Краткое содержание «повесть о разорении рязани батыем»

Оглавление

Вступление

(взято тут)

Точнее всего история разгрома Рязани изложена в Новгородской первой летописи, куда она попала, как было доказано Д. С. Лихачевым, из недошедшей до нас Рязанской летописи. Но в Повести исторический факт взятия столицы Рязанского княжества стал основой литературного произведения, подчиненного четкому идейно-художественному замыслу автора (как и поход Игоря Святославича на половцев в 1185 г. в «Слове о полку Игореве»). Нашествие монголо-татар воспринималось современниками как конец света, как «великая конечная погибель» (ср. «Повесть о битве на Калке», «Слово о погибели Русской земли», «Слова» Серапиона Владимирского). В Повести, созданной, по наблюдению Н. С. Демковой, на основе структуры «летописной повести» (изложение обстоятельств смерти князя, плач по нему, погребение, похвала умершему), описавшей гибель Рязани и рода рязанских князей, включившей плач по ним, рассказ о погребении и Похвалу роду рязанских князей (начинающуюся со слов «Сии бо государи…»), главной идее — идее «великой конечной погибели» подчинен исторический материал. Действия рязанских князей в Повести изображены соответствующими идеальному представлению автора о том, как должно сражаться за Русь. Если в летописях сообщается, что князья бились в осаде, то в тексте памятника рассказано о том, что они как равные выступили навстречу «велицей силе» Батыя, что подтверждает наблюдение Д. С. Лихачева о том, что «русское понятие о храбрости — это удаль…, это храбрость, умноженная на простор для выявления этой храбрости. Нельзя быть удалым, храбро отсиживаясь в укрепленном месте» (Лихачев Д. С. Заметки о русском. М., 1981, с. 9). Описание битвы рязанцев словно раскрывает слова Похвалы «паче меры храбры».

В Повести монголо-татары стали победителями не потому, что победили рязанцев, а потому, что их противников не осталось в живых. Федор Юрьевич, посланный к Батыю с дарами, был убит, отказав царю в праве победителя. Гибель Евпраксии с сыном — не только рассказ о супружеской любви, но и подтверждение этого отказа. Невозможность оставаться в живых побежденным подвигла Евпатия с дружиной в 1700 человек напасть на станы Батыя. Темой, соединившей воедино все эпизоды Повести, является тема смерти. В рефрене «вси равно умроша и едину чашу смертную пиша. Ни един от них возратися вспять, но вси вкупе мертви лежаша», который читается в Повести трижды (после описания гибели князей с дружиной; после гибели Рязани; в авторском плаче над погибшими дружинами), главным является образ «единой смертной чаши» для всех: князей, священников, народа. С этим связана основная эмоциональная тональность произведения: появление в тексте плачей. Их 7: над телом Федора плакал Апоница; об убитом Федоре плакал «весь град на мног час»; «в горести души своея» над Рязанской землей, а потом и Рязанью плакал Евпатий Коловрат; над пепелищем и убитыми братьями плакал Ингварь Ингоревич; можно говорить и об авторском плаче в Повести.

Публицистичность звучания, эмоциональность плачей, общность художественных приемов и, наконец, основная идея сближают Повесть с литературой 1270-х гт. Допущенные исторические неточности могут быть объяснены не эпической отдаленностъю, а художественными задачами автора (так, например, гибель Олега Красного — по Повести, — первого русского князя, погибшего за веру — окружает ореолом святости всех рязанских князей) или публицистическими целями (возможно, борьба за Муром и Коломну с Московским княжеством сделала необходимым для автора присутствие в братском войске князей Давыда Муромского и Глеба Коломенского).

Повесть оказала влияние на многие памятники древнерусской литературы («Задонщину», «Сказание о Мамаевом побоище», «Повесть о взятии Царьграда турками» Нестора-Искандера, «Повесть о нашествии Тохтамыша» и др.).

