Изяслава в Киеве
После смерти Ярослава было «знаменье на западе, звезда великая, с лучами как бы кровавыми», предвещавшая многочисленные войны. Так и случилось, и с тех пор «были усобицы многие и нашествие поганых на Русскую землю».
В 1068 году прибыло огромное войско половцев. Изяслав с братьями вышли ему навстречу, однако были вынуждены в страхе бежать. Киевляне решили еще раз дать отпор половцам, но Изяслав их не послушал. Его подданные подняли бунт, и князь был вынужден покинуть Киев. Когда же он вернулся с войском, то жестоко наказал зачинщиков бунта и полностью восстановил свою власть.
Изяслав был убит в 1078 году.
О расправах с волхвами. 1071 г.
«Однажды во время неурожая в Ростовской области» в 1071 году явились два волхва, заявившие, будто знают, по чьей вине нет хлеба. Они принялись путешествовать по волостям и обвинять в голоде зажиточных женщин, которые якобы утаивали еду. Обманом они внушали голодающим людям вину этих несчастных, после чего женщин убивали, а все их имущество волхвы присваивали себе.
Пришли волхвы и на Белоозеро. Их сопровождали уже три сотни человек. Тогда с жителей этого места брал дань Ян Вышатич, который являлся воеводой князя Киева. Яну стало известно, что волхвами прикидывались смерды князя. Он отправил приказ людям, которые следовали за волхвами, чтобы они выдали их. Однако те не послущали его. Тогда он сам направился к ним, взяв с собой двенадцать дружинников. Люди были готовы напасть на воеводу в любой момент, поэтому он смог приблизиться к ним только с топориком. Навстречу ему вышли три человека и велели ему не ходить дальше. Ян дал приказ убить их и подошел к остальным. Они кинулись на воеводу, замахнувшись на него топором, однако он нанес удар быстрее и приказал дружинникам убить остальных. Люди побежали прочь и убили при этом попа Яна. Воевода вошел в город и заявил жителям, что если не схватить волхвов, они долго не уйдут отсюда. Жители схватили волхвов и привели их к воеводе.
Он устроил допрос волхвам. Спросил для чего они погубили такое количество людей. Те ответили, что убивали тех, кто скрывал от других еду в собственном теле. Убив их всех, можно будет вернуть урожай. И предложили продемонстрировать достоверность собственных заявлений. Ян сказал им, что в теле человеческом содержались лишь кости, жилы кровь. Волхвы заявляли, что лишь им известно, как был сотворен человеческий организм. По их словам, человека сотворил дьявол из тряпки, а Бог вложил в него душу. Воевода спросил, как зовут их Бога. Те ответили – антихрист, который находился в бездне. Ян сказал им, что это не Бог, а бес, которого Бог прогнал с небес. Он сообщил волхвам, что убьет их. Те заявили, что это может сделать только князь. Об этом им якобы сообщили боги. Однако их избили, выдрали бороды, вставили кляпы, привязали к борту корабля и пустили его по реке.
Ян спросил у пленников, о чем им говорили боги. Те отвечали, что боги им сообщили о гибели от рук Яна. Они стали обещать воеводе, что если освободит их, то получит большое количество добра. А если нет, то, наоборот, много горя. Ян же утверждал, что если отпустит их, то Бог его накажет, а если убьет, то получит от него награду. Находящимся рядом он предложил отомстить волхвам за убитых родственников. Волхвов убили и повесили на дубе. Затем их тела съел медведь.
Очередной волхв появился в Новгороде. Он уверял, что обладает даром предвидения и ругал христианство. Он обещал пройти по воде, как по земле. Ему поверили, началась смута, решили убить епископа. Тот одел ризу, взял крест, вышел и сказал, чтобы верующие в Бога шли за крестом, а те, кто верил волхву, отправлялись за ним. Князь Новгорода с дружиной примкнули к епископу. Остальные жители пошли к волхву. Князь спрятал топор под плащ, пришел к волхву и спросил у него о событиях, которые произойдут в течение сегодняшнего дня. Тот похвалился, что может предвидеть все. Тогда князь поинтересовался у него, что произойдет прямо сейчас. Волхв сказал в ответ, что будет творить чудеса. Князь топором зарубил волхва и люди разошлись.