Битва Евпатия Коловрата

Один из рязанских бояр, Евпатий Коловрат, был в то время в Чернигове с князем Ингварем Ингваревичем. Услыхав о захвате княжества, он с небольшой дружиной приехал на рязанскую землю. Увидев опустошение и разорение, убитых князей и горожан, он собрал дружину в 1700 человек и помчался вслед за врагами, нагнал татар и неожиданно напал на их станы.

Русские воины бились так мужественно и отчаянно, что татарские полки смешались и даже сам царь испугался. Татарам с трудом удалось взять в плен 5 человек, которые были тяжело ранены. Батый спросил, кто они и зачем нападают на его войско. Русские ответили, что они с земли рязанской и пришли мстить за своих убитых братьев. Тогда родственник царя Хостоврул пообещал, что захватит Евпатия живьем, и выступил на него с татарскими полками. Он схватился с русским богатырем, но тот рассек его мечом до седла. Коловрат убил множество вражеских воинов, его никак не могли сразить.

Татары стали бить по нему из осадных орудий, лишь тогда удалось его убить. Тело Коловрата принесли к Батыю. Тот подивился силе и удали русских воинов, а про Евпатия сказал следующие слова: «Если бы такой вот служил у меня, держал бы его у самого сердца своего». Затем хан приказал отпустить захваченных в плен русских и отдать им тело богатыря.

В это время Ингварь Ингваревич, брат убитого князя, был в Чернигове. Услышав о нападении на Рязанское княжество, он поспешил на помощь, но было уже слишком поздно. Он увидел разоренный город, горы трупов на улице, убитых братьев и мать. Ингварь Ингваревич горько оплакал мертвых и велел их похоронить. Всех князей и родственников он с почетом предал земле. К после этого Ингварь Ингваревич занял Рязанский престол, собрал людей и заново отстроил город.

Литературный памятник показывает, как важно единение перед лицом общего врага. В нем также прослеживаются мотивы раздоров и преступлений:

  • Владимирский князь не пришел на помощь Рязани, желая сразиться с Батыем в одиночку. Это ему не удалось и Владимир также был разрушен.
  • Среди рязанской знати нашелся предатель, рассказавший хану о красоте Рязанской княгини.

Полностью прочитать сказание можно онлайн в интернете. В произведении дается представление о том, как нужно любить и защищать родину. Храброе рязанское войско идет в неравный бой с врагом, предпочитая смерть позору.

Предыстория

(Из материалов Виктора Воскобойникова https://www.russian.kiev.ua/material.php?id=11607534) Батый был любимым внуком великого Чингисхана и прямым наследником его старшего сына Дягучи. Последний появился на земле Руси, выполняя обязательства своего отца. Чингисхан в 1224 году (за три года до своей смерти) поручил своим сыновьям дальнейшую реализацию своей мечты – покорение мира. Отец Батыя должен был покорить куманов (половцев) в Кипчацкой степи, Хиву, часть Кавказа, Крым и Древнекиевскую Русь, но не сделал это. Поэтому «случайно» в 1227 году (за несколько месяцев до смерти Чингисхана) «упал» на охоте с коня и сломал себе позвоночник (согласно Яссам Чингисхана (свод коротких законов) монгол не проливает кровь монгола, но позвоночники друг другу они ломали часто).

На курултаях (съездах) 1229 и 1235 гг. было решено отправить большое войско для покорения новых пространств к северу от Каспийского и Черного морей.Монгольские воины Батыя Верховный хан Оготай поручил руководство этим походом Батыю. С ним шли Орду, Шибан, Тангкут, Кадан, Бури и Пайдар (прямые потомки Чингисхана) и лучшие полководцы Субутай и Багатур. В этом стратегическом походе татаро-монгольские войска после разгрома Древнекиевской Руси, идя вслед за куманами (половцами), покорили и часть Западной Европы. Начав с Венгрии, куда ушли половецкие орды, а затем покорили и ограбили Польшу, Чехию, Моравию, Боснию, Сербию, Болгарию, Хорватию и Далмацию.