Об убиении Бориса
Одной смерти Святополку показалось мало. Следующей жертвой должен стать другой его брат, Глеб. Обманом заманил он его к себе, сославшись на болезнь отца. Услышав о том, что отец захворал и дни его сочтены, Глеб не раздумывал ни минуты. Он седлает коня и мчится со своею дружиной, боясь опоздать и не успеть попрощаться. Посланные Святополка захватили корабль Глеба, а его самого зарезали, как ягненка. Глеба похоронили рядом с Борисом. Возрадовался убийца злодеяниям своим. Загордился собой. Решив на этом не останавливаться, Святополк задумал уничтожить всех братьев, чтобы в одиночку владеть русскою землей.
Ярослав, узнав о злостных деяниях брата — разгневался. Печальные вести сыпались на него одна за другой. Смерть братьев, отца, воинов из дружины и всему виной один человек, его брат. Ярослав собирает войско и идет на Святополка. Услышав, что брат идет на него войной, Святополк собирает бесчисленное количество воинов и выходит с ними на берег Днепра, противоположный тому на котором был Ярослав.
Славяне
Во времена Ноя, его дети Хам, Сим и Иафет после гибели отца, решают поделить Землю. Северной и Западной частью стал править Иафет, Южной часть досталась среднему брату Хаму, а на Востоке обосновался младший Сим. Позднее, когда Господь обозлился и разрушил башню Вавилона, весь человеческий люд рассыпался по всей Земле. Образовались разные народности, одной из них были славяне, заселившие территорию Иафета. Затем они перекочевали к берегам Дуная, а после расселились близ Днепра. В зависимости от места жительства славян, их прозвали деревлянами, это те, кто проживал в лесах, и полянами, соответственно живших в поле. Нестор описал характеры и тех, и других народов. Поляне были скромными и спокойными жителями, а деревляне жестокими и безжалостными разбойниками.
История создания
В науке монах Нестор признается основным автором летописи, хотя было доказано, что произведение имеет нескольких авторов. Однако именно Нестора нарекли первым на Руси летописцем.
Есть несколько теорий, объясняющих, когда написали летопись:
- Написана в Киеве. Дата написания – 1037 год, автор Нестор. За основу взяты фольклорные произведения. Неоднократно переписывалась различными монахами и самим Нестором.
- Дата написания – 1110 год.
До наших дней дошел один из вариантов произведения, Лаврентьевская летопись – копия Повести временных лет, исполненная монахом Лаврентием. Изначальная редакция, к сожалению, утрачена.
Повесть временных лет
Повесть временных лет – древнерусская летопись, созданная в начале 12 века. Повесть представляет собой сочинение, которое рассказывает о событиях, произошедших и происходящих на Руси в тот период.
Повесть временных лет была составлена в Киеве, позднее переписывалась несколько раз, однако была не сильно изменена. Летопись охватывает период с библейских времен вплоть до 1137 года, датированные статьи начинаются с 852 года.
Все датированные статьи представляют собой сочинения, начинающееся со слов «В лето такое-то…», что означает, что записи в летопись добавлялись каждый год и рассказывали о произошедших событиях. Одна статья на один год. Это отличает Повесть временных лет от всех хроник, которые велись до этого. Текст летописи также содержит сказания, фольклорные рассказы, копии документов (например, поучения Владимира Мономаха) и выписки из других летописей.
Свое название повесть получила благодаря своей первой фразе, открывающей повествование — «Повесть времянных лет…»
История создания Повести временных лет
Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.
Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет — Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.
Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.
Жанр и особенности Повести временных лет
Жанр Повести временных лет определяется специалистами как исторический, однако ученые утверждают, что летопись не является ни художественным произведением, ни историческим в полном смысле этого слова.
Отличительная особенность летописи в том, что она не истолковывает события, а лишь рассказывает о них. Отношение автора или переписчика ко всему, о чем рассказывается в летописи определялось лишь наличием Божьей Воли, которая и определяет все. Причинно-следственные связи и интерпретация с точки зрения других позиций была неинтересна и не включалась в летопись.
Повесть Временных лет имела открытый жанр, то есть могла состоять из совершенно разных частей – начиная от народных сказаний и заканчивая записками о погоде.
Летопись в древние времена имела также юридическое значение, как свод документов и законов.
Содержание Повести временных лет
Изначальная цель написания Повести временных лет – исследование и объяснение происхождения русского народа, происхождение княжеской власти и описание распространения христианства на Руси.
Начало повести временных лет – рассказ о появлении славян. Русские представляются летописцем, как потомки Иафета, одного из сыновей Ноя. В самом начале повествования приведены рассказы, повествующие о жизни восточнославянских племен: о князьях, о призвании Рюрика, Трувора и Синеуса для княженья и о становлении династии Рюриковичей на Руси.
Основную часть содержания летописи составляют описания войн, легенды о временах правления Ярослава Мудрого, подвигах Никиты Кожемяки и других героев.
Заключительная часть состоит из описаний сражений и княжеских некрологов.
Таким образом, основу Повести временных лет составляют:
- Предания о расселении славян, призвании варяг и становлении Руси;
- Описание крещения Руси;
- Описание жизни великих князей: Олега, Владимира, Ольги и других;
- Жития святых;
- Описание войн и военных походов.
Значение Повести временных лет трудно переоценить – именно она стала первым документов, в котором была записана история Киевской Руси с самого ее становления. Летопись позднее послужила основным источником знаний для последующих исторических описаний и исследований. Кроме того, благодаря открытому жанру, Повесть временных лет имеет высокое значение, как культурный и литературный памятник.
Начало княженья Владимира, сына Всеволодова
Встречали Владимира в Киеве со всеми подобающими почестями. Занял он стол отца своего и деда. Все люди были рады этому событию. Половцы, прослышав о кончине Святополка, двинулись к Выру. Владимир, собрав сыновей и племянников, двинулся туда же. К нему присоединился Олег. Половцы в страхе бежали. Своих сыновей Владимир рассадил по разным городам. Одного в Переяславле, другого в Смоленске. Святослава после смерти похоронили в Переяславле, где он правил последнее время. Русские князья, братья по крови, Владимир, Давыд и Олег собрались для обсуждения серьезного вопроса. Решили они перенести мощи Бориса и Глеба в церковь каменную, возведенную ими в знак памяти им. Сначала освятили церковь, а уже потом перенесли туда тела. Много народу собралось в тот день. После отпевания был накрыт огромный стол. Три дня ели нищие и странники, случайно оказавшиеся в этих местах.
И снова знамение показало, что быть беде. Умирает Олег Святославович. Владимир строит мост через Днепр.
Славяне
Во времена Ноя, его дети Хам, Сим и Иафет после гибели отца, решают поделить Землю. Северной и Западной частью стал править Иафет, Южной часть досталась среднему брату Хаму, а на Востоке обосновался младший Сим. Позднее, когда Господь обозлился и разрушил башню Вавилона, весь человеческий люд рассыпался по всей Земле. Образовались разные народности, одной из них были славяне, заселившие территорию Иафета. Затем они перекочевали к берегам Дуная, а после расселились близ Днепра. В зависимости от места жительства славян, их прозвали деревлянами, это те, кто проживал в лесах, и полянами, соответственно живших в поле. Нестор описал характеры и тех, и других народов. Поляне были скромными и спокойными жителями, а деревляне жестокими и безжалостными разбойниками.
История создания Повести временных лет
Автором идеи Повести временных лет считается монах Нестор, живший и работавший на рубеже 11 и 12 веков в Киево-Печерском монастыре. Несмотря на то, что имя автора появляется только в более поздних копиях летописи, именно монах Нестор считается первым летописцем на Руси, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью.