Основные события нашествия войск Батыя:
1237-1240 — завоевание монголами Руси 1237 — завоевание Рязанской земли февраль 1238 — разгром Владимирского княжества март 1238 — поход Батыя на Великий Новгород март 1238 — оборона г. Козельска 1239–1242 — второй поход Батыя на Русь 1240 — завоевание г. Киева весна 1241 г. — поход Батыя в Европу.

Русские воины

Покорение Руси было очень трудным из-за большого количества городов. «Повесть Временных Лет» называет для IX – X в.в. более двадцати городов, для XI в – 64, в XII – 134, а ко времени нашествия Батыя — 271 город. Этот перечень неполон, так как в летописи города упоминались только в связи с какими-либо важными событиями, политическими или военными. По некоторым данным, городов было около 414.

Поэтому татаро-монгольские войска проявляли такую звериную жестокость при захвате первых нескольких десятков городов, чтобы остальные под воздействием страха быть уничтоженными покорились добровольно. Этот стратегический замысел Батыя сработал.

После разрушения монгольскими войсками под предводительством, избранного в 1235 году начальником похода, Батыя столицы Волжской Булгарии города Булгар, победы над половцами и поволжскими народами, монголы стали готовиться к вторжению на Северо-Восточную Русь. Пограничным со степью было Рязанское княжество.

Повесть о разорении Рязани Батыем

Через два года после перенесения иконы Николы Чудотворца, на Русь приходит безбожный царь Батый. Он становится со своим войском на реке Воронеже около Рязани. Батый посылает послов к рязанскому князю Юрию Ингоревичу, предлагая следующие условия: рязанский князь сразу же отдаст по десятой части всего — земли, людей, богатств. Юрий Ингоревич просит военной помощи у великого князя владимирского Георгия Всеволодовича. Георгий Всеволодович отказывается помочь, желая воевать с Батыем самостоятельно. Тогда Юрий Ингоревич созывает князей — своих ближайших соседей и родственников на совет, что же предпринять.

Продолжение после рекламы:

Рязанский князь посылает к Батыю своего сына Федора Юрьевича с дарами и просьбой не нападать на Рязанскую землю. Безбожный царь Батый был «льстив и немилостив». Приняв дары, он лживо обещает не нападать на Рязань, но при этом не оставляет своего намерения, более того, желает, чтобы рязанцы привели к нему «на блуд» жён и дочерей. Узнав от одного предателя, рязанского вельможи, что у самого Федора Юрьевича есть красавица жена, Батый обращается к нему с таким «предложением». Князь Федор Юрьевич отказывает Батыю, за что тот повелевает убить его и бросить тело князя на растерзание диким зверям и птицам.

Только одному слуге из свиты Федора Юрьевича удаётся скрыться от Батыя. Он-то и приносит страшную весть о гибели князя в Рязань. Услышав это, княгиня Евпраксия, жена Федора Юрьевича, бросается из окна высокого терема вместе со своим маленьким сыном Иваном Федоровичем. Княгиня и малолетний князь «заразися» до смерти. С тех пор икона Николы Чудотворца, находящаяся в Рязани, называется иконой Николы Заразского. Много часов стоит по всему городу плач.

Брифли существует благодаря рекламе:

«Отдохнув от плача», Юрий Ингоревич собирает своё войско. В битве с Батыем погибают многие князья. Тяжело ранят князя Олега Ингоревича. Увидев его, изнемогающего от ран, Батый предлагает ему перейти на свою сторону, а за это Батый прикажет его вылечить. Олег отказывается, за что хан приказывает разрубить его на куски.

Подойдя к городу, войско Батыя обступает его, и начинается непрерывная пятидневная битва. Причём если татарские воины сменяются, то жители Рязани бьются бессменно. Сражение заканчивается падением Рязани. Заняв Рязань, татары грабят и убивают жителей города. Так, они совершают великое святотатство — убивают в церкви княгиню Агрипину, мать великого князя, других княгинь и княжон, находившихся с ней, а также епископа и священников.

В это время брат рязанского князя Юрия Ингоревича Ингварь Ингоревич находится в Чернигове, вместе с ним — рязанский вельможа Евпатий Коловрат. Они спешат на помощь Рязани, но прибывают уже после её разорения. Евпатий собирает дружину и идёт сражаться с татарами. Он внезапно нападает на войско Батыя и «сечёт их без милости» так, что «мечи тупятся». Татары поражены храбростью и удалью русских и, в частности, доблестью Евпатия Коловрата. Шурин Батыя Хостоврул хвастает, что захватит Евпатия и русских дружинников живыми. Евпатий и Хостоврул сходятся в поединке, в котором русский богатырь рассекает Батыева шурина пополам «до седла». Татарам всё-таки удаётся убить Евпатия Коловрата, но они боятся его даже мёртвого. Автор указывает, что татары испытывают уважение к русским храбрецам, а царь Батый говорит: «Если бы у меня служил такой человек, то я бы его к себе приблизил».

Ингварь Ингоревич в это время оплакивает своих братьев, мать и родственников. Он приказывает найти трупы Юрия Ингоревича, Олега Ингоревича и других братьев, а также Федора Юрьевича, его жены и сына и хоронит их с христианскими почестями. Ингварь Ингоревич становится рязанским князем, а затем «обновляет» землю Рязанскую: строит заново церкви, монастыри, собирает людей. Автор заканчивает «Повесть…» так: «И стала христианам радость, ибо избавил их Бог крепкою рукою своею от безбожного царя Батыя».

Храбрая дружина Евпатия Коловрата

Ингварь Ингваревич, брат рязанского князя, в это время находится в Чернигове, и Евпатий Коловрат, рязанский вельможа, вместе с ним. Они отправляются на помощь жителям Рязани, однако прибывают поздно, когда город был уже разорен. Евпатий решает собрать войско и сразиться с татарами. Он нападает на Батыя внезапно и сражается так, что «мечи тупятся». Удаль и храбрость русских, в частности Евпатия Коловрата, поражают врага. Хостоврул, шурин Батыя, хвастает, что возьмет живым Евпатия вместе с его дружинниками. В поединке сходятся Коловрат и Хостоврул. Русский богатырь «до седла» рассекает пополам шурина Батыя. Татарам, однако, удается убить Коловрата. Но даже мертвого Евпатия они боятся. Автор отмечает, что враги испытывают к русским храбрецам уважение. А Батый говорит, что если бы такой человек, как Коловрат, служил у него, он бы приблизил его к себе.

Нашествие Батыя на Русь. Взятие и разорение Батыем Рязани

(Из материалов книги «Рязанская история в лицах», А.Ф. Агарев, В.П. Курышкин
Рязань: Русское слово, 2012 г.)

Русские князья никаких оборонительных мер не предпринимали. За долгие годы борьбы с кочевниками они привыкли, что те нападают либо с началом весны, либо осенью. Нападения зимой они никак не ожидали. Никто не смог оценить размеры опасности, нависшей над страной.
Рязанское княжество оказалось первым на пути монголов, с него они и начали, направив к его князю послов — некую «чародейку» и двух мужей. Послы передали требование Бату о покорности и уплате десятины «во всем» — доходах, людях, конях. Такой данью монголы облагали все завоеванные народы. Рязанцы отвергли ультиматум, заявив послам: «Аще нас не будет всех, то все то ваше будет».

Лишь после этого рязанский князь Юрий Игоревич начал готовиться к сражению. Одновременно он обратился за помощью к Юрию Всеволодовичу Владимирскому, но тот в помощи отказал. Отказали в помощи князья черниговские и новгород-северские.