Самый древний вариант летописного свода, дошедший до современности, датирован 14 веком и является копией, сделанной монахом Лаврентием (Лаврентьевская летопись). Изначальная редакция создателя Повести временных лет — Нестора утрачена, сегодня существуют только доработанные версии от разных переписчиков и поздних составителей.
Сегодня существует несколько теорий относительно истории создания «Повести временных лет». Согласно одной из них, летопись была написала Нестором в Киеве в 1037 году. Основой для нее послужили древние предания, народные песни, документы, устные рассказы и документы, сохранившиеся в монастырях. После написания эта первая редакция несколько раз переписывалась и перерабатывалась разными монахами, в том числе самим Нестором, который добавил в нее элементы христианской идеологии. Согласно другим сведениям, летопись была написана гораздо позже, в 1110 году.
«Так начнем повесть сию…»
После великого потопа и смерти Ноя перед его сыновьями встал вопрос, как разделить земли, чтобы никого не обидеть. В результате раздела Хам стал владельцем земель на юге. Симу отошел восток. Иафету достались земли северные и запад. Братья условились между собой никогда не вступать в долю друг друга, живя каждый в своей части. Человечество на тот момент было единым. Их численность увеличивалась. Тогда было решено построить столп до неба, и возле него возвести Вавилон. Сорок лет его строили, но так и не достроили. Бог спустился на землю оценить строительство и остался недоволен. Он разрушил столп, смешал и разделил людей на 72 народа, раскидав их по матушке земле. От одного из них получились славяне, поселившись на землях потомков Иафета. Многие из них осели на Дунае и Днепре. Каждый из народов назывался по имени того места, где оседал. Поляне жили на полянах. Это был стыдливый, тихий и кроткий народ, сохранивший обычаи отцов. Древляне, живущие в лесной чаще были подобны диким зверям. Для них не было ничего святого. Делали что хотели. Убивали своих, ели нечистое, семей не заводили, но при желании могли умыкнуть чужую девицу. Точно так же себя вели половцы.
Святой Андрей отправляется вверх по течению Днепра. По дороге видит сказочно красивое место. Он сказал ученикам, что здесь будет возведен великий город. Позже здесь появится город Киев, названный в честь Кия, одного из полян. После его смерти власть перешла хазарам, требующим платить подать. Тогда поляне дают с каждого дома по мечу. Старейшины удивлены. Они предрекают полянам, что в скором времени дань будут собирать они.
В 1852 году впервые появляется название «Русская земля». Устав от постоянного противостояния, племена решили выбрать общего князя. Им стал Рюрик, обосновавшийся в Новгороде. Два боярина Рюрика, Аскольд и Гир, подмяли под себя Киев, оставшийся без правителя. Поход бояр на Византию окончился полным поражением. Спастись удалось единицам.
После смерти Рюрика княжество перешло к Олегу, его родственнику. Он выселяет из Киева Аскольда и Гира, а сам занимает их место. Киев становится столицей земли русской. Олег возводит новые города, взимает дань с племен, завоевывает земли. Покорив Царьград получает прозвище Вещий. Укус ядовитой змеи лишает его жизни. Власть переходит Игорю. Народ не признает нового правителя. Тогда он идет на древлян и налагает на них еще большую дань. Поход на Царьград окончился полным провалом. Укрепив флот, Игорь идет на Византию, уверенный в победе. Византийский царь предлагает Игорю дань. Князь соглашается, но ему показалось этого недостаточно. Он возвращается к древлянам, чтобы собрать с них еще, вызвав гнев и ненависть к себе. Игоря убивают.
После его смерти, Ольга возвращается в Киев, чтобы отомстить убийцам мужа. Молодая вдова завидная партия для повторного замужества. Древляне, убившие Игоря из-за его жадности и алчности, засылают к ней сватов. Ольга была хитра и коварна. Она устроила ловушку для них. После этого, собрав войско, двинулась на древлян с единственной целью разнести их в пух и прах.