Княжества Северо-Восточной Руси, погруженные в усобицы, не смогли договориться о совместной обороне даже перед лицом смертельной опасности. На юге объединение сил было достигнуто благодаря энергии и авторитету Мстислава Удалого. На северо-востоке аналогичную роль мог сыграть переяславский князь Ярослав или владимирский князь Юрий. Но оба они постарались уклониться от участия в войне. Рязанские князья заняли решительную позицию, но в то время они не обладали еще достаточным авторитетом, чтобы создать и возглавить антимонгольский союз.

 Батый у стен Рязани (1237г.)

Рязань фактически была брошена на произвол судьбы из-за разногласий рязанских князей. Старший из них, князь Юрий Рязанский, решил оборонять столицу. Младшие князья покинули свои города и отступили к суздальской границе, надеясь, что владимирский князь все же пришлет свои полки им на помощь. Имеются сведения, что рязанские князья попытались дать бой монголам в южных пределах своего княжества, у Воронежа, но потерпели поражение.

Захватив города Пронск, Белгород и Ижеславль, Батый 16 декабря 1237 года подступил к стенам Рязани. Столица Рязанского княжества была хорошо укреплена — высота земляных валов достигала десяти метров. На валах возвышались дубовые стены с бойницами и башнями. С наступлением морозов валы поливались водой, что делало их неприступными.

Но у монголов было численное преимущество, к тому же и опыта было значительно больше, чем у рязанской дружины и городского ополчения. Пользуясь многократным численным перевесом, они вели непрерывный штурм, меняя отряды штурмующих, тогда как рязанцы оставались на городских стенах и после двух-трех бессонных ночей теряли боевую готовность. «Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились», — пишет по этому поводу автор «Повести о разорении Рязани Батыем».

Фрагмент №1 диорамы Оборона старой Рязани

Фрагмент №2 диорамы Оборона старой Рязани

После пяти дней осады 21 декабря 1237 года крепость была взята штурмом и сожжена. Летописи рассказывают о тотальном избиении всего населения города, в том числе священников и монахов.

«Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, Другие с пороками, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день. И пришли в церковь соборную пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли, и иные многие от оружия пали. И в городе многих людей, и жен, и детей мечами посекли. А других в реке потопили, а священников и иноков без остатка посекли, и весь град пожгли, и всю красоту прославленную, и богатство рязанское, и сродников их — князей киевских и черниговских — захватили.

Илья Глазунов. Нашествие

А храмы божии разорили и во святых алтарях много крови пролили. И не осталось в городе ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было тут ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о детях, ни детей об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые. И было все то за грехи наши.»

Столица Рязанского княжества, насчитывавшая несколько десятков тысяч человек, принявшая еще большее количество бежавших сюда при приближении монголо-татарского войска, была полностью уничтожена, а каменные храмы разрушены.
При обороне Рязани погиб князь Юрий Игоревич и члены его семьи.

«Убитый мужчина прижимал к груди маленького ребёнка»

Жестокость армии Батыя — не выдумка. Археологи, проводя раскопки на том месте, где раньше была Рязань, находили подтверждение летописным сообщениям о массовых расправах: «Пленникам рубили головы: при раскопках А. В. Селивановым Спасского собора обнаружены скопления из 27 и 70 черепов, некоторые со следами ударов острым оружием… Юношей, девушек и молодых женщин, оставшихся в живых, вероятно, разделили между воинами. Найден скелет женщины, которая была беременна, убитый мужчина прижимал к груди маленького ребёнка. У части скелетов проломлены черепа, на костях следы сабельных ударов, отрублены кисти рук».

Князь Юрий Игоревич разделил судьбу своего народа — он погиб во время штурма.

По приказу Батыя ограбленный и опустошенный город был сожжен.

Рязанцы, которых не было в городе в момент его гибели, возвратились на пепелище, чтобы отдать последнюю дань уважения погибшим. О гробах и одиночных могилах речь не шла — трупов было столько, что хоронили их в огромных братских могилах, похожих на котлованы.

Взятие Рязани

Батый в год 1237 с полками подошел к границам Рязанского княжества. Татары остановились на реке Воронеж и прислали послов к князю Олегу Ингваревичу. Хан потребовал десятую часть ото всего, что есть в княжестве: сокровищ, людей, земель. Рязанский князь отправил послов с просьбой о помощи к великому князю владимирскому Георгию Всеволодовичу. Тот отказал ему, так как сам хотел сразиться с татарами. Тогда собрал Олег Ингваревич на совет своих братьев и других князей. Они решили отправить с переговорами к Батыю сына князя Федора Юрьевича.

Посланник пришел к хану с дарами и стал просить не разорять Рязань. Безбожный царь принял дары и пообещал не нападать на княжество. За это он потребовал привести к себе молодых сестер и дочерей рязанских. Среди русских послов оказался предатель, рассказавший, что у Федора Юрьевича очень красивая супруга. Тогда хан пожелал, чтобы молодой князь привел к нему свою жену. Тот рассмеялся и сказал, что русские женщины достанутся хану, лишь когда он их завоюет. Батый приказал убить Федора Юрьевича и выбросить его тело.

Старый слуга князя забрал и тайно похоронил своего господина. Он вернулся в Рязань и обо всем рассказал его семье.

Батый разорил и сжег рязанские города Пронск, Бел, Изяславль и убил их жителей. Затем подошел к Рязани и осадил ее. 5 дней горожане удерживали осаду, но на шестой день татары подошли со стенобитными машинами и лестницами и город пал.

Композиция

В том виде, в котором текст сохранился в списках XVI в., произведение состоит из 4-х частей. Первая из них представляет собой самостоятельный сюжет о приходе Батыя к границам Рязанского княжества и посольстве к нему сына рязанского князя Федора Юрьевича. Завязка действия — требование дани татарами, кульминация — отказ Федора прислать по требованию хана свою жену Евпраксию, развязка — гибель послов, эпилог — смерть Евпраксии. Развязка служит в то же время завязкой второй части повести — рассказа об обороне Рязани, поскольку после убийства послов мирное решение конфликта с Батыем становится невозможным.

Вторая часть построена как воинская повесть событийного типа. Она содержит рассказ о сборе войска, битве на подступах к городу, осаде Рязани, ее разорении и гибели всех «удальцов и резвецов» рязанских, отличающийся напряженностью и трагизмом. Кульминацией является момент взятия Рязани, подготовленный детализированным и эмоциональным описанием битвы, основанным не на конкретных фактах, а на нанизывании ряда воинских формул. Эмоциональное напряжение поддерживается мотивом «единой чаши смертной», пронизывающим всю эту часть

Большое внимание уделено последствиям военных действий, разорению города, как это было в летописных повестях по Лаврентьевскому своду о нашествии Батыя

В третьей части представлено эпическое сказание о Евпатии Коловрате, рязанском вельможе. Она присоединена к предыдущей по хронологическому принципу. По жанру она представляет собой воинскую повесть, поскольку объект и композиция соответствуют этому жанру. Завязка действия — приход Евпатия в разоренную Рязань, кульминацией является поединок с Хостоврулом, и, наконец, развязка — это гибель героя.

4-я часть повествует о приходе в Рязань Ингваря Ингваревича, брата погибшего князя. Она соединена с предыдущим сюжетом хронологией. В отличие от предшествующих частей, четвертая сюжетно не представляет единого целого. Она построена на сочетании сообщений о действиях Ингваря Ингваревича и двух лирических отрывков — плача Ингваря и похвалы роду рязанских князей. По сравнению с предыдущими частями, рассказывающими о трагических событиях, последняя носит оптимистический характер — князь, собрав оставшихся в живых рязанцев, начал строительство нового города.

Таким образом, по структуре повесть представляет собой цепь из четырех относительно самостоятельных фрагментов, различных по жанру и построению, первые два из которых связаны сюжетно, последующие — хронологически. Объединяется весь материал повести единой темой — историей разорения Рязанского княжества Батыем и его возрождения. Несмотря на большое разнообразие традиций, легших в основу повествования, произведение может рассматриваться как единое художественное целое. Первая часть представляет собой экспозицию и завязку основного действия, вторая — развитие действия, третья — кульминацию, четвертая — развязку и эпилог. В процессе создания повести произошло соединение сведений различного происхождения, связанных с одним центральным событием — разорением Рязани.

Как пала Рязань

Батый пришел под стены Рязани со своим войском. Он осадил город. Битва продолжалась в течение пяти дней. Воины хана сменяли друг друга. Без отдыха сражались жители города. Многие из них были ранены, и многие погибли. Рано утром, в шесть часов, отряды Батыя пошли на город со стенобитными орудиями, с огнями и бесчисленными лестницами. 21 декабря им удалось взять Рязань.

Завоеватели направились в церковь. Здесь находилась мать рязанского князя, а также другие княгини. Все они были изрублены мечами. Священнослужители также погибли: кто-то от мечей неприятеля, а многие были сожжены в церкви. Население города истребляли, включая женщин и детей. Одних топили в реке, других убивали оружием. Враги разрушили Рязань и сожгли город. Неизвестный автор отмечает, что ни одного живого не осталось в нем. Не было ни плачущего, ни стонущего. Все лежали вместе мертвые. А причина всему этому — людские грехи.

Батый отправляется дальше со своими войсками. Он идет на Владимир и Суздаль, хочет завоевать все государство русское, разрушить церкви и полностью искоренить христианскую веру.

Взятие Рязани

Батый в год 1237 с полками подошел к границам Рязанского княжества. Татары остановились на реке Воронеж и прислали послов к князю Олегу Ингваревичу. Хан потребовал десятую часть ото всего, что есть в княжестве: сокровищ, людей, земель. Рязанский князь отправил послов с просьбой о помощи к великому князю владимирскому Георгию Всеволодовичу. Тот отказал ему, так как сам хотел сразиться с татарами. Тогда собрал Олег Ингваревич на совет своих братьев и других князей. Они решили отправить с переговорами к Батыю сына князя Федора Юрьевича.

Посланник пришел к хану с дарами и стал просить не разорять Рязань. Безбожный царь принял дары и пообещал не нападать на княжество. За это он потребовал привести к себе молодых сестер и дочерей рязанских. Среди русских послов оказался предатель, рассказавший, что у Федора Юрьевича очень красивая супруга. Тогда хан пожелал, чтобы молодой князь привел к нему свою жену. Тот рассмеялся и сказал, что русские женщины достанутся хану, лишь когда он их завоюет. Батый приказал убить Федора Юрьевича и выбросить его тело.

Старый слуга князя забрал и тайно похоронил своего господина. Он вернулся в Рязань и обо всем рассказал его семье.

Русские воины были крепкими и отважными, но они не смогли одолеть огромную вражескую силу. Все войско, «удальцы и резвецы рязанские», полегли на поле боя, никто не повернул назад. Рязанский князь и его братья погибли, лишь один его родственник Олег Красный попал в плен, так как был тяжело ранен. Батый предложил ему принять свою веру и присоединиться к татарскому войску, пообещав вылечить его

Но Олег лишь посмеялся в ответ и тогда хан приказал рассечь отважного воина на куски.

Батый разорил и сжег рязанские города Пронск, Бел, Изяславль и убил их жителей. Затем подошел к Рязани и осадил ее. 5 дней горожане удерживали осаду, но на шестой день татары подошли со стенобитными машинами и лестницами и город пал